Справка по форме 33 для чего нужна. О порядке регистрации смерти органами загс

Материальная помощь на погребение в 2018 ― 2019 годах

Право на социальное пособие на погребение, так называемую материальную помощь, зафиксировано в законе «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ как одна из основных гарантий, предоставленных российским гражданам государственными органами власти.

Кто имеет право на пособие на погребение

Пособие на погребение выплачивается, если граждане произвели захоронение умершего за свой счет. Рассчитывать на пособие на погребение вправе:

  • супруги,
  • близкие родственники,
  • иные родственники,
  • законные представители,
  • иные лица, принявшие обязанность по погребению.

Размер пособия на погребение

Материальная помощь выплачивается в сумме, равной стоимости услуг на погребение.

В перечень услуг на погребение, которые оплачиваются государством, входит:

  • оформление бумаг для погребения;
  • выдача и транспортировка гроба, а также иных предметов, требующихся для захоронения тела;
  • перевозка тела умершего или его останков в крематорий либо на кладбище;
  • погребение или кремация с выдачей урны с прахом.

Максимальный размер пособия на погребение достигает 4 000 рублей. Сумма выплат подлежит ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции. Таким образом, с 01.02.2017 размер пособия не погребение, установленный на федеральном уровне, составляет 5 562,25 рублей.

Если в районе или местности действует районный коэффициент к зарплате, то предел пособия на погребение устанавливается согласно такому коэффициенту. Кроме того, регионы могут устанавливать дополнительные пособия: так, в Москве помимо основной суммы можно получить еще 11 000 рублей. Размер «похоронного» пособия зависит и от категорий граждан, на захоронение которых его получают: например, на похороны участников и инвалидов ВОВ можно получить около 40 000 рублей.

Документы для получения пособия на погребение

Подать документы для оформления социальной выплаты граждане, имеющие на нее право, могут в течение 6 месяцев.

Полугодовой период начинает исчисляться с момента смерти гражданина, погребение которого было оплачено заявителем.

Не знаете свои права?

Перечень бумаг для получения пособия на погребение

В число документов, необходимых для оформления пособия на погребение, обычно включают:

  • , где гражданин указывает:
    • наименование государственного органа, куда адресована заявка;
    • Ф.И.О., место жительства, паспортные реквизиты и контактные данные заявителя;
    • Ф.И.О. и место жительства умершего;
    • способ перечисления денежных средств в счет пособия (если средства будут переведены в безналичной форме, то заявителю следует указать номер банковского счета);
    • паспорт заявителя;
    • свидетельство о смерти, полученное в органах ЗАГС;
    • справку о смерти по форме № 33;
    • документ, подтверждающий регистрацию умершего по месту жительства, например выписку из домовой книги, копию выписки из лицевого счета или справку из организации жилищного фонда;
    • справку о рождении мертвого ребенка после 154 дня беременности, а также документ, свидетельствующий о месте регистрации родителей умершего ребенка;
    • счета на ритуальные услуги;
    • документ, удостоверяющий факт, что на момент смерти гражданин не был трудоустроен (трудовую книжку, справку об увольнении, справку из органов занятости или пенсионной службы);
    • справку из образовательного учреждения, если гражданин обучался по очной форме;
    • пенсионное удостоверение умершего;
    • справку из ПФР о назначении пенсии;
    • справку из банка с реквизитами лицевого счета заявителя.

Справка о смерти

Скачать форму справки

Для получения пособия заявителю потребуется иметь при себе справку о смерти захороненного гражданина.

Справка о смерти по форме № 33 является первым документом, подтверждающим факт смерти гражданина, и выдается в морге медицинской организации по месту жительства умершего.

На основании справки гражданин может оформить свидетельство о смерти в ЗАГСе.

Документы для оформления справки о смерти

Для оформления справки по форме № 33 родственнику или иному законному представителю умершего потребуется представить следующий пакет документов:

  • паспорт умершего;
  • паспорт заявителя;
  • протокол осмотра, полученный от сотрудника полиции, прибывшего на место смерти;
  • амбулаторную карточку умершего.

Содержание справки о смерти

Справка включает в себя следующие сведения:

  • Ф.И.О. умершего,
  • место прописки,
  • дату рождения и смерти гражданина,
  • причину смерти,
  • место смерти,
  • дату выдачи документа,
  • Ф.И.О. врача, выдавшего справку.

Документ скрепляется подписью врача и оттиском печати медицинской организации.

Получение пособия на погребение

Как получить пособие на погребение

Пособие выдается гражданину в день, когда он обратился в государственные органы с соответствующим заявлением.

Подать и дополнительные документы гражданин может лично, через представителя или через сайт госуслуг.

Где получить пособие на погребение

Пособие на погребение выдается гражданам следующими уполномоченными органами:

  • пенсионными органами, где умерший получал пенсию;
  • организацией или иным работодателем, выступающим в роли страхователя по обязательному социальному страхованию в связи с нетрудоспособностью или материнством:органами социальной защиты, если умерший не подлежал обязательному страхованию;
    • умершего лица на день его смерти,
    • одного из его родственников,
    • законного представителя,
    • несовершеннолетнего члена семьи на день его смерти;
  • территориальными органами страхового фонда, зарегистрировавшими:
    • умершего гражданина на день его смерти,
    • одного из членов семьи умершего,
    • законного представителя усопшего лица,
    • несовершеннолетнего родственника умершего на день его смерти.

Таким образом, для оформления пособия гражданину, оплатившему похороны, потребуется собрать достаточно большой перечень документов. Законодатель гарантирует, что органы, принявшие заявление на пособие, рассмотрят его в день обращения гражданина.

Город Кемерово Дело № А27-27843/2018

Резолютивная часть определения оглашена 09.04.2019.

Полный текст определения изготовлен 12.04.2019.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аюшева Д.Н.,

при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного

заседания Шубиной И.С.,

при участии:

от истца: без участия (извещен),

от ответчиков:

от индивидуального предпринимателя Жилинкова Алексея Владимировича: Бункин Д.В.,

доверенность от 21.03.2017,

от общества с ограниченной ответственностью «Система универсамов «Бегемот»: Бункин

Д.В. , доверенность от 08.04.2019,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «С-Порт», г. Новокузнецк (ОГРН

1034217016448, ИНН 4217058229)

к индивидуальному предпринимателю Жилинкову Алексею Владимировичу, г.

Новокузнецк (ОГРНИП 306420524300042, ИНН 420513194757), обществу с ограниченной

ответственностью «Система универсамов «Бегемот», г. Новосибирск (ОГРН

1134205003580, ИНН 4205259611),

о взыскании 39 435 руб. 20 коп. неосновательного обогащения, 5775 руб. 99 коп. пени,

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «С-Порт» (далее – ООО «С-Порт»)

обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю Жилинкову Алексею

неосновательного обогащения за период с мая 2017 года по январь 2018 года, 5775 руб. 99

коп. пени за период с 10.06.2017 по 24.09.2018..

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком

обязательств по несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного

дома по адресу: г. Новокузнецк, пр-т. Октябрьский, 31, в которому ответчику на праве

собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 418,10 кв. м.

По ходатайству истца определением от 21.02.2019 к участию в деле в качестве

соответчика привлечено обществу с ограниченной ответственностью «Система

истца заключен договор управления многоквартирного дома от 15.08.2016.

До даты предварительного судебного заседания от истца поступило ходатайство об

отказе от иска в полном объеме.

В предварительном судебном заседании представитель ответчиков не возражал

против принятия заявления истца об отказе от иска в полном объеме.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная

пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления

заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным и 150 АПК

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 184-188 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Определил:

принять отказ от иска в полном объеме.

Производство по делу прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «С-Порт» из федерального

бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением

№0931 от 23.11.2018.

Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд

в месячный срок со дня его вынесения через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Д.Н. Аюшев

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Марчуком Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела

Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усольский» (ОГРН

1023802146488, ИНН 3819005021, место нахождения: 665462, Иркутская область, г.

Усолье-Сибирское, ул. Ленина, д. 24)

к индивидуальному предпринимателю Маматову Замирбеку Мамасалиевичу

(ОГРНИП 307381920100060, ИНН 381911710302, адрес: 665451, Иркутская область, г.

Усолье-Сибирское)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2

Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился в

арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной

ответственности.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, заявленные требования МО МВД России

«Усольский» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с положениями части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об

административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах

и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не

применено или не может быть применено административное наказание в виде

конфискации или возмездного изъятия.

