Понятие санкции и их виды. Что такое санции

Любое совершенное преступление влечет за собой незамедлительную реакцию со стороны государства, проявляющуюся в использовании в отношении виновного субъекта тех или иных инструментов уголовно-правового воздействия, влекущего за собой наступление для последнего последствий неблагоприятного характера.

Санкция уголовного права - понятие

В современном под санкцией понимают один из формирующих тело уголовно-правовой нормы элементов, в котором определяется та или иная разновидность, а также и величина наказания, применяемого к субъекту, совершившему деликт, предусмотренный диспозицией упомянутой правовой нормы. Помимо служит своеобразным индикатором степени общественной опасности, присущей тому или иному деликту, запрещаемому уголовным законодательством.

Классификация уголовно-правовых санкций

В современном уголовном наказаний осуществляется по степени их определенности. Исходя из данного принципа, различают такие основные виды санкций в уголовном праве, как:

  • абсолютно-определенные;
  • абсолютно-неопределенные;
  • относительно-определенные;
  • альтернативные.

Основные разновидности: абсолютно-определенные и неопределенные

Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой используемые виды санкций в уголовном праве, с примерами, характеризующими их особенности.

Санкции, носящие наименование абсолютно-определенных, устанавливают как единственно возможный вид наказания, так и его точный размер и, таким образом, исключают возможность осуществить выбор наказания. К примеру, лишение свободы пожизненно, штраф строго определенного размера, смертная казнь. Такого рода санкции в ныне действующем уголовном законодательстве не применяются, так как не предполагают какой-либо индивидуализации наказания применительно к непосредственным обстоятельствам совершения деликта и личностным особенностям преступника.

Такие виды санкций в уголовном праве, как абсолютно-неопределенные, не устанавливают разновидность и величину наказания, а лишь содержат такие не обладающие конкретностью формулировки, как: «применить наказание по всей строгости закона», «наказывается по законам военного времени» и т.п. В современном уголовном законе данная разновидность санкций вполне обоснованно не используется, поскольку наличие их влечет высокую вероятность судебного произвола и нарушения основополагающего принципа справедливости.

Основные виды санкций в уголовном праве: альтернативная и относительно определенная

Наказания за конкретные преступления могут рассматривать все условия и причины нарушения закона. Такие виды санкций в уголовном праве, как относительно-определенные, предусматривают конкретный и определяют либо его минимальную и максимальную границы, либо какую-то одну из них. Исходя из этого принципа, данные санкции, в свою очередь, можно подразделить на:

  • Устанавливающие максимальную величину наказания, к примеру, нормативами, закрепленными в ч.1 ст. 228 УК, предусматривается применение к совершившему определенный данной статьей деликт такой меры, как лишение свободы на период до трех лет.
  • Устанавливающие минимальную и максимальную величину наказания. Например, положениями, зафиксированными 1 ст. 105 УК, предполагается применение к виновному субъекту такой меры, как лишение свободы на срок в диапазоне от шести до пятнадцати лет.

Другие виды санкций (альтернативные) устанавливают возможность применения за совершение деликта двух и более разновидностей наказания, что позволяет судебному органу в каждом конкретном случае, сообразуясь с особенностями деликта и личности виновного субъекта, назначить наказание максимально соответствующее степени и характеру содеянного. Например, положениями, содержащимися в ч.1 ст. 213 УК, предусматривается применение к виновному субъекту либо штрафа, либо исправработ, либо лишения свободы.

Прочие виды санкций

Помимо вышеперечисленных, также имеет смысл упомянуть еще и такие виды санкций в уголовном праве - отсылочные и кумулятивные. Что касается первых, то данные санкции не устанавливают наказание за совершение соответствующего деликта, а содержат в себе ссылку на санкцию какой-либо иной статьи уголовного закона. В настоящее время подобного рода наказания в действующем уголовном законодательстве не используются.

Санкции, именуемые кумулятивными, устанавливают возможность применения к виновному субъекту помимо основного также и наказания дополнительного характера, которое может быть как обязательным, так и факультативным. Например, применение к виновному субъекту наказания, предусматривающего лишение последнего свободы на конкретный срок с одновременным же лишением права занимать ряд определенных должностей в течение соответствующего количества лет.

Итак, рассмотрев все вышеприведенные разновидности санкций, которые применяются в современном уголовном праве, можно увидеть, что последние, будучи инструментом уголовно-правового регулирования, призваны гарантировать надлежащую защиту государственно-общественных и личностных интересов от разного рода преступных посягательств, а также обеспечить неотвратимость наказания при сохранении и справедливости.

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти­мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей­ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк­циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от­носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком­бинированные:

Абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

Относительно-определенная санкция содержит указание на ниж­ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы - от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

Альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра­воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре­ступлений могут быть применены лишение свободы или испра­вительные работы;

Кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе­ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо­жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы - с лишением определенного права;

Комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Виды норм права

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, "что делать".

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, "как делать".

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

I В литературе выделяются как негативные – указания на неблагоприятные последствия, так и положительные санкции – указания на поощрение (на которое может претендовать субъект) за соблюдение нормы или за что-то сверхординарное. Тимошина против поощрительных санкций, она убеждена, что их нет, потому что поощрительные санкции могут быть рассмотрены как условные диспозиции. Например, если Вы вышли на работу в выходной день, Вы имеете право на двойную оплату труда – это поощрительная санкция, но почему это санкция? Это просто условная диспозиция, имеющая в качестве условия действия такой юридический факт. Нет какой-либо юридической черты, которая может оправдать существование таких санкций.

II По характеру последствий для нарушителя диспозиции:

1) Карательные санкции определяют негативные последствия личного или имущественного характера, которые применяются к правонарушителю правоохранительными органами государства.

2) Правовосстановительные санкции не имеют цель покарать, например, возмещение материального ущерба.

3) Санкции ничтожности – это правоотрицающие действия государства, например, отказ в признании права подать кассационную жалобу в связи с истечением сроков, если пропуск произошёл по неуважительной причине.

III Нет строгого критерия, по характеру последствий :

1) Абсолютно определённые санкции

2) Относительно определённые санкции , например, лишение свободы на срок от до.

3) Альтернативные санкции , например, лишение свободы на срок до … либо что-то ещё, либо что-то ещё.

4) Кумулятивные санкции предполагающие основное наказание и дополнительное. Например, лишение свободы и что-то ещё. Нужно отличать от альтернативных, там мы выбираем основное.

Виды правовых норм

Критерий предмет правового регулирования – какие общественные отношения, регулирует норма права.

  1. Норма гражданского права
  2. Нормы уголовного права и др. отраслей права.

1. Нормы материального права как принято считать, они определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере различных отношений.

2. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов, определяют процедурные вопросы, содержатся в процессуальном законодательстве.

1. Нормы частного права регулируют отношения между юридически равными субъектами используют метод автономии

Критерий – метод правового регулирования, то есть то, как регулируется человеческое поведение .

1. Императивные правовые нормы властно определяют один вариант поведения обязанной стороны (именно обязанного субъекта). Обращены именно к обязанному субъекту, субъект обязанности. Императивные нормы устанавливают запрет либо возлагают активную обязанность. Императивные нормы возлагают на субъекта активные или пассивные обязанности. Императивные правовые нормы могут являться обязывающими (возлагают на субъекта активную обязанность) или обязывающими (возлагают на субъекта пассивную обязанность).


2. Диспозитивные правовые нормы часто называют нормами восполнительными. Что они восполняют? Они восполняют отсутствующее соглашение сторон. Диспозитивные нормы предлагают вариант поведения только на тот случай, если стороны не договорились о собственном варианте поведения, то есть если они не пришли к соглашению о собственном варианте поведения. Диспозитивные нормы содержат оговорку «если иное не установлено договором», это является несомненным признаком диспозитивной нормы. Когда нет соглашения, тогда действует правило диспозитивной нормы, но если есть соглашение, которое не противоречит законодательству, то диспозитивные нормы уходят на второй план. Некоторые ставят знак равенств между диспозитивными и управомочивающими нормами, но это не верно, так как диспозитивные нормы могут быть обязывающими, управомачивающими и запрещающими. Это правило поведения может быть любым и запрещающим, и обязывающим, и управомачивающим.

3. Некоторые выделяют поощрительные и рекомендательные правовые нормы они очень неудобные, так мешают позитивистам и Тимошиной, потому что они никуда не вписываются. Поощрительные – выделяются по методу правового регулирования, это правила поведения, которые поощряют, устанавливают поощрения. Некоторые люди делаю сверх того, что от них запросили, хотя их никто не обязывает, они заслуживают поощрения, например, орден. Этатисты: за невыполнение правовой нормы следует ответственность, но если человека никто не поощрил, то не будет ответственности (санкции). Эти нормы очень странные, так как за неисполнение этой нормы не может быть санкции. Если субъект, который занимается поощрением, непоощряет, то нет санкции. Тимошина считает, что у поощрительных и рекомендательных правовых норм нет предоставительно-обязывающго характера, субъект не может просить о поощрении, но никто и не обязан его поощрять. Рекомендательные нормы – это нормы, в которых сформулирован рекомендуемый вариант поведения, он не является обязательным, например, знак рекомендуемой скорости на дороге. Никто не обязан в правовом смысле следовать этому правилу, а за отступление от этого правила никто не привлечёт вас к ответственности, не влечёт за собой санкции. Они не имеют санкции и предоставительно-обязывающего характера.

Критерий классификации функции, которые выполняют нормы в системе правового регулирования.

1. Регулятивные правовые нормы (установительные, так как они устанавливают первичные права и обязанности субъектов) – устанавливают первичные права и обязанности субъектов, и гипотезы регулятивных правовых норм (если они есть) всегда указывают на правомерные юридические факты, например, давность владения, достижение возраста. По характеру диспозиции:

· Управомочивающие

· Запрещающие

· Обязывающие

2. Охранительные правовые нормы – охраняют тот порядок отношений, который основан на регулятивных правовых нормах. Можно как особенность выделить то, что гипотеза охранительных правовых норм указывает на неправомерные юридические факты (правонарушения) и соответственно, то необходимым элементом (признаком) такой правовой нормы является наличие санкции, регулятивные правовые нормы могут санкции и не иметь.

1. Общие правовые нормы – устанавливают общее правило регулирования каких-либо отношений

2. Специальные правовые нормы – предусматривают исключения (изъятия) из общего порядка для данной группы правоотношений. Действие специальных правовых норм имеет приоритет надо общими нормами.

3. Нормы исходные (учредительные, специализированные, нормы о нормах) их специфика состоит в том, что в отличии от всех остальных правовых норм они не являются правилам поведения, а значит, не имеют логической структуры (гипотеза, диспозиция, санкция), смысл их в том, что бы способствовать реализации норм-правил. Эта группа квазинормы, недонормы. К числу таких норм относят:

· Дефинитивные правовые нормы – это нормы, устанавливающие определения юридических понятий. Правоприменитель обязан руководствоваться легальными определениями, которые даются в законодательстве, а следовательно имеют регулятивный характер – легальные дефиниции. Законодатель обязывает нас исходить и использовать юридический термин в том смысле, который задан легальной дефиницией.

· Оперативные правовые нормы – это правила вводящие в действия, отменяющие действие правовых норм, распространяют действия правых норм на новый круг отношений (изменяют). Как правило, сопровождают издания больших, кодифицированных НПА.

· Коллизионные правовые нормы – правила разрешения нормативных коллизий. Наибольшее распространение получили в международном частном праве, но есть и во внутреннем законодательстве.

· Нормы-принципы (кто-то старается различить нормы-принципы и нормы-цели, но Тимошина считает, что это бесполезно) – это нормы, которые устанавливают основные принципы правового регулирования в рамках существующей правовой системы. Как правило, содержатся в Конституции, в общих частях кодифицированных НПА. Например, Россия – правовое социально государство. Некоторые авторы полагают, что этот принцип иногда опосредованно, а иногда и непосредственно определяют права и обязанности субъектов.

Критерий – способ изложения правила поведения.

1. Прямые правовые нормы– правила, в кот полностью содержится правовая норма, элемент нормы полностью сформулирован в норме

2. Непрямые правовые нормы – элемент правовой нормы сформулирован лишь частично и далее даётся отсылка к тому месту, где можно получить информацию о элементе правовой нормы полностью

· Ссылочные правовые нормы. Даётся оценка конкретной статье НПА. Всегда отсылка к конкретной статье.

· Бланкетные правовые нормы отсылают не к конкретным статьям НПА, а к правилам или актом конкретного вида, не конкретизируя название статьи. Например, данные вопросы регулируются локальными актами.

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы), так и позитивными - меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) - клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) иальтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Рис. 1. Виды санкций

Санкции правовых нормпо характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимостиот характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называетсяпрямой.

Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти.

Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, - участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.

Отсылочный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. 313 Уголовного кодекса Франции, предусматривающую вынесение дополнительных наказаний за мошенничество. Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 », подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 , к которым законодатель отсылает правоприменителя.

В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. 1 ст. 227 УК РФ «Пиратство» описываются признаки этого преступного деяния (нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения). В ч. 2 этой статьи говорится о том же деянии, но совершенном неоднократно либо с применением оружия. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. 1 и 2, если пиратство совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа.

Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.

Бланкетный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция. Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Диспозиция - это часть статьи, содержащая определение конкретного преступного деяния. Содержание диспозиций отличается большим разнообразием. Однако при любом способе законодательной техники законодатель не может (да и не должен) дать исчерпывающие описания всех признаков определенного состава преступления. Язык закона должен отличаться лаконизмом, способностью охвата соответствующей формулировкой повторяющихся, типических ситуаций. Существует четыре вида диспозиций: простые, описательные, бланкетные и ссылочные.

Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК - «Похищение человека», статья 261 УК - «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК - «Утрата военного имущества». Чаще всего причиной существования простых диспозий сама уголовно-правовая теория считает очевидность признаков преступного деяния.

Описательная диспозиция называет преступление и непосредственно в законе определяет его признаки: статья 175 УК - «Кража», статья 120 УК - «Изнасилование», статья 237 УК - «Бандитизм». В уголовном законодательстве наиболее предпочтительны диспозиции данного вида, поскольку являются более эффективными в правоприменительном смысле.

Бланкетные диспозиции представляют собой специфический способ формулирования уголовно-правовых предписаний. Они являются наиболее ярким свидетельством взаимосвязи уголовного права с другими отраслями. Бланкетной является диспозиция, которая в самом уголовном законе не определяет признаков преступного деяния, а отсылает к другим законам или нормативным правовым актам. Указание на нормы других отраслей права дается обычно в общей форме, путем упоминания соответствующих нормативных актов или правил. Примером бланкетных диспозиций являются диспозиции статей: «Нарушение правил охраны труда» - статья 152 УК, «Нарушение законодательства о континентальной шельфе Республики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан» - статья 284 УК.

Ссылочной называетсядиспозиция, которая не содержит признаков преступления, а отсылает к другой статье или части статьи уголовного закона, где эти признаки названы или раскрываются. К этому виду диспозиции относятся статья 106 УК - «Побои»; статья 107 УК - «Истязание»; статья 209 УК - «Экономическая контрабанда»; статья 297 УК - «Оставление места дорожно-транспортного происшествия».

Та или иная формулировка уголовно-правового предписания влияет на достижение целей частной и общей превенции. Поэтому важно, чтобы соответствующий уголовно-правовой запрет был сформулирован так, чтобы он правильно понимался всеми гражданами, побуждал к отказу от противоправного поведения. «Буква» уголовного закона должна быть обозначена в тексте таким образом, чтобы она служила гарантией законности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.


При характеристике санкции принято считать, что она представляет собой ту меру воздействия, которая применяется судебными органами к лицам, совершившим преступления. В соответствии со статьей 52 УК суд избирает наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК.

Санкция - это часть статьи Особенной части, определяющая вид и размер наказания. Нет одинаковых преступлений даже одного вида. Поэтому для соответствующей оценки имеющихся всегда индивидуальных особенностей законодатель строит различные виды санкций, что в полной мере может обеспечить принцип индивидуализации наказания. Различают санкции абсолютно неопределенные, абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Абсолютно неопределенной является такая санкция, при которой в законе не указывается размер и вид возможного наказания, к примеру «наказать по всей строгости закона».

Абсолютно определенная санкция содержит категорическое указание о виде и размере наказания. К примеру, преступление карается «лишением свободы сроком на 5 лет».

В действующем законодательстве абсолютно неопределенных и абсолютно определенных санкций нет. Статьи уголовного закона содержат относительно определенные и альтернативные санкции.

Относительно определенная санкция указывает на вид и размер наказания. Такая санкция предоставляет суду возможность широкой индивидуализации. Выделяют два ее основных вида : санкция, определяющая только высший предел уголовного наказания, и санкция, предусматривающая как высший, так и низший пределы. Примером санкции первого вида могут служить санкции части первой статьи 101 УК - «Причинение смерти по неосторожности», части первой статьи 134 УК - «Подмена ребенка» и т.д. При этом низшим пределом наказания является минимальный размер, установленный для данного вида наказания. Если это лишение свободы - 6 месяцев, ограничение свободы - 1 год, арест - 1 месяц, штраф - 25 месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан. Разновидностью относительно определенных санкций второго вида выступают санкции, предусмотренные статьей 162 УК - «Наемничество», частью второй статьи 181 УК - «Вымогательство», статьей 241 УК - «Массовые беспорядки».

Альтернативная санкция содержит указание на два или несколько основных наказаний, из которых лишь одно избирается судом. Например, за совершение умышленного убийства в состоянии аффекта (статья 98 УК) альтернативно может быть назначено ограничение свободы, арест или лишение свободы. Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 253 УК) наказывается исправительными работами, или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы.

Создание того или иного вида диспозиции или установление вида санкции в каждой статье Особенной части уголовного закона всегда тщательно продумано и подчинено цели обеспечения максимальной эффективности действия уголовной нормы в борьбе с преступностью.