Гарантии реализации прав граждан в области культуры. Право на доступ к культурным ценностям: проблемы реализации

Культурные права и свободы человека и гражданина

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44). Органы государственной власти не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Согласно российского законодательства, право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных культурных прав и свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г) и Закон РФ "О средствах массовой информации" (1991 г).

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44). В Основах законодательств РФ о культуре закреплено, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музеям, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Однако ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются государством Российской Федерации.

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту 1 . Или иными словами, гарантии в юридической сфере - есть условия обеспечивающие беспрепятственное осуществления прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.

Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение.

В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита, она гарантируется каждому (ч.1 ст.48 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т.д. могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Интересно отметить, что данные судебной статистики - свидетельствуют о довольно низком использовании обвиняемыми предоставленного им Конституцией России права на рассмотрение дел судом присяжных, действующим в России больше года, В настоящее время суды девяти регионов Российской Федерации рассматривают уголовные дела по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей. За 10 месяцев 1994 года ими рассмотрено по существу 136 дел на 182 человека. Обращает на себя внимание высокий процент оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, и значительное количество дел, направленных ими для производства дополнительного расследования. В Верховном Суде Российской Федерации создана и действует кассационная палата, которая рассматривает уголовные дела, по жалобам и протестам на приговоры краевых и областных судов, постановленные с участием присяжных заседателей. По состоянию на 1 ноября 1994 года его рассмотрено 36 дел на 47 человек, при этом отменены приговоры в отношении 12 человек.

Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ).

В ч.1 ст.48 Конституции РФ закреплено право на, юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст.52). Государство обеспечивает этой категории, людей доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также предусматривается ст.53 Конституции РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ "Презумпции невиновности", которая раскрывается в ст.49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного, гражданского процессов:

право осужденного за уголовное преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч.3 ст.50);

принцип единственной уголовной ответственности за одно и тоже уголовное преступление (ч.1 ст.50);

недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч.2 ст.50).

Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной сипы не имеет (ч.1 ст.54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч.2 ст.54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч.1 ст.51). Кроме того, могут законом устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В Российской Федерации введен новый институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблении должностных лиц и государственных органов. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи­тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб­щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар­хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста­навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио­течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль­туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно­служащих срочной службы (ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре).

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль­турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

III. Заключение

В настоящей контрольной работе были рассмотрены, перечисленные в Конституции РФ основные экономические, социальные и культурные права гражданина Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в предыдущей Конституции СССР основные экономические, культурные и социальные права человека только декларировались. На деле, даже понятие защиты конституционных прав, не практиковалось. Основная защита своих прав происходила через профсоюзы и, в редких, случаях в судах.

В действующей Конституции раскрывается важная грань социаль­ного правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если госу­дарство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными прот­иворечиями и, в конце концов, погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.. Экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к кото­рому должно стремиться государство в своей политике.

К сожалению, в Конституции РФ имеются очевидные противоречия международно-правовым актам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах). В ст.6 Международного пакта закреплено право на труд, что в действующей Конституции России совершенно отсутствует.

Коллизия есть и в содержании Конституции РФ. В соответствии со ст.2 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Трудовые права регламентированы в главе второй Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Из чего следует, что регулирование и защита трудовых прав и свобод должны находиться в компетенции федерального законодателя. Однако в ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сказанное явно не способствует созданию условий для реализации норм трудового законодательства.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно боль­шого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

И.В. СТЕПАНОВА,

соискатель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Статья посвящена проблеме совершенствования законодательства в сфере культуры и распространения информации с целью обеспечения прав граждан страны на доступ к культурным ценностям.

The article is sacred to the problem of perfection of legislation in the field of culture and distribution of information with the purpose of providing of rights for the citizens of country on access to the cultural values.

В Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года, утвержденных Правительством РФ 01.06.2006 г., поставлена задача сохранения и развития единого культурного пространства России. Это обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры как в силу географических особенностей страны, так и рядом факторов экономического характера.

Одной из главных проблем реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является проблема приобщения населения нашей страны к культуре в широком понимании этого термина. На сегодняшний день система приобщения населения к искусству находится в катастрофическом состоянии.

Так, почти половина регионов не имеет детских театров, тогда как пятая часть всех детских театров России сосредоточена в московском и санкт-петербургском регионах. Только в 6 городах страны действуют театры всех видов. В небольших городах и в селах ситуация крайне критическая, там подавляющая часть жителей просто обречена на жизнь вне искусства, так как ни театры, ни концерты, ни музеи, ни выставки для них недоступны.

Недостаточный уровень культурного обслуживания на селе и в малых городах приводит к резкому снижению общей культуры этой части граждан, оттоку молодежи из данных населенных пунктов и, как правило, их деградации. Такая неравномерность в обеспечении культурными благами крупных городов и российской провинции порождает социальное неравенство по условиям приобщения к культуре жителей городов и сел. В результате более половины населения России лишено возможности в полной мере реализовать свои конституционные права на доступ к культурным ценностям, на пользование учреждениями культуры, на участие в культурной жизни.

В этой связи необходимо принятие правовых актов, направленных на выравнивание обеспечения населения услугами в области культуры. В ходе административной реформы и реформы местного самоуправления произошло разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Вся ответственность за обеспечение населения услугами в области культуры лежит теперь на региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципального образования.

Таким образом, необходимо принятие ре-гиональных законодательных актов, предусматривающих проведение единой культурной политики, нужны конкретные меры поддержки и создание условий для организаций культуры, для повсеместного доступа населения к культурным благам. Однако на сегодняшний день законодательные акты отдельных субъектов Российской Федерации не приведены в соответствие с нормами федерального законодательства в области культуры, зачастую они просто дублируют нормы федерального законодательства. В муниципальных образованиях нормативная правовая база только начинает складываться.

Вместе с тем Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций четко предусматривают необходимость разработки номенклатуры государственных и муниципальных услуг в области культуры, модельных стандартов инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы); создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы); технического пе-реоснащения объектов культуры.

Следует признать, что увеличение числа учреждений культуры в селах и малых городах не решат проблему полного обеспечения реализации прав граждан на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Эту задачу можно решать только при государственной поддержке гастрольной и передвижной выставочной деятельности. Только с помощью такой государственной программы возможно обеспечить все населенные пункты настоящим искусством.

Однако до настоящего времени отсутствует федеральный закон «О гастрольной деятельности». Этот закон необходим, так как призван обеспечить доступ жителей всех населенных пунктов страны к культурным ценностям, к настоящему искусству, к шедеврам мировой и отечественной классики. Кроме того, он дол-жен преодолеть существующее неравенство на культурные права, имеющее место быть между жителями столичных городов и крупных региональных центров и жителями малых городов России, сел и отдаленных уголков страны.

Еще одной важной проблемой реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является проблема доступа населения к информации. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что право на информацию, так же как и на культуру в целом, относится к естественным правам человека, потому что без реализации этих прав невозможна реализация других прав и свобод человека и гражданина. Только информированный гражданин способен осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Это в полной мере относится и к культурному гражданину.

Конституционной основой реализации права на информацию является закрепление за каждым права свободно искать, получать, пе-редавать, производить и распространять ин-формацию любым законным способом. Одним из необходимых социальных институтов, обеспечивающих права граждан на доступ к информации и культурным ценностям являются библиотеки. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» гарантирует права граждан на библиотечное обслуживание в государственной и муниципальной сети общедоступных (публичных) библиотек и закрепляет главный принцип государственной политики в области библиотечного дела - создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, хранимых в библиотеках.

Проблема доступа к информации заключается в развитии муниципальных (публичных) библиотек, которых насчитывается около 48 тысяч, а также в совершенствовании библиотечного обслуживания. Здесь главной задачей является комплектование библиотечных фондов, которые были сформированы еще в 70-е годы прошлого века. Их обновление составляет всего лишь 10% общего количества изданной литературы, тогда как обновление фондов библиотек и увеличение объемов комплектования по международному нормативу составляет 250 наименований книг на 1000 жителей в год.

