В чем заключается значение символического талиона. Талион

Знаменитое библейское «око за око, зуб за зуб» имеет и другое название, принятое в юриспруденции, — талиона принцип. Что он подразумевает, как возник, как и где используется в наши дни?

Определение

Талиона принцип предполагает наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен.

Он может быть материальным и символичным. В первом случае причиненное зло воспроизводится наказанием в точности, а во втором — равенство преступления и возмездия проводится в идее.

Появление принципа талиона связывают с ростом правосознания человека, когда неконтролируемая уже не соответствует требованиям правосознания. Таким образом, его целью является охрана правонарушителя и членов его рода от попыток причинения им чрезмерного ущерба со стороны потерпевшего и его семьи.

Наказание по принципу талиона в доисторические времена

Истоки идеи уравнять наказание преступника с ущербом, который им причинен, появились еще в первобытном обществе много тысячелетий назад. В примитивном виде этот принцип сохранился у некоторых народов до наших дней. Так, у жителей Гвинеи мужчина, жена которого была уличена в прелюбодеянии, имел право переспать с супругой виновного, а в Абиссинии брат или другой родственник человека, умершего в результате чьего-либо неосторожного падения с дерева, мог в тех же условиях сам спрыгнуть с высоты на невольного правонарушителя.

Принцип талиона в законах Хаммурапи

Этот вавилонский царь, известный своей мудростью и дальновидностью, создал свод правил, по которому должно было осуществляться правосудие в его стране и на территории завоеванных земель. В законах Хаммурапи есть 3 разновидности наказаний:

  • наказание по типичному талиону, т. е. по принципу «око за око»;
  • по символическому правилу (сыну, который ударил отца, отсекали руку, врачу за неудачную хирургическую операцию — палец и др.);
  • по зеркальному правилу (если крыша дома обвалилась и убила кого-то из членов семьи хозяина, предавали смерти родственника строителя).

Интересно, что за ложное обвинение человеку также могло грозить умерщвление. В частности такая кара предполагалась, если оклеветанный был подвергнут смертной казни.

В Иудее и в Древнем Риме

Известный богослов защищал принцип уравновешенного возмездия как единственно справедливый способ подвергнуть наказанию виновного. Он же являлся одним из первых иудейских мыслителей, кто рассматривал вопрос о возможности компенсации за ущерб.

Ответственность по принципу талиона была зафиксирована и в законах Древнего Рима. В этот же период в Иудее потерпевший мог выбирать между нанесением такого же ущерба виновному и денежной компенсацией, что было прописано в Ветхом Завете (ср. Исх. 21:30). Однако через некоторое время законоучители Талмуда решили, что достойным талионом за телесное повреждение может быть признана только денежная компенсация. Они обосновали это тем, что справедливость талиона нельзя рассматривать как истинную, так как глаз может быть меньшего или большего размера, зрячим или слабовидящим и т. п.

Таким образом, изначально нарушался талиона, а также предписанное в Ветхом Завете единство закона для всех.

В Библии

В Ветхом Завете принцип талиона был введен с целью остановить цепочку преступлений из-за кровной мести между семьями, которая могла продолжаться в течение многих десятилетий. Вместо нее применялся принцип равного возмездия. Причем этот закон предназначался для использования судьями, а не отдельными людьми. Именно поэтому ученые призывают не рассматривать библейский принцип правосудия «око за око» как призыв к отмщению, так как в ветхозаветной Книге Исхода (21:23-21:27) речь идет лишь о соответствии меры наказания тяжести совершенного преступления.

Позже Христос призвал «подставлять правую щеку», тем самым сделав революцию в сознании людей. Однако талиона принцип не исчез, а трансформировался в «золотое правило этики», в изначальной формулировке гласящее, что нельзя поступать с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой, а позже подававшееся в виде призыва к положительному действию.

В Коране

В исламе наказание по принципу талиона означает в некоторых случаях возможность возместить ущерб выкупом.

В частности Кораном предписано зеркальное возмездие за убитых (женщина — за женщину, раб — за раба), но если убийца был прощен родственником (обязательно мусульманином), то ему следует уплатить достойный выкуп потерпевшим. Последнее правило преподносится как «облегчение и милость», а за его нарушение полагается мучительная кара.

При этом поведение прощающего в суре 5 считается поступком, искупляющим грехи. Однако прощение в ней только рекомендуется, но не требуется. В то же время в последующих сурах можно найти идею о том, что воздаяние злом за зло само является таковым, поэтому мстящий сам себя приравнивает к злодею.

Таким образом, в исламе талион не отвергается столь же решительно, как в христианстве. Особенно резки требования делать различия при решении вопросов со «своими» и в отношении неверных, на обиду которых требуется отвечать тем же.

В русском праве

Идея талиона в нашей стране сохранялась вплоть до 18-го века. Так, в 1649 года наказание по принципу талиона означает, что должно поступать с преступником так же, как и он. В законе прямо сказано, что за выколотый глаз следует «самому ему то же учинить». Более того, преступников можно было пытать в праздники, так как творили лихие дела они во все дни недели.

Как ни странно, но талион сохранился и в законах Петра I. В частности в Артикуле воинском от 1715 года предписывалось прожигать каленым железом язык богохульников, за лжеприсягу отсекать два пальца, а за убийство отрубать голову.

Однако с течением времени такие формы талиона перестали применяться. Прежде всего это было связано с тем, что усложнились формы преступлений, и зеркальное наказание стало невозможным.

С точки зрения морали

Считается, что талиона принцип является первым в ряду норм, посредством которых люди задают наиболее общие формулировки о том, как должно регулироваться соотношение добра и зла. Иными словами, он предваряет появление Однако возникновение государства, которое приняло на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток прошлого и вычеркнуло его из списка базовых принципов регуляции на основе нравственности.

Теперь вам известно моральное содержание принципа талиона, а также его толкование и суть использования в разных религиозных и культурных традициях.

Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года , которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечёт руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнём жгут.

Большую роль талион играл и в законах Петра I . В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу - отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах .

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни , перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы .

Идея возмездия (без строгого следования правилу талиона) и в настоящее время служит исходным началом уголовного наказания.

Талион в религиозных и философских учениях

Принцип талиона в иудаизме

В древних иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа - «око за око», которая является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20).

Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, - при условии, что они не приводят к смертельному исходу, - должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19) .

Принцип талиона в христианстве

Ещё до пришествия Иисуса Христа принцип справедливости в ветхозаветном обществе способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики», если быть точнее - в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Матфей, 5:38-39

Христианские толкователи, например святитель Иоанн Златоуст , обращали внимание на то, что и кажущаяся жестокость ветхозаветной заповеди на самом деле является человеколюбием.

Законодатель предписал - око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, XVIII.1

Эта заповедь была дана применительно к нравственному состоянию ветхозаветных людей, склонных к насилию. Вместе с тем свт. Иоанн считает, что кара по принципу талиона уже является смягчённой по отношению к преступнику.

Принцип талиона в исламе

Принцип талиона весьма развит в шариате , согласно которому воровство в ряде случаев карается отрубанием руки, однако он ограничен идеями исламского милосердия:

Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и помирится, тому награда будет от Аллаха.

Коран, 42:40

Ичкерия

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия . Когда в России был принят новый уголовный кодекс , в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой Уголовный кодекс , положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом И.И. Киселёв в интервью «Российской газете » отмечал следующее по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия :

Отдельная тема - законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном - Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путём отсечения головы, забивания камнями либо таким же путём, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание - бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения семей при условии, что убийца понесёт достойное наказание по законодательству Российской Федерации .

Принцип талиона и криминологические теории

Теряя своё значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им самим. Научному анализу криминологических концепций, основанных на идеях талиона, посвящены работы российского криминолога К.В. Корсакова.

На развитии идеи талиона построены философские теории наказания Иммануила Канта и Фридриха Гегеля , которые впоследствии легли в основу классической школы уголовного права . И. Кант исходил из положения, что категорический императив предполагает возмездие преступнику в равном объёме: убийство должно караться смертью . Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то И. Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отправление вора на каторжные работы, назначение кастрации за изнасилование и пр.

Фридрих Гегель выдвинул идею восстановления права и так как, по его мнению, уголовное наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то его теория также опиралась на принцип равного возмездия, то есть на правило талиона.

В современных уголовных кодексах это направление криминологической мысли потеснено другими концепциями, поддерживаемыми сторонниками социологического направления в криминологии , утверждающими идеи предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль. Однако и сегодня принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании: например, смертная казнь как вид уголовного наказания нередко воспринимается общественностью как торжество воздающей справедливости.

Известная критика

Примечания

  1. Альфред Кох на polit.ru от 03 сентября 2005 «Р. Беккин, В. Бобровников. Северный Кавказ - не царство благородных разбойников// Татарский мир. - 2003. - № 19 (29). - декабрь. - С. 8.» : Иногда доходило до смешного. Например, знаменитый уголовный кодекс Чечни 1996 года, о котором многие слышали, но который мало кто читал, был практически полностью списан с Уголовного Кодекса Судана, принятого за несколько лет до этого в соответствии с маликитским мазхабом (правовой школой), - в то время как в Чечне преобладает шафиитский мазхаб. Сторонники введения данного закона в Чечне так торопились, что забыли заменить в некачественно выполненном подстрочном переводе указанного кодекса Судана многие местные реалии. Например, там остались штрафы в суданских фунтах. Плата за кровь должна была взиматься верблюдами. А где вы найдете в Чечне, например, сто верблюдов за убийство дееспособного свободного мужчины, как того требует закон?
  2. Эксклюзивное интервью начальника Управления по надзору за исполнением законов на территории Чеченской Республики NEWSru.com, 20 октября 2000:
  3. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - C. 72-84.
  4. Корсаков К.В. Карательное право как первая ступень правогенеза // Журнал российского права. - 2016. - № 11. - С. 21-29.
  5. Корсаков К.В. Модель возмездия в криминологии и уголовно-правовой доктрине. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 224 с.
  6. Корсаков К.В. Принцип равновозмездности в феномене уголовного наказания // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 93-97.
  7. Корсаков К.В. Талион // Философский словарь по правам человека. - Екатеринбург: АМБ, 2006. - С. 560-562.
  8. Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 736 c.
  9. Соловьев Э.Ю. Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм // Новый мир. - 2004. - № 1. - C. 123-142.

Ориентированно-стружечная плита (OSB) - многослойный лист, образованный прессованием прямоугольной плоской щепы в условиях высокого давления и температуры, с использованием склеивающей водостойкой смолы.

Длинные тонкие щепы укладываются в ковре тремя слоями. Внешние слои образуются щепой, ориентированной параллельно длине готовой плиты. Во внутреннем слое щепа укладывается перпендикулярно длине готовой плиты.

По сути OSB - это "улучшенная древесина" более прочная и эластичная за счет сохранения в плоской щепе всех полезных свойств массива древесины, при отсутствии таких дефектов, как сучки, и изменение направления волокон в связи с естественными условиями роста дерева.

Ultralam TM OSB производит ориентированно-стружечные плиты класса OSB-3 и OSB-4, отличающиеся повышенной прочностью и влагостойкостью:

  • OSB-3 - плиты несущие нагрузку в условиях повышенной влажности.
  • OSB-4 - плиты несущие значительную механическую нагрузку в условиях повышенной влажности.

OSB безусловно является одним из наиболее перспективных строительных материалов. Многие эксперты называют этот материал материалом будущего, в первую очередь, имея ввиду широкое распространение его в каркасном строительстве.

Характеристики

Использование OSB

  1. обшивка наружных и внутренних стен - плиты могут использоваться со всеми видами внешних и внутренних облицовочных покрытий;
  2. сплошная обрешетка кровли, покрытия крыши - хорошее звукопоглощение и высокая жесткость, а также способность выдерживать значительные снеговую и ветровую нагрузки позволяют использовать OSB как основу для гибкой (битумной) черепицы, бетонной черепицы, металлочерепицы, шифера и других кровельных материалов;
  3. двутавровые балки - опорные конструкции в межэтажных и стеновых перекрытиях в деревянном домостроении;
  4. производство конструкционных SIP (СИП)-панелей, состоящих из двух наружных слоев OSB-плит и внутреннего слоя пенополистирола;
  5. используется как жесткое основание при изготовлении термопанели;
  6. съемная опалубка для бетонных работ (многоразового использования), бетонных платформ - шлифованная и ламинированная специальными пленками ОСП может быть многократно использована в качестве бетонной;
  7. черновые полы, ремонт полов - как сплошной настил, так и несущие лаги;
  8. однослойные полы - в легких строительных конструкциях OSB можно напрямую использовать как половое покрытие;
  9. мебельное производство - для изготовления элементов каркасов мягкой мебели, стульев, корпусной мебели, домашней встроенной мебели (гардеробных, стеллажей, стенных шкафов);
  10. декоративная отделка, зонирование помещений;
  11. сооружений лестниц, лестничных площадок,строительных лесов;
  12. временных ограждений строительных площадок, закрытия строительных проемов (окна, двери);
  13. сооружения транспортных ящиков и поддонов, конструкции стеллажей, выставочных стендов, мебельных полок, прилавков, столешниц, рекламных щитов;
  14. застройки помещений на кораблях и железнодорожных вагонах;
  15. конструкции для автомобилей, полы прицепов фур и кузовов грузовиков.

Уникальные свойства - прочность, влагостойкость, устойчивость к гниению, высокая способность удерживать соединительные элементы.

Качественные характеристики ОСП плит (OSB)

  1. экологическая безопасность;
  2. стабильность формы и размеров, однородность структуры;
  3. лишены дефектов (трещин, пустот, сколов);
  4. высокая прочность на изгиб, хорошая упругость;
  5. гладкая и прочная поверхность;
  6. устойчивость к повреждениям при эксплуатации и деформации (искривлению,появлению трещин, расслоению);
  7. долговечность;
  8. легкость раскроя, обработки, использования;
  9. высокая способность удерживать соединительные элементы;
  10. удобство монтажа;
  11. малоотходность;
  12. высокие звукоизоляционные свойства (звукопоглащение);
  13. низкая теплопроводность;
  14. высокая износостойкость;
  15. равномерность структуры;
  16. низкий вес, удобный формат, широкий ассортиментный ряд;
  17. удобство транспортировки;
  18. используются во влажной среде;
  19. не гниют, не поражаются грибком, биоустойчивы;
  20. высокая огнестойкость;
  21. уникальный рисунок поверхности;
  22. невысокая цена.

Экологическая безопасность

Наша компания охраняет и поддерживает лесные ресурсы России.

В аренде лесосырьевого подразделения компании – 350 тыс. м 2 лесосеки в Тверской области, сертифицированной по системе FSC™ (Forest Stewardship Council®, Лесной попечительский совет). Сертификат ООО «ЛСО» SW-FM/COC-004320 Forest Timber Supply LLC. Сертификация FSC свидетельствует о соответствии правил лесозаготовки, принятой в компании, международным стандартам.

Мы занимаемся лесозаботой: мониторингом леса, вырубкой больных деревьев, защитой огромного пространства лесов от браконьеров. Компания не ведет закупку древесины у компаний, которые не придерживаются аналогичных экологических принципов.

Экологически ответственное лесопользование гарантирует, что заготовка древесины и недревесных продуктов леса не угрожает биоразнообразию, не снижает продуктивность и экологические функции леса.

Мы своим примером доказываем, что современные технологии, вопреки сложившимся стереотипам, могут сочетаться с бережным отношением к природе. Более того, на совре-менном этапе это выгодно всем: производителям, потребителям и государству.

Сохраним лес вместе!

Древесина, применяемая компанией «Талион», имеет исключительно легальное происхождение.

Талион

воздаяние за зло равным злом, наказание, равное проступку. Т. можно подразделить по способу возмездия на материальный , когда причиненное зло в точности воспроизводится наказанием, напр. нанесшему телесное повреждение отплачивается таким же, и символический , в котором равенство проступка и наказания проводится в идее. Т. (материальный) появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания; это - известный прогресс, охраняющий правонарушителя и его род от излишеств со стороны потерпевших. Служа сдержкой и ограничением мести, Т. является грубым выражением справедливости, доступным и понятным первобытному или мелкокультурному человеку. Т. известен всем первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление - уравнять наказание с причиненным ущербом. До каких пределов последовательно в этом отношении первобытное право, видно из того, что у негров Гвинеи муж, оскорбленный прелюбодеянием, может совершить то же преступление с женою виновного. В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева может в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя. Весьма полно выражена была идея Т. в еврейском праве ("око за око, зуб за зуб"), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах (Günther, "Die Idee der Wiedervergeltung in der Geschichte u. Philosophie d. Strafrechts", 1889; Post, "Bausteine für eine allgemeine Rechtswissenschaft", 1880; его же, "Afrikanische Jurisprudenz"; его же, "Die Anfänge des Staats u. Rechtslehens"; Thonissen, "Etudes sur l"histoire du droit criminel des peuples anciens"). В русском праве идея Т. сохранилась еще в значительном объеме в Уложении царя Алексея Михайловича, которое, напр., за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: "отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет... самому ему то же учинить" (см.). Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут. Большую роль Т. играл и в законах Петра Вел. В Воинском Уставе предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство "паки отметить и без всякой милости голову отсечь". Т. применялся также в личных обидах (см.) и при ложных доносах. С течением времени материальный Т., разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться; вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем цивилизованных народов, ставящих в основание кары лишение свободы, что делает применение Т. затруднительным. Но, теряя свое значение на практике, Т. сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им. Вообще идея возмездия (без строгого проведения Т.) служит и теперь исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания. На проведении идеи Т. построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которых еще и в настоящее время во многом держится господствующая, так называемая классическая школа уголовного права. Кант выходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение Т. далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, напр. отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование. Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, т. е. Т. В уголовных уложениях XVIII и XIX стол. влияние этих взглядов выражается в стремлении точно определить наказание за преступление, заранее назначить сроки лишения свободы, установить как бы таксу правонарушений, придать каждому наказанию возможно более общий, механический характер. В более близких к настоящему времени кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым особенно резко криминалистами-социологами, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и отвергающими начало возмездия как отжившее историческое наследие.

А. Тимофеев.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Талион" в других словарях:

    - (лат. talio от talis в значении «такой же» наказание, равное по силе преступлению) категория истории нравов, более известная в общественном сознании и литературе под названием равного возмездия; древний обычай, регулировавший взаимоотношения… … Философская энциклопедия

    Возмездие, воздаяние злом за зло. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. талион (лат. talio (talioni) возмездие (по силе равное преступлению)) принцип уголовной ответственности в раннеклассовом обществе,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 возмездие (17) наказание (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    талион - а, м. talion <лат. talio (talionis) возмездие. Возмездие (по силе равное преступлению) принцип уголовной ответственности в раннеклассовом обществе, когда наказание точно соответствует причиненному вреду (око за око, зуб за зуб). СИС 1985.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Талион - (от лат. talio (talionis) возмездие) принцип юридической ответственности в раннеклассовом обществе, когда наказание точно соответствует причиненному вреду («око за око, зуб за зуб»). За повреждение потерпевшему глаза повреждался глаз у ответчика … Энциклопедия права

    - (от лат. talio, родительный падеж talionis возмездие, равное по силе преступлению) принцип наказания возмездия «равным за равное», возникший в родовом обществе и воспринятый древними рабовладельческими системами права. Заключался в… … Большая советская энциклопедия

    Талион, талионы, талиона, талионов, талиону, талионам, талион, талионы, талионом, талионами, талионе, талионах (

Регулировавший взаимоотношения между кровнородственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующим повреждению. Классической считается ветхозаветная формула Т.: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор 19,21). Генетически Т. выступает как кровная месть, которая является одним из отличительных признаков рода.
Т. - типичный социорегулятивный первобытной эпохи. Для его качественной характеристики существенное имеют следующие особенности: возмездия является ответным действием, он задается характером и размером нанесенного роду оскорбления, ущерба; способ переживания в случае Т. полностью совпадает со способом действования, мести является для древнего человека органической страстью души, требующей безусловного удовлетворения; Т. есть коллективной ответственности, субъектом действия здесь выступает , отдельные индивиды являются всего лишь непосредственными носителями его воли.
Т. вошел в историю нравов и оставил глубокий след в культуре, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, во-вторых, как исторически первая легитимного насилия. Этическая Т. получила в представлениях ранних философов о справедливости как равном воздаянии (Анаксимандр , пифагорейцы и др.). Она же стала точкой отсчета первых законодательств.
Т. воплощает исторически начальный синкретический регуляции; по мере того, как возникают расхождения между коллективной волей и индивидуальным выбором, внешними действиями и внутренними намерениями, он расщепляется и трансформируется, с одной стороны, в уголовной ответственности, исходящий из того, что наказание является справедливым в качестве равного возмездия, а с др. стороны, в нравственное , получившее золотого. Т. как обычай кровной мести в пережиточном виде сохранился до нашего времени у народов с сильно выраженными следами патриархального быта, напр. у северокавказских горцев. Необычайной живучестью отличается также равного возмездия, которая остается элементом культурно-генетического кода справедливости, представленным в разных культурах и у разных народов с разной степенью интенсивности.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ТАЛИОН

ТАЛИОН (лат. talio, talionis, от talis в значении “такой же”, - наказание, равное по силе преступлению) - категория истории нравов, более известная в общественном сознании и литературе под названием равного возмездия; древний обычай, регулировавший взаимоотношения между кровнородственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующим повреждению. Классической считается ветхозаветная формула талиона: “душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу” (Втор. 19:21). Генетически талион восходит к кровной мести. Обязанность кровной мести, для первобытного человека безусловная и первейшая, - один из специфических признаков рода. Кровная месть категорически исключалась во внутриродовых (позже в семейнородственных) отношениях и была столь же обязательной по отношению к представителям других общностей. ина закрепляет и упорядочение воспроизводит разделение людей на “своих” и “чужих”.

Основой талиона являлась не стимулирования мести, а ее сдерживания. Он возникает как ограничивающий, запрещающий принцип. Можно предположить, что первоначальные (предшествовавшие талиону) отношения между различными сообществами характеризовались бесконечной враждебностью (напр., у австралийских аборигенов, находившихся на догосударственной стадии, различались два вида вооруженных столкновений: одни из них велись с соблюдением правил и представляли узаконенную обычаем форму сведения счетов, кровной мести; другие же не были ограничены определенными нормами - см.: Народы Австралии и Океании. М., 1956, с. 190-91.) Талион ставил предел вражде, требуя строго, по возможности буквально соразмерять возмездие с полученным ущербом. Тем самым он соединял “своих” с “чужими”, обозначая дистанцию, позволяющую им сосуществовать и входить в определенные взаимовьцодные отношения в качестве различных, теперь уже умеренно-враждебных, общностей.

Талион - типичный социорегулятивный механизм первобытной эпохи. Для его качественной характеристики существенное значение имеют следующие особенности: акт возмездия является ответным действием, он задается внешне, фактом, характером и размером нанесенного роду оскорбления, ущерба; способ переживания в случае талиона полностью совпадает со способом действия, необходимость мести является для древнего человека не налагаемой извне обязанностью, а органической страстью души, требующей безусловного удовлетворения; талион есть выражение коллективной ответственности, субъектом действия здесь выступает , отдельные индивиды являются всего лишь непосредственными носителями его воли. Талион вошел в историю нравов и оставил глубокий след в культуре, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости (он, собственно, и представляет собой распространение внутриобщинного принципа уравнительной справедливости на отношения между общинами), во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия (талион уравнивает родовые общины в их праве защищать себя и свои интересы силой, нравственную ему придает то, чтоон санкционирует в качестве ограниченного насилия). Этическая талиона получила отражение в представлениях ранних философов о справедливости как равном воздаянии (Анаксимандр , пифагорейцы и др.). Она же стала точкой отсчета первых законодательств.

Талион воплощает исторически первый синкретический тип регуляции; по мере того, как возникают расхождения между коллективной волей и индивидуальным выбором, внешними действиями и внутренними намерениями, появляется заменять месть выкупом, осуществляется переход от общинно-варварских форм организации жизни к государственно-цивилизованным, он расщепляется и трансформируется, с одной стороны, в принцип уголовной ответственности, исходящий из того, что наказание является справедливым в качестве равного возмездия, а с стороны, в . Как специфический обычай кровной мести в пережиточном виде он сохранился до нашего времени у народов с сильно выраженными следами патриархального быта, напр. у северокавказских горцев. Необычайной живучестью отличается также идея равного возмездия, которая остается элементом культурно-генетического кода

справедливости, представленным в разных культурах и у разных народов с разной степенью интенсивности.

А. А. Гусейнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :