Возрастные ограничения для водителей автобусов междугородных. До какого возраста можно получать водительское удостоверение


Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «СЕ» — подкатегории «С1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».

Водительское удостоверение

Водительское удостоверение или «права»

В удостоверении нового образца информация о допуске к управлению трамваем и троллейбусом указывается не в особых отметках, а там же где стандартные категории. Данная отметка делается на правах, выданных взамен утерянных или украденных. Медицинская справка обязательна Такую отметку ставят при наличии ограничений по состоянию здоровья. Если в правах есть такая отметка, их владелец может управлять ТС, только имея на руках непросроченную медицинскую справку.

Есть ли ограничения по возрасту для водителей?

Ухудшение состояния здоровья водителя, приводящее к тому, что он не в состоянии безопасно управлять транспортным средством, является основанием для прекращения у него права на управление транспортным средством. (Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Статья 23 данного закона гласит, что «медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств».

Как получить водительское удостоверение

После чего, организуется теоретическая и практическая проверка знаний и умений будущих водителей, в специализированных подразделениях Госавтоинспекции. Порядок получения водительских прав впервые в 2019 году? Вопрос остается актуальным для многих кандидатов в водители. Рассмотрим последовательно: с чего необходимо начать, на каком этапе, и какие действия необходимо предпринять для получения автоудостоверения в первый раз. Категории транспорта Во-первых, следует определиться с транспортом, управлять которым, вы планируете в ближайшем будущем.

Национальное водительское удостоверение

Что это такое и зачем оно нужно? Первое водительское удостоверение увидело свет практически сразу, как появился автомобиль, еще до массового его производства. В Германии летом 1888 года изобретателю и владельцу фабрики газовых двигателей Фридриху Карлу Бенцу было выдано разрешение на испытательные поездки на его моторизованной повозке, с оговоркой, что за все последствия он несет ответственность сам.

Что такое права категории Е? Грузовые что ли? Объясните пож

«D» и «Е» к профессиональным.

В Российской Федерации предусмотрены возрастные ограничения для получения водительских прав: для категории «А» – 16 лет, для категорий «В» и «С» – 18 лет, для категории «D» и «Е» — 20 лет. В тоже время обучатся вождению можно и раньше, но до сдачи экзамена в ГИБДД вас допустят только по достижению соответствующего возраста. МерЗаФкА. Знаток (331) 7 лет назад Это для транспортных средств с тягочем А -мотоциклетки В- легковушки С- грузовые Д-пассажирские, автобусы нет Просветленный (26803) 7 лет назад Составы транспортных срдств с тягачм, относящимся к категориям В, С, Д, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Возрастные ограничения для получения водительских прав

Подкатегории «С1Е» и «D1Е» - предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Ожидается, что введение подкатегорий в соответствие с новыми требованиями Конвенции о дорожном движении облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений, поскольку желающим управлять небольшими грузовиками и автобусами не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и автобусами вместимостью более 16 посадочных мест. Помимо этого, для каждой подкатегории установлены свои возрастные ограничения.

При этом каждый пятый среди водителей, не допущенных к вождению по состоянию здоровья, — старше 60 лет. — Введение запрета для всех людей определенного возраста не совсем верно. В нашей практике есть случаи, когда возрастные водители не уступают в физическом и умственном здоровье молодым, — пояснила «АиФ» врач-терапевт (заведующая отделением по освидетельствованию водителей) 24-й городской поликлиники спецмедосмотров г. Минска Ольга КАЛЕЧИЦ. — Такие случаи немногочисленны, но они есть. Согласно статистике водители в возрасте старше 85 лет практически не приходят к нам на медицинское освидетельствование. Но отсутствие медицинской справки не означает, что водитель не сядет за руль.

Получение водительских прав после 60 лет

По данным Министерства здравоохранения, для водителей не устанавливаются максимальные возрастные рамки. Сдать на права и приобрести удостоверение может любое желающее лицо, без медицинских противопоказаний.

