L pro проверка лицензий программ. Учет программного обеспечения и лицензий на компьютерах сети

Описание: Программа для проверки лицензий установленных программ. Она отображает лицензию, условия распространения, примерную стоимость (если программа платная) и свободно распространяемую замену (если есть).

Функциональные возможности Lpro:
-поиск платных, условно-бесплатных и свободных программ на компьютере;
-поиск программ по названию в базе данных;
-поиск следов программ в указанной папке;
-просмотр информации об установленных на компьютере программах;
-подбор свободно-распространяемой замены;
-сортировка результатов поиска (по названию, по типу, по лицензии, по стоимости, по замене);
-экспорт результатов поиска в HTML и CSV;
-передача результатов поиска в Microsoft Excel;
-справка по работе с программой;
-обновление базы данных;
-проверка наличия новой версии программы.


К сожалению, большинство пользователей не читают условия лицензионных соглашений программ, которые они устанавливают на свои компьютеры. Нарушение этих условий является нарушением авторский прав разработчиков программ и защищено 2 и 3 частями 146 статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В лицензионном соглашении (лицензии) описаны условия использования программ, в том числе и разрешено ли использовать их в организации. Существуют типовые лицензии, их можно поделить на свободно распространяемые, условно-бесплатные и платные. Соответственно платные программы можно использовать только после оплаты, условно-бесплатные только при жестком соблюдении условий лицензионного соглашения, а свободные программы можно использоваться и дома, и в офисе, абсолютно бесплатно, и без ограничений. Ограничения свободных программ есть только на модификацию и распространения, и они зависят от конкретной лицензии. Подробнее почитать про лицензии можно в статье типовые лицензии на программное обеспечение (ПО).

Инструмент Lpro призвана проинформировать пользователя об лицензиях установленных на компьютере программ. Помимо лицензий Lpro отображает условия распространения (свободная программа, условно-бесплатное ПО, платное ПО), что и позволяет понять, можно ли использовать данную программу. Если программа платная, тогда она должна быть куплена, и соответственно, если Вы её не покупали, то лучше её удалить. Если программа условно-бесплатная, тогда необходимо внимательно изучить условия лицензионного соглашения, дабы исключить нарушения авторских прав. Пункты о запрете использования в офисе либо организации, а также о запрете использования с целью коммерческой прибыли, говорят о том, что программу можно использовать только дома (использование в организации будет нарушением авторских прав). Если программа свободная, то её можно оставить, так как их всегда можно использовать и дома, и в офисе.

Также инструмент отображает примерную стоимость платного программного обеспечения за одно рабочее место. Для платного ПО Lpro отображает возможную свободно-распространяемую замену (если есть).

Lpro написана в среде разработки Lazarus, язык программирования Object Pascal. На данный момент, программа проверяет существование указанных в базе папок, и если одна из них обнаруживается, тогда выдается информация об этой программе. Для демонстрации отображения платных программ на скриншоте (снимке экрана), были созданы пустые папки с соответствующими названиями.


Изменения в версии 1.4.1:
улучшен механизм обнаружения программ в автоматическом поиске;
добавлена колонка с исходным названием программы в авто-поиске;
добавлена панель подробной информации о выделенной строке в авто-поиске;
реализована функция поиска лицензионного соглашения;
модифицирована справка;
добавлена 64-разрядная версия приложения;
создана система вкладок на главной - автопоиск, ручной поиск и установленное ПО;
реализован экспорт из ручного поиска;
добавлено имя компьютера в HTML отчет.
Версия базы данных: 20170302

Перед руководством организации, которая перевела свои компьютеры под управление «свободных» операционных систем, постоянно маячит угроза «проверки хозяйственной деятельности». Среди прочего, проверять она будет и лицензионность установленного на компьютерах программного обеспечения. И, разумеется, унесет весь компьютерный парк «на экспертизу», не найдя на привычном месте «лицензионной наклейки» от Windows.

О реальности такого исхода и о том, как с такими «проверками» бороться, мы сегодня и поговорим.

Страх перед «проверками» подкрепляется широко распространившейся сейчас незаконной практикой привлекать к ответственности за все пиратское ПО, скопившееся в организации, кого-то одного, или директора, или системного администратора. В качестве обоснования часто говорится о том, что в их должностные обязанности входит «контроль за лицензионной чистотой ПО».

Правда, сторонники такого мнения затрудняются ответить на вопрос о том, почему за нарушение этих «должностных обязанностей» необходимо привлекать к уголовной, а не, скажем, к дисциплинарной ответственности. Непонятно еще и то, как с помощью «должностной инструкции» эту самую уголовную ответственность можно на себя принять.

В случае с ПО наиболее распространенным видом такого использования будет «воспроизведение», то есть, создание экземпляра. Или, проще говоря, установка. И привлекать к ответственности по закону нужно того, кто лично установил на компьютер ПО на сумму более пятидесяти тысяч рублей , а не того, кто подписал какую-то «должностную инструкцию».

