Право на образование как право гражданина. Право на образование как источник образовательных отношений

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917г., причем содержание этого права имеет тенденцию к расширению. В настоящее время в демократических государствах П.н.о. в широком смысле включает обычно целый прав: на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют П.н.о. обязанностью родителей (или лиц их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П.н.о. закреплено в ст. 43 Конституции РФ 1993 г.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

    Одно из прав человека «второго поколения» (социально экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения). Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам… … Википедия

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ Юридическая энциклопедия

    Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Конституция СССР … Демографический энциклопедический словарь

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает… … Профессиональное образование. Словарь

    Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах.В демократических государствах П. на о, в широком … Энциклопедия юриста

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - – одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закреплённых Конституцией СССР. Это право обеспечивается всеобще обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования,… … Советский юридический словарь

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или… … Энциклопедический словарь конституционного права

    право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Большой юридический словарь

Книги

  • Право международных организаций. Учебник и практикум , . Рассматриваются вопросы организации и деятельности международных межправительственных организаций, в том числе история их создания, юридическая природа, компетенция, структура и виды…
  • Право Евразийского экономического союза. Учебное пособие , Бекяшев Камиль Абдулович, Моисеев Евгений Григорьевич. В учебном пособии изложены основные положения права Евразийского экономического союза, действующего на части территории бывшего Советского Союза - в Респу­бликеБеларусь, Республике Казахстан…

Право на образование - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя Право на образование, Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10--11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования -- индивидуальное право каждого. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.2010.

Впервые в России Конституция 1993 года (ст.17 ч.2) закрепила положение: естественные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Ранее в нашем государственно-правовом механизме господствовала другая точка зрения о том, что права человеку принадлежат не от рождения, а предоставляются государством.

Хотя права и свободы - это определяющий фактор при строительстве права и государства, они не только имеют естественные ограничения, но и регулируются правом. Об их регулировании прямо говорит пункт «в» ст.71 Конституции РФ.

Право на образование принадлежит к совокупности основных прав и свобод человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) (ст. 26), в (1966 г.) (ст. 13, 14), в Конвенции о правах ребенка (1989 г.) (ст. 28, 29), в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.) (ст. 27). Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) (Протокол № 1 (1952 г.) ст. 2). Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 43) и «является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ» (преамбула Закона). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав (в 1998 г.) Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а так же целый ряд других документов Совета Европы, касающихся образования. Дальман С.В., Развитие системы управления образованием в России, Нестор - История СПБ, 2011

Право на образование не может быть передано другому лицу, группе лиц, обществу, государству ни по договору, ни в силу закона, ни на каком другом основании. По международным и российским стандартам основное общее образование является обязательным, поскольку без него невозможна нормальная социализация человека в современном обществе.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании.

Право на образование, точнее, его реализация предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания.

Право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те - к появлению других прав (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста, до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других - полное общее среднее образование (Украина), в третьих - начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

- Право на образование есть интегральное право, которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека - социальным, культурным, гражданским (личным). Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.2010.

Право на образование есть, наконец, и гражданское, личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями См.: Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержания // Журнал российского права, 2010, №4..

Второе. Право на образование есть конституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Третье . Право на образование есть право относительное. В теории прав человека выделяются абсолютные (основные) права человека и права относительные. Критерием такого различения выступает возможность ограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).

Четвертое . Право на образование - право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя экологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагает доступность образования для каждого. Доступность образования - это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями См.: Русакова Е.М.Образовательное право в системе российского права//Юридическое образование и наука, 2010, №3.. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.

Значение ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ в Большом юридическом словаре

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию расширяться. В настоящее время в демократических государствах П. на о. в широком смысле обычно включает право на: бесплатное начальное или среднее образование в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свободу преподавания; организацию частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют П. на о. обязанностью родителей (или лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П. на о. закрепляет ст. 43 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
    - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-06 Time: 08:16:00 * Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе. ""(…
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Во сне испытывать сильное желание получить хорошее образование - предвещает Вам постоянную жажду знаний, которая проявится при любых обстоятельствах Вашей …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Новейшем философском словаре:
    многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. …
  • ПРАВО в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо …
  • ПРАВО в Большом юридическом словаре:
    - 1> в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Начальная школа обучает детей с 6 до 12 лет. Государственный план включает предметы, аналогичные плану российской начальной школы. Оканчивая шестой …
  • ПРАВО
    ТРАНЗИТА - право следования лиц, транспортных средств и грузов одного государства через территорию (сухопутную, водную, воздушную) другого государства. П.т. предоставляется, …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    СОБСТВЕННОСТИ- 1) в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу ограниченных благ; 2) в субъективном смысле - …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ - в гражданском законодательстве РФ (ст. ст. 268-269 ПС РФ) - ограниченное вещное право в …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПЕТИЦИИ - одно из конституционных политических прав граждан, представляющее собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ - совокупность правовых норм, регламентирующих отношения между двумя или более лицами по поводу имущества, которым она владеют пользуются …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА - в ряде конституций (например, Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) - обобщенное название комплекса …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ - особое конституционное политическое право граждан, в настоящее время встречающееся в конституционных актах крайне редко. Такое право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ (НАЦИИ) - в науке конституционного права - право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ПРАВОСУДИЕ - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека. Включает обычно право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ - право гражданина или организации потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ЗАЛОГОВОЕ - см. ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОЕ - см. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПРАВО ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ - см ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ГОЛОСА - право акционеров участвовал" в обсуждении дел компании с учетом своей доли в ее капитале. Большинство обычных акций дают …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДОСТУП К МОРЮ - в современном международном праве - принцип, в соответствии с которым не имеющие выхода …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО) - совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих т.н. правила ведения войны, или …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    - 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ - см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - см ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОВОЕ - см ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ - см МУ -НИЦИПАЛЬНОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО -ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Высказываниях известных людей:
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре Одно предложение, определения:
    - то, что остаемся, когда все выученное забыто. Макс фон …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Афоризмах и умных мыслях:
    то, что остаемся, когда все выученное забыто. Макс фон …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Афоризмах и умных мыслях:
    это когда вы читаете изысканную литературу. ОПЫТ - то, что вы получаете, если вы этого не сделали. Пит …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    ежемесячный журнал, издававшийся в СПБ с 1892 по 1909 и переименованный из «Женского образования» . Редактор-издатель — В. Д. Сиповский, …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном …
  • ПРАВО
    совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Системы образования и Начальное народное …
  • ПРАВО
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРАВО
    в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством в более широком понимании охватывает также правовые отношения …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения …
  • ПРАВО
    ПР́АВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, см. Хозяйственного ведения право …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ОБРАЗОВ́АНИЕ", рос. изд-во, 1909-30, С.-Петербург - Ленинград. Учебники, науч., науч.-популярная и метод. лит-ра, гл. обр. по естеств. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЗОВ́АНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творч. деятельности и …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Системы образования и Начальное народное …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    образова"ние, образова"ния, образова"ния, образова"ний, образова"нию, образова"ниям, образова"ние, образова"ния, образова"нием, образова"ниями, образова"нии, …
  • III. 2. Понятие и общая характеристика системы российского образовательного законодательства
  • Тема IV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
  • IV. 1. Категории работников образования
  • IV. 2.. Трудовой договор, вид, условия тд, связанные со спецификой педагогического труда.
  • IV. 3. Право на занятие педагогической деятельностью. Требования к работникам образования.
  • IV. 4. Особенности оплаты труда педагогических работников
  • Определение стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении
  • Расчет окладов педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс
  • Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения
  • IV.5. Основания и порядок увольнения педагогических работников.
  • IV.6. Рабочее время и время отдыха в образовательном учреждении.
  • Тема V. Правовое регулирование имущественных и финансовых отно­шений в системе образования.
  • V. 1. Изменения имущественных и финансовых отношений в системе образования
  • V. 2. Права на распоряжение имуществом
  • V. 3. Финансирование
  • V. 4. Деятельность, приносящая дополнительный доход
  • V.5. Платные дополнительные образовательные услуги.
  • V.6. Имущественная ответственность образовательного учреждения.
  • Тема VI. Правовое регулирование управленческих от­ношений.
  • VI. 1. Компетенция рф в области образования.
  • 1. Формирование и осуществление федеральной политики в области образования:
  • 2. Формирование системы управления образовательными учреждения­ми:
  • 3. Правовое регулирование деятельности образовательных учреждений:
  • 4. Финансовое регулирование обеспечения деятельности образователь­ных учреждений:
  • 5. Информационное и научно-методическое обеспечение системы обра­зования:
  • VI.2. Компетенция субъектов рф в области образования.
  • VI.3. Полномочия органов местного самоуправления в области образо­вания.
  • VI.4. Органы управления образованием в Российской Федерации.
  • Основные направления деятельности
  • Тема VII. Понятие и особенности правового регулиро­вания деятельности образовательного учреждения.
  • VII. 1. Понятие образовательного учреждения.
  • VII.2. Устав образовательного уч­реждения.
  • VII.3. Порядок создания и регламентации деятельности образователь­ного учреждения.
  • VII.4. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
  • Тема IX. Правовое регулирование педагогических отношений.
  • IX. 1. Общие требования к приёму граждан в образовательные учреждения.
  • IX.2. Общие требования к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях. Формы получения образования.
  • IX.3. Государственный образовательный стандарт и образовательные
  • IX.4. Документы об образовании.
  • 2. Начальное профессиональное образование:
  • Тема X. Правовое регулирование педагогических отно­шений в системе дошкольного образования.
  • Тема XI. Правовое регулирование педагогических от­ношений в общеобразовательной школе.
  • XI. 1. Цели деятельности, виды и ступени общеобразовательных учрежде­ний.
  • XI.2. Условия и формы обучения в общеобразовательном учреждении.
  • XI.3. Порядок проведения итоговой аттестации в общеобразовательном
  • XI.4. Участники образовательного процесса в общеобразовательном учре­ждении.
  • Тема XII. Правовое регулирование педагогических от­ношений в системе начального профессионального образования.
  • XII. 1. Виды учреждений начального профессионального образования и ос­новные положения их деятельности.
  • Тема XIII. Правовое регулирование педагогических от­ношений в системе среднего профессионального обра­зования.
  • XIII.3. Гарантии учащихся средних профессиональных образовательных учреждений в ходе учебного процесса.
  • Тема XIV. Правовое регулирование педагогических от­ношений в системе высшего профессионального обра­зования.
  • XIV.1. Понятие и виды вузов.
  • XIV.2. Прием в вузы.
  • XIV.3.Обучающиеся и педагогические работники вуза
  • XIV.4. Формы обучения в вузе. Аттестация студентов.
  • XIV.5. Перевод студентов из одного образовательного учреждения в другое.
  • XIV.5. Время образования и отдыха в вузе. Виды занятий в вузе.
  • XIV.6. Права и обязанности субъектов образовательных отношений в вузе.
  • XIV.7. Управление вузом и контроль за его деятельностью.
  • XIV.8. Второе высшее и среднее профессиональное образование.
  • Тема XV. Правовое регулирование педагогических отношений в системе послевузовского профессионального образования.
  • XV.1. Виды послевузовского профессионального образования.
  • XV.2. Договор об образовании в аспирантуре, докторантуре и с соискателями.
  • XV.3. Формы, время образования и отдыха в системе послевузовского
  • XV.4. Процедура (план) обучения в аспирантуре.
  • XV.5. Права и обязанности обучающихся и педагогических работников в системе послевузовского профессионального образования.
  • Тема XVI. Социальные гарантии прав студентов и уча­щихся.
  • XVI. 1. Право на выплату стипендий.
  • XVI.2. Право на проживание в общежитии.
  • XVI.3. Права студентов и учащихся в области воинской обязанности и
  • XVI.4. Дополнительные гарантии образовательных прав социально не защищенных студентов и учащихся.
  • XVI.5. Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением.
  • II.2. Конституционные гарантии права на образование

