В каких странах есть обязательная дактилоскопическая регистрация. Добровольное дактилоскопирование — как, где и зачем? Основания для отказа в предоставлении государственной услуги по дактилоскопированию

Добровольная дактилоскопическая регистрация граждан

Российской Федерации

Почти две сотни лет назад врачи заметили, что у каждого человека подушечки пальцев имеют свой неповторимый узорный рисунок. Это открытие было сразу же взято на вооружение фискальными органами: по отпечаткам пальцев разыскивались преступники, опознавались погибшие.

Даже в наше время, несмотря на компьютеризацию, глобальные информационные системы , мощный административно-контрольный аппарат, иногда бесследно пропадают люди. Зачастую в эту категорию попадают охотники, рыбаки. Люди уезжают в лес на промысел на несколько дней, имея при себе огнестрельное оружие. Бывают и несчастные случаи . Поиски организуются спустя какое-то время с момента пропажи. И вина в этом не сотрудников милиции. Человеческой природе противны сами мысли о несчастьях, смерти, поэтому люди нередко суеверно противятся предосторожностям, максимально оттягивают время обращения в органы правопорядка и тем самым очень усложняют работу сотрудникам милиции. Это только, на первый взгляд, кажется, что за час другой можно найти любого пропавшего на территории района (города). На самом деле – это большая и кропотливая работа, требующая высокого профессионализма и самоотдачи.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» определено право граждан Российской Федерации на прохождение добровольной дактилоскопической регистрации.

Добровольная дактилоскопическая регистрация – один из видов дактилоскопической регистрации в Российской Федерации. Государственная дактилоскопическая регистрация включает в себя получение, учет, хранение, классификацию и выдачу дактилоскопической информации, то есть информации об особенностях строения паппилярных узоров пальцев рук человека.

Процедура добровольного дактилоскопирования очень важна. Цель проведения добровольной дактилоскопической регистрации – это защита интересов человека, обеспечение его законных прав, сохранности здоровья и безопасности.

В жизни происходит масса неприятных ситуаций, когда люди становятся жертвами несчастных случаев, и установить личность без документов невозможно. А дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь. Поэтому такая регистрация, прежде всего, важна для самих граждан и делается в их интересах.

В современных условиях каждому человеку, прошедшему дактилоскопическую регистрацию, гарантировано установление личности при порче документов, несчастных случаях, катастрофах, наводнениях, землетрясениях, пожарах, террористических актах, авиационных и железнодорожных катастрофах. Особое значение дактилоскопическая регистрация имеет для людей, страдающих потерей памяти. В случае, когда человек не в состоянии сообщить о себе какие-либо сведения, дактилоскопия может помочь родственникам найти пропавшего члена семьи.

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация началась в нашей стране еще более одиннадцати лет назад. Но в нашем обществе до сих пор принято с опаской относится к процедуре снятия отпечатков пальцев. Люди считают, что это просто ни к чему или панически боятся, что их отпечатки могут быть использованы им во вред.

Многие скажут, что несчастные случаи происходят не так часто и будут правы. Но и в повседневной жизни таких ситуаций, когда чрезвычайно помогли бы результаты добровольной дактилоскопии, немало. Например, пошел пожилой человек в магазин, документов с собой не взял, по дороге ему стало плохо, в бессознательном состоянии его увезли в больницу. Если в базе данных нет отпечатков его пальцев, родственникам придется побегать, чтобы его найти. А если он не может вспомнить свое имя и место жительства? А если этот человек одинок? Шанс остаться неопознанным в такой ситуации очень велик.

Таких случаев, к сожалению, не мало. Категориям лиц, которые в силу состояния здоровья не могут назвать свои данные, адрес жительства, дактилоскопирование просто необходимо. Не застрахованы от потери памяти и молодые, вполне здоровые люди. Опознать их и вернуть домой опять-таки помогут отпечатки пальцев.

Или же другой пример: сбежал из дома так называемый «трудный» подросток. Рано или поздно юного бродягу найдут сотрудники правоохранительных органов . Они оперативно проверят его на отпечатки и сразу же благополучно отправят к родителям.

Если человек потеряет свой загранпаспорт, находясь за пределами России, ему достаточно обратиться в консульство и сказать, что он проходил дактилоскопическую регистрацию. Проблем с восстановлением документов у него тогда не будет.

Можно привести еще много жизненных ситуаций, в разрешении которых может помочь дактилоскопирование. Аргументов в пользу добровольного дактилоскопирования предостаточно.

Немаловажная причина, из-за которой следует пройти процедуру добровольного дактилоскопирования - своеобразный сдерживающий фактор, показатель добропорядочности гражданина. Гражданин, прошедший дактилоскопирование, не пойдет совершать преступление.

Кроме того, сейчас решается вопрос о том, чтобы при въезде в ряд стран туристы проходили процедуру дактилоскопирования в обязательном порядке. Чтобы жителям России не приходилось каждый раз сдавать отпечатки пальцев при каждой попытке выехать за рубеж, сотрудникам служб достаточно будет просто послать запрос о сведениях.

Следует также отметить, что если в России эта процедура исключительно добровольная, то в ряде западных стран - обязательная, и демократия от этого, как показывает практика, не страдает.

Если говорить о международной практике, то во многих странах дактилоскопическая регистрация населения проводится уже давно.

Сам процесс дактилоскопирования не представляет опасности для здоровья и проводится с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Чтобы развеять сомнения о несанкционированном использовании получаемых сведений о гражданах, необходимо отметить, что дактилоскопическая информация, в том числе персональные данные о человеке, т. е. сведения, позволяющие идентифицировать его личность, являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Статья 7 Федерального закона «О персональных данных» устанавливает конфиденциальность персональных данных.

Должностные лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение правил ее хранения и незаконное использование. При таком условии хранения и использования дактилоскопической информации исключается возможность ее искажения и несанкционированного доступа к ней.

После проведения дактилоскопирования гражданам по их просьбе выдается справка о прохождении добровольной дактилоскопической регистрации.

Дактилоскопическая регистрация проводится только по желанию гражданина. Вопрос о необходимости прохождения процедуры добровольного дактилоскопирования граждане должны решить для себя сами.

Задачи, решаемые системой дактилоскопической регистрации

Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

· розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

· установления по неопознанным трупам личности человека;

· установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

· подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Условия

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится по письменному заявлению установленной формы гражданина Российской Федерации, родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей) граждан Российской Федерации, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетних.

Данная процедура занимает всего несколько минут. Вся информация, содержащаяся в заявлении и дактокарте, направляется в Информационный центр.

Документы, необходимы для прохождения добровольной дактилоскопической регистрации

· Заявление

Для недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан – заявление подает опекун или попечитель, для несовершеннолетних – родители.

· Паспорт

· Свидетельство о рождении лиц, не достигших 14-летнего возраста

· Для дактилоскопической регистрации недееспособных граждан потребуется документ, подтверждающий их недееспособность

· Опекуны или попечители также предъявляют свои паспорта и свидетельства об опекунстве или попечительстве.

Порядок и сроки хранения информации

Гражданин, прошедший добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в территориальные структурные подразделения ФМС России по месту жительства с заявлением об уничтожении дактилоскопической информации. В течение 30 суток с момента подачи такого заявления гражданин будет письменно уведомлен об уничтожении дактилоскопической информации.

Информация уничтожается также в случае установления факта смерти лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, по сообщению родственников или других лиц в подразделения ФМС на основании свидетельства о смерти.

Куда обращаться?

Любой житель города (области), изъявивший желание пройти государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в структурное подразделение УФМС России по Архангельской области , где ему окажут помощь в оформлении письменного заявления и проведут дактилоскопирование.

Добровольная дактилоскопическая регистрация проводится бесплатно.

Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области призывает жителей области оценить значение прохождения дактилоскопирования и принять активное участие в этом добровольном мероприятии.

Регламентация вопросов относительно процедуры, связанной с регистрацией дактилоскопической информации производится сообразно указаниям Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Акт был издан 25 июля 1998 года под номером 128-ФЗ. В его указаниях определены цели и задачи процедуры, ее виды и принципы проведения. Кроме того установлены основные требования, предъявляемые к проведению процедуры, сохранению и исполнению информации по ее результатам.

Общие понятия

Гражданин иной страны обязан получить административный документ разрешительного характера, чтобы легально проживать на территории российского государства. Они представлены в виде документов на временное проживание, вида на жительство либо патента на осуществление трудовой деятельности.

Для их оформления надлежит пройти процедуру по дактилоскопии обеих рук, которая означает сдачу отпечатков пальцев . Она входит в состав обязательных для иностранных граждан процедур, не так давно введенных законодателем.

Что это?

Меры по получению информации о человеке по отпечаткам пальцев, ее классификации, постановке на учет и хранению называются государственная дактилоскопическая регистрация. Она заносится в базу данных систематизированного информационного массива, созданного управлением Федеральной миграционной службы.

В ее функциональные обязанности входит установление личности отдельного человека, проверка его биографии с целью выявления допущенных им правонарушений.

Основанием для введения процедуры послужили стремления граждан иных государств:

  • въехать в страну по подложным документам вслед за осуществлением депортации;
  • допустивших правонарушения вследствие нарушения российских законов.

В ходе проведения процедуры дактилоскопии снимаются отпечатки пальцев рук и ладоней человека, их узоры. Основным требованием к снятым изображениям является их предельная четкость, ясность и точность каждой линии, чтобы можно было распознать и различить мелкие детали. Каждый палец в ходе проведения процедуры должен быть расположен отдельно друг от друга.

По своей сути дактилоскопия есть способ опознания человека по отпечаткам, снятым с его пальцев и ладоней рук.

Они характеризуют индивидуальные особенности строения папиллярных, то есть рельефных линий на поверхности ладоней и подошв рук и ног. Информация, полученная в ходе ее осуществления, записывается на материальные носители.

Справка, оформленная по результатам проведенной иностранным гражданином процедуры, содержит информацию относительно:

  • персональных данных заявителя, его половой принадлежности, даты и места рождения, регистрационного учета по местожительству либо местопребыванию, образца собственноручной подписи;
  • наименование органа самостоятельной публичной власти, которая осуществила процедуру дактилоскопии. Он представляет интересы государства, который наделил его полномочиями;
  • даты и места проведения дактилоскопии;
  • цели осуществления дактилоскопии, дату ее проведения.

Она подлежит хранению в базе данных правоохранительных органов РФ с целью ее применения в исключительных случаях. Например, при выявлении правонарушений.

Зачем это нужно?

Основная цель проводимых государством мер по дактилоскопической регистрации заключается в идентификации личности человека. Она проводится на основании предписаний Конституции РФ, указаний Федерального закона № 128-ФЗ и иных законодательных и подзаконных актов, международного права и договоров РФ, заключенных с другими государствами.

Процедура дактилоскопии должна быть осуществлена в обязательном порядке при подаче документов иностранными гражданами с целью оформления:

  • разрешения на осуществление трудовой деятельности;
  • документов, позволяющих временно проживать на территории страны. Они удостоверяет правовой статус гражданина другой страны и лиц без гражданства;
  • вида на жительство в Федерации.

Таким образом, законодатель стремится повысить безопасность российского государства, предотвратить непредвиденные ситуации с целью защиты своих граждан.

Основные задачи процедуры

Формирование автоматизированной дактилоскопической системы, отвечающей в целом техническим и эксплуатационным требованиям, дозволило создать государственную систему дактилоскопической регистрации. Ее цели и задачи обозначены в указаниях Федерального закона № 128-ФЗ.

В нем отмечено, что дактилоскопическая информация применяется для:

  • осуществления мероприятий по поиску пропавших без вести иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства;
  • определения личности человека по трупам, которые не были опознаны по общепринятым методам;
  • удостоверение личности иностранных граждан, включая лиц без гражданства;
  • предупреждения преступлений вне зависимости от степени их тяжести, их раскрытий и проведения расследований, включая предотвращение и выявление правонарушений, отнесенных к категории административных.

Основные требования к хранению и использованию

Законодателем обязанность по сохранению дактилоскопической информации, ее систематизации и использования возложена на органы внутренних дел. Они должны создать приемлемые условия, дозволяющие хранить без нанесения порчи материальные носители и использовать их при возникновении необходимости для установления личности иностранного гражданина.

Кроме того территориальные подразделения ФМС должны исключить возможность:

  • несанкционированного доступа к ним;
  • их утраты вследствие нанесения порчи либо кражи;
  • введения в них искаженных сведений.

Каждый уполномоченный орган наделен правом самостоятельного получение дактилоскопической информации, ее учета и хранения. Кроме того он должен создать информационный массив с соблюдением соответствующих норм. Если поступить запрос на ее предоставление, то она должна быть выдана в установленном законодателем порядке сообразно указаниям Федерального закона № 128-ФЗ.

Право пользования

Законодателем правом использования дактилоскопической информации помимо судов общей юрисдикции наделен орган:

Порядок осуществления обязательной дактилоскопии иностранных граждан

Иностранный гражданин перед проведением дактилоскопии должен вымыть чисто руки. Каждый его палец обкатывается специфическим валиком, наполненным жидким красящим составом темного цвета. На специальной бумаге отдельно воспроизводится изображение отпечатка ладоней рук человека и каждого его пальца.

Также процедуру дактилоскопии можно осуществить, используя специальное считывающее устройство – сканер . Он воспроизводит фотографирование папиллярных линий, сохраняя их в базе данных ИМ.

На кого распространяется

Нормы вышеуказанного акта распространяются на иностранных граждан, которые:

  • проживают на территории российского государства;
  • проходят воинскую службу соответственно указаниям нормативно-правовых актов;
  • не способны по состоянию здоровья либо в силу возраста сообщить в правоохранительные органы сведения о своей личности. Мера применяется в случаях, когда иные способы установления личности отсутствуют;
  • подозреваются либо обвиняются в совершении преступного деяния, включая лиц, осужденных за совершение преступления либо совершивших административное правонарушение, привлеченных к административному аресту. Установление их личности производится в ходе дактилоскопической экспертизы, если установить его невозможно иными способами;
  • подлежат депортации за пределы территории российского государства.

В обязательном порядке должны пройти процедуру лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию с целью обретения убежища. Они должны подать ходатайство о предоставлении политического либо иного вида убежища, о признании их беженцами на территории российского государства.

По месту пребывания

Гражданин иностранного государства может пройти процедуру дактилоскопии в территориальном отделении МВД, где он намерен пребывать. Она осуществляется в заявительной форме, поэтому иностранный гражданин должен подать оформленное в письменном виде заявление. Как правило, процедура осуществляется сразу после его подачи заявителем.

Помимо того дактилоскопия отпечатков пальцев осуществляется при пересечении границы российского государства.

Практически в каждом пропускном пункте действует специальная служба, занимающаяся такого рода деятельностью.

Сроки проведения процедуры

Процедура дактилоскопии для получения патента осуществляется, если иностранному гражданину выдано разрешение на трудоустройство на одном из российских предприятий. Иностранный гражданин должен сдать требуемые документы и получить одобрение управления ФМС до прохождения процедуры. Она проводится на бесплатной основе.

Что касается дактилоскопии на получение разрешения на временное проживание на территории российского государства, то она проводится вслед за получением разрешения от управления ФМС. Как правило, оно выдается в продолжение полугода, поэтому для сокращения времени иностранный гражданин может пройти экспертизу. Но он должен встать на временный регистрационный учет. Кроме того он должен предъявить свой заграничный паспорт.

Для получения вида на жительство сдаются отпечатки пальцев лиц без гражданства, включая несовершеннолетних детей старше 12 лет.

Справка о прохождении процедуры выдается в продолжение часа после снятия отпечатков пальцев. Она удостоверяется подписью руководителя подразделения ФМС и скрепляется его печатью.

органах государственной налоговой службы;

органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органах и подразделениях службы судебных приставов;

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Государственной противопожарной службе;

федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 89-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.1

в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.2

в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.3, вступающим в силу с 15 января 2011 г.

в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.4

в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;

к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом "м", вступающим в силу с 1 января 2010 г.

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом "н", вступающим в силу с 1 января 2010 г.

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом "о"

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом "п", вступающим в силу с 1 января 2013 г.

п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом "р", вступающим в силу с 1 января 2013 г.

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

Федеральный закон 128 о дактилоскопической регистрации предписывает основные принципы ее проведения. Законоположением определяются также виды государственной дактилоскопии. Основное назначение документа – регулирование требований к проведению соответствующей процедуры, а также определение порядка хранения и использования полученной информации.

Федеральный закон 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» принят 3 июля 1998, вступил в силу 1 января 1999. Структурно Закон о дактилоскопии подразделяется на следующие главы :

  • общие положения, регламентирующие основные аспекты;
  • порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации;
  • предписания по хранению, использованию и ликвидации полученной информации;
  • регламент надзора и контроля над исполнением положений данного закона.

Общие положения Закона о дактилоскопической регистрации регулируют следующие вопросы:

  • основные понятия , используемые законодательством;
  • цели проведения государственной дактилоскопии;
  • правовая основа , на которой базируются положения документа, а также принципы , соблюдение которых является основополагающим;
  • список лиц , которые должны пройти процедуру дактилоскопирования;
  • виды дактилоскопической регистрации – добровольная и обязательная.

Проведение дактилоскопии согласно положениям ФЗ 128 подразделяется на добровольное и обязательное . В соответствии с видами определяется и порядок действий.

Глава о хранении и использовании информации определяется следующими положениями:

  • перечень требований;
  • сроки хранения;
  • право использовать и получать информацию о дактилоскопической регистрации;
  • порядок ликвидации сведений.

В отношении контроля над исполнением законодательства по дактилоскопированию выделяют следующие виды:

  • прокурорский надзор;
  • ведомственный контроль;
  • судебный контроль.

В заключительные положения документа включены статьи о финансировании мероприятий по государственной дактилоскопической регистрации, а также о вступлении закона в силу и приведении законодательных актов в актуальное состояние.

С момента вступления в силу Закон о дактилоскопировании претерпел ряд изменений. Последние поправки были введены в июле 2017.

Скачать

Скачать Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» можно . По ссылке представлена актуальная версия документа со всеми изменениями, внесенными в июле 2017. Последняя редакция ФЗ об обязательной дактилоскопической регистрации будет востребована как для заинтересованных лиц, так и для юридического изучения права в данном разделе законодательства.

Последние изменения, внесенные в закон о дактилоскопировании

Последние поправки в Закон о дактилоскопии были внесены 1 июля 2017 года . Изменения коснулись ст 9 ФЗ 128 о дактилоскопической регистрации, проводимой в обязательном порядке . Согласно положениям статьи 9 таковой подлежат следующие лица:

  • граждане, призываемые на военную службу, и военнослужащие;
  • служащие в органах внутренних дел;
  • сотрудники государственной налоговой службы;
  • сотрудники гражданской обороны и служб по чрезвычайным ситуациям;
  • судебные приставы;
  • работники таможенных органов;
  • служащие уголовно-исполнительной системы;
  • работники противопожарной службы;
  • сотрудники федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами в сфере войск национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной и вневедомственной охраны;
  • дактилоскопическую регистрацию проходят сотрудники внешней разведки;
  • сотрудники федеральной службы безопасности;
  • служащие следственных отделов;
  • работники государственной охраны;
  • члены экипажей всех видов авиации;
  • граждане, не способные по причине недееспособности самостоятельно сообщить свои личные данные;
  • подозреваемые, обвиняемые или осужденные в преступлении граждане;
  • иностранцы, подлежащие депортации из страны, также проходят обязательную дактилоскопическую регистрацию;
  • беженцы, ходатайствующие о предоставлении убежища;
  • лица, незаконно находящиеся на территории РФ;
  • иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание в России;
  • граждане, ходатайствующие о предоставлении лицензии частного детектива или охранника;
  • лица, на которых оформляется удостоверение моряка, обязаны пройти дактилоскопическую регистрацию;
  • иностранцы, которым разрешается работать на территории РФ без патентов;
  • иностранные лица, ведущие свою трудовую деятельность с нарушением законодательства РФ;
  • иностранцы, обратившиеся в органы внутренних дел за получением дубликата выданных в России документов, которые были испорчены или утеряны;
  • работники ведомственной охраны или иных юридических лиц, обязанности которых связаны с учетом и хранением оружия;
  • в обязательном порядке дактилоскопическую регистрацию проходят все неопознанные трупы.

Изменения 2017 года упразднили десятый абзац пункта «в» статьи 9, в также ввели пункт «в.4» , указывающий на обязательную дактилоскопию федеральных государственных служащих и работников государственной охраны. Соответственно были внесены поправки в статьи 11 и 13 ФЗ 128 , где в формулировку было добавлено указание на введенный пункт «в.4» ст 9.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3

Согласно ст. 1 Федерального закона N 128-ФЗ <1> государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. В этой статье будет рассмотрено следующее: кто подвергается дактилоскопической регистрации, порядок ее проведения, нормы расходных материалов.

<1> Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".

В Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации, а также использование дактилоскопической информации осуществляются в целях идентификации личности человека.

Правовой основой ее проведения, кроме вышеуказанного Закона, являются Конституция РФ, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

Приведем некоторые Законы, которыми установлена обязанность соответствующих органов по проведению дактилоскопической регистрации:

  • Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
  • Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности";
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
  • Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации";
  • Закон от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции";
  • другие законы.

Федеральными органами государственной власти приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения дактилоскопической регистрации. Например :

  • Приказ МВД России от 31.08.2007 N 769 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации" (далее - Приказ МВД России N 769);
  • Приказ ФСБ России от 14.12.2007 N 719 "Об организации проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в органах Федеральной службы безопасности";
  • Приказ МЧС России от 22.08.2001 N 366 "О проведении государственной дактилоскопической регистрации в МЧС России" (далее - Приказ МЧС России N 366);
  • другие документы.

Виды дактилоскопической регистрации

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 128-ФЗ различают два вида дактилоскопической экспертизы - добровольную и обязательную.

Добровольная дактилоскопическая регистрация. Право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию имеют граждане РФ. Она проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства указанных граждан.

Государственная дактилоскопическая регистрация граждан РФ, признанных в установленном законодательством РФ порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей.

Обязательная дактилоскопическая регистрация. В ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ приведен перечень лиц, которые подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. В частности, к ним относятся:

а) граждане РФ, призываемые на военную службу;

б) военнослужащие;

в) граждане РФ, проходящие службу в:

  • органах внутренних дел;
  • органах федеральной службы безопасности;
  • органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • органах государственной налоговой службы;
  • органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • органах и подразделениях службы судебных приставов;
  • таможенных органах;
  • органах государственной охраны;
  • органах уголовно-исполнительной системы;
  • Государственной противопожарной службе;
  • других органах.

Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию определенной категории лиц проводят федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, органы внешней разведки, органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел и др.

Экземпляр материального носителя, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную вышеперечисленными органами, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ. В указанном экземпляре должны содержаться следующие данные:

а) фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;

б) наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическую информацию;

в) основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации.

Порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации

Как было указано выше, федеральными органами государственной власти утверждены нормативные акты, регламентирующие порядок проведения дактилоскопической регистрации.

МВД. Рассмотрим порядок проведения дактилоскопической регистрации согласно Приказу МВД России N 769.

Положения этого Приказа определяют порядок исполнения государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ проведения государственной дактилоскопической регистрации. Указанная функция, в частности, заключается в получении, учете, хранении, классификации дактилоскопической информации, установлении или подтверждении личности человека.

Основанием для осуществления административных действий по проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации являются:

а) решение призывной комиссии о призыве на военную службу во внутренние войска МВД;

б) приказ о назначении на должность в органы внутренних дел или во внутренние войска МВД (контракт о службе);

в) обращение руководителя подразделения федерального органа исполнительной власти о проведении государственной дактилоскопической регистрации в установленном порядке;

г) постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, уведомление о подозрении в совершении преступления, протокол задержания, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт, протокол об административном правонарушении, вступивший в законную силу приговор суда либо решение суда о применении меры пресечения или об административном аресте;

д) регистрация заявления гражданина или рапорта об обнаружении лица, не способного по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

е) заведение разыскного дела по факту обнаружения неопознанного трупа.

Согласно п. 8 Приказа МВД России N 769 при проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации используются, например:

  • направление на проведение государственной дактилоскопической регистрации (произвольной формы);
  • поручение должностного лица, принимающего решение о проведении государственной дактилоскопической регистрации (произвольной формы);
  • дактилоскопическая карта, форма которой утверждена в Приложениях 1 и 2 к Положению о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, утвержденному Приказом МВД России, МЧС России, Минобороны России, МНС России, Минюста России, ГТК России, СВР России, ФСВТ России, ФСЖВ России, ФМС России, ФСБ России, ФСНП России, ФСО России, ФПС России, ФАПСИ от 17.11.1999 N 643/531/549/АП-3-24/364/331/786/82/112/363/96/423/413/357/620/189.

Получение дактилоскопической информации осуществляется в оборудованном необходимыми средствами гигиены, системами водоснабжения и вентиляции помещении на бланках дактилоскопических карт в соответствии с Основными правилами дактилоскопирования и заполнения дактилоскопических карт, утвержденными в Приложении 3 к указанному Положению. Ее получение обеспечивают экспертно-криминалистические подразделения и кадровые подразделения органов внутренних дел по месту прохождения службы.

Так, сотрудники кадрового подразделения органов заполняют текстовую часть дактилоскопических карт, выдают направление произвольной формы в экспертно-криминалистические подразделения для дактилоскопирования не позднее 1 месяца после назначения сотрудника на должность, а также направляют два экземпляра дактилоскопических карт в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ ежемесячно по мере их поступления.

Кроме того, ими производится отметка в личных делах сотрудников о проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации с обязательным указанием даты проведения, информационного центра, в который направляются дактилоскопические карты, исходящего номера и даты отправления не позднее трех дней после получения дактилоскопических карт из экспертно-криминалистических подразделений.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел:

  • проводят дактилоскопирование сотрудников органов внутренних дел с соблюдением правил дактилоскопирования;
  • направляют дактилоскопические карты в соответствующие кадровые подразделения не позднее 7 рабочих дней после проведения дактилоскопирования.

Дактилоскопирование проводит назначенный в установленном порядке сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск МВД, ответственный за проведение дактилоскопической регистрации, который прошел обучение правилам ее проведения. На него возлагаются обязанности по заполнению текстовой части дактилоскопических карт, обеспечению временного их хранения и последующего направления в соответствующие кадровые подразделения не позднее 7 рабочих дней после проведения дактилоскопирования, а также ведению необходимой документации по дактилоскопической регистрации с соблюдением порядка учета.

МЧС. Согласно Приказу МЧС России N 366 основанием для проведения дактилоскопической регистрации является приказ командира воинской части, руководителя организации МЧС о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части или организации МЧС.

Дактилоскопическая регистрация для вновь призванных (поступивших) на военную службу военнослужащих проводится в срок не позднее двух недель после их зачисления в списки личного состава лицами, прошедшими специальную подготовку в системе МВД.

Необходимое количество специалистов дактилоскопической регистрации в подразделении МЧС определяет командир (начальник, руководитель).

При формировании новых подразделений необходимость их укомплектования специалистами дактилоскопической регистрации или прикрепления для ее проведения к другому подразделению МЧС определяют:

  • заместитель министра, на которого возложена ответственность за организацию выполнения настоящего Приказа, - для соединений, воинских частей войск гражданской обороны центрального подчинения и организаций МЧС;
  • начальник регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - для соединений, воинских частей войск гражданской обороны и организаций регионального подчинения.

Ответственный сотрудник за проведение дактилоскопической регистрации назначается для непосредственного выполнения работ по дактилоскопической регистрации, оформления необходимых документов, осуществления временного хранения и последующей пересылки материальных носителей дактилоскопической информации, а также для организации и поддержания взаимодействия с органами внутренних дел. Он должен знать положения действующего законодательства, руководящие документы по вопросам дактилоскопической регистрации, руководствоваться положениями Приказа МЧС России N 366, лично проводить дактилоскопическую регистрацию и оформление материальных носителей, уметь выполнять работы по ее проведению и оформлению документов, осуществлять взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, занимающимися вопросами дактилоскопической регистрации, и территориальными ИЦ МВД.

Также в его обязанности входит производить расчет потребности в бланках дактилоскопических карт и готовить заявки в довольствующие органы на их получение и своевременное принятие мер по пополнению запаса необходимых технических средств и расходных материалов для проведения дактилоскопической регистрации в соответствии с Примерными нормами расхода технических средств дактилоскопирования и материалов.

Примерные нормы расхода технических средств дактилоскопирования и материалов, необходимых для проведения дактилоскопической регистрации, приведены в Приложении 4 к Приказу МЧС России N 366.

Финансирование проведения государственной дактилоскопической регистрации

Согласно ст. 19 Федерального закона N 128-ФЗ финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства, в частности на проведение государственной дактилоскопической регистрации, являются расходами федерального бюджета.

Все расходы, связанные с проведением дактилоскопической регистрации, планируются при определении потребности в бюджетных средствах учреждений и предусматриваются при выделении лимитов бюджетных обязательств.

Использование бюджетных средств производится в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации в РФ <2> расходы по выплате денежного довольствия сотрудникам, ответственным за проведение государственной дактилоскопической регистрации, относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ. Затраты по приобретению расходных материалов - на ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

<2> Утверждены Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.

В бухгалтерском учете начисление и выдача денежного довольствия и приобретение расходных материалов отражаются следующими проводками:

  • начислено денежное довольствие:

Дебет счета 1 401 01 211 "Расходы по заработной плате"

Кредит счета 1 302 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате";

  • выдача денежного довольствия:

Дебет счета 1 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытия из кассы";

  • приобретение расходных материалов:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

Дебет счета 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению материальных запасов";

  • выдача расходных материалов в производство:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов (склад)"

Кредит счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов (материально ответственное лицо)";

  • списание израсходованных расходных материалов согласно нормам на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230):

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 1 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

И.Зернова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"