Штраф за нарушения пожарной безопасности на предприятии. Наиболее частые нарушения пожарной безопасности в образовательных учреждениях

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности . Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа - усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2019 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. - 2 000 р.

3 000 р. - 4 000 р.

70 000 р. - 80 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. - 3 000 р.

5 000 р. - 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. - 100 000 р.

Повторное совершение административного правонарушения

4 000 р. - 5 000 р.

15 000р.- 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет

150 000 р. - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи

1 000 р. - 1 500 р.

6 000 р. - 15 000 р.

50 000 р. - 200 000 р.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 30 000 р.

400 000р. -500 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 р. - 3 000 р.

6 000 р. - 15 000 р.

ИП 20 000 - 30 000р.
ЮЛ 150 000 - 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 р. - 4 000 р.

15 000 р. - 20 000 р.

150 000р. -200000 р.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 р. - 5 000 р.

20 000 р. - 30 000 р.

ИП 40000 р. - 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
ЮЛ 200 000 р. - 400 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. - 5 000 р.

40 000 р. - 50 000 р.

350 000 р. - 400 000 р.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

не предусмотрено

15 000 р. - 20 000 р.

90 000 р. - 100 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 р. - 2 000 р.

7 000 р. - 10 000 р.

120 000 р. - 150 000 р.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей - от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц - от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Казенное учреждение: переходный период
Выездные проверки ПФР

«Огонь, вода, медные трубы…» - в сказке пройти через эти испытания должен каждый. Но что стоит человеку встретиться с этими стихиями в обычной жизни? Например, безудержный огонь нередко наводит страх на жителей той местности, в которой происходят подобные возгорания и влечет за собой материальный ущерб и телесные повреждения. Безответственное, порой и наплевательское отношение к пожарной безопасности может неминуемо привести к очень печальным последствиям, унести сотни жизней неповинных людей. Один из страшных случаев довелось пережить совсем недавно - когда пламенем была охвачена довольно крупная площадь ТЦ в Кемеровской области. Какие же требования предъявляет закон в этой сфере, и какова ответственность за нарушение правил пожарной безопасности? Об этом расскажем далее.

Пожар и безопасность

Эти понятия противоречивы, поскольку пожар, т.е. массовое неконтролируемое распространение пламени, всегда представляет угрозу для человека. Вместе с тем данные термины образуют собой устойчивое словосочетание - «пожарная безопасность», под которой в законе понимается ситуация защищенности лиц, вещей, всего населения и государства от огненного нашествия.

Нормативными документами предусмотрены специальные социальные или технические условия, предъявляемые к определенным объектам. Их необходимо соблюдать в целях вышеуказанной безопасности.

Для предупреждения бесконтрольного распространения огня должны проводиться специальные меры защиты, т.е. действия по выполнению законных требований в данной области. Неисполнение или некачественное соблюдение указанных правил в ФЗ № 69 именуется как нарушение требований пожарной безопасности.

По закону

Правоотношения в рассматриваемой сфере регулируются следующими нормативными актами:

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  2. ФЗ № 69 1994 года «О пожарной безопасности».
  3. ФЗ 123 о пожарной безопасности 2008 года (технический регламент).
  4. УК РФ.
  5. Иные подзаконные нормативные акты.

Положения вышеуказанных документов в интересующей сфере подробнее будут рассматриваться далее.

Технический регламент

Сейчас же стоит отметить такой не очень известный документ, который был принят в 2008 году, - ФЗ 123 о пожарной безопасности.

Положения данного технического регламента нужно обязательно соблюдать в следующих ситуациях:

1. На стадии проектирования, капитального ремонта, реконструкции, строительства, технического перевооружения и обслуживания, изменения функционального назначения, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

2. При оформлении, принятии, применении и исполнении техрегламентов, которые содержат в себе правила об «огненной» безопасности, а также иных актов в данной сфере.

3. В условиях разработки техдокументации на объекты защиты.

Субъекты

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в силу положений закона несут:

  • хозяева имущества;
  • главы федеральных органов ИВ, МСУ;
  • лица, которые обладают, эксплуатируют и распоряжаются имуществом, в т.ч. начальники предприятий;
  • граждане, назначенные ответственными;
  • должностные лица в рамках соответствующего круга полномочий.

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность.

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей.

Ответственность: виды

В настоящее время выделяют следующие виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности:

  • дисциплинарная,
  • административная,
  • уголовная.

Может быть и иной вид ответственности, если он предусмотрен соответствующим нормативным документом.

Какой из этих пунктов будет назначен виновнику, зависит от конкретной ситуации и определенных последствий, которые уже выявились или могли бы быть. Разберем отдельно каждый из обозначенных типов.

Административная

Это наиболее распространенный вид ответственности в данной сфере.

Основания для ее наступления можно представить двумя группами:

  1. Возникающие из-за нарушений требований правил безопасности.
  2. По причине неисполнения предписаний органов Государственного пожнадзора.

Первая группа подробно регламентируется ст. 20 4 КоАП РФ. Субъектами являются физические, юридические, должностные лица, ИП. Данная статья предусматривает санкции за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения, административного штрафа, приостановления деятельности, дисквалификации.

Размеры санкций (в руб.) и иные виды наказаний по данной статье приведены в таблице ниже.

Особый режим

Как видно из таблицы, более суровое наказание предусмотрено в условиях специального антипожарного режима, который устанавливается по решению госорганов или органов МСУ в случаях повышения огненной опасности.

На время введения данного законодательства выдвигаются дополнительные правила безопасности:

  • сплочение граждан для локализации воспламенений за границами населенных пунктов;
  • ограничение на походы в лес;
  • установление иных мер, которые способствуют нераспространению пожаров на города, поселки, деревни и пр.

Отдельные нюансы

Повышенный размер штрафов за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен при выявлении более серьезных последствий: наличие возгорания и его результата - вреда имуществу, здоровью человека. Для юридических лиц при причинении вреда здоровью гражданина в тяжкой степени возможен такой вид наказания, как приостановление деятельности на максимальный срок - до 90 суток. Избрать такую меру вправе суд.

Статьей также привлекается ответственность производителей товаров, поставщиков за невыполнение обязательного требования по прописыванию в техдокументации веществ, изделий, предметов, сведений об их пожарной опасности или, наоборот, информации о мерах по предотвращении возможного возгорания. Карается данное нарушение штрафом: ДЛ - 15- 20 тыс. руб., ЮЛ - 90-100 тыс. руб. Например, вы купили баллон с лаком для волос, а там нет инструкции насчет долгого его нахождения под прямыми солнечными лучами, возле огня и пр. Значит, производитель или поставщик автоматически становится нарушителем, а вы - возможным пострадавшим.

Отдельно кодекс прописывает ответственность за нарушение норм пожарной безопасности на морских, водных, железнодорожных или воздушных транспортных средствах (ст. 11.16), в лесах (ст. 8.32). Если, к примеру, ваши действия привели к возникновению лесного пожара, то готовьтесь выложить до 5 тысяч рублей, для юрлиц - до 1 миллиона.

Обязательные указания органов ГПН

К следующей группе нарушений требований пожарной безопасности КоАП РФ относит неисполнение предписания ГПН (ст. 19.5).

Ответственность наступает при соблюдении условий:

  • предписания органа основаны на законе;
  • сотрудник ГПН имеет соответствующие полномочия;
  • есть соответствующие нарушения;
  • пропущен установленный срок для исполнения.

Субъектами выступают те же лица, которые перечислены в ст. 20.4 КоАП РФ. Санкцией статьи предусмотрены виды наказаний:

  • штраф,
  • дисквалификация,
  • адм. приостановление деятельности.

Более подробно раскроем их в следующей таблице. В ней приведена градация наказаний по ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Дисквалификация - это лишение лица правомочия замещать должности в органе управления юрлица, в т.ч. исключение права на медицинскую или фармацевтическую деятельности.

Как мера наказания применима не только к руководящему составу, но и к тем, кто исполняет распорядительные, организационные, административные и хозяйственные функции.

Уголовная

Помимо административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности законодатель предусмотрел и более суровый вид - уголовное наказание. Основной чертой преступлений в отличие от правонарушений является их общественная вероятность ущерба. Вид наказания зависит от формы вины и тяжести наступивших последствий.

Противоречащие закону действия прописаны в ст. 167, 168, 219 УК РФ. В последней рассматриваются преступления, где объектом выступает жизнь и здоровье человека, а форма вины - неосторожность. Субъект в этом случае должен обладать следующим - на нем лежит бремя соблюдения правил безопасности, т.е. он наделен такими обязанностями, которые соответствуют за пожарную безопасность.

Санкции статьи 219 УК РФ приведены в таблице ниже.

Санкции ст. 167, 168 УК РФ

В поименованных статьях приводятся иные категории преступлений, основным объектом посягательства выступает имущество, но может быть в силу масштабности и здоровье человека (ч. 2 ст. 167). Форма вины - умысел, неосторожность.

Виды уголовных санкций ст. 167, 168 УК РФ приведены в таблице.

Вид наказания

Умышленное уничтожение порча чужого имущества со значительным ущербом*

То же самое по причине хулиганства общеопасным способом (поджог) повлекли по неосторожности смерть или др. тяжкие последствия

Уничтожение/порча постороннего имущества в крупном размере** по неосторожности (с источниками повышенной опасности)

до 40 000 з/п или доход за период до 3 мес.

До 120 000 з/п или доход за период до 1 г.

Принудительные работы (ПР)

Обязательные работы

Работы исправительные

Лишение свободы (ЛС)

Ограничение свободы

* значительный ущерб законом определяется исходя из имущественного положения потерпевшего, но не менее 5 тысяч руб.

** 250 тысяч рублей и больше.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в отдельных случаях выглядит весьма устрашающе, ведь на кону зачастую стоят жизнь и здоровье. В статьях прописаны меры наказаний по максимуму, в реальности только суд вправе назначить конкретное наказание, исходя из конкретных данных дела, личности подсудимого, наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств и пр.

Дисциплинарная

Наиболее мягкий вид ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, применяется в сфере деловых и производственных правоотношений. Поэтому он регулируется нормами трудового законодательства.

Обычно к данному виду требований привлекают лиц, которые замещают соответствующие должности и ознакомлены с приказом о назначении ответственным за пожарную безопасность.

Среди документов, нормы которых нарушаются, могут быть:

  • приказы;
  • регламенты;
  • инструкции;
  • правила;
  • распоряжения и др.

Поскольку конкретных санкций за нарушения в данной сфере ТК РФ не содержит, то меры взыскания напрямую зависят от работодателя, а также от тяжести наступивших последствий, если таковые уже возникли.

Можно выделить следующие разновидности:

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что огонь - это природная стихия, которая при попустительском, легкомысленном отношении может нанести непоправимый ущерб, унести жизни неповинных людей. Ведь даже самое строгое наказание не сможет вернуть все на круги своя. Именно поэтому таким мерам предосторожности нужно уделять особое внимание, тщательно выявляя возможные отхождения от постановлений, а также путем контроля назначенных лиц. Для этого законом и предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Если же вам все же пришлось ощутить на себе ее бремя, не ленитесь обращаться к специалистам.

Правила пожарной безопасности (ППБ) – это свод требований и комплекс мероприятий для предотвращения возгораний и пожаров или для минимизации их последствий. Итогом пожара является имущественный ущерб различной степени и урон, причиненный физическому состоянию или жизни человека. Именно поэтому пренебрежение правилами пожаробезопасности влечет за собой наступление административной или уголовной ответственности. Рассмотрим, какие меры уголовной или административной ответственности предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности.

Виды нарушений ППБ

Законодательством установлено, что нарушение ППБ – это действия или бездействие лица или группы лиц, ненамеренно повлекшие возникновение пожара или ставшие препятствием для его ликвидации.

Классификация нарушений

Лица, несущие ответственность

Правила пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми гражданами без исключения. Тем не менее, ответственность за их соблюдение возлагается только на граждан от 16 лет, круг которых определен на законодательном уровне:

  • руководители федеральных исполнительных органов;
  • руководители органов самоуправления;
  • руководитель организации, предприятия, иной структуры, имеющей на своем балансе какое-либо имущество;
  • лица, официально назначенные ответственными за соблюдение ППБ;
  • собственники недвижимости.

Меры наказания

Степень наказания за несоблюдение ППБ напрямую зависит от тяжести последствий, наступивших вследствие пожара. Если налицо только факт несоблюдения мер безопасности, то это наказуемо в рамках административного производства. Если же между фактом нарушения ППБ и пожаром обнаруживается причинно-следственная связь, то такие нарушения уже находятся под юрисдикцией Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Административные

Ответственность за правонарушения, касающиеся несоблюдения ППБ, прописаны в ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а за игнорирование указаний органов пожарного надзора – в ст. 19.5.

Уголовные

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности зафиксирована в ст. 219 УК РФ и дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Статья УК Суть правонарушения Меры ответственности
219, ч. 1 несоблюдение ППБ, в результате которого был нанесен тяжкий ущерб физическому состоянию гражданина
  1. штраф до 80 тыс. рублей или заработок виновного за полгода;
  2. ограничение свободы до 3 лет;
  3. принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным запретом заниматься определенной деятельностью до 3 лет
219, ч. 2 несоблюдение ППБ, итогом которого стала смерть человека принудит. работы или лишение свободы до 5 лет с возможным запретом на занятия определ. деятельностью до 3 лет
219, ч. 3 нарушение ППБ, повлекшее смерть 2 и более человек
  1. принудит. работы до 5 лет с возможным запретом заниматься определ. деятельностью до 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет с возможным запретом на занятия определ. видом деятельности до 3 лет

Примеры из судебной практики

Тяжелые последствия после пожаров, возникших в результате пренебрежения правилами пожарной безопасности – очень распространенное явление. Приведем два примера.

Знаете ли Вы

По официальной статистике, только за период январь-июнь 2017 года, в России прошло более 64 тысяч пожаров. Среди главных причин — неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов.

Пример первый

Гр. Петрова использовала неисправный бытовой электрический удлинитель. Подключив к нему электрообогреватель, она вышла из дома в магазин. Вернувшись, обнаружила в квартире возгорание и сильный едкий запах горящего пластика. Пожар только начинался, электрические пробки выбило, поэтому ей удалось самостоятельно потушить возгорание до приезда пожарных. Дым через вентиляционные отверстия проник в квартиру, расположенную выше. Результатом стало отравление угарным газом гр. Сидоровой, проживающей в ней. Урон состоянию здоровья был признан судебной экспертизой средней степени тяжести. К гр. Петровой, в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ, было применено наказание в форме штрафа на сумму 5000 рублей.

Пример второй

ИП Иванов, проводя ремонтные работы в купленной для обустройства магазина квартире, находящейся на нижнем этаже жилого дома, пренебрег ПББ. Он проводил сварочные работы вблизи лакокрасочных средств, приобретенных для продажи. Результатом стало возгорание, стремительно переросшее в сильный пожар. Вследствие данного пожара был причинен тяжкий вред жильцу квартиры, расположенной над магазином. Суд присудил гр. Иванову наказание по ст. 219, ч. 1 УК в виде лишения свободы на 2 года.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях