Прекращается ли допуск к гостайне в декрете. Прекращение допуска к государственной тайне

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2014 г. N 59-АПГ14-7 Решение по делу о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне, возложении обязанности восстановить допуск к государственной тайне, взыскании надбавки к ежемесячному денежному содержанию, которым в удовлетворении исковых требований отказано, оставлено без изменения, поскольку законом предусмотрен порядок оформления прекращения допуска к государственной тайне в связи с увольнением сотрудника, имеющего допуск к государственной тайне, из организации независимо от основания расторжения служебного контракта

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Назаровой А.М.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Гуляевой Г.А.,

при секретаре Михейкиной Т.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску Веремеенко Д.Л. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области

о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне, возложении обязанности восстановить допуск к государственной тайне, взыскании надбавки к ежемесячному денежному содержанию

по апелляционной жалобе Веремеенко Д.Л. на решение Амурского областного суда от 11 апреля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Веремеенко Д.Л. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области о признании незаконным решения начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года о прекращении ему допуска к государственной тайне, восстановлении допуска к государственной тайне и возложении обязанности установить и выплатить надбавку к ежемесячному денежному содержанию.

В обоснование исковых требований истец указал на то, что проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотиков с 1 июля 2003 года по 13 ноября 2012 года на различных должностях, в том числе в период с 12 декабря 2011 года по 13 ноября 2012 года занимал должность заместителя начальника Райчихинского межрегионального отделения Управления ФСКН России по Амурской области, имел допуск к государственной тайне по второй форме, непосредственно работал со сведениями, составляющим государственную тайну. С 14 ноября 2012 года был незаконно уволен со службы. По решению Благовещенского городского суда Амурской области от 21 октября 2013 года восстановлен на службе в прежней должности. 22 октября 2013 года, приступив к работе, Веремеенко Д.Л. узнал о том, что ранее оформленный допуск к государственной тайне с 14 мая 2013 года ему был прекращен.

Истец полагал, что действия и решение начальника Управления ФСКН России по Амурской области о прекращении ему допуска к государственной тайне являются незаконными, поскольку предусмотренных статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» оснований для прекращения допуска не имелось. Кроме того, считал, что с момента восстановления на службе ему незаконно не выплачивалась надбавка к денежному содержанию за секретность в размере 20% ежемесячно.

В связи с изложенным истец просил суд признать незаконным решение начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года о прекращении допуска к государственной тайне по второй форме, обязать начальника Управления восстановить ему допуск, установить надбавку к ежемесячному денежному содержанию в размере 20% к должностному окладу с 21 октября 2013 года, то есть с момента восстановления на службе, и выплатить указанную надбавку за период с 21 октября 2013 года по день принятия решения по данному делу.

Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что решение о прекращении Веремеенко Д.Л. допуска к государственной тайне по истечении 6 месяцев с момента увольнения со службы являлось правомерным. После восстановления на службе по решению суда в отношении Веремеенко Д.Л. были проведены проверочные мероприятия органами ФСБ, и с 21 января 2014 года он допущен к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В период с 22 октября 2013 года по 20 января 2014 года Веремеенко Д.Л. не работал со сведениями, составляющими государственную тайну, поэтому оснований для выплаты ему надбавки к должностному окладу за секретность не имелось.

Решением Амурского областного суда от 11 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований Веремеенко Д.Л. отказано.

В апелляционной жалобе Веремеенко Д.Л. просит об отмене указанного решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили.

В связи с этим на основании ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Суд признал установленным, что Веремеенко Д.Л. проходил службу в органах наркоконтроля с 1 июля 2003 года по 14 ноября 2012 года. В период с 12 декабря 2011 года по 14 ноября 2012 года он занимал должность... отдела Управления ФСКН России по Амурской области. По роду служебной деятельности и должностным обязанностям имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Приказом Управления ФСКН России по Амурской области от 12 ноября 2012 года № 123-лс Веремеенко Д.Л. был уволен со службы в органах наркоконтроля с 14 ноября 2012 года по подпункту 12 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613, в связи с однократным грубым нарушением или систематическим нарушением служебной дисциплины.

14 мая 2013 года в позицию 8 карточки формы № 1, оформленной на Веремеенко Д.Л., была внесена запись о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, заверенная подписью начальника Управления ФСКН России по Амурской области.

На основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 21 октября 2013 года Управлением ФСКН России по Амурской области был издан приказ от 23 октября 2013 года № 117-лс о восстановлении Веремеенко Д.Л. в должности... отдела Управления с 15 ноября 2012 года.

Однако к работе с документами, составляющими государственную тайну, Веремеенко Д.Л. допущен не был. 22 октября 2013 года он был ознакомлен с письмом и.о. начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 22 октября 2013 года № 12/8267, которым и.о. начальника Райчихинского МРО Управления ФСКН России по Амурской области было предписано в связи с решением от 14 мая 2013 года о прекращении Веремеенко Д.Л. допуска к государственной тайне не допускать его к сведениям, составляющим государственную тайну, до оформления допуска к государственной тайне и распоряжения начальника Управления о допуске указанного сотрудника к работам и документам по второй форме.

16 января 2014 года Управлением ФСБ России по Амурской области Веремеенко Д.Л. был оформлен допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Приказом от 3 февраля 2014 года № 11-лс ему с 21 января 2014 года установлена надбавка к должностному окладу в размере 20% за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Оспаривая решение начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года о прекращении допуска к государственной тайне, Веремеенко Д.Л. ссылался на то, что предусмотренных статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» оснований прекращения допуска не имелось. Данная норма предусматривает возможность прекращения допуска к государственной тайне в случае расторжения трудового договора (контракта) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, однако он был уволен со службы по иным основаниям.

Разрешая спор, суд, сославшись на положения нормативных актов в области защиты государственной тайны: Закон Российской Федерации «О государственной тайне», а также Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 (далее - Инструкция), пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имелись основания прекращения допуска к государственной тайне.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Как следует из пункта 1 Инструкции, она разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, положения Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ, гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

Таким образом, учитывая, что положения Инструкции в примененной судом части не были признаны незаконными в установленном законом порядке, они также обязательны для соблюдения государственными органами, выполняющими работы, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как и положения Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и пунктом 15 Инструкции допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Согласно пункту 44 Инструкции действие допуска к государственной тайне прекращается в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1).

В силу пункта 45 Инструкции решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки, которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации.

Таким образом, в Инструкции предусмотрен порядок оформления прекращения допуска к государственной тайне в связи с увольнением сотрудника, имеющего допуск к государственной тайне, из организации независимо от основания расторжения служебного контракта. При этом запись о прекращении допуска к государственной тайне может быть сделана лишь по истечении 6 месяцев с момента увольнения.

Поскольку с 14 ноября 2012 года Веремеенко Д.Л. был уволен со службы и в течение 6 месяцев с момента увольнения из Управления ФСКН России по Амурской области его карточка о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, не была затребована, у начальника ФСКН России по Амурской области имелись основания, предусмотренные пунктом 44 Инструкции, для оформления прекращения допуска Веремеенко Д.Л. к сведениям, составляющим государственную тайну.

После восстановления Веремеенко Д.Л. на работе ответчик произвел переоформление ему допуска к государственной тайне в соответствии со ст.ст. 61, 62 Инструкции с учетом возможных изменений анкетных данных истца. В то же время порядок восстановления записи о допуске к государственной тайне ни нормами Закона Российской Федерации «О государственной тайне», ни положениями Инструкции не предусмотрен.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требований Веремеенко Д.Л. о признании решения начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года незаконным, обязании начальника УФСКН России по Амурской области восстановить Веремеенко Д.Л. допуск к государственной тайне по второй форме.

Статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, предусмотрено установление социальных гарантий, в том числе процентных надбавок к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, согласно которым ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

В соответствии с названными выше Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации Приказом ФСКН от 29 сентября 2008 года № 316 была утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действовавшая до 18 мая 2014 года, которая предусматривала выплату сотрудникам органов наркоконтроля надбавки в размере 20% за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно». Абзацем третьим пункта 5 данной Инструкции было предусмотрено, что надбавка не выплачивается лицам, допуск которых к государственной тайне в установленном порядке прекращен.

Разрешая требования истца об обязании ответчика установить ему надбавку в размере 20% с 21 октября 2013 года и выплатить указанную надбавку за период с 21 октября 2013 года по дату принятия решения по данному делу, суд, руководствуясь перечисленными нормативными актами, пришел к правильному выводу о том, что такая надбавка выплачивается сотрудникам, имеющим оформленный в установленном порядке допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных обязанностей.

Должность... отдела Управления ФСКН России по Амурской области поименована в номенклатуре должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Однако учитывая то обстоятельство, что допуск Веремеенко Д.Л. к государственной тайне был прекращен в установленном порядке, и в период с момента увольнения из органов наркоконтроля, то есть с 14 ноября 2012 года, до переоформления соответствующей формы допуска 20 января 2014 года после восстановления на работе, Веремеенко Д.Л. не работал с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, оснований для выплаты ему надбавки к должностному окладу за секретность у ответчика не имелось.

Доводы Веремеенко Д.Л. в апелляционной жалобе о том, что допуск к государственной тайне может быть прекращен лишь по основаниям, перечисленным в статье 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», основаны на ошибочном толковании заявителем норм законодательства в области защиты государственной тайны и не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения.

С учётом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Амурского областного суда от 11 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Веремеенко Д.Л. - без удовлетворения.

Обзор документа

Гражданин служил в органах наркоконтроля и имел допуск к гостайне. Он был уволен, но по решению суда его восстановили в прежней должности. Узнав, что ранее оформленный ему допуск к гостайне прекращен, гражданин обратился с иском в суд. Он просил признать незаконным решение о прекращении допуска к гостайне, восстановить допуск и взыскать надбавку за работу с гостайной.

Истец, в частности, ссылался на то, что по закону допуск к гостайне может быть прекращен в случае расторжения трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий. А он был уволен по иному основанию (нарушение служебной дисциплины).

В иске было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила данное решение в силе. При этом она отметила следующее.

Согласно Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан к гостайне действие допуска прекращается в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к гостайне, уволились из организации, в т. ч. при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки о допуске к гостайне.

Таким образом, в инструкции предусмотрен порядок оформления прекращения допуска к гостайне в связи с увольнением сотрудника, имеющего допуск, из организации независимо от основания расторжения служебного контракта. При этом запись о прекращении допуска может быть сделана лишь по истечении 6 месяцев с момента увольнения.

Истец был уволен со службы и в течение 6 месяцев после этого его карточка о допуске к гостайне не была затребована. Поэтому имелись основания для прекращения его допуска к гостайне.

После восстановления истца на службе ответчик переоформил ему допуск к гостайне с учетом возможных изменений анкетных данных. В то же время порядок восстановления записи о допуске к гостайне ни нормами Закона о гостайне, ни положениями инструкции не предусмотрен.

Основаниями для отказа должностному лицу или граждани­ну в допуске к государственной тайне могут являться:

    признание его судом недееспособным, ограниченно дееспо­собным или рецидивистом, нахождение его под судом или след­ствием за государственные и иные тяжкие преступления; нали­чие у него неснятой судимости за эти преступления;

    наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным орга­ном исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

    постоянное проживание его самого и (или) его близких род­ственников за границей и (или) оформление указанными лица­ми документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

    выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Россий­ской Федерации;

    уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сооб­щение им заведомо ложных анкетных данных.

18. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государствен­ной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

    расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприя­тий;

    однократного нарушения им взятых на себя предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

    возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основани­ем для расторжения с ним трудового договора (контракта), ес­ли такие условия предусмотрены в трудовом договоре (кон­тракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобож­дает должностное лицо или гражданина от взятых ими обяза­тельств по неразглашению сведений, составляющих государст­венную тайну.

19. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

    права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

    права на распространение сведений, составляющих государ­ственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

    права на неприкосновенность частной жизни при проведе­нии проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

1 Все законодательные акты – по состоянию на 2011 год

2Правоведение: учебник для неюридических вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 480 с. - стр. 49

Здравствуйте, Константин!

Статья 28.1. Права военнослужащего, который привлекается к дисциплинарной ответственности

1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который привлекается к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности . Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Статья 28.6. Обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Доказательства и их оценка

1. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности выяснению подлежат:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.

2. Доказательствами при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир или судья военного суда, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи .

3. В качестве доказательств допускаются:

объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности;

заключение и пояснения специалиста;

документы;

показания специальных технических средств;

вещественные доказательства.

4. Объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, представляют собой сведения, имеющие отношение к решению вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, и сообщаются указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения указанных лиц в случае необходимости записываются и приобщаются к материалам о дисциплинарном проступке, а также отражаются в протоколе о грубом дисциплинарном проступке или в другом протоколе, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

5. Заключение специалиста - лица, обладающего специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, представляет собой его суждение, высказанное в письменной форме в пределах его профессиональной компетенции в соответствии с поставленными вопросами.

Пояснения специалиста представляют собой сведения об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения и сообщаются специалистом в устной или письменной форме.

6. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, должностными лицами или гражданами, имеют значение для решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности. К таким документам могут относиться:

протоколы;

справки (акты) о медицинском освидетельствовании;

материалы ревизии, проверки, административного расследования;

служебная характеристика военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

другие документы.

10. Командир или судья военного суда, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Федерального закона и других федеральных законов, не допускается

Таким образом, видно, что проверка ФСБ могла стать основанием для наложения дисциплинарного взыскания.

Ваши действия были верными (и написание рапорта об ознакомлении с материалами, и заявление в военную прокуратуру).

Поскольку в распоряжении военной части необходимые документы отсутствуют, Вы можете повторно написать рапорт, когда ФСБ закончит проверку.

В настоящее время следует ждать окончания проверки ФСБ. Как я понимаю, дело может закончиться не просто дисциплинарным взысканием, но и административной или уголовной ответственностью. Если Вы не причастны к противоправным деяниям, Вам нечего бояться.

В то же время отмечу, что снятие командиром взыскания не означает, что по окончании проверки не может быть наложено еще одно взыскание.

Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение

2. За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

строгий выговор;

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

лишение нагрудного знака отличника;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта ;

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

отчисление с военных сборов;

дисциплинарный арест

Как видно, может быть применено увольнение в качестве дисциплинарного взыскания.

Я советую догулять отпуск, выходить на службу и ждать результат проверки ФСБ. После получения этих результатов на усмотрение командира Вам может быть восстановлен статус допуска к гостайне.

Удачи Вам!

С уважением, Светлана.

Может вот это поможет? Правда решения КС РФ я не нашел.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Руководствуясь статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

2. Поручить представлять интересы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации в связи с настоящим запросом заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андреевой Т.К.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.Иванов

Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.Козлова

ЗАПРОС
о проверке конституционности положения абзаца четвертого статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"

Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне, Закон) подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1993 года (N 5485-1) и опубликован в "Российской газете" от 21 сентября 1993 года, N 182.

Согласно положению абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Исходя из буквального смысла этого положения должностному лицу или гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне на том основании, что его близкие родственники постоянно проживают за границей или оформляют документы для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемое положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне пункту 3 статьи 55 и статье 119 Конституции Российской Федерации.

Допустимость запроса обусловлена в силу части 1 статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" тем, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает положение абзаца четвертого статьи 22 Закона о государственной тайне не подлежащим действию из-за его неконституционности в части, касающейся деятельности судей, поскольку установленные в Законе ограничения не учитывают особенностей деятельности и статуса судьи, создают не соответствующие Конституции Российской Федерации чрезмерные препятствия в осуществлении правосудия, а также при назначении на должность судьи (эти ограничения могут являться основанием для отказа в получении кандидатом на должность судьи положительных рекомендаций, тем самым нарушаются и умаляются права граждан). Данное положение не согласуется также с общеправовым принципом соразмерности, так как не обеспечивает достижения целей Закона о государственной тайне, а именно: предупреждения распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации состоит в следующем.

1. Согласно статье 119 Конституции Российской Федерации судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической проф

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2011, N 4

В некоторых случаях в целях обеспечения сохранности государственной тайны работодатель вправе прекратить допуск работника к определенным сведениям. При этом он может предложить ему другую должность, которая исключает доступ к государственной тайне, а в случае невозможности такого перевода - расторгнуть с данным работником трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - "прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска". Увольнение по данному основанию относится к расторжению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В данной статье рассмотрим, в каком порядке относят сведения к государственной тайне, кто имеет к ним допуск, как он осуществляется, каковы условия и особенности увольнения по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Государственная тайна

Законодательством РФ предусмотрено достаточно много видов тайн, охраняемых законом: государственная, коммерческая, банковская, врачебная, тайна следствия и др. Но особое внимание государство уделяет защите государственной тайны - сведений в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне)).

Какие сведения относить к государственной тайне, определяют органы государственной власти и организации, получающие такие сведения, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, установленным Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90.

Засекречивание сведений, то есть введение в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, производится с учетом степени секретности сведений.

Примечание. Носители сведений - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов.

В зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, различают три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "Особой важности", "Совершенно секретно" и "Секретно".

Отметим, что помимо перечня секретных сведений ст. 7 Закона о государственной тайне устанавливает и перечень сведений, которые не могут быть секретными. К ним относятся сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Допуск к государственной тайне

Использовать сведения, относящиеся к государственной тайне, могут лица, получившие на это разрешение (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены ст. 21 Закона о государственной тайне, а порядок допуска и формы требуемых для этого документов установлены Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция).

Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих органах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ (п. 2 Инструкции).

Обратите внимание! При замещении должностей, Перечень которых утвержден Распоряжением Президента РФ от 15.01.2010 N 24-рп, лица считаются допущенными к государственной тайне. К ним относятся Председатель Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, секретарь Совета безопасности РФ, федеральный министр, председатель ЦБ РФ и др.

В зависимости от степени секретности сведений, представляющих собой государственную тайну (сведения особой важности, совершенно секретные, секретные), Инструкцией установлены три формы допуска к ним граждан.

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке по месту работы (службы). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск, которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем.

Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, предоставляют собственноручно заполненную анкету, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Информация, предоставленная гражданами ради допуска к сведениям "особой важности" и "совершенно секретным", подлежит обязательной проверке органами безопасности по месту расположения организации, а гражданами, допускаемыми к "секретным" сведениям, - может быть проверена по запросу руководителя организации (с письменного согласия гражданина).

Работники кадрового подразделения организации обязаны ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с его обязательствами перед государством, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, а также получить согласие на частичные и временные ограничения его прав. Эти ограничения касаются:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне (ст. 24 Закона о государственной тайне).

Ответственность за создание условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся с необходимым для выполнения должностных (функциональных) обязанностей объемом сведений, составляющих государственную тайну, несут руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций (ст. 25 Закона о государственной тайне).

Примечание. Должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы.

Итак, после проведения вышеуказанных действий руководитель государственного органа, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, и с ним заключается трудовой договор (контракт). Ранее, до принятия Инструкции, с претендентом на должность (работу) заключался отдельный договор об оформлении допуска к государственной тайне, являющийся приложением к трудовому договору, но с 01.05.2010 - момента введения Инструкции в действие - этот дополнительный договор не заключается.

Возникает вопрос: какие условия, касающиеся допуска к государственной тайне, необходимо включать в трудовой договор (контракт)? Статьей 57 ТК РФ предусмотрено лишь одно дополнительное условие - о неразглашении охраняемой законом тайны. А вот в силу ч. 8 ст. 21 Закона о государственной тайне взаимные обязательства работодателя и работника, принимаемого на должность, предполагающую доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отражаются в трудовом договоре, который заключается после окончания проверки компетентными органами. Работодателям рекомендуется включать в текст договора помимо указанного общего условия либо условие о соблюдении работником требований специальных инструкций (регламентов) по работе с секретными документами, либо все обязательства, связанные с выполнением работы с секретными сведениями.

Отметим, что не все граждане могут быть допущены к государственной тайне. Так, гражданину может быть отказано в допуске, если:

  • он признан судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, находится под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеет неснятые судимости за эти преступления;
  • он имеет медицинские противопоказания для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • он или его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) оформляют документы для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • в результате проверочных мероприятий выявлены действия гражданина, создающие угрозу безопасности РФ;
  • он уклоняется от проверочных мероприятий и (или) сообщил заведомо ложные анкетные данные (ст. 22 Закона о государственной тайне).

Основания прекращения допуска к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. При этом инициатива о прекращении допуска может исходить и от органа безопасности в виде представления.

Обратите внимание! До принятия решения о прекращении допуска к государственной тайне на время служебного расследования работник может быть отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ).

В силу ст. 23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется в следующих случаях:

  1. В связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий. В Трудовом кодексе понятие "организационные и (или) штатные мероприятия" не употребляется, но на практике к таким мероприятиям относятся сокращение численности или штата работников организации, смена собственника имущества организации, реорганизация, изменение организационных или технологических условий труда, повлиявшие на изменение определенных сторонами условий трудового договора, переезд (перевод) работодателя в другую местность.
  2. Однократное нарушение работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны. Согласно Примерному содержанию обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, изложенных в форме 2 Инструкции, основные обязательства, которые на себя принимает гражданин в связи с допуском к государственной тайне, таковы:
  • соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне;
  • в случае принятия решения о временном ограничении права на выезд из РФ в 5-дневный срок передать имеющийся заграничный паспорт на хранение работодателю до истечения установленного срока ограничения прав;
  • в полном объеме и своевременно информировать кадровое подразделение работодателя об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных Законом о государственной тайне;
  • представлять в установленном порядке в кадровое подразделение работодателя документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • в случае попытки посторонних лиц получить информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в режимно-секретное подразделение работодателя или в органы федеральной службы безопасности РФ.

Закон о государственной тайне не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с характером нарушения обязательств по сохранению тайны - грубое оно или малозначительное. Поэтому решение о прекращении допуска может быть принято и в случае совершения несерьезного нарушения.

  1. Возникновение перечисленных выше обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Обратим внимание на некоторые моменты:
  • основанием для прекращения допуска к государственной тайне недееспособного, ограниченно дееспособного, рецидивиста, находящегося под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеющего неснятые судимости за эти преступления, является только решение суда или компетентного органа. При этом указанные обстоятельства могут как иметь место при поступлении лица на работу (не выявленные в результате проверочных мероприятий), так и возникнуть в процессе трудовой деятельности;
  • место постоянного проживания работника, в том числе вид на жительство в другом государстве, по общему правилу указывается в основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, - паспорте, а место постоянного проживания близких родственников - в анкете, заполненной кандидатом при поступлении на работу. Таким образом, если работник, зная о месте проживания родственников в другом государстве, сообщил в анкете заведомо ложные сведения, само по себе это будет являться основанием для прекращения допуска к государственной тайне.

Обратите внимание! Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд (ч. 4 ст. 23 Закона о государственной тайне).

Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина оформляется в виде приказа, в качестве основания которого указываются реквизиты заключения или представления органа безопасности или других документов, подтверждающих наличие обстоятельств, требующих прекращения допуска. В приказе о прекращении допуска можно также указать на обязанность работника по передаче носителей секретной информации и иных документов.

Расторгаем трудовой договор

Итак, в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, трудовой договор (контракт) с работником может быть расторгнут по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Для расторжения договора по этому основанию необходимо выполнение следующих условий:

  • работник допущен к государственной тайне;
  • допуск к государственной тайне прекращен в соответствии со ст. 23 Закона о государственной тайне;
  • у работодателя нет возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях предлагаются в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Обращаем внимание работодателей, что не следует путать увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с увольнением по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - за разглашение охраняемой законом тайны, (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 является увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и даже если в результате однократного нарушения работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны, соответствующая информация стала известна третьим лицам, работник не может быть уволен по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81. Разглашение же охраняемой законом тайны - дисциплинарный проступок, совершенный сотрудником умышленно, и является основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения именно по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81.

Отметим, что специальным законодательством для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены особенности прекращения трудового договора по данному основанию. Например , согласно ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, относится к основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а не к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Несмотря на то что увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не является дисциплинарным взысканием и работодателю не вменяется обязанность по соблюдению процедуры применения дисциплинарного взыскания согласно ст. 193 ТК РФ, для установления факта и причин однократного нарушения работником обязательств, предусмотренных трудовым договором (контрактом), работодателю рекомендуется запросить с работника объяснительную.

Итак, если работник отказался от предложенной вакансии, работодатель издает приказ о расторжении трудового договора (контракта), составленный по унифицированной форме N Т-8 <1>. Основанием для его издания служит приказ (иной документ), в соответствии с которым прекращен допуск к государственной тайне. Рекомендуем как основание указать также отказ работника от предложенной вакансии. Последним днем работы при увольнении является день прекращения допуска к государственной тайне.

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или тот отказывается ознакомиться с ним под роспись, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись.

Запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. При этом указывается, что договор расторгнут в связи с прекращением допуска к государственной тайне по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Трудовая книжка выдается в день прекращения трудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). При ее получении работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках").

Запись о прекращении трудового договора заверяется подписью сотрудника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью увольняемого. Все причитающиеся последнему суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска согласно ст. 127 ТК РФ) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, то есть в день увольнения (ст. 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным требования о расчете. В случае спора о размерах указанных сумм работодатель обязан выплатить не оспариваемую работником сумму.

Е.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"