Водительское удостоверение b. Как расшифровываются метки в водительском удостоверении нового образца

Благосостояние граждан постоянно растет, потому и количество автомашин на дорогах увеличивается. Для того, чтобы управлять ТС на законных основаниях и беспрепятственно колесить по городам и весям, нужно получить водительское удостоверение, подтверждающее право это делать. Существуют различные категории, что обозначают группу транспортных средств, управлять которыми может тот или иной водитель.

Водительское удостоверение: категории и внешний вид

Управление автомашиной, либо иным средством передвижения, не имея на то права, карается по закону. Наложенный штраф может колебаться в пределах от пяти, до пятнадцати тысяч рублей. Это весьма существенное взыскание, потому стоит выяснить, что к чему и какие нормы нужно соблюсти, чтобы остаться законопослушным гражданином. Для этого сегодня мы рассмотрим, какая информация должна содержаться в ВУ и представим материал по категориям водительских прав с расшифровкой, чтобы исключить любые недоразумения.

Каждому, кто получал права на управление ТС до 2015 года или собирается сделать это сейчас, пригодится расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца, так как кое-что было серьезно изменено. На данное время существует всего пять основных, а также несколько вспомогательных категорий, о которых не помешает знать заранее, разбираясь что же нужно выбрать в каждом конкретном случае.

Категории ТС должны быть всегда подходящими, тот есть, человеку, который готовился ездить на мотоцикле, нельзя садиться за руль автобуса, а трактористу лучше отказаться от идеи водить легковой или грузовой автомобиль.

Особенности нового ВУ

Прежде, чем разбираться, какие автомобильные категории прав вообще существуют, а мы дадим их подробную расшифровку с описанием, следует уяснить, что сегодня права можно использовать в качестве полноценного удостоверения личности. Этот документ содержит множество персональных данных о водителе, да еще имеет актуальную фотографию, которую придется менять каждые десять лет, ввиду потребности в смене ВУ из-за истечения срока действия.

  • Имя, фамилия, а также отчество водителя.
  • Фотоснимок. При проблемах со зрением разрешено фотографироваться в очках, но при условии, что стекла их не будут тонированными (затемненными). Также разрешены головные уборы для тех, кто придерживается особых культов и религиозных убеждений, к примеру, клобуки и митры.
  • Личная подпись владельца ВУ.
  • Дата рождения, а также дата выдачи прав и срок их действия.
  • Указание на подразделение РЭО ГИБДД, что выдало ВУ, его номер и серия.
  • Регион проживания владельца.
  • Категория прав, которая позволяет управлять определенной группой ТС.

Категория в правах может быть не одна, а несколько, а бывает и так, что у водителя открыты все, что говорит о его универсальности. Тогда можно кататься и на мотоциклах, грузовиках-тяжеловозах, автобусах и легковушках, совершенно не опасаясь никаких взысканий.

Оборотная сторона прав нового образца занята краткой расшифровкой всех категорий. Актуальные поля будут отмечены специальной отметкой. Тут же имеется штрих-код, который содержит информацию о владельце, срок действия той или иной категории и дополнительная информация, к примеру, водительский стаж держателя.

Расшифровка категорий водительского удостоверения

Прежде, чем вам будет предоставлена полная расшифровка категорий водительских прав, не помешает узнать, что многие из них требуют отдельного обучения, но далеко не все. К примеру, всего один раз сдав экзамен и получив документ на любую из представленных ниже вариантов, водитель уже автоматически будет иметь право управлять квадроциклом, мотороллером или мопедом малой мощности. Именно категорией будет определяться основная классификация ТС, в полном соответствии с их эксплуатационными качествами и характеристиками, а также габаритными показателями. Но давайте все по порядку, чтобы не запутаться окончательно.

А (А1)

Разбираясь, что это такое, категория А водительских прав, следует знать, что она позволит управлять всеми, без исключения мотоциклами, включая ТС с колясками. Ранее на дорогах часто можно было встретить еще и мотоколяски, для которых данная категория тоже является актуальной, но сегодня это большая редкость. Согласно ПДД к мотоциклам можно отнести любое ТС, двухколесное или трехколесное, оборудованное боковым прицепом (коляска) или в отсутствии такового. Также сюда можно включить и четырехколесные средства передвижения, что в полной экипировке имеют вес не более четырех сотен килограммов.

Подкатегория А1 включает в себя все мототранспортные средства, имеющие объем двигателя внутреннего сгорания не больше ста двадцати пяти кубических сантиметров. Максимальная мощность таких устройств не должна превышать одиннадцати киловатт. Понятно, что классификация А позволит управлять мотоциклами, но не наоборот. Основным привлекательным фактором, стимулирующим водителей получать А1, является возможность сдать экзамены не в восемнадцать, а в шестнадцать лет. Более подробно о том, уже есть стать на нашем сайте.

В (ВЕ, В1)

Это категория прав на легковой автомобиль, совокупная масса которого при полной комплектации не превышает трех с половиной тысяч килограммов. Число сидячих мест в таких ТС не должно быть больше восьми, то есть все легковые автомашины можно сразу же причислять к данной классификации. Имеется несколько нюансов, которые не помешало бы узнать.

  • Категория В дает возможность водить авто с прицепом, который весит 750 килограммов и больше, но только при условии, что общая масса составляет не более 3 500 килограммов.
  • К данной классификации можно отнести все легковые и легкие грузовые автомашины.
  • Сюда также относятся джипы и небольшие микроавтобусы, количество сидячих мест в которых не более восьми.

Для того, чтобы присоединить к автомашине более тяжелый прицеп, придется получать новую категорию – ВЕ. Это требует специального, отдельного обучения, потому, имея ВУ с классификацией В управлять авто с прицепом больше 750 килограммов запрещено.

Еще одна подкатегория В1 обозначает квадрициклы и трициклы. Это абсолютное нововведение, потому многие еще только даже не разобрались, что речь идет вовсе не о квадроциклах, представляющих собой мотоцикл на четырех колесах. Квадрицикл имеет корпус, как у автомобиля, но мощность его мотора не более 15 киловатт (20 лошадиных сил). При этом такое ТС может развивать скорость не более 25-50 километров в час. Так что, вопреки ожиданиям, права на мотоцикл (А, А1) тут окажутся совершенно бесполезными.

С (СЕ, С1, С1Е)

К данной категории относятся все автомобили, общей массой превышающие 3.5 тонны, за исключением тех, которые принадлежат к подкатегории D, речь о чем пойдет позже. По сути, сюда можно включить все грузовики, массой от 3.5 до 7.5 тонн, а также более крупные, в том числе, оборудованные прицепами не более 750 килограммов. Зато для легковых авто и легких грузовиков до трех с половинной тонн, такие права окажутся бесполезными, а любой инспектор ГИБДД будет квалифицировать езду в таком случае, как вождение без ВУ.

Под этой категорией подразумевается управление грузовыми автомашинами с прицепом, вес которого больше 750 килограммов. В отсутствии подобного допуска управлять машиной с большим прицепом строго запрещено.

К подкатегории С1 имеют отношения средние грузовики, масса которых колеблется в интервале от 3.5 до 7.5 тонн, даже при условии наличия легкого прицепа (до 750 килограммов). Управлять машиной такого типа допустимо, даже имея просто права категории С.

При условии, что нужно ездить на легких и средних грузовиках с тяжелым прицепом, потребуются права С1Е. Однако тут придется строго следить, чтобы общая масса конструкции (авто с прицепом) не превышала двенадцати тонн. С обычными правами на грузовик тут делать нечего, а вот старшая категория СЕ для управления такими машинами подойдет.

D (DE, D1, D1E)

Водительское удостоверение этой категории подойдет для того, чтобы управлять разнообразными автобусами, количество пассажирских мест в которых превышает стандартных восемь, как для В (без учета водителя). Она будет действительна как для крохотных маршруток с двенадцатью сиденьями, так и для огромных туристических «монстров» в два этажа. Однако управлять автобусми с «гармошкой» или сочлененные меж собой, с такой квалификацией запрещено.

Такая категория выдается тем, кто будет перевозить людей в автобусах с численностью мест больше восьми, но меньше семнадцати. Допустимо применять легкий прицеп (до 750 килограммов). Дли иллюстрации, о чем речь, можно назвать модель ГАЗель-3221 или же РАФ-2203, что ранее повсеместно использовались для маршрутных такси. Сейчас они несколько утратили актуальность, но на их место пришли импортные микроавтобусы с теми же показателями.

Это специальная квалификация для небольших автобусов, оборудованных тяжелыми прицепами, масса которых не минимальна (от 750 килограммов), но и не превышает веса самой машины. Общий вес такой конструкции не должен превышать 12 тонн.

Обратите внимание на то, что прицеп в данном случае не может предназначаться для перевозки пассажиров, а только для грузов, к примеру, багажа. Не помешает узнать, что, имея права D, можно ездить на ТС, относящиеся к D1, а наличие DE, позволит водить автобусы D1E.

Е

Расшифровка категорий водительских прав нового образца позволяет говорить о том, что классификация Е полностью упразднена и исчезла из данного документа. Как вы можете увидеть сами, все ТС просто были распределены по иным разделам, к примеру, СЕ или ВЕ, D1E или DE.

М

Категория для мопедов и легких квадроциклов была введена только в ноябре 2013 года. Управлять такими ТС можно, при наличии любых иных прав, а не только с данной открытой классификацией. Зато ни машинист, ни тракторист управлять мопедами или мотороллерами не сможет, ему нужно будет открывать любую иную, из вышеперечисленных.

Tb и Tm

Ранее, до 2017 года право управлять трамваями и троллейбусами, а эта категория касается именно их, можно было просто обнаружить в качестве особой отметки, а отдельной категории для этого не существовало. Сейчас они имеются, потому придется получить их, собираясь управлять таким транспортом.

Для того, чтобы никто не попал в неприятную ситуацию, нужно четко помнить и знать, какие транспортные средства можно водить конкретно вам, а за руль которых лучше вовсе не садиться, даже если вы прекрасно умеете на них ездить. Для открытия любой новой категории и некоторых подкатегорий, придется проходить дополнительное обучение в автошколе и сдавать экзамены, как в первый раз. Никаких преимуществ, ранее имеющиеся права иной квалификации, при этом не дают.

Видео-расшифровка категорий водительских прав нового образца

Тем, кто давно за рулем, не составит большого труда разобраться с деталями и нюансами данного вопроса, так как больших изменений новые правила не принесли. Но если у вас есть дополнительные вопросы, стоит посмотреть видеоролик, размещенный ниже, где все доступно и понятно расписано и разложено по полочкам.

То вначале надо задуматься о том, какие категории вы хотите открыть. Будет ли это только одна, та самая, которая нужна именно сейчас. Или, может быть, стоит поработать на перспективу и получить водительское удостоверение с более широкими полномочиями.

Давайте разберемся. В данном материале мы и расскажем подробнее о том, сколько и какие категории существуют, каково значение значение каждой из них в новых удостоверениях.

Что такое категории водительских прав

Все модели транспортных средств отличаются одна от другой. Это может быть масса, число колес, конструктивные или функциональные различии.

Поэтому, если кто-то легко справляется с вождением одной марки машины, это не означает, что он подготовлен к управлению остальными.

Эта разница может проявляться:

  • В особенностях вождения. Например, при пересадке за руль автобуса.
  • В особенностях прочтения транспортных дорожных правил.
  • В различных медицинских показания.

Осознание этого привело к тому, что с самого появления водительских документов началось их подразделения на водительские категории. В их основу лег принцип разделения машин по мощности и функциональному назначению. И вот от двух или трех водительских категория существовавших в первой половине прошлого века мы дошли до шестнадцати современных.

Ниже будут представлены расшифровка и описание обозначений всех категорий и подкатегорий водительских прав нового образца.

Более подробно о том, для чего нужны категории в водительских правах, расскажет данное видео:

Их описание

Если еще недавно в наших правах были привычные пять категорий, то сейчас из них осталось только четыре, но дополненные подкатегориями и новыми категориями на специальные виды транспорта. А теперь давайте узнаем, какие есть категории водительских прав (А, Б, С, Е, Д).

Стандартные обозначения

Начнем с традиционных категорий:

«A» означает возможность вождения мотоциклов и мотоциклов с коляской. К этой категории приравнены и набирающие популярность квадроциклы и трициклы. Главное требование – общая масса не более четырехсот килограммов.
«B» это уже для настоящих водителей, правда, пока только легковых авто. Категория действует на весь транспорт с четырьмя колесами не тяжелее трех с половиной тонн. Ограничено и число мест для пассажиров – не более восьми.
«C» категория для профессионалов. Ее обладатель может управлять грузовыми машинами и спецтехникой весом тяжелее трех с половиной тонн. Ограничение по количеству пассажиров – не более восьми.
«D» ее обладают водители, которым доверена перевозка пассажиров. Она дает право на вождение автобусов и микроавтобусов.

Введенные недавно

Для того чтобы повысить уровень безопасности на улицах, были придуманы новые категории водительских прав:

Подкатегории

Новое время требует езды по новым правилам. Разрастание модельного ряда по каждой из существующих категорий, появление облегченных моделей легковых авто, грузовиков, автобусов и прицепов привело к необходимости во введении дополнительных подкатегорий.

Кроме того, некогда общую категорию «E», касающуюся прицепов решили разделить по видам транспорта. Так появилось девять подкатегорий:

«A1» является буферной подкатегорией между «M» и «A» и распространяется на скутеристов. При том зону ее ответственности категория «A» перекрывает.
«B1» дает право вождения легковых авто с «чистым» весом до пятисот пятидесяти килограммов.
«BE» для водителей легковушек, которые возят прицеп тяжелее семисот пятидесяти килограммов. При том общая масса автопоезда должна быть не выше трех с половиной тонн.
«C1» распространяется на легкие, до семи с половиной тонн грузовики;
«CE» дает право на буксировку грузовиком прицепа или полуприцепа от семисот пятидесяти килограммов до трех с половиной тонн.
«C1E» легкие грузовики с прицепами. Общая масса автопоезда должна быть не больше двенадцати тонн.
«D1» ею должны обладать водители маршруток и микроавтобусов с числом посадочных мест не более шестнадцати.
«DE» действует на «автобусы-гармошки» и автобусы с прицепами до трех с половиной тонн.
«D1E» для микроавтобусов из категории «D1» с прицепами. Ограничение на вес составляет двенадцать тонн.

Категории водительского удостоверения - тип транспорта, к управлению которым допускается владелец данного документа. На сегодняшний день есть шесть основных и четыре дополнительных разряда. Также имеются специальные разновидности, которые позволяют управлять автомобилями с прицепом.

Водительское удостоверение категории B позволяет водить легковые машины. При этом не разрешая управлять автобусами или маршрутными такси. Для таких видов транспорта существует отдельная категория прав. Водитель может управлять только теми типы которых перечислены в его удостоверении. При несоблюдении данных требований ему грозит штраф до пятнадцати тысяч рублей.

Что указывается на водительском удостоверении?

Водительские права нового вида содержат полные сведения об их владельце. Удостоверение нередко используется в качестве документа, которым можно подтвердить личность водителя. На нем размещается следующая информация:

  • Инициалы водителя.
  • Место и дата рождения.
  • Срок действия удостоверения.
  • Дата получения прав.
  • выдавшей удостоверение.
  • Подпись владельца документа.
  • Номер прав.
  • Фотография владельца.
  • Список категорий.
  • Дополнительные сведения - медицинские показания, группа крови и прочее.

На водительском удостоверении вся информация указывается кириллицей. Если используются буквы другого алфавита, то надпись повторяется латинским письмом.

Как выглядят водительские права?

Информация на удостоверении размещается с двух сторон. Личные сведения о водителе располагаются на лицевой части документа. На обратной - расшифровываются категории прав нового образца. Здесь, как правило, указываются те типы на управление которых имеет водитель.

Лицевая сторона

Наименование полученного документа и территория субъекта, организация которого выдала документ, отмечаются в верхней его части. Слева размещается фотография водителя. Он должен быть запечатлен на ней без головных уборов и очков. Размер фото стандартный - 3х4. Если у владельца имеются проблемы со зрением, то он может делать снимок в очках, но только с одним условием: их линзы не должны быть тонированными. Для людей определенных религиозных убеждений разрешаются фотографии в головных уборах.

Водитель при получении удостоверения расписывается под фотографией. Оставленный автограф должен полностью совпадать с имеющимся в паспорте. С правой стороны прав указываются инициалы водителя и дата его рождения. Все данные, написанные на русском языке, обязательно дублируются на латинице. Также с правой стороны размещается информация о том, кто выдал документ, его серия и номер, область проживания водителя. Снизу находится информация о присвоенной категории.

Обратная сторона

В левой части прав размещается штрих-код, содержащий все данные о водителе. На остальной поверхности располагается таблица, содержащая информацию обо всех категориях. Специальной отметкой помечаются те из них, которые доступны шоферу. С этой же стороны находится срок действия данных категорий. Дополнительная специальная информация размещается под таблицей. Нередко указывается водительский стаж.

Новые категории

В ноябре 2013 года в закон «О безопасности дорожного движения» были внесены дополнения. Согласно введенным поправкам, изменился список категорий водительского удостоверения. Он дополнился новыми подклассами. Расшифровка категорий водительского удостоверения представлена ниже.

Категория А

Водительское удостоверение категории А предоставляет возможность управлять обычными мотоциклами. А также теми моделями, к которым привинчена коляска. Помимо этого, оно дает возможность водить мотоколяски. Это довольно редко встречающиеся сегодня средствами передвижения. Согласно ПДД, к мотоциклам относят транспортные двухколесные агрегаты. Они имеют или не имеют боковой прицеп. Также данная категория прав позволяет управлять четырехколесным и трехколесным транспортом, масса которого не более 400 кг в нагруженном состоянии.

Подкатегория А1

Позволяет водить мотоциклы, оснащенные двигателями небольшого объема и мощности. Для водителей - обладателей категории А - доступна езда на транспорте, относящимся к категории А1.

Категория В

Легковые авто, джипы, микроавтобусы и небольшие грузовики - транспорт, управление которым разрешено при наличии водительских прав данной категории. Помимо этого, можно водить мотоколяски и автомобили с прицепом. При этом масса последних не должна быть больше 750 кг. Если вес агрегата превышает этот показатель, то к транспортному средству предъявляются дополнительные требования:

  1. Масса автомобиля без груза не должна быть ниже массы вагончика.
  2. 3,5 тонны - максимально допустимая масса сцепки машины и прицепа.

Чтобы управлять транспортным средством с тяжелым вагоном, человек должен иметь водительские права стандарта ВЕ. К таким агрегатам относят машины категории В с прицепом, вес которого больше массы машины или 750 кг. А также авто и вагончик, суммарная масса которых превосходит 500 кг.

Подкатегория В1

Водительское удостоверение категории В1 позволяет ездить на квадрициклах и трициклах. Подробную информацию о транспорте, относящемся к данному классу, отыскать сложно. Стоит отметить, что квадрицикл и квадроцикл - разные транспортные средства. Поэтому ездить на первом, имея только права на второй, запрещено.

Категория С

Управлять средним и тяжелым грузовым транспортом и грузовиками с прицепами весом не более 750 килограмм позволяется только при наличии водительских прав категории С. При этом вес обычных транспортных средств составляет от 3500 до 7500 килограмм. Тяжелых - более 7500 килограмм. При наличии категории С водить легковые автомобили и маленькие грузовики с массой не более 3500 кг запрещено.

Шоферу разрешено ездить на грузовом автомобиле с прицепом, вес которого превосходит 750 килограмм. Но только при условии наличия водительских прав подкатегории СЕ. В нее входят транспортные средства с прицепами, вес которых составляет более 750 килограмм.

Подкатегория С1

Водительское удостоверение категории С1 позволяет управлять транспортом грузового типа. Его максимальная масса варьируется от 3500 до 7500 килограмм. К таким автомобилям может быть прикреплен легкий прицеп, который весит не больше 750 кг. Если у водителя имеется класс С, то он имеет право ездить на автомобилях, соответствующих подкатегории С1.

Отдельно стоит упомянуть такие разряды водительского удостоверения, как С1Е. Подобные права дают водителю возможность ездить за рулем автомобилей категории С1, оснащенных прицепами. При этом их предельная масса не должна превышать 750 килограмм. Вес грузового транспорта и его прицепа не должна быть более 12 тысяч кг. При наличии старшей категории водительского удостоверения СЕ, человек может ездить за рулем транспорта, относящегося к категории С1Е.

Категория D

Управление автобусами, вне зависимости от их массы, и автобусами с прицепом массой не более 750 килограмм возможно при наличии водительского удостоверения категории D. Если планируется передвижение на второй разновидности транспорта большей массы, то требуется наличие прав категории DE. К данному разряду также относятся автобусы, сочлененные между собой.

Подкатегория D1

Ездить за рулем небольших пассажирских автобусов с количеством мест от 9 до 16 можно при наличии категории водительского удостоверения D1. К нему также относятся легкие прицепы. Их максимальный вес не превышает 750 килограмм. Для управления автобусами с более тяжелыми прицепами требуется категория D1E.

Стоит сразу обратить внимание на то, что прицеп должен быть только грузовым, а не пассажирским. Их общая масса не должна быть более 12 тонн. Те водители, которые категории D, могут управлять автобусами, относящимися к подкатегории D1. А те, кто имеют разряд DE, могут управлять машинами класса D1E.

Категория Е

На сегодняшний день категории новых водительских удостоверений не включают в себя разряд Е. Он был заменен описанными выше подклассами: ВЕ, СЕ, DE, D1Е, С1Е. Если у водителя имеются права категории Е, их всегда можно сдать. И в замен получить новое удостоверение с обновленным разрядом.

Категория М

Водительское удостоверение было введено относительно недавно. Оно появилось в ноябре 2013 года. Согласно данной категории, те водители, которые получили права, могут управлять легкими квадроциклами и мопедами. При этом ездить за рулем таких транспортных средств могут те шоферы, у которых имеются права любых других категорий. Однако, например, удостоверение тракториста-машиниста не дает права ездить за рулем мопедов.

Категории Tb и Tm

В 2016 году появились новые пункты ПДД, согласно которым расшифровка категорий нового водительского удостоверения Tb и Tm соответствует праву управления трамваями и троллейбусами. Раньше оба вида общественного транспорта не выделялись в отдельные классы. Информация об умении управлять такими средствами вносилась в специальную графу водительского удостоверения. Это были особые отметки.

Замена водительского удостоверения

Для получения новых водительских прав шофер должен обратиться в отделение ГИБДД, предоставив сотрудникам следующие документы:

  1. Медицинскую справку.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  3. Старое водительское удостоверение.
  4. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины. В прошлом году сумма составляла 2000 рублей.
  5. Фотографии 3х4.

В новые права переносится вся информация. В них также отмечается, какие категории водительского удостоверения были открыты в старом документе. Также в свежий экземпляр вносятся новые разряды. Если у водителя имеется хотя бы одна категория, у него автоматически открывается класс М. Новые права можно забрать в тот же день, в который были поданы документы. Помимо этого, заявку на замену удостоверения можно оставить на сайте государственных услуг. Повторно проходить экзамен для получения нового документа не нужно.

Что нужно, чтобы открыть новую категорию водительских прав?

Для того чтобы получить новую или дополнительную категорию водительского удостоверения, необходимо выполнить две процедуры:

  • соответствующие выбранной категории.
  • Пройти экзамен.

В1 и М выдаются только после сдачи теоретического испытания, которое во многом напоминает сдачу на категорию В. А также после прохождения практического экзамена, достижения шестнадцатилетнего возраста для категорий А1 и М и восемнадцатилетнего - для А. Права на легковой и грузовой автомобили выдаются только после того, как водителем будет достигнуто совершеннолетие.

Обучение на права категорий В1 и С1 проводится только для тех, кто старше 18 лет. На автобусы, трамваи и троллейбусы получить удостоверение значительно сложнее. Оно выдается только по достижении 21 года. Водительские категории ВЕ, СЕ и DE требуют наличия стажа управления транспортом - как минимум одного года. Подкатегории С1Е и D1E выдаются только в том случае, если у водителя имеются открытые предшествующие разряды - C, D, C1, D1.

Несмотря на то, что в ПДД были добавлены новые серии водительских удостоверений, порядок их получения практически не изменился, претерпев только незначительные нововведения. Основными различиями остались возраст и стаж. К примеру, в новых водительских удостоверениях может указываться тип трансмиссии автомобиля. Если подобной отметки на правах нет, значит, водитель может управляться как с механической, так и с автоматической КПП. Также не изменилось и то, что означают категории в водительском удостоверении: вся информация осталась прежней.

Пройти экзамен на получение любого из вышеописанных разрядов может любой гражданин Российской Федерации, соответствующий предъявляемым требованиям. Прохождение теоретического и практического курсов осуществляется на базе автошкол. Многие отделения ГИБДД требуют от водителей свидетельство об окончании подобного учебного заведения. Отсутствие такого документа не допускает потенциального шофера к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.

Понятием «водительская категория» обозначаются транспортные средства, которыми дозволено управлять шоферу. Каждое авто относится к определенной категории. Водитель с прописанной категорией B (легковые авто) не может водить автобус, причисляемый к категории D. Разберемся, какие категории водительских прав существуют в 2016 году.

  1. А – мотоциклы (А1 – легковесные мотоциклы).
  2. В – «легкие» машины (В1 – трициклы, ВЕ – легковесные авто с прикрепленным прицепом).
  3. С – грузовики (С1 – легкие грузовики, СЕ – «тяжеловесы» с прицепом, С1Е – маловесные грузовики с «повозкой»).
  4. D – автобусные транспортные средства (D1 – небольшие автобусы, DE – автобусные средства с «повозкой», D1E – миниавтобусы с прицепом).
  5. М – мопеды.
  6. Tm – трамваи.
  7. Tb – троллейбусы.

Водителю дозволено управлять исключительно тем транспортом, который обозначен у него в документах необходимой категорией. В противном случае грозит штрафное взыскание 5-15 тыс. рублей за отсутствие нужной категории.

Права категории А: со скольки лет и как получить

Водительский документ с данной отметкой дает право управления любым мотоциклом даже с коляской. Также разрешает сидеть за рулем такого редкого вида транспорта в современном автомобильном потоке, как мотоколяска.

По определению ПДД, мотоцикл – это двухколесный транспорт, который может иметь или нет «люльку» сбоку. Права категории А также выдаются водителям трехколесных и четырехколесных мотоциклов весом не больше 400 кг (в снаряженном состоянии).

  • Подкатегория А1. К данному виду относятся мотоциклы с определенными параметрами – объм движка (до 125 см³) и мощность (до 11 кВт). Шофер с категорией А, автоматически получает право водить мотоцикл подкатегории А1.

Права категории B: авто, квадро- и трициклы

К ней причисляются транспортные средства со следующими характеристиками:

  • масса транспорта – до 3,5 тонн;
  • количество мест для пассажиров – до 8 (водительское сиденье не считается);
  • авто с прицепом, дозволенная масса которого – до 750 кг (и не превосходит массу самой машины без груза), а общая разрешенная масса всей «конструкции» – не выше 3,5 тонн.

Указанным требованиям помимо легковых машин также отвечают некоторые автобусы, маленькие грузовики, джипы и мотоколяски.

Подкатегория В1

Эти права предназначены для лиц, желающих «гонять» на трициклах и квадрициклах. «Квадрицикл» не надо путать с «квадроциклом». Поэтому и водительские документы нужны другие.

Квадрицикл – это мотоцикл с 4 колесами и обладающий следующими конструктивными особенностями:

  • развивающий минимальную скорость до 25 км/ч;
  • самая большая мощность движка – 15 кВт;
  • масса с поклажей – до 400 кг (для моделей, предназначенных для перевозки клади – до 500 кг).

Трицикл – транспортное средство на трех колесах (трайки, авто, велосипеды).

Подкатегория ВЕ

Если у автомобиля имеется тяжелый прицеп, то потребуются водительский документ подкатегории ВЕ. Он относится к машине со следующими параметрами:

  • авто с тяжелой «повозкой», масса которой легче 750 кг и превосходит массу самой машины без нагрузки;
  • авто с прицепом, масса которого меньше 750 кг, а дозволенная итоговая масса всей конструкции – более 3,5 тонн.

Обучают вождению автомобиля с тяжелым «вагончиком» с 18 лет. Длится процесс 1,5 месяца.

Категория С: грузовики всех видов

Это грузовики разной тяжести (исключая средства категории D). К ним относятся:

  • авто с дозволенной массой, превышающей рубеж 3,5 тонны;
  • грузовики с прицепленной конструкцией, разрешенная масса которой легче 750 кг.

Подкатегория СЕ

Если прицеп у грузовика тяжеловеснее 750 кг, то понадобятся права подкатегории СЕ. Они дозволяют водить транспортное средство с «повозкой» тяжелее указанной отметки.

Подкатегория С1

К данной касте относятся грузовики в диапазоне по массе 3,5-7,5 тонн, плюс средства с прицепом (С1) не тяжелее 750 кг.

Подкатегория С1Е

Она разрешает управлять грузовиком категории С1, но с увесистым «вагончиком» (больше 750 кг). В данном случае общая масса такого «паровозика» не должна заходить за отметку 12 тонн.

Если имеются права СЕ, то они разрешают садиться за руль средств С1Е.

Категория D: автобусы

Это авто, конструктивно предназначенные для транспортировки людей со следующими параметрами:

  • автобусы, имеющие больше «людских» 8 мест (исключая водительское место);
  • автобусы с тем же количеством сидений и с прицепом, который легче 750 кг.
  • Документ разрешает управление автобусами независимо от его массы. Получить их можно после 7 месяцев обучения уже в 21 год.

Подкатегория DЕ

Если автобус имеет более тяжелый прицеп, то придется получить категорию DE. Опять же речь идет о позволительной массе свыше 750 кг.

Подкатегория D1

Это миниавтобусы с сидячими местами в количестве от 9 до 16 (включая водительское кресло), а также средства D1 с прицепом легче 750 кг.

Подкатегория D1E

Если средства D1 имеют тяжелую «повозку» (более 750 кг), которая никак не годится для перевозки попутчиков, то понадобится категория D1E. При этом общая дозволенная масса такого автобуса с «вагончиком» – до 12 тонн.

Категория М

К ней относятся различные мопеды и квадрициклы (нетяжелые). Данная категория была введена лишь в 2013 году. Ее хитрость в том, что управлять этими средствами могут лица и не имеющие категорию М, но обладающие другими правами.

Получить права М можно уже в 16 лет.

Категория Tm и Tb

Ранее троллейбусы и трамваи не представляли собой отдельную касту. Они обозначались особыми отметками в документе. Сейчас им определили отдельные категории.

Выучиться на водителя такого общественного транспорта можно за полгода, если исполнилось 21.

Как получить водительские права в 2016 году

Чтобы получить права любой категории в нашей стране можно только после обучающего курса в автошколе и успешной сдачи экзаменационной части. Алгоритм такой:

  1. Подать документы на курсы вождения.
  2. Пройти обучения, соблюдая внутренние правила учебного заведения.
  3. Сдать экзамен, разделенный теоретическую часть и практику. Доказывать свою водительскую состоятельность придется экзаменатору из ГИБДД в условиях учебного полигона и на улицах города.
  4. Если экзаменационные испытания преодолены успешно, нужно оплатить госпошлину и сфотографироваться на права в ГИБДД.
  5. Полученный водительский документ действителен 10 лет.

Итог

Прежде чем записаться на обучение конкретной категории, следует определиться, какая из них вам необходимо и сразу выбрать подходящий вариант, руководствуясь своими планами на будущее (будет ли у вас большой семейный автомобиль или прицеп). Это сэкономит деньги, время и нервные клетки.

То мы просто не можем обойти тему истории их возникновения. Разумеется, нужда в создании водительских прав появилась вместе с появлением первых автомобилей, поскольку они начали представлять опасность для окружающих. Именно тогда и решили выпустить документ, дающий право на управление автомобилем.

У истории появления водительских прав имеется две версии, одна из которых принадлежит Германии, а вторая - Франции.

Согласно Германской версии первые водительские права появились благодаря немецкому изобретателю Карлу Бенцу, усовершенствовавшему своего автомобиля. Долгое время он пытался убедить людей и местные власти в безопасности своего автомобиля, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо соблюдать, передвигаясь по городским улицам:

  • Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах - не более 6 км/ч.
  • Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.

Данное разрешение было выдано на срок с 1 января по 31 декабря 1894 года, но у начальства герцогства оставалось право его отозвать или дополнить новыми правилами.

Согласно Французской версии первые водительские права выданы по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако водительское удостоверение тогда называлось «Справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Для получения такой справки не требовалось сдавать экзамены, а нужно было просто продемонстрировать умение управлять своей машиной. Спустя 6 лет, в 1899 году, во Франции появился первый экзамен на проверку навыков вождения автомобиля, и после его сдачи экзаменуемый получал «Национальное удостоверение о пригодности к вождению». В то же время подобные удостоверения начали выдавать в США.

История российских водительских прав

Истории российских водительских прав уже более ста лет, и началась она в 1895 году, когда градоначальником Санкт-Петербурга генерал-лейтенантом бароном фон Валь было выдано двум горожанам разрешение на езду по городу на моторных велосипедах.

Когда же в 1896 году появились первые автомобили, князем М.И. Хилковым было подписано постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Далее на основании этого постановления в 1900 году Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Водители должны были проходить медобследование, раз в год техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час, что примерно составляет 13 км/ч.

С 1909 года российские водительские права приобрели европейский облик, когда Россией была подписана международная конвенция по урегулированию автомобильного движения и она приняла «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». С этого времени права стали выдавать с 18 лет, появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за втрое - арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав . Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году, на которых обучали навыкам вождения и ремонту автомобилей.

В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло 6.

С 1936 года водительские права были отданы в ведение органов внутренних дел, а с 1963 года появились первые международные водительские права в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении.

С 1999 года водительские права приобрели облик пластиковой кредитной карты.