Как оформить акт выполненных работ на услуги. Акт оказания услуг (выполнения, приёма-сдачи работ)

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 8

В рамках заключаемых предприятиями торговли и общественного питания соглашений (договоров) на выполнение работ и (или) оказание услуг предусматривается необходимость оформления двухсторонних (а в ряде случаев - трехсторонних и большего числа сторон) актов приемки выполненных работ (оказанных услуг). Именно данными актами документально подтверждается факт выполнения работы (оказания услуги).

В случаях же, когда согласно положениям гражданского законодательства отношения между сторонами могут регулироваться соглашениями в устной форме, оформляемые акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) зачастую являются единственными документами, подтверждающими наличие между сторонами соответствующих отношений.

Свое особое значение оформляемые акты приобретают при исчислении предприятиями торговли и общественного питания налога на прибыль или уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. Обусловлено это положениями ст. 252 НК РФ, согласно которой в целях налогообложения прибыли признаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, осуществленные соответствующим налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с положениями налогового законодательства понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, если при оформлении актов приемки работ (услуг) и иных документов будут допущены нарушения и ошибки, это может повлечь за собой не что иное, как отказ от принятия расходов в уменьшение налоговой базы на прибыль и, как следствие тому, увеличение суммы уплачиваемого организацией налога.

Отсутствие надлежаще оформленных первичных документов, к которым также относятся и акты приемки работ (услуг), в соответствии со ст. 120 НК РФ относится к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что влечет за собой наложение штрафа в размере 5000 руб. Если такие деяния совершены в течение более одного налогового периода, то штраф составляет уже 15 000 руб., а если деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, то штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

При всем этом следует учитывать, что к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения также относится отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

За отсутствие или неправильное хранение первичных учетных документов может наступить административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). Это нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Акты выполненных работ (оказанных услуг) относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках или же на бланках, оформленных с соблюдением требований ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Если используемая предприятиями торговли и общественного питания форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете она должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждаются в установленном порядке Госкомстатом России (в настоящее время - Росстат).

Если организация использует утвержденные в установленном порядке форматы бланков актов, то она должна оформлять их в соответствии с утвержденными соответствующим постановлением указаниями по оформлению. При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" допускается изменять форматы утвержденных бланков, вводя дополнительные реквизиты (не исключая утвержденных), расширять и сужать графы и строки с учетом значности показателей, включать дополнительные строки (включая свободные) и вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Любые изменения утвержденных в установленном порядке форматов бланков должны быть оговорены в утвержденной организацией учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это может быть реализовано, в частности, путем приложения к учетной политике измененных унифицированных форм первичной учетной документации.

Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то она должна разработать для использования необходимые формы, имеющие реквизиты, указанные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Для применения таких форм организация обязана объявить их в учетной политике (как возможные варианты - включить в приложения к учетной политике, утвердить специальным распорядительным документом, приведя в нем ссылку на учетную политику и др.).

Как представляется, для целей налогообложения организации вправе принимать те же первичные учетные документы, которые в соответствии с Законом о бухгалтерском учете признаются для целей бухгалтерского учета. При этом следует учитывать, что согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета могут являться в том числе и оформляемые бухгалтерские справки.

В отдельных случаях организация вынуждена отражать в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственные операции, которые подтверждаются актами, оформленными контрагентами. Если такие акты оформлены на бланке, содержащемся в альбомах унифицированной первичной документации, то достаточно сравнить бланк с законодательно утвержденным на предмет наличия всех предусмотренных реквизитов. Если же сторонняя организация использует самостоятельно разработанные формы актов, то организацией должна быть обеспечена проверка используемого в расчетах документа на предмет наличия обязательных реквизитов.

На практике распространены также случаи, когда для отражения каких-либо расходов в бухгалтерском и налоговом учете предприятия торговли и общественного питания вынуждены оформлять односторонние акты, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), то есть без отражения в них реквизитов о сдаче работ (услуг) со стороны исполнителя. Как правило, такие акты составляются комиссионно, то есть с привлечением определенного круга должностных лиц предприятия, включая специалистов по предмету выполненных работ (оказанных услуг).

Такие односторонние акты составляются, например, в обоснование произведенных расходов на оплату услуг связи (Интернет, мобильная связь) и в полной мере имеют юридическую силу, так как в отдельных случаях подтвердить экономическую обоснованность расходов невозможно.

Как отмечалось ранее, в соответствии со ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность производимых организацией расходов является еще одним (наряду с документальным подтверждением) обязательным условием для принятия их в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Под экономически обоснованными (оправданными) расходами понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Требования, предъявляемые к оформлению стандартизированных актов выполненных работ

В случаях, особо предусмотренных действующим законодательством, при документальном оформлении выполненных работ (оказанных услуг) организация обязана использовать унифицированные формы актов или же формы актов, утвержденные соответствующими нормативно-правовыми актами.

Так, при выставлении актов строительными подрядными организациями за работы по капитальному строительству и ремонту объектов применяются типовые формы первичных документов, утвержденные Постановлением Росстатагентства России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", - "Акт о приемке работ" (форма N КС-2) и "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (форма N КС-3).

Применение данных форм является обязательным не только в силу того, что утверждены они в качестве унифицированных форм, но также и в силу требований гражданского законодательства. В частности, согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Выполненные строительными и иными организациями работы и произведенные затраты отражаются в актах по формам N N КС-2 и КС-3 исходя из договорной стоимости. При этом в стоимость выполненных работ (затрат) включается как непосредственно стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, так и прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (включая рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты для производства работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

В случае если определение стоимости строительной продукции производится и расчеты, согласно заключенным договорам, осуществляются по твердым договорным ценам, реквизиты в части единичных расценок (графы "номер единичной расценки", "единица измерения", "цена за единицу") при оформлении акта по форме N КС-2 не заполняются.

При выполнении предприятиями торговли и общественного питания подрядным или хозяйственным способом работ по ремонту, реконструкции и модернизации принадлежащих им объектов основных средств в обязательном порядке оформляется "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" (форма N ОС-3), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Акт составляется постоянно действующей в организации комиссией, в обязанности которой входит оформление приема и передачи объектов основных средств. В нем приводятся сведения о произведенных хозяйственным или подрядным способом затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств, полноте и качестве выполненных работ. Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, происшедшим в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией.

Акт по форме N ОС-3 подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации. Акт подписывает также и исполнитель работ, в качестве которого могут выступать как сторонние организации и физические лица (при подрядном способе выполнения работ), так и вспомогательные и иные подразделения организации (при выполнении работ хозяйственным способом).

Необходимо учитывать, что, если работы выполнялись сторонней организацией, акт составляется в двух экземплярах, по одному каждой из сторон. Если по итогам модернизации или реконструкции объектов основных средств улучшены (повышены) первоначально принятые нормативные показатели их функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.), то произведенные организацией расходы в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости модернизированных (реконструированных) объектов.

При этом в бухгалтерском учете на основании оформленного акта оформляются следующие записи по счетам учета:

дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - стоимость работ по реконструкции и модернизации объектов основных средств, выполненных подрядным способом, то есть силами привлеченных сторонних лиц;

дебет счета 08 кредит счетов 10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. - затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, осуществленные собственными силами предприятий торговли и общественного питания, то есть хозяйственным способом;

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, улучшающие ранее принятые нормативные показатели их функционирования, отнесены на увеличение стоимости соответствующих объектов основных средств.

При изготовлении предприятиями торговли и общественного питания собственными силами специальной одежды по окончании работ должен оформляться "Акт выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды", форма которого приведена в Приложении к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н.

Осуществленные расходы по изготовлению предметов санитарной, специальной и иной подобной одежды и обуви оформляются в учете следующими записями:

дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счетов 10, 69, 70 и др. - расходы, связанные с изготовлением специальной одежды, отражены на счетах учета издержек обращения;

дебет счета 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" кредит счета 44 - оприходована изготовленная собственными силами специальная одежда.

В оформляемом акте указывается количество изготовленных предметов, их цена (под ней должна пониматься себестоимость изготовления), срок службы, сумма списания стоимости.

Кроме акта выполненных работ, в соответствии с п. 15 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды передача на склад организации изготовленной специальной одежды должна оформляться соответствующими первичными учетными документами. Для этой цели используются типовые формы N М-11 "Требование-накладная" и N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (в ред. изм. и доп.).

Требования, предъявляемые к оформлению актов, самостоятельно разрабатываемых предприятиями торговли и общественного питания

Самостоятельно разрабатываемые предприятиями торговли и общественного питания или их контрагентами акты выполненных работ (оказанных услуг) должны в первую очередь содержать все предусмотренные действующим законодательством (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете) обязательные реквизиты.

Во вторую очередь оформляемые акты должны содержать достоверную информацию о характере выполненных работ (оказанных услуг) с указанием их необходимости и экономической целесообразности, а также со ссылкой на осуществление соответствующих расходов в рамках той деятельности организации, которая направлена на получение дохода. Такие требования к актам определяются положениями налогового законодательства, а именно гл. 25 НК РФ.

Составляемыми актами прежде всего фиксируется выполнение закрепленных в договоре (соглашении) обязательств той стороной по договору, которая является исполнителем. Как правило, именно фиксация данного факта влечет за собой обязанность заказчика по оплате работ (услуг).

При оформлении актов работ, выполненных по договору подряда, выступающей в роли заказчика организации торговли и общественного питания необходимо учитывать положения ст. 720 ГК РФ. В частности, организация обязана в установленные договором сроки с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику и оговорить их в акте приемки работ. Исключение составляют скрытые недостатки, уведомить о наличии которых следует в разумный срок после их обнаружения.

В части расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, которые признаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, необходимо учитывать, что перечни указанных услуг установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", а также правилами оказания соответствующих услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления услуг телеграфной связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222, Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи - Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310, а Правила оказания услуг почтовой связи - Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221.

При оформлении актов оказания услуг необходимо четко разграничить каждую из перечисленных услуг, а также обосновать их непосредственную связь с производственной деятельностью организации.

В Письме Минфина России от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/12 "О порядке отражения в налоговом учете по налогу на прибыль услуг связи" дата признания для целей налогообложения расходов на оплату услуг телефонной связи должна определяться в соответствии с порядком оплаты услуг, предусмотренным в договоре оказания услуг телефонной связи.

Если исходя из условий заключенного договора обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета (или же, например, в момент подписания двустороннего акта), то датой признания расходов будет являться именно дата выставления счета (подписания акта). В связи с этим при применении метода начисления, расходы на оплату услуг телефонной связи будут относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором возникла обязанность оплатить оказанные оператором связи услуги.

На основании того же пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения принимаются расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

При оформлении актов, подтверждающих произведенные расходы на рекламу, организации должны учитывать положения пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым к уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, но с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Кроме того, принимаемые в целях налогообложения расходы на рекламу должны соответствовать ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", согласно которой под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Акт приемки работ (услуг), связанных с размещением организациями торговли и общественного питания рекламы, в полной мере относится к документу, которым они могут быть подтверждены в целях налогообложения. Однако в обязательном порядке в нем должны быть указания на то, что произведенные расходы непосредственно связаны с осуществляемой организацией производственной деятельностью и имеют своей целью сформировать или поддержать интерес к организации или ее деятельности.

Если у организации возникает необходимость оформить актом услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, то следует обратить внимание на положения п. 3 ст. 264 НК РФ.

Если речь ведется о направлении сотрудников на курсы повышения квалификации, то для признания расходов обоснованными, а потому подлежащими отнесению в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, рекомендуется оформлять следующие документы: приказ руководителя организации (уполномоченного лица) о направлении работника на обучение (переобучение) с указанием необходимости (например, для повышения квалификации, для назначения на должность и т.п.), договор с учебным заведением с приложением к нему программы обучения и указанием документа, который будет выдан по итогам обучения, акт оказанных услуг и счет (счет-фактуру) учебного заведения.

В акте в обязательном порядке приводится перечень сотрудников, которые прошли обучение, программа обучения (продолжительность обучения, специализация и др.), необходимость обучения (взаимосвязь с производственной деятельностью), а также указываются документы, которые выданы работникам по итогам прохождения обучения (переобучения), это могут быть дипломы, свидетельства и т.п.

Также указываются реквизиты документов, подтверждающих государственную аккредитацию учебного заведения, выданной ему лицензии. При этом, как отмечено в Письме Минфина России от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29, решающее значение имеет наличие у учебного заведения лицензии (а не государственной аккредитации).

Если оплачиваются услуги по участию сотрудников организации в семинарах, то, как и расходы по подготовке и переподготовке кадров, они принимаются в целях налогообложения прибыли в случае, если у проводящей их организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности. Если лицензии нет, оказанные услуги можно причислить к консультационным и также принять для целей налогообложения, но уже на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Соответственно и должны различаться оформляемые в указанных ситуациях акты оказанных услуг. В первом случае речь в них должна вестись об учебном семинаре с указанием программы семинара, увязки обучения с торговой деятельностью организации, во втором случае необходимо говорить о консультационном семинаре с указанием предмета и цели консультации (цель следует увязать с производственной деятельностью предприятия), ее практической необходимости.

При документальном оформлении расходов на оплату услуг кадровых агентств необходимо учитывать положения пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ. Несмотря на то что в целях налогообложения по налогу на прибыль в полной мере принимаются расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по набору персонала, такие расходы не могут быть признаны экономически оправданными, если фактически не состоится набор работников (в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала). Исходя из этого для принятия расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль в акте должны содержаться ссылки на заключенные договоры с отобранными кандидатами.

Для оформления расходов на оплату услуг охранных организаций (агентств и т.п.) прежде всего необходимо, чтобы у сторон имелся оформленный письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, включая номер и дату выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора. Таковы требования ст. 9 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. изм. и доп.).

В договоре также предусматривается обязанность охранного предприятия предоставлять клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов охранной организации.

Отчет в полной мере может быть оформлен в виде двустороннего акта между торговой организацией (предприятием общественного питания) и исполнителем из числа охранных предприятий. Как представляется, в оформляемом документе должны быть указаны перечень охраняемых объектов (с указанием их адресов и размеров охраняемых территорий) и прочих услуг (только так можно подтвердить взаимосвязь расходов с производственной деятельностью организации), их стоимость, период оказания услуг, сведения о реквизитах лицензии охранной организации.

При списании на расходы стоимости оказанных организации юридических услуг оформляемый акт должен содержать ссылки на характер оказанных услуг (правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности организации; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам и т.д.).

Наравне с расходами на оплату юридических услуг в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются также расходы на информационные, консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), аудиторские услуги, услуги по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 17 - 19 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При документальном подтверждении указанных расходов в оформляемых актах следует особо отражать их непосредственную взаимосвязь с торговой (производственной) деятельностью организации, то есть для каких нужд и с какой целью должны были осуществляться работы (оказываться услуги). Также рекомендуется максимально шире раскрывать перечень осуществляемых расходов и избегать общих фраз типа "юридические услуги", "информационные услуги" и т.п.

Также следует учитывать, что, если консультационные, юридические, нотариальные и иные подобные услуги непосредственно связаны с приобретением организацией имущественных ценностей, они включаются в первоначальную стоимость данного имущества как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.

Такие требования в части объектов основных средств содержатся в п. 8 ПБУ 6/01, в части материально-производственных запасов - в п. 6 ПБУ 5/01, в части нематериальных активов - в п. 6 ПБУ 14/2000. Если обращаться к вопросам налогообложения, то положения о порядке определения стоимости амортизируемого имущества содержатся в ст. 257 НК РФ. Следовательно, если какие-либо услуги оказываются сторонними организациями при приобретении имущества, расходы на их оплату единовременно в целях налогообложения по налогу на прибыль приняты быть не могут.

При отражении расходов на оплату аудиторских услуг организации следует учитывать следующие нормы действующего законодательства.

В настоящее время правовое регулирование аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. изм. и доп.).

Если торговая организация или предприятие общественного питания в обязательном порядке проводят аудит в соответствии с требованиями законодательства, то в качестве исполнителя могут выступать только аудиторские организации (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 119-ФЗ), а индивидуальные аудиторы для этих целей привлечены быть не могут.

Выступающая в качестве исполнителя аудиторская организация должна обладать лицензией на право осуществления аудиторской деятельности. В качестве обоснования произведенных расходов организация должна располагать договором на оказание аудиторских услуг, выданным аудиторской организацией заключением, а также оформленным сторонами актом оказанных услуг.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются расходы на сертификацию продукции и услуг.

При этом, как указано в Письме Минфина России от 23 декабря 2002 г. N 04-02-06/2/120, не имеет значения, проводится ли сертификация в обязательном или же в добровольном порядке. В обоих случаях целью сертификации является осуществление надзора за качеством продукции или услуг, а потому в обоих случаях она считается обоснованной, а расходы должны приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем следует учитывать, какая организация проводит сертификацию и выдает соответствующее заключение. Если она не уполномочена Госстандартом России для таких целей, то расходы в таких случаях не могут быть приняты в целях налогообложения. Поэтому при оформлении акта оказанных услуг по сертификации продукции необходимо указать реквизиты документа, свидетельствующего о том, что проводившая сертификацию организация является уполномоченной на то в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаемая к применению типовая форма акта выполненных работ (оказанных услуг)

Если обратиться к вопросу разработки типовой формы акта, которая могла бы применяться в большинстве случаев, то необходимо отметить следующее.

Прежде всего, такой документ должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, в акте рекомендуется отражать и другие реквизиты.

Например , в нем следует указать дату фактического принятия работ, которая может отличаться от даты оформления самого акта. При этом следует учитывать, что именно от даты приемки работ начинает применяться гарантийный срок на выполненные работы.

Что касается необходимости удостоверения оформленных актов печатями организаций, то данный вопрос рекомендуется решать согласно заключенному договору или достигнутым в дальнейшем соглашениям. Если особо данный вопрос договором не разрешен, печати могут и не проставляться. Если же возникает необходимость особо удостоверить правомочность документов, то по договоренности в оформляемом акте можно предусмотреть такой реквизит, как мастичная (в том числе гербовая) печать каждой из сторон.

Примерная форма акта выполненных работ, используемого в случаях, когда другая форма четко не определена нормативно-правовыми актами, может быть следующей:

Акт
о выполненных работах (оказанных услугах)
по договору ________________________________________________
(указывается договор - подряда, на информационные
и др. услуги)
г. Москва "____" июля 2005 г.
______________________________________________________, именуем___
(наименование торговой организации или предприятия
общественного питания)
в дальнейшем "Заказчик", в лице _________________________________,
(уполномоченное должностное
лицо организации)
действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________
(наименование
______________, именуем___ в дальнейшем "Исполнитель" (Подрядчик),
организации)
действующего на основании Устава, с другой стороны, составили
настоящий акт о нижеследующем:
1. В соответствии с заключенным сторонами договором

(указывается наименование договора)
N _______ от "____" ______ 200__ г. Исполнителем выполнен комплекс
работ (оказаны услуги), включающий: ______________________________
__________________________________________________________________
(приводится описание выполненных работ, оказанных услуг)
2. Вышеуказанные работы (услуги), согласно договору, должны
были быть выполнены к "__" __________ 200___ г. Фактически
выполнены - "__" _________ 200__ г.
3. Возможные варианты записей в акте:
3.1. Качество работ по договору должно соответствовать ______.
Фактически качество выполненных работ соответствует
(не соответствует) предъявляемым требованиям.
3.2. В результате осмотра и проверки выполненных работ
недостатки не выявлены (выявлены), в том числе ___________________
_________________________________________________________________.
(приводятся выявленные недостатки)
3.3. При приеме работ установлено, что работы выполнены в
полном объеме и в срок (с нарушением условия договора о сроке
выполнения работ).
3.4. Качество работ соответствует (не соответствует) указанным
в договоре требованиям.
3.5. Услуги оказаны полностью. Стороны по договору претензий
друг к другу не имеют.
4. В соответствии с заключенным договором Исполнитель
осуществлял ______________________________________________________
(приводится перечень осуществленных работ, услуг,
__________________________________________________________________
отчет Исполнителя)
5. По результатам выполненных работ (оказанных услуг) ________
__________________________________________________________________
(приводится описание результатов работ, их проверки и контроля,
исправность систем, возможность принятия в эксплуатацию,
использования результатов и др.)
6. Работы (услуги) выполнены для нужд ________________________
(указываются цели
__________________________________________________________________
выполнения работ, оказания услуг, структурные подразделения,
__________________________________________________________________
для которых они осуществлялись)
7. Стоимость выполненных работ (оказанных услуг), согласно
заключенному договору, составляет __________ руб., кроме того НДС
(ставка - 18%, 10%) - ____________ руб., всего - ____________ руб.
8. Зачтен ранее выданный аванс в сумме __________________ руб.
Всего к окончательной оплате - __________________________ руб.
Срок окончательной оплаты - "____" ___________ 200___ г.
Подписи сторон:
От Заказчика: От Исполнителя:

(наименование должности) (наименование должности)
______________________________ ______________________________
(подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи)
"___" ____________ _____ г. "___" _____________ ____ г.
М.П. М.П.

Особенности оформления актов выполненных работ (оказанных услуг) в рамках отношений с физическими лицами

Предприятия торговли и общественного питания могут заключать договоры (соглашения) и, соответственно, оформлять акты о выполненных работах (оказанных услугах) как в рамках отношений с юридическими, так и с физическими лицами. При этом в последнем случае дополнительно должны быть учтены ряд требований действующего законодательства.

Результаты работ, выполненных физическими лицами по срочным трудовым договорам на время выполнения определенной работы, оформляются "Актом о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы" (форма N Т-73), форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Акт может оформляться для окончательного или поэтапного расчета по заключенному сторонами трудовому договору. В нем со ссылками на заключенный сторонами трудовой договор приводятся наименование выполненных работ, их договорная стоимость, причитающаяся к выплате сумма, а также заключение о качестве, объеме и уровне выполнения работ.

Если с физическим лицом заключается договор гражданско-правового характера (например, договоры подряда, возмездного оказания услуг) или же авторский договор, предусматривающие собой выполнение работ (оказание услуг), то результаты таких работ (услуг) также могут подтверждаться составлением соответствующего акта.

В таких случаях оформленный первичный документ должен иметь все те же обязательные реквизиты, установленные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Учитывая же нормы налогового законодательства, форму акта рекомендуется дополнить реквизитами о месте постоянного (временного) проживания физического лица, являющегося исполнителем по договору и, соответственно, получателем сумм доходов, а также реквизитами о документе, удостоверяющем личность исполнителя (наименование документа, его серия и номер, кем выдан, дата выдачи).

Обусловлены такие рекомендации положениями ст. 230 НК РФ, согласно которой организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за соответствующий календарный год и суммах начисленных и удержанных налогов. Такие сведения представляются один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица" (в настоящее время используется форма, утвержденная Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583). Применение данной формы в настоящее время подтверждено Письмом ФНС России от 14 февраля 2005 г. N ГИ-6-04/122.

Если в акте выполненных работ (оказанных услуг) реквизиты о месте жительства получателя доходов не будут отражены, их следует указать в документе, которым оформляется выплата доходов (расходном кассовом ордере, расчетно-платежной ведомости и т.п.).

Не должны представляться сведения по форме N 2-НДФЛ в части доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям за выполненные ими работы (оказанные услуги), но только в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили организации документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Учитывая данные положения налогового законодательства, в акт выполненных индивидуальным предпринимателем работ (оказанных услуг) необходимо вносить реквизиты о номере и дате документа, которым подтверждается его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При расчетах с физическими лицами за выполненные ими в пользу организации работы (оказанные услуги) обязательно также учитывать "налоговый" статус получателя доходов (является резидентом Российской Федерации или нет), а также необходимость исчисления и уплаты с начисленной суммы единого социального налога, страховых взносов на обязательное социальное страхование и обеспечение.

Акт оказания услуг (выполнения, приёма-сдачи работ)

– двусторонний документ, отражающий факт оказания услуги (выполнения работы) , ее стоимость и сроки этих отношений. Он составляется с целью зафиксировать выполнение услуги или работы согласно договора.

Акт оказания услуг (выполнения, приёма-сдачи работ) является первичным бухгалтерским документом и служит основанием для отнесения на затраты расходов по оказанной услуге (выполненной работе). Унифицированная форма бланка акта на сегодняшний день не утверждена . Обязательными реквизитами для документов, форма которых не утверждена, согласно Федеральному Закону от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010 г.) «О бухгалтерском учете» (гл. II, ст. 9, п. 2) являются: наименование документа, дата его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Налоговый кодекс в статье 38 (разд. IV, глава 7) дает подробные разъяснения по поводу определения и признаков услуг и работ для целей налогообложения, а в статье 39 утверждает принципы их реализации и ценообразования. Согласно определению, приведенному в НК, работа отличается от услуги прежде всего тем, что ее выполнение имеет материальное выражение, которое может быть реализовано для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Другими словами, исполнителю работ есть что передавать, а заказчику - есть что принимать. По результатам выполнения работ составляется Акт приёма-сдачи работ или Акт выполнения работ . Результат же оказания услуг нематериален, услуга потребляется в процессе ее оказания – передавать и принимать нечего, и стороны составляют Акт оказания услуг , который лишь подтверждает, что услуга фактически оказана в определенные сроки. На практике различие между работами и услугами зачастую оказывается очень условно и вызывает немало споров.

Гражданское законодательство прямых определений работы и услуги не дает, но содержит главу 39 "Возмездное оказание услуг". Правила главы 39 части 2 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам: подряда (глава 37), выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38), перевозки (глава 40), транспортной экспедиции (глава 41), банковского вклада (глава 44), банковского счета (глава 45), расчета (глава 46), хранения (глава 47), поручения (глава 49), комиссии (глава 51), доверительного управления (глава 53). Основные положения здесь соответствуют понятиям работы и услуги в целях налогообложения.

Как правило, в договоре на выполнение работ или оказание услуг предусматривается пункт, в котором оговаривается, каким именно документом оформляется сдача-приемка предмета договора - обычно им и является Акт оказания услуг (выполнения, сдачи-приемки работ), подписанный обеими сторонами. Оформление такого акта без наличия договора может быть признано налоговыми органами ошибкой, хотя в случаях, когда услуга или работа оказываются в момент совершения сделки это допустимо.

Таким образом, следует учесть, что основанием для отнесения расходов на затраты стоимости услуг (работ) будут: акт и документ, подтверждающий оплату услуги, при самом совершении сделки (статья 159 ГК РФ); или акт и договор, составленный в простой письменной форме, в других случаях (статья 161 ГК РФ). Кроме того, Акт оказания услуг (выполнения работ) может служить основанием для судебных разбирательств и исчисления сроков давности.

См. также:

Заполните бланк без ошибок за 1 минуту!

Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов для торговли и склада.

Бизнес.Ру - быстрое и удобное заполнение всех первичных документов

Подключиться бесплатно к Бизнес.Ру

По правилам предприниматели, отчитывающиеся по общей системе налогообложения, либо работающим на едином налоге и выполняющие работы (услуги) по заказу, должны выдавать своим заказчикам такой документ, который подтверждает факт выполнения работ (услуг). Данный документ чаще всего представлен актом выполненных работ.
Самое интересное, что акт выполнения работ нужен не только заказчику, но и самому исполнителю, так как он подтверждает не только исполнение ряда обязательств по качеству, срокам и объемам работам по договору, но и является неким гарантом отсутствия внезапного возникновения претензий и последующих судебных разбирательств.

В российском законодательстве нет утверждённой унифицированной формы для данного документа. Поэтому организации могут разрабатывать собственные формы актов, при этом можно ориентироваться на существующие официальные формы КС-2 и КС-3 , которые служат для отображения факта выполненных работ и сумм, затраченных на их выполнение.

(Выписывайте документы без ошибок и в 2 раза быстрее за счет автоматического заполнения документов в программе Класс365)

Как упростить работу с документами и вести учет легко и непринужденно

Посмотреть как работает Бизнес.Ру
Вход в демо-версию

Как правильно заполнить акт выполненных работ

При составлении акта в шапке указывается наименование и порядковый номер документа, а также место и дата его составления. Далее следует указать:

  • наименование исполнителя и заказчика;
  • должность и ФИО представителя каждой из сторон;
  • документ, на основании которого действует представитель одной и другой стороны - устав или доверенность (указывается дата выдачи и номер доверенности);
  • номер и дата составления договора, на основании которого выполняются работы;
  • период, за который были выполнены работы;
  • общая стоимость работ за период;
  • таблица с наименованиями выполненных работ со стоимостью и общим итогом;
  • отметка о том, что выполнены в полном объёме и в срок, и о том, что заказчик не имеет претензий к исполнителю;
  • печати исполнителя и заказчика, а также должность, подпись и ФИО их представителей.

Для исполнителя и заказчика данный акт является именно тем нужным документом без которого, невозможно учесть и узаконить затраты предприятий, и соответственно невозможно учесть эти затраты при расчете налога на прибыль. Существует две формы данного документа. Одни составляется только в том случае, если исполнитель по договору должен что-то передавать, а заказчик принимать по результату выполнения заказа. Другая форма является только подтверждением того, что услуга является фактически оказанной в назначенный срок. При заполнении того и иного формата бланка должны указываться:

1. Стоимость произведенных работ с учетом НДС, их сроки и объемы.
2. Дата составления договора, порядковый номер договора и акта, а также счета, предоставленного заказчику.
3. Юридические наименования организаций, как подрядчика, так и заказчика, печати и подписи обеих сторон.

Акт составляется в двух экземплярах, один из них остается у подрядчика, другой у заказчика, он также служит основанием для проведения и получения оплаты за произведенные работы. Конечно, заказчик может отказаться от подписания акта в том случае, если он не согласен с предложенным качеством или объемами произведенных работ. В этом случае акт подписывается только одной стороной, необоснованность такого действия может быть признана только судом.

Вообще, существуют определенные правила приема-сдачи работ или услуг, на основании которого и проводится составление данного акта. Согласно ним по выполнении заказанных услуг и работ в установленный срок, не позднее двух дней со дня окончания этого срока, исполнителем заказчику предоставляется Акт приемки-сдачи в двух экземплярах.

После чего Заказчик в течение трех дней с момента получения такого документа производит приемку выполненных работ или услуг посредством подписания акта.
Если имеются основания для отказа, то клиент обязан в этот же срок предоставить мотивированный отказ о подписании документа. Если же в течение указанного срока от заказчика не поступили ни отказ, ни подписанный акт, считается, что услуги или работы были приняты в полном объеме в день предоставления соответствующего документа.

В деятельности любого предприятия рано или поздно возникает необходимость в оформлении акта выполненных работ. Чтобы разобраться, для чего нужен акт выполненных работ, вспомним действующее законодательство РФ.

В соответствии со статьей закона за № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» (в редакции от 28.09.2010 г.) на все хозяйственные операции, проводимые организацией любой формы собственности, должны оформляться первичные учетные документы для последующего отражения их в бухгалтерском учете.

Акт выполненных работ является именно таким документом, без оформления которого затраты предприятия не будут учтены в расчете налога на прибыль. Само по себе оформление акта выполненных работ сторонней организацией без наличия договора налоговыми органами рассматривается как ошибка, хотя в отдельных случаях это допустимо (ксерокопирование документов, заправка картриджа ксерокса или принтера и др.).

Каждый договор предусматривает пункт, в котором оговаривается, какой именно документ оформляется после выполнения работ или услуг. Чаще всего таким документом является акт выполненных работ образец , подписанный обеими сторонами.

Именно акт приемки выполненных работ свидетельствует о том, что работы или их часть были выполнены, а указанные в нем даты и перечень работ подтверждают соблюдение сроков выполнения и объемов, предусмотренных договором.

Акт выполненных работ (оказанных услуг) иначе можно назвать актом приемки-передачи. Для оформления такого акта могут использоваться типовые бланки либо бланк акта, разработанный самим предприятием в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете. Оформление акта выполненных работ (оказанных услуг) очень важно, так как этого требует налоговое законодательство РФ и требования бухгалтерского учета. Для чего нужен акт выполненных работ - отсутствие акта грозит предприятию штрафными санкциями и доначислением налогов. За оформление акта с нарушением требований действующего законодательства на предприятие могут быть наложены штрафные санкции (затраты, учтенные в таких актах, налоговые органы могут исключить из состава затрат при расчете налога на прибыль).

Таким образом, даже на основании этого понятно, насколько важно своевременное и правильное оформление актов. Дата, указанная на акте при его подписании, показывает, к какому отчетному периоду их следует отнести в бухгалтерском учете. Несвоевременное отнесение затрат, указанных в акте, ведет к искажению состава затрат, и, как следствие, занижается или завышается налог на прибыль этого периода (Например, в июле подрядчики оказали услуги предприятию. Акт тоже подписан в июле, но в бухгалтерию передан только в октябре. Значит, сумма налога на прибыль в 3 квартале завышена, а в 4 квартале занижена). Нельзя забывать и о том, что расходы для уменьшения налога на прибыль должны быть экономически целесообразными, то есть связанными с деятельностью данного предприятия.

В любом случае, для того, чтобы не ошибиться в разработке акта собственными силами, следует ориентироваться на статью 9 Закона о бухгалтерском учете, в которой указаны все обязательные реквизиты акта. Кроме того, в учетной политике предприятия следует отразить документы, разработанные собственной бухгалтерией. Как дополнение к ней приложить эти бланки, например, акт выполненных работ образец.

Нередки ситуации, когда работы выполнены силами самой организации. Даже и в этом случае налоговое законодательство требует составления акта выполненных работ. Именно для таких ситуаций, и не только, на предприятии ежегодно назначается постоянно действующая комиссия, члены которой имеют право подписывать подобные акты. Акт выполненных работ образец следует постоянно сверять с изменениями в действующем законодательстве, во избежание проблем с налоговыми органами.

Что же касается капитального строительства производственных зданий, жилья и других объектов, то в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и гражданского законодательства для оформления выполненных работ такими документами являются унифицированные формы «Акт о приемке работ» по форме № КС-2 и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» по форме № КС-3. Основанием для составления акта выполненных работ являются данные, взятые из «Журнала учета выполненных работ» формы № КС-6а.

Для чего нужен акт выполненных работ? На нашем сайте вы сможете скачать готовый образец акта выполненных работ, который поможет Вам наглядно увидеть суть данного документа. Скачать бланк акта выполненных работ можно в нашем специальном разделе .

Для чего нужен акт выполненных работ?

Подписанный акт является документом, по которому заказчик обязан оплатить выполненные работы (оказанные услуги), дает право отнести эти расходы на себестоимость продукции. Своевременное оформление акта позволяет получить точные данные о формировании себестоимости продукции, работ или услуг, оценить причины ее изменения в ту или иную сторону.

Представьте себе, договор на оказание услуг заключен, имеется акт выполненных работ, но оплата в сроки, указанные в договоре не поступила. Что можно сделать? Имея весь пакет документов (естественно, подписанных обеими сторонами, с печатями), предприятие может обратиться в Арбитражный суд. Наличие акта выполненных работ, подписанного стороной - подрядчиком, поможет легко выиграть любой суд.

На практике случаются ситуации, когда одна из сторон отказывается подписать акт выполненных работ. В случае отказа на акте делается отметка, и вторая сторона его подписывает. Если причины отказа были обоснованными, то суд может такой односторонний акт выполненных работ признать недействительным.

Для чего нужен акт выполненных работ? В соответствии со статьей 720 ГК РФ заказчик должен в установленные договором сроки вместе с подрядчиком осмотреть и принять объект, на котором выполнялись работы. При обнаружении недоработок, недостатков или отступлений от условий договора, которые ухудшают результат работы, заказчик должен немедленно известить об этом подрядчика. Все замечания по работе подрядчика также отражаются в акте. Таким образом, акт - документ, говорящий о завершении работ на объекте, о недостатках, выявленных при приемке и подлежащих к устранению. Скрытые дефекты, возникшие через некоторое время после окончания работ и подписания акта, подрядчик обязан устранить в разумные сроки.

Правильное и своевременное оформление актов выполненных работ - гарантия работы предприятия без проблем.

Для бухгалтерии отсутствие акта выполненных работ практически по любому договору – катастрофа. В то же, время юристам хорошо известно, что гражданское законодательство требует составлять акты в единичных случаях. Стоит ли разубеждать счетных работников в необходимости актов?

Алексей Капитанов

В большинстве случаев акты не обязательны…

Случаи, когда гражданское законодательство требует составить акт об исполнении договора можно пересчитать по пальцам. В основном это сделки, объектом которых является недвижимость. Так, акт необходимо оформить при передаче покупателю зданий, сооружений (п. 1 ст. 556 ГК РФ) или предприятия (п. 1 ст. 563 ГК РФ), а также при передаче этих объектов в аренду (п. 1 ст. 655 ГК РФ; ст. 659 ГК РФ). Из сделок, не связанных с передачей вещей, составлять акт или аналогичный документ требуется при приемке работ договору строительного подряда (п.4 ст. 753 ГК РФ). Не возбраняется изготовить такой акт и по «обычному» подрядному контракту (п. 2 ст. 720 ГК РФ), но это уже полностью на усмотрение сторон. В остальных случаях по умолчанию составлять какие-либо документы об исполнении обязательств не требуется.

Именно поэтому коллеги по юридическому цеху искренне недоумевают, когда бухгалтерия в дополнение почти к любому договору требует обязательно оформить акт (передачи имущества, выполненных работ, оказанных услуг). Мол, без этого документа нет оснований для учета хозяйственной операции. Бухгалтеры особенно непреклонны, когда речь заходит об услугах (аудиторских, консультационных и т.п.).

Причина такого поведения счетных работников кроется в правилах, которые действуют в бухучете и налогообложении. Если эти особенности без особой нужды игнорировать, это чревато весьма серьезными осложнениями для работы бухгалтерского подразделения, да и всей компании. В лучшем случае такой подход может закончиться дополнительно затраченным временем на споры с инспекцией.

Проблема кроется в том, что финансисты и налоговики воспринимают акты в качестве первичных документов. Именно эта категория бумаг, является основанием для ведения бухучета (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Вот почему счетных работников не устраивают договоры, а также счета, и счета-фактуры из которых и так можно получить достаточную информацию о совершенной сделке.

Является ли акт первичным документом?

Конечно, на самом деле акт можно признать первичным документом далеко не всегда. Если форма документа предусмотрена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации (например, товарная накладная по форме № ТОРГ-12, которую применяют при передаче товара в торговых операциях; утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) применять нужно именно ее. И никакой другой документ (в том числе акт) ее не заменит. Именно благодаря тому, что для торговых операций предусмотрены унифицированные формы первичных документов, в большинстве случаев бухгалтерии оказывается достаточно накладной. Исключения могут быть, например, когда данные поставщика и покупателя по качеству и количеству товаров разойдутся. В этом случае нужно составить акт по форме № ТОРГ-2 (ТОРГ-3 для импортных товаров).

Другое дело работы или услуги. Общих унифицированных форм для этих видов операций не предусмотрено. Существуют лишь отдельные формы для конкретных ситуаций. Например, при приемке строительных работ (напомним, что составлять акт в таком случае обязательно) нужно применять формы, предусмотренные постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100 (Формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат и т.д.).

А что делать, если выполнены работы или оказаны услуги, для которых не предусмотрено унифицированных форм? Ведь первичный документ надо составить и в этом случае. Тут Закон о бухучете обязывает компанию самостоятельно составить документ, реквизиты которого должны удовлетворять требованиям, о которых сказано в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ. «Первичные учетные документы, <…> должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц» (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).
Именно акт выполненных работ и услуг, содержащий эти реквизиты и сыграет роль столь важного учетного документа. Впрочем, компания может дать документу и другое название. Кстати в Минфине и не настаивают, чтобы он именовался именно актом (письмо Минфина России 30.04.04 № 04-02-05/1/33).

Но кроме чисто бухгалтерских резонов, в пользу составления актов есть еще один, и не менее существенный: налоговый.

«Необязательные» акты и налог на прибыль

По дате дата подписания акта приемки передачи имущества (работ услуг) в налоговом учете определяют дату признания доходов от безвозмездно полученного имущества (подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ), и материальных расходов на работы и услуги производственного характера (п.2 ст. 272 НК РФ).

СПРАВКА. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Если не составить акт, возникнет неопределенность в том, на какую дату признавать доходы и расходы. А значит у налоговиков появится повод выдвинуть собственную (разумеется, не в пользу компании) версию и на ее основании доначислить пени и, возможно, штрафы за несвоевременное отражение в учете хозяйственных операций.

«Если не составить акт, у бухгалтерии возникнет неопределенность в том, на какую дату признавать доходы и расходы»

На наш взгляд, стоит соотнести трудозатраты на составление акта и на судебную тяжбу. Особенно если учесть, что такой вариант весьма вероятно будет сопряжен с необходимостью возврата из бюджета недоимки пени и санкций, которые налоговики не преминут списать в бесспорном порядке, пользуясь новой редакцией части первой Налогового кодекса, которая действует с 1 января 2007 года (в ред. Федерального закона от 22.07.06 № 137-ФЗ).

Ежемесячные акты при аренде не нужны

Устремления бухгалтерских работников непременно составить акт на работы или услуги не лишены оснований. Но у проблемы есть еще один аспект: надо ли составлять промежуточные акты по длящимся услугам? То есть когда исполнитель непрерывно оказывает услуги в течение нескольких отчетных периодов (месяцев, кварталов)? Классический пример – аренда помещений (чиновники считают, что для целей налогообложения аренда является услугой). Особенно бдительные бухгалтеры считают, что без таких актов у компании могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов по найму помещений. Причина осторожности бухгалтеров заключается в том, что иногда чиновники позволяют себе давать весьма сомнительные разъяснения о том, что такие акты необходимы (письмо Минфина России от 07.06.06 № 03-03-04/1/505).

Тут вы можете успокоить работников бухгалтерии. Арендным расходам компании ничего не угрожает и без ежемесячного оформления услуг. Сейчас чиновники, к счастью, отказались от позиции, которую мы упомянули выше. И считают что для учета расходов по аренде достаточно договора аренды, акта приема-передачи имущества, счетов и платежных поручений (письмо Минфина России от 09.11.06 № 03-03-04/1/742). С этой точкой зрения согласны и в налоговом ведомстве (письмо ФНС России от 05.09.05 № 02-1-07/81). И ожидать серьезных осложнений от того, что чиновники вновь изменят свою точку зрения не приходится. Ведь на самом деле аренда не является услугой ни в гражданском ни в налоговом праве. В ГК РФ договоры аренды и возмездного оказания услуг регулируются разными и не связанными друг с другом главами. А в налоговом кодексе термин аренда не подпадает под определение услуги для целей налогообложения п. 5 ст. 38 НК РФ): деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются

в процессе ее осуществления. При аренде потребности арендатора удовлетворяются за счет пользования чужой вещью (материальным объектом), а не за счет деятельности арендодателя.