Процессуальное право. Административная юрисдикция Конституционное судопроизводство Выполнил: Кудрявцев Сергей

административный право процессуальный конституционный

Административная юрисдикция

Юрисдикция (от лат. iurisdictio - судить - полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания) - это сфера права, на которую распространяются полномочия данного государственного органа. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. . -- М.: Просвещение, 2006. -- С.310-317.

Административная юрисдикция :

1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда);

2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2007. - С.180.

Признаки административного правонарушения:

1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

2) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

3) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Там же. - С.181.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;

5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;

6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.

Законодательные нормы о рассмотрении административных правонаруше-ний и назначении административных наказаний собраны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который содержит нормы и материального и процессуального права.

Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях также обозначены в КоАПе.

Прежде всего, это суды , рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний.

Затем - районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии.

Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД , в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации.

Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе. Самое мягкое - предупреждение (выносится в письменной форме). Самое распространенное - административный штраф. При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил: для граждан - до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - до 50, юридических лиц - до 1000. А иногда (при валютных, таможенных и некоторых других правонарушениях) для должностных лиц - до 200, юридических лиц - до 5000 МРОТ. Или например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан - от 5 до 10 МРОТ, должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ.

В КоАПе также указано: возмездное изъятие , или конфискация предмета нарушения (например, партия контрабандных сигарет). Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета с последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся.

А также, лишение специального права (например, водительских прав). Возможен административный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство). Выдворение за пределы России (незаконных мигрантов) и др.

Кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.

Мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отведена отдельная глава в КоАПе. Дело в том, что в ряде случаев наказания не могли бы быть исполнены, да и сам процесс не смог бы начаться без специальных обеспечительных мер. Меры обеспечения производства применяются в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Так, в числе этих мер названо доставление, например, пьяного скандалиста в отделение. Административное задержание , т.е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест , и др.). По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно.

Предусмотрен также личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола.

Применяется и медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения. Предусмотрен также арест товаров, транспортных средств и др. О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол.

Приведенный перечень указывает на принудительный характер мер, предназначением которых является создание условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Здесь следует отметить, что основанием для применения указанных мер может быть только наличие факта правонарушения.

При применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях КоАП предусматривает также гарантии законности. Они выражаются, прежде всего, в том, что перечень указанных мер является исчерпывающим, иные меры применяться не могут. Кроме того, принимать решение об избрании мер принудительного воздействия имеют право только уполномоченные на это органы и должностные лица в пределах своей компетенции. Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах.

Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права определяются КоАПом аналогично УПК. Помимо органа, рассматривающего дело, это прежде всего нарушитель , без которого вообще не может быть дела. (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, - знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть 312 обязательно оповещен о месте и времени разбирательства и т.д. Другой важнейший участник - потерпевший , которому действиями нарушителя причинен вред. К участию в производстве привлекаются и такие известные вам по УПК категории, как свидетели, эксперты, понятые, переводчики. Может участвовать и прокурор, но это случается лишь в особо сложных или значимых делах. Права и обязанности этих лиц также аналогичны их «тезкам» по УПК, но, естественно, применительно к КоАПу. Так, свидетель за дачу ложных показаний несет административную ответственность, но не уголовную, как свидетель в уголовном процессе. А это, как вы понимаете, совсем иное.

Предмет доказывания , доказательства и оценка доказательств по КоАПу также аналогичны УПК. По некоторым сложным делам до разбирательства проводится административное расследование .

Производство по делу об административном правонарушении проходит несколько стадий: возбуждение дела, подготовка к разбирательству, разбирательство, вынесение и оглашение решения, исполнение решения . Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. . -- М.: Просвещение, 2006. - С.310.

1) Возбуждение дела. Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка, например, инспектор ГИБДД остановил пьяного водителя. Поводом является и получение заявления или сообщения. При обнаружении нарушения должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела. Учитывая значимость протокола для дела, закон подробно регламентирует его содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нарушителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объяснения нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.). Нарушителю и другим участникам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чем делается запись в протоколе. Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. Протокол служит основным документом при последующем разбирательстве дела. Протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).

2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела). При подготовке к рассмотрению дела должностное лицо обязано проверить законность и достаточность материалов. Назначается время и место рассмотрения, запрашиваются дополнительные материалы, вызываются свидетели и т.д. Но прежде всего проверяется законность протокола , и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то возвращается составителю. Рассмотрение происходит, как правило, в том районе, где совершено правонарушение, а иногда, по просьбе нарушителя, по месту его жительства.

3) Разбирательство (рассмотрение) дела. Порядок рассмотрения дел намного проще, чем по УПК, но также направлен на вынесение законного, обоснованного и справедливого постановления . На заседании объявляется, какое дело рассматривается, кто и на основании какого закона привлекается, проверяется явка, разъясняются права участникам, оглашается административный протокол, заслушиваются предполагаемый нарушитель, потерпевший, свидетели, исследуются доказательства и пр. Обязательно ведется протокол заседания.

4) Вынесение и оглашение решения (постановления). После окончания рассмотрения объявляется постановление. Оно бывает двух видов: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу.

Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка. Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд . Рассмотрение жалобы проводится аналогично рассмотрению в первой инстанции. Решение (постановление) по жалобе также можно обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий суд.

5) Исполнение решения. Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению. Например, если штраф не уплачивается в течение 30 дней добровольно, его взыскивают принудительно, путем вычетов из зарплаты либо за счет имущества нарушителя. Конфискованные вещи (например, партия незаконно ввезенных из-за рубежа сигарет) передаются в доход государства и т.д.

Cлайд 1

Cлайд 2

ПЛАН Субъекты административных правоотношений Виды административной ответственности Участники производства по делам об административных правонарушениях

Cлайд 3

Cлайд 4

- вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами или их нормами об административной ответственности.

Cлайд 5

Основные Предупреждение Штраф Лишение специального права Административный арест Дисквалификация Исправительные работы Дополнительные Возмездное изъятие орудия совершения правонарушения Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения Выдворение за пределы РФ иностранцев или лиц без гражданства РФ

Cлайд 6

Cлайд 7

Несмотря на закрытый шлагбаум, железнодорожный переезд переехал гражданин Н. Согласно КоАП РФ он может быть лишен права на управление транспортным средством от 3 до 6 месяцев. Какие документы необходимы для рассмотрения дела в суде? Каковы стадии судебного разбирательства? Кто будет участником судебного разбирательства? Назовите права, которые есть у обвиняемого лица? На каких принципах должно строиться судебное разбирательство?

Cлайд 8

Протокол об административном правонарушении, который составлен на месте совершения административного правонарушения Объяснение лица, обвиняемого в административном правонарушении Показания потерпевшего Показания свидетелей Заключение эксперта Показания специальных технических средств Вещественные доказательства

Cлайд 9

1 стадия – возбуждение дела об административном правонарушении 2 стадия – рассмотрение дела об административном правонарушении 3 стадия – вынесение постановления об административном правонарушении 4 стадия – исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Cлайд 10

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административной ответственности Судья, орган, должностное лицо, которые рассматривают дело Потерпевший Адвокат Свидетели Эксперт

Cлайд 11

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 25] [Статья 25.1] 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. 2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. 4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Тест «Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство».

Вариант 1.

1.К административным наказаниям не относится

А)Конфискация предмета нарушения Б)Конфискация имущества В)Предупреждение Г)Штраф

2.К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не относится (-ятся)

А)Арест транспортных средств Б)Домашний арест В)Доставление Г)Все перечисленные

3.Верны ли следующие суждения о Конституционном суде РФ и конституционных (уставных) судах регионов?

А. Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды регионов образуют единую вертикальную систему.

Б. Предназначение Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов в обеспечении верховенства основного закона .

4.Верны ли следующие суждения о субъектах административной ответственности?

А. Субъектом административной ответственности являются только должностные лица (руководители организаций и т. п.)

Б. Субъектом административной ответственности могут быть граждане не моложе 18 лет.

1) верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

5.Судья Конституционного суда РФ П. составил заключение о юридических основаниях для рассмотрения обращения гражданина С. в Конституционном суде, которое обсуждалось на пленарном заседании. Это стадия конституционного производства

А) Обращение в суд

Б) Предварительное рассмотрение обращения секретариатом

В) Предварительное рассмотрение обращения судьями

Г) Судебное разбирательство

6.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конституционное производство». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Гласность, уставной суд, мировой судья, контроль, состязательность.

7.Гражданин М. не уплатил в установленный законом срок штраф за парковку автомобиля в неположенном месте. Ему была прислана повестка в суд и предписано явиться для рассмотрения его дела в суде. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовой оценке данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)административный проступок

2)ответчик

3)административное судопроизводство

4)гражданское судопроизводство

5)нарушитель

Тестовая работа по теме «Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство».

Вариант 2.

1.К органам, полномочным рассматривать дела об административных правонарушениях, относится (-ятся)

А)Налоговая инспекция Б)Органы рыбоохраны

В) Комиссия по делам несовершеннолетних Г)Все перечисленные

2.Укажите принцип, не относящийся к конституционному судопроизводству

А) Рассмотрение дела по своей инициативе Б)Неприкосновенность судей

В)Равноправие перед законом и судом Г)Гласность судебного разбирательства

3.Верны ли следующие суждения о протоколе об административном правонарушении?

А. Протокол составляется при любом административном правонарушении.

Б. Протокол при малозначительном административном правонарушении не составляется.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

4.Гражданин Л. за совершённое им противоправное деяние должен заплатить штраф. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин Л. несёт административную ответственность?

А) Устанавливается только законом

Б) Влечёт за собой судимость

В) Применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти

Г) Налагается органами и должностными лицами на подчинённых им правонарушителей

5.Гражданин Р. обратился в Конституционный суд РФ, который принял его заявление к рассмотрению. По какому вопросу обратился гражданин Р.?

А) Толкования Конституции РФ

Б) Проверки конституционности закона, нарушающего права и свободы

В) Разграничения полномочий между органами власти РФ и регионов

Г) Соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных актов

6.Запишите слово, пропущенное в схеме

7. Найдите в приведённом списке административные наказания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)обязательные работы

2)лишение специального права

3)выдворение за пределы России

4)исправительные работы

5)возмездное изъятие орудия правонарушения

6) лишение почётного звания


Административная юрисдикция деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке. Административная юрисдикция - деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке. Субъектами административной ответственности могут быть: граждане(16 лет), должностные лица, юридические лица. Субъектами административной ответственности могут быть: граждане(16 лет), должностные лица, юридические лица.








Производство по делу об административном правонарушений Возбуждение дела Возбуждение дела Подготовка к разбирательству Подготовка к разбирательству Разбирательство Разбирательство Вынесение и оглашение решения Вынесение и оглашение решения Исполнение Исполнение


Конституционное судопроизводство рассматривает вопросы о соответствии Конституции нормативных правовых актов, по толкованию положений Конституции России. Конституционное судопроизводство – рассматривает вопросы о соответствии Конституции нормативных правовых актов, по толкованию положений Конституции России. независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Общие принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.




Право на обращение в Конституционный Суд РФ По вопросу о соответствии Конституции законов, принятых органами власти Федерации и регионов, о разграничении полномочий между этими органами вправе обращаться только высшие органы власти Федерации и регионов. По вопросу толкования Конституции РФ – высшие органы законодательной и исполнительной власти Федерации и органы законодательной власти регионов. Граждане и суды имеют право обращаться в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности только закона, уже применённого или подлежащего применению в конкретном деле.


Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Постановления Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

(право, 11 класс,

профильный уровень)

Урок № 61-62

Административная юрисдикция.

Д.З.: § 29, ?? (с.276), задания (с.276)

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Изучить основные положения процессуального права; дать представления об административной юрисдикции.
  • Развивать критическое мышление учащихся, речь, умение выражать мысли, коммуникативные способности.
  • Содействовать правовому воспитанию.

Универсальные учебные действия

знать/понимать: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;

уметь характеризовать: право как элемент культуры общества; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; принципы организации и деятельности органов государственной власти;

объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений


Понятия, идеи

  • Конституционное судопроизводство;
  • Конституционный суд;
  • право на обращение в Конституционный суд;
  • административная юрисдикция;
  • административные наказания;
  • КоАП;
  • МРОТ;
  • административное расследование;
  • принудительное исполнение.

Изучение нового материала

  • Конституционное судопроизводство. Особенности административной
  • юрисдикции. Органы и способы рассмотрения административных споров. Понятие конституционного
  • судопроизводства. Основные принципы конституционного судопроизводства. Право на обращение в
  • Конституционный Суд РФ. Основные стадии конституционного судопроизводства.

Полномочные административные органы (административной юрисдикции)

  • суды
  • районные комиссии по делам несовершеннолетних
  • административные комиссии
  • органы МВД
  • ГИБДД
  • инспекции (налоговые, санитарные, пожарные)
  • органы рыбоохраны
  • отраслевые надзорные органы (транспорт, строительство, водопользование)

ФУНКЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ

НАДЗОР

ОЦЕНКА

НАКАЗАНИЕ



АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Основные

Дополнительные

  • Предупреждение
  • Штраф
  • Лишение специального права
  • Административный арест
  • Дисквалификация
  • Исправительные работы
  • Возмездное изъятие орудия совершения правонарушения
  • Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения
  • Выдворение за пределы РФ иностранцев или лиц без гражданства РФ

Все виды административного наказания, кроме предупреждения и штрафа, могут быть наложены только по решению суда!


МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

  • Доставление.
  • Административное задержание (до 3 часов).
  • Личный досмотр (осуществляется лицами того же пола).
  • Досмотр вещей.
  • Проверка документов.
  • Досмотр транспортного средства.
  • Медицинское освидетельствование.
  • Арест товаров и транспортных средств.

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 25] [Статья 25.1]

1. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом .

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо , в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо .


УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Участники

административного

производства

Административный процесс основан на принципах:

  • законности,
  • объективности (материальной истины),
  • равенства человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело,
  • гласности административного процесса,
  • ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).

СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Исполнение

Вынесение решения

Разбирательство

Административное расследование

Подготовка к разбирательству

Возбуждение дела


ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

  • Дата составления протокола
  • Место составления протокола
  • Сведения о составителе протокола
  • Сведения о нарушителе
  • Сведения о свидетелях
  • Время и место события нарушения
  • Статья КоАП
  • Объяснение нарушителя или его законных представителей
  • Запись о разъяснении прав и обязанностей участникам производства
  • Подписи составителя и лица, в отношении которого возбуждено дело
  • Возражения *

ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ

  • Проверка законности протокола.
  • Проверка полноты представленных материалов.
  • Запрос дополнительных материалов.
  • Назначение времени и места рассмотрения дела (по месту жительства нарушителя, или по месту совершения правонарушения).

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

Объявление постановления

Исследование доказательств

Слушание участников

Оглашение протокола

Разъяснение прав

При рассмотрении дела обязательно ведется протокол заседания

Проверка явки участников

Представление дела


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О назначении административного наказания

О прекращении производства по делу

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней. Конфискат передается в доход государства.

10 дней

Постановление обязательно для всех и подлежит принудительному исполнению


СУДОПРОИЗВОДСТВО В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

НАЗНАЧЕНИЕ

Судебные органы конституционного контроля, обеспечивающие верховенство основного закона, то есть непротиворечие ФЗ Конституции (уставу)


ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

  • Не вправе рассматривать дела по своей инициативе.
  • Суд решает вопросы права и не рассматривает политические проблемы.
  • Суд определяет конституционность акта (соответствие по форме, процедуре принятия и т.п.).
  • Состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.


СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

  • Обращение в суд
  • Предварительное рассмотрение обращения секретариатом
  • Предварительное рассмотрение обращения судьями
  • Назначение судьи-докладчика и подготовка дела к слушанию
  • Судебное разбирательство*
  • Итоговое решение в форме Постановления принимается открытым голосованием простым или квалифицированным большинством
  • Судья, не согласный с постановлением может изложить особое мнение, которое будет также опубликовано
  • Провозглашение постановления (определения) и его публикация
  • Постановление Конституционного Суда вступает в силу немедленно, является окончательным и обжалованию не подлежит.


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Право: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013
  • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ACT: Астрель, 2009.
  • Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. профессора И.А. Еремичева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 223 с. - (Серия «Высшее образование»).
  • Бриченко Л.В. Учитель высшей категории. ГБОУ СОШ №262. Санкт-Петербург

Источники иллюстраций для оформления шаблона:

  • http:// anticrisis.ucoz.ru /CB012045.JPG
  • http:// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg