Ратификация международных договоров. Ратификация российской федерацией международных актов в сфере социального обеспечения человека

Все международное право основывается на законодательных актах, созданных государствами и их объединениями, - международных актах. Данная отрасль права является первоисточником для законов отдельных суверенных государств, которые имеются на международной арене. В частности Российской Федерацией ратифицированы (то есть, приняты) многие международные акты, которые были заключены между разными странами.

Какие из таких законов являются наиболее важными, какие их разновидности бывают и какие задачи поставлены перед такими документами? Об этом далее более детально.

Общее понятие

В юридической терминологии присутствует такое понятие как международный нормативно-правовой акт. Оно обозначает документ, который был заключен между разными государствами, присутствующими на международной арене. Они заключаются исключительно на добровольных и договорных основах.

Основные и наиболее важные международные акты имеют особенное значение для законодательств государств, так как в их содержании заложены основные понятия относительно правовых систем, человеческих прав и гарантий, а также многих других элементов, которые необходимы для ведения нормальной правовой деятельности любого государства. На основании таких документов очень часто трактуются законы суверенных государств, так как международные акты являются основными источниками права в них.

Основные задачи международных документов

Каждый нормативно-правовой документ на международной арене имеет большое значение мировой политики. Содержание каждого такого акта направлено на обеспечение мира между странами, на их основании урегулируются всевозможные межгосударственные и внутригосударственные конфликты. Многие международные нормативно-правовые акты регламентируют порядок правоприменительной деятельности различных структур, которые имеются во всех странах (например, службы безопасности). Кроме всего прочего, такие документы являются основой для всего механизма правового регулирования в странах на мировой арене.

Разные акты могут выступать во всевозможных значениях. Многие из них представляют собой роль документов, толкующих нормы права. Кроме этого, некоторые из них являются актами применения права, а также его реализации прав и обязанностей его субъектов.

Международные договоры

Такие типы международного акта заключаются в многостороннем порядке. Многие договора, которые в настоящий момент имеются в системе данной отрасли права, существуют уже на протяжении длительного периода. Примерами тому могут послужить Всеобщая декларация прав человека, а также Устав ООН.

Договоры, как правило, создаются для того, чтобы урегулировать какой-либо вопрос, возникший на международной арене. Очень часто таким образом производится сдерживание межгосударственных конфликтов.

Немалое количество документов данного характера создается на предмет коммерческого арбитража и ведения межгосударственной хозяйственной деятельности. Такие документы имеют коммерческое значение. Примерами таких договоров могут стать Конвенция о единообразном законе об арбитраже, Женевский протокол об арбитражных оговорках, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Односторонний юридический акт

Немалое значение в правовой системе имеют международные нормативно-правовые акты, заключенные в одностороннем порядке. В таких документах не предусматривается достижение какое-либо соглашения - они представляют собой акт, провозглашающий что-либо. С помощью одностороннего соглашения государство-участник на международной арене может заявить о признании чего-либо, отказе или протесте на что-то. Такие документы могут быть изданы в ответ на какое-либо событие, происходящее в мире, например, на оккупацию одной страны другим государством. Такие акты создаются органам, которые уполномочены страной на ведение внешней политики - в РФ это Министерство иностранных дел.

Международные правовые акты ООН

Данные документы имеют особенное значение для международного права, так как они являются основоположниками всех законов, закрепляющих человеческие и гражданские права и гарантии. Генеральная Ассамблея данной организации издает большое количество резолюций, в которых предписываются многие рекомендации, а также толкуются понятия из международных документов. Огромное влияние на международную политику оказала изданная в 1960 году Декларация о предоставлении независимости колониальным странам - именно в ее тексте запрещается проведение колонизации других государств.

Все резолюции ООН, как правило, преследуют вопросы разоружение и поддержания международной безопасности, в них решаются вопросы относительно культурных ценностей, а также социальные и гуманитарные вопросы. Кроме этого, документы, изданные ООН, регламентируют ведение всех бюджетных операций самой организации, а также регулируют моменты, связанные с международной политикой.

Всеобщая Декларация прав человека

Данный документ имеет огромное значение для всего существующего миропорядка и для каждой цивилизованной, суверенной страны. Он был принят в послевоенный период, когда вопросы о защите прав человека стояли ребром - в декабре 1948 года.

В тексте данного документа рассматривается полный спектр прав человека, которые должно обеспечивать каждое государств. На основании данной Декларации создаются современные конституции стран, а также пишется и трактуется законодательство.

В структуру этого акта входят 30 статей. Она носит исключительно рекомендательный характер, однако, несмотря на это, ее положения широко применяются во многих странах. В некоторых государствах статьи документа признаются частично, ввиду особенных культурных ценностей.

Конвенция против пыток и жестокого обращения с людьми

Это еще один документ, принятый ООН, который носит рекомендательный характер и закрепляет некоторые права и гарантии человека и гражданина. В таком документе отражается запрет на применение насилия в адрес людей, а также на выдачу лиц в те страны, в которых к ним могут быть применены серьезные издевательства, пытки и нанесены увечья.

По состоянию на 2016 год в такой Конвенции принимают участие 158 государств, которые запрещают на законодательном уровне расправы над людьми.

Этот документ был принят в 1984 году, но в законную силу вступил в 1987 г.

Конвенция о защите прав и основных свобод

Одним из основных международных актов является данная Конвенция ООН. Она также прописывает рекомендации относительно предоставления государствами свобод и прав человека и гражданина. Данный документ вступил в силу в сентябре 1953 года, но сам договор был подписан в 1950 г.

На основании такой Конвенции в настоящее время существует Международный суд по правам человека, куда имеет право обратиться каждый житель стран, ратифицировавших документ, но только после рассмотрения своего дела во всех возможных инстанциях. Именно с помощью данной структуры обеспечивается механизм защиты прав и свобод, которые прописаны в Конвенции (добровольное вступление в брак, жизнь, свобода, равенство и запрет дискриминации, свобода выражения мыслей и др.)

Важным фактом является то, что данный договор был подписан всеми странами, входящими в состав Совета Европы. В России данный документ был ратифицирован в 1998 году, однако, не полностью: на сегодняшний момент страна не признает такие пункты документа, как отмену смертной казни и общий запрет дискриминации.

Пакт о политических и гражданских правах

Это основной международный правовой акт, каким регулируется целый спектр прав и свобод человека и гражданина в области политики и гражданских отношений. Этот документ Россия ратифицировала, еще будучи в составе СССР - в 1978 году. Что касается даты принятия самого акта, то это произошло в 1966 году.

В настоящий момент данный документ подписан 168 странами, которые имеются на мировой арене. Комитет по правам человека, который был создан при ООН, занимается ведением надзора за выполнением данного пакта. Именно сюда подаются все доклады стран-участниц договора, а также жалобы от единичных лиц.

В тексте такого документа закреплено основное право, заключающееся в возможности народов самоопределяться. К его тексту также прилагается официальное толкование, дополнительный каталог прав, а также порядок выполнения предписанных обязательств.

Правила обращения с заключенными

Большое внимание мировой арены приковано к такому документу, который носит название Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Он также ратифицирован Российской Федерацией.

Данный документ носит второе название - Правила Нельсона Манделы. Оно было присвоено акту в честь имени автора. Структура документа небольшая - он состоит из вступления и 16 статей. Именно в них закреплены положения о запрете применения пыток к заключенным, пребывающим в местах отбывания наказания. К каждому из преступников следует относиться максимально гуманно и вежливо - это также одно из положений документа - данное правило создано на основании того, что человек сам по себе представляет собой ценность, а также имеет достоинство, которое нельзя ущемлять ни при каких обстоятельствах.

Большое внимание в тексте документа уделено условиям содержания заключенных, а также ведению образовательной и иной деятельности среди них. Здесь же предусмотрена система разделения заключенных по камерам, в зависимости от вида и тяжести совершенного преступления.

Устав ООН

Еще один международный акт-источник права для многих государств - Устав ООН, который существует с 1945 года. Текст данного документа имеет большое значение для международной политики, так как содержит в себе не только все юридические особенности организации, но также и регламентирует деятельность многих организаций, действующих в странах мира, подписавших его. В тексте этого международного акта говорится о том, что все государства-члены ООН, которые подписали его, обязаны в четкости соблюдать все предписанные условия. В противном случае к стороне, которая не выполняет данного требования, применяются санкции.

В структуре содержания данного нормативного акта международного права есть разделы, которые регламентируют работы Совета Безопасности, Международного Суда, Секретариата, а также систем опеки и Генеральной Ассамблеи. Кроме этого, в акте прописываются возможные действия, ведущие к разрешению конфликтных ситуаций, что могут возникнуть в странах-членах организации.

Россия - это государство, которое также имеет членство в ООН. На основании данного факта государство обязано соблюдать, в первую очередь, все пункты Устава организации, который был подписан страной в 1945 году. Россия ратифицировала практически все международные акты и договоры, принятые Ассамблеей, причем, они имеют особое преимущество перед законами страны в том случае, если между нормами права возникают некоторые коллизии. Кроме Устава ООН, страной также ратифицированы нормы международных актов, в которых прописываются права людей и граждан, заключенных, а также запреты на работорговлю, пытки над людьми и бесчеловечные наказания. В законах страны четко отражаются практически все нормы, предписанные данными договорами и конвенциями. Кроме того, за их несоблюдение полагается соразмерное наказание в виде привлечения к ответственности. В большей мере в законах государства уделяется внимание к обеспечению со стороны государства основных гарантий прав и свобод людей, пребывающих на территории страны.

ГЛАВА 4. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

План занятия

1. Понятие и виды источников права социального обеспечения.

2. Международно-правовые акты.

3. Классификация нормативно-правовых актов.

Понятие и виды источников права социального обеспечения

Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила. В данном аспекте оно практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права» и рассматривается в настоящей главе.

В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный). Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений (Приложение. Рис.8.).

Рисунок 8. Источники права социального обеспечения

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возможностей и создает соответствующие государственные структуры. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов , которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ, в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы – это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).



Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты , принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами , содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.). Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) – средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента, тоонофициально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

Международно-правовые акты

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения. Его задачами являются также гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.

Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным признакам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юридической силе и др.

По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двухсторонние, обязательные только для стран-участников.

В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциация наглядно проявляется в Конвенциях МОТ (№ 156 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями; № 143 (1975 г.) о трудящихся-мигрантах; № 169 (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни) и актах других международных организаций.

По юридической силе международные источники права социального обеспечения можно классифицировать на: 1) акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организаций, без ратификации; 2) акты, обязательные для исполнения после совершения компетентным государственным органом установленных национальным законодательством действий (подписания, ратификации и т.п.); 3) акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся учредительные документы международных организаций. Нормы, содержащиеся в учредительных договорах, имеют прямое действие, т.е. не нуждаются в ратификации. Они имеют приоритет по отношению к внутригосударственному праву и порождают юридические обязательства для государств-членов международной организации, приводят в действие средства международного контроля и предусматривают ответственность за неисполнение.

Ко второй группе относятся документы ООН, МОТ, акты региональных международных организаций, включая международные договоры, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом. Ратификация международного документа – это юридический акт, совершая который государство заявляет о его полном признании и берет на себя обязательство привести в соответствие с ним внутреннее законодательство страны и практику. Международные договоры РФ, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также требующие изменения действующего законодательства, подлежат обязательной ратификации.

С момента вступления в силу договора у государства, как субъекта международного права, возникает юридическая обязанность исполнения договора.

В эту группу входит Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в котором правам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9); право на достаточный жизненный уровень, включая право на свободу от голода (ст.11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст.12).

Среди важнейших актов ООН следует выделить Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированную СССР 13.06.1990 г. Конвенция касается широкого круга гражданских и социально-экономических прав ребенка. В частности, государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24),право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.26), право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст.27) и т.п.

В качестве примера двусторонних договоров можно привести Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994 г. Этот Договор распространяется на пособия по временной нетрудоспособности, семейные пособия, пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам социального обеспечения, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969 г. и др.

Интегрируясь в мировую экономическую систему, Россия ведет активную работу по ратификации и подготовке к ратификации международных договоров в области труда и социального обеспечения. Начиная с 1998 г., Российская Федерация уже ратифицировала 6 конвенций МОТ. Перечень конвенций, ратификации которых придается первостепенное значение, является приложением к Генеральному Соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010г г. В нем указаны такие основополагающие конвенции МОТ по вопросам социального обеспечения как: Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962); Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982); Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988).

Характеризуя международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, нельзя не отметить Европейскую социальную хартию (Пересмотренную) 1996 г., подписанную Россией 14.09.2000 г. В Хартии проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст.13). Кроме того, ст.30 закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Особое место среди международных источников права социального обеспечения занимают акты стран-участников СНГ. Правам человека в области социального обеспечения посвящена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией закрепляет в качестве главной перспективной цели – создание Сообщества интегрированных государств.

Реализация указанной цели невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Правовое регулирование миграции трудоспособного населения в рамках СНГ, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.

Первым шагом на пути гармонизации национального законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.93г., Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых государств 1996 г. и др.

Большой круг вопросов социального обеспечения регулируется межправительственными соглашениями государств-участников СНГ: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур от 27.04.1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. и др.

Международные нормативные правовые акты

  1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник международных документов. - М.: Норма, 2004. - С. 39-44.
  2. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 08.01.2001. N 2. Ст. 163.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 1831.
  5. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. Ст. 127.
  6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. N 2. - С. 19.
  7. Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) // Советская юстиция. 1991. N 20. - С. 19.
  8. Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". - М., 2002.
  9. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). // Текст устава официально опубликован не был.
  10. Устав Совета Европы (Лондон, 5 мая 1949 г.) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1390.
  11. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N 5(76) "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам" // Российская юстиция. 1997. N 6.
  12. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N 8(78) "О юридической помощи и консультациях" // Российская юстиция. 1997 г. N 6.
  13. Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/65 от 24 мая 1989 г. "Эффективное предупреждение и расследование внезаконных, произвольных и суммарных казней" // Советская юстиция. 1992. N 7-8. С. 36.
  14. Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.) // Собрание международных документов "Права человека и судопроизводство". - М., 2002.
  15. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию" // Российская юстиция. 1997. N 6.
  16. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных" // Текст рекомендации официально опубликован не был.
  17. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков; Научный ред. доктор юридических наук В.И. Лысенко. - М.: Весь Мир, 2004 г. - С. 335.
  18. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.). Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков; Научный ред. В.И. Лысенко. - М.: Весь Мир, 2004 г. - С. 355.
  19. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г.) // Советская юстиция. 1992 г. N 6.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

20. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.

21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 21 октября 1994 года // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят 22 декабря 1995 года // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

26. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

27. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 5432.

28. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4921.

29. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30 Ст. 3012

30. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75).

31. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

32. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

33. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

34. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

35. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

36. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.

37. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

38. Федеральный закон от 20.12.2004 N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 23 декабря.

39. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

40. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

41. Федеральный закон от 23.02.1996 N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 774.

42. Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176.

43. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

44. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. N 22. 1998. Ст. 2331.

45. Федеральный закон от 28.10.2003 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4262.

46. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990

47. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

48. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

49. Закон г. Москвы от 04.10.2006 N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

50. Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 864 "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2998

51. Указ Президента РФ от 25.09.2004 N 1237 "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3941

52. Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

53. Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3768.

54. Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

55. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

56. Федеральный закон от 28 октября 2003 года N 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

57. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 22 июля 2008 г.) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

58. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5267.

59. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4011.

60. Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6233.

61. Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

62. Закон РФ от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

63. Закон РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" // Вестник Верховного Суда РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

Международно-правовое регулирование выражается в раз­работке международных стандартов в области социального обеспечения. Его задачами являются также гармонизация и ко­ординация законодательства разных стран по вопросам сохра­нения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а так­же сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожи­тельства.

Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным призна­кам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юриди­ческой силе и др.

По географической сфере действия международные нор­мы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пре­делах конкретного региона; двухсторонние, обязательные толь­ко для стран-участников.

В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциа­ция наглядно проявляется в Конвенциях МОТ (№ 156 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями; № 143 (1975 г.) о трудящихся-мигрантах; № 169 (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни) и актах других международных организаций.

По юридической силе международные источники права со­циального обеспечения можно классифицировать на: 1) акты, обязательные для исполнения государствами-участниками меж­дународной организаций, без ратификации; 2) акты, обязатель­ные для исполнения после совершения компетентным государс­твенным органом установленных национальным законодатель­ством действий (подписания, ратификации и т.п.); 3) акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся учредительные документы меж­дународных организаций. Нормы, содержащиеся в учредитель­ных договорах, имеют прямое действие, т.е. не нуждаются в ра­тификации. Они имеют приоритет по отношению к внутригосу­дарственному праву и порождают юридические обязательства для государств-членов международной организации, приводят в действие средства международного контроля и предусматри­вают ответственность за неисполнение.

Ко второй группе относятся документы ООН, МОТ, акты региональных международных организаций, включая междуна­родные договоры, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом. Рати­фикация международного документа - это юридический акт, со­вершая который государство заявляет о его полном признании и берет на себя обязательство привести в соответствие с ним внутреннее законодательство страны и практику. Международ­ные договоры РФ, предметом которых являются основные пра­ва и свободы человека и гражданина, а также требующие изме­нения действующего законодательства, подлежат обязательной ратификации.



С момента вступления в силу договора у государства, как субъекта международного права, возникает юридическая обя­занность исполнения договора.

В эту группу входит Международный пакт ООН об экономи­ческих, социальных и культурных правах 1966 г., в котором пра­вам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Участвующие в нем государства признают право каждо­го человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9); право на достаточный жизненный уровень, включая право на свободу от голода (ст. 11); на наивысший дости­жимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).

Среди важнейших актов ООН следует выделить Конвен­цию ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированную СССР 13.06.1990 г. Конвенция касается широкого круга гражданских и социально-экономических прав ребенка. В частности, госу­дарства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24),право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.26), право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социаль­ного развития ребенка (ст.27) и т.п.

В качестве примера двусторонних договоров можно привес­ти Договор между Российской Федерацией и Королевством Ис­пания о социальном обеспечении от 11.04.1994 г. Этот Договор распространяется на пособия по временной нетрудоспособнос­ти, семейные пособия, пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них явля­ются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам со­циального обеспечения, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969 г. и др.

Интегрируясь в мировую экономическую систему, Россия ве­дет активную работу по ратификации и подготовке к ратифика­ции международных договоров в области труда и социального обеспечения. Начиная с 1998 г., Российская Федерация уже ра­тифицировала 6 конвенций МОТ. Перечень конвенций, ратифи­кации которых придается первостепенное значение, является приложением к Генеральному Соглашению между общероссий­скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объеди­нениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010гг. В нем указаны такие основополагающие конвенции МОТ по воп­росам социального обеспечения как: Конвенция № 102 «О ми­нимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Конвен­ция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962); Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982); Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988).

Характеризуя международные акты, содержащие нормы со­циального обеспечения, нельзя не отметить Европейскую соци­альную хартию (Пересмотренную) 1996 г., подписанную Россией 14.09.2000 г. В Хартии проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст. 13). Кроме того, ст.30 закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Особое место среди международных источников права со­циального обеспечения занимают акты стран-участников СНГ. Правам человека в области социального обеспечения посвяще­на Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.

Договор об углублении интеграции в экономической и гума­нитарной областях от 29.03.1996 г. между Беларусью, Казахс­таном, Кыргызстаном и Россией закрепляет в качестве главной перспективной цели - создание Сообщества интегрированных государств.

Реализация указанной цели невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Правовое регулирование миграции трудоспособного населения в рамках СНГ, обеспече­ние социальной защиты мигрантов и членов их семей осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области тру­довой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.

Первым шагом на пути гармонизации национального зако­нодательства в области социального обеспечения стало Согла­шение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обес­печения от 13.03.1992г, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распростра­няется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотрен­ные действующим, а также будущим законодательством.

Государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования со­трудников органов внутренних дел государств-участников Со­дружества Независимых государств от 24.12.93г, Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых государств 1996 г. и др.

Большой круг вопросов социального обеспечения регулиру­ется межправительственными соглашениями государств-учас­тников СНГ: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гаранти­ях пенсионных прав жителей города Байконур от 27.04.1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. и др. Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, можно классифицировать по следующим признакам: по юридической силе; по сфере их действия; по форме акта; по правовым институтам.

В основе самой распространенной классификации норма­тивно-правовых актов лежит их юридическая сила, которая оп­ределяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов. По данному признаку все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный акт, принятый высшим законода­тельным органом государства с соблюдением особой процеду­ры. Законы являются основным источником права социального обеспечения.

Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая РФ является юридической базой для всего законода­тельства страны, в том числе и в области социального обеспе­чения. Первостепенное значение имеет ст.7, характеризующая основы конституционного строя РФ по целевой направленнос­ти социальной политики. Права человека в сфере социального обеспечения изложены в ряде статей Конституции РФ (ст.ст.37-41).

Осуществление названных прав производится путем пере­вода конституционных предписаний в плоскость отраслевого законодательства о социальном обеспечении, разработки про­цедурных форм их реализации и способов защиты. Запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека. Последние могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защи­ты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).

Важнейшей юридической гарантией права человека на со­циальное обеспечение является право обжаловать действия государственных органов и учреждений, предоставляющих со­циальное обеспечение, в суд. Это право получило воплощение в отраслевых законах под влиянием ст.46 Конституции РФ. Сле­дует напомнить, что в советский период споры по вопросам со­циального обеспечения рассматривались только вышестоящи­ми органами в порядке подчиненности.

С точки зрения организации содержания законы принято де­лить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие).

Единого кодифицированного закона (типа кодекса или Ос­нов), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта про­блема остается чрезвычайно актуальной. Разработка Основ законодательства о социальном обеспечении или Кодекса со­циального обеспечения (КСО РФ) позволила бы не только упо­рядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативно­го материала.

Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельны­ми кодифицированными законами, т.к. это не решает проблемы в целом и касаются лишь определенных групп отношений. Таки­ми законами являются: ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Более точно было бы характеризовать их как рамочные законы, поскольку они закрепляют лишь осно­вы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование.

Среди источников права социального обеспечения необхо­димо назвать и рамочные законы смешанного типа, регулирую­щие общественные отношения, входящие в предметы различ­ных отраслей. В частности, нормы социального обеспечения со­держатся в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г., Законе РФ от 19.04.1991 г. «О занятос­ти населения в Российской Федерации» и др.

Не отрицая актуальности кодификации законодательства о социальном обеспечении, ученые занимают различные позиции по поводу его формы - Основы или кодекс. Очевидно, что раз­работка такого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разра­ботать единую концепцию регулирования социально-обеспе­чительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противо­речия действующего законодательства.

Текущие законы касаются отдельных видов социального обеспечения (например, трудовых пенсий, пенсий за выслугу лет и пр.)

Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, ма­теринства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Рос­сийской Федерации и ее субъектов. Это означает, что норматив­но-правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральной и региональном уровне. К исклю­чительной компетенции федерации относится определение ос­нов федеральной политики и принятие федеральных программ в области социального развития, утверждение федерального бюджета, введение федеральных налогов и сборов, служащих источником финансирования государственных пенсий, пособий, субсидий, льгот и оплаты медицинских и социальных услуг.

Определенной компетенцией в области социального обеспе­чения обладают и органы местного самоуправления. Федераль­ным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного са­моуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской по­мощи беременным женщинам и матерям, предоставление жи­лых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ меры социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Поэтому правотворческая актив­ность законодательных органов всех уровней в данной сфере отношений ограничивается бюджетными возможностями.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить фе­деральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же предметам совместного ведения РФ и субъ­ектов федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.

Региональное законотворчество в сфере социального обес­печения динамично развивается. Законами субъектов РФ регу­лируются условия предоставления адресной социальной помо­щи; утверждается состав потребительской корзины и величина прожиточного минимума; закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммуналь­ных услуги в совокупном доходе семьи; вводятся дополнитель­ные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рож­дением детей; определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы.

Разновидностью классификации по сфере действия являет­ся объединение источников по кругу лиц.

Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью спе­циальных законов и норм, которыми устанавливаются различ­ные льготы.

Иные нормативные правовые акты по социальному обес­печению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нор­мативных актов министерств, ведомств и органов исполнитель­ной власти субъектов РФ.

Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, устраняют противоречия и восполняют пробелы федерального законодательства, вводят дополнительные виды обеспечения.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» государс­твенная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. Полномочия по выплате трудовых пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и его территориальными органами, которые не входят в систему органов исполнительной власти.

Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов со­циального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государс­твенных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. по­вышен размер компенсационной выплаты неработающим тру­доспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспо­собными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.

Постановления Правительства РФ не только координиру­ют деятельность органов государственной власти по реализа­ции принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных ка­тегорий граждан.

Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом кото­рых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину про­житочного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социаль­ному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является цент­ральным органом федеральной исполнительной власти, осу­ществляющим руководство по обеспечению единой государс­твенной политики в области здравоохранения, социальной за­щиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин и де­тей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведении этого министерства находится раз­работка предложений по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении, подготовка по поручениям Прави­тельства РФ заключений по проектам законов, а также норма­тивных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.

Большое количество нормативных правовых актов принима­ется органами исполнительной власти (например, Правительс­твом РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государс­твенными внебюджетными фондами - Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Контрольные вопросы

1. Как можно сформулировать понятие источника права?

3. Являются ли источниками права социального обеспече­ния международные договоры? Приведите примеры.

4. Можно ли признать источниками права социального обес­печения постановления и определения Конституционного Суда РФ? Приведите примеры.

5. Какое значение придается постановлениям Пленума Вер­ховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения?

6. Входят ли в круг источников права социального обеспече­ния локальные нормативные акты?

7. Как можно классифицировать источники права социально­го обеспечения по юридической силе и по сфере действия?

8. В каких статьях Конституции РФ закреплены основные права человека в области социального обеспечения?

9. Какова компетенция субъектов РФ и органов местного са­моуправления в области социального обеспечения?

10. Есть ли в системе источников права социального обеспе­чения кодифицированные акты? Приведите примеры.

11. Какую роль играют указы Президента РФ в регулирова­нии отношений по социальному обеспечению? Приведите при­меры.

12. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

Становление России как социального и правового государства, признание приоритета прав и свобод человека и гарантирование этих прав государством во многом зависят от качества и эффективности законодательства о социальном обеспечении. Вторая половина ХХ века и начало ХХI отмечены небывалым расширением социальной сферы общества и повышенным вниманием всех развитых демократических государств к обеспечению прав человека и высокого уровня жизни граждан.

Этот процесс характерен и для России, что подтверждается интенсивным развитием отраслей социального законодательства и явно выраженными приоритетами в социальной политике нашего государства. Достаточно напомнить о "запуске" в 2006 г. крупной национальной программы по системной модернизации здравоохранения, образования и жилищной сферы, главная цель которой - инвестиции в человека, повышение качества жизни. В современных условиях, как считает С.М. Миронов, эффективность и качество государственного управления необходимо оценивать по таким показателям, как продолжительность жизни, здоровье, качество питания, медицинского обслуживания и т.п. . Такое понимание роли государства в жизни общества предполагает формирование и реализацию соответствующей доктрины социального государства с четко определенными приоритетами, системой социальных гарантий для граждан и механизмом их обеспечения. Насколько российское законодательство о социальном обеспечении учитывает указанную доктрину, можно в значительной мере судить по степени отражения и развития в его содержании положений международных правовых актов.

Современное российское законодательство тесно взаимодействует с принципами и нормами международного права. Такое взаимодействие является основной чертой российской правовой системы в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и отражает общемировую тенденцию к глобализации проблем человеческого сообщества. Проявления этой тенденции - постоянное расширение сферы применения принципов и норм международного права, активное внедрение их в национальное законодательство, формирование механизмов международного судебного контроля и защиты прав и свобод личности. Российское право социального обеспечения не стоит в стороне от этих процессов, хотя степень проникновения международных норм в смысл и содержание национальных отраслевых актов пока явно недостаточна.

Известно, что Российская Федерация ратифицировала крайне мало международных актов в сфере социального обеспечения. Если рассматривать общемировой уровень, то это Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция МОТ №103 1952 г. об охране материнства. На региональном уровне - это Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г., которая была ратифицирована (не в полном объеме) Российской Федерацией в 2009 г. . Нормы законодательства о социальном обеспечении и иных отраслей законодательства (семейного, трудового, жилищного) в целом соответствуют положениям этих актов.

Уже много лет говорится о необходимости ратификации основополагающей в социальной сфере Конвенции МОТ №102 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения и не менее важного регионального акта - Европейского кодекса социального обеспечения, принятого Советом министров Совета Европы в 1964 г. и пересмотренного в 1990 г. Анализ состояния российского законодательства с учетом названных документов показывает, что многие их положения российским законодательством выполняются. Это касается степени охвата занятого населения системами социального страхования, правилами выплаты пособий, ограничениями по участию застрахованных лиц в финансированию таких систем и др.

Вместе с тем в итоге специалисты приходят к неутешительному выводу - в ближайшем будущем говорить о возможной ратификации международных актов, и в частности Конвенции №102, не представляется возможным . Основанием для такого вывода служат главным образом положения российского пенсионного законодательства о размерах пенсий. Это касается как минимальных гарантий, так и размеров, соотносимых со стажем и заработком. В действующем российском законодательстве категория "минимальный размер пенсии" вовсе отсутствует, а реальные размеры пенсий не отвечают даже самым скромным потребностям пенсионеров. В соответствии со ст. 66 Конвенции №102 после 30 лет уплаты взносов или работы по найму или же 20 лет проживания в стране минимальная пенсия (по терминологии МОТ -пособие) по старости должна составлять не менее 40% зарплаты. В Российской Федерации даже "высокие" пенсии не достигают 30% заработной платы, получаемой застрахованным лицом до назначения пенсии. Таким образом, современное российское законодательство не соответствует международно-правовым стандартам пятидесятилетней давности.

Такое положение нетерпимо. Несмотря на то, что данные базовые нормы международного права официально не являются обязательными для Российской Федерации, в национальном законодательстве они должны быть учтены в ближайшее время, в действующих пенсионных законах. Необходимо закрепить понятие минимального размера пенсии и установить этот размер, во всяком случае, не ниже величины прожиточного минимума, поскольку категория прожиточного минимума для федерального законодателя служит единственным на сегодняшний день критерием необходимости социальной поддержки нуждающихся лиц.

Указанные требования к законодателю вытекают из международных актов, признанных РФ, в частности из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Обязательства, налагаемые участием России в этих актах, требуют не только признания, но и фактического обеспечения права каждого на достаточный жизненный уровень, необходимый для поддержания достоинства и свободного развития личности. Кстати, Конституционный суд РФ в определении №17-О от 15 февраля 2005 г. расценил исключение из законодательства о социальном обеспечении понятия "минимальный размер пенсии по старости", без закрепления иного объективного критерия, гарантирующего лицу нормальную жизнедеятельность категории, как нарушение законодателем требования, вытекающего из конституционного принципа уважения и охраны человеческого достоинства" .

Кроме законодательного закрепления минимальных стандартов, не менее важно пересмотреть нормы, регулирующие порядок определения размеров трудовых пенсий, превышающих минимальный. Ведь пенсия преследует две основные цели - предоставление минимального уровня жизни (защита от бедности) и возмещение доходов (компенсация утраченного заработка) . Указанный выше коэффициент замещения в 30% не случаен, он обусловлен действующими правилами расчета пенсии из суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ взносов. Этот порядок неоднократно был объектом заслуженной критики . Конвенция МОТ №102 подобных правил не содержит. Согласно ст. 65-67 Конвенции размер пенсии определяется в процентном отношении к заработной плате, что позволяет гораздо более эффективно и четко гарантировать надлежащий коэффициент замещения заработка в размере пенсии.

Развивая эту мысль далее, следует поддержать позицию М.Ю. Федоровой в том, что категория "прожиточный минимум" как социальный стандарт пригодна только для сферы социальной помощи. В системе же социального страхования, которое связано с личным трудовым и (или) финансовым участием гражданина, должен действовать более высокий стандарт, например минимальный потребительский бюджет. По оценкам специалистов он выше прожиточного минимума в три-четыре раза. Если сегодня российское государство не может обеспечить соотносимость социально-страховых выплат с минимальным потребительским бюджетом, то следует закрепить это в законодательстве в качестве ориентира .

Несовершенство правового регулирования в области размеров социальных выплат отрицательно сказалось на ратификации Россией Европейской социальной хартии. Данная ратификация осуществлена частично, нормы о социальном обеспечении фактически полностью остались за ее рамками. Неготовность России ратифицировать важнейшие нормы п. 2 и 3 ст. 12 Хартии о поддержании системы социального обеспечения на удовлетворительном уровне и ее последовательном совершенствовании объясняется именно этим обстоятельством. Ведь соблюдение минимальных норм в отношении уровня пенсий и пособий, закрепленных в Конвенции № 102 1952 г. и ЕКСО 1964г., является необходимым условием для реализации указанных положений Хартии. Европейский комитет социальных прав при правовой оценке соответствия национальных систем социального страхования положениям Хартии подчеркивает, что государство, не обеспечивающее принятых минимальных стандартов, не выполняет и требования п. 3 ст. 12 Хартии (об обеспечении более высокого уровня защиты), даже если оно предприняло усилия по повышению уровня своей системы социального обеспечения .

Таким образом, достижение минимальных международных стандартов в отношении уровня пенсий и пособий является базовым параметром формирования политики в области социального обеспечения, без опоры на который осуществление эффективных, социально приемлемых реформ в этой сфере, невозможно. Это означает, что для полноценной ратификации Европейской социальной хартии необходима вначале ратификация ЕКСО и Конвенции МОТ №102, которая пока не состоялась.

Очевидно, что ратификация Хартии в полном объеме повлекла бы за собой дополнительные финансово-экономические обязательства и необходимость проведения значительной работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права. Положения же Хартии, обязательства по которым приняты, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и не требуют внесения изменений в действующее законодательство. Равно и их реализация не влечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

Между тем в большинстве случаев цели, закрепленные в международных актах, могут быть достигнуты лишь постепенно. Так, согласно Хартии все обязанности, которые берет на себя государство, выполняются в зависимости от состояния экономики страны. Следовательно, положения, перечисленные в Хартии, определяют не столько текущие обязательства государства, сколько ориентиры и цели на будущее. Поэтому отказ Российской Федерации от ратификации указанных выше важнейших норм Хартии, к сожалению, свидетельствует о том, что наше государство и в перспективе не готово к обеспечению достойных условий жизни для россиян.

Таким образом, международные нормативные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, выполняют две основные функции: во-первых, они устанавливают универсальные стандарты социального обеспечения, а во-вторых, закрепляют систему сохранения прав граждан на социальное обеспечение в случае их миграции в рамках договаривающихся государств.