Однако, как уже было сказано, практика незаконного привлечения к уголовной ответственности широко распространилась. Выгодна она, прежде всего, «органам». Во-первых, у них всегда есть «крайний», а во-вторых, на этого «крайнего» можно «повесить» весь пиратский софт на предприятии, не разбираясь, кто там из пользователей его притащил и установил. В итоге у них появляется «раскрытое преступление» по статье 146 УК РФ. Вот так все просто.

Поэтому при любой милицейской проверке необходимо держать в уме, что проверяющие будут «копать» именно в направлении статьи 146 УК РФ и уголовного дела. Это, как вы понимаете усугубляет ситуацию. Но могу вас успокоить: в случае со «свободным» софтом привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Уголовное дело предполагает существование потерпевшего, который должен подтвердить факт нарушения авторских прав и стоимость «спираченного» ПО. В случае с бесплатными линуксами их нулевая цена общеизвестна, так что об уголовной ответственности говорить не приходится.

Возможно привлечение к ответственности административной, по статье 7.12 КоАП . В таких делах суды часто смотрят на нарушения закона сквозь пальцы, а никакой минимальной суммы, с которой начинается ответственность, эта статья не предусматривает. Но даже при этом страхи возможных «проверок лицензионности» стоит считать сильно преувеличенными.

Как правило, проверяющие знают о существовании бесплатных операционных систем, и никаких претензий в таких случаях не возникает. Все, что может заинтересовать их - это наличие на компьютере виртуальной машины с установленной копией Windows, а также программы для этой ОС, установленные под Wine.

«Подтверждения легальности»

Страхи проверок активно используются и компаниями, продающими дистрибутивы Linux и прилагающими к ним «лицензии», как раз на такой случай. Иногда к «лицензиям» прилагаются и другие атрибуты лицензионности, например, «лицензионные наклейки». Это - самая настоящая «медвежья услуга» для пользователей: таким образом далекие от компьютеров люди привыкают к тому, что наклейка и другие «атрибуты лицензионности» должны присутствовать непременно.

К тому же, сравнив любой произвольно взятый дистрибутив Linux «с наклейкой » и без , мы сможем прийти к выводу о том, что цена за нее, мягко говоря, великовата.

За рубежом, где подобный этап борьбы полиции с линуксом уже прошли, уже выработались способы противодействия, и основной из них - подтверждение лицензионности с помощью распечатанного и переведенного текста той лицензии, на условиях которой распространяется конкретный дистрибутив или программа. Чаще всего - это GNU GPL. Кстати, в сети можно скачать ее переведенную и заверенную нотариусом копию.

Есть еще один документ, который может служить подспорьем в нелегком деле «подтверждения лицензионности» свободных программ. Это - одна из частей методического пособия по корпоративному лицензированию, составленного Некоммерческим партнерством поставщиков программных продуктов. В ней говорится об особенностях лицензирования программ, распространяемых на условиях «свободных» лицензий.

Что касается советов, содержащихся в этом пособии, то они стандартны: сохранять побольше материальных свидетельств получения программы, распечатывать тексты лицензий и ставить ПО на баланс. Кроме этого, НП ППП выпускает еще одно пособие «Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы», которое предназначено для сотрудников правоохранительных органов. Оно распространяется уже давно, поэтому большинство правоохранителей знают, что это за организация, и к ее мнению прислушаются.

Стоит сохранять все материальные свидетельства приобретения вами программы: чеки, упаковку, договоры, если они есть. Для демонстрации «легальности» можно также продемонстрировать окна программ, содержащие указание на применимую к ним лицензию, а также веб-сайт производителя.

Закон «О милиции» и как с ним бороться

Обычно при описании процедуры проверок принято ссылаться на законы «О милиции » и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля и надзора », которые детально регламентируют порядок проверок организаций и их периодичность. Согласно им, о проверке должно быть вынесено постановление начальника, в котором должны быть перечислены сотрудники милиции, проводящие проверку.

В январе прошлого года в эти законы были внесены изменения , существенно ограничивающие права милиции при проведении таких проверок. Милиция лишилась возможности проверять соблюдение налогового законодательства, в закон «Об оперативно-розыскной деятельности » и КоАП были внесены изменения, обязывающие проверяющих выдавать копии документов тому лицу, у которого они изъяты, а также был более детально регламентировал сам порядок изъятия. Кстати, документ в электронной форме - это тоже документ, и при изъятии компьютера стоит требовать возможности скопировать содержимое жесткого диска.

Однако, милицией очень быстро было найдено противоядие. Для того, чтобы зайти в любую контору «с проверкой», просто пишется «рапорт» оперуполномоченного, о том, что у него есть «оперативная информация» о том, что по такому-то адресу на компьютерах установлено контрафактное ПО. Руководителем ОВД дается поручение провести проверку по признакам преступления в порядке статей - УПК. Милиция идет и проводит «осмотр места происшествия», а при необходимости - изымает в ходе этого осмотра компьютеры.

Отдельный вопрос - о том, откуда берется такая «оперативная информация»: есть основания полагать, что в большинстве случаев рапорты о ