Жизненный путь человека: выбор каждого или судьба? Жизненный путь человека.

Как плохо жить человеку без понимания своего жизненного пути. Неизвестность и незнание правильного пути в жизни – прямая дорога в тупик. Это похоже на блуждание в густом тумане – идти и не видеть дороги. Рассеять туман на дороге жизни поможет нумерология.

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. (Фрэнсис Бэкон)

Прямая дорога – знать свой жизненный путь. Чтобы узнать свое призвание в жизни воспользуемся нумерологией. Начальными данными будут числа месяца, дня и года рождения. Сумма всех чисел даст нам важное число, которое определяет Жизненный путь. Это число путевой лист в дороге под названием Жизнь.

Этот путевой лист, где указан путь направления и указаны пределы возможных и невозможных отклонений. Именно это число пояснит нам, кто мы такие и даст ответ на вопрос: почему мы именно такие?

Жизненный путь – это то, с какой миссией мы посланы на планету Земля и, что нам здесь нужно сделать. Также прояснится наша внутренняя природа, способности, которыми мы обладаем.

Правило для определения жизненного пути: цифра Жизненного пути определяется сложением цифр дня, месяца и года рождения. Затем сокращаем все до одной цифры. Исключение: 22 и 11.

Числа 11 и 22 – Господствующие в нумерологии, которые нельзя сокращать, если только их колебания не затрудняют жизненный путь человека.

Число Жизненного пути (ЧДР) легко определить тремя способами сложения.

Наглядные примеры

Пример: 1. Дата рождения Льва Николаевича Толстого 09.09.1828

  1. 0+9+0+9+1+8+2+8=37=3+7+10= 1+0=1
  2. 1828+09+09=1846=1+8+4+6=19=1+9=10=1+0=1
  3. 1828=1+8+2+8=19=1+9=10=1+0=1; 0+9=9; 0+9=9; 1+9+9=19; 1+9=10=1+0=1

Разные способы сложения нужны для того, чтобы проверить, не кроются ли за 2, 4 и 6 двойные числа 11, 22 и 33, которые углубляют значение нашего числа.

Вот как сложно получается у гениального писателя Пушкина.

Пример 2. Дата рождения Александра Сергеевича Пушкина 06.06.1799

  1. 0+6+0+6+1+7+9+9= 38= 3+8=11
  2. 1799+ 06+06=1811; 1+8+1+1=11
  3. 1799=1+7+9+9=26=2+6=8 0+6=6; 0+6=6; 8+6+6=20=2+0+2

Как видите, что у Пушкина скрывается 11: Господствующее число. Если Господствующее число Вам не подходит, то есть альтернатива, как например, у Пушкина число 2.

Числовое значение Жизненного пути: 1-3

  1. Ключом здесь выступает – индивидуальность . Если у Вас 1, то Вы первый, созидатель и оригинал. Лидер, а не последователь. Вы преуспеете как умелец, менеджер или директор. Приказы не для Вас. Амбиции переполняют душу и у Вас очень активный жизненный путь.

Честность и лояльность – Ваши черты характера. Хорошее чувство юмора помогает в самых трудных ситуациях.

Самоуверенность и гордость, в придачу с силой воли, помогут завершить любое начатое дело.

Остерегайтесь отрицательных эмоций: высокомерия, эгоизма, а также хвастовства, лености и нестабильности.

  1. Сотрудничество. У Вас лучше получается творить в паре, в группе или команде. Двойка нуждается в сотрудничестве. Вы коммуникабельны, добры и не забываете других людей. Ваш успех – помогать другим без награды, тогда она Вас сама найдет. Только остерегайтесь стать волонтером.

Вы хороший дипломат и миротворец. Присутствует отличное ощущение такта. Любите семью – домашний очаг и родные очень важны в Вашей жизни. Пунктуальны в работе, придирчивы к мелочам. Вы застенчивы и часто предпочитаете не выходить из тени.

Нумерология предупреждает остерегаться негативных колебаний: чрезмерной восприимчивости, отказа от помощи другим, пугливости, неспособности рисковать и самоуничтожения. Обретите силу и мужество.

  1. Самовыражение. Вы счастливы, созидательны и многосторонняя личность. Энтузиаст по натуре, который энергичен, интеллектуален, оптимист – прирожденный лидер.

Обладаете отличным шестым чувством, и Вы добьетесь триумфа в ментальной работе.

Дружелюбны, а слово друзья для Вас не пустой звук. Вам хочется красоты, счастья и веселья для всех людей и для всего живого, что окружает Вас. Оригинальные идеи так и бьются ключом. Следуйте своим инстинктам – они правдивы.

Остерегайтесь: поспешности, некритичности, излишней болтливости, а также ревности, утраты самоуважения и нетерпимости.

ЧЗЖ для 4-9

По натуре Вы мастер, стремитесь к регулярности на работе и налаженности в доме. Детали имеют огромное значение в Вашей жизни – перебарщиваете с точностью.

Для Вас подойдет занятие интеллектуального направления, но также Вы хорошо можете работать руками. Трудолюб. Бережете деньги и обожаете свой дом. Вы работаете для получения денег, но забудьте об азартных играх.

Отрицательные эмоции, которых нужно остерегаться: стремление командовать, большая критичность, лень, нетерпимость, трудоголизм.

  1. Свобода. Вас невозможно контролировать, приходите и уходите когда захотите. Активность, неутомимость и разнообразие. Удача приходит в совместной работе с людьми. Новое просто влечет Вас: друзья, гардероб, незнакомые края. Однообразие быстро наводит скуку.

Коммуникабельны и легко заводите новых знакомых. Неоткрытые грани привлекают Вас, все хотите испытать сами. Порядок и дисциплина для Вас прежде всего.

Не идите на поводу у привычек. Ваши таланты находятся далеко от домашних хлопот и рабочих порядков.

Остерегайтесь безответственности, чрезмерного увлечения алкоголем, сексуальными играми и наркотиками.

  1. Ответственность. Учитесь служить другим, создавайте благо для других, при этом забудьте свои эгоистические намерения.

Вы обожаете комфорт, идеализм, музыкальные творение и красоту. По внешности Вы симпатичны, идеализм и справедливость у Вас в крови. Миротворец.

Закрываете глаза на промахи своих любимых. Думаете, что можете перевоспитать других. Много из вас вступают в брак, но есть люди, которые устанавливают непомерные критерии ко второй половине. Потому создают семью в позднем возрасте или вообще не создают.

Любите наслаждаться красивыми пейзажами. Справедливы. У Вас повышенная забота о людях, которые нуждаются в защите: дети, старики и больные.

Вам подходят профессии гуманитарного направления. Часто выбираете деятельность врача, учителя.

Остерегайтесь: бездушия, гордости и неразумности.

7. Мудрость. Вы постоянно учитесь. Знания для Вас все. Хотите открыть тайны Мироздания. Не доверяете другим, постоянно собираете информацию.

Это число одиночек, которые читают, размышляют и открывают. Вы должны познавать тайны из уст мировых мыслителей. Можете быть преподавателем или писателем. Учитесь, предавайте свои знания другим. Постигайте свое мастерство, и удача придет к Вам. Терпение одно из Ваших лучших качеств.

Остерегайтесь: меланхолии, алкоголя, лености и секретности.

  1. Движение . Тяжелый путь. По нумерологии триумф приходит при помощи знаний, равенства как духовного, так и материального.

С первого места устраните зарабатывание денег – это не главное в жизни. Научитесь работать больше для общего блага, тогда придет награда.

Лидерство Вам не чуждо. Управление и собственное дело Вам больше по душе. Манит большой бизнес, великие проекты.

Нумерология советует: научитесь твердости в принципах, закаляйте смелость и здравый смысл.

Вам может повезти в образовании, торговле, консалтинге. Интересуетесь метафизикой.

Остерегайтесь: скупости, эгоистических побуждений и расточительности.

  1. Сострадание. Терпимость и разумение – Ваши качества. Получите награду, когда поймете, что Ваше призвание служить людям. Старайтесь помочь им, вдохновляете их. Рискуете потерпеть поражение, если захотите власти.

У Вас развитый интеллект и проницательность. Ваши перспективы: благотворительность, труд в госпиталях. Вы делаете Мир лучше.

Вибрации, которых надо остерегаться: скупость, трусость и нерешительность.

Господствующие числа
  1. Вдохновение. По нумерологии от Вас многое ожидается. Жизненный путь сопряжен с Господствующим числом. Вы находитесь в эпицентре почтения.

Профессии, в которых можете преуспеть: посол, дипломат, министр, критик. Можете быть духовным советчиком. По жизни Вы философ, который верит в идеалы. Личные амбиции могут навредить, потому что Ваша цель передавать знания другим людям. Вы обязаны вести за собой других людей.

То как Вы живете вдохновляет других. Живите правильно. Вы можете стать актером, писателем, медиком, психологом – преуспеть в любой сфере, которая направленная на помощь другим.

Остерегайтесь: нечестности, хитрости, бесцельности.

Это сильное число и подходит не для всех людей. Если оно действует – значит, число Ваше. Если нет, то есть альтернатива -2. Не напрягайте Господствующие числа, не надо под них подстраивается.

  1. Универсальность. Число созидателей, создателей и архитекторов. Все кто рискуют во имя и блага других людей.

Мировые проблемы и глобальные предприятия – Ваши интересы. Лидерство и управление легко даются этому числу.

Можете работать учителем, в правительстве и общественных структурах. Все Ваши взгляды – универсальны, потому что Вы должны работать на общественное благо.

Остерегайтесь таких вибраций: нервозность, леность, хвастовства и безразличия. Если число не действует, то ему есть альтернатива – число 4.

Зная свой жизненный путь, мы можем определить для себя главные цели и уберечь себя от необдуманных проектов. Нумерология поможет Вам найти профессию – свой истинный путь в этом мире.

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу, для вас, написать серию статей касаемо нумерологии. Буду рада помочь тем людям, которым это необходимо. Думаю, вам будет интересно, вы откроете для себя много нового и интересного. Благодаря числам я очень много узнала о себе, детях, родителях, друзьях и знакомых. Цифры говорят нам о многом, все становится на свои места, ведь это некие подсказки, которые мы можем использовать в своей жизни. Если есть вопросы, касаемо себя или детей, то нумерология может дать на них ответы. Самое главное помнить, что в нумерологии нет плохих или хороших чисел, есть те качества, которые они показывают. Цифры это подсказка, с помощью которой можно диагностировать, но не оценивать человека. Отрицательных чисел в нумерологии нет.

Все цифры единичного ряда принадлежат числовому диапазону от 1 до 9 и наделены определенными свойствами, образами и понятиями.

ЧЖП - это сумма числа, месяца и даты рождения.

Что нам показывает?

Число жизненного пути показывает нам путь, которым человек идет всю жизнь, а также какой у него талант.

Например: 17 06 1956

1+7+6+1+9+5+6= 35

Сейчас я кратко расскажу о значениях каждого числа, где будут представлены положительные и отрицательные качества числа.

Если вы находитесь в минусе, то стоит поработать над собой, и стремится к положительным качествам числа.

ЧЖП 1

Если при расчете у вас получилась 1, то вы лидер, новатор, человек независимый, самостоятельный, амбициозный и активный. Вы сами справляетесь с любыми ситуациями в своей жизни, и более того, можете помочь другим.

Для вас важно всегда ставить перед собой цели и достигать их. 1 это лидеры, способные вести за собой.

Если вы ушли в минус, то скорее всего вы можете проявлять упрямство в некоторых вопросах. Вам могут быть присущи такие черты как: лень, эгоизм, нетерпение и пр.

ЧЖП 2

Если у вас при расчете получается 2, то вы, человек уравновешенный, чувственный, отзывчивый, общительный. Это баланс, гибкость, партнерство.

Двойкам очень важно партнерство, им нужно уметь поддерживать гармоничные отношения в любой ситуации и любых условиях. Больших успехов достигают в партнерстве.

Если же вы в минусе, то вам присущи такие качества как: стеснительность, нерешительность, жертвенность, занудство и пр.

ЧЖП 3

Если у вас получается 3, то вы прирожденный оптимист, окружающим с вами очень легко, вам присуща энергия творчества, радости, активности.

Человек с ЧЖП 3 обладает житейской мудростью, даром убеждения, и призван приносить радость и вдохновение в обществе. Элемент творчества вносят в любую деятельность.

Человеку необходимо получать от жизни радость и удовольствие.

Если же качества числа в минусе, то человеку может быть присуща поверхностная болтовня, жадность, суетливость, накопительство.

ЧЖП 4

Это стабильное число в нумерологии. Если у вас ЧЖП 4, то это говорит о надежности, стабильности, справедливости, четкости и ясности в поступках, говорит о дисциплине и порядке. Люди с ЧЖП 4 ответственные и надежные друзья.

Умеют достигать целей используя трудолюбие и упорство.

Если качества числа в минусе, то может быть некая самоуверенность, грубость, жесткость, контроль, лень, гордыня. Нередко консерватизм и боязнь перемен могут помешать продвижению по карьерной лестнице.

ЧЖП 5

Люди с ЧЖП 5 активны, любознательны, импульсивны, для них очень важно и необходимо движение, путешествия, смена впечатлений, смена деятельности. Очень важно не привязываться ни к людям, ни к ситуациям.

5 люди творчества, очень находчивы, свободолюбивы, умеют слышать и слушать. Вам нельзя останавливаться, необходимо расти. Работу лучше выбрать где возможен профессиональный рост.

Если 5 уходит в негатив, то это: безответственность, обидчивость, манипуляция, приукрашивание ситуаций.

ЧЖП 6

Характеристики этого числа, это: любовь, чувственность, ответственность, деликатность, отзывчивость. Для 6 важна семья, дом, карьера, все должно быть во время.

Любят украшать пространство вокруг себя, создавать комфорт и уют. Умеют находить общий язык с коллегами.

Если 6 уходит в минус, то обратите внимание на страхи, самобичевание, тревожность, гордыню, нужно срочно переходить в плюс.

ЧЖП 7

С людьми, у которых ЧЖП 7 комфортно и легко, они стараются любую ситуацию переводить в позитив, у них хорошо развита интуиция. Любят все анализировать. У них философский склад ума, они легки на подъем, но при этом быстро загораются, но и быстро гаснут. Поэтому, если человек с ЧЖП 7 предлагает выйти замуж, не раздумывайте долго.

Если говорить о отрицательных качествах, стоит отметить: зависть, коварство, эгоизм, мстительность, равнодушие.

ЧЖП 8

Люди с ЧЖП 8 наделены энергичностью, высокой самореализацией, трудолюбивы и настроены на достижение цели, как правило увлечены своим любимым делом.

Знают как привлечь деньги. Могут вести любой бизнес проект требующих организаторских качеств и качеств руководителя. Очень организованы, прозорливы, настроены на материальные блага.

Если 8 уходит в минус, то здесь стоит говорить о лени, самолюбовании, расточительстве, сарказме, консерватизме.

ЧЖП 9

Если при расчете получается 9, то вам присуща мудрость, отзывчивость, сострадание, щедрость души. 9 необходимо самопознание, самосовершенствование, их ключевые слова «служение людям». Могут дать хороший совет, а также имеют дар «целить словом».

Таким людям важно научиться отдавать не требуя взамен, сама Вселенная позаботится о них. Главное направление - это помощь людям.

В минусе это: страх будущего, страх смерти, нервозность, переменчивость, тревожность, панические атаки.

Управляющие числа в нумерологии

Далее у нас будут управляющие числа, 11, 22, 33… которые обладают высоким уровнем вибрации, чувствительностью, мудростью, знаниями, интуицией. Людям с таким числом необходимо раскрыть и понять свой потенциал.

Если этого не происходит, то человек живет по вибрации числа 2 (11), 4 (22), 6 (33)… и может быть недоволен жизнью, жизнь может не складываться так как хочется.

ЧЖП 11

Людям с ЧЖП 11 следует вдохновлять людей, вести переговоры. Это наставники, вдохновители, священники. Как правило хорошо развита интуиция, экстросенсорика, чувствительность.

В минусе это подавление людей, комплексы неполноценности, ложь, отсутствие цели, приземленность и пр.

ЧЖП 22

Хорошие организаторы, очень практичны, обладают врожденной харизмой, справедливы, правдивы. Не навязывают свою точку зрения, а учат и подсказывают.

Если в минусе, то присутствует желание наживы, чувство вины, гордыня.

ЧЖП 33

Прощение, эмоциональность, жертвенность, готовы всем дарить любовь. Если видят человека нуждающегося, то могут переживать, особенно если не могут ничем помочь.

Но сначала важно познать себя и исцелить себя, и раскрыть эти способности, тогда человек сможет приносить пользу, служить и помогать людям.

Что еще можно узнать по дате рождения?

2 Посмотреть в каком партнерском союзе находитесь. (Зеркало, Судьба, Карма)

3 Определить психотип.

4 Выявить проблемные точки, мешающие развитию личности.

5 Выявить потенциал: богатства, способность к руководству, энергетический потенциал.

6. Определить свой персональный год.

7. Понять ребенка и выявить таланты.

8. Понять свои ценности в жизни и откорректировать свой жизненный сценарий.

И многое другое.

Мой скайп: Алёна Кравченко alenyska-nusha


Жизненный путь

Число Жизненного Пути в нумерологии означает то, с чем Вы были посланы на Землю, то, что Вам надлежит делать, то, что заложено в Вашей натуре, те таланты, которые у вас есть, и то, что Вы в действительности представляете из себя. Это - Ваша суть, Ваша дорога по жизни. Если Вы с этим числом живете, имея положительное, оптимистичное отношение к жизни, вы успешно достигнете своей цели. Если живете пессимистично, могут возникнуть осложнения.
Жизненный Путь - это однозначное число, определяемое путем сложения всех чисел даты рождения. Заполните форму ниже и Вы узнаете какой Жизненный Путь символизирует Ваша дата рождения.
Но прежде обратите внимание вот на какой момент. В астрологии время рождения считается очень важным фактором при составлении гороскопа. В нумерологии же единственное, что необходимо учесть, не были ли Вы рождены от полуночи до часу ночи по летнему времени. Если кто-то был рожден в период между полуночью и часом ночи в тот период года, когда часы переводят на летнее время, то его дата рождения в действительности на один день раньше. В таком случае время необходимо уточнить, потому что это повлечет изменения даты рождения и всех остальных чисел, где необходимы точные данные.

Подпишитесь на новости

впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия - объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия - смена переживаний этих событий. Третья линия - результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие "событие", выделив внешние и внутренние.

Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.

Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ

весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий "время жизни" и "цикл жизненный", но их содержание различно.

Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека - продолжительность жизни безотносительно ее содержания.

Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:

1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез);

2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей;

3) смешанными, биосоциальными - смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.

Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:

1) о циклах семейной жизни: вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного возраста - семья, откуда уже ушли взрослые дети, - и пр.;

2) профессиональной карьеры - от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.

Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах.

В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.

Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический).

Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:

1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;

2) с его когортной принадлежностью;

3) с исторической эпохой и датой события;

4) с личностным смыслом этого события для субъекта.

Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

наиболее широкое научное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Оно часто употребляется как синоним понятий "время жизни" и "жизненный цикл", однако их содержание различно. Понятие "время жизни" означает временной интервал между рождением и смертью человека, продолжительность жизни безотносительно к ее содержанию. Термин "жизненный цикл" подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные аспекты развития. Эти циклы могут быть биологическими, социальными, смешанными. В отличие от "жизненного цикла" жизненный путь характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. Естественные и социальные науки по-разному периодизируют жизненный путь (сензитивные периоды, социальные переходы, нормативные жизненные кризисы).

Жизненный путь

процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от «времени жизни» (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и «жизненного цикла» (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций. Напротив, биографический метод немецкой «понимающей психологии» (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания. Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале - все жизненное пространство (life-span developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж.п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение «возрастной психологии» в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире. Междисциплинарные исследования Ж.п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке. И. С. Кон

Человеческая жизнь – это беспрерывное движение. Линия, по которой движется человек – жизненный путь. Он состоит из событий, которые происходят за всю жизнь. Иными словами его можно назвать судьбой. У каждого человека своя судьба, которую он строит сам. Некоторые люди считают, что от них ничего не зависит, и плывут по течению жизни, может это и так, ведь ни подтверждения, ни опровержения этому нет. В любом случае некий вклад в свою судьбу человек делает сам. Ну а людям, которые хотят выбрать свой жизненный путь, помогут несколько советов.

Если вы хотите выбрать жизненный путь и не ошибиться, вам придется дать себе право на ошибку, ведь не попробовав, невозможно понять, подходит тебе это ли нет. К тому же жизненные цели могут меняться с возрастом и нет ничего удивительного, если этот вопрос заинтересовал вас в 30, 40 или 60 лет - жизненный путь может меняться несколько раз в жизни, ведь не меняются только те, кто не развивается.

Не стоит забывать о древних учениях, какими бы странными они не казались. Если обратить внимание на некоторые экзотические истории, то можно заметь, что сам человек никакого отношения к выбору своей судьбы не имеет. Она формируется еще задолго до его рождения.

Стрессы негативно сказываются на выборе жизненного пути, поскольку человек, находящийся в неуверенном состоянии, не сможет сосредоточиться и сделать правильный выбор. Раздраженный человек очень неуравновешенный, поэтому его мнение не уверенное и неточное. Депрессии не только ухудшают нервную систему, но и негативно сказываются на жизненной позиции.

Выбор жизненного пути напрямую зависит от настроения, поэтому нужно чаще улыбаться и позитивно смотреть на все происходящие ситуации. Даже от малейшей радости нужно уметь «выжимать» все удовольствие. Если же что-то пошло не по плану, стоит вспомнить пословицу: все, что не делается к лучшему.

Почти каждому человеку знакомая фраза: если часто повторять мысль, то она реализуется. Может это и так. Такой вариант исключать не стоит. Если человек чего-то хочет, думает об этом, движется к его реализации, то оно должно исполниться. Люди делают все, для исполнения своих желаний, и только уверенным и целеустремленным удается их исполнить.

Но не стоит исключать вариант, что человек сам выбирает свой жизненный путь. Ведь он совершает поступки, которые в дальнейшем решают его судьбу. Также немалый вклад в судьбу человека делают окружающие. Они могут как позитивно, так и негативно влиять на его развитие, помочь ему в выборе жизненной позиции или же наоборот.

Выбирая свой жизненный путь, человек ставит перед собою цель, к которой он приближается в течение всей своей жизни. Главное правильно поставить эту цель и не отступать ни в коем случае. Важно никогда не останавливаться. Только так можно добиться успеха.

Как выбрать жизненный путь и не ошибиться

Поиск смысла жизни волнует людей на протяжении многих веков. Но, ни великие мудрецы, ни философы, ни обычные люди, так и не смогли дать ответа на этот вопрос. В жизни нам постоянно приходится делать выбор: профессия, ВУЗ, место работы, супруг. Как найти свой жизненный путь, чтобы по прошествии многих лет у вас не возникло ощущение, что жизнь прожита зря.

Прежде всего, определитесь, что именно вы хотите от жизни. Это может быть крепкая, дружная семья, стремительная и успешная карьера, монотонные будни, лишенные бурных эмоций или, наоборот, жизнь полная страстей и опасных приключений.

Иногда мы просто следуем желанием других (например, родителей) , которые определяют за нас судьбу. Это не правильно. Каждый человек имеет право на самостоятельный выбор и ошибки. Вмешательство пусть даже и не постороннего человека может нанести существенный вред психике и самооценке. Привычка перекладывать ответственность за свою жизнь на других не может привести ни к чему хорошему.

Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, определитесь для себя, что именно доставляет вам удовольствие. Возможно, именно это подтолкнет вас на правильный жизненный путь. Быть может, вам доставляет удовольствие рисование, или занятия музыкой, или общение с детьми, может быть вам нравиться лечить людей или просто совершать добрые дела. Это будет подсказкой, как найти свой жизненный путь.

Постарайтесь по возможности больше времени уделять любимому делу. Не ставьте долг превыше собственных интересов, так можно навсегда отказаться от своего счастья.

Рискуйте, совершайте глупости, не бойтесь поменять свою жизнь. Откройте свою жизнь для нового.

Какой кино - или литературный герой больше всего вам импонирует, с кем вы себя ассоциируйте. Чтобы выбрать жизненный путь и не ошибиться, подберите несколько вариантов, это поможет установить, что - же на самом деле вы хотите от жизни.

Не пасуйте перед проблемами. Преодоление преград только закалит вас на сложном пути к намеченной цели.

И помните никогда не поздно поменять свой жизненный путь. Даже если в шестьдесят лет вы поняли, что ваша жизнь вас совсем не устраивает, и вы занимались совсем не тем делом, не следует отчаиваться. Никогда не поздно себя изменить, а меняясь, сами мы меняем мир вокруг себя.

И наконец, не забывайте о своих близких, ведь их судьба неразрывно связана с вашей, поэтому, им совсем не безразлично какой жизненный путь вы для себя избрали. А если где-то, в чем-то вы допустили промашку и сожалеете об этом, не бойтесь признать свою ошибку и двигаться вперед.

Как найти свой творческий путь

Порой нам кажется, что все талантливые люди впитали талант с молоком матери и не затрачивают абсолютно ни каких усилий для достижения творческих высот. Это не совсем так, каждый талантливый человек талантлив по-своему, и чтобы развить природные способности требуются годы упорного труда. Как найти свой творческий путь? Несомненно, в каждом человеке есть талант, но как его найти?

Мы можем жить и не подозревать о существовании таланта в себе, поэтому мы и не реализуем заложенные в нас природой творческие способности и энергию. Очень хорошо, если родители с детства направляют ребенка на творческий путь, занимаются его эстетическим воспитанием, отдают в художественную или музыкальную школу. Педагогам проще разобраться к чему наиболее склонен малыш.

Если развитию творческих способностей в детстве не было уделено достаточно внимания, талант может проспать довольно длительное время. Как понять, что вы не реализовали свой творческий потенциал.

Первым признаком потребности в творчестве является скука. Повседневные дела не доставляют вам удовольствия, но и чем-либо другим вам заниматься неохота. В этом случае нужно реализовать свои внутренние ресурсы, и определить к какому именно творчеству у вас склонность.

Существует несколько методов, как найти свой творческий путь.

Нужно вспомнить, чем вы увлекались в детстве, какое дело приносило вам радость и удовольствие. Выбросите из головы мысли о выгодности этого дела, просто получайте удовольствие от процесса. Новое увлечение станет прекрасным отдыхом и заполнит вашу жизнь энергией и счастьем.

Если первый метод не помог, попробуйте обратиться к своему подсознанию. Психологи утверждают, что в нашем подсознании можно найти ответ на практически любой вопрос, нужно только правильно его задать и расслышать ответ. Примите удобное положение, расслабьтесь и обратите взгляд внутрь себя. Мысленно задавайте волнующий вас вопрос. Не ждите ответа сразу. Он может возникнуть как какая-то идея или мысль спустя несколько дней.

Если предыдущие два варианта результата не принесли, следует воспользоваться такой техникой. Чтобы выбрать свой творческий путь и не ошибиться, просто понаблюдайте за людьми, которые вас окружают и отметьте для себя, что вас восхищает или просто нравиться. Записывайте все увлекшие вас вещи, а спустя некоторое время просмотрите сделанные записи и выберите, чему именно вы хотели бы посветить свое время.

Не отступайте перед трудностями, только упорным трудом можно добиться мастерства.

(1859-1947) одним из первых попытался изобразить психическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности.
Карл Ясперс относит идеи Жане к так называемым теориям стадий, или уровней. Для подобных теорий характерно рассматривать психическую жизнь как целое, в рамках которого всякий элемент занимает свое место, а вся совокупность элементов структурирована в виде пирамиды. Вершина пирамиды представляет собой цель, или важнейшую витальную реальность. Связи между уровнями осуществляются через отношение целей и средств наличного бытия. "Жане трактует функции как нисходящий ряд. Вершине соответствует "функция действительного", выражающаяся в волевых актах, внимании и ощущении реальности момента. Ниже следует "незаинтересованная активность", далее - функция "воображения" (фантазия), далее - "висцеральная реакция чувства" и, наконец, "бесполезные соматические движения" (Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 644).
Пьер Жане сформулировал положение о том, что первичным является реальное действие , производимое в условиях сотрудничества между людьми. В дальнейшем это действие из реального становится вербальным, а затем сокращается и переходит во внутренний план - план беззвучной речи, и наконец, превращается в умственное действие. Все внутренние операции - суть преобразованные внешние, совершаемые в ситуации сотрудничества.
В групповом акте сотрудничества имелся особый аспект, центрация на котором вела к выводу о том, что во взаимодействии индивидов присутствует не только социальный, но и психологический контекст. Он провозглашает принцип сотрудничества , согласно которому человеческое поведение строится не только на основе коллективных представлений, имеет мотивационный заряд и реализуется системой внешних и внутренних операций, но и включает в себя отношение между участниками сопряженной деятельности. Анализ категории "отношение" рассматривается им как особый аспект психической деятельности человека, который не может быть полностью раскрыт ни в категориях социологии, ни в терминах психологии образа-действия-мотива. Для обозначения новой реальности использовался термин "психосоциальное отношение". Жане развивает исторический подход к психике. Особо выделяя социальный уровень поведения и его производные - Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения - за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">волю , память, Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">мышление . Самосознание развитие языка П. Жане связывает с развитием памяти и представлений о времени ().
Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер (1893-1982). Жизненный путь личности раскрывался посредством решения ряда задач: 1) биолого-биографического исследования, или изучения объективных условий жизни; 2) изучения истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека; 3) анализа продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных жизненных ситуациях.
Биологическое и культурное созревание, согласно Бюлер, не совпадают друг с другом. Связывая эти два процесса с особенностями протекания психических процессов, она выделяет две фазы переходного возраста - негативную и позитивную.
Негативная фаза начинается еще в допубертатный период и характеризуется беспокойством, тревогой, наличием диспропорций в физическом и психическом развитии, агрессивностью. У девочек период негативности продолжается от 2 до 9 месяцев (с 11 до 13 лет) и заканчивается началом менструаций, а у мальчиков - предел возрастных колебаний больше, он приходится на возраст 14-16 лет.
Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает переживать чувства любви, прекрасного, ощущения единения с природой, людьми, согласия с самим собой.
В познании внутреннего мира личности Ш. Бюлер отдает предпочтение биографическому методу, изучению дневников. Собрав свыше 1000 дневников, она обнаружила удивительное сходство между ними, в первую очередь имеющее отношение к затрагиваемым подростком темам, таким как чувство одиночества, интерес к себе, проблема времени, поиск идеала, жажда любви и др. Теории П. Жане и Ш. Бюлер относятся к эволюционно-генетическому подходу, в которых делается попытка проследить связь жизненного пути личности и возрастной периодизации, соотношение внешних и внутренних событий жизни.
Наиболее распространенным методом ранних теорий жизненного пути личности является биографический сбор материала. Исследователи с большой серьезностью относились к подобным эмпирическим процедурам, зная их достоинства и недостатки. "Недопустимо прилагать категории биографического подхода без разбора ко всему, что выявляется при анамнезе или исследовании. Биографический метод - это не объяснение, а род наблюдающего восприятия. Используя его, мы не обнаруживаем никаких новых факторов или веществ наподобие излучений или витаминов. Но он оказывает преобразующее воздействие на фундаментальные категории объяснения. Включение субъективного фактора в методологию исследования - это точка, в которой возникает сдвиг фундаментальных категорий" (Цит. по: Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 812).
Данная методология основана на идее анализа единичных случаев, исследования уникальной природы человека, его неповторимости и не всегда предсказуемости. Как правило, метод анализа единичного случая, по крайней мере в экспериментальной психологии, подвергается пристрастной критической оценке. Она основывается на том, что Дедукция - (от лат. deductio - выведение) логический вывод в процессе мышления от общего к частному.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">дедуктивный вывод невозможно построить исходя из Индуктивная логика - (от лат. inductio - наведение) 1) логический вывод в процессе мышления от частного к общему; 2) переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">индуктивной логики , применяемой при изучении единичных историй жизни. Ясперс, обсуждая возможности применения биографического метода, предлагает рассматривать индивидуальную историю с точки зрения фундаментальных категорий истории жизни.
Такими категориями являются: сознание как средство обретения новых автоматизмов, построение личного мира и творчества, внезапные, вторгающиеся изменения и адаптация, кризисные ситуации и духовное развитие. Все предложенные категории даются в самой общей, философско-методологической интерпретации.
Ранние работы по проблеме эволюции жизни имели общие корни - они понимали развитие как эволюционный, строго заданный процесс, определяемый и внешними, и внутренними факторами; рассматривали развитие человеческой жизни, с одной стороны, как уникальный, с другой - как универсальный процесс. И единичное, и общее нередко представлялось как уже заранее заданное, предопределенное. "Жизнь человека структурируется благодаря его работе, деятельности по созданию собственного мира, творчеству. Жизнь человека, вплоть до самых глубинных основ детерминируется возможностями конструктивной деятельности в том мире, в котором этот человек растет. Широта его горизонтов, устойчивость его основ, испытываемые им потрясения - все это в целом имеет свой источник в мире, где данный индивид родился, и определяет меру его самосознания и содержание его экзистенциального опыта" (Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 835).
В своей работе "Философские корни экспериментальной психологии" С.Л. Рубинштейн писал, что проникновение в психологию принципа эволюции сыграло для ее развития значительную роль. Во-первых, эволюционная теория "ввела в изучение психических явлений новую, очень плодотворную точку зрения, связывающую изучение психики и ее развития не только с физиологическими механизмами, но и с развитием организмов в процессе приспособления к среде" (), а во-вторых, привела к развитию генетической психологии, стимулируя работы в области фило- и Онтогенез - (от греч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) индивидуальное развитие организма совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">онтогенеза .
С.Л. Рубинштейн - один из тех отечественных психологов, кто целенаправленно занимался проблемой жизненного пути личности. Он критически отнесся к эволюционной теории Ш. Бюлер, утверждая, вопреки ей, что жизненный путь - не есть простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве. Это - социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него. Именно в таком ключе, т.е. в плане постановки проблемы жизненного пути личности как процесса, детерминируемого социальными и субъектными переменными, в 30-е г. ХХ в. и была сформулирована задача исследования индивидуальной истории человека.

11.2. Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна

11.3. Пространство и время личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей - времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г. Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает Экстериоризация - (от лат. exterior - внешний) переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. 2) Противоположность - интериоризация.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">экстериоризированные в человеческом мире значения.
Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна. Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения, безусловно, отличается от позиции, высказанной А.Г. Асмоловым, поскольку допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью. Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные "человеческие", а не "предметные" условия жизни - такова онтология человеческой жизни. Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу.
В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы - свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.
Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса о объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия - скорость, ритм, интенсивность.
В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни (см. Хрестомат. 11.1).
Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.
Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были - характер регуляции времени и уровень активности.

  • Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.
  • Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни - жизненная линия.
  • Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.
  • Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В этом смысле событийный подход (А.А. Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни.
Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене. Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

  • В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:
    • 1) оптимальный режим;
    • 2) неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;
    • 3) лимит времени - напряженная работа в ограниченное время;
    • 4) избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;
    • 5) дефицит времени - недостаточное время.

В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: "Как вы действуете обычно, реально?" и "Как нужно было бы действовать идеально?".

  • В результате исследования было выделено пять типов личностей:
    • Оптимальный - успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.
    • Дефицитный - сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.
    • Спокойный - испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.
    • Исполнительный - успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.
    • Тревожный - успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности.
Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.
В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. Это - исследование, проведенное Т.Н. Березиной.
К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны: 1) доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и 2) эго-направленность (Интроверсия - личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">интроверсия или Экстраверсия - преимущественная направленность личности во вне, на окружающих людей, внешние явления, события.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">экстраверсия ).
Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного - на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного - на настоящее, а интуитивного - на будущее.
В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А. Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы, предложенное В.И. Ковалевым. Трансспектива - такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем.
Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами. Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д.
Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы.
Психологическая перспектива - способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности.
Личностная перспектива - способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива - свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени.
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.
Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи.
С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости - прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста: 1) хронологический (паспортный) возраст, 2) биологический (функциональный) возраст, 3) социальный (гражданский) возраст, 4) психологический (субъективно переживаемый) возраст.
Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста. Для проверки теоретических и эмпирических гипотез был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось представить, что им ничего не известно об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им субъективно подходит. Оказалось, что у 24% людей их собственная оценка совпала с хронологическим возрастом, 55% считали себя более молодыми, а 21% чувствовал себя старше. Выборка состояла из 83 человек (40 женщин и 43 мужчин). Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста - чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста.
А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту). В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе. Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус - вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности.
Время жизни личности - это и прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни).
В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: "Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?". События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.
Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности.

  • Психологический возраст - характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета.
  • Психологический возраст обратим - человек может как стареть, так и молодеть.
  • Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Как мы смогли заметить, концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности. Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях - в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода. Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

Словарь терминов

  1. Жизненный путь
  2. Активность
  3. Инициатива
  4. Ответственность
  5. Психологическое время личности
  6. Социальная идентичность
  7. Функционально-динамический подход
  8. Событийный подход
  9. Эволюционно-генетический подход

Вопросы для самопроверки

  1. В чем вы видите недостатки эволюционно-генетического подхода к проблеме жизненного пути личности?
  2. Каковы основные признаки человека как субъекта жизни?
  3. В чем состоит различие между инициативной и ответственностью?
  4. Как Рубинштейн трактовал сознание, изучаемое в рамках проблемы жизненного пути личности?
  5. Каковы черты функционально-генетического подхода к проблеме времени личности?
  6. Как измеряется психологический возраст в событийном подходе к проблеме времени?

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-45.
  2. Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-27.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.
  4. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  5. Анцыферова Л.И. Психологическая концепция Пьера Жане // Вопросы психологии, 1969. № 5.
  6. Анцыферова Л.И. психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207-213.
  7. Брушлинский А.В. психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина М.: Инфра-М, 1999. С. 330-346.
  8. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского М., 2002. Гл. С. 9-34.
  9. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 246-256.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  12. Рубинштейн С.Л. Философские корни экспериментальной психологии // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 67-89.
  13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.
  14. Сергиенко Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 114-120.
  15. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. 1056 с.

Темы курсовых работ и рефератов

  1. Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности.
  2. Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии.
  3. Самоинтеграция личности в теории С.Л. Рубинштейна и интеграция всех противоположностей по К. Юнгу.
  4. Принцип детерминизма в концепции С.Л. Рубинштейна.
  5. Трагическое и комическое в жизни личности.
  6. Развитие представлений о личности в работах С.Л. Рубинштейна.

Что такое жизненный путь человека - это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения - на свои способности и личные качества.

Что такое жизненный путь

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь - это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь - это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную - рождение, и конечную - смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Разные взгляды на путь, пройденный человеком

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни - результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это - вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название - «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

Философский взгляд

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие "жизненного пути" немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

События в жизни человека, их значение и последовательность

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу. Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Эмоции, связанные с событиями

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Цель жизни как движущая сила

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение - это жизнь. Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла. Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Призвание или постоянная трудовая деятельность

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание - одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы. Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни. Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Дороги, которые мы выбираем

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален. Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда - каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований - это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах. Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания. Учиться всю жизнь - это непременное условие успеха.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное - иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому - судьбы героев "Войны и мира". Жизненный путь Пьера - это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.