Опасное вождение пдд. Опасное вождение

Еще в 2012 году депутат от ЛДПР Ярослав Нилов предложил внести понятие опасного вождения. Тогда это предложение показалось никому не нужным. Депутатское большинство на законопроект не обратило должного внимания. Но через два года, уже из уст Дмитрия Медведева прозвучало предложение принять новый и «модный» термин. Дескать, во всем цивилизованном мире такое понятие есть, а у нас почему-то нет. В правительственной комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер Шувалов, разные эксперты много думали, предлагали свои варианты и выдали на-гора первое определение.

Получилось сложно и не очень понятно. Говорят, что председатель правительства Медведев, будучи юристом по образованию, не понял, что именно послужит основанием для наказания опасных водителей .

Второй мозговой штурм экспертов привел к рождению еще более сложного для восприятия термина. И он всех устроил.

Мы уже много о нем писали , тем не менее приведу определение полностью.

Опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Эта непереводимая игра слов, в которой перечислены несколько существующих нарушений, нареканий в правительстве не вызвала.

А зря. У преподавателей в автошколах термин вызвал много вопросов. Для разъяснения некоторых даже фильмы начали снимать. Учебные.

Место проклятое

Во многих странах действительно есть такой термин. И работает, надо сказать, неплохо. Разница - в деталях.

Первое. Нигде не прописываются детально нарушения ПДД, за которые водителя признают опасным. Почти везде главным условием является увеличение риска ДТП. Вот, к примеру, определение опасного вождения, которое было дано в далеком 2003 году на международной конференции по дорожной безопасности: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения» .

Именно это и лежит в основе дорожного законодательства разных стран . Зачем прописывать детали, перечислять разные нарушения? Да любое неадекватное действие водителя можно расценивать как опасное или агрессивное. Главное, это умышленная угроза жизни и безопасности других участников движения. Примерно как покушение на убийство.

И наказание почти везде очень серьезное. Вплоть до уголовной ответственности.

Второе. В любой стране, где действует подобное определение, вина водителя определяется или инспектором дорожной полиции, или (и) судом, в зависимости от наказания, которому подлежит данный вид нарушения, - административное или уголовное. В качестве доказательств могут быть использованы и видеосъемка , и свидетельские показания, и личная фиксация полицейским неадекватного поведения водителя.

А теперь самое интересное. Сотрудники полиции там в большинстве своем беспристрастны и неподкупны. У них нет указаний сверху по выполнению плана составленных протоколов. Техническая оснащенность на высшем уровне. Суды рассматривают дела реально объективно. Неприкасаемых попросту нет. Будь ты хоть мегазвезда спорта или известный политик: если поймали, обязательно накажут.

А у нас? Про «объективность» судов всем известно. «Нет оснований не доверять инспектору ДПС » - фраза уже стала крылатой. Оснащенность техническими средствами фото- и видеозаписи ДПС присутствует только в крупных и благополучных городах. Если в кармане есть «ксива» или имеешь хорошие связи, будь хоть трижды агрессивен, тебе все простят.

Только мощная общественная огласка (как в случае с лукойловским джипом) может дать толчок нашему правосудию.

А раз так, никакой пользы от термина не будет. К слову, один из сотрудников ГИБДД в приватной беседе признался, что в их ведомстве с самого начала отнеслись к этой идее скептически. Но раз решение было принято на самом верху, пришлось «изображать» бурную деятельность.

Инспекторы ДПС на дорогах признавались мне, что под определение «опасное вождение» смогут привлечь любого водителя, было бы указание. В термине даны ссылки на некие нормы, которые никак не прописаны в ПДД. Например, что такое интенсивное движение, безопасный боковой интервал и дистанция или беспричинное резкое торможение?

Да если дадут команду, мы с десяток таких за день наловим, почему-то с грустью сказал один инспектор.

То есть уже сейчас все понимают, что ловить будут не тех, кто реально ведет себя на дороге опасно, а тех, кто попадется под горячую руку.

Кто пострадает

В числе пострадавших в первую очередь окажутся мотоциклисты . Любого из них можно каждый день признавать особо опасным и наказывать штрафом в 5 тысяч рублей (именно такая сумма предложена на опасное вождение). Судите сами, ездить им в одном ряду параллельно с автомобилем не запрещено ПДД, перестраиваться тоже могут. Точнее могли. Несмотря на то, что в ПДД не прописано, когда движение становится интенсивным, сейчас-то им быстро объяснят, что быть двухколесным опасно по определению.

Пострадать могут и те, кто вовсе никакой опасности не представляет. Ослепил вас встречный автомобиль, вы по правилам затормозили и включили аварийку. По новому термину это уже опасное вождение. Объехали пару раз ямы на дорогах, поменяв при этом полосы движения - стали опасным. Перестроились из левого ряда многополосной дороги в правый для поворота, стали вновь опасным. Ведь почти каждый водитель будет сбрасывать скорость, пропуская вас. А раз так, вы не уступили им дорогу несколько раз.

То есть абсолютно любого водителя, исходя из нового термина, при желании можно жестко наказать. А желание такое, судя по всему, есть. И на самом верху. Ведь это намного проще, чем строить

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

С каждым годом количество автолюбителей растет с огромной скоростью. Не удивительно, что с каждым годом число нарушителей правил дорожного движения становится все больше. Для уменьшения количества «лихачей» в ПДД вводятся новые штрафы за нарушения. Одним из недавних таких нововведений стало «опасное вождение».

Что понимается под опасным вождением

Данный термин подразумевает неоднократное совершение действий, направленных на несоблюдение ПДД. Под эти действия попадает преднамеренное сокращение дистанции между автомобилями, подрезание, резкое торможение, которое не требуется для избегания столкновения, препятствование обгону, а также намеренное повреждение транспорта участников движения.

По статистике, ежегодно жертвами агрессивного вождения становятся десятки тысяч человек.

Какие действия на дороге можно считать опасными

Выделяют несколько основных видов такого вождения:

  • Шашки
  • Учителя
  • Торопыги
  • Упертые
  • Нервяки

Рассмотрим каждый из этих понятий подробнее.

Шашки

Самый распространенный вид небезопасного вождения. Заключается в постоянном, необоснованном перестроении между рядами движения. При этом не соблюдается ограничение скорости, тем самым повышается риск создания аварийной ситуации.

Учителя

Вид автолюбителей, который преднамеренно тормозит перед позади едущем автомобилем. Доказать такое нарушение практически невозможно, так как водитель может списать такое действие на предотвращение аварийной ситуации. Для таких случаев рекомендуется использовать видеорегистратор.

Торопыги

Данный вид нарушителей подвергает опасности всех участников движения. Нарушение заключается в несоблюдении безопасной дистанции между транспортными средствами. Такие водители вплотную пристраиваются к идущему впереди автомобилю и всяческими способами пытаются сместить его с полосы.

Упертые

Наиболее опасный стиль вождения. Упертыми являются те автолюбители, которые преднамеренно препятствуют обгону. В то же время водитель, идущий на опережение, должен быть уверен в том, сможет ли он завершить обгон до того, как к нему приблизится встречный автомобиль.

Нервяки

Данный стиль вождения заключается в подрезании автомобиля, идущего на обгон. По правилам любой участник движения должен уступать дорогу тому, кто передвигается с ним в одной полосе, не снижая скорость потока.

Статья КоАП и ее подпункты

С недавнего времени за агрессивное вождение предусмотрено наказание в виде наложения штрафа. Условия для участников движения прописаны в статье 12 КоАП РФ.

На 2018 год утверждена следующая система наказания:

  • Несоблюдение дистанции между автомобилями - 1500 рублей
  • Резкое торможение перед другим транспортным средством - 1500 рублей
  • Не уступил дорогу - 500 рублей либо вынесение предупреждения

Для наложения штрафа за опасное вождение должны иметься причины. Ограничения будут наложены в случае создания аварийной ситуации или же при попытке причинить материальный ущерб другим автолюбителям.

Доказательством нарушения можно считать видеозапись с регистратора, при этом в видеофайле должен быть зафиксирован акт правонарушения. Также нужно учитывать, что для вынесения наказания необходимо наличие нарушений, совершенный в короткий промежуток времени, иначе доказать вину нарушителя будет проблематично.

Важно!
Все перечисленные нарушения, так или иначе, уже указаны в правилах дорожного движения. Поэтому появление термина «опасное вождение» не затронет людей, соблюдающих законы.

Мера наказания: штраф или арест

По статье 12 КоАП РФ нарушителям может выноситься наказание в виде штрафа. Однако если опасное вождение повлекло за собой аварию, унесших жизни людей, то на нарушителя ложится уголовная ответственность.

В данный момент предусмотрена возможность оплаты штрафов со скидкой в размере пятидесяти процентов, при условии оплаты в течение двадцати дней с момента его наложения.

В дополнение в ПДД внесен специальный абзац, где оговариваются все нюансы данного нововведения.
Сейчас за данный вид нарушения не предусмотрено лишение водительского удостоверения, но в скором времени планируется ввести данный вид наказания.

Спустя почти 8 месяцев после первой новости о введении в Правила дорожного движения понятия «опасное вождение» 30 мая 2016 года вышло , вводящее соответствующие изменения в ПДД.

До последнего обсуждения поправки предполагали введение нового термина. Однако, изменения коснулись пункта 2.7 правил общих обязанностей водителей в части запретных действий (управление в состоянии опьянения, без водительского удостоверения и так далее). С 8 июня 2016 года пункт 2.7 дополнен запретом на опасное вождение.

Понятие «опасное вождение» описано «вложенными» причастными оборотами и перечислениями одним предложением из 121 слова. Разберем, что в итоге изменилось для водителей с вводом данного предложения.

Опасное вождение — изменения в ПДД, разбор понятия

2.7. Водителю запрещается:

опасное вождение , выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Согласитесь, не самый простой текст для восприятия. Разложим его по полочкам.

Невыполнение требования уступить дорогу при перестроении при наличии такого требования (нарушение п.8.4 Правил)


  • Перестроение при интенсивном движении без необходимости совершения маневра (нарушение п.9.4 Правил)


    Опасное вождение — шашки

    Несоблюдение безопасной дистанции (нарушение п.9.10 Правил)


    Несоблюдение безопасного интервала (нарушение п.9.10 Правил)


    Резкое торможение (нарушение п.10.5 Правил)


    Препятствие обгону (нарушение п.11.3 Правил)


    Как видите, суть опасного вождения — это нарушение определенных пунктов Правил. Нарушение одного из этих пунктов один за другим (например перестроение + резкое торможение), либо нарушение одного из этих пунктов последовательно более одного раза (напримр, перестроение при интенсивном движении — «шашки») образуют составную часть опасного вождения .

    Вторая составная часть образуется в случае, если совокупность вышеприведенных нарушений Правил создаёт угрозу ДТП. Только при выполнении этих условий вождение будет являться опасным.

    Как доказать опасное вождение?

    С одной стороны любое нарушение Правил дорожного движения создает угрозу ДТП, с другой — пункт 10.1 Правил обязывает снизить скорость вне зависимости от наличия преимущества, то есть снимает эту угрозу. Грань между созданием угрозы очень тонкая субъективная и неопределенная.


    Безопасная дистанция — величина неопределенная, безопасный интервал — величина неопределенная.

    «Шашки» проходят на скорости значительно выше общего потока и участники из потока даже не успевают среагировать, как «шашечник» уже далеко впереди, то есть помехи не созданы.

    Удивительно, что за рамками опасного вождения осталось несоблюдение скоростного режима. Величина определенная, во многих случаях с возможностью фиксации. А ведь именно нарушение скоростного режима — причина львиной доли ДТП.


    Таким образом фактами доказать факт опасного вождения — невозможно, только субъективная оценка .

    Какой штраф за опасное вождение?

    Первый справедливый вопрос: «Как можно штрафовать без наличия фактических доказательств?» В данной редакции понятие опасного вождения сводится к нарушению, которое определяется постфактум, то есть после совершения ДТП. В этом случае, совокупность нарушений уже имеет определенный характер.

    Случилось ДТП — значит предшествующие действия несли такую угрозу. Далее при изучении материалов ДТП доказать имело ли место опасное вождение не составит большого труда. Более того в положительную сторону развивается практика по бесконтактным ДТП, то есть провокатор является участником ДТП.

    Сумма штрафа на момент введения поправок в ПДД 8 июня 2016 года — не определена . По информации различных источников она составит от 1000 до 5000 рублей и будет утверждена к сентябрю 2016 года.

    Нужно ли «такое» опасное вождение в ПДД?

    Безусловно, да. Несмотря на то, что формулировка громоздкая и разрабатывалась более полугода — говорить, что поправка бесполезная — нельзя. Вероятнее всего с применением практики она будет доработана. Возможно практика сложится, что субъективных оценок будет достаточно для вынесения решения о наказании, а возможно эта поправка в ПДД останется галочкой по выполнению плана. Как минимум потребуется хотя бы один год для определения эффективности. Уже сейчас можно говорить, что лихачи, устроившие ДТП будут наказаны значительно серьезнее.