Введение концессий, период нэпа. Концессия — что это такое простыми словами

С развитием информационно общества и технологий все больше возрастает роль концессии. Концессия включает в себя понятие передачи исключительного права собственника (концендента) концессионеру исключительные права на пользование каким-либо имуществом, природных ресурсов, идей.

Частным случаем концессии является франчайзинг, т. е. передача некого бренда, идеи во временное пользование за арендную плату. Также возможна передача в концессию (приватизация) природных ресурсов.

Какие цели преследует концессионер?

Концессионер стремится получить права на что-то, что может давать ему прибыль в будущем, что на текущий момент он просто не может приобрести в другом виде, в виде его исключительности существования на рынке. Концендент же имеет выгоду в виде разовых платежей (паушальных) либо в виде периодических платежей (роялти) при передаче концессионеру прав, причём концеденту не нужно предпринимать никаких дополнительных действий в виде самостоятельно открытия своих новых отделений.

Таким образом, концессия несёт выгоду обеим сторонам . Объектами концессий также могут быть критичные объекты. Например: порты, аэродромы, железная дорога, муниципальные сооружения.

Обычно договор концессии заключается определённый срок, в течение которого концессионер вправе пользоваться и получать выгоду с объекта концессии.

Типичным примером концессии является сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которая приносит доход как непосредственно американской фирме «Макдональдс» (собственника идеи) так и отечественным предпринимателям, зарабатывающим на это том бизнесе - на использовании исключительных прав на этот бренд.

Что такое исключительное право на бренд? Это значит использование лого бренда, формы сотрудников этого бренда получение консультаций по сопровождению и ведений бизнеса, помощь в обучении персонала. Тем не мене, запрещается вносить в изменения в атрибутику бренда и его технологические процессы.

Основные правила

В целом при концессии бренда должны соблюдаться следующие правила:

  • Уровень качества производимой продукции концессионером должен быть не ниже, чем у правообладателя;
  • запрещается вносить изменения в технологию, логотипы и технологии правообладателя;
  • производить услуги в том же объёме и ассортименте что у правообладателя;
  • хранить коммерческую тайну правообладателя;
  • необходимо сообщать потребителям что деятельность ведётся на основе концессионного договора.

Чтобы заключить договор франчайзинга необходимо чтобы у фирмы правообладателя была разрешение на такую деятельность. Проверкой данного пункта занимается ФНС. В договоре концессии указываются реквизиты обеих стороны , а также условия оплаты, сроков заключения договора. Договор должен составляться профессиональными юристами, т. к. в случае претензий у одной или другой стороны это позволит выигрыш процесс в суде.

Кроме того, если договор будет составлен неграмотно, это приведет к аннулированию его юридической силы и признанию данного бизнеса незаконным.

На практике

После истечения срока концессии правообладатель может не продлить контракт с пользователем концессии, если его что-то не устроит. Отказ в продлении приведет к утрачиванию правообладателем возможности заключать подобные договоры c другим лицом в той же местности. Ограничение действует три года.

Что касается концессионных взаимодействий с государством тот тут возможны многочисленные варианты отношений. Так, например, концессионер может взять в концессию еще несуществующий объект госсобственности, обещая построить его за свой счет. Данные отношений регулируются законом «О концессионных соглашениях», по которому концессионер за свои собственные средства может создать либо реставрировать (реконструировать) объект концессионного отношения и получать большую часть прибыли с него после этого.

Концедент в свою очередь может каким-то образом помогать в реконструкции (реставрации) данного объекта и брать определённые обязательства. Концедентом может выступать как Российская Федерация, так и муниципальное образование или субъект Российской Федерации. Концессионером может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В международной практике выделяют несколько типов концессионных соглашений:

  • концессионер производит постройку и эксплуатацию, затем данный объект передаётся государству;
  • концессионер передаёт сразу построенный объект государству, далее объект снова передаётся концессионеру на основе договора концессии,
  • концессионер строит и владеет на основе непосредственного права владения объект, который затем становиться собственностью государства,
  • также государство может продать объект концессии навсегда для дальнейшей модернизации его концессионером для более эффективного функционирования, и множество других вариантов.

Получить более подробную информацию по услугам в сфере концессий и заключения концессионных соглашений Вы можете .

Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант консалтинговой группы "Лекс"

Региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Знание принципиальных различий между арендой и концессией поможет органам местного самоуправления принять решение о делегировании частному бизнесу функции управления предприятием ЖКХ.

Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде со­ действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более 25%. Они должны осуществлять производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

Модель полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры представ ляется невыгодной для органов местного самоуправления, поскольку таит угрозу потери их влияния на ситуацию в этой сфере. Отношения с частным бизнесом, привлекаемым к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в свете Федерального закона № 185-ФЗ строятся на базе договоров долго- или краткосрочной аренды. В редких случаях используются концессионные соглашения.

Рассматриваемые договоры заключаются для разных целей. Договор аренды применяется для передачи имущества во временное владение и пользование либо только во временное пользование. При этом арендатор временно нуждается в имуществе или не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю, в свою очередь, это имущество не нужно, либо он желает извлечь прибыль из его передачи во временное пользование другому лицу. При этом объект окупается и возвращается собственнику в натуральной форме.

Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.

Следующим критерием различия между договорами аренды и концессии является субъектный состав. Статьей 608 ГК РФ за креплено общее правило, в соответствии с которым арендодателями могут быть собственник имущества либо лицо, управомоченное законом или уполномоченное собственником на сдачу имущества в аренду.

Заключать договоры аренды могут как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, а также муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны до говора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения являются концедент концессионер, т. е. концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Это позволяет говорить о непосредственном участии муниципального образования в гражданском обороте. Более того, со 2 июля 2008 г. отдельные права и обязанности концедента могут реализовывать органы и юридические лица, уполномоченные концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В качестве концессионера могут выступать только определенные субъекты правоотношений.

Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, которое относится к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, но и любое другое неупотребляемое имущество, запрет или ограничения, на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ).

Интересна такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего (будущего) имущества, которое концессионеру предстоит создать и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормаль­ного износа, предусмотренного для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору во владение и (или) пользование уже существующего имущества. Однако в отношении последнего нет однозначного запрета изменять арендованное имущество. Статьей 622 ГК РФ закреплена возможность возврата имущества в том состоянии, которое обусловлено договором.

Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ предпола­гает, что имущество, пере­данное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае "принадлежит или будет принадлежать" концеденту, что гарантирует сохранение права собственности на муниципальное имущество за муниципальным образованием и реализацию интересов населения соответствующей территории. По общему правилу аренда допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда закон запрещает такой выкуп (ст. 624 ГК РФ).

Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит ссылок на какие-либо ориентиры при его определении, срок устанавливается соглашением сторон.

Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные, отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий (п. 1 ст. 615 ГК РФ). При отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением.

Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношении в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на имущество, переданное в концессию. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имуще­ства за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капиталь­ного ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии ее своими экономическими интересами.

Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонт; на арендодателя, если иное не предусмотрено договором. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого это имущество нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ре­монта арендодателем значительно повлияет на условия пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.

Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение.

На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон № 185-ФЗ в качестве общего правила закрепляет, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.

Есть и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым также связывается появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребительских коммунальных услуг

Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относя­щегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут иметь определенное сходство в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.

Объект, обремененный правами третьих лиц, в принципе не может быть передан концессионеру, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными видами платы либо вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т.ч. независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.

Применение способствует повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества оказываемых услуг, выполняемых работ и производимой продукции. В рамках договоров осуществляется более эффективное использование ресурсов.

Суть концессионного соглашения

В рамках сделки один участник обязуется реконструировать либо создать недвижимость, право собственности на которую принадлежит либо будет принадлежать другому субъекту. в отношении объекта муниципального имущества предусматривает, что пользователь будет вести деятельность, связанную с эксплуатацией материальных ценностей. При этом собственник обязуется передать права пользования и владения ими на срок, определенный участниками. Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества содержит элементы разных договоров. Соответственно, применяются правила ГК о контрактах, компоненты которых присутствуют в документе, если другое не исходит из его содержания или не установлено законом.

Реконструкция

Концессионер по концессионному соглашению принимает на себя обязательства осуществлять определенные мероприятия. Они могут быть направлены на создание либо реконструкцию недвижимости. Например, соглашение может предусматривать такие мероприятия, как:

  1. Переустройство на основе внедрения новой технологии.
  2. Автоматизацию и механизацию производства.
  3. Модернизация и замена физически и морально износившегося оборудования.
  4. Изменение функциональных или технологических свойств объекта либо его отдельных компонентов.
  5. Прочие мероприятия, способствующие улучшению эксплуатационных характеристик основных средств.

Нюансы

Объект соглашения, который подлежит реконструкции, на момент заключения сделки должен быть в собственности и свободным от прав иных лиц. Не допускается передача в залог или отчуждение пользователем принятых им материальных ценностей. Запрещена смена целевого назначения объекта. Пользователь может извлекать доход и выпускать продукцию в процессе эксплуатации основных средств. Они являются его собственностью, если другое не устанавливается в договоре. Риск случайного повреждения или гибели основных средств несет концессионер, если иное не определено соглашением. Договором может возлагаться обязанность застраховать материальные ценности за свой счет.

Состав ОС

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества может предполагать передачу в пользование материальных ценностей, которые формируют единое целое с основным средством либо будут эксплуатироваться по общему назначению для ведения оговоренной участниками сделки деятельности. В таком случае в договор включается их состав и описание, срок и цели использования. В договоре также прописывается порядок их возврата собственнику при прекращении соглашения. В рамках сделки могут устанавливаться дополнительные обязательства для пользователя. Они определяются по обоюдному согласию участников, оформляющих концессионное соглашение. Примеры таких обязанностей: модернизация износившегося оборудования, замена технологических линий, другое улучшение эксплуатационных свойств. приобретенные либо созданные в процессе осуществления деятельности и не являющиеся ОС, переходят в собственность пользователя, если другое не устанавливается в договоре. Исключительные права на продукцию интеллектуального труда, которые получены концессионером за собственные средства в ходе реализации концессионного соглашения, принадлежат другому участнику сделки. Субъекты могут установить и иное правило.

Расходы

Затраты на выполнение обязательств по договорам несут пользователи материальных ценностей. В концессионные соглашения в России часто включается пункт, предполагающий, что часть расходов на реконструкцию/создание ОС может принять на себя собственник. Величина затрат должна в таком случае указываться в объявлении о конкурсе либо в решении о подписании договора (если конкурс не проводится), а также непосредственно в самом контракте.

Регистрация

Переданные пользователю права на эксплуатацию и владение материальными ценностями, предоставленными собственником, являются обременением. Соответственно, они должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Процедура в отношении созданного объекта соглашения выполняется одновременно с госрегистрацией собственности концедента на это имущество.

Категории материальных ценностей

В законодательстве приводится перечень ОС, передача которых может оформляться как концессионное соглашение. Примеры материальных ценностей - сооружения, входящие в состав:

  1. Автомобильных дорог и сетей инженерной коммуникации транспортной инфраструктуры. К последней, в числе остального, относят путепроводы, пропускные пункты, автостоянки, мосты, тоннели и так далее.
  2. Объектов железнодорожного транспорта.
  3. Речных и морских портов, в том числе их гидротехнических сооружений, инженерной и производственной инфраструктур.
  4. Объектов трубопроводного транспорта.
  5. Аэродромов, зданий, предназначенных для посадки, взлета, стоянки, перемещения воздушных судов.
  6. Объектов инженерной и аэропортов.
  7. Гидротехнических сооружений.
  8. Объектов по производству, распределению, передаче тепло- и электроэнергии.
  9. Систем коммунальной инфраструктуры.
  10. Объектов образования, культуры, здравоохранения, спорта и пр.
  11. Метрополитена и иного общественного транспорта.
  12. Объектов, предназначенных для ведения медицинской, туристической, лечебно-профилактической деятельности, организации отдыха.

Дополнительные возможности

Объект соглашения и другое имущество, не находящееся в муниципальной/государственной собственности, могут предназначаться для эксплуатации по общему назначению, ведения оговоренной деятельности и обеспечения единого производственного процесса. В этом случае владелец ОС вправе подписать с пользователем гражданско-правовой договор, определяющий особенности их предоставления. Однако при этом собственник должен связать возникновение обязанностей и прав по нему с отношениями по концессионному соглашению.

Участники сделки

В законодательстве определены следующие стороны концессионного соглашения:

  1. Правительство или орган исполнительной федеральной власти, структура регионального либо местного управления. Указанные институты выступают в качестве собственников (концедентов).
  2. Индивидуальный предприниматель, зарубежная или отечественная коммерческая компания либо 2 и более юрлица, действующие в соответствии с Указанные субъекты являются концессионерами (пользователями).

Законодательство допускает перемену лиц в сделке. Она осуществляется путем уступки либо перевода задолженности с согласия собственника в момент ввода объекта соглашения в эксплуатацию. Пользователь не может передавать свои права по сделке в залог. Переход обязанностей и юридических возможностей концессионера-юрлица при его реорганизации к другому обществу производится при соответствии возникшей организации требованиям, определенным в решении о заключении соглашения.

Период действия

При определении срока, в течение которого концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества будет иметь силу, учитываются:

  1. Время, необходимое на создание/реконструкцию ОС.
  2. Объем инвестиций для осуществления оговоренной участниками сделки деятельности и период их окупаемости.
  3. Другие обязательства пользователя по договору.

Оплата

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества определяет размер суммы, которую пользователь обязан перечислить в течение срока эксплуатации переданных ему материальных ценностей. Платежи могут устанавливаться как на протяжении всего оговоренного периода, так и отдельных временных промежутков. Величина оплаты, ее форма, правила и сроки внесения определяются участниками сделки. Законодательство предусматривает несколько вариантов погашения денежных обязательств:

  1. Твердая сумма. Она может вноситься единовременно либо периодически в бюджетный фонд соответствующего уровня.
  2. Доля доходов или продукции, полученных пользователем при осуществлении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  3. Передача конценденту прав собственности на имущество, принадлежащее концессионеру.

Участники сделки могут устанавливать смешанные формы оплаты.

Права пользователя

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества устанавливает следующие юридические возможности:

  1. Распоряжаться материальными ценностями по правилам, определенным в федеральном законодательстве и договоре.
  2. Выполнять условия концессионного соглашения самостоятельно либо с привлечением сторонних лиц. При этом пользователь будет отвечать за действия сторонних субъектов как за свои.
  3. Использовать безвозмездно по правилам, определенным в договоре, при соблюдении условий конфиденциальности исключительные права на продукты интеллектуального труда, полученные при выполнении условий соглашения за свой счет, в целях ведения оговоренной сторонами деятельности.

Обязанности пользователя

В процессе осуществления деятельности, оговоренной концессионным соглашением, концессионер должен:

  1. Провести в установленные договором сроки реконструкцию или создание ОС и начать его эксплуатацию.
  2. Использовать материальные ценности в целях и по правилам, определенным сделкой.
  3. Вести деятельность, предусмотренную в соглашении, не приостанавливать и не прекращать ее без согласия собственника.
  4. Обеспечить при исполнении договора возможность получения услуг, продукции и работ потребителями.
  5. Предоставлять покупателям/заказчикам льготы, установленные в федеральном законодательстве, иных нормативных актах, в случаях и по правилам, определенным в рамках сделки.
  6. Поддерживать исправное состояние ОС, выполнять текущий и капремонт за свой счет, нести прочие расходы на содержание материальных ценностей, если другое не определено в договоре.

Основные пункты договора

В качестве важнейшего этапа сделки выступает подготовка концессионного соглашения. Она предполагает согласование всех ключевых пунктов договора. Подготовка концессионного соглашения включает в себя, в том числе, определение величины и формы оплаты за эксплуатацию ОС, правила, в соответствии с которыми она будет вноситься. В договоре, кроме этого, должны присутствовать следующие пункты:


Дополнительно

В концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества могут также включаться пункты о:

  1. Объемах производства при ведении оговоренной в рамках сделки деятельности.
  2. Правилах установления и корректировки тарифов (цен) на исполняемые работы, выпускаемую продукцию, оказываемые услуги, а также надбавок к стоимости при ведении оговоренной деятельности.
  3. Объемах инвестиций в реконструкцию/создание объекта соглашения.
  4. Прочие пункты, не запрещенные законодательством.

Важный момент

Законодательство устанавливает определенный порядок заключения концессионного соглашения. Оно оформляется в рамках проведения конкурса. Документ составляется по типовой форме, включающей обязательные пункты, приведенные выше. Внесение изменений в концессионное соглашение осуществляется по согласию участников. При этом корректировка пунктов, определенных в соответствии с конкурсным предложением, допускается только в исключительных случаях, установленных законодательством. Изменение соглашения может также осуществляться по судебному решению по основаниям, оговоренным в ГК.

Прекращение договора

Оно имеет место в случаях:

  1. Окончания установленного срока.
  2. По согласию участников.
  3. По решению суда.

После прекращения действия соглашения пользователь обязан передать имущество собственнику, если другое не устанавливается договором или законом. Материальные ценности при этом должны пребывать в таком состоянии, которое оговорено в контракте. Возврат имущества осуществляется с оформлением передаточного акта.

Расторжение договора по судебному решению

Прекращение действия соглашения допускается по требованию одной из сторон при наличии нарушений его пунктов другим участником. В качестве оснований могут выступать и иные обстоятельства. К существенным нарушениям условий соглашения относят:


Гарантии

При ведении деятельности, оговоренной сторонами соглашения, пользователь имеет право на защиту своих интересов, согласно конституционным положениям, международным договорам, федеральному законодательству и прочим нормативным актам. В частности, он может рассчитывать на компенсацию убытков, которые возникли вследствие неправомерных действий органов государственной, местной и региональной власти, а также должностных лиц указанных структур. Ответственность виновных наступает в соответствии с действующим законодательством.

Источник: http://www.urbaneconomics.ru/

Одним из путей сокращения расходной части бюджета может стать уменьшение бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Механизм уменьшения расходов - передача в делегированное управление (концессия, долгосрочная аренда, договор на управление) муниципальных предприятий коммунальной сферы. Благодаря своим преимуществам договоры долгосрочной аренды и концессии приобретают все большее распространение в области инфраструктуры. Такие договоры полностью действуют или находятся в стадии реализации в 37 странах, включая 18 стран с низкими бюджетными доходами. В международном понимании “концессия” включает в себя все характеристики договора аренды предприятия как имущественного комплекса, но накладывает на организацию-концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для оговоренного расширения производства или увеличения мощностей для замены основных фондов. В Гражданском кодексе России существует понятие “концессии” (гл. 54, ст. 1027-1040 “Коммерческая концессия”), однако в данной главе понятие “концессия” рассматривается в узком его значении как предоставление права на использование комплекса исключительных прав - франчайзинг. Поэтому положения данной главы ГК не применимы к передаче прав по использованию и эксплуатации имущественных комплексов - предприятий и объектов муниципальной инженерной инфраструктуры. Исходя из этого, в российской практике при передаче муниципального предприятия в концессию имеет смысл заключать договор на аренду предприятия как имущественного комплекса с дополнительными условиями по вложению арендатором денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в делегированное управление (концессию) являются:

  1. Ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов.
  2. Создание конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что в каждый определенный момент времени существует только один поставщик данного вида услуг - концессионер, конкуренция возникает до подписания контракта, в результате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срока договора, когда требуется его возобновление. В результате этого существует конкуренция за рынок, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренция на рынке отсутствует.
  3. Приток денежных средств в регион.
  4. Концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.
  5. Строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе.
  6. В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
  7. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

При проведении переговоров о передаче муниципального предприятия в концессию необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Цена, которую концессионер готов заплатить за право эксплуатации предприятия или объем государственных капиталовложений (субсидий)

Стоимость передачи муниципального предприятия в концессию зависит от технического состояния объекта, размера вложений, которые необходимо предпринять концессионеру в будущем, размера устанавливаемого тарифа и нормы рентабельности, срока концессии и других факторов. В случае, если размер необходимых капиталовложений не может быть полностью окуплен концессионером в течение срока концессии, администрация муниципального образования может взять на себя обязательства по осуществлению части капиталовложений.

2. Плата, взимаемая концессионером за предоставление услуг

В международной практике предприятие-концессионер продает услуги по тарифу, состоящему из двух частей: фиксированная плата, которая за время срока концессии должна составить сумму, необходимую для возврата капитальных вложений, и плата за реально предоставленную услугу, рассчитываемая с учетом себестоимости и оговоренной в договоре нормы рентабельности. Основная задача заключается в том, чтобы обеспечить финансовую привлекательность вложений и в то же время защитить общественные интересы. В тех случаях, когда администрация муниципального образования видит свою роль главным образом в защите интересов потребителей, она может не взимать с концессионера дополнительной платы и предоставить контракт на основе предложения низшей цены, которая будет взиматься с потребителей. Но для предотвращения снижения качества услуг необходимо ввести минимальные стандарты качества предоставляемых услуг. Также должны быть оговорены условия пересмотра тарифов.

3. Срок концессии

Срок концессионного договора должен быть достаточен для возврата вложений концессионера и получения им прибыли. В международной практике продолжительность срока концессии обычно связывается с продолжительностью жизненного цикла основных активов.

Принятые в международной практике сроки концессионных договоров: платные дороги - 30 лет, электроэнергетика -15 лет, гидроэнергетика - 30 лет, водоснабжение и водоотведение -5-30 лет, переработка и удаление твердых отходов - 4 года.

4. Схема, по которой муниципальное предприятие передается в концессию

Исходя из анализа существующей ситуации, на данный момент оптимальной является схема передачи муниципального предприятия в аренду как имущественного комплекса.

Использование данной схемы снимает ряд проблем:

  • предприятие остается муниципальным и подпадает под регулирование муниципального органа;
  • все построенные концессионером объекты автоматически переходят в собственность города;
  • отпадает необходимость в осуществлении расходов, которые необходимо произвести в случае ликвидации муниципального предприятия;
  • уменьшается возможность хищений в период реорганизации предприятия.

5. Состав и периодичность предоставляемой концессионером отчетности

Возможные формы отчетности - годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, условия контроля со стороны местных органов власти.

6. Критерии, на основании которых оценивается работа концессионера

Оговариваются показатели, обязательные для выполнения концессионером, например, бесперебойность, качество предоставляемых услуг, поддержание определенного уровня технического состояния объекта и т.д. Также должен быть оговорен порядок досрочного прекращения договора концессии в случае невыполнения концессионером каких- либо условий.

7. Права и обязательства сторон по окончании срока действия контракта

Должны быть оговорены условия передачи предприятия после окончания срока договора. Например, по окончании срока концессии концессионер обязан вернуть местному органу самоуправления безвозмездно и в нормальном рабочем состоянии все объекты инфраструктуры и оборудование, являющиеся неотъемлемыми частями имущественного комплекса. Объекты инфраструктуры и оборудование, развитие которых финансировалось концессионером, также должны быть возвращены местному органу самоуправления, и, если они еще не самортизированы полностью, то концессионеру должна быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается на договорной основе или в результате оценки с учетом, в частности, сумм амортизации.

1. Договор передачи муниципального предприятия в концессию.
2. Предоставление гарантий перечисления доли города в финансировании бюджетных средств.
3. Управление предприятием. Финансирование капитальных вложений.
4. Перечисление доли города в капитальных вложениях.
5. Утверждение тарифов. Контроль.
6. Предоставление услуг.
7. Оплата услуг.
8. Возврат вложений и прибыль.

Особенности. В концессию передается предприятие как имущественный комплекс. Концессионер занимается и производством, и продажей услуг. С целью привлечения инвесторов город принимает участие в финансировании капитальных вложений.

Преимущества. Возможность проведения конкурса на право финансирования реконструкции и управления предприятием, что позволяет выбрать концессионера, предлагающего более низкие цены за свои услуги. Уменьшаются бюджетные расходы.

Недостатки. Необходимость организации конкурса администрацией, что осложняется тем, что в настоящее время существует ограниченный круг потенциальных конкурсантов из-за высокого уровня монополизации производства в области коммунальных услуг.

Приложение. Основные условия, обсуждаемые при передаче муниципального унитарного предприятия “Водоканал” в концессию

Общие экономические условия и срок договора: определение концессии, срок договора, обязанности сторон.

Предмет и объем концессии: состав имущественного комплекса - предприятия, права на обслуживание потребителей-абонентов, определение территории, на которую распространяется действие концессии.

Обслуживание потребителей: нормативные правила обслуживания, заявка на подключение, регулирование взаимоотношений с потребителями, контроль за деятельностью со стороны потребителей, договоры с третьими лицами.

Управление персоналом: обслуживающий персонал, представители концессионера.

Инфраструктура и оборудование: общие принципы, профилактические и ремонтные работы, обязательство проводить профилактические работы, подключение к сети, счетчики, капитальный ремонт, увеличение мощностей и расширение сетей, продление коммуникаций по заявкам потребителей, право концессионера на осуществление контроля.

Определение цен: цены и базовые ставки (водоснабжение, водоотведение, прочие услуги), колебания цен, контроль за выполнением финансовых условий.

Пересмотр цен и формула изменения цен: пересмотр и индексация цен на услуги по водоснабжению (водоотведение, прочие услуги), порядок пересмотра.

Налоги: налоги, дополнительные платежи и сборы.

Гарантии, санкции и арбитражные оговорки: гарантийный залог, финансовые санкции и штрафы, принудительные санкции: передача под временный контроль, разрешение споров и применимое право.

Окончание договора: передача имущественного комплекса по окончании договора, непрерывность обслуживания по окончании договора, возврат оборудования, возврат имущества, персонал предприятия.

Технические условия

Описание предприятия водоснабжения: инвентаризация имущества, передаваемого концессионеру, передача оборудования при вступлении договора в силу, передача вновь вводимого оборудования в период действия договора, особые условия.

Эксплуатация: производство и поставка услуг, источники водоснабжения и места сброса сточных вод, нормативы и стандарты качества, объем и качество предоставляемых услуг, счетчики, проверка счетчиков, снятие с них показаний, противопожарная безопасность.

Строительные и инженерные работы: условия проведения строительных и инженерных работ, работы, выполняемые концессионером, работа на объектах инфраструктуры муниципального и общего пользования, контроль за исполнением работ, порученных концессионеру.

Отчетность: годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, контроль со стороны местных органов власти.

Услуги по передаче предприятия в концессию : схема, договор, сроки и условия