Законодательная база российской федерации. Кафедра физиотерапии и курортологии игмапо Задачи формирования нормативной правовой базы

"Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

Сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

Повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6 месячный срок после вступления в силу настоящего постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

3. Дополнить Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713), подпунктом 5.2.79.1 следующего содержания:

"5.2.79.1. размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления;".

Председатель Правительства
Российской Федерации

В . Путин

Комментарий

Т.В. Ярема,
специалист отдела общего аудита,
ООО "Бейкер Тилли Русаудит"

Правительство РФ законодательно защитило права работников, занятых на вредных, тяжелых и опасных работах.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" для защиты прав работников, занятых на вредных, тяжелых и (или) опасных работах, предусмотрены следующие компенсации:

- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ);

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

- повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Обязательным условием предоставления компенсаций является аттестация рабочих мест по условиям труда, порядок проведения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 и действует с 1 сентября 2008 года.

Обращаем внимание читателей на то, что в соответствии с требованиями законодательства до тех пор, пока условия труда не отвечают требованиям безопасности здоровья работника, работодатель обязан предоставить работнику некоторые компенсации за работу во вредных условиях труда (абзац шестнадцатый части первой ст. 219 ТК РФ).

Трудовым законодательством Российской Федерации закреплены такие формы гарантий и компенсаций, как сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ), оплата труда в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ) и выдача молока и лечебно профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

До принятия постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работодатели пользовались нормативными актами Госкомтруда СССР и ВЦСПС (постановления от 25.10.1974 N 298/П-22, от 21.11.1975 N 273/П-20, от 03.10.1986 N 387/22-78). Все эти нормы действуют в части, не противоречащей действующему ТК РФ. Размеры конкретных компенсаций на предприятиях устанавливались с учетом мнения представительного органа работников коллективным либо трудовым договором, но, как правило, в пределах регламентированных норм.

Так, ранее действовавшим Типовым положением об оценке условий труда было регламентировано, что размер доплат на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не мог превышать 12%, а на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда - 24% тарифной ставки (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78).

На основании требований вводится новый предел - 4% тарифной ставки, и устанавливать доплату ниже данного предела организация не сможет.

Обращаем особое внимание читателей на то, что контролирующие органы при проверке реализации мероприятий по охране труда будут проверять исполнение в компаниях требований по применению минимальных, а значит, обязательных гарантий и компенсаций. Также следует отметить, что трудовое законодательство не устанавливает способ повышения оплаты труда. Организация может доплачивать "за вредность" и в фиксированных суммах. Важно, чтобы доплата составляла не менее 4% от тарифной ставки или оклада.

Для установления сокращенной продолжительности рабочего дня и компенсации в виде дополнительного оплачиваемого отпуска ранее применялись нормы для разных производств и профессий, а именно: от 4 до 7 часов рабочего дня и от 6 до 36 дополнительных рабочих дней отпуска, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22. В соответствии с требованиями п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 законодатели жестко ограничивают минимальное количество дополнительных дней отпуска - 7 календарных дней.

Следует отметить, что существуют различия в требованиях, ранее установленных нормативными актами, и в требованиях п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, а именно:

- дополнительные дни отпуска ранее предоставлялись из расчета рабочих дней, теперь это календарные дни;

- ранее устанавливался сокращенный рабочий день, теперь - сокращенная рабочая неделя.

В соответствии с требованиями данные гарантии и компенсации можно будет применить в организации только после разработки Минздравсоцразвития России нормативных актов по регулированию социально трудовых отношений с работниками, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Согласно требованиям п. 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 Минздравсоцразвития России в течение шести месяцев после вступления в силу данного документа в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений должно разработать указанные нормативные акты.

"Налоговая" сторона медали

Так как вопросы налогообложения для любой организации являются важными, рассмотрим механизм налогообложения сумм компенсаций, установленных п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870.

С определенной долей уверенности можно утверждать, что по указанным суммам компенсаций должны будут соблюдаться следующие условия:

- данные суммы должны приниматься в качестве расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 3 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);

- суммы компенсаций освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ;

- эти суммы освобождаются от обложения единым социальным налогом в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ;

- компенсации освобождаются от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Возможность применения всех вышеперечисленных льгот подтверждена письмами Минфина России от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, от 06.04.2006 N 03-05-02-04/35, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405.

Также следует отметить, что если при проверке трудовой инспекцией будет установлено, что вышеуказанные гарантии не будут предоставляться или же они будут меньше установленного минимума в случаях обязательного соблюдения предоставления вышеуказанных компенсаций, то организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере:

- на руководство организации (на индивидуального предпринимателя) - от 1000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

15.На основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий администрации пунктов пропуска разрабатывают для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска, а для пунктов пропуска, расположенных в морских портах, должно быть установлено также максимальное время ожидания начала государственного контроля.

15.На основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий Министерство транспорта Российской Федерации разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должны быть установлены максимальное время ожидания начала государственного контроля и продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска.

15.На основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий Министерство транспорта Российской Федерации разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления контроля в пунктах пропуска.

15.На основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления контроля в пунктах пропуска.

15. На основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления контроля в пунктах пропуска.

Постановлением Правительства РФ № 726 от 30 июля 2014 г. внесен ряд изменений в правовые акты Правительства РФ - в основном в части терминологии (замена слов «аттестация рабочих мест» на «специальная оценка условий труда», замена «Минздравсоцразвития» на «Министерство труда и социальной защиты») - а также отменено Постановление № 870 от 20 ноября 2008 г. (устанавливало минимальный размер льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда).

Также дополнено и уточнено Положение о Федеральной службе по труду и занятости. Цитата из Постановления (не является официальной публикацией, приводится справочно):

«5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Уточнено и Положение о Министерства труда и социальной защиты РФ. Цитата из Постановления (не является официальной публикацией, приводится справочно):

а) подпункты 5.2.14 — 5.2.16 изложить в следующей редакции:

«5.2.14. порядок проведения государственной экспертизы условий труда;

5.2.15. форма, порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.2.16. методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению;»;

б) дополнить подпунктами 5.2.16(1) — 5.2.16(6) следующего содержания:

«5.2.16(1). особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц;

5.2.16(2). форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему, инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

5.2.16(3). методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

5.2.16(4). порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

5.2.16(6). типовое положение о системе управления охраной труда;»;

в) подпункт 5.2.37 признать утратившим силу;

г) дополнить подпунктами 5.6.40 — 5.6.44 следующего содержания:

«5.6.40. аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачу в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирование;

5.6.41. рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда;

5.6.42. функции оператора Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

5.6.43. формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

5.6.44. формирование и ведение реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Напомним, что с принятием данного документа одновременно устраняется возникшая ранее неясность с законодательными требованиями в части льгот и компенсаций на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, других работах с особыми условиями труда, особенностями их назначения.

В связи с отменой Постановления руководствоваться следует Трудовым Кодексом РФ (с изменениями, внесенными федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г.), устанавливающим минимальный размер дополнительного отпуска, равным семи дням, для рабочих мест с вредными условиями 2, 3, 4 степени и рабочих мест с опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ), минимальный размер повышения оплаты труда, равный четырем процентам (ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры повышения оплаты устанавливаются с учетом мнения профсоюзов (иных представительных органов). Конкретные размеры дополнительного отпуска - устанавливаются на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения трудовыми договорами, коллективными договорами, локальными актами и соглашениями. Также Трудовым Кодексом устанавливается продолжительность ежедневной рабочей смены при работе во вредных и опасных условиях, порядок увеличения максимально допустимой длительности такой смены и порядок суммированного учета времени работы во вредных и опасных условиях труда, когда установленная длительность не может быть соблюдена по условиям производства (ст. 92, 94, 104 ТК РФ).

Область на островах

Просим Вас высказать свое мнение по данной проблеме. (Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.)

О проблемах практического применения Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области выражает крайнюю озабоченность весьма негативной ситуацией и серьезными проблемами по вопросу нормативного регулирования компенсаций за вредные условия труда. Усматривается два аспекта данного вопроса.

1. Правительство Российской Федерации ещё 20 ноября 2008 г. приняло постановление № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее по тексту - Постановление № 870), которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (п. 1 Постановления № 870).

Одновременно Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (п. 2 Постановления № 870 - с июля 2012 года данный вопрос в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации).

До настоящего времени (а прошло уже больше четырех лет) такие документы всё еще не приняты и вряд ли будут приняты в обозримом будущем.

Вместе с тем, определенная некорректность формулировок п. 1 и нереализованность п. 2 Постановления № 870 породила неоднозначную практику его применения, в т.ч. и судебную, в результате чего умножаются противоречия в законодательстве, усугубляются проблемы в области регулирования социально-трудовых отношений, провоцируется рост напряженности между сторонами трудовых отношений, наносится ущерб авторитету исполнительной власти.

Нельзя обойти стороной и финансовые последствия прямого применения п. 1 Постановления № 870 (без учета положений п. 2 о дифференцировании компенсаций по видам и размерам в зависимости от класса условий труда), на чём в последнее время настаивают Минтруд России и ряд судебных инстанций (в частности, см. стр. 3 и 5 решения ВС РФ от 14.01.2013 г. по делу № АК1ТИ12-1570) – предлагается всем работникам, с установленными по результатам аттестации рабочих мест условиями труда 3 класса любой степени вредности, назначать одновременно все три вида компенсаций, предусмотренных Постановлением № 870, в размерах, не ниже установленных данным Постановлением.

Вместе с тем, по информации Роструда о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации во 2-м полугодии 2012 г. (http://www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.34922.html), к 3 классу условий труда отнесены 510083 рабочих места из 1147013. И на данных рабочих местах занята почти половина работников (47,5% от их общего количества).

В случае волюнтаристского прямого применения п. 1 Постановления № 870 (без учета положений п. 2) именно эти 47% работников «будут иметь право» на одновременное установление всех трех компенсаций - сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного отпуска, повышения оплаты труда.

При дифференцированном подходе к предоставлению компенсаций в 2011 году соответствующие виды компенсаций получали (по официальным данным Росстата - http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=40607&referrerType):

Дополнительный отпуск – около 32% работников;

Повышенную оплату труда – порядка 25%;

Сокращенную продолжительность рабочего времени – менее 5%.

Таким образом, при дифференцированном подходе одновременное установление всех трех видов компенсаций было не более чем у 5% работников, т.е. предлагаемый Минтрудом России отказ от дифференцирования назначения предусмотренных Постановлением № 870 видов компенсаций (абз. 8 информации Минтруда России от 13.12.2012 г. - http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/0) приведет к их 9-кратному росту в объемах.

Соответственно, при прямом применения п. 1 Постановления № 870 (без учета положений п. 2 о разработке порядка дифференцированного (в зависимости от класса условий труда) подхода к предоставлению компенсаций) неизбежны весомые прямые потери национальной экономики:

Появляется многократная дополнительная финансовая нагрузка на работодателей, которая для малых и средних предприятий, работающих в конкурентных условиях, может оказаться несовместимой с существованием (установление по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности влечет предоставление работнику всех компенсаций установленных Постановлением № 870, в размерах, не ниже указанных в данном Постановлении, что предопределяет временное выключение из трудового процесса (в связи с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительных отпусков) значительного круга работников, с необходимостью их замены в производственном цикле (что, при определенных технологиях, если и не невозможно, то весьма проблематично), установление также значительному кругу работников доплат, выплата компенсаций за якобы имеющуюся переработку за последние три года (при расчете продолжительности рабочей недели из 36, а не 40 часов) и т.д.);

Для крупных компаний, естественных монополий это является поводом для увеличения себестоимости продукции (услуг, тарифов – т.е. «надуманные», по причине нерасторопности Минтруда России в исполнении постановления Правительства, компенсации фактически будет оплачивать население), что, безусловно, скажется на росте инфляции и социальной напряженности.

Кроме того, повышение себестоимости продукции в масштабе национальной экономики является фактором, снижающим конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке.

2. Многолетняя затяжка с исполнением п. 2 постановления Правительства № 870, с одной стороны, влечет за собой большой социально-экономический риск для предприятий, о чем сказано выше, а с другой стороны, указывает на изначально ошибочное направление регулирования, предложенное Постановлением № 870:

В действующей правовой практике до настоящего времени отсутствуют определения используемых в Постановлении № 870 терминов «тяжелые работы», «вредные условия труда», «опасные условия труда», «особые условия труда». Эти понятия кочуют из документа в документ (включая Трудовой кодекс) исключительно «по понятиям», несмотря на то, что их фактическая сущность не представляется совершенно очевидной. В Трудовом кодексе РФ без определений параллельно применяются формулировки «особые условия труда» (используется и в Постановлении № 870) и «условия, отклоняющиеся от нормальных». При этом определение понятия «нормальные условия труда», разумеется, тоже отсутствует.

Получается следующая картина – разрабатывается целый механизм предоставления «компенсаций» за вредные условия труда, но только никто не может однозначно сказать, а что собственно такое «вредные условия труда», т.е. нет ответа на вопрос – а за что предоставлять эти самые «компенсации»?

В таком случае правомерен следующий вопрос – а что же является предметом регулирования Постановления № 870 ?