Другой проблемой, требующей законодательного закрепления, является установление норм доступности и обеспечения сохранности информации в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Планируется обеспечить доступ населения к социально значимой информации путем создания информационных систем, передвижных систем обслуживания и других технологий. В первую очередь это развитие электронных библиотек и высококачественных цифровых кинотеатров. С созданием электронных биб-лиотек книга станет более доступной для сельского читателя, который сможет получить электронный вариант любой книги. Но здесь возникают проблемы, связанные с нормами авторского права, которые запрещают бездоговорное тиражирование текста. С учетом перечисленных проблем требуется внесение поправок в Федеральный закон «О библиотечном деле».

Не менее важной является проблема приобщения населения нашей страны к культуре через средства массовой информации, включая телевидение. Телевидение сегодня стало самым мощным проводником, по сути, главным распространителем культуры в обществе, способным приобщить миллионы зрителей страны к культурным ценностям. К сожалению, на современном этапе телевидение несет не культурные ценности, не нравственные идеалы в каждую семью, а негативно воздействует на общество путем показа передач, основной те-мой которых является насилие, извращения, скандалы, криминальные отношения.

Следует заметить, что в сложившейся ситуации налицо нарушение прав граждан на доступ к культурным ценностям, так как все эфирное время отдано низкопробным сериалам, развлекательным передачам, скандальным историям и т. д. В этой связи в обществе все чаще звучат требования защиты национальных информационно-культурных ресурсов, культурно-исторических ценностей. Для этого от государства требуется обеспечить защиту общественной нравственности с помощью законодательства, направленного против порнографии, культа жестокости, насилия. Между тем на сегодняшний день не принят ни один закон, регулирующий правила показа в эфире сцен насилия, жестокости, сексуального содержания.

Международный опыт решения аналогичных проблем показывает, что демократические государства со всей ответственностью относятся к опасности негативного влияния СМИ на культурное и нравственное развитие общества, но не всегда могут контролировать содержание и качество выпускаемых передач, печатных изданий и т.д.

В каждой стране данная проблема решается по-своему, но она решается. В США, например, несмотря на то, что СМИ хорошо защищены на законодательном уровне от вмешательства государства в их право освещения жизни общества, тем не менее, были приняты правовые нормы, ограничивающие насилие, непристойность и программы, способные оказать вредное влияние на детей.

В Великобритании существует Британское управление по классификации фильмов, которое занимается классификацией фильмов вместе с приведением их в соответствие с принятыми правилами: с учетом возраста зрительской аудитории из фильма удаляются сцены, которые не соответствуют той или иной категории.

В странах СНГ и Балтии распространение порнографических материалов запрещено уголовным законодательством, и почти во всех странах оно включено в число «злоупотреблений» свободной прессы, находящихся за рамками конституционной защиты и являющихся основанием для вынесения предупреждения или приостановления регистрации печатного издания.

Таким образом, представляется важным использование Россией положительного опыта зарубежных стран по принятию нормативных актов, закрепляющих права граждан на приобщение к культурным ценностям через средства массовой информации, в первую очередь, через телевидение, и ограничивающих, а в отдельных случаях запрещающих показ и распространение аморальной, низкопробной продукции в СМИ.

Важной проблемой реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является приобщение российских соотечественников, проживающих за рубежом, к русской культуре. На сегодняшний день за границами Российской Федерации проживает около 25 миллионов соотечественников, большинство которых находится в странах СНГ и Балтии.

Проблема приобщения соотечественников к родной культуре неразрывно связана с проблемой формирования единого культурного пространства. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» закреплена обязанность государства осуществлять всевозможную поддержку культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций соотечественников за пределами Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает поддержка всех видов творческой деятельности на русском языке. Именно поэтому стержнем поддержки российского культурного присутствия за рубежом должна стать государственная программа поддержки русского языка.

Русский язык является весьма распространенным языком мира, наряду с китайским, английским, французским и др. Кроме этого, русский язык - один из шести официальных языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Поэтому он призван играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, а также наших соотечественников в странах СНГ и Балтии.

К сожалению, на сегодняшний день в целом ряде стран ближнего зарубежья (Украина, Прибалтика, Казахстан и др.) русский язык вытесняется из сфер государственной и общественной жизни. В этой связи государство должно добиваться признания русского языка как второго государственного языка во всех странах СНГ. Для этого необходимо обеспечить соотечественникам за рубежом обязательное изучение русского языка в школах и вузах. Кроме этого, следует оказывать поддержку соотечественникам в вопросах сохранения собственных языковых, этнических и культурных традиций.

Одной из острых проблем реализации прав и свобод человека и гражданина в области культуры является сохранение культурного наследия народов России. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям. Закон гарантирует сохранность объектов культурного наследия, гарантирует право каждого на доступ к объектам культурного наследия, а также на получение информации об объекте культурного наследия. Кроме этого, в преамбуле Закона говорится и о конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Необходимость сохранения и развития культурного наследия обусловлена стремительным разрушением памятников истории и культуры на современном этапе, а также неудовлетворительным состоянием сохранности предметов музеев. Поэтому охрана памятников культурного наследия является на сегодняшний день чрезвычайно важной проблемой. Президент РФ Дмитрий Медведев на заседании Президиумов Госсовета России и Совета по культуре отметил, что за последние 10 лет было безвозвратно утрачено 2,5 тысячи памятников архитектуры.

Одной из главных причин уничтожения памятников истории и культуры является отсутствие необходимой законодательной базы. На сегодняшний день органы охраны па-мятников истории и культуры вынуждены руководствоваться Законом РСФСР 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», который не отвечает требованиям современного градостроительного и зе-мельного законодательства. Действующее за-конодательство не способствует процедуре изъятия памятника у недобросовестного собственника.

Еще одним способом спасения памятников истории и культуры, по мнению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, является привлечение частных инвестиций. «Нужно активнее привлекать частные инвестиции и создать для этого благоприятные законодательные условия. Вовлечение объектов культурного наследия в гражданский оборот - это самый эффективный способ по их сохранению, и в нынешних условиях, я считаю, это задача номер один», - заявила Матвиенко на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, который проходил в Великом Новгороде 18 сентября 2009 г. Несомненно, это реальный путь к спасению культурного наследия, но нужна грамотная и сильная законодательная база, в том числе закон «О ме-ценатстве».

В Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года предусмотрена необходимость совершенствования законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России, в том числе путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

Таким образом, на сегодняшний день проблемы реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина в области культуры реально существуют. Для их решения необходимо внесение серьезных поправок в законодательство о культуре. Вместе с этим требуется создание механизма реализации гарантий культурных прав граждан.

Библиография

1 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. Поручение Правительства РФ от 01.06.2006 № МФ-П44-2462.

2 Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках // Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации. Сборник справочно-нормативных и рекомендательных актов / МК РФ, РНБ/ Сост. В.В.Григорьев, Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. - М., 2001. С. 38

3 Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. Поручение Правительства РФ от 01.06.2006 № МФ-П44-2462.

4 Прайс М. Телевидение и телекоммуникации в переходный период: общество и национальная идентичность. - М., 2000. С. 22.

5 Бриггз А., Кобли П. Медиа. Введение. - М., 2005. С. 528-532

6 Сравнительный анализ законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Балтии (2003). // http://www.medialaw.ru

7 Ст. 23 Закона РФ от 9 октября 1992 г № 3612-1«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

8 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2002 г № 26 ст.2619.








Основные значения понятия «культура» Культура как всё то, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы Культура как средство возвышения, как совокупность высших творений и духовных ценностей Культура как реально существующий образ жизни людей






Функции культуры Преобразовательная Преобразование природы, самой культуры или человека Творческая Создание произведений культуры Познавательная Познание мира Трансляционная Передача культурных достижений Социальная Формирование норм поведения Ценностная Создание системы ценностей, воспринимаемых человеком Знаковая Создание языка культуры Коммуникативная Объединение людей






Национальная культура Национальная культура связана с рождением нации. Национальная культура развёртывается на основе письменности и образованности народа. Национальная культура воплощается в выдающихся произведениях культуры наиболее талантливых представителей нации. А.С.Пушкин М.В.Ломоносов










Массовая культура Разделение культуры на массовую и элитарную произошло в XX веке в связи с развитием средств массовой информации распространением грамотности появлением досуга и свободных средств у широких масс населения «переселением» народной культуры в музеи




Массовая культура – совершенно новый феномен культуры Массовая культура проста как народная культура, но поверхностна, так как у неё нет корней Массовая культура доступна всем, но не является общечеловеческой Массовой культурой не живут, её потребляют Массовая культура не только подстраивается под интересы и вкусы масс, но и сама стремится формировать их вкусы






Понятие «субкультура» Понятие «субкультура» прочно вошло в лексикон современной культуры в связи с появлением феномена молодёжной субкультуры. Конфликт поколений в западном обществе в середине 1950-х гг. привёл к противопоставлению культуры молодых ценностям и установкам традиционной культуры старых.




Контркультура Контркультура – явление XX века Контркультура выражает мироощущение радикально настроенной молодой западной интеллигенции, выступившей с критикой основ буржуазного общества Контркультура не связана с возрастными и социальными группами, не выдвигает собственных принципов Контркультура живёт чистым отрицанием существующей культуры








Особенности молодёжи Молодому человеку хочется показать своё Я, свою самостоятельность, неповторимость. Но возможности его ограничены: - он ещё не имеет заслуг перед обществом -он часто не имеет профессии или глубоких знаний - у него ещё не сформировалось уникальное мировоззренческое ядро личности








Взаимодействие культур Михаил Михайлович Бахтин () – русский философ и мыслитель, теоретик культуры и искусства «Единство культуры – это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут ещё больше)». М.Бахтин




Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям Конституция РФ, статья 44 1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому комплекс прав и свобод, что направлено на реализацию и удовлетворение духовных и культурных потребностей. Включение культурных прав в разряд конституционно закрепленных является одной из особенностей развития законотворческого процесса во многих странах мира во второй половине XX в. Так, Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин отмечают, что культурные права "в странах англосаксонского права... не считаются правами в субъективном смысле", а сама группа социально-экономических прав "нередко... относится к числу моральных, а не так называемых позитивных, не собственно юридических" . По мнению автора данной статьи, права граждан в области культуры носят обособленный комплексный характер, что обусловлено их значимостью, так как приходится говорить о сохранении культурного наследия, культурной самобытности и о культурном развитии страны в целом. Как отмечает в своей статье С.И. Носов, "культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений" . Данную позицию разделяют многие юристы, работающие в сфере прав человека; различными международными организациями и союзами приняты многочисленные международные правовые акты, подтверждающие юридический характер культурных прав человека.
Несмотря на то что в российской юридической литературе присутствуют многоаспектные исследования вопросов, связанных с изучением культурных прав и их статуса в юридической науке, до сих пор не рассмотренным остается вопрос о комплексном исследовании права на доступ к культурным ценностям как важном культурном праве человека и гражданина.
Право на доступ к культурным ценностям является ключевым аспектом развития интеллектуального и культурного потенциала страны, давая не только формальную возможность получить эстетическое удовольствие, но и реализовать естественную потребность в творчестве, аккумулировании новых знаний, опыта в разных сферах деятельности, а также возможность передавать накопленное последующим поколениям.
Автор настоящей статьи определяет право на доступ к культурным ценностям как закрепленную в международно-правовых актах и гарантированную государством конституционную возможность беспрепятственно пользоваться объектами культурного наследия, обеспечивающими культурное развитие личности, а также требовать от государства и международных организаций создания соответствующих условий для реализации данного права, а также возможность обращения для его защиты.
Рассуждая о праве на доступ к культурным ценностям, важно отметить, что оно закреплено в универсальных международных и региональных правовых стандартах: ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В документах европейских стран право на доступ к культурным ценностям непосредственно не предусматривается, однако в ряде европейских конвенций и хартий сформулированы отдельные элементы данного права, а также обязательства государств-участников, их ратифицировавших. Например, Постановление ЕЭС N 3911/92 Совета Европейских сообществ от 9 ноября 1992 года о вывозе культурных ценностей не только указывает в приложении к статье 1 те объекты, которые относятся к культурным ценностям, но и устанавливает обязанность единообразного контроля на внешних границах Европейского сообщества за вывозом культурных ценностей. Право на доступ к культурным ценностям гарантируется ч. 2 ст. 44 Конституции РФ. Свою дальнейшую конкретизацию и развитие право на доступ к культурным ценностям получило в отраслевом федеральном законодательстве, что играет важную роль в повышении культурного уровня российского общества.
Несмотря на индивидуальный характер права на доступ к культурным ценностям, полная его реализация для граждан возможна только при взаимодействии с другими правами и свободами, прежде всего культурными.
Право на доступ к культурным ценностям наиболее тесно связано с правом каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Оба этих культурных права закреплены в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации. Доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни взаимодополняют друг друга. Так, право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Согласно определению Энциклопедического словаря, право на участие в культурной жизни представляет собой конституционную возможность на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям . Автор данной статьи полагает, что не является верным отождествлять понятия "право на приобщение к культурным ценностям" (как элемент понятия права на участие каждого в культурной жизни) с понятием "право на доступ к культурным ценностям", поскольку последнее является более широкой правовой категорией и предполагает не только ознакомление с культурным наследием, но и процесс усвоения смысловой ценности культурного объекта. Данная позиция нашла свое подтверждение в Конституции Российской Федерации: законодатель отделяет с помощью знака препинания право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры от права на доступ к культурным ценностям, подчеркивая нетождественность этих двух понятий.
Немаловажна связь права на доступ к культурным ценностям с правом на информацию. В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важно отметить, что право на доступ к культурным ценностям предполагает не только возможность индивида самостоятельно или совместно с другими посещать, изучать, рассматривать объекты культурного наследия, усваивая смысловую ценность культурного объекта, но и беспрепятственно получать информацию об объекте культурного наследия, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Взаимосвязь свободы творчества и права на доступ к культурным ценностям многогранна. Свобода творчества - важная составляющая духовной и культурной жизни общества, закрепленная в ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации. В действующем законодательстве отсутствует нормативно закрепленное понятие творчества. Как отмечают В.Д. Зорькин и Л.В. Лазарев в Постатейном комментарии к Конституции РФ, понятие "творчество" звучит как "процесс творческой деятельности" и "результат творческой деятельности, облеченный в конкретную объективную форму" . Таким образом, творческая деятельность представляет собой создание культурных ценностей и их интерпретацию. Осуществление свободы творчества путем создания литературных, художественных, научных и других произведений выступает основой, фундаментом для воплощения на практике конституционного права на доступ к культурным ценностям.
Особым правом в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, способствующим самореализации личности, выступает конституционное право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Право на образование занимает центральное место среди культурных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере соблюдены конституционное право на пользование достижениями культуры, а также свобода культурного, научного и технического творчества. Основное воздействие по привлечению населения к культурным и духовным ценностям необходимо направить на молодежь как главный субъект развития общества. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Законодательство предусматривает обязанность учреждений культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы и некоторых других категорий лиц. Необходимым условием привлечения интереса молодого поколения к культурным ценностям является разработка специализированных культурно-просветительских программ, системы дополнительного образования и эстетического воспитания, досуговых учреждений. Поэтому реализация конституционного права на образование является необходимым условием участия человека и гражданина в культурной жизни страны.
Благодаря широкому внедрению инноваций и новых информационных технологий, повышению уровня доступности и мобильности культурных ценностей для населения реализация права доступа к культурным ценностям становится ключевым направлением развития культурной политики Российской Федерации.

Выводы

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно предложить следующие выводы. Прежде всего важно отметить, что на сегодняшний день культурные права человека и гражданина являются неотъемлемой частью всей системы прав и свобод человека. О значимости данной категории прав свидетельствует то, что они относятся к числу основных и неотчуждаемых прав личности. Юридическая природа культурных прав человека, прежде вызывавшая сомнения в научных кругах, в настоящее время признана на международном уровне.
Стоит подчеркнуть, что важным элементом системы культурных прав является право на доступ к культурным ценностям. Выступая, с одной стороны, как самостоятельное конституционное право, с другой стороны, право на доступ к культурным ценностям является важной составной частью иных конституционно закрепленных культурных права человека и гражданина, полная реализация которых возможна лишь при их комплексном взаимодействии.

Библиографический список

1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энцикл. словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2002. 432 с.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. 1008 с.
3. Носов С.И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2008. N 2. С. 18 - 21.
4. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.