Федеральный закон № 152-ФЗ и подзаконные акты (Приказ ФСТЭК № 21 от 18.02.2013, Постановление Правительства РФ №1119 от 01.11.2012), устанавливают ряд обязательных требований, в том числе технического характера, которые должны выполняться организациями, осуществляющими обработку персональных данных (операторами персональных данных) с использованием информационных систем, включая меры защиты персональных данных от случайного или неправомерного доступа к ним, изменения, копирования, блокирования, уничтожения, распространения и других неправомерных действий.
Мероприятия по защите персональных данных
АМТЕЛ-СЕРВИС предоставляет услуги защиты персональных данных для организаций различных отраслей, в т.ч. хранящих и обрабатывающих данные в корпоративном или публичном облаке, осуществляющих трансграничную передачу персональных данных россиян. Наша компания работает с проектами в области защиты ПДн среднего и крупного масштаба, стоимостью от 250 тыс. рублей. Всю документацию мы разрабатываем индивидуально и учитываем всю специфику процессов вашей компании, а не просто адаптируем универсальные шаблоны, как это делают многие ИТ-поставщики в целях экономии.
АМТЕЛ-СЕРВИС реализует весь комплекс организационных и технических мероприятий для обеспечения защиты персональных данных (ИСПДн):
- Аудит на соответствие требованиям 152-ФЗ, 242-ФЗ, разработку детального отчета
- Разработку модели угроз, классифицирование информационных систем персональных данных (ИСПДн)
- Разработку комплекта организационно-распорядительной документации
- Разработку технического задания на создание системы защиты
- Проектирование системы защиты ИСПДн
- Внедрение системы безопасности ИСПДн, включая поставку, монтаж, настройку оборудования и ПО, проведение пуско-наладочных работ, разработку эксплуатационной документации, опытную эксплуатацию системы, проведение приемочных испытаний
- Аттестационные испытания
- Консультационную поддержку и сопровождение, включая консультации при проведении проверок Регуляторами (Роскомнадзор, ФСТЭК России, ФСБ России).
Альтернативой построению ИСПДн для небольших компаний может стать облачный сервис «Облако ФЗ-152». Это позволит сэкономить на обслуживании и гарантировать обеспечение защиты персональных данных за разумные деньги.
Преимущества сотрудничества с нами
Защита ПДн, включая аттестацию, аудит защиты персональных данных, а также внедрение системы защиты, — одна из самых востребованных услуг АМТЕЛ-СЕРВИС в сфере ИБ. Заказывая услуги по обеспечению защиты ИСПДн предприятия из Москвы и регионов получают:
- Полный комплекс мероприятий - от проверки на соответствие требованиям 152-ФЗ до проектирования и внедрения системы ЗПДн и прохождения аттестационные испытаний
- Доступ к глубокой экспертизе в области информационной безопасности для полной и всесторонней оценки эффективности работы системы ИБ - в АМТЕЛ-СЕРВИС работают квалифицированные специалисты с многолетним опытом работы
- Решение, реализованное на передовых технологиях и средствах защиты информации, обеспечивающее комплексную и надежную защиту ИТ-систем при оптимальном бюджете.
Качество услуг АМТЕЛ-СЕРВИС подтверждено международными сертификатами, большим опытом работы и многочисленными клиентами. Мы входим в ТОП-30 ведущих компаний в сфере защиты информации. У нас в наличии есть все необходимые для проведения работ лицензии ФСТЭК и ФСБ России. Позаботьтесь о защите ПДн: обращайтесь в нашу компанию.
Предъявляет особые требования к информсистемам, содержащим персональные данные, и предполагает создание особых средств и систем защиты информации.
Система защиты персональных данных (СЗПД) – это комплекс мер и мероприятий организационного и технического характера , направленных на противодействие несанкционированному доступу к закрытой информации с учетом актуального типа угроз безопасности(п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119).
Любое физическое или юридическое лицо, подпадающее под определение “оператор ПД”, обязано создать условия и предпринять меры по охране ПД от непредумышленных или преступных покушений.
СЗПД должна быть выстроена таким образом, чтобы действовать эффективно, но в то же время обеспечивать непрерывность внутренних процессов компании или организации.
Какие существуют уровни защищенности?
Важно! Контролировать выполнение требований по защищенности информации, оператор может самостоятельно либо привлечь лицензированную организацию, которая специализируется на создании и реализации СЗПД.
Какие предпринимаются меры и мероприятия?
Мероприятия по защите ПД – это комплекс мер, направленных на надежную охрану конфиденциальной информаци и, которую субъект предоставляет оператору организации.
Организационные меры включают:
- Оповещение Роскомнадзора о начале обработки персональных данных путем отправки в орган соответствующего уведомления.
- Внутренний контроль за соблюдением требований к в соответствии с законодательством.
Разработка пакета документации для внутреннего пользования , которой регламентируются операции с ПД, их обработка и хранение, в частности это , Приказ о назначении ответственного за обработку ПД лица, должностные инструкции и пр. Больше информации о пакете документов, необходимых для создания защиты персональных данных, найдете , а про документы, необходимые для защиты ПД работников в организациях, мы рассказываем .
Внедрение пропускного режима для доступа на объект, где хранятся и обрабатываются данные.
Подписание соглашений с третьими лицами , которые участвуют в обработке информации.
Составление перечня ограниченного круга лиц , которые имеют право работать с ПД и несут ответственность за конфиденциальность информации.
Рациональное расположение рабочих мест в организации , исключающее несанкционированный доступ к личным сведениям.
Технические меры предполагают использование программных и аппаратных средств информационной защищенности.Они направлены на:
- предупреждение неправомерного доступа – внедрение системы разграничения доступа, установка антивирусных программ, межсетевых экранов, криптографических и блокировочных средств;
- предотвращение технической информационной утечки – применение экранированных кабелей, высокочастотных фильтров, систем зашумления и пр.
Средства и способы защиты оператор выбирает самостоятельно с учетом актуальных угроз и особенностями операций, совершаемых с ПД.
Пошаговая инструкция по разработке СЗПД
Процессы обработки и защиты ПД должны строго соответствовать законодательным актам РФ, прежде всего положениям Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» . Это можно реализовать только при помощи грамотно выстроенной системы. Создание системы – процесс сложный, который выполняется поэтапно:
- Издание внутреннего приказа , в соответствии с которым начинаются процессы подготовки и реализации мер по защите ПД и построение защитной системы. В приказе обязательно должен быть указан сотрудник, который несет ответственность за выполнением соответствующих мероприятий, перечисляются локальные документы, в том числе Положение по защите и обработке данных и состав специальной комиссии.
- Обследование внутренних систем , содержащих конфиденциальную информацию. На этом этапе нужно определить, является ли организация оператором ПД. Если да, то к какой категории относятся обрабатываемые данные. Составляется отчет о диагностических мероприятиях, создается акт о классификации системы информации, уровне ее защищенности и модели угроз, которым могут подвергаться личные сведения на объекте.
- Если в ходе обследования выяснилось, что организация является оператором ПД, направляется Уведомление в Роскомнадзор о намерении производить обработку ПД (ст. 22 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
- Разработка и утверждение документов согласия субъекта на обработку ПД и отзыва согласия (ст. 9 Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
- Внедрение защитной системы.
На этом этапе создается ряд документов, которые регламентируют внутренний порядок работы, хранения, передачи и уничтожения ПД. Составляется перечень лиц, которые допущены к обработке данных и перечень сведений, с которыми осуществляются операции.
Необходимо разработать специальное Положение об обработке и защите ПД в организации, разработать инструкции пользователям и администраторам для работы с информацией, для резервного копирования и восстановления.
- Определение содержания технических защитных мер. В частности, они должны оберегать информацию от несанкционированного доступа, включать антивирусные и криптографические средства и пр. (Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21).
- Подписание «Заключения о соответствии системы защиты данным , обрабатываемым в информационных системах организации».
Подробную инструкцию по реализации защиты ПД в различных организациях найдете .
Для учета и хранения данных заводится специальный журнал. При списании и уничтожении носителей информации бумажного и электронного типа составляется соответствующий акт. Информация об изменениях технического оснащения, структуры организации, расширении площадей или принятии новых защитных мер должна быть внесена в весь комплекс внутренней документации.
Техсредства защиты информации должны быть сертифицированы и правильно настроены. Со списком сертифицированных средств можно ознакомиться на сайте ФСТЭК России .
Средства и система защиты ПД – это целый комплекс мероприятий, которые важно не только грамотно разработать и внедрить, но и поддерживать систему в актуальном состоянии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Ваше предприятие ведет кадровый учет сотрудников и подбор кадров с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
Ваше предприятие осуществляет передачу персональных данных сотрудников или клиентов в другие организации с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
У вашей фирмы есть клиенты – физические лица?
Каждая организация, которая имеет дело с обработкой и хранением персональной информации о своих сотрудниках, клиентах и т.д. с использованием средств автоматизации является оператором Персональных данных .
ВАЖНО! Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять такой процесс. Т.е. вы обязаны послать Уведомление в Роскомнадзор о регистрации как оператора ПДн и начале обработки ПДн.
Основания, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные (сокращенно — ПДн) без уведомления Роскомнадзора перечислены в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Защита персональный данных в организации.
Персональные данные граждан относятся к особо защищаемой законом РФ информации. Законодательством РФ (Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных») строго определяются требования к защите ПДн, особенностях и правилах их обработки без использования средств автоматизации и в информационных системах персональных данных.
Ответственность за сбор, обработку, хранение и защиту персональных данных работников, клиентов и других лиц лежит целиком на работодателе. Поэтому на любом предприятии должен быть установлен порядок работы с ПДн и разработаны документы и мероприятия по организации защиты ПДн.
Для этого на предприятии должно быть разработано и утверждено в соответствии с законодательством Положение, которое устанавливает порядок обработки и защиты персональных данных.
ВАЖНО! Статья 19. ФЗ N 152-ФЗ. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.
Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Административная ответственность за разглашение персональных данных.
С 1 июля 2017 г. увеличатся штрафы за нарушение Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ в области порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.
Поправки в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. На основании Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ вводится семь составов правонарушений и размеров штрафов для должностных и юридических лиц, за несоблюдение закона о персональных данных.
Организация защиты персональный данных в организации.
Общий перечень документов, которые должен иметь оператор персональных данных во исполнение требований законодательства в области персональных данных.
1. | Уведомление об обработке персональных данных.
Основание: ч. 1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. |
2. | Изменения в уведомление об обработке персональных данных.
Основание: Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных. ч. 7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных. Статья 25. Заключительные положения. ч. 2_1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7_1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года. |
3. | Приказ Об организации обработки персональных данных. |
4. | Приказ (распоряжение) о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных у оператора.
Основание: ч. 1. Оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. |
5. | Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Основание: ч. 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. |
6. | Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Основание: Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. ч. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. |
7 | Документы, подтверждающие предоставление субъекту персональных данных определенной Федеральным Законом «О персональных данных» информации, в случае если персональные данные получены не от субъекта персональных данных.
Основание: Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных. ч. 3. Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию: 1) наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя; 2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание; 3) предполагаемые пользователи персональных данных; 4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных; 5) источник получения персональных данных. |
8. | Документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных.
Примечание: выполнить требование ч. 2 ст. 18_1 опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу Основание: Статья 18_1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. ч. 1 п. 2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений. |
9. | Документы, содержащие положения о принятии оператором ПД правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных.
Основание: Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке. ч. 1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. |
10. | Документы по организации приема и обработке обращений и запросов субъектов персональных данных.
Основание: Статья 22_1. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных в организациях. ч. 4. Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, в частности, обязано: п. 3) организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов. |
11. | Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки без использования средств автоматизации.
Основание: п. 6. Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки. |
12. | Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки с использованием средств автоматизации.
Основание: Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. п. 2. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных». Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах. |
13. | Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
Основание: 1. Утвердить прилагаемые Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. |
14. | Документы о классификации информационных систем.
Основание: Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. П. 8 При обработке персональных данных в информационных системах устанавливают 4 уровня защищенности персональных данных. |
15. | Типовые формы документов.
Основание: ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687. п. 7. При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее — типовая форма), должны соблюдаться определенные условия. |
16. | Документ, устанавливающий требования к ведению журналов (реестров, книг …), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию.
Основание: ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687. п. 8. При ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться определенные условия. |
17. | Документы, устанавливающие требования к хранению материальных носителей содержащих персональные данные.
Основание: ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687. п. 15. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором. |
18. | Документы, по обеспечению безопасности персональных данных с использованием СКЗИ.
Основание: Приказ ФСБ России от 10 июля 2014 г. N 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности». П. 1. Настоящий документ определяет состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее — информационная система) с использованием средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности. |
19. | Список лиц, которым необходим доступ к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, утвержденный оператором или уполномоченным лицом. |
20. | Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников.
Основание: Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты: п. 8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Статья 87. Хранение и использование персональных данных работников; Статья 88. Передача персональных данных работников. |
21. | Фиксация мер, направленных на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
Работники оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должны быть ознакомлены с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1). |
Порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах.
Приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. N 678
«Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации»
П. 2. Настоящая Инструкция определяет порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливает меры по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в информационных системах персональных данных, а также определяет обязанности должностных лиц.
Примерный перечень документов по защите персональных данных.
№
п / п |
Наименование документа | № документа, дата |
1. | . | |
2. | Акт определения уровня защищенности ИСПДн «________». | |
3. | Акт определения уровня защищенности ИСПДн «……». | |
4. | Акт о выделении к уничтожению документов, неподлежащих хранению. | |
5. | Акт проведения работ на ПЭВМ, входящих в состав информационной системы персональных данных. | |
6. | Акты уничтожения персональных данных. | |
7. | Описание информационной системы персональных данных «Сотрудники». | |
8. | Описание информационной системы персональных данных «Клиенты». | |
9. | Описание информационной системы персональных данных «…..». | |
10. | Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Сотрудники». | |
11. | Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Клиенты». | |
12. | Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «…..». | |
13. | Инструкция по резервному копированию и восстановлению персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных. | |
14. | Инструкция пользователя информационной системы персональных данных. | |
15. | Инструкция об организации антивирусной защиты. | |
16. | Инструкция администратора безопасности информационной системы персональных данных. | |
17. | Инструкция администратора информационной системы персональных данных. | |
18. | Инструкция пользователя при обработке персональных данных без средств автоматизации. | |
19. | Инструкция по эксплуатации машинных носителей информации. | |
20. | План внутренних проверок режима защиты персональных данных. | |
21. | ||
22. | Положение об осуществлении внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных. | |
23. | Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в ООО «….». | |
24. | Положение об обеспечении безопасности персональных данных. | |
25. | Положение об обработке персональных данных в ООО «….». | |
26. | Положение об ответственном за обработку персональных данных в ООО «….». | |
27. | Положение об оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, в случае нарушения федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». | |
28. | Положение о комиссии ООО «….» по вопросам информационной безопасности, состав комиссии. | |
29. | Приказ о начале обработке персональных данных. | |
30. | Приказ об ответственных и комиссии по информационной безопасности. | |
31. | Приказ о назначении сотрудников, имеющих доступ в персональным данным.
— список сотрудников. |
|
32. | Приказ утверждающий перечень мест хранения материальных носителей персональных данных.
— перечень мест хранения ИСПДн. |
|
33. | Приказ об перечне персональных данных ИС ПДн, перечень ИС ПДн. | |
34. | Приказ о контролируемой зоне:
— Схема границ. — Список лиц, имеющих право вскрывать помещение. — Список лиц, имеющих находиться в помещение. |
|
35. | . | |
36. | Перечень информационных систем персональных данных. | |
37. | Согласие сотрудника на обработку его персональных данных. | |
38. | Согласие клиента на обработку его персональных данных. | |
39. | Согласие …. на обработку его персональных данных. | |
40. | Журнал ознакомления работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных. | |
41. | Журнал поэкземплярного учета средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов. | |
42. | Журнал поэкземплярного учета средств криптографической защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов. | |
43. | Журнал учета лицевых счетов пользователей средств криптографической защиты информации. | |
44. | Журнал учета и выдачи машинных носителей персональных данных. | |
45. | Журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора). | |
46. | Журнал обращений субъектов персональных данных для получения доступа к своим персональным данным. | |
47. | Журнал регистрации входящих конфиденциальных документов. | |
48. | Журнал регистрации исходящих конфиденциальных документов | |
49. | Журнал регистрации и выдачи печатей опечатывающих устройств. | |
50. | Журнал инвентарного учета документов ограниченного распространения. | |
51. | Журнал регистрации выдачи и приема ключей от помещений, хранилищ (сейфов). | |
52. | Журнал учета фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятых мер. | |
53. | Журнал учета хранилищ (сейфов). | |
54. | Журнал учета ключевой информации. | |
55. | Журнал учета движения материальных носителей персональных данных. | |
56. | Журнал учета уничтожения персональных данных и (или) материальных носителей, содержащих персональные данные. | |
57. | Журнал ознакомления лиц о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется Оператором без использования средств автоматизации. |
В ближайшее время в таблице будут представлены шаблоны документов по защите персональных данных.
Порядок оформление доступа к персональным данным лица, осуществляющего обработку персональных данных.
Правовые основы: Трудовой кодекс РФ ст. 85-90, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
1. Оформление приказа о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», работодатель обязан назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. Данный приказ не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном виде.
2. Оформление дополнительного соглашения к трудовому договору, внесение изменений в должностную инструкцию.
В трудовой договор работника, назначенного ответственным за организацию обработки персональных данных, необходимо внести изменения в связи с установлением новых обязанностей. Данные изменения оформляются в виде дополнительного соглашения, составленного в двух экземплярах и подписанного работодателем и работником.
Приказ о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных и дополнительное соглашение лучше оформить одной датой
Если в организации ранее был назначен ответственный за организацию обработки персональных данных, необходимо оформить приказ о снятии с работника этих обязанностей.
3. Оформление или внесение изменений в приказ об установлении списка лиц, имеющих доступ к персональным данным работников.
Лица, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, допускаются к соответствующим персональным данным на основании списка, утвержденного работодателем. Для установления перечня таких работников необходимо издать приказ.
4. Оформление письменных обязательств о неразглашении персональных данных.
Сотрудники, которые на период исполнения своих должностных обязанностей получили доступ к персональным данным работников организации, должны быть под роспись ознакомлены с обязательством о неразглашении персональных данных.
5. Ознакомление работника, осуществляющего обработку персональных данных, с законодательством РФ о персональных данных, ЛНА, инструкциями или провести его обучение.
Работник оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должн быть ознакомлен. с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1).
- Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
- Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
- Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
- Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
- Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?
Вопрос
ООО получило электронное уведомление Россертификации, в котором указано, что все организации обязаны уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных и разработать комплект документации по информационной безопасности. В противном случае, если ООО не зарегистрируется в реестре Роскомнадзора, в т. ч. не разработает комплект документов по охране данных, ей грозит штраф от 45000 до 300 000 руб., кроме того, при отсутствии документов и внедренной системы защиты данных сотрудников и клиентов, общество не может законно продолжать свою деятельность. Вопрос. Предусмотрена ли действующим законодательством обязанность общества с ограниченной ответственностью и/или закрытого акционерного общества (основной вид деятельности - сдача собственного недвижимого имущества в аренду) по разработке такой системы защиты и регистрации в реестре Роскомнадзора? Какая предусмотрена ответственность за отсутствие системы защиты, за невыполнение электронного предписания Россертификации?
Ответ
Все организации, обрабатывающие персональные данные, обязаны создать меры по хранению и защите персональных данных. В некоторых случаях об обработке персональных данных необходимо уведомить Роскомнадзор.
Административная ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных установлена в виде штрафа до 10 000 р. (на юрлиц), а уголовная – до 300 000 р.
Ответственность за невыполнение предписания установлена КоАП РФ.
Подробно об этом см. материалы в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .
«Какие персональные данные сотрудника вправе получить организация
В организации персональные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах (если они ведутся). Все персональные данные сотрудника можно получить только от него самого. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.
Организация не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника, например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия на то сотрудника ().
Как уведомить контролирующее ведомство о начале обработки персональных данных сотрудников
До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных*:
- обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
- сделанных сотрудниками общедоступными;
- полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
- относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
- включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
- необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
- включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональныхданных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
- обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.
В случае прекращения обработки персональных данных работодатель также обязан уведомить об этом уполномоченный орган. Сделать это нужно в течение десяти рабочих дней с момента прекращения обработки данных. Типовой бланк уведомления о прекращении обработки данных не утвержден, поэтому работодатель может составить его в произвольной форме ().
Вопрос из практики: что следует понимать под обработкой персональных данных сотрудника
Под обработкой персональных данных следует понимать любое действие или совокупность действий, совершаемых с персональными данными сотрудника, в том числе с использованием средств автоматизации. В частности, к таким действиям можно отнести сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Это следует из положений статьи 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
Так, получение от сотрудника сведений, необходимых для заполнения его трудового договора и личной карточки, хранение этих сведений и документов, оформленных на их основании, в полной мере относится к обработке персональных данных.
Персональные данные сотрудников обрабатывают уполномоченные на это представители организации (как правило, сотрудники службы персонала). Лица, осуществляющие обработку персональных данных, должны быть проинформированы о факте такой обработки, категориях обрабатываемых данных, а также об особенностях и правилах такой обработки, установленных нормативно-правовыми актами и локальными актами организации. Об этом говорится в Положения, утвержденного , Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
Кроме того, работодатель вправе поручить обработку персональных данных сторонней организации (). Договор между работодателем и такой организацией должен предусматривать обязанность данного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке ( Требований, утвержденных ).
