С 2018 года в России появилось сразу несколько новых мер поддержки семей с детьми . Об этом решении в ноябре 2017 года , обозначив анонсированные нововведения как «перезагрузку политики демографического развития» , которая на протяжении последних лет основывалась преимущественно на программе материнского капитала за второго ребенка и дополнительных выплатах, направленных на поддержку многодетных семей . В связи с признаваемыми успехами программы маткапитала, ставшей за 11 лет уже привычной для российских родителей, было решено . Также сохраняется и будет расширена на новые регионы с низким коэффициентом рождаемости ежемесячная выплата . Однако руководство страны признает, что для преодоления новых демографических проблем существующих детских пособий уже недостаточно , поэтому в 2018 году будут введены , в том числе две новые ежемесячные выплаты на детей до 1.5 лет в размере прожиточного минимума (в среднем около 10000 рублей в месяц) - и в виде наличными на второго и последующих детей.
Что касается повышения размера уже действующих детских выплат, то с 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами - в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий , устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части ) и др. Согласно вступающим в силу изменениям, теперь детские пособия на постоянной основе на величину фактической инфляции за прошлый год - иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год определена Росстатом на уровне 2.5%). Однако это правило , размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года , поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.
Нужно понимать, что проводимая индексация на величину прошлогодней инфляции (с 1 февраля 2018 года ) не обеспечивает рост пособий в реальном выражении , а позволяет лишь в лучшем случае сохранить покупательную способность социальных выплат (и то, далеко не все согласны с официальными данными Росстата по инфляции, оценивая их как сильно заниженные). А для материнского капитала на второго ребенка уже несколько лет не делается и этого - напомним, что вообще сумма, предусмотренная сертификатом МСК, в последний раз индексировалась Правительством аж в 2015 году.
Единственное, в отношении чего Правительством России запланирован символический рост в реальном выражении - это пенсии в 2018 году, которые будут проиндексированы выше инфляции : соответственно страховые (трудовые) пенсии на 3.7% с 1 января и социальные на 4.1% с 1 апреля 2018 года. Это касается в том числе выплачиваемых детям и по потере кормильца.
В большинстве регионов страны на 2018 год из-за недофинансирования также запланировано незначительное, чисто техническое повышение размера социальных выплат (более существенно могут быть проиндексированы лишь те пособия, которые давно не повышались и суммы которых уже морально устарели). Пожалуй, только в одном регионе страны на 2018 год было заявлено о кардинальном повышении социальных расходов - мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о беспрецедентном увеличении , которое, прежде всего, затронет малоимущие, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Региональные выплаты этим категориям москвичей увеличились с 2018 года сразу в 2 раза и более!
Свежие новости и изменения
Необходимо отметить, что на федеральном уровне в ближайшей перспективе социальная поддержка российским семьям в реальном выражении не только не будет повышаться, но даже может быть уменьшена! Об этом 26 сентября 2017 года в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2018-2020 гг. в Госдуме сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин , слова которого приводило агентство «Россия сегодня» (РИА Новости): «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться, <…> мы ни в коем случае не должны говорить о том, чтобы мы сохраняли соцпомощь, когда мы повышаем заработные платы. Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не стоит ».
То есть в ближайшие годы в России планируется создать такие условия, при которых значительно меньше семей будет нуждаться в пособиях и других социальных выплатах (но только при условии, если родители работают по трудовому договору - им будет гарантирована и более высокая минимальная зарплата, и повышенные пособия на детей). Объем социальных расходов из федерального бюджета при этом в реальном выражении будет сокращаться, чтобы государству .
Для выполнения поставленных целей Правительству также должна помочь разработка единых критериев нуждаемости , которая уже активно ведется в Минтруде. В регионах они активно вводятся еще с 2016 года, и некоторые субъекты федерации в этом уже очень преуспели. Например, в Республике Тыва в связи с крайне высоким уровнем бедности (до 50% населения региона является малоимущим) при назначении некоторых видов социальной поддержки с 2017 года учитывается не только фактический уровень денежных доходов, но и так называемые условные «доходы семьи от ведения личного подсобного хозяйства» - например, в Тыве региональными властями было подсчитано, что «одна курица-несушка способна дать семейному бюджету в месяц 1,49 рубля дополнительного дохода, а овощи - 60 рублей с одной огородной сотки» и т.д. (читать подробнее на официальном портале Тувы). И работа в этом направлении еще наверняка продолжится…
Индексация пособий в 2018 году (таблица)
Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится по единому порядку с 1 февраля в соответствии со статьями 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ , утвержден постановлением Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за весь прошедший 2017 год, которая ранее была определена на уровне 2.5% (что соответствует коэффициенту индексации 1.025 ). Постановление вступает в силу с 01.02.2018 года.
Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:
- минимального размера оплаты труда (МРОТ) - повысился с 7800 до 9489 рублей (см. федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ);
- предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС - в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. постановление Правительства от 15 ноября 2017 г. № 1378).
Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).
Таблица - Пособия на детей в 2018 году
Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты , на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).
Название пособия | Устанавливаемый размер выплаты, руб. | |
с 1 января 2018 года | с 1 февраля 2018 года (+2,5%) | |
Декретные () | ||
- работающим женщинам (в наиболее общем случае) | 100% среднего дневного заработка за каждый день (в 2018 году для расчета среднего заработка принимаются доходы, начисленные работнику в 2016 и 2017 году) | |
- работающим женщинам минимум (рассчитывается за каждый день больничного по величине МРОТ) |
|
|
- работающим женщинам максимум (устанавливается исходя из предельной величины страховой базы) |
|
|
- безработным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации (выплачивается в органах Соцзащиты) | 613,14 за 1 месяц больничного | 628,47 в расчете на 1 месяц |
- | в размере стипендии, установленной образовательной организацией (независимо от того, на платной или бесплатной основе осуществляется обучение) | |
- женщинам, проходящим военную службу по контракту | в размере установленного по месту службы денежного довольствия | |
Единовременные пособия | ||
(до 12 недель) | 613,14 | 628,47 |
25892,45 | 26539,76 | |
16350,33 | 16759,09 | |
(усыновление, опека и попечительство, приемная семья) | 16350,33 или 124929,83 * | 16759,09 или 128053,08 * |
* Примечание: в более высоком размере устанавливается при усыновлении ребенка-инвалида, а также ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями и (или) сестрами | ||
Материнский капитал в 2018 году | 453026 (не повышается с 01.01.2016 по 01.01.2020 года) | |
Ежемесячные пособия | ||
40% от среднемесячного заработка (для расчета которого в 2018 году принимаются доходы за два полных предыдущих года - 2016-й и 2017-й), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту): | ||
|
|
|
Ежемесячная выплата или до 1.5 лет с 2018 года | Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2017 года (в зависимости от региона - ) | |
11096,76 | 11374,18 | |
2231,85 | 2287,65 | |
|
|
|
В размере установленного в регионе одного прожиточного минимума на ребенка | ||
Устанавливается во всех регионах страны согласно ст. 16 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ и выплачивается ежемесячно либо ежеквартально. Размер пособия, сроки и периодичность его индексации устанавливается региональными законами исходя из возможностей бюджета |
График оформления и выплаты детских пособий
От начала беременности
12 недель беременности
- Когда оформляют и выплачивают
28 или 30 недель беременности
Конец декретного отпуска
- Когда оформляют и выплачивают
Рождение ребенка
0,5 года
(не ограничено)
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
Конец декретного отпуска
1,5 года
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
От рождения или от 1,5 лет
До 16 или до 18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
Усыновление ребенка
3 месяца
1,5 года
3 года
3 года
18 лет
6 месяцев после усыновления
(не ограничено)
- Когда оформляют и выплачивают
- Когда оформляют и выплачивают
180 дней беременности жены военнослужащего
Окончание срочной службы отца ребенка
- Когда оформляют и выплачивают
Рождение ребенка
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
Наступление смерти военнослужащего
18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
- Когда оформляют и выплачивают
Передача ребенка на воспитание в семью
6 месяцев после передачи
18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
развернуть
График детских пособий по срокам их оформления и выплаты
- 12
недель
беременности - 28 или 30
недель
беременности - Рождение
ребенка - Конец
декретного
отпуска - 0,5
года - 1,5
года - 3
года - 16
лет - 18
лет
- региональное пособие
на ребенка*
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* сроки начала и окончания выплаты устанавливаются на уровне регионов (чаще всего от 1,5 до 16 лет)
- 12
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* сроки начала и окончания выплаты устанавливаются региональными законами (чаще всего от 1,5 до 16 лет), но не ранее момента усыновления ребенка
** право на получение пособия не зависит от возраста ребенка на момент его усыновления
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* может выплачиваться с момента рождения ребенка до достижения им 3 лет, но не ранее начала и не позднее окончания отцом срочной военной службы
** выплачивается с момента наступления смерти военнослужащего до достижения ребенком 18 лет или до окончания очного обучения, но не позднее 23 лет
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
Большинство из представленных выше пособий будут выплачиваться семьям в новом, повышенном размере только в том случае, если право на их получение возникло после проведения индексации (то есть после 1 февраля 2018 года).
Однако это не касается ежемесячных пособий, назначенных до 1 февраля и выплачиваемых семье в фиксированном размере (или установленных к выплате в размере минимума, подлежащего индексации). В этом случае сумма выплат будет проиндексирована, начиная с февраля 2018 года.
Единовременные пособия при рождении ребенка в 2018 году
Независимо от того, какой ребенок по очередности его появления в семье будет рожден в 2018 году (первый, второй, третий или последующие), в связи с этим событием законом на федеральном уровне предусмотрено , полагающееся одному из родителей до достижения ребенком возраста 6 месяцев.
Оно предоставляется в одинаковом размере как работающим (через работодателя из ФСС), так и неработающим гражданам (оформляется в органах Соцзащиты населения и выплачивается из федерального бюджета), на каждого рожденного ребенка:
- 16350,33 рублей с 1 января (до проведения очередной индексации);
- 16759,09 рублей - с 1 февраля 2018 года (с учетом индексации на 2.5%).
Если один или оба родителя ребенка работают (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту жительства (а также месту пребывания или фактического проживания) семье можно только в том случае, если оба родителя не работают либо учатся .
Процедура оформления пособия упрощается, если законный родитель у ребенка единственный (то есть если оформляется оно матерью-одиночкой или отцом, воспитывающим ребенка без матери, которая умерла либо лишена родительских прав). В этом случае не требуется предоставлять вторым родителем.
Дополнительно к декретным по месту работы выплачивается в размере 613,14 рублей (628,47 рублей с 1 февраля 2018 года) женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Для его получения необходимо вместе с предоставить работодателю при оформлении декретного отпуска справку о постановке на учет на сроке до 12 недель.
Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году
Это второе основное федеральное пособие (наряду с ), которое предоставляется одному из родителей или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком до достижения 1.5 лет, независимо социального положения и факта трудоустройства.
В общем случае гражданам, работающим по трудовому договору (то есть «подлежащим обязательному социальному страхованию от временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), ежемесячное в размере 40% от среднего месячного заработка за 2 предыдущих года , но не менее установленного законом минимума.
Однако неработающие родители имеют право на получение этого пособия только в минимальном размере :
- 3142,33 рублей в месяц - на первого ребенка;
- 6284,65 рублей в месяц - , третьего и последующих.
Работающие родители или опекуны ребенка могут получать это пособие в более высоком размере , если их среднемесячный заработок за 2 предыдущих года (в 2018 году это соответственно 2016-й и 2017-й) превышает:
- если пособие оформляется на первого ребенка - 7870,90 рублей, если оформляется после 1 февраля 2018 года;
- если оформление пособия происходит на второго ребенка и последующих - 15741,77 рублей, если пособие назначается после 1 февраля.
Поскольку средний месячный заработок, соответствующий указанному минимальному размеру пособия на первого ребенка, в 2018 году составляет меньше величины МРОТ (7870,90 меньше 9489 рублей), то работающим гражданам минимальный размер будет устанавливаться исходя из величины МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком (9489 рублей с 1 января 2018 года, что соответствует минимальному пособию в размере 3788,33 рублей ).
Работающим гражданам ограничивается не только минимум, но также и максимальный размер возможных ежемесячных выплат до 1.5 лет. Он определяется (то есть суммой годового заработка, с которого отчисляются страховые взносы в ФСС).
Лимиты для расчета пособия по уходу за ребенком на 2018 год в форме социального страхования (из ФСС) приводятся в таблице ниже.
Лимиты для расчета пособия до 1.5 лет работающим | Предельные суммы, подлежащие выплате в 2018 году (за один месяц) | |
с 1 января | с 1 февраля | |
Минимальный размер пособия | ||
- на первого ребенка (по МРОТ) | 3788,33 | |
- на второго ребенка и последующих | 6131,37 | 6284,65 |
Максимум ежемесячных выплат до 1.5 лет | ||
- максимальный размер среднего дневного заработка, используемого для расчета пособия | 2017,81 | |
- максимальный размер пособия для работающих граждан (по страховой базе) | 24536,55 | |
- для военнослужащих и женщин, уволенных в период (фиксировано) | 12262,76 | 12569,33 |
Поскольку пособие до 1.5 лет может оформить только один из родителей , то, как и в случае с , при оформлении пособия (по месту работы или в органах Соцзащиты, если заявитель не работает) необходимо предоставить справку о том, что второму родителю это .
Необходимо отметить, что до 1 июля 2016 года пособие по уходу за ребенком полагалось в двойном размере (двойной минимум или 80% среднего заработка) и до достижения ребенком 3 лет семьям в случае их проживания в так называемой «чернобыльской зоне».
Затем это стало выплачиваться в обычном порядке (как описано выше), но дополнительно к нему была введена , выплачиваемая через Соцзащиту в фиксированном размере (указаны суммы с 1 февраля 2018 года):
- 3241,05 рублей - от рождения ребенка до достижения 1.5 лет;
- 6482,10 - на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет.
Выплаты на второго ребенка в 2018 году
При рождении в 2018 году второго ребенка выплате подлежит , который устанавливается на первенца. Размеры выплат на второго ребенка также не меняются, за исключением увеличенного в 2 раза минимального - 6284,65 рублей вместо 3142,33 на первого ребенка с учетом индексации с 1 февраля 2018 года. Этот гарантированный минимум будет выплачиваться на 2 ребенка (по месту работы через ФСС), (через органы Соцзащиты населения по месту жительства или пребывания).
Более существенное изменение связано с возможностью получения семьей . Завершение программы запланировано 31.12.2018 г., поэтому на протяжении всего 2018 года у российских семей при рождении 2 ребенка будет возникать право на получение сертификата.
Также необходимо отметить, что с многие российские семьи при рождении второго ребенка могут приобрести (поскольку семейный доход делится на всех членов семьи, и при сохранении его уровня среднедушевой доход в зависимости от состава семьи автоматически снижается на 25-33% и может оказаться ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения). Это дает родителям возможность на получение , выплачиваемых через Соцзащиту преимущественно малоимущим семьям (то есть с учетом так называемых «критериев нуждаемости»).
Размер материнского капитала в 2018 году на второго ребенка
Сертификат на маткапитал не индексируется уже третий год подряд (последняя его индексация на 5.5% проводилась Правительством с 1 января 2015 года). снова будет составлять 453026 рублей , и эта сумма не будет меняться еще как минимум до 1 января 2020 года (то ест всего так называемая «заморозка материнского капитала» может продлиться 5 лет).
Многие справедливо опасаются, что за это время покупательная способность сертификата может существенно снизиться (накопленная инфляция за эти 5 лет только по официальным оценкам может превысить 30%).
Однако необходимо отметить, что нельзя проводить прямых параллелей между показателем инфляции в стране (которая привязана к продуктам потребительской корзины) и обесцениванием материнского капитала, поскольку сертификатом нельзя расплатиться в магазине за обычные товары!
Однако это не совсем так. вариантов использования материнского капитала делает его менее чувствительным к изменению индекса роста потребительских цен. Известно, что более 90% владельцев сертификатов направляют его (приобретение и строительство жилья), однако цены на жилье с 2015 года в среднем по стране не выросли , а даже существенно упали в первые годы кризиса, и сейчас повышаются умеренными темпами (столичный регион не в счет, поскольку там жилищный рынок все-таки работает в немного других условиях, чем в среднем по стране).
Кроме того, привлекательность материнского капитала не только не снизилась, но и существенно выросла за эти годы в связи с существенным
Болезненная тема о выплатах, предоставляемых государством для обеспечения достойного воспитания ребёнка, актуализируется в начале каждого года. Ведь именно в январе формируется смета, которая будет отпущена государством на социальные выплаты. снова подняли вопрос о том, повысят ли детские пособия в 2018 году. Федеральный закон от 28 декабря 2017 года вносит изменения в суммы начисления единоразовых и ежемесячных выплат матерям. Особенно актуальна эта информация для родителей и опекунов, которые уже получают выплаты для ухода за ребёнком и планируют получать эти средства в дальнейшем.
Детские пособия в 2018 году: изменения в законодательстве
Новая демографическая политика в РФ начала давать свои плоды: детские пособия стали одним из главных вопросов в формировании бюджета в 2018 году. Январь принёс систему новых законодательных актов, согласно которым будут изменены правила и суммы выплат, которые полагаются родителям одного или нескольких детей.
Основные новшества коснулись многодетных семей и семей военнослужащих. Но стороной не обошли и такие «классические» категории социально нуждающихся граждан, как дети-инвалиды, дети ликвидаторов аварии на ЧАЭС, дети, живущие в экологически неблагоприятной зоне, дети из неполных семей (см. ).
Связаны эти решения с изменениями в рамках новой семейной политики государства, которая предполагает больший контроль за благосостоянием семей, имеющих одного или более детей.
Поскольку большинство семей, находящихся за гранью жителей со средним достатком, имеют одного или нескольких детей, правительство сделало вывод, что помощь необходима именно этим категориям граждан. Основная проблема заключается в том, что увеличение выплат пока производится только за счёт индексации пособий, а не за счёт изменения в законодательной системе.
Новая семейная политика направлена не столько на то, чтобы увеличить количество выплат гражданам РФ, сколько на предоставление им возможности самостоятельно заработать прожиточный минимум. Именно поэтому основные изменения касаются именно заработной платы родителей, имеющих одного и более детей. Существенные изменения затронут и количество необходимых рабочих часов для многодетных семей, семей с ребёнком-инвалидом и т.д.
Увеличение собственно индексации детских пособий происходит согласно изменениям в Законе №74 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году». Процентная доля суммы выведена на основании инфляции рубля на международном рынке валют и, как следствие, повышении цен на продукты питания (см. ).
Новый закон будет актуален только с начала февраля 2018 года. Размер индексации детских пособий в 2018 году составил 1,025%.
Кроме того, внимание обращают на себя некоторые изменения в размерах компенсации суммы, взятой молодой семьёй по ипотеке. Улучшение демографической позиции страны позволяет улучшить своё благосостояние благодаря «сжиганию» кредита, который был закреплён за одним или обоими супругами (см. )
Новости про детские пособия в 2018 году
При вычислении суммы одноразовой или ежемесячной помощи учитывается не только фактор индексации и последние нормы законодательства, но и персональные особенности семьи. Обратить внимание нужно на следующие особенности социальных выплат в 2018 году:
- Новый порядок индексации касается только начислений, которые будут установлены начиная с 1 февраля 2018 года. Если размер детских пособий будет установлен роженице, скажем, в январе 2018 года, то сумма останется прежней (образец 2016 – 2017 годов).
- Анонсированных осенью выплат (250 тысяч молодым матерям (до 35 лет)) в 2018 году не будет – эта новость была ложной. Такой проект действительно некоторое время был популярен в правительстве, но от пособия решено было отказаться в пользу увеличения выплат по ;
- Выплаты, предоставляемые родителям второго ребёнка в среднем в стране достигают 10000 рублей, но сама сумма будет варьироваться в зависимости от суммы прожиточного минимума в регионе.
Для правильного вычисления суммы пособия семье, претендующей на социальную помощь, необходимо предоставить полный список документов в организацию, ответственную за начисление выплат.
Документы на детское пособие разнятся в зависимости от типа выплат, на которые претендует семья или один из родителей. Общие требования к базовым типам социальной помощи следующие.
Одноразовые пособия:
Для оформления пособия по декретному отпуску работающей женщины (необходимо сдать в отдел кадров) пакет документов состоит из блока справок, взятых как в больнице, так и по месту работы роженицы. После постановки на учёт по беременности женщина обязана взять в больнице справку с печатью и подписью лечащего врача и лист нетрудоспособности. Потом следует обратиться в организацию, где она числится в качестве сотрудника и взять ведомость о средних выплатах за последние несколько лет. Только по получении всех этих документов молодая мать может смело писать заявление об уходе в декретный отпуск.
Для оформления пособия учащейся очной формы (обращаться в учебное заведение) обращаться следует не по месту работы роженицы (хотя, если трудовой стаж всё-таки идет в какой-либо организации, то выписка из трудовой книжки однозначно потребуется), но и учебного заведения, в котором числится будущая мама. Медицинские справки беременной студентке также потребуются. Кроме этого, необходимо будет встать на учёт по безработице (если официальной работы нет, или зарплаты девушка получает в конверте).
Для получения пособия беременным жёнам военнослужащих основным документом для предоставления пособия является справка, которую молодая жена сможет получить в воинской части, где числится её муж. Этот документ будет свидетельствовать о том, что супруг действительно является военнообязанным, который добровольно отправился на военную службу. Для подтверждения родства мужа и жены необхоимо будет принести свидетельство о браке и справку из ЗАГСа.
Для оформления пособия женщине, которая была уволена в связи с сокращением кадров на предприятии или по причине закрытия организации-работодателя, необходимо будет прежде всего подтвердить факт отсутствия постоянного источника дохода. Конечно, выплата в этом случае будет мизерной, но любые деньги одинокой матери, которую уволили с работы, могут пойти на пользу. Не стоит забывать также о больничных листах и заявлении.
Для оформления единичной выплаты по родам, как ни странно, придётся подтверждать факт наличия ребёнка. Для этого все средства будут хороши, но лучшим считается предоставление сразу двух важных документов: свидетельства о рождении дитяти и справки из ЗАГСа. В качестве приятного дополнения можно приложить свидетельство о браке (или свидетельство о разводе, если мать планирует воспитывать ребёнка одна). Паспорт матери тоже пригодится.
Многоразовые пособия:
Включают ежемесячное, ежеквартальное и ежегодное финансирование уже рождённого ребёнка в семьях, где уровень дохода не позволяет обеспечить достойную жизнь ребёнку.
Для оформления пособия для ребёнка, не достигшего полуторагодовалого возраста, необходимо будет удостоверить социальный фонд в том, что ранее вы никаких денег у государства на содержание ребёнка не брали. Подобные справки родителям может без труда предоставить отдел кадров той организации, в которой вы числитесь сотрудником. Желательно предоставить справки с места работы обоих родителей. Не лишними будут также свидетельство о рождении ребёнка и справка о регистрации брака из ЗАГСа.
Для оформления пособия для детей, не достигших совершеннолетия, нужно убедить комиссию фонда в том, что семья ребёнка действительно нуждается в дополнительном финансировании. Поводом для этого может стать правка о суммарном доходе семьи за последние несколько лет (можно и за последний год, но справка за несколько лет выглядит солиднее), информация о количестве членов семьи (можно и выписка из домовой книги о количестве людей, проживающих на жилплощади родителей) и свидетельство с работы обоих родителей о средней зарплате за последние 24 – 36 месяцев.
Ситуации в социальном фонде случаются разные, поэтому стоит быть готовым к тому, что при увеличении сумм базовых выплат правительство будет стремиться сократить количество семей, которым эти дополнительные финансы будут предоставлены. Какими же могут быть основания для отказа в этой своеобразной «стипендии»?
- Неполный пакет документов. Если молодая мама не уверена, что знает все вида справок и свидетельств, которые ей придется показать фонду, лучше уточнить информацию за несколько месяцев до предполагаемого визита, а не ждать последнего дня срока подачи документов.
- Большое количество человек, прописанных в одной квартире. Фонд исходит из тех соображений, что минимальный доход на ребёнка при большом количестве человек, живущих в квартире, перестаёт быть минимальным. Это актуально даже для , живущих с несколькими тётями и дедушками.
- Лишение родительских прав. В этом случае просьбу о социальной помощи может подавать опекун, но никак не родитель.
- Один из родителей уже получил такой же вид помощи, на который претендует второй родитель, в своей организации. Этот факт очень легко проверяется, поэтому махинации на такой почве часто становятся основанием для прекращения денежных выплат: не только единоразовых, но и постоянных.
- Помещение ребёнка в интернат, детский дом, закрытую государственную школу, пансион, больницу. Как только дитя полностью переходит на иждивение государства, всякие выплаты на имя его родителей моментально прекращаются, ведь фактически адресатом социальной помощи является ребёнок, а не его семья.
- Получение родителем или опекуном другой помощи (даже если её выдала негосударственная организация). Любые притоки финансов в семье, просящей о помощи, должны быть контролированы правительством. Если какой-либо частный фонд выделил средства на частичное или полное обеспечение ребёнка, то о государственной поддержке больше не может быт и речи.
- При вычислении полагающейся семьи выплаты в учёт берётся не только общероссийская законодательная база, но и региональные коэффициенты (например, коэффициент в Чернобыльской зоне, или коэффициент в северных регионах страны).
- Сумма конкретно социальной поддержки из государственного бюджета может уменьшиться, но её недостаток компенсируют выплаты из Фонда социального страхования, которые не зависят от распределения бюджетных средств.
- При начислении суммы для помощи малоимущим семьям учитываются не только фактические доходы семьи, но и условный приработок. Возможность дополнительного заработка особенно высока в деревнях и частных кварталах, где жители имеют возможность выращивать овощи и фрукты на приусадебных участках, а также держать скотину.
- Пособие на ребёнка для одинокой матери не отличается по сумме от средств, выдаваемых на содержание одного или нескольких детей в полной семье.
- Если у семьи есть ипотека, то при рождении первого ребёнка сумма банк не снимает стоимость за 18 квадратных метров жилплощади. При рождении второго ребёнка банк не взымает стоимость ещё 18 квадратных метров. После рождения третьего ребёнка кредит по ипотеке возвращать не нужно (см. ).
- Необходимо учитывать, что 2016 год был високосным. Поскольку для подтверждения денежного обеспечения и социального статуса семьи (или только матери) социальный фонд требует выписку о доходах за последние два года, то 2016 при переучёте выплат 2018 года под эту косу попадает. Дополнительный день февраля вносит ожидаемую погрешность в вычисления средней заработной платы. Для исчисления среднего месячного дохода придётся брать период в 24 месяца и 731 рабочий день.
13.12.2017, 17:26
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий выплаты на первого и второго ребенка в семье. Эти выплаты уже успели получить неофициальное название «путинские пособия», поскольку об их введение с 2018 года объявил Президент России В. Путин. Кто имеет право на получение новых ежемесячных выплат на ребенка? Куда и какие документы сдавать? Будут ли обязаны работодатели выплачивать новые пособия на детей? Учитываются доходы семьи при решении вопроса о назначении новых выплат на первого и второго ребенка? Давайте разбираться.
Привычные пособия на детей в 2018 году
Существуют, так называемые, базовые «детские» пособия, связанные с рождением ребенка. С 1 февраля 2018 они будут проиндексированы на коэффициент 1,025 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № 74 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году”). Приведем таблицу с размерами детских пособий с 1 февраля в 2018 года.
Перечисленные виды детский пособий финансируются за счет средств ФСС. Однако за их назначением сотрудники могут обращаться к своим работодателям.
Две новые выплаты на детей с 2018 года
28 ноября 2017 года В. Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей предложил ввести с 2018 года совершенно новые ежемесячные выплаты молодым семьям. В этих целях был принят Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.
Таким образом, при рождении первого ребенка выплата будет финансироваться из государственного бюджета. А на второго ребенка ежемесячные выплаты можно будет получать из своего же материнского капитала. Выплаты будут возможны до достижении ребенком полутора (1,5) лет.
Принципиальный вопрос состоял в том, продлят ли материнский капитал после 2018 года? Ответ на этот вопрос Владимир Путин дал в ноябре 2017 года – материнский капитал будет продлен до 31 декабря 2021 года.
В 2018 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля . С 2018 года некоторые семьи смогут получать деньги из материнского капитала в виде ежемесячных выплат на второго ребенка. А материнский капитал, соответственно, будет уменьшаться.
Размер новых выплат на детей
Размер ежемесячной выплаты будет приравнен размеру прожиточного минимума для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплат. Таким образом, если обратиться за пособием в 2018 году, то размер ежемесячной выплаты будет равен прожиточному минимуму за 2 квартал 2017 года в конкретном субъекте РФ.
Средний общероссийский размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка составит:
В 2018 году | 10 523 р. |
В 2019 году | 10 836 р. |
В 2020 году | 11 143 р. |
Однако, повторимся, что точный размер выплаты зависит от конкретного региона и может отличаться от средних общероссийских значений. Приведем таблицу точных размеров ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка в 2018 году с разбивкой по регионам.
Размер регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года
Название субъекта федерации (региона) | Размер ПМ на ребенка за 2 квартал 2017 года, руб. | Каким документом устанавливается (номер Постановления Правительства) |
Чукотский автономный округ | 22222 | 24.07.2017 г. № 292 |
Ненецкий автономный округ | 21973 | 20.07.2017 г. № 233-п |
Камчатский край | 21124 | 25.07.2017 г. № 301-П |
Магаданская область | 19073 | 19.07.2017 г. № 142-п |
Республика Саха (Якутия) | 17023 | 28.08.2017 г. № 289 |
15897 | 10.08.2017 г. № 805-П | |
Мурманская область | 15048 | 01.08.2017 г. № 387-ПП |
Сахалинская область | 14734 | 04.08.2017 г. № 360 |
г.ф.з. Москва | 14252 | 12.09.2017 г. № 663-ПП |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 13958 | 28.07.2017 г. № 288-п |
Приморский край | 13553 | 31.07.2017 г. № 307-па |
Хабаровский край | 13386 | 10.08.2017 г. № 91 |
Еврейская автономная область | 13327,12 | 17.07.2017 г. № 68-ОД |
Республика Кабардино-Балкария | 12778 | 19.09.2017 г. № 170-ПП |
Республика Коми | 12487 | 20.07.2017 г. № 395 |
Красноярский край | 12020 | 18.07.2017 г. № 403-п |
Амурская область | 11979 | 04.09.2017 г. № 188 |
Республика Карелия | 11978 | 17.08.2017 г. № 282-П |
Архангельская область | 11734 | 27.07.2017 г. № 288-пп |
Новосибирская область | 11545 | 14.07.2017 г. № 138 |
Московская область | 11522 | 27.09.2017 г. № 806/34 |
Забайкальский край | 11362,79 | 07.08.2017 г. № 322 |
Томская область | 11251 | 31.07.2017 г. № 174-р |
г.ф.з. Севастополь | 10935 | 17.08.2017 г. № 597-ПП |
Тюменская область | 10832 | 31.07.2017 г. № 382-п |
Вологодская область | 10732 | 14.08.2017 г. № 722 |
Псковская область | 10652 | 02.08.2017 г. № 324 |
Тверская область | 10625 | 25.08.2017 г. № 261-пп |
Ростовская область | 10501 | 26.07.2017 г. № 520 |
Республика Крым | 10487 | 18.08.2017 г. № 414 |
Иркутская область | 10390 | 28.07.2017 г. № 495-пп |
Астраханская область | 10382 | 25.07.2017 г. № 251-П |
г.ф.з. Санкт-Петербург | 10367,9 | 17.08.2017 г. № 693 |
Республика Тыва | 10347 | 11.08.2017 г. № 360 |
Пермский край | 10289 | 29.08.2017 г. № 756-п |
Республика Бурятия | 10270 | 16.08.2017 г. № 405 |
Челябинская область | 10221 | 26.07.2017 г. № 148 |
Курганская область | 10217 | 25.07.2017 г. № 249 |
Свердловская область | 10210 | 14.03.2017 г. № 152-ПП |
Смоленская область | 10201 | 13.07.2017 г. № 470 |
Новгородская область | 10176 | 14.07.2017 г. № 213-рг |
Калининградская область | 10138 | 18.08.2017 г. № 439 |
Ивановская область | 9999 | 18.07.2017 г. № 137-уг |
Самарская область | 9967 | 26.07.2017 г. № 491 |
Республика Алтай | 9954 | 24.07.2017 г. № 173 |
Кемеровская область | 9857 | 18.07.2017 г. № 377 |
Краснодарский край | 9845 | 31.07.2017 г. № 1096 |
Ульяновская область | 9818 | 25.08.2017 г. № 415-П |
Республика Хакасия | 9811 | 14.08.2017 г. № 412 |
Республика Дагестан | 9774 | 14.08.2017 г. № 174 |
Владимирская область | 9752 | 02.08.2017 г. № 625 |
Брянская область | 9677 | 24.07.2017 г. № 338-п |
Волгоградская область | 9664 | 08.08.2017 г. № 414-п |
Кировская область | 9662 | 24.08.2017 г. № 417-П |
Чеченская Республика | 9650 | 05.09.2017 г. № 195 |
Республика Марий Эл | 9645 | 21.07.2017 г. № 305 |
Нижегородская область | 9612 | 24.07.2017 г. № 547 |
Костромская область | 9566 | 07.08.2017 г. № 294-а |
Ярославская область | 9547 | 14.07.2017 г. № 238 |
Калужская область | 9487 | 29.08.2017 г. № 479 |
Пензенская область | 9470 | 01.08.2017 г. № 367-пП |
Алтайский край | 9434 | 08.09.2017 г. № 335 |
Орловская область | 9429 | 21.07.2017 г. № 298 |
Республика Карачаево-Черкессия | 9428 | 12.09.2017 г. № 238 |
Республика Северная Осетия - Алания | 9372 | 15.08.2017 г. № 314 |
Республика Адыгея | 9325 | 02.08.2017 г. № 133 |
Омская область | 9323 | 06.09.2017 г. № 251-п |
Ленинградская область | 9259 | 10.08.2017 г. № 322 |
Тульская область | 9256 | 31.07.2017 г. № 325 |
Республика Ингушетия | 9241 | 07.09.2017 г. № 137 |
Рязанская область | 9215 | 26.07.2017 г. № 174 |
Саратовская область | 9159 | 21.08.2017 г. № 428-П |
Ставропольский край | 9123 | 07.08.2017 г. № 313-п |
Липецкая область | 9078 | 13.07.2017 г. № 339 |
Курская область | 8993 | 10.07.2017 г. № 548-па |
Республика Удмуртия | 8964 | 23.08.2017 г. № 361 |
Оренбургская область | 8958 | 11.08.2017 г. № 589-п |
Республика Калмыкия | 8944 | 21.08.2017 г. № 284 |
Республика Чувашия | 8910 | 24.08.2017 г. № 325 |
Республика Башкортостан | 8892 | 28.08.2017 г. № 391 |
Республика Мордовия | 8714 | 20.07.2017 г. № 417 |
Тамбовская область | 8634 | 21.07.2017 г. № 696 |
Республика Татарстан | 8490 | 28.07.2017 г. № 524 |
Воронежская область | 8428 | 25.07.2017 г. № 588 |
Белгородская область | 8247 | 24.07.2017 г. № 286-пп |
Кто будет заниматься назначением и выплатой новых пособий
Если семья после 1 января 2018 года будет претендовать по получение новых пособий на детей, то обращаться за их назначением потребуется:
- за выплатой на первого ребенка – в районное управление социальной защиты населения (РУСЗН) по месту жительства заявителя;
- за выплатой на второго ребенка – территориальное подразделение Пенсионного фонда (УПФР) по месту жительства заявителя.
Если же родится двойня, то нужно будет придерживаться такого же принципа – подавать два разных комплекта документа в РУСЗН и УПФР соответственно. При этом имейте в вижу, что документы можно подавать через МФЦ. Это прямо закреплено в законе.
Но зачем так сделали? Для чего предусмотрели два разных ведомства для назначения «детских»? Дело в том, что материнским капиталом занимаются именно подразделения ПФР. Следовательно, чтобы расходовать средства материнского капитала на второго ребенка нужно обращаться именно в УПФР.
Документы для получения выплаты на второго ребенка можно подать в УПФР одновременно с документами на получение сертификата на материнский капитал (п.7 ст. 2 Закона).
Кто сможет получить выплаты: условия
Для получения права на оформление новых выплат на детей необходимо соблюдение нескольких условий:
Условие |
Родители (или усыновители) являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории Российской Федерации. |
Первый или второй ребенок должен родиться или быть усыновлен после 1 января 2018 года. Если дети родились или были усыновлены раньше (например, в декабре 2017 года), то выплата не полагается. |
В семье должны быть низкие доходы, не превышающие за последние 12 месяцев в расчете на одного члена семьи 1,5 прожиточных минимума, установленных в регионе для работающих граждан. |
Дети не должны находиться на полном государственном обеспечении. |
Граждане (родители или усыновители) не должны быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах. |
Таким образом, можно предположить, что 2 основных критерия, которым должны будут соответствовать большинство российских семей, это:
- рождение детей после 1 января 2018 года;
- отсутствие доходов, превышающих 1,5 прожиточных минимума установленных в регионе для работающих граждан.
Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах.
Как будут оценивать финансовое положение семьи
Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Закона.
Среднедушевой доход семьи представляет собой полученных доход на определенный период времени без учета налогов, который приходится на одного члена семьи.
Приведем таблицу со значениями прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года с разбивкой по регионам. В этой таблице мы в столбце «Среднедушевой доход семьи в 2018 году» мы приводится максимальную сумму дохода, до достижения которой можно получить право на ежемесячные выплаты на детей.
Субъект | П/М работающих за 2 квартал 2017 г. | Среднедушевой доход семьи |
---|---|---|
Белгородская область | 8989 | 13483.5 |
Брянская область | 10615 | 15922.5 |
Владимирская область | 10616 | 15924 |
Воронежская область | 9292 | 13938 |
Ивановская область | 10896 | 16344 |
Калужская область | 10390 | 15585 |
Костромская область | 10581 | 15871.5 |
Курская область | 9725 | 14587.5 |
Липецкая область | 9580 | 14370 |
Московская область | 13146 | 19719 |
Орловская область | 10161 | 15241.5 |
Рязанская область | 10139 | 15208.5 |
Смоленская область | 11178 | 16767 |
Тамбовская область | 9433 | 14149.5 |
Тверская область | 11037.7 | 16556.55 |
Тульская область | 10120 | 15180 |
Ярославская область | 10429 | 15643.5 |
г. Москва | 18742 | 28113 |
Республика Карелия | 13932 | 20898 |
Республика Коми | 13276 | 19914 |
Архангельская область | 13022 | 19533 |
Вологодская область | 11907 | 17860.5 |
Калининградская область | 11361 | 17041.5 |
Ленинградская область | 10047 | 15070.5 |
Мурманская область | 15185 | 22777.5 |
Новгородская область | 11190 | 16785 |
Псковская область | 11798 | 17697 |
г. Санкт-Петербург | 11830.3 | 17745.45 |
Ненецкий автономный округ | 21844 | 32766 |
Республика Адыгея | 9837 | 14755.5 |
Республика Калмыкия | 9264 | 13896 |
Краснодарский край | 11141 | 16711.5 |
Астраханская область | 10140 | 15210 |
Волгоградская область | 10146 | 15219 |
Ростовская область | 10623 | 15934.5 |
Республика Крым | 10634 | 15951 |
г. Севастополь | 11162 | 16743 |
Республика Дагестан | 9922 | 14883 |
Республика Ингушетия | 9319 | 13978.5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 11925 | 17887.5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9815 | 14722.5 |
Республика Северная Осетия – Алания | 9911 | 14866.5 |
Чеченская Республика | 9996 | 14994 |
Ставропольский край | 9404 | 14106 |
Республика Башкортостан | 9498 | 14247 |
Республика Марий Эл | 10047 | 15070.5 |
Республика Мордовия | 9068 | 13602 |
Республика Татарстан | 9142 | 13713 |
Удмуртская Республика | 9468 | 14202 |
Чувашская Республика | 9330 | 13995 |
Пермский край | 10804 | 16206 |
Кировская область | 10159 | 15238.5 |
Нижегородская область | 10033 | 15049.5 |
Оренбургская область | 9269 | 13903.5 |
Пензенская область | 9771 | 14656.5 |
Самарская область | 11072 | 16608 |
Саратовская область | 9581 | 14371.5 |
Ульяновская область | 10362 | 15543 |
Курганская область | 10428 | 15642 |
Свердловская область | 10653 | 15979.5 |
Тюменская область | 11212 | 16818 |
Челябинская область | 10608 | 15912 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 15294 | 22941 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 16751 | 25126.5 |
Республика Алтай | 10200 | 15300 |
Республика Бурятия | 10273 | 15409.5 |
Республика Тыва | 10168 | 15252 |
Республика Хакасия | 9857 | 14785.5 |
Алтайский край | 10002 | 15003 |
Забайкальский край | 11392.29 | 17088.435 |
Красноярский край | 12163 | 18244.5 |
Иркутская область | 10814 | 16221 |
Кемеровская область | 9981 | 14971.5 |
Новосибирская область | 11854 | 17781 |
Омская область | 9683 | 14524.5 |
Томская область | 11539 | 17308.5 |
Республика Саха (Якутия) | 17601 | 26401.5 |
1.5 | ||
Камчатский край | 20399 | 30598.5 |
Приморский край | 13191 | 19786.5 |
Хабаровский край | 13807 | 20710.5 |
Амурская область | 12184 | 18276 |
Магаданская область | 18994 | 28491 |
Сахалинская область | 14552 | 21828 |
Еврейская автономная область | 10158.05 | 15237.075 |
Чукотский автономный округ | 21396 | 32094 |
Формула для расчета дохода семьи
Чтобы определить среднедушевой доход семьи за расчетный период и сравнить его с максимально допустимым специалисты РУСЗН или УПФР будет применять такую формулу:
Сумма дохода всех членов семьи / 12 / Количество членов семьи
Если сведения о сумме доходов представлены за период менее 12 календарьных месяцев, среднедушевой доход рассчитывается пропорционально периоду, за который представлены эти сведения.
Члены семьи и доходы: кто включается и как считаются
Поясним, кто включается в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода. (п.10 статьи 4 Закона):
Но какие именно поступления включать в доходы? Ответы на эти вопросы содержаться в статье 4 Закона. В таблице мы обобщили доходы семьи в денежной форме, которые принимаются во внимание при расчете среднедушевого дохода.
Что включатеся в доходы семьи |
---|
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера. |
Вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. (в частности, гражданско-правовые договоры) |
Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений |
Доходы от предпринимательской деятельности (ИП) |
Пенсии, пособия, пособия стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ и (или) законодательством субъекта РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ. |
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. |
Компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей. |
Денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов РФ и других органов, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством РФ. |
При назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка среднедушевой доход будут рассчитывать исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении выплаты.
Пример. Предположим, что за назначением ежемесячной выплаты мать первого ребенка обратилась в соцзащиту 16 февраля 2018 года. В таком случае будет исследован среднедушевой доход семьи за период с января 2017 года по января 2018 года (включительно).
Семья Петровых (граждане РФ) состоит их трех человек. Они проживают в Московской области:
- мать ребенка;
- отец ребенка;
- родившийся в январе 2018 года первенец.
В период январь 2017 года – январь 2018 года мать работала уборщицей в детском саду. Ее ежемесячный доход составляет 5800 рублей. Всего в расчетном периоде мать заработала 69 600 р. (5800 р. x 12 мес.). Отец в этот период работал грузчиком в продуктовом магазине с ежемесячным доходом 18 700 рублей. За расчетный период его доход до вычета НДФЛ (13 %) составил 224 400 р. (18 700 р. x 12 мес.). Применим формулу:
- если считать, что в состав семьи Петровых входит три человека, то среднедушевой доход за расчетный период составит 8 167 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3;
- если считать, что состав семьи Петровых входит два человека (муж или жена, без ребенка), то среднедушевой доход за расчетный период 12 250 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3
». В связи с этим произошли изменения в расчете некоторых «детских» пособий. Как считать «детские» пособия с 1 января 2018 года? Какой размер пособий с 1 января 2018 года? Изменился ли минимальный размер пособия по уходу за ребенком? В каких размерах будет возмещать «детские» пособия ФСС? Какие размеры новых детских пособий на первого и второго ребенка в разных регионах России и кому полагаются такие пособия? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с детскими пособиями, а также таблицу с новыми размерами вы найдете в данной статье.
Виды детских пособий в 2018 году
К «детским» пособиям принято относить выплаты, касающиеся рождения детей. Перечень федеральных «детских» пособий приведен в Федеральном законе от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Рассмотрим, как с 1 января 2018 года изменятся (увеличатся) размеры наиболее часто выплачиваемых «детских» пособий, а именно:
- пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности;
- единовременного пособия при рождении ребенка;
- ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- пособия по беременности и родам.
Эти пособия выплачивает работодатель. Однако, заметим, что в отдельных регионах РФ проводится пилотный эксперимент по выплате пособий напрямую из бюджета ФСС. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам. См. « ».
Если в организации или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать пособия на детей, то работодателю следует знать размеры детских пособий с 1 января 2018 года.
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Он ввел две новые ежемесячные выплаты на детей – на первого и на второго ребенка. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ. Эти выплата многие также называют «пособиями», поэтому им мы также уделили внимание в этой статье.
Индексация пособий с 1 января 2018 года
Индексации «детских» пособий с 1 января 2018 года не произойдет. В 2018 году и в последующие годы детские пособия нужно индексировать ежегодно с 1 февраля. Коэффициент индексации утверждается Правительством РФ (Федеральный закон от 19.12.2016 № 444-ФЗ.) Аналогичный порядок был временно введен для 2016 и 2017 годов, но теперь стал постоянным. Индексация касается следующих выплачиваемых работодателем пособий:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В связи с этим с 1 января по 1 февраля 2018 года «детские» пособия следует выплачивать в тех же размерах, что и в 2017 году. Обобщим размеры «детских» пособий в таблице с января 2018 года. Эти размеры никак не изменились.
Если же средний заработок сотрудника в расчете на каждый полный месяц расчетного периода меньше МРОТ (ч.1.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ), то пособие по уходу за ребенком рассчитывается исходя из МРОТ:
При этом размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году не может быть меньше минимального установленного значения (ст.11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).
МРОТ с 1 января 2018 года составляет 9489 рублей. Поэтому минимальный размер пособия с 1 января составляет 3795,60 р. (9489 р. x 40 %). Менее этой суммы в качестве пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивать нельзя. Однако, напомним, что размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет определяют на дату начала отпуска по уходу за ребенком. Соответственно, если отпуск по уходу начался в 2017 году, то минимальное пособие может быть в размере 3120 р. на одного ребенка. Пересматривать эту сумму и что-то доплачивать работнику не нужно.
С 1 января 2018 года размер минимального пособия на одного ребенка увеличился на 675,60 р. = (3795,60 р.- 3120 р.)
Если же отпуск по уходу за ребенком начинается 1 января 2018 года и позднее, то платить на одного ребенка менее 3795,60 р. нельзя.
Максимальное пособие по уходу за ребенком
Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до полутора лет не ограничивается. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие по уходу за ребенком.
Законодательством предусмотрено, что размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:
Следовательно, если отпуск начнется в 2018 году, при расчетах нужно принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2016 и 2017 годы
Они составляют:
- в 2016 году – 718 000 руб.;
- в 2017 году – 755 000 руб.
Следовательно, в 2018 году, максимальный средний заработок для расчета отпуска по уходу составит 2017,81 руб. (718 000 руб. + 755 000 руб.) ÷ 730 дней).
Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2018 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 61 341,42 руб. (2017,81 руб. × 30,4).
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2018 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 24 536,57 руб. (61 341,42 руб. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.
До 1 января 2018 года максимальное пособие по уходу за ребенком составляло 23 120,66 руб. Следовательно, сумма увеличилась на 14 15,91 р. (24 536,57 р. – 23 120,66 р.).
С 16 января 2018 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2016 и 2017 год. В 2017 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня - в отпуске по беременности и родам.
Зарплата за 2016 год – 422 000 руб., за 2016 год – 390 000 руб. Количество дней в расчетном периоде - 582 дн. (366 + 365 – 25 – 124). Среднедневной заработок - 1395,1890034 руб. ((390 000 руб. + 422 000 руб.) / 582 дн.). Поэтому ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит – 16 965,50 руб. (1395,1890034 руб. × 40% × 30,4 дн.).
Когда пособие по уходу за ребенком в 2018 году нужно пересчитать?
У некоторых бухгалтеров может возникнуть вопрос о том, нужно ли с 1 января 2018 года производить перерасчет уже назначенных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ответ – нет. Ничего пересматривать не нужно. Дело в том, что, по общему правилу пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет считают один раз - на дату начала отпуска по уходу. Поэтому если пособие назначено в 2017 году, то пересматривать пособие за те месяцы отпуска, которые приходятся на 2018 год, не следует. То есть, в 2018 году ежемесячно нужно выплачивать ту сумму пособия, которая была рассчитана в 2017 году.
Однако имейте в виду, что возможна ситуация, когда может понадобится изменить размер определенного в 2017 году пособия. Это может произойти, если человек прервет отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а в 2018 году вновь возьмет этот же отпуск. И тогда размер пособия по уходу за ребенком нужно будет считать уже исходя из новых значений. Дело в том, что пособие по уходу за ребенком считают и из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому если новый отпуск оформляется в 2018 году, следует принять во внимание новый расчетный период: 2016 и 2017 годы (если работница не воспользуется правом на перенос расчетного периода). В результате сумма пособия может отличаться от того, который выплачивался прежде. Приведем пример.
Сотрудница ушла в отпуск по уходу за первым ребенком с 1 июля 2017 года. Ей рассчитали и назначили пособие в размере 19 460,86 руб.
С 22 января 2018 года работница вышла на полный рабочий день. А 12 февраля 2018 года снова решила уйти в отпуск по уходу за ребенком. Бухгалтер пересчитал ей пособие.
Расчетный период стал: 2016-2017 годы (731 календарный день). В 2016 сотрудница заработала 864 129, 32 руб., что больше лимита за 2016 год 718 000 руб. В 2017 году зарплата составила 332 064,5 руб., это меньше лимита 2017 года в 755 000 руб. Отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком и больничный длились в общей сложности 347 дней.
Средний дневной заработок составит:
(718 000 ₽ + 332 064,5 ₽) : (731 дн. – 347 дн.) = 2734,54 ₽.
Это больше лимита в 2017,81 руб., который действует в 2018 году. Значит, новое пособие по уходу за ребенком за месяц составит:
2017,81 ₽ × 30,4 дн. × 40% = 24 536,57 ₽.
Это на 5075,71 руб. больше, чем в 2017 году (24 536,57 ₽ – 19 460,86 ₽).
Пособие по беременности и родам с 1 января 2018 года
Пособие по беременности и родам, которое выплачивают работодатели, не индексируется ежегодно. Однако максимальный размер пособия станет больше с 1 января 2018 года, поскольку при расчете пособия бухгалтеру потребуется принимать во внимание новое максимальное значение среднего дневного заработка.
Напомним, что пособие по беременности и родам выплачивается единовременно и суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, который составляет (ч. 1 ст. 10 Закона № 255-ФЗ):
- 140 дней (в общем случае);
- 194 дня (при многоплодной беременности);
- 156 дней (при осложненных родах).
Максимальный размер пособия
Для расчета максимальной суммы декретного пособия с января 2018 года нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. Его считают по той же формуле, что и при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть в 2018 году он также составляет 2017,808219 руб. (718 000 р. + 755 000 р.) / 730.
Таким образом, максимальный размер пособия по беременности и родам в 2018 году составит:
- 282 493,15 руб. – при обычных родах (2017,808219 x 140);
- 314 778,08 руб. – при осложненных родах (2017,808219 x 156);
- 391 454,79 руб. – при осложненных многоплодных родах (2017,808219 x 194).
Минимальный размер пособия
С 1 января 2018 года организации и ИП обязаны выплачивать работникам заработную плату не менее 9489 рублей (то есть, не меньше нового МРОТ). См. « »
Пособие по беременности и родам, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работница уходит в декрет в 2018 году, то расчетным периодом станут 2016 и 2017 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Однако меньше определенного размера заработок за расчетный период быть не должен. Государство гарантирует расчет пособия исходя из минимально допустимого заработка. Он определяется так:
Итого, минимальный заработок за расчетный период в 2018 году составляет 227 736 р. (9489 р. x 24)
Другое значение, которое потребуется для расчета пособия по беременности и родам – минимальный среднедневной заработок. Чтобы узнать минимальный среднедневной заработок для расчета пособий, бухгалтеру требуется получившееся значение разделить на 730. Применяется такая формула:
Соответственно, с 1 января 2018 года минимальный среднедневной заработок составляет 311,967123 рублей в день (227 736 р. / 730 дн.). Меньше данной величины с 1 января 2018 года среднедневной заработок для расчета пособий быть не может.
Если отпуск по беременности и родам начался в 2018 году, то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 311, 97 рублей. Если фактический заработок ниже минимального, то нужно было рассчитывать пособие из этого значения. Приведем минимальные размеры пособий по беременности и родам с 1 января 2018 года:
- 43 675,80 р. (311,967123 × 140 дн.) – в общем случае;
- 60 521,62 р. (311,967123 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
- 48 666,87 р. (311,967123 х 156 дн.) – при осложненных родах.
Новые ежемесячные выплата на первого и второго ребенка
Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.
Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах. Эти выплаты не являются пособиями, однако в народе их чаще всего называют «путинские выплаты» или «путинские пособия», поскольку эти выплаты были введены по поручению Президента РФ В.Путина.
Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Размеры пособий с 1 января 2018 года: таблица
В таблице приведем новые размеры пособий с 1 января 2018 года и сравним измененные значения с 2017 годом. Новые значения в таблице выделены.
Вид пособия | на конец 2017 года | с 1 января 2018 года |
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности | 613,14 р. | 613,14 р. |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 16 350,33 р. | 16 350,33 р. |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 ле | 3120 р. | 3795,60 р.- |
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (на одного ребенка) | 24 536,57 руб. | 23 120,66 р |
Минимальный размер пособия по беременности и родам | – 34 521,20 руб.- в общем случае;
– 47 835,62 руб. – при многоплодной беременности; – 38 465,75 руб. – при осложненных родах. |
– 43 675,80 р. (311,967123 × 140 дн.) – в общем случае;
– 60 521,62 р. (311,967123 х 194 дн.) – при многоплодной беременности; – 48 666,87 р. (311,967123 х 156 дн.) – при осложненных родах. |
Максимальный размер пособия по беременности и родам | – 266 191,8 руб – в общем случае;
– 368 865,78 руб. – при многоплодной беременности; 296 613,72 руб. – при осложненных родах. |
– 282 493,15 руб. – при обычных родах (2017,808219 x 140);
– 314 778,08 руб. – при осложненных родах (2017,808219 x 156); – 391 454,79 руб. – при осложненных многоплодных родах (2017,808219 x 194). |
Новые ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка | Не выплачивалось | Зависит от субъекта РФ |
Каждую женщину, которая готовится стать матерью, интересует, какая материальная поддержка от государства ей положена. Так, на какие же выплаты может рассчитывать мама при рождении ребенка?
Пособия на детей в 2019 году
При рождении ребенка женщина может претендовать на:
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Кроме того, с 2018 года семьи с определенным душевым доходом, в которых есть дети, имеют право и на иные пособия.
Пособие при рождении ребенка в 2019 году (единовременное пособие при рождении ребенка)
Вне зависимости от того, какой по счету у женщины родился малыш, ей положено единовременное пособие в фиксированном размере, которое ежегодно - 1 февраля - индексируется (ст. 4.2 , ст. 12 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ , п. 6 ст. 1 , ст. 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ ).
Размер единовременной выплаты при рождении ребенка в 2019 году зависит от даты рождения ребенка. Размер пособия для женщин, родивших ребенка до 31.01.2019 включительно, — 16759,09 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74). Если же ребенок родился 01.02.2019 или позднее, то женщина получит пособие в размере 17 479,73 руб. Эта сумма определена с учетом коэффициента индексации на 2019 год в размере 1,043 (Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 32).
Ежемесячные пособия на детей в 2019 году
По общему правилу ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет рассчитывается исходя из среднего заработка лица, оформившего отпуск по уходу. При этом законодательством установлены минимальная и максимальная величины такого пособия ( , ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ):
Пособие на ребенка с 2019 года: что еще нужно знать
При расчете и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет работодателю важно знать:
- Пособие работнице рассчитывается исходя из МРОТ, если размер среднего заработка сотрудницы в расчете на каждый полный месяц расчетного периода (2017-2018 гг. в общем случае) получается меньше МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ). С 01.01.2019 МРОТ составляет 11280 руб. (ст.1 Федерального закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ).
- Если женщина одновременно ухаживает за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет, то выплачиваемые ей ежемесячные пособия по уходу суммируются. Но общий размер пособия не может превышать 100% среднего заработка работницы и не может быть меньше суммированного минимального пособия (ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ).
Пособия на детей, выплачиваемые с 2018 года
С 01.01.2018 действует новый закон о ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей (Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ ). В соответствии с этим законом женщине, родившей первого или второго ребенка, положена ежемесячная выплата при одновременном соблюдении некоторых условий. К таким условиям, в частности, относится:
- женщина является гражданкой РФ и постоянно проживает на территории России;
- ребенок родился 01.01.2018 и позднее;
- ребенок является гражданином РФ;
- размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-крат ную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением такой выплаты.
Размер ежемесячной выплаты определяется исходя из размера регионального прожиточного минимума для детей за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением этой выплаты.
Подробнее о том, кто еще может обратиться за новой ежемесячной выплатой, а также о том, как ее получить, можно ознакомиться в вышеназванном законе.