При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению

законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность

государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи,

изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или

уничтожению.

Согласно абзацу четвертому пункта 15.1 постановления Пленума Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых

вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об

административных правонарушениях», если в ходе судебного разбирательства с

очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом

административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения

производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или

находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда

указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются

дальнейшие действия с такими вещами.

Поскольку изъятые у предпринимателя Маматова З.М. предметы спортивной

обуви являются контрафактными (заключение эксперта), в соответствии с пунктом 4

статьи 1252 ГК РФ они не могут быть предметом гражданского оборота,

следовательно, не подлежат возврату индивидуальному предпринимателю.

На основании изложенного, руководствуясь

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Решил:

отказать в удовлетворении заявленных требований Межмуниципального

отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усольский» о

привлечении индивидуального предпринимателя Маматова Замирбека

Мамасалиевича к административной ответственности, предусмотренной частью 2

статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Контрафактная продукция (спортивная обувь), изъятая у индивидуального

предпринимателя Маматова Замирбека Мамасалиевича согласно протоколу изъятия

вещей и документов от 21.02.2018, индивидуальному предпринимателю возврату не

подлежит.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный

суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Н.Г. Позднякова

После смерти человека на его родственников ложатся не только заботы по подготовке церемонии прощания, но и сбор документов, подтверждающих кончину, – они необходимы для организации похорон, снятия умершего с регистрационного учета, получения помощи от государства. Одна из таких справок – по форме 33. В каких случаях может понадобиться справка о смерти, кто выдает ее и в какой срок?

Что представляет собой документ?

Справка о смерти по форме 33 подтверждает кончину человека и содержит следующие сведения об умершем:

  • дату рождения:
  • дату, место и причину смерти.

На бланке обязательно указывается номер записи акта и наименование выдавшего справку органа.

Для чего может понадобиться справка о смерти? Для получения пособия на погребение. Таким образом государство частично возмещает траты граждан на траурные мероприятия.

Материальная поддержка предоставляется родственникам усопшего или другому лицу, оплатившему похороны.


Где получить справку по форме 33?

Кто выдает этот документ? Оформляется справка в подразделениях ЗАГС. При обращении заявителю следует предъявить:

  • собственный паспорт;
  • удостоверение личности скончавшегося человека;
  • врачебное заключение о летальном исходе.

Справка (форма 33) выдается в день обращения вместе со свидетельством о смерти. Оплата за их предоставление не требуется. Федеральным законодательством предусмотрен срок, не позже которого следует явиться за справкой, – 6 месяцев.

В случае утери можно получить дубликат. Обратиться за ним нужно в отделение ЗАГС, ранее выдавшее справку. Дубликат имеет равную с оригиналом юридическую силу.

Компенсация на похороны

Статья 9 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 перечисляет ритуальные услуги, которые государство готово оплатить из казны:
оформление документов, требуемых для погребения;

  • доставка ритуальных предметов;
  • перевозка тела покойного на кладбище или в крематорий;
  • погребение или кремация.

Стоимость услуг, подлежащая покрытию за счет бюджетных средств, не должна превышать максимальную величину социального пособия – второго варианта государственного участия в расходах на погребение.

Сумма денежной выплаты на возмещение гражданам части затрат на похороны определена статьей 10 указанного закона. На размер пособия на погребение влияет рост потребительских цен. Максимально допустимая госпомощь на похоронные расходы – 4 000 рублей без учета инфляции. В 2017 году материальная помощь гражданам, потерявшим близкого человека, составила 5 562 рубля.

С 1 января 2018 года размер компенсации будет рассчитываться исходя из индекса роста цен за предыдущий год. До вступления в силу поправок (содержатся в 444-ФЗ от 19.12.2016) учитывался прогноз по уровню инфляции на очередной финансовый год.

Куда предоставляется справка о смерти и другие документы, какой орган уполномочен назначить госпомощь? Для оформления социального пособия необходимо обратиться:

  • в подразделение Пенсионного фонда;
  • к организации-работодателю – если на момент смерти гражданин числился сотрудником компании;
  • в органы социального обеспечения;
  • в военкомат – если покойный являлся военнослужащим (действующим или вышедшим в запас). Следует отметить, что правила оказания помощи при погребении военных диктует другая статья закона о похоронном деле – 11-я, в этих случаях фигурируют другие суммы.

Список требуемых документов разнится в зависимости от места обращения. Кроме удостоверений личности, свидетельства и справки о смерти может понадобиться трудовая книжка умершего.

Региональные надбавки

Помимо федеральной поддержки предусмотрены дополнительные выплаты из регионального бюджета. При назначении материальной помощи учитываются статус умершего и финансовое положение семьи, понесшей утрату. В пакет документов, которые необходимо собрать для подачи соответствующего заявления, входит справка о смерти (форма 33 или медсправка).

Компенсационные выплаты в регионах обычно больше федеральной помощи. Так, закон о погребении Москвы предусматривает надбавку в размере от 11 000 рублей. Власти Санкт-Петербурга установили единовременную выплату в случае кончины отдельных категорий граждан в объеме 6 000 рублей без учета индексации, в 2017 году размер выплаты достиг 8 917 рублей. Жителям Красногорска, Электростали, Сергиева Посада и других городов Московской области при утрате близкого человека положена дополнительная денежная помощь, минимальная сумма – 4 000 рублей.


Другие документы, подтверждающие смерть человека

Справка 33 о смерти – не единственный документ, который нужно получить близким умершего или их представителю. Документальным подтверждением гибели человека также являются:

  • медицинское свидетельство о смерти – выдает морг или учреждение, где умер пациент. В этом документе допускается вносить изменения. Для чего нужна эта справка? На ее основании органы ЗАГС оформляют свидетельство о смерти;
  • свидетельство о смерти – основной документ, подтверждающий кончину человека. Сведения в нем нанесены на специальный бланк с высокой степенью защиты. Вносить исправления в этот документ запрещено;
  • справка о смерти форма 34 – относится к архивным документам. В отличие от формы №33 в ней не указывается причина смерти, но можно вносить иные сведения в специальную строку на бланке.

Все перечисленные документы, кроме заключения врача, выдаются в органах ЗАГС.

Справка о смерти (форма 33) – образец

Справкой на получение пособия на похороны является справка о смерти (бланк по форме 33). Это первый документ, подтверждающий факт смерти человека, и является главным основанием, дающим право на получение компенсации на похороны.

Описание формы

Форма № 33 включает в себя такие данные :

  • Фамилия, имя, отчество гражданина, который умер.
  • Дата рождения и дата смерти.
  • Причина и место ухода из жизни.
  • Место регистрации.
  • Дата выдачи.
  • Фамилия, имя, отчество специалиста, который выдал справку.

Внизу ставится подпись специалиста, выдавшего свидетельство, и печать учреждения.

Куда обращаться для получения?

Сначала бумагу в качестве медицинского освидетельствования факта смерти выдают в учреждении здравоохранения (больнице, диспансере, поликлинике, учреждении охраны материнства и детства, также её может выдать лицо, которое занимается частной медицинской практикой).

На основании медицинского заключения в ЗАГСе оформляется справка по форме номер 33 и федеральный документ – свидетельство о смерти.

Оформить бланк можно :

Также можно обратиться с заявлением через портал Госуслуг . Данный документ является действительным на протяжении полугода с того дня, как гражданин умер. Его выдают бесплатно членам семьи, родственникам либо законному представителю человека, который умер. Обратиться с заявлением и получить справку требуется не позже, чем через 3 дня с момента ухода человека из жизни или с момента обнаружения тела. Бумага выдаётся в день обращения.

Какие документы необходимо предоставить?

Родным либо другим уполномоченным представителям необходимо предоставить такой пакет бумаг:

Для получения свидетельства о смерти в ЗАГСе требуется :

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • справка из медучреждения;
  • паспорт покойного.

Куда подавать пакет бумаг для получения выплат?

Справку и другие , необходимые для получения пособия, подают:

  1. В отделение Пенсионного Фонда , если человек был пенсионером и не работал (о том, какие выплаты на погребение пенсионера можно получить и где их оформлять, читайте ).
  2. По месту работы (службы), если он официально был трудоустроен. В этом случае работодатель выплачивает пособие, а государство компенсирует ему эти затраты (подробно о том, кто выплачивает пособие на погребение умершего работника и что нужно для его получения, мы рассказывали ).
  3. В органы социальной защиты , если гражданин не осуществлял трудовую деятельность и не был пенсионером (подробно о том, где получить пособие на погребение неработающего читайте в ). Также сюда обращаются за пособием на погребение мертворождённого ребёнка, если срок беременности был более 196 дней.

Узнать больше о том, где и как получать социальную субсидию на похороны, можно в , а о порядке оформления материальной помощи на погребение читайте

На заседании Экспертного совета по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, проведенного 16 ноября 2011 года, обсуждались вопросы, вытекающие из практики регистрации смерти органами ЗАГС. В частности, были рассмотрены следующие вопросы.

1. Порядок заполнения формы № 16.

Статья 66 Федерального закона от 15.11.1997 № 143 – ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон) закрепляет требования к форме, правилам и срокам подачи заявления о смерти. Подача заявления о смерти является обязанностью лиц, перечисленных в ч. 1 вышеуказанной статьи, в частности, супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти.

Заявление о смерти может быть подано как в письменной, так и в устной форме.

Согласно разъяснению, полученному из Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федерации (справка о телефонном разговоре), заявление о смерти в письменной форме целесообразно принимать лишь в случаях регистрации смерти с учетом особых обстоятельств (отсутствие документа, удостоверяющего личность умершего, значительный пропуск срока регистрация смерти, регистрация смерти на основании решения суда и т.п.).

Форма письменного заявления о смерти гражданина утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма 16).

Пункт 1 статьи 7 Федерального закона устанавливает, что для регистрации акта гражданского состояния, то есть составления актовой записи и последующей выдачи свидетельства о регистрации акта гражданского состояния, заинтересованное лицо должно предоставить установленный Федеральным законом перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния. Так, в соответствии со ст. 64 Федерального закона основанием для государственной регистрации смерти является медицинское свидетельство о смерти, вступившее в законную силу соответствующее решение суда, документ о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного.

Также для регистрации акта гражданского состояния заинтересованное лицо обязано предоставить документ, удостоверяющий его личность.

Данный перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Согласно статьи 67Федерального закона в запись акта о смерти вносятся следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения о национальности указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти умершего;
  • причина смерти (на основании документа, подтверждающего факт смерти);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт смерти;
  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или учреждения, сделавших заявление о смерти;
  • серия и номер выданного свидетельства о смерти;
  • фамилия, имя, отчество, место жительства лица, которому выдано свидетельство о смерти.

Вывод: Учитывая, что заявление о смерти может быть подано как в письменной, так и в устной форме, принятия заявления органами ЗАГС в письменной форме в обязательном порядке не требуется. Заявление о смерти в письменной форме целесообразно принимать лишь в случаях регистрации смерти с учетом особых обстоятельств (отсутствие документа, удостоверяющего личность умершего, значительный пропуск срока регистрация смерти, регистрация смерти на основании решения суда и т.п.).

2. Порядок оформления представительства в органах ЗАГС.

Федеральным законом определен круг лиц, обязанных не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего заявить о смерти в орган записи актов гражданского состояния. К данным лицам отнесены, в том числе, супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти.

Таким образом, при наличии родственников умершего, обязанность заявить о смерти законом возлагается на последних.

Данные действия вправе совершать представитель родственника умершего в силу полномочия, основанного на доверенности.

В частности, возможность участия представителя предусмотрена пунктом 2 ст. 11 Федерального закона.

При этом следует иметь в виду, что отношения представительства, основанного на доверенности, характеризуются двумя признаками: представитель может действовать только от имени представляемого и в интересах представляемого.

В соответствии с п. 2 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.).

В настоящее время в Республике Башкортостан сложилась практика обращения в органы ЗАГС с заявлениями о смерти граждан и получения свидетельств о смерти и справок формы № 33 сотрудниками специализированных служб по вопросам похоронного дела, действующих на основании доверенности, выданной руководителем соответствующей организации.

Однако, специализированные службы по вопросам похоронного дела, в случае обращения в органы записи актов гражданского состояния от собственного имени, не могут считаться представителями.

Пунктами 1 и 2 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно:

1) в случаях, указанных в законе;

2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Учитывая, что законом не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении документов для государственной регистрации акта гражданского состояния, отсутствуют основания для предъявления указанных требований к лицам, выступающим в качестве представителей.

Кроме того, имеется письмо Федеральной регистрационной службы от 21.06.2007 № 11-348, разъясняющее порядок оформления полномочий представителя для подачи заявления о государственной регистрации расторжения брака, которое можно применить по аналогии к государственной регистрации смерти.

Вывод: При принятии органами ЗАГС РБ заявлений о смерти (устных или письменных) необходимо требовать от заявителей, не являющихся родственниками умершего, подтверждение полномочий в форме доверенности, оформленной от имени родственника умершего в простой письменной форме.

3. Порядок выдачи справки о смерти № 33 и ее дубликата.

Справка о смерти, форма которой утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма № 33), наряду со свидетельством о смерти, является документом, подтверждающим государственную регистрацию акта гражданского состояния.

В соответствии с взаимосвязанными положениями п. 3 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, в том числе, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти.

На основании справки о смерти производится выплата социального пособия на погребение в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего; специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст.ст. 9, 10 Федерального закона № 8-ФЗ).

В п. 9 Временного порядка обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.02.1996 года № 16, установлено, что основанием для выплаты социального пособия на погребение является заявление от граждан, указанных в пункте 5 Порядка, и справка о смерти, выдаваемая органами ЗАГС.

На основании изложенного, справка о смерти необходима для реализации гражданами права на получение пособия на погребение в случаях, определяемых законом и в порядке, регулируемом ведомственными актами.

В случае, когда первично выданная справка о смерти формы № 33 утеряна, органом ЗАГС может быть выдан дубликат данной справки. В этом случае заявителю необходимо написать заявление о выдаче дубликата необходимой справки, с указанием причины повторного обращения и уплатить государственную пошлину в размере, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Злоупотребление правом на получение пособия на погребение, равно как и разглашение сведений, отнесенных законом к категории, находящихся в особом режиме защиты, влечет наступление гражданской, либо уголовной ответственности.

В свою очередь, требований о запрете выдачи справок о смерти их дубликатов заинтересованным лицам действующее законодательство не содержит.

Вывод: выдача справок о смерти и их дубликатов органами ЗАГС заинтересованным лицам, не являющимися родственниками умершего, должна осуществляться также на основании доверенности, оформленной от имени родственника умершего в простой письменной форме.

Принимая во внимание финансовый характер данных справок, органу ЗАГС, выдавшему дубликат справки о смерти необходимо дополнительно запрашивать сведения (о возможной выплате пособия) от органов, осуществляющих назначение и выплату государственных пособий (орган социальной защиты, пенсионный фонд) по месту жительства родителей либо с места их работы, по последнему месту жительства умершего.

Заслушав и обсудив информацию участников Экспертного совета, заседание отмечает, что вопросы, вынесенные на повестку дня заседания, вызывают определенные трудности в практической деятельности органов ЗАГС республики. Выработка рекомендаций в решении проблемных вопросов, требующих обсуждения и вынесения коллегиального решения с целью установления единой правоприменительной практики необходима, поскольку в условиях пробелов в законодательстве исключительно практика применения и единые требования в исполнении спорных правовых норм позволит обеспечить неукоснительное и единообразное исполнение федерального законодательства.

В целях формирования единообразной практики применения законодательства при государственной регистрации актов гражданского состояния заседание Экспертного совета решило:

1. Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан:

1.1. В ходе реализации имеющихся полномочий продолжить обобщение практики применения законодательства об актах гражданского состояния.

Срок: постоянно.

1.2. При получении разъяснений Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федерации о применении на практике положения статьи 66 Федерального закона от 15.11.1997 № 143 – ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также о порядке выдачи органами ЗАГС Российской Федерации справок о смерти формы № 33, довести их до сведения органов ЗАГС РБ.

2. Управлению ЗАГС РБ:

2.1. Информировать органы ЗАГС РБ о том, что в случаях регистрации смерти с учетом особых обстоятельств (отсутствие документа, удостоверяющего личность умершего, значительный пропуск срока регистрация смерти (более месяца), регистрация смерти на основании решения суда и т.п.) заявление о смерти целесообразно принимать в письменной форме.

Срок: ноябрь-декабрь 2011 года.

2.2. Отложить рассмотрение вопроса о порядке повторной выдачи справки формы № 33 до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (выписка из протокола от 31.10.2011 № 309 заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва).

Председатель Экспертного совета С.Д. Яндурин