    В Конституции Российской Федерации (1993) общие воп­росы права на образование закреплены в ст. 43, текст кото­рой полагаем необходимым привести здесь полностью:

    1. Каждый имеет право на образование.

    2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профес­сионального образования в государственных или му­ниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно по­лучить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

    4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

    5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, под­держивает различные формы образования и само­образования.

    В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека.

    Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами».

    Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства - участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств - членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

    В Пакте детализированы цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам... должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества», а также способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиями, содействовать ООН в поддержании мира.

    Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.

    Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.

    Однако особую отрицательную роль для реализации права на свободное получение образования в России играет фактическая дискриминация, являющаяся следствием проводимой социально-экономической политики в целом.

    Характеристика понятия «право на образова­ние» может быть представлена следующими положениями.

    Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента свое­го рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей, либо иных законных представителей - опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице сво­их институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во вклю­чении его в такие общественные (культурные, экономичес­кие, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему определенное место в системе социальной иерархии и реализацию своих тех или иных личных и социальных потребностей и интересов.

    Важно отметить, что в Конституции РФ, как и в статье 26 Всеобщей декларации прав человека, для характеристики субъекта права на образование используется слово «каждый». В то же время в Законе РФ «Об образовании», например в ст. 5, говорится именно о гражданах как обладателях прав в сфере образования, что является противоречием по отношению к конституционным нормам. Тенденции развития образовательного законодательства в РФ предполагают снятие данного противоречия. Так в ст. 2, п. 2 проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» одним из принципов государственной политики в области образования является обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования 27 . А в ст.6 говорится о том, что:

    1. В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

    2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Права на получение образования могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка.

    Однако данный закон еще не принят. Но независимо от выше обозначенном противоречии в российском образовательном законодательстве, сегодня в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои по­требности и интересы образовательного свойства, но толь­ко в том случае, если этот «каждый» проживает на терри­тории Российской Федерации на законном основании.

    Право на образование, точнее, его осуществление пред­полагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Ко­нечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все-таки государству как ведущему социальному институ­ту, определяющему вектор исторического развития обще­ства и его этнонациональную, культурную, социально-эко­номическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен быть главным «ответственным» за образование - общество или государство - такая поста­новка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Прези­дента, правительства, высших органов управления образо­ванием) проводит непродуктивную, непродуманную стра­тегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране.

    Из-за экономических неурядиц в стране мы сталкиваемся с фактической дискриминацией в плане права на образование. Это выражается в весьма неодинаковом материально-техническом обеспечении учебных заведений, разной квалификации преподавательского состава. С особыми трудностями сталкиваются жители сел и отдаленных местностей и это при том, что большинство российских школ – сельские. Высказываемые предложения об изменении системы сельских школ путем закрытия маленьких деревенских, поселковых школ и создания более крупных образовательных центров приведет к массовому вымиранию деревень, еще большему разрыву социальных связей и объединению культурного уровня народов.

    Всякое право, в том числе и право на образование, является, в известном смысле, и обязанностью. Более того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь, многие права у людей «появляют­ся» лишь после того, как человеком выполнены некие об­щественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязан­ностей, те - к появлению других прав и т.д.

    Именно к такому роду прав относится и право на обра­зование. До определенного возраста (этот возраст разли­чен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в раз­ных странах), а также с учетом степени социально-эконо­мической развитости общества, право на образование прак­тически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот или иной минимум зна­ний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуни­кации его как гражданина. В Российской Федерации данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институ­том школьного (общего) образования и юридически зак­репляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена ч. 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше).

    Кроме того важно отметить, что право на образование есть право интегральное, конституционное и относительное.

    Как интегральное пра­во право на образование может быть отне­сено к различным группам прав и свобод человека - соци­альным, культурным, гражданским (личным). Социаль­ным право на образование является уже потому, что образование есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на об­разование как социальное право предполагает создание си­стемы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

    Право на образование есть одновременно и культурное право. Ведь именно через образование и посредством обра­зования человек приобщается к различным аспектам культу­ры человечества вообще и национальной культуры, в част­ности.

    Право на образование как гражданское, лич­ное право человека реализуется им самостоятель­но, по своему усмотрению после выполнения им (при помо­щи родителей или законных представителей) своей граж­данской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Зако­нодательно, в том числе конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора. Исходя из этого, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый че­ловек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получать любое образование. Однако в законодательстве имеет место немало нарушений ч. 3. Ст. 43 Конституции РФ. Так в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует получение бесплатного высшего образования только в том случае, если гражданин получает его впервые. Такой огворки в ч. 3 ст.43 Конституции РФ не содержится. Утверждение Конституционного суда о том, что участие лиц, имеющих высшее образование, в конкурсе ограничивает права лиц, его не имеющих, ввиду разницы в образовательном уровне абитуриентов, бесспорно. Но и участие в конкурсах представителей национальных меньшинств, и лиц, имеющих среднее профессиональное образование, также ограничивает право других лиц на бесплатное получение высшего образования, так как растет конкуренция.

    В данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленны­ми реалиями в области реализации права на образование.

    Право на образование есть конституционное право, так как закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократиче­ских государств.

    Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Консти­туции РФ в максимально обобщенном виде. Конкретиза­ция этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, где ведущее место занимают Закон РФ «Об образовании» (1992) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском професси­ональном образовании» (1996).

    Право на образование есть право относитель­ное. Напомним что, относительные права- права, которые могут быть ограничены федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное право может быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

    Право на образование - право всеобщее. Право на образование распространя­ется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста.

    Право на образование предполагает доступ­ность образования для каждого. Доступность образова­ния - это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответ­ствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана со всеобщностью соответствующего права. Однако, как мы уже говорили выше, эта сторо­на права на образование является одной из наиболее про­блематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии обра­зования, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.

    Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:

      уважение человеческого достоинства;

      свободу совести и информации;

      свободное выражение собственных мнений и убеждений;

      свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным

      получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

      охрану здоровья.

    Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

    Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания:

    Учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;

    Учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органы за содействием и помощью;

      учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;

      учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

    Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

      бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством России;

      равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи;

      получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

    Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

      обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

      обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

      социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

      бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

    Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года каждый имеет право на образование. Ст. 43 Конституции отнесла к числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование.
    Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
    Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Это и введение Единого Государственного экзамена, и экспериментальное обучение по 12-летней программе общего среднего образования, и получение дипломов о высшем образовании различной квалификации, и информатизация всех ступеней образования, главным образом общего и высшего.

    Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
    Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
    Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. Воспитание – создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты.
    В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека.
    Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами». Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства – участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств – членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе. В Пакте были детализированы цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам… должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества», а также способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиями, содействовать ООН в поддержании мира.
    Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.
    Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности:
    - обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе;
    - обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
    формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;
    - дополнительное вознаграждение за классное руководство;
    - поощрение лучших учителей;
    - поставка школьных автобусов в сельские территории;
    - оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.
    Образовательные программы подразделяются на два вида:
    - общеобразовательные (основные и дополнительные), к которым относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
    - профессиональные (основные и дополнительные), к которым относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.
    Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).
    К образовательным относятся учреждения:
    - дошкольные общеобразовательные;
    - профессионального образования;
    - дополнительного образования взрослых;
    - специального образования;
    - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    - дополнительного образования детей и др.
    Согласно п. 1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству и рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
    Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг.
    Система российского образования представляет собой совокупность:
    - образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
    - реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;
    - органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
    В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):
    а) основное общее образование;
    б) среднее (полное) общее образование;
    в) начальное профессиональное образование;
    г) среднее профессиональное образование;
    д) высшее профессиональное образование;
    е) послевузовское профессиональное образование.
    Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании». К таким принципам относятся:
    - гуманистический характер образования;
    - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
    - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    - единство федерального культурного и образовательного пространства;
    - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    - общедоступность образования;
    - адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
    - светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    - свобода и плюрализм в образовании;
    - демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
    - автономность образовательных учреждений.
    Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование. Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:
    - уважение человеческого достоинства;
    - свободу совести и информации;
    - свободное выражение собственных мнений и убеждений;
    - свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
    - получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
    - охрану здоровья.
    Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.
    Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания:
    - учащиеся старше восьми лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;
    - учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
    - учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органы за содействием и помощью;
    - учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;
    - учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
    Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:
    - бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством России;
    - равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи;
    - получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
    Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
    1) обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
    2) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
    3) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
    4) бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

    Человечество, входя в 21 век, формирует новые взгляды на общепризнанные ценности, принципы межличностных отношений, роль человека и его производственную деятельность. Многократно возрастает роль образования. К нему предъявляются новые требования. Оно становится необходимым условием благополучия человека. Уровень права граждан на образование становится фактором, определяющим уровень развития общества. В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что «образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; оно лишь представляет собой абсолютную необходимость. Без широкого охвата образованием в мире не может быть ни демократии, ни справедливости, ни прогресса. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира.»
    Выводы, к которым мировое сообщество пришло только в последние годы, в России всегда были «само собой разумеющимися» принципами государственной политики в области образования.
    Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в статье 43 Конституции Российской Федерации. Статья закрепляет за каждым право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях.
    Конституционное право граждан на образование решает двуединую задачу. С одной стороны, получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус, а с другой - обеспечивает общество и государство образованными кадрами, что определяет темпы развития государства, является определяющим фактором ускорения научно-технического прогресса и усиления экономической мощи страны, фактором стабильности общества и демократии.
    В последние годы, как и в предыдущие десятилетия превалирует понимание образования как отрасли, призванной обслуживать производство. Неслучайно сегодня выкристаллизовывается целого ряда государственных политиков стремление перевести образование на платную систему, мотивируя это нынешней малой потребностью производства в квалифицированных рабочих и специалистах. Особо ярко это тенденция проявилась в ходе разработки среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост».
    Такой подход к образованию ошибочен. При планировании развития образования, его финансовом обеспечении следует исходить из посыла, что государство обязано не только удовлетворить потребность личности на бесплатное получение любого уровня образования (хотя бы один раз), но и стимулировать гражданина к получению образования. Предложенный принцип государственного подхода к образованию позволит государству решить следующие задачи:
    - обеспечить стабилизацию положения в обществе, дальнейшее его развитие по цивилизованному пути, ибо уровень образованности общества является основной демократического развития страны;
    - получить устойчивый экономический рост производства, что подтверждено практикой развития ныне передовых стран мира.
    Анализ норм Конституции, касающихся прав граждан на образование, приводит профессионалов к целому ряду недоуменных вопросов. Почему в конституционное право граждан не включено право на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) и начального профессионального образования? Ведь указанные уровни (ступень) образования в России и бывшем СССР стали традиционно общедоступными и бесплатными. Таким образом, Конституция как бы сузила ранее действующее право граждан на образование. В то же время, Конституцией провозглашается общедоступным среднее профессиональное образование, которое никогда не было общедоступным, не является общедоступным сейчас и не рассматривается на ближайшие годы целесообразность постановки такого вопроса, не говоря уже о невозможности реализации этой нормы чисто практически по целому ряду весомых аргументов, в том числе и социального порядка.
    Аналогичный вопрос возникает и по поводу конституционного права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Такой правовой нормы в нашем обществе ранее не было, она не выполнятся сейчас и не может быть выполнена в ближайшие годы. Вызывает вопрос и исключение из прав граждан возможности получения бесплатно на конкурсной основе послевузовского профессионального образования.
    Возникла проблема, как быть в сложившейся законодательной ситуации с полной средней школой, профессионально-техническим училищем и аспирантурой, с детским садом и техникумом. В настоящее время сложилось критическое положение с реализацией права граждан на образование. Об этом свидетельствуют:
    а. крайне недостаточное и несвоевременное финансирование образовательных учреждений из бюджетов всех уровней (из защищенных статей бюджета финансировались практически только заработная плата и стипендии);
    б. массовая утечка высококвалифицированных кадров из системы образования;
    в. эксплуатация материально-технической базы образовательных учреждений без последующего ее восстановления (т.е. фактическое ее разрушение);
    г. появление на улицах сотен тысяч не учащихся и неработающих подростков, пополняющих ряды преступного мира;
    в. небывалое падение нравственности в обществе;
    г. угроза пересмотра положений Закона РФ «Об образовании» с целью лишения образования законодательно зафиксированных приоритетности и размеров ставок и окладов педагогов.
    Катастрофический ход событий, а это подтверждается резким ростом забастовок, требует незамедлительных активных действий со стороны законодателей по защите российской системы образования. Необходимо учитывать, что образование затрагивает интересы почти каждого второго жителя России, ибо сегодня в системе образования работает более 6 миллионов человек, а обучается - свыше 30 миллионов! (для сравнения: число граждан, занятых в промышленности - около 20 миллионов, в сельском хозяйстве - 10,3 миллиона, в строительстве - 7,1 миллиона человек).
    Таким образом, можно зафиксировать, что разработка и принятие законов в области образования является жесткой необходимостью обеспечения законодательной защиты прав граждан на образование.
    Комитет в своей законотворческой деятельности в области образования руководствуется следующими принципами:
    1. Позитивные сдвиги в реформировании общества, развитии экономики и возрождении России возможны только на базе реального повышения образовательного уровня населения.
    2. Фактический уровень российского образования по основным параметрам, в том числе и по качеству образования, в последние десятилетия отнюдь не уступал западным школам. Поэтому стратегия развития образования России должна строиться на мощном фундаменте отечественных достижений. Не копировать механически образцы зарубежных образовательных технологий, а идти вперед, внимательно изучая и, при необходимости, творчески используя положительный опыт других стран по тем позициям, которые помогут нашей стране достойно интегрироваться в мировое образовательное пространство.
    3. В современных социально-экономических условиях государству необходимо резко увеличить расходы на образование.
    4. Высшему и послевузовскому профессиональному образованию следует придать приоритетность в сравнении с другими уровнями образования. В пользу данного тезиса можно сказать следующее:
    - система высшего профессионального образования является гарантом сохранения единого образовательного пространства и государственности;
    - структурная перестройка экономики требует быстрейшей подготовки новых квалифицированных специалистов и управленческих кадров будущей России;
    - в условиях затяжного финансирования дефицита, когда невозможно нормально финансировать все отрасли образования, целесообразно финансировать в достаточной степени точки потенциального прорыва, в частности, высшее образование;
    - высшее образование, в определенной мере, является фактором, сдерживающим безработицу и, в этой связи, более выгодно финансировать высшее образование, чем выплачивать пособия по безработице, нести огромные расходы на содержание дополнительных штатов Министерства внутренних дел и мест заключения.
    5. Государство должно поддерживать все виды и формы образования, в том числе и негосударственные образовательные учреждения, но не за счет какого-либо ущемления государственных или муниципальных образовательных учреждений. Негосударственные образовательные учреждения должны дополнять систему образования России в части расширения и повышения качества образовательных услуг, оказываемых населению.
    7. Следует не только сохранять, но и развивать ныне действующую систему государственного образования. Поэтому приватизацию государственных образовательных учреждений, под какими бы предлогами она не преподносилась, в том числе и многоучредительства, необходимо запретить.
    8. Следует, с одной стороны, расширить самостоятельность и права образовательного учреждения, а с другой, - повысить его ответственность за качество образования. Необходимо в этой связи законодательно обеспечить защиту прав человека на получение качественного образования.
    Образование является важнейшим социальным институтом общества и государства, опыт деятельности которого накапливается с огромным трудом на протяжении жизни многих поколений. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство. Тревожная ситуация, складывающаяся в системе образования, заставила переместить в работе Комитета приоритетность работы на законодательную инициативу. За прошедшее время со дня формирования Комитета (1994) был разработан целый ряд законопроектов по вопросам образования.
    Кроме того, Комитетом проводится большая работа по анализу всех принимаемых федеральных законов, разработки и внесения поправок к ним с точки зрения защиты интересов системы образования, так как многие законы напрямую или опосредованно касаются вопросов образования. Комитетом в порядке законодательной инициативы было направлено в Государственную Думу большое количество поправок в законопроекты, в первую очередь в законопроекты, регулирующие финансовые (федеральный бюджет) и налоговые вопросы, а также предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О государственной поддержке начального профессионального образования».
    Сегодня, когда новая редакция Федерального закона «Об образовании» принята и вступила в силу, можно утверждать, что данный Федеральный закон обеспечивает всестороннюю поддержку системы образования, расширяет права граждан на образование, исключает устаревшие или не подтвердившие свою жизненность правовые нормы.
    Удалось сохранить в новой редакции «старые» правовые нормы, направленные на социальную защиту работников образования. В последние годы резко ухудшилась ситуация в системе начального профессионального образования.
    Фактически система начального профессионального образования сегодня стала общей болью для нашего общества. В такой ситуации перед законодателями стоит задача посредством формирования законодательной базы принципиально изменить отношение государства к системе начального профессионального образования.
    Представляется, что на эти вопросы во многом отвечает Федеральный закон «О государственной поддержке начального профессионального образования», который содержит правовые нормы, направленные на стабилизацию ситуации в начальном профессиональном образовании и обеспечение условий реализации права граждан на общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование.
    Принятие этого федерального закона позволит стабилизировать ситуацию в учреждениях начального профессионального образования, создать условия для реализации принципа общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, обеспечить поддержку детей-сирот и детей из социально незащищенных слоев населения в получении ими начального профессионального и среднего (полного) общего образования.
    Накопленный опыт в законопроектной деятельности, особенно анализ исполнения законов, позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве. Во-первых, это механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота и, во-вторых, правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.
    Нет никакого секрета, что многие нормы апробированного обществом и государством в течение нескольких лет Закона «Об образовании» не выполняются. Это объясняется правовым нигилизмом исполнительной власти. Вместе с тем законодатели должны проанализировать и свою работу. А этот анализ дает неутешительные выводы. До настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы, которые или декларативны, или не имеют механизма реализации, или отдают все на откуп Правительству Российской Федерации. В этих условиях все острее встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов. Представляется, что разработка Образовательного кодекса Российской Федерации позволит не только систематизировать законодательство в области образования, уточнить многие правовые нормы, но и концептуально изменить формирование этой отрасли законодательства.
    Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации.
    К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.