Фкз о гражданстве. Что важно знать о возможности получения иного гражданства гражданином РФ? Может ли россиянин быть гражданином другой страны

Гражданство Российской Федерации – это правовая категория, которая определяется как стойкая политическая или политико-правовая связь индивида с российским государством. Приобретается она несколькими различными путями и имеет конкретные юридические последствия. Так, у каждой стороны возникают определенные возможности и обязательства, определенные законодательно. Например, государственное образование принимает на себя обязанность защищать гражданина, а получивший российской гражданство, в свою очередь, обязанность платить налоги, соблюдать законодательство РФ и прочие.

Какая информация должна быть отражена в оповещении?

Власти Турции проверяют, является ли заявитель гражданином Турецкой Республики Северного Кипра. Однако лица, которые приобрели гражданство Северного Кипра не по рождению, а после рождения, не могут пользоваться этой привилегией. Они могут подать заявление на гражданство Турции в соответствии с процедурой общего приобретения, регулируемой в статье 11, которая подпадает под действие решения компетентного органа.

Исполнение или освобождение от военной службы в случае множественного гражданства

Турция подписала специальные соглашения с некоторыми странами, которые были заключены об освобождении от военных обязательств в случае множественного гражданства. В принципе, лица, обладающие гражданством более чем одного государства, обязаны выполнять свои военные обязательства по отношению к одному из этих государств. Гражданин Турции, выполнивший свое военное обязательство в соответствии с законодательством другого государства, гражданином которого он является, считается исполненным в Турции своим военным обязательством.


Таким образом, российское гражданство, как связь человек-государство, проявляется в возникающих у сторон взаимных правах и обязанностях.

Понятие гражданства довольно широко и многогранно. Оно включает в себя весь комплекс взаимоотношений индивида с государственным механизмом, «привязанность» к конкретной территории, а также добровольное согласие на подчинение распоряжением властной организации на всей территории страны. Связь распространяется не только на пределы госграницы. Понятие шире границ, так как обязывает страну защищать своих граждан в любой точке мира. В обязанность РФ входит защита лиц, имеющих российское гражданство, в любой стране пребывания таковых.

Кто считается гражданином

По российской нормативной базе относительно гражданства существует две категории лиц, которые считаются гражданами. Такое определение круга лиц имеет практическое значение. Все указанные индивиды считаются имеющими российское гражданство, не входящие в этот круг, должны для его получения прибегать к специальной процедуре натурализации или восстановления в статусе.

Итак, нормы права устанавливают, что гражданство Российской Федерации имеют лица:

  • которые на 1 июля 2002 года уже имели такой статус и не прекращали его;
  • которые получили такое ввиду принятия законодательного акта «О Гражданстве Российской Федерации» от 1 июля 2002 года.

Сущность этих критериев заключается в том, что РФ выступает правопреемником Российского государства, РСФСР и СССР в целом. И непрерывность гражданского статуса, подержанный законом, основывается на непрерывности российской государственности. Поэтому определение наличия связи индивида с РФ требует учета нормативов, действовавших в Российском государстве до 1917 года, всех республик, входивших в бывшую РСФСР и, очевидно, субъектов Союза, а также все международные соглашения с участием этих субъектов.

Принципы

Понятие принципы охватывает основоположные выходные положения, на которых основывается статус, предоставляется или прекращается гражданство Российской Федерации. К таковым относятся:

  • единство статуса и равенство граждан, независимо от времени и способа приобретения статуса;
  • постоянное пребывание гражданина за границей РФ не признается поводом для прекращения гражданской связи с государством;
  • лишение статуса, отказ или запрет изменить гражданский статус не допускаются;
  • РФ не выдает своих граждан иностранным государствам и не может выдворить гражданина за свои пределы;
  • Власти РФ поощряют установление гражданской связи с апатридами, которые постоянно пребывают на территории страны на законных основаниях;
  • Наличие гражданства государственных образований, существовавших на российской территории ранее, у индивида определяется по соответствующим историческим нормативным актам.

Множественность статуса

В российском праве множественное называется двойным гражданством. Такая ситуация вовсе не исключается законодателем, однако определяются определенные пределы и ограничения.

Итак, в принципе российское гражданство может быть у индивида не единственным, при этом аналогичный статус лицо может иметь в других государствах. При этом бипатриды, имеющие гражданство России, воспринимаются властями РФ исключительно как собственные граждане. Это определяет их круг прав и обязанностей. Закон отмечает, что правовой статус бипатрида не отличается от лиц с единым статусом. Хотя на самом деле это не совсем так. Лица с двойным статусом не могут полноценно участвовать в госуправлении (занимать определенны государственные посты и должности госслужбы. Быть судьями и так далее).

Кроме того, такое положение лица не освобождает от обязанностей относительно каждого государства, среди основных:

  • служба в вооруженных силах;
  • уплата налогов;
  • соблюдение законодательства и действие в интересах страны;
  • а также множество иных обязательств.

Часто они достаточно противоречивы и могут вступать в конфликт. Однако с этим сталкиваются любые бипатриды, не только имеющие гражданство Российской Федерации.

И способствуют таким казусам недостаточная урегулированность в мировой международной практике, а также во внутренней нормативной базе. Закон в РФ содержит ряд противоречивых положений о двойной государственно-правовой связи. Так, иметь дополнительное гражданство или подданство возможно лишь в соответствии с международными договорами, регулирующими этот вопрос, или соответствующими законодательными актами. На сегодня существуют такие договоры лишь с Туркменистаном и Таджикистаном. И при этом действует положение, согласно которому гражданство России не прекращается ввиду приобретения альтернативного (без каких-либо ограничений).

Таким образом, возникает ситуация, в которой лицо, вроде бы, может иметь второй гражданский статус лишь в двух странах, но при этом приобретение статуса граждан третьих стран не является основанием для прекращения связи с РФ. Такая ситуация способствует расширенному трактованию норм закона, при котором допускается наличие любых других гражданств-подданств параллельно с российским.

Правовой статус

Правовой статус лиц в стране определяется как система всех их прав и обязанностей. Все индивиды для властных структур делятся на три категории по наличию/отсутствию у них гражданской связи с РФ или прочими странами. Такой принцип выделяет в стране три категории физлиц: граждане, иностранцы и апатриды.

Очевидно, что самый широкий круг прав принадлежит именно первой категории лиц. Теория права и мировая практика показывают, что главным отличием выступают политические права. Так, гражданство Российской Федерации дает обладателям такового возможность влиять на управление страной. В этом контексте граждане:

Естественно при этом индивиды, имеющие гражданство Российской Федерации, обладают и всем остальным объемом предусмотренных Конституцией и прочими нормативными документами прав и обязанностей.
Получить гражданство России в упрощенном порядке имеют лица, которые заключили законный брак с гражданами РФ. Обратного смысла правило не имеет, то есть:

  • лицо, заключившее или расторгнувшее брачные отношения с апатридом или иностранцем, сохраняет свой гражданский статус;
  • лицо, супруг которого сменил свою гражданскую принадлежность, сохраняет свою гражданскую принадлежность.

То же касается и детей, рожденных или усыновленным в таком супружеском союзе. Расторжение брака их родителей не влечет изменения их статуса.

Обусловлено такими положениями:

  • статус ребенка при изменении гражданства его родителя/родителей может сохраняться или изменяться;
  • с наступлением четырнадцатилетнего возраста вопросы об изменении гражданства ребенка решаются с его согласия;
  • гражданство Российской Федерации для малолетних и несовершеннолетних не может быть прекращено, если ввиду этого они становятся апатридами;
  • статус граждан родителей ребенка, лишенных родительских прав относительно него, не влияет на его собственное положение, а их согласия не требуется для изменения гражданства ребенка.

Подтверждающий документ

Главным документом, который удостоверяет, что лицо является гражданином России, является паспорт.

Паспорт гражданина Российской Федерации – это основное удостоверение личности для индивидов, имеющих гражданство России, на ее территории. По этому документу осуществляются практически все юридически значимые действия субъекта. Наличие паспорта – не право, а обязанность каждого гражданина страны, достигшего четырнадцатилетнего возраста.

Несмотря на то, что лица могут иметь альтернативные удостоверения личности, например, водительское удостоверение, заграничный, служебный или дипломатический паспорта, все они не дают возможности воспользоваться полным спектром прав-обязанностей. Так, паспорт обязательно требуется при заключении сделок с участием нотариуса, при заключении-расторжении брака, даже при покупке билетов на транспортные средства железнодорожного или авиасообщения.

Получение

Возможность получить гражданство Российской Федерации связывается преимущественно с «правом крови» и «правом почвы». Такое сочетание говорит о происхождении лиц от конкретных предков или о рождении на конкретной территории.

Существует несколько способов получить гражданство Российской Федерации:

  • Филиация – приобретение статуса по рождению. Лицо может получить гражданство по наличию соответствующего статуса у его родителей или одного из них, а также ввиду рождения от гражданина РФ или неизвестных лиц на территории России;
  • Натурализация – прием иностранцев и апатридов в гражданство;
  • Восстановление в статусе для лиц, имевших уже ранее гражданство России;
  • Оптация – принятие новых граждан при приобретении новых территорий государством;
  • Следование гражданству родителей – принятие гражданства РФ, если его приняли родители лица.

Конкретные пути, способы и условия для обретения статуса гражданина РФ указаны в законе и статьях нашего сайта.

Прекращение

Статус гражданина РФ может прекращаться в строго оговоренных законом случаях. К таковым отнесены:

  • Добровольный выход по заявлению лица. При этом требуется отсутствие невыполненных обязательств перед страной, а также гражданство иного государства или перспективы его получения. Российские власти и судебные органы исключили возможность утратить гражданство, полученное в России, без приобретения нового;

1. В соответствии с Конституцией РФ подробные основания и порядок приобретения гражданства РФ установлены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Гражданство является тем необходимым условием, которое обязательно для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин также имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами. Иными словами, гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, т.е. гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

2. Конституция установила, что гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. В соответствии с Конституцией граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях; граждане РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет на выдачу собственных граждан, запрет на привилегии и соответственно равенство всех граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделении носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности.

3. Закон о гражданстве в статье 11 предусматривает следующие основания приобретения гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство;в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ. Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Закон о гражданстве РФ поощряет принятие гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами, согласно которому гражданин РФ, проживающий за ее пределами, не прекращает российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

4. Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства РФ; иные основания, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ. В частности, к иным основаниям относятся: выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ; прекращение гражданства ребенка, если прекращено гражданство РФ обоих его родителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

5. Одной из важных гарантий использования гражданином РФ своих прав и свобод является закрепление в части 3 статьи 6 положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает в будущем возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так, вышеупомянутая Всеобщая декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства; в Международной конвенции о сокращении лиц без гражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (пункт 1 статьи 8); в статье 3 Дополнительного протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств и законах о гражданстве. Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствие с общепризнанными нормами международного права. Надо заметить, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.