Защита персональных данных
Как организовать защиту персональных данных сотрудников в организации
Чтобы не допустить разглашения персональных данных, создайте надежную систему их защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения таких сведений установите в локальном акте организации, например в Положении о работе с персональными данными сотрудников (ст. , ТК РФ, ). Положение утверждает руководитель организации. С ним под подпись ознакомьте сотрудников организации*. Об этом говорится в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.
Также в организации необходимо назначить лицо, ответственное по работе с персональными данными (). Как правило, таким сотрудником является работник службы персонала, поскольку именно он в ходе своей работы чаще всего сталкивается с персональными данными сотрудников. Лицо, ответственное за работу с персональными данными, назначьте приказом в произвольной форме.
Конкретные меры по обеспечению безопасности персональных данных сотрудников при их обработке предусмотрены в Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и , утвержденных . На их основе организация может выработать свою собственную систему защиты персональных данных*.
Так, при обработке персональных данных в информационной системе необходимо обеспечить защиту и безопасность персональных данных. При этом угрозой безопасности персональных данных является совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного (в т. ч. случайного) доступа к персональным данным при их обработке в системе, результатом которого могут стать:
- уничтожение;
- изменение;
- блокирование;
- копирование;
- предоставление;
- распространение;
- иные неправомерные действия с персональными данными.
Следует отметить, что выбор конкретных средств защиты информации для информационной системы обработки персональных данных осуществляется работодателем в соответствии с нормативно-правовыми актами ФСБ России и ФСТЭК России. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для системы обработки и защиты персональных данных, производится с учетом оценки возможного вреда и в соответствии с нормативными актами упомянутых органов (п. , Требований, утвержденных ).
При обработке персональных данных в системах могут устанавливаться четыре уровня защищенности в зависимости от категории данных и количества сотрудников, сведения о которых содержит система. В зависимости от уровня защищенности работодателю следует принимать различные меры защиты систем обработки персональных данных, предусмотренные Требований, утвержденных . Например, установление режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещены персональные данные, назначение лиц, ответственных за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, и т. п. Конкретные требования к указанным мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке установлены , утвержденными .
Для контроля защищенности персональных данных при их обработке работодатель или уполномоченное им лицо не реже одного раза в три года осуществляет контрольные проверки, конкретные сроки которых работодатель определяет самостоятельно. При необходимости к проведению проверки на договорной основе можно привлечь организации или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации ( Требований, утвержденных ).
Положение о персональных данных
Вопрос из практики: является ли Положение о работе с персональными данными сотрудников обязательным документом
Да, является.
Порядок хранения, обработки и использования персональных данных сотрудников устанавливает работодатель с учетом требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов (). Это значит, что работодатель должен самостоятельно определить порядок такой обработки и закрепить его в локальном нормативном акте, в частности, Положении о работе с персональными данными сотрудников. Все сотрудники организации при приеме на работу должны быть ознакомлены с Положением под подпись ().
Исходя из указанного следует, что Положение о работе с персональными данными является обязательным документом организации, а его отсутствие влечет (). На это указывают и суды (см., например, ).
Пример оформления Положения о работе с персональными данными сотрудников
Руководитель организации утвердил Положение о работе с персональными данными сотрудников.
Кадровой службы в организации нет. Ответственным за ведение кадрового учета назначена бухгалтер организации В.Н. Зайцева.
Вопрос из практики: как защитить персональные сведения, находящиеся в компьютерной базе данных
Чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям, находящимся в компьютерной базе данных, в Положении закрепите процедуру защиты такой информации. Чем выше риск несанкционированного доступа к персональным данным, тем больше мер нужно предпринять для защиты такой информации. Например, организация может ввести систему индивидуальных паролей, которые будут меняться с определенной периодичностью, ограничить доступ сотрудников к компьютерам, на которых хранятся личные данные, хранить диски и дискеты с такой информацией в запирающихся шкафах.
Обработку персональных данных в информационной системе необходимо осуществлять в соответствии с положениями Требований, утвержденных .
Организация может обеспечивать защиту персональных данных как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по защите конфиденциальной информации. Такие разъяснения даны в Требований, утвержденных .
Какая ответственность грозит организации и ее должностным лицам за нарушения в работе с персональными данными
За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность( , ).
К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только те сотрудники, которые приняли на себя обязательства соблюдать правила работы с персональными данными и нарушили их (). Материальная ответственность может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб ().
За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать. Размер штрафа составляет:
- для должностных лиц (например, руководителя организации) от 500 до 1000 руб.;
- для организации от 5000 до 10 000 руб.
Штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 руб*.
Такие меры ответственности предусмотрены статьями и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность для руководителя организации (иного лица, ответственного за работу с персональными данными) может наступить за незаконное:
- собирание или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
- распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
За указанные нарушения предусмотрены следующие меры ответственности:
- штраф в размере до 200 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
- обязательные работы на срок до 360 часов;
- исправительные работы на срок до одного года;
- принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
- арест на срок до четырех месяцев;
- лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:
- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
- принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
- арестом на срок от четырех до шести месяцев;
- лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Технические меры защиты информации предполагают использование программно - аппаратных средств защиты информации. При обработке ПДн с использованием средств автоматизации применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется в процессе предпроектного обследования информационных ресурсов предприятия.
Технические средства защиты информации делятся на два основных класса:
· средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) (системы разграничения доступа к информации; антивирусная защита; межсетевые экраны; средства блокировки устройств ввода-вывода информации, криптографические стредства и т.п.);
· средства защиты информации от утечки по техническим каналам (использование экранированных кабелей; установка высокочастотных фильтров на линии связи; установка активных систем зашумления и т.д.).
В отличие от организационных мер, техническая защита информации является сложным и трудоемким делом, при выполнении которого требуется соблюдать определенные условия, а именно:
· для выполнения работ по технической защите конфиденциальной информации (а персональные данные относятся к сведениям конфиденциального характера) требуются лицензии на выполнение такого вида деятельности;
· требуется тщательное обследование информационных ресурсов предприятия в соответствии с методическими рекомендациями ФСТЭК (определение перечня ПДн, подлежащих защите; определение состава и структуры каждой информационной системы ПДн (ИСПДн); анализ уязвимых звеньев и возможных угроз безопасности ПДн; оценка ущерба от реализации угроз безопасности ПДн; анализ имеющихся в распоряжении мер и средств защиты ПДн);
· на основании проведенного обследования осуществляется обоснование требований по обеспечению безопасности ПДн (разработка модели угроз и модели нарушителя безопасности ПДн; определение класса информационных систем ПДн; при необходимости обосновывается использование средств шифрования);
· далее проводятся работы по проектированию, созданию и вводу в эксплуатацию системы защиты ПДн (разработка перечня мероприятий по защите ПДн в соответствии с выбранным классом ИСПДн; согласование документов с регуляторами; разработка технического задания на создание системы защиты ПДн; развертывание и ввод в эксплуатацию системы защиты ПДн);
· аттестация (сертификация) информационных систем ПДн по требованиям безопасности информации (для ИСПДн 1-го и 2-го классов требуется аттестация соответствия требованиям информационной безопасности; сертификация средств защиты информации). Работы по аттестации (сертификации) выполняются при наличии соответствующих лицензий.
В любом случае, независимо от размера и организационной структуры предприятия, наличия или отсутствия собственных специалистов по информационной безопасности, своими силами или с привлечением сторонних организаций приступать к решению задачи под названием «Выполнение требований Закона О персональных данных » нужно как можно быстрее. Так как установленный законом срок выполнения требований не за горами, а сложность и масштабность работ по защите ПДн не предполагает быстрого их завершения.
Предприятия, которые уже приступили к реализации проектов по защите ПДн или приступят в ближайшее время имеют следующие преимущества:
· временной запас позволит тщательно изучить задачи и выбрать наиболее оптимальную конфигурацию защиты ПДн, соответствующую требованиям Закона;
· поэтапное выполнение работ обеспечит равномерное распределение затрат на создание системы защиты ПДн;
· выполнить работы в установленные сроки даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Можно занять выжидательную позицию, но в этом случае предприятие рискует испытать на себе жесткость санкций со стороны регуляторов за неисполнение требований законодательства и подвергнуть свой бизнес рискам, влекущим репутационные и финансовые потери.
Тема 1.6. Технология электронного документооборота.
Первые системы электронного документооборота (СЭД) состояли из трех частей: системы управления документами, системы массового ввода бумажных документов, системы автоматизации деловых процессов.
Система управления документами обеспечивает интеграцию с приложениями, хранение данных на разных устройствах, распределенную обработку данных, поиск, индексацию электронных документов, коллективную работу с электронными документами.
Разнообразие электронных документов на предприятии порождают используемые приложения: общего назначения (word, excel, access и др.) и предметные (бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками, финансовый анализ и др.).Интеграция с ними осуществляется на уровне операций с файлами, то есть операции приложения - открытие, закрытие, создание, сохранение и другие - замещаются соответствующими операциями системы управления документами. Интеграция выполняется автоматически. Ее достоинство в том, что сохраняются принятые в организации виды документов.
Следующей задачей является обеспечение хранения электронных документов на разных носителях (серверах, оптических дисках, библиотеках-автоматах и т.д.). К тому же надо обеспечить быстрый поиск и доступ к различным устройствам хранения информации, чтобы факторы доступности и стоимости хранения всегда были в оптимальном соотношении в зависимости от важности и актуальности информации. Для этого используют технологии информационных хранилищ HSM и Data Migration - автоматической миграции документов.
Для обеспечения распределенной обработки данныхв режиме реального времени (on-line) можно по сети посредством запросов, объединенных в транзакции, получить данные из информационного хранилища. Можно посредством Web-сервера предприятия подсоединиться к интернет и тем самым получить доступ к удаленным данным. Можно в почтовом режиме (off-line) по электронной почте послать запрос в информационное хранилище, задав критерии выбора данных. По этим критериям будет сформирован список документов и переправлен пользователю. Этим способом коммерческая служба может оказывать информационные услуги .
К традиционным функциям систем электронного документооборота относятся:
Библиотечные службы (хранение содержимого и атрибутов документов, регистрация изменений, обеспечение поиска, средства безопасности);
Управление деловыми процессами (разработка маршрутов движения документов, автоматизация выполнения бизнес-процессов, контроль исполнения документов);
Работа с составными документами (определение структуры, формирование содержания, опубликование);
Интеграция с внешними приложениями (офисными и предметными приложениями, электронной почтой).
К ним добавляются функции управления знаниями:
Автоматизация жизненного цикла документов;
Поддержка принятия решений.
Жизненный цикл представляет собой описание стадий использования документа в ходе делового процесса (история жизни документа) в целях управления этим процессом. Примерами стадий существования документа являются: создание документа, согласование, использование, редактирование, уничтожение, хранение в архиве и др. Для каждой стадии жизненного цикла указываются бизнес-процессы и критерии перехода документа из одной стадии в другую.
Заметим, что жизненный цикл документа и маршрут движения (workflow) - принципиально разные, хотя и тесно связанные между собой понятия. Маршрут движения показывает кто, что, в каком порядке делает в процессе движения документа. Например, на стадии жизненного цикла - согласование документа - могут применяться разные маршруты движения. В то же время в ходе исполнения единственного маршрута документ может пройти несколько стадий своего жизненного цикла
Технологии интеллектуального анализа данных обеспечивают:
Извлечение и накопление информации из внешних источников (файл-серверов,
серверов баз данных, почтовых систем, Web-серверов, принадлежащих различным ин
формационным службам университетов, правительственных органов и даже конкурентов, доступным по интернету);
Анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответствия бизнесу на основании собственных внутренних баз данных;
Формирование и предоставление интеллектуального капитала (аналитических
данных) сотрудникам предприятия в нужное время в требуемом формате и в соответствии с их ролями и задачами в контексте бизнеса для принятия решений.
Модуль поддержки принятия решений состоит из графического редактора, системы обеспечения жизненного цикла документов, инструментов извлечения аналитических данных, средств визуального программирования и др.
Для реализации большинства перечисленных функций разработаны специальные серверы, например, EDMS-сервер (Electronic Document Management System).
Использование технологий электронного документооборота и деловых интеллектуальных технологий выбора данных позволили создать приложения по следующим направлениям:
Маркетинг и сбыт продукции;
Управление качеством;
Управление исследованиями;
Управление финансовыми рисками;
Управление проектами и командами разработчиков и др.
Во всех перечисленных направлениях работ требуется сбор и анализ «внешней» информации, чтобы определить спрос, конкурентов, поставщиков, ресурсы, заказчиков, состояние исследований и новых разработок у конкурентов и т.д. Этим занимаются специальные службы организации.