Лиссабонский договор: краткий анализ основных положений документа. Лиссабонский договор вступил в силу

Лиссабонский договор вносит изменения в действующие Договор о Европейском союзе (ДЕС) и Договор, учреждающий Европейское сообщество. При этом последний договор переименовывается в Договор о функционировании Европейского союза (ДФЕС). Тем самым деятельность ЕС будет основываться на двух договорах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Для целей пункта 1 Союз может заключать специальные соглашения с заинтересованными государствами. Эти соглашения могут включать взаимные права и обязанности, а также предусматривать возможность совместных действий. Их исполнение является предметом периодических соглашений.

Начало договора следует рассматривать уже в начале нового тысячелетия. Прошло четыре года со времени международной конференции, подписания Ниццкого договора и материалов Европейской конвенции и дальнейших переговоров до ратификации. В государствах-членах должен был быть проведен референдум, чтобы определить, будут ли эти положения приняты. К сожалению, во многих странах результаты оказались неблагоприятными для договора. Особенно его отказ от Нидерландов и Франции заставил эту работу временно прекратить свое существование.

Лиссабонский договор - это договор для будущего. Это договор для создания более современной, эффективной и демократичной Европы.

Председательствующий в ЕС премьер-министр Португалии Жозе Сократеш.

Выступление на церемонии подписания Лиссабонского договора 13 декабря 2007 г.

Лиссабонский договор - «это упрощенный договор, который очень сложен».

Это время называлось периодом размышлений. Николя Саркози, тогдашний министр внутренних дел Франции, предложил поправки к ранее заключенному договору, избегая споров. Важнейшим положением договора является создание Союза как сообщества правосубъектности и единообразной структуры. Кроме того, количество членов Комиссии в Европейской комиссии сократилось.

Поэтому каждое голосование учитывает не только количество стран, но и число их населения. Другим положением договора было сокращение числа членов парламента. Увеличилось число депутатов от Италии. Польша также получила еще один МООС. Роль Европейского парламента выросла, у него есть важные полномочия для составления бюджетов и законодательных полномочий. Вопрос законодательной инициативы граждан значительно изменился. Отныне он требует сбора миллионов голосов в данном случае.

Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Пресс-конференция по итогам саммита Европейского совета 23 июня 2007 г.

Наиболее серьезные нововведения можно разделить на две группы: 1) реформа полномочий и базовых принципов деятельности ЕС и 2) реформа институтов ЕС и процедур их функционирования.

Реформа полномочий и базовых принципов деятельности ЕС. Прекращает свое существование искусственная конструкция из одновременно функционировавших Европейского Союза и Европейского сообщества. Европейский Союз становится единственной интеграционной структурой, получает статус юридического лица (ст. 1 и 47 ДЕС) и международную правосубъектность. К Европейскому Союзу переходят все полномочия Европейского сообщества. Тем самым упраздняется созданная Маастрихтским договором структура трех «опор». Однако их отмена не ликвидировала существующее своеобразие процедур, объема компетенции ЕС и распределения полномочий между институтами ЕС в зависимости от сфер политики. Самый явный пример - это сохранение ОВПБ/ ОПБО как сферы преимущественно межправительственного сотрудничества.

Лиссабонский договор учредил Хартию основных прав. Он представляет собой не только обязанности гражданина, но и его права. Договор также включает резолюцию о неисключенном компромиссе Янины. Голосование в Союзе после его расширения в год. Так называемая энергетическая солидарность стала важным условием Договора. Договор также включает положения о справедливости. До сих пор институты были реорганизованы. Они были объединены в единый Суд Европейского Союза. Он состоит из трех органов: Суда первой инстанции, Трибунала гражданской службы и Суда.

Лиссабонский договор дает четкую типологию компетенций Евросоюза (ст. 2-6 ДФЕС). Он распределяет большинство его полномочий между тремя сферами компетенции: исключительной, совместной и «поддерживающей, координирующей и дополняющей». В сферах исключительной компетенции только ЕС вправе принимать законодательные акты. В сферах совместной компетенции решения принимаются и на общеевропейском, и на национальном уровнях. Однако государства-члены вправе принимать законодательные акты лишь по вопросам, которые не урегулированы законодательством ЕС. В сферах «поддерживающей, координирующей и дополняющей» компетенции никакие решения ЕС не могут ограничить суверенные права государств-членов.

Было очень важным решением конкретно указать процедуры возможного возникновения страны из Союза. Ратификация положений Договора не всегда была успешной. Во многих странах проводились референдумы. Теперь мы имеем дело с атакой противоположных позиций - от Всепольской молодежи.

В середине декабря Всепольская молодежь предприняла пропагандистские манипуляции, обвинив президента в измене. В то же время Польша имела три спора. Второе - российское эмбарго на польские сельскохозяйственные продукты. Со временем считалось, что только первая точка стоит того, чтобы сражаться. Мы не находим союзников, а только антагонизируем Берлин. Третий момент можно отпустить. Итак, мы предусмотрели и так получилось. Не было смысла разрывать копию и платить цену спора.

Важно, что хотя новая типология компетенций вносит ясность в вопрос полномочий Союза, она не предусматривает их сколько-нибудь значительного расширения. За пределами новой типологии компетенций остались три сферы деятельности Союза: ОВПБ/ОПБО, координация экономической политики и координация политики занятости.

Статья 6(1) ДЕС отмечает, что ЕС признает права, упомянутые в Хартии основных прав 2000 г., зафиксировавшей широкий круг гражданских, политических и экономических прав граждан ЕС. Однако не вполне ясный юридический статус Хартии не позволял считать ее положения обязательными. Широко обсуждалась идея включить Хартию в текст договоров. Однако из-за возражений ряда стран в Лиссабонском договоре пришлось ограничиться лишь упоминанием о ней. Более того, Великобритания, Польша и Чехия добились исключений, оговорив, что в отношении них положения Хартии не имеют обязательного характера. Подчеркивая внимание, которое ЕС уделяет интересам граждан, ст. 6(2) ДЕС фиксирует намерение Союза присоединиться к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Лиссабонская система благоприятствует народам, поэтому они были их последователями. Он попадает в средние и малые страны, но последние имеют другие приоритеты. Благодаря этому решению разрыв между Польшей и «большой четверкой» может быть сокращен. Лиссабонский договор неблагоприятен для Польши. Президент Качиньский, подписав его, принял правильное решение, получив большой успех. Уже во время подписания Лиссабонского договора он был уверен, что он не вступит в силу в этой форме, и даже если бы это было так, это не имело бы значения из-за других положений, принятых в течение этого десятилетия.

Среди отдельных направлений политики Евросоюза наиболее серьезной реформе подверглась ОВПБ/ОПБО. Особое значение имеет учреждение поста Председателя Европейского совета (ст. 15 ДЕС), поскольку ОВПБ/ОПБО до сих пор осуществляется на основе межправительственного сотрудничества. Еще более важная новация - изменение статуса Высокого представителя по ОВПБ, должность которого отныне будет называться Высокий представитель Союза по внешним делам и политике безопасности (ст. 18 ДЕС). Ему передаются все нынешние функции и полномочия Высокого представителя по ОВПБ и комиссара по внешним связям. Он становится заместителем председателя Комиссии и постоянным Председателем Совета министров иностранных дел. Согласно ст. 27(3) ДЕС в подчинение высокого представителя Союза передаются все зарубежные представительства, объединенные в Службу внешних действий ЕС.

Таким образом, президент Качиньский добился результата, который можно было бы обобщить словами «мы сыграем его снова в следующей руке». Следующая рука была фискальным пактом, и мы проиграли здесь с кретом, но Качиньский не имел к этому никакого отношения. После подписания Лиссабон продолжал играть вовремя, отказываясь ратифицировать его, почему дураки снова были удивлены, не видя в этой логике, как будто успех Качиньского в Лиссабоне был не только единственной временной формой договора. Стоимость спора по Ирландии и Чешской Республике была разумной тактикой.

Суд ЕС получает возможность контролировать решения, принимаемые в сфере ОВПБ/ОПБО. Статьей 42(7) ДЕС) вводятся обязательства оказывать помощь «всеми возможными средствами» государству-члену, ставшему жертвой внешней агрессии, а ст. 222 ДФЕС - действовать «совместно, в духе солидарности» в случае террористической атаки, стихийного или техногенного бедствия. В целом Лиссабонский договор создает предпосылки для того, чтобы сделать внешнюю политику ЕС если не единой, то более согласованной, а сам Союз - более влиятельным на международной арене.

К сожалению, англичане опоздали со своим календарем выборов, а немцы и ирландцы отозвали свои возражения. В этой ситуации необходимо было закончить игру и ждать следующей руки, как это сделал президент, предварительно позаботившись о независимости польского законодательства по национальным вопросам, выдвинув возражения против Хартии основных прав.

Это не похоже на то, как туземцы, кажется, думают. Это сделал Лех Качиньский. Достигнуто максимально возможное с минимальными затратами. Они также не пишут, как будет выглядеть политическая ситуация в Европе, когда «Еврокопы наконец закончат». Ну, тогда в центре континента будет мощная Германия, не ограниченная никакими юридическими связями, которые Россия давно предложила сыграть в дуэли на европейском концерте держав, к которым принадлежит Польша. Это всепроникающее?

Реформа институтов ЕС. Именно реформа институтов спровоцировала напряженную дискуссию, ведь вопрос об институтах - это вопрос о власти, балансе сил между Союзом и государствами-членами, влиянии отдельных государств на принимаемые решения.

Европейский совет в полной мере становится институтом ЕС (ст. 13, 15 ДЕС). Хотя он и выведен за рамки законодательного процесса, его решения из политических деклараций фактически превращаются в нормативные акты и попадают под контроль Суда ЕС (ст. 263(1) ДФЕС). Часть решений будет приниматься не консенсусом, а голосованием. Руководить работой Европейского совета будут не сменяющиеся каждые полгода страны-председатели, а председатель, избираемый в личном качестве на срок в 2,5 года (ст. 15 ДЕС).

Понятно, что громкое и недвусмысленное событие против реформирования Польши было бы самоубийством. Гораздо выгоднее молчать. Ян Рулевски объявил о своей «автономии» над сенатом Сената. Имеет ли такое видение окружающая среда крупнейшей оппозиционной партии? Если этого не существует, почему партия, которая была единственной в недавней истории Польши, выигравшей парламентские выборы дважды подряд, настолько изменилась, что ее видение государства устарело? Здесь, в свою очередь, возникает вопрос: как решение молчания в фундаментальном для каждой политической партии?

В число сфер деятельности ЕС включены: энергетика, туризм, защита граждан от чрезвычайных ситуаций и катастроф, сотрудничество государственных служб с целью обеспечить более качественное применение права ЕС. При этом энергетика входит в сферу совместной компетенции, а туризм, защита граждан и сотрудничество государственных служб - в сферу «поддерживающей, координирующей и дополняющей» компетенции.

Ответ на эти вопросы прост. Платформа граждан и, в более широком смысле, круги республики Круглого стола имеют свою повестку дня и повестку дня. Это сводится к восстановлению системы «круглого стола», которая была отменена после последних парламентских и президентских выборов изо дня в день.

Для них выгоднее сохранять молчание и в то же время сосредоточить свои усилия на вопросе о значении ликвидации остатков коммунистического правления над поляками. Только такое сопротивление напоминает знаменитые слова принца Чарторыйского, что на протяжении всей его жизни он встретил в нашей стране только две партии. Представитель Союза возвращается в свою родную Данию, и, возможно, единственная причина отметить этот факт заключается в том, что его последний брифинг от брюссельского посланника ясно показал, что глупость европейских элит в борьбе с терроризмом действительно не знает границ.

Одной из наиболее значимых тенденций развития ЕС в 1990-е годы было расширение сферы голосования квалифицированным большинством. Согласно Лиссабонскому договору такое голосование будет применяться в большинстве сфер компетенции Союза. Однако принцип консенсуса сохраняется в ряде ключевых направлений политики, в частности в налоговой политике и ОВПБ/ОПБО, при регулировании права на труд иммигрантов, в вопросах борьбы с финансовыми нарушениями и уклонением от налогов, при сотрудничестве по вопросам уголовного права, а также в ряде аспектов социальной и экологической политики.

Он посоветовал израильтянам о том, как бороться с исламским радикализмом. Выступление дипломата ЕС состоялось через несколько дней после нападений в Каталонии и за несколько часов до нападений во Франции и Бельгии. В таких условиях трудно догадаться, насколько прекрасны методы действий, которые так хорошо сделали для европейской борьбы с терроризмом. К счастью, Фаборг-Андерсен не оставил слушателя без ответа.

Почти все бомбардировщики, которые атаковали Израиль, были не гражданами, а палестинцами. Истина заключается в том, что перед лицом постоянных угроз со стороны всех сторон состояние Израиля преуспевает. Столица Каталонии в течение многих лет празднует экстремистов, не только позволяет ей свободно работать, но и людям, совершившим террористические атаки. В мае этого года палестинский террорист Лейла Халед была почетным гостем на престижной книжной ярмарке в Барселоне. Женщина, которая участвовала, в частности, в похищении двух пассажирских самолетов, рассказала о своей «битве».

Эффективность работы Совета ЕС напрямую связана с принятием решений квалифицированным большинством и соответственно с распределением голосов между государствами-членами. Распределение голосов являлось результатом компромисса между шестью государствами - основателями ЕС и закрепляло примерный баланс между малыми и крупными странами. В процессе расширения 2004-2007 гг. этот баланс был нарушен: увеличение числа малых стран в ЕС создало предпосылки для их доминирования в Совете ЕС. Чтобы усилить позиции крупных стран, в Лиссабонском договоре решено отказаться от системы голосов и увязать влияние государства в Совете ЕС с численностью его населения. Решение считается принятым, если «за» проголосовали более 55% стран (но не менее 15), представляющих как минимум 65% населения Союза (ст. 16 ДЕС). Это положение позволяет крупным странам ЕС сохранить ключевые позиции в процессе принятия решений. Однако, как отмечалось, по настоянию Польши новая система голосования в полной мере начнет применяться лишь в 2017 г.

Против признания ее в Испании протестовала против еврейских организаций. И ответ на их демонстрации состоял в том, чтобы приклеить портреты центрального замка Барселоны Халеда - с одобрения городских властей и с их финансовой поддержкой. Правда в том, что нет лучших или худших террористов - каждый, независимо от специальных заработанных теорий, убивает во имя своего бога и надеется на награду от него. В мусульманском мире нет народов, есть ислам и есть неверные.

Пока европейские элиты не понимают, что только абсолютная борьба может положить конец атакам, людей будут убивать на улицах европейских городов. Выборы Президента Европейского Совета широко описаны в Лиссабонском договоре. Формальные записи, относящиеся к процедуре подачи заявки, недоступны.

В ходе реформы так и не удалось сократить число членов Комиссии. Статья 17(5) ДЕС предусматривает, что лишь с 2014 г. число членов Комиссии должно составить 2/3 от количества государств-членов, а также предполагает разработку системы ротации. Однако уже после подписания Лиссабонского договора, для того чтобы обеспечить его ратификацию в Ирландии, было решено отказаться от намерения сократить число членов Комиссии.

«Европейский Совет избирает своего Председателя квалифицированным большинством в течение двух с половиной лет, и мандат Председателя возобновляется один раз». 15-й Лиссабонский договор. Совет также участвует в работе дипломатического начальника ЕС. Европейский совет, возглавляемый Дональдом Туском в настоящее время, не является законодательной функцией, а «дает Союзу импульс, необходимый для развития и определяет широкие направления деятельности и политические приоритеты».

Срок полномочий президента составляет 2, 5 года, но может быть продлен. Для этого лидеры воспользовались предшественником Туска, Германом Ван Ромпеем, который занимал офис ЕС в общей сложности пять лет. В Лиссабонском договоре подчеркивалось, что президент не может владеть своей государственной должностью, но его мандат не может быть исключен в другом европейском учреждении.

Европарламент значительно усилил свои позиции в законодательном процессе. Процедура совместного принятия решений, позволяющая Европарламенту максимально участвовать в законодательном процессе, будет применяться примерно в 80 областях вместо нынешних 37. Однако Европарламент так и не получил права законодательной инициативы, которого он настойчиво добивался в последние годы.

Формально отсутствуют процедуры выдвижения кандидатур, но правительства несут ответственность за представление кандидатов на пост главы Европейского Совета. В настоящее время для Туска нет необходимости, поскольку Лиссабонский договор гласит, что мандат председателя может быть продлен и не описывает процедуру подачи.

Консультация о том, кто будет председательствовать во главе с президентом, - Мальта, и именно на саммите объявят, кто имеет поддержку. Голосование глав государств и правительств, хотя и предусмотрено этой процедурой, отнюдь не определяется и зависит от того, имеются ли четкие разногласия относительно избрания главы Европейского Совета.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Лиссабонский договор дал возможность Евросоюзу выйти из конституционного кризиса, вызванного отрицательным итогом референдумов во Франции и Нидерландах. Он содержит ряд важных нововведений, но в целом дублирует уже существующие положения договоров. Он важен, прежде всего, потому, что упрощает и делает более стройной действующую в ЕС систему многоуровневого управления. Он также ясно признает целый ряд концепций, принципов, практик и процедур, сложившихся за 50-летнюю историю развития ЕЭС/ЕС.

Что решает и почему это так захватывающе?

Теоретически, президентство Мальты может информировать лидеров о том, что, хотя нет полного согласия Совета о продлении мандата Туска, поскольку Польша выступает против, другие страны выражают свою поддержку. История Лиссабонского договора началась после провала процесса ратификации ранее согласованного Конституционного договора.

Устав, прилагаемый к Договору, после завершения процесса ратификации станет юридически обязательным документом. Соединенное Королевство и Польша получили дополнительный протокол к Уставу. В основном гражданам этих стран не приступить к рассмотрению в Европейском суде по правам человека.

2. Лиссабонский договор превращает институциональную структуру Союза в сбалансированную систему наднациональных и межправительственных элементов. Он фиксирует достигнутый уровень интеграции и одновременно минимизирует угрозу дальнейшего ограничения национального суверенитета государств-членов.

3. В числе стоящих перед Европейским Союзом задач одной из важнейших является повышение легитимности. Конституция ЕС была призвана продемонстрировать гражданам, что Европейский союз - это не только единый рынок, но и система политического управления, основанная на общих ценностях и принципах. Цель включения в Конституцию ЕС большого числа символических положений (флаг, гимн, девиз и т.п.) - воздействовать на самосознание жителей стран Европы, содействовать их превращению в граждан Европы и таким образом повысить легитимность Союза. Конституция ЕС была призвана разрешить кризис легитимности, но ее провал лишь сделал этот кризис более заметным. Лиссабонский договор не в состоянии изменить ситуацию. Не случайно его ратификация путем референдума была предусмотрена лишь в Ирландии, и лишь в ходе второго референдума народ поддержал Лиссабонский договор. Во всех остальных странах ЕС референдумы не проводились, чтобы не ставить под угрозу процесс ратификации.

В то время как политическая элита в целом выступает за дальнейшую интеграцию, население стран Европы весьма скептически относится к ЕС. К настоящему времени этот разрыв мнений достиг такого размера, при котором реализация новых крупных интеграционных проектов становится в ближайшие годы нереальной.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена компромиссная природа Лиссабонского договора?

2. Какие два договора будут регулировать деятельность Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора?

3. Почему из Лиссабонского договора исчезли положения

О символике ЕС?

4. В чем отличие Высокого представителя Союза по внешним делам и политике безопасности от ранее действовавшего Высокого представителя по ОВПБ?

ЕС, являясь самым крупным политическим центром, имеет в своём составе на сегодняшний день 27 государств. Однако в 2004 году, когда он насчитывал только 25 государств, он стал неуправляемым и начал терять свою демократичность. Поэтому в то время остро встал вопрос о принятии Конституции для Европейского Союза. Несколько лет его разработки позволили получить весьма демократичный Закон, который впоследствии должен был быть подписан всеми странами-участниками. Но подписали его только 18 государств. Поэтому большую часть норм закона необходимо было либо исключить, либо внести в них поправки.

Новый документ о реформах имел название «лиссабонский договор», он не использовал слово «Конституция» и был подписан 13 декабря 2007 года в всеми двадцатью семью государствами, входящими в Таким образом, данный договор заменил собою старую Конституцию Европейского Союза и имел цель реформации системы управления Евросоюзом, а также стал основой для функционирования ЕС в ближайшие двадцать лет.

Лиссабонское соглашение закрепило равновесие между интересами и целями придав, таким образом, последнему статус «великой державы».

Текст данного договора внёс изменения в основные три документа Римский договор, Маастрихтский и Договор по Правовой базой Союза становятся два обновлённых акта: ДЕС и ДФЕС, оба они имеют равную юридическую силу.

ДЕС включает основные задачи и цели, устои и принципы ЕС. В нём описаны методы сотрудничества стран-участников, а также расписана внешнеполитическая деятельность Союза и политика его безопасности. ДФЕС рассматривает направление политики ЕС, его свободу, законность и безопасность, а также систему регуляции внешних связей, финансов.

Лиссабонский договор имеет ещё ряд протоколов, которые образуют неотъемлемую часть основных договоров. Так, они или разъясняют положения договоров, или формируют позицию определённых государств по различным вопросам. Кроме того, данный Договор систематизирует принцип компетентности, то есть, Европейский Союз не имеет права выходить за пределы компетенции, которую ему предоставляют страны-участники.

Также лиссабонский договор предусматривает трёхуровневую систему управления Евросоюзом, которая состоит из институтов, имеющих властные полномочия, иных органов, которые создаются исходя из решений институтов, и, так называемых, учреждений.

В институты добавились две структуры: Совет, являющийся высшим органом политической власти, и Центральный Банк. Совет имеет президента, который избирается на два с половиной года, а также Верховного представителя ЕС по политике безопасности и иностранных дел. Число входящих в Совет депутатов не должно превышать семьсот пятьдесят один.

Лиссабонский договор предусматривает то, что три государства образуют, так называемое, Председательство Совета, должность эта занимается на 18месяцев.

Государства- участники имеют право между собою заключать договора в том случае, когда они не будут противоречить соглашениям, которые подписаны Евросоюзом или не будут выходить за пределы его компетентности.

Таким образом, лиссабонская конвенция дала возможность Евросоюзу определять и проводить внешнюю политику и политику безопасности, в том числе заниматься вопросами функционирования внутреннего рынка и таможенного союза, коммерческой, экономической, территориальной и Кроме того, ЕС имеет право заниматься вопросами энергетики, правопорядка, транспорта, проблемами окружающей среды и здоровья и многими иными вопросами. ЕС обязуется оказывать помощь и поддержку всем государствам-участникам в вопросах образования, культуры, туризма и медицины.