Словарь дорожных понятий и терминов к программе "юный инспектор движения". Правила дорожного движения

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 , 5.23.2 , 5.24.1 , 5.24.2 , 5.25 , 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7 .

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

А вы знали что п.13.5 Правил дорожного движения позволяет одновременно двигаться автомобилям и пешеходам на разрешающий сигнал с пересечением траекторий и неопределенным приоритетом ?

Мы решили выделить в Правилах проблемные пункты, подготовить поправки и подать инициативу на интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации. Это официальный ресурс создан создан во исполнение указа Президента РФ. Если инициатива наберет 100000 голосов законопроект будет передан в экспертную группу федерального, уровня – для принятия решения о мерах по реализации. Проголосовать за инициативу можно только после регистрации на портале государственных услуг.

На первом этапе предлагаем ознакомиться с основными проблемами в Правилах дорожного движения, которые мы будем стараться решить с помощью поправок в рамках данной инициативы.

Инициатива о внесении изменений в в целях исключения противоречий и двоякого толкования.

В данной инициативе мы предлагаем решить спорные вопросы при толковании Правил дорожного движения и квалификации нарушений. Использование двоякого толкования правил может использоваться и используется на практике как со стороны контролирующих служб в целях привлечения к ответственности, так и со стороны водителей для избежания наказания, а главное участники дорожного движения не имеют четкого руководства для действий при управлении транспортным средством. Предлагаем внести изменения для исключения противоречий в наиболее часто встречающихся ситуациях.

Пересечение проезжих частей

Понятие пересечение проезжих частей в Правилах дорожного движения встречается 4 раза, но определение границ этого пересечения отсутствует. В соответствии с действующей редакцией на практике применяется два способа определения границ.

  1. Со ссылкой на иллюстрации в вопросах в экзаменационных билетах;
  2. На основании .
Рисунок 1. Двоякое толкование понятия “Пересечение проезжих частей”

Основная проблема отсутствия единого толкования понятия “Пересечение проезжих частей” при выполнении

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

На рисунке 1 (пропорции соответствуют ширине полосы движения 3 метра, ширине траектории 1.8 метра) на примере пересечения двухполосных дорог видно, как отличаются траектории движения в зависимости от варианта толкования. Траектория 1 позволяет оштрафовать водителей на 5000 рублей или лишить права управления до 6 месяцев при движении по траектории 2.

Движение по траектории первого варианта затрудняет или не позволяет одновременно совершить левый поворот транспортным средствам, который увеличивает пропускную способность перекрестка и не противоречит правилам. При повороте налево со встречных направлений невозможно определить приоритет. Поворот налево справа от центра также невозможен, так как поворот на 90 градусов необходимо совершить на месте.

Определение “перекресток”

Перекресток ” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Следуя данному определению, для определения перекрестка необходимо использовать центр этого определяемого перекрестка. Так как дорога является линейным объектом имеющим ширину и ось симметрии для определения необходимо использовать центр пересечения дорог .

Стоп-линия и перекресток

В соответствии с требованиями “ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.” допускается применение стоп-линии перед перекрестком:


Рисунок 2. ГОСТ. Стоп-линия перед перекрестком

Применение стоп-линии до перекрестка может внести противоречие между п.п. 6.2, 6.13 и 13.7 Правил

Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.


Рисунок 3. Противоречие между п.п. 6.2, 6.13 и 13.7 Правил

С учетом плотности трафика в условиях затора движение через перекресток может быть на очень медленных скоростях и не редко случается следующая ситуация – транспортное средство пересекает стоп-линию на разрешающий сигнал светофора и на промежутке между стоп-линией и перекрестком включается запрещающий сигнал. п.6.13 выполнить невозможно, применить п.13.7 нельзя, п.6.2 запрещает движение и отъехать назад тоже запрещает п.8.12. Целесообразно будет включить промежуток между стоп-линией и началом закруглений проезжей части в зону перекрестка.

В случае отсутствия стоп-линии п.6.13 при запрещающем сигнале предписывает , при этом учесть п.13.7 и не создать помех пешеходам.


Рисунок 4. Место остановки при запрещающем сигнале светофора

На крупных перекрестках и при медленной скорости движения проезд перекрестка, следуя 13.7 водитель обязан завершить фактически на запрещающий сигнал. Водители на пересекаемой дороге для выполнения п.13.8 Правил должны зафиксировать момент выезда на перекресток и еще должны быть уверены, что выезд осуществлен на разрешающий сигнал. Плюс ко всему у водителя, который начинает движение должно быть решение предыдущей проблемы на рисунке 3, так как уступать дорогу он должен только транспортным средствам, которые выехали на разрешающий сигнал без нарушений Правил.

Не создавать помех пешеходам тоже проблематично, остановиться придется либо перед пешеходным переходом, либо после него, что не всегда возможно. Также бывают случаи когда пешеходный переход отсутствует, а пешеходы имеют право переходить дорогу на разрешающий сигнал. В этом случае угадать место остановки не возможно.

Целесообразно обозначить место остановки перед светофором.

Движение на красный сигнал светофора при включенной дополнительной секции

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам , движущимся с других направлений.

Данные пункты правил определяют приоритет между водителями и пешеходами при движении по сигналу дополнительной секции светофора с включенным красным сигналом. У водителя отсутствует обязанность уступить дорогу пешеходам пересекающим проезжую часть дороги, с которой он поворачивает. Таким образом пешеходы переходящие на зеленый сигнал светофора рискуют попасть под колеса при соблюдении Правил дорожного движения всеми участниками.


Рисунок 5. Отсутствие приоритета у пешехода

Выезд на полосу движения

В КоАП РФ существует ответственность за движения в нарушение Правил, однако в Правилах дорожного движения отсутствует однозначное определение, что считать выездом, а что пересечением полосы движения. Из-за этого водители становятся жертвами неверной квалификации правонарушения и привлекаются к ответственности по более строгой статье, чем заслуживают


Рисунок 6. Выезд на встречную полосу

Трамвайные пути

“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Исходя из этих определений трамвайные пути являются элементом дороги и не относятся к проезжей части. Казусы возникают при . По определениям они разделяют дорогу на две проезжие части, а в соответствии с п.9.1 каждая проезжая часть является двухсторонней.

При наличии на дороге одной трамвайной линии невозможно определить в каком направлении осуществляется трамвайное движение для выполнения п.8.5, п.9.6 Правил дорожного движения.


Рисунок 7. Трамвайный путь в одном направлении

Не определена ширина трамвайных путей и(или) граница проезжей части со стороны трамвайных путей, можно не наехать на рельсы, но создать помехи трамваю.

Не определен участок дороги, который находится между трамвайными путями, но по нему разрешено движение в обоих направлениях.

Необходимо, чтобы Правилами была учтена возможность движения трамвая только в одном направлении, а также четко регламентировано расположение трамвайных путей на проезжей части.


Рисунок 8. Граница трамвайных путей

Завершение обгона через сплошную линию разметки

Водитель начал обгон на участке дороги с прерывистой линией разметки и осуществил выезд на встречную полосу без нарушения Правил дорожного движения. В процессе обгона прерывистая линия закончилась и началась сплошная. Что делать водителю оказавшемуся на встречной полосе слева от сплошной разметки, которую пересекать запрещено без исключений? (Поправки внесены, введен п.9.1.1. маневр запрещен)


Рисунок 8. Завершение обгона через сплошную

В настоящее время мы разрабатываем текст поправок. Не оставайтесь равнодушными . Следите за обновлениями на нашем сайте. Это реальная возможность сократить поборы и необоснованные штрафы от недобросовестных сотрудников полиции , а также получить правовую защиту без привлечения специалистов по автоправу, сократить количество ДТП в которых нет виноватых. Уже есть принятые и реализованные инициативы в других сферах.

На этом материал в рамках данной темы завершен. Благодарю за интерес.

Посмотрите еще:

Еще не нашли, что искали?

В каждой стране установлены свои правила дорожного движения (ПДД), согласно которым осуществляется проезд как дорогам, так и по автомагистралям. Грузовые автомобили чаще всего выполняют перевозку грузов по стране и за ее пределами. Именно с этой техникой мы познакомимся поближе и рассмотрим правила движения с учетом различных масс и ответственность за нарушение этих правил.

Что такое грузовик согласно ПДД?

Грузовой автомобиль — понятие обширное. Сюда нельзя относить только тягачи и самосвалы, например. Но многие сталкиваются с проблемой определения типа авто согласно ПДД. На самом деле, сложностей в этом вопросе быть не должно:

  • легковым автомобилем считается тот, который достигает, но не превышает разрешенную массу в 3,5 тонны с числом сидячих мест не более восьми (исключая водительское);
  • грузовым автомобилем считается тот, разрешенная масса которого превышает 3,5 тонны (автобусы в это число не входят).

Правила дорожного движения четко эти категории не разделяют, в них фигурируют три типа грузовых автомобилей:

  1. До 2,5 тонн.
  2. От 2,5 до 3,5 тонн.
  3. Свыше 3,5 тонн.

В зависимости от того, относится автомобиль к категории грузовых или нет, могут устанавливаться определенные нормы движения, а также запреты на передвижение.

Расположение на проезжей части

Залог безопасности на дорогах — это соблюдение норм и правил, прописанных в ПДД. Они определяют для грузового транспорта особые требования при выборе полос для движения по дорогам различной категории.

Пункт «Расположение транспортных средств на проезжей части» — это пункт 9 в ПДД, с ним можно самостоятельно ознакомиться.

В населенных пунктах

Согласно п. 9.4 существуют ограничения по движению всех грузовиков массой более 2500 килограмм. Водителям таких транспортных средств можно занимать крайнюю левую полосу (при наличии трех и более полос) только в двух случаях:

  • при развороте;
  • при повороте налево.

Стоит обратить пристальное внимание на тот факт, что под данную категорию попадает ряд автомобилей, которые многими определяются как легковые (условно относящиеся к категории «В») — это пикапы и «ГАЗели».

Иных требований в городе к грузовым авто не предъявляют. Они приравнены ко всем транспортным средствам. Ограничения по движению могут быть введены только при помощи знаков. Например, проезд по центру на грузовиках большой массы часто невозможен.

Вне населенных пунктов

Предыдущее правило распространено и при движении по населенным пунктам, где расположена основная дорога. Здесь действует следующее правило: «держаться как можно правее». Если правая полоса занята, можно двигаться по той, что расположена левее, но при этом, как только правая сторона освободится, необходимо будет занять ее.

Вне населенных пунктов левые полосы используются для интенсивного движения, обгона. Водителям грузовых транспортных средств с разрешенной массой свыше 2500 килограмм не стоит забывать о пункте 9.4, описанном выше.

По автомагистралям и дорогам для автомобилей

Автомагистрали и дороги для автомобилей обозначаются следующими знаками (5.1, 5.3). Движение по ним осуществляется с применением определенных правил. Они общие и распространяются на оба варианта дороги (смотрите п. 16.3).

Определим общие правила движения для всех транспортных средств этой категории:

  • грузовой транспорт массой от 2500 до 3500 килограмм может двигаться по любым полосам (при наличии трех и более), но крайнюю левую занимать имеет право только для разворота или левого поворота;
  • все грузовики разрешенной массы от 3500 килограмм имеют право движения на таких дорогах только по двум крайним правым полосам (в соответствии с правилом пункта 16.1 выезд на любую другую полосу категорически запрещен);
  • легкие грузовики массой не более 2500 килограмм могут занимать любую полосу на таких дорогах, для них ограничений нет.

При нарушении ПДД водителю грозит привлечение к ответственности, о чем мы обязательно поговорим ниже.

Запрещающие знаки для грузовиков

Помимо описанных выше правил движения существует и другой тип ограничений в виде дорожных знаков. Их гораздо больше, и каждый водитель должен знать, что они означают. Дело в том, что они разделены на восемь категорий.

Все обозначения запрета в ПДД описаны в приложении №1 и в группе 3. Суть их действия заключается как в введении запрета, так и в его отмене через какой-либо промежуток. Возросшие штрафы сегодня побуждают все больше водителей следовать этим знакам безоговорочно, и это правильно. Рассмотрим только знаки запрета для грузового транспорта.

Знак запрета Пояснение
1. Запрет движения грузовых автомобилей Значок может быть как с определенной массой, так и без нее:
  • если масса указана (как в примере), то запрет действует на автомобили, превышающие ее;
  • если она не указана, то запрет действует на грузовики массой свыше 3500 килограмм.
2. Запрет движения грузовых автомобилей с прицепом В этом правиле много нюансов. Так, полностью запрещено под него проезжать:
  • любому транспорту с буксировкой;
  • тракторам с прицепами;
  • грузовым авто от 3,5 тонн и выше с прицепной техникой.

Исключение: все авто массой до 3,5 тонн с прицепом имеют право проезда (кроме буксировки).

3. Запрет на движение любого транспорта выше указанной массы Если авто имеет большую массу, чем та, что обозначена на знаке, проезд запрещен.
4. Ограничение давление массы на ось О давлении на ось знают все водители грузовиков, при этом, разрешен проезд только тем, у кого масса на ось менее указанной.
5. Ограничение по высоте ТС Под габариты попадает высота как с грузом, так и без него.
6. Ограничение по ширине ТС Под габариты попадает ширина как с грузом, так и без него
7. Ограничение по длине ТС Под габариты попадает длина как с грузом, так и без него
8. Обгон запрещен для грузовых авто Запрет действует до отмены знака (он будет серым и перечеркнутым). Пока знак действует, грузовые автомобили не имеют право совершать обгон.
9. Запрет проезда авто с опасным грузом Автомобили, занимающиеся такими перевозками, должны маркироваться специальными знаками.

Ответственность за правонарушения

На сегодняшний день штрафы за правонарушения на дорогах ужесточены. За водителями ведется повсеместный контроль со стороны инспекторов и камер видеофиксации. Конечно, каждый вид должен рассматриваться отдельно, но мы рассмотрим несколько штрафов в качестве примера:

  • если водитель грузового автомобиля будет двигаться по автомагистрали дальше второй правой полосы, ему грозит штраф в 1500 рублей;
  • в некоторых населенных пунктах проезд под знак «Запрет на проезд грузовых авто» может оказаться дорогим удовольствием: в Москве и Санкт-Петербурге за это придется заплатить 5000 рублей.

Для проезда под некоторые знаки в случае необходимости нужно оформить специальное разрешение. В целом, проезд по дорогам страны для грузовых авто мало чем отличается от движения автобусов и легкового транспорта. Все нюансы, описанные выше, водитель обязан знать.

В принципе, это малоинтересная тема. Но изучение любой дисциплины должно начинаться с рассмотрения общих положений: понятий и принципов, на которых базируется данная область знаний.

Поэтому давайте наберемся терпения и изучим этот достаточно муторный, но крайне необходимый материал. Тем более что с его выкладками мы будем встречаться постоянно.

Для этого рассмотрим два главных вопроса:

  1. Основные принципы ПДД
  2. Основные понятия, применяемые в ПДД

В этой статье рассмотрим основные принципы ПДД

Правила дорожного движения – это, по большей мере, регламентация конкретных условий движения.

То есть в тексте Правил Вы сможете легко найти конкретную методику того, как осуществлять движение, какие полосы занимать, как маневрировать, как осуществлять остановку и стоянку, в какой последовательности проезжать перекрестки и пр.

Все здесь расставлено по полочкам и обладает внутренней логикой (Вы скоро в этом убедитесь сами).

Однако в разделе 1 Правил изложены общие (или фундаментальные) принципы функционирования ПДД. Это – основа правовой базы системы дорожного движения в Российской Федерации.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем - Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Что здесь можно сказать? Правила дорожного движения — это совокупность норм, или свод правил, которые регламентируют дорожное движение на всей территории нашей страны, независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности его участников.

Граждане России, иностранцы, лица без гражданства и прочие индивиды, осуществляющие движение по дорогам страны, подпадают под действие Правил дорожного движения Российской Федерации.

ПДД, таким образом, обладают как бы правом верховенства, означающим то, что все иные нормативно-правовые акты, принимаемые в области дорожного движения, должны развивать положения ПДД, основываясь на них и ни в коем случае не противореча их нормам.

Если хотите метафору, — извольте: ПДД — это Конституция (основной закон) государства под названием «Дорожное Движение».

Конечно, нет такого государства – «Дорожное Движение». Хотя, почему нет? Мы все в нем живем.

И пусть эта страна, скорее, виртуальна, чем реальна, пусть она не признана мировым сообществом в качестве полноправного участника международных отношений, — она существует. И в этой стране, к великому сожалению, ежедневно и ежечасно гибнут или страдают люди. А это – уже реальность. Горькая, но реальность…

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Если ПДД — это закон, то, согласно Конституции Российской Федерации, исполнение закона — это долг.

Соответственно, исполнение требований ПДД (и в том числе, требований знаков, разметки, светофоров и регулировщиков) — это обязанность всех без исключения участников дорожного движения.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

Данный пункт Правил обобщает обязанности всех участников дорожного движения, призывая их к гармоничному взаимодействию на дороге. Необходимо избегать возникновения опасных ситуаций и причинения вреда. Это чаще всего выражается в создании помех другим участникам движения.

И если указанную помеху устранить невозможно, Правила требуют своевременного информирования других участников об опасности и даже сообщения о ней в полицию.

Так, в случае возникновения неисправности транспортного средства, когда оно остановилось в неположенном месте, водитель должен включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

Согласитесь, эти действия нужны не для водителя; его цель — починить автомобиль. Подобные действия – это способ информирования других участников движения о помехе и опасности на дороге.

А вот в случае серьезной аварии придется не только известить об опасности, но и вызвать сотрудника полиции.

В то же самое время в пункте 1.5 содержатся общие запреты для участников дорожного движения. Так, категорически запрещается повреждать и загрязнять дорожное покрытие.

Чего греха таить, нередки случаи, когда гусеничный трактор, переезжая с поля на поле (например, в рамках сельхозработ) своими гусеницами наносит непоправимый урон асфальтовому покрытию дороги.

Или вот еще пример. Ведется стройка (естественно, ипотечного дома). С территории стройплощадки выезжает грузовой автомобиль с налипшими на колеса глыбами земли и строительного мусора.

После проезда такого грузовика на проезжей части остаются ошметки грязи, которые мешают движению. А в сырую и дождливую погоду эта грязь превращается в жижу, покрывающую асфальтобетон на значительной площади.

Эстетика машины здесь – дело десятое. Подобная ситуация может сыграть злую шутку с водителями: на таком участке ухудшится сцепление колес с дорогой, и вполне возможна потеря управления транспортным средством. И вот Вам, пожалуйста, — авария!

Еще один — вполне конкретный — запрет: водителю запрещается оставлять на дороге посторонние предметы, которые способны помешать нормальному движению.

Скажете, неактуально? А разве мало «гнездится» вдоль дорог отработавших свое покрышек колес, которые «заботливо» выбрасываются водителями, как правило, большегрузных автомобилей?

И хорошо еще, если эти «посторонние предметы» будут складироваться на обочине. А могут и на проезжей части оказаться…

Причем, многие водители и пассажиры полагают, что выброшенный в окно мелкий мусор не создаст помех для движения.

Сколько же в нас наивности! Или безалаберности… Или хитрости…

Третий запрет, на первый взгляд, очень смешной. Правила категорически запрещают производить какие-либо незаконные манипуляции со средствами организации и регулирования дорожного движения — знаками, разметкой, светофорами и пр.

В принципе, трудно представить себе случай, когда кто-то пытается самостоятельно снять или установить дорожный знак, закрасить или дорисовать дорожную разметку. Кстати, среди европейской молодежи становится все более модным новое течение – делать знаки креативными с помощью специальных наклеек. Оцените.

Смешно и креативно. Но это – нарушение Правил.

Или еще «смешнее» — поменять местами (так, для прикола) сигналы светофора. Вот, водители и пешеходы обрадуются-то…

Но, согласитесь, в наших условиях пока эта перспектива маловероятна. Хотя, кто его знает… Российский ум, он ведь пытливый… (по крайней мере, идея подана).

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Принципы, изложенные в пп.1.1, 1.3 и 1.5, только что рассмотренные нами, олицетворяют собой наиболее общие требования, которые предъявляются Правилами к участникам дорожного движения.

Более детальная расшифровка этих самых требований ждет нас впереди – при анализе каждого раздела ПДД. А вот следующий пункт — 1.6 – предупреждает о юридической ответственности за несоблюдение требований Правил дорожного движения.

Иными словами, участники дорожного движения за нарушение ПДД могут быть (и должны быть!) подвергнуты наказанию в рамках действующего российского законодательства. Не захотел следовать требованиям пп.1.1, 1.3, 1.5 и т.д. , — неси ответственность.

Забегая вперед, отметим, что за нарушение ПДД предполагается административная (чаще всего), гражданско-правовая и (к сожалению!) уголовная ответственность.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

Наконец, последний и, по мнению многих водителей, главный принцип ПДД. Тот самый принцип, с которым мы «живем» на дороге; с которым бок о бок идем по жизни.

Принцип правостороннего движения означает, что все без исключения транспортные средства должны двигаться исключительно по дороге, ближе к правому ее краю. И даже если не видно полос для движения, обозначенных разметкой, водитель обязан придерживаться правой стороны дороги.

Есть, конечно, страны с левосторонним движением и, соответственно, правосторонним расположением рулевого колеса в салоне автомобиля. Например, Англия (или ее бывшие колонии). Не будем углубляться в историческую ретроспективу.

Просто отметим, что это, скорее, дань традиции, ибо большинство современных государств используют правостороннее движение. И наша страна – не исключение.

Кстати, пешеходам, когда они двигаются по тротуарам или пешеходным переходам («зебре»), так же рекомендуется придерживаться правой стороны.

Давайте подведем итог. Раздел 1 Правил излагает фундаментальные принципы функционирования системы дорожного движения в Российской Федерации, связанные с его правовой базой и основными обязанностями участников дорожного движения.

Это – наиболее общие положения, характеризующие сущность той части общественных отношений, которая получила название «дорожного движения».

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

  • основные правила пдд
  • основы пдд
  • основные правила дорожного движения
  • основные правила пдд кратко

ПДД Знаки Разметка Допуск ТС

1. Общие положения

Пункт ПДД: 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

"Автопоезд" - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

"Велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом.

Конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

"Велосипедная зона" - территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1 .

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

"Гибридный автомобиль" - транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

"Дневные ходовые огни" - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

"Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26 .

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

"Опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

"Опасный груз" - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

"Организованная перевозка группы детей" - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

"Организованная транспортная колонна" - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

"Организованная пешая колонна" - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

"Островок безопасности" - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

"Парковка (парковочное место)" - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

"Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

Территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

Конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7 .

Участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

"Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

"Прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2 , разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

"Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры".

"Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

"Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от нее газоном.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

"Школьный автобус" - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

"Электромобиль" - транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения (). Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Комментарии (18)

Владимир