Кроме того, в тексте Постановления № 870 неправильно применен термин «компенсации» - искажено определение понятия «компенсации», приведенное в ст. 164 Трудового кодекса. В рамках данной статьи, применительно к сфере регулирования Постановления № 870, более корректно говорить о «гарантиях».

В Постановлении № 870 изначально приведены необоснованные виды и уровни «компенсаций», что подтверждает тот факт, что научно-исследовательская работа, направленная на обоснование условий и критериев Постановления № 870, была объявлена Минздравсоцразвития России только в сентябре 2009 года, т.е. почти через год после выхода Постановления № 870.

Развитие и законодательное закрепление системы компенсаций за так называемые «вредные и опасные» условия труда – тупиковый путь, грозящий, к тому же, масштабными социальными конфликтами.

В частности, разделом I «Плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 10.03.2011 № 367-р) предусмотрены «разработка и реализация (2011 - 2015 годы) комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве». Главное здесь – улучшение условий труда, поскольку основная цель улучшения условий труда – достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Вместе с тем, назначение компенсаций за «вредные условия труда» не является фактором, стимулирующим работодателей к улучшению условий труда с последующей отменой компенсаций.

С учетом существующей в России системы санитарно-гигиенического нормирования работодатели принципиально не в состоянии привести условия труда в соответствие с действующими гигиеническими нормативами, особенно в реальном секторе экономики, поскольку в нормативных правовых актах устанавливаются изначально невыполнимые требования.

Соответственно, работодателю зачастую проще и финансово выгоднее оплачивать те самые «компенсации» (особенно с учетом их «льготного» налогообложения - оплатил «индульгенцию» за нанесение вреда здоровью работников и одновременно минимизировал налоговую нагрузку), чем вкладывать средства в улучшение условий труда.

Кроме того, отмена реальных, пусть даже копеечных, компенсаций за так называемые «вредные условия труда» взамен на улучшение условий труда не устраивает и в ближайшие годы не устроит подавляющее большинство работников. Отмена компенсаций (после улучшения условий труда) содержит в себе существенно больший социально-экономический риск для предприятия, чем их назначение, т.к. большинство работников расценивают улучшение условий труда как абстрактного «журавля в небе», а компенсации, пусть и минимальные и, несмотря на очевидный вред здоровью, как реальную «синицу в руках» (точнее, в кармане).

Установление «компенсаций за вредные условия труда» совершенно не мотивирует стороны трудовых отношений к улучшению условий труда. Напротив, это является мощным социально-психологическим фактором, закрепляющим существующие условия труда, фактором препятствующим решению демографической проблемы, инновационному развитию экономики, тормозящим развитие производительных сил и производственных отношений.

Кроме всего прочего, указанные выше действия (точнее бездействие) федерального министерства носят и дискредитирующий характер - наносится ущерб авторитету федеральной исполнительной власти.

В завершении Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области полагает, что в интересах национальной экономики пора уже признать и устранить явные ошибки, допущенные в Постановлении № 870.

Целесообразно рассмотреть вопрос о приостановлении действия или отмене постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Это будет способствовать укреплению доверия к власти, способной адекватно и своевременно реагировать на ошибки в управлении.

В любом случае Постановление № 879 уже сыграло свою положительную роль, поскольку позволило вскрыть значительные проблемы в понятийном аппарате и правовом регулировании в области трудовых отношений применительно к условиям и охране труда, в гигиеническом нормировании условий труда.

Эти проблемы на сегодняшний день только обозначены, но далеко не решены.

Отмена Постановления послужила бы хорошим организационным стимулом для начала реального решения этих проблем.

"О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда,

в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870"

Какие компенсации полагаются за тяжелый, вредный и опасный труд?

Тем, кто трудится во вредных и (или) опасных условиях, по результатам проведенной аттестации рабочих мест должны предоставляться компенсации не ниже установленных в п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870.

Так, для них предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч в неделю). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 7 календарных дней, а оплата труда превышает обычные тарифные ставки (оклады) минимум на 4%.

Работодатель вправе самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за тяжелый, вредный и опасный труд.

Размеры предоставления соответствующих компенсаций определяются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Перечислены правовые акты, которые рекомендуется при этом использовать.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации, компенсации работникам не полагаются. В настоящее время Минтруд России разрабатывает акты, устанавливающие компенсации в зависимости от класса условий труда. Они будут утверждены после согласования со сторонами социального партнерства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ,

ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ

И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2012 N 655)

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Указанный в пункте 1 данного документа ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О).

1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных пунктом 1 данного документа. В случаях, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 данного документа, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда (Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570).

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.