Но для женщин старше 50 лет и для мужчин старше 55 лет устанавливается правило, в соответствии с которым они должны проходить медицинский осмотр 1 раз в 2 года. Для более молодых водителей такая процедура обязательна 1 раз в 3 года.


Важно

Медицинские Противопоказанием для вождения являются отклонения в зрении, а также заболевания нервной системы. По зрению Для управления транспортным средством необходимо, чтобы в справке были указаны соответствующие показатели зрения.


Допустимо иметь несущественные заболевания глаз, которые не скажутся на безопасности вождения.

За рулём пенсионер. каким должен быть предельный возраст водителя?

Как сообщили «АиФ» в «Минсктрансе», на 31 июля 2017 года в организации из 4896 водителей эксплуатационного парка 236 человек были старше 60 лет (4,8%), из них 170 мужчин и 66 женщин. Возраст кандидата при приеме на работу водителем общественного транспорта роли не играет.

Внимание

Основные критерии — стаж работы водителем и наличие медсправок о состоянии здоровья, подтверждающих право управлять транспортными средством. «Шашки», «нервяки» и «торопыги». Что такое «опасное вождение» Подробнее Следите за здоровьем — Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко обсуждается в мире, — говорит доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей ИЛЬНИЦКИЙ.

Какие есть ограничения для получения водительских прав

Для приобретения права водить автомобиль недостаточно успешно сдать квалификационные требования в ГИБДД. Для допуска к самим экзаменам сначала придется пройти медицинскую комиссию, результаты которой покажут, разрешено ли будущему автомобилисту ездить за рулем.
Для того чтобы не терять время, настоятельно рекомендуется заранее ознакомится с ограничениями и возможными затруднениями на предстоящем осмотре. Как прописано в законодательстве Проходить медицинскую комиссию обязаны все кандидаты в водители, это указано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения».
В зависимости от категории, на которую претендует автомобилист, предусматриваются конкретные сроки прохождения комиссии, так например, водители общественного транспорта обязаны проходить осмотр перед каждой поездкой в маршрут. Лица, желающие приобрести права впервые, обязаны пройти медкомиссию.

Есть ли ограничения по возрасту для водителей служебного транспорта

Статья из газеты: «Аргументы и факты» в Беларуси № 40 03/10/2017 Общественность периодически поднимает вопрос о том, что пора бы придумать какие-то ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий». Если человек здоров, он в любом возрасте не намного теряет в скорости реакции.

© / Фото из открытых источников Общественность периодически поднимает вопрос о том, что пора бы придумать какие-то ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий». Насколько это актуальные опасения? Разбирался «АиФ». В 80 лет — на обследование Как рассказали «АиФ» в пресс-службе УГАИ МВД, Госавтоинспекция не ведет статистики по ДТП, совершенным с участием людей старше 60 лет. Но, к сожалению, сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с участием пожилых водителей все чаще мелькают в новостных лентах.

Предельно допустимый возраст управления автомобилем

Однако, не все из них знают, с какого именно возраста можно делать это в официальном порядке. Бывает и обратная ситуация, когда довольно взрослый человек хочет научиться управлять авто, но и понятия не имеет до какого возраста можно получать водительские права.
Об этом моменте мы подробно и расскажем ниже. Специальные исследования, которые были проведены AZT (Центром технологий Allianz) в тесном сотрудничестве с европейским организационным Советом в сфере безопасных дорог, наглядно продемонстрировали, что наиболее высокая вероятность создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП появляется у тех водителей, возраст которых превышает 75-летний рубеж.

Пожилых водителей хотят ограничить в правах

  • невролога. По направлению от этого специалиста каждый водитель может быть отправлен на прохождении электроэнцефалографии;
  • оториноларинголога.

Чтобы без каких-либо проблем и осложнений пройти комиссию на водительские права после 60 лет для женщин и мужчин в медицинское учреждение необходимо предоставить:

  • действующий результат ЭКГ (электрокардиограммы);
  • если у кандидата в водители имеются какие-либо хронические заболевания, то так же потребуется выписка из медицинской карты, которая ведется по месту наблюдения за здоровьем пациента;
  • при наличии отклонений по зрению обследование производится с очками (контактными линзами).

В результате прохождения медицинского осмотра выдается справка, форма которой закреплена в приложении 2 Приказа Министерства здравоохранения №344 н.

Замена прав для пожилых водителей: в каких случаях не пройти комиссию

  • отсутствие одной нижней конечности и одной верхней конечности;
  • отсутствие пальцев или фаланг пальцев.

Болезни, при которых запрещается вождение мотоциклов и квадроциклов:

  • острота зрения на хорошо видящем глазу менее 0,6 и на плохо видящем глазу менее 0,2;
  • одно око отсутствует либо ослепло, а другое обладает остротой зрения менее 0,8 и перенесло операционное вмешательство;
  • прогрессирующее поражение глаза, характеризующееся изменением зрения;
  • хроническая диплопия вследствие прогрессирующего косоглазия;
  • отсутствие одной руки или ноги, кисти либо стопы, а также заболевание, усложняющее передвижение органа;
  • отсутствие пальцев либо фаланг;
  • одна нога короче другой более чем на 6 см.

Многие потенциальные водители лишаются права управлять транспортным средством по причине наличия заболеваний.

До какого возраста можно получать водительское удостоверение

На самом обследовании проверяются следующие характеристики:

  • острота зрения;
  • степень цветоощущения;
  • поле зрения каждого глаза.

Если у кандидата в водители низкая острота зрения, то ему разрешают ездить только при ношении линз или очков. Для определения остроты используется плакат с буквами. Иногда вместо букв могут быть обозначены прерванные строчки либо разомкнутые кольца. Если человек ответил правильно на все вопросы по таблице, то считается что его зрение в норме.

Для категории «В» допустима острота зрения 0,6 для хорошо видящего глаза и острота 0,2 для плохо видящего глаза. Для категории «С» требования ужесточаются: острота хорошо видящего должна быть как минимум 0,8, а для плохо видящего - 0,4.

За рулём — пенсионер. каким должен быть предельный возраст водителя?

Это может быть как воздействие каких-либо препаратов, так и последствия какого-либо заболевания;

  • шизофрения и иные расстройства, которые приводят к возникновению бреда;
  • аффективные расстройства, то есть депрессия, частные смены настроения, различные психические порывы и так далее;
  • расстройства, связанные со стрессовыми ситуациями (невротические или соматоформные);
  • любые расстройства личности (трансвестизм, фетишизм и так далее);
  • расстройства психики, наступившие вследствие достижения зрелого возраста;
  • умственная отсталость. Под данный медицинский термин попадают люди различных категорий.


    Например, которые не могут произвести элементарное сложение в пределах 10.

Для получения автоудостоверения, позволяющего его владельцу управлять ТС (здесь и далее – транспортным средством), важным является возрастной ценз. Даже очень молодые люди просто мечтают научиться водить автомобиль и поскорее получить ВУ (здесь и далее – водительское удостоверение). Однако, не все из них знают, с какого именно возраста можно делать это в официальном порядке. Бывает и обратная ситуация, когда довольно взрослый человек хочет научиться управлять авто, но и понятия не имеет до какого возраста можно получать водительские права. Об этом моменте мы подробно и расскажем ниже.

Специальные исследования, которые были проведены AZT (Центром технологий Allianz) в тесном сотрудничестве с европейским организационным Советом в сфере безопасных дорог, наглядно продемонстрировали, что наиболее высокая вероятность создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП появляется у тех водителей, возраст которых превышает 75-летний рубеж. Объясняется это тем, что пожилые люди гораздо медленнее ориентируются на местности, имеют трудности с концентрацией внимания, а также ощущают определенную мышечную слабость в стрессовых ситуациях. Эти и некоторые другие моменты являются причиной затруднений, которые возникают у пожилых автоводителей за рулем.

Однако, обновленная информация страховщиков РФ, анализируя данные автовладельцев, приобретающих полис КАСКО, предоставила другую информацию. По их сведениям лишь 4% лиц пожилого возраста попадают в ДТП, а этот показатель вдвое меньший, чем аналогичный у автоводителей среднего возраста и молодежи.

Следует отметить, что никакие приказы Минздрава не содержат ограничений пожилым людям для приобретения водительского удостоверения. Некоторых представителей этой возрастной категории медики приравнивают к людям с физическими ограничениями. В подобной ситуации их приравнивают к гражданам, имеющим некоторые физические ограничения, и в индивидуальном порядке могут обязать проходить медосмотр чаще, чем людей более молодого возраста (к примеру, 1 раз в год).

По мнению экспертов основным среди критериев, влияющих на окончательное решение по выдаче прав, является именно врачебная оценка состояния здоровья автоводителя. Ведь в ходе проведения медосмотра специалисты не просто оценивают состояние здоровья, но и делают определенный прогноз на будущее.

С этим мнением тяжело спорить, ведь один человек может быть в 60 лет спортивным, внимательным и собранным, а другой – в 40-летнем возрасте иметь плохое зрение, рассеянное внимание и плохую физическую форму.

Вот и выходит, что ограничения в получении водительских прав должны опираться именно на состояние здоровья автоводителя, а также его поведенческих реакций.

Следует заблаговременно изучать правила выдачи водительского удостоверения для представителей разных возрастных категорий и руководствоваться именно подобной информацией!

Одной сдачи экзаменов в ГИБДД недостаточно, чтобы получить право на управление транспортным средством. Кандидат обязан пройти медицинское обследование, по результатам которого и устанавливается, дозволено ли ему вообще садиться за руль. Медицинские ограничения при получении водительского удостоверения могут поставить крест на желании приобщиться к касте водителей, поэтому необходимо знать о возможных запретах перед тем, как решиться на обучение вождению.

Законодательные нормы

Прохождение медицинского осмотра для тех, кто собирается стать водителем, предусмотрено законом ФЗ от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ-196). Для каждой категории водителей предусмотрены свои сроки прохождения комиссии, например, водители общественного транспорта должны являться на осмотр перед каждым выходом в рейс.

Граждане, которые впервые получают права, проходят медосмотр в обязательном порядке. Его цель – определить, кому нельзя сдавать на водительские права в силу физического или психического здоровья.

Медицинская справка нужна при обращении в ГИБДД в таких случаях:

  • ( или в результате запрета на управление транспортными средствами);

Мужчины начинают проходить осмотры с наступлением призывного возраста. Медицинская комиссия в военкомате включает более широкий список врачей, которых следует пройти, но среди них есть все те, что нужны и при получении прав. В этот период фиксируются все отклонения в организме молодого человека, которые впоследствии могут стать причиной отказа в выдаче водительского удостоверения.

Например, статья 14б в военном билете водительские права запрещает получать тем, у кого выявлены психические расстройства, полученные вследствие травмы головного мозга. По закону люди с такими заболеваниями не могут заниматься деятельностью с повышенной активностью – такой как вождение автомобиля. Ограничения призваны защитить других участников дорожного движения от проблем на дороге, вызванных моральным и физическим состоянием водителя.

Это не единственное ограничение: статья 17б устанавливает запрет на выдачу водительских права людям с психическими расстройствами кратковременного характера, например, с невротическими заболеваниями, вызванными стрессом.

Список ограничений

Закон предусматривает три категории, которые определяют, может ли гражданин быть допущен к управлению транспортным средством (ТС):

  1. Показания. К ним относятся заболевания, требующие особых условия для вождения, например, ношения очков.
  2. Ограничения. Это группа заболеваний, которая полностью ставит под запрет управление транспортными средствами определенных категорий.
  3. Противопоказания. Заболевания, которые запрещают управление любым транспортным средством.

Зрение и вождение

Острота зрения для получения водительских прав – это главный фактор, влияющий на то, будут ли установлены ограничения или полный запрет на вождение. Так, получить права для категорий “А”,”М”, “А1”, “В1”, “В”, “ВЕ” нельзя при таких показаниях:

  • хронические заболевания оболочки глаз, которые сильно ухудшают зрение;
  • один глаз слепой, а второй имеет остроту зрения не более 0,8;
  • острота зрения меньше 0,2 на одном глазу и менее 0,6 на втором;
  • проведение на роговой оболочке рефракционной операции менее месяца назад;
  • наличие спонтанного нистагма при отклонении обоих зрачков на 70 градусов;
  • ограничение поля зрения в любом меридиане больше, чем на 20 градусов.

Ограничения по зрению для получения водительских прав для категорий “С”, “СЕ”, “Д”, “ДЕ”, “Тm”, “Тb”, а также подкатегорий “Д1Е”, “С1”, “С1Е”, “Д1” возможны при выявлении таких отклонений:

  • один глаз имеет остроту зрения менее 0,4, а второй не более 0,8;
  • слепота одного глаза, при этом не имеет значения острота зрения второго глаза.

Водитель, который носит очки в повседневной жизни, должен в них проходить и медицинский осмотр.

Проверка зрения осуществляется по стандартной таблице. Допустимое зрение на водительские права без очков:

  • для категории В – 0,6;
  • для вождения спецтранспорта и общественного транспорта – 0,8 на одном глазу и 0,4 на втором;
  • категории “С” – 0,7.

Все эти ограничения введены для обеспечения безопасности дорожного движения. Водители, которые управляют общественным или специальным транспортом, должны соответствовать более строгим правилам по состоянию зрения, так как у них выше уровень ответственности. Зная, как проверяют зрение на водительское удостоверение, можно приблизительно понять, чего ожидать от проверки.

Даже если вы не числите за собой проблемы со зрением, это не является гарантией отсутствия определенных недостатков, которые могут стать причиной ограничения на вождение. Человек не всегда способен адекватно оценить состояние своего здоровья, именно поэтому в обязательном порядке проводится осмотр на допуск на водительские права по зрению.

Существует ряд заболеваний глаз, которые ставят под запрет возможность управления ТС. К ним относятся катаракта, отслойка сетчатки, глаукома. Но окончательное решение принимается врачом по результатам, полученным в процессе проведения диагностики. Именно степень тяжести того или иного заболевания повлияет на решение комиссии.

Если вы уверены, что ваше зрение не соответствует требованиям, то можно пройти курс лечения или купить необходимые очки исходя из рекомендаций офтальмолога. Зная, какое должно быть зрение для получения водительских прав, в некоторых случаях вы сможете повлиять на состояние своего здоровья и, соответственно, на результаты осмотра.

Еще один показатель, который берется во внимание, – способность водителя различать цвета светофора. Чтобы определить цветоощущение, используется таблица Рабкина. Получить права можно при аномалии категории «А», которая предусматривает собой легкое отклонение от нормы, не создающее препятствий для распознавания цветов.

Психические заболевания, не позволяющие получить права

Также важно знать, с какими психическими заболеваниями не дают водительские права, ведь неуравновешенное поведение водителя может привести к непредсказуемым ситуациям на дороге, от которых не будут защищены другие участники дорожного движения. Медицинская комиссия призвана выявить таких кандидатов на получение права управлять транспортным средством.

Итак, при каких психических заболеваниях не дают водительские права:

  • органические недуги, в том числе симптоматические;
  • расстройства настроения (кратковременные не исключение), которые сильно сказываются на человеке;
  • психические расстройства, вызванные употреблением веществ, влияющих на психику;
  • умственная отсталость;
  • шизофрения, бредовые расстройства, шизотипические отклонения;
  • расстройства поведения и личности.

Эти ограничения не оставляют способов, как получить водительские права шизофренику или пациентам, состоящим на учете в психоневрологическом диспансере.

Реально ли получить права с диагнозом “эпилепсия”

Эпилепсия – это психоневрологическое заболевание, основной признак которого заключается в неожиданных припадках. Возникают они в результате возбуждения отдельных участков головного мозга. Во время припадка человек не в состоянии контролировать свое поведение. По общему правилу, люди с таким заболеванием не имеют права управлять автомобилем, но есть и ряд исключений.

Так, водительские права и эпилепсия совместимы в таких случаях:

  • последний припадок был более шести месяцев назад;
  • приступы возникают только во сне;
  • приступ был вызван отказом от приема лекарств;
  • во время приступа не происходит нарушение двигательной активности и сознания;
  • эпилептик получил заключение от невролога о пригодности к вождению;
  • больной прошел курс лечения с хирургическим вмешательством.

О других заболеваниях

Есть еще достаточно много заболеваний, имеющих медицинские противопоказания для получения водительских прав:

  • приобретенный или врожденный порок сердца;
  • ряд заболеваний позвоночника;
  • отставание физиологического развития;
  • некоторые нарушения слуха;
  • неправильно сросшиеся кости после перелома;
  • заболевания трахей, бронхов, легких, гортани, атрудняющие дыхание;
  • перенесенная менее трех месяцев назад операция на сердце;
  • отсутствие некоторых фаланг пальцев;
  • заболевания, вызывающие нарушение вестибулярного аппарата.

Список болезней, с которыми нельзя , включает только те недуги, которые несут повышенную опасность для создания ДТП.

Медицинские показания и права

Медицинские показания – это заболевания, о которых в обязательном порядке делается . Исходя из этиологии болезни, закон предписывает, каким типом транспорта может управлять человек и какие меры он при этом должен соблюдать. Например, ручное управление показано:

  • при параличе нижних конечностей;
  • деформации стопы;
  • ампутационных культях обеих бедер или голеней.

Автоматическая трансмиссия предписана:

  • при отсутствии стопы или нижней конечности;
  • при отсутствии нескольких пальцев;
  • при отсутствии одной руки и обеих нижних конечностей;
  • при ампутации кисти.

При нарушении слуха водителям предписано использование слухового аппарата. А при слепоте одного глаза – акустическая парковочная система.

Отметки об ограничениях на правах

Наличие отметок об ограничениях на правах необходимо для того, чтобы инспектор ГИБДД мог определить, выполняет ли водитель условия, которые ему предписаны. Для примера рассмотрим несколько таких отметок:

  • МС – можно водить ТС только с ручным управлением;
  • AS – запрещено водить транспорт с мотоциклетной посадкой;
  • MS – разрешение на вождение транспорта только с ручным управлением;
  • АТ – вождение автомобиля только с автоматической трансмиссией;
  • APS – машина должна быть оборудована акустической системой.

Водительская медкомиссия в Орехово-Зуево: Видео

Однако до сих пор количество лет не является помехой для того, чтобы управлять автомобилем: согласно статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 000 пенсионеров.

Медицинская справка

Её можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству, те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом, офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога, который входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача). Ряд лабораторных исследований также необходим для получения медицинской справки.

Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться десять лет. Это совсем не так. Согласно приказу Минздрава России, для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдаётся на два года. Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определённые заболевания, - только на один год.

Плохое самочувствие - повод никуда не ехать

И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога - это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже? В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым , когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, - рассказывал впоследствии Николай Николаевич, - и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, - это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».

Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми людьми такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий : «Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина - оболочки нервных волокон, - замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению. Коварство же когнитивных расстройств - это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений». Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.

Простым способом определить начинающуюся деменцию является «рисование часов». На пустом циферблате нужно нарисовать стрелки, обозначающие десять минут двенадцатого. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными. Если рисунок не получается, это повод пройти диагностику когнитивных расстройств, которая покажет, может человек управлять автомобилем или нет.

Работать на пенсии… за рулём

Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% - от 51 до 60 лет, 16% - старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них - на 33%».

Работа в такси - ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела. Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы - приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.

Ответственность и здоровье

Перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель - это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Обычная цифра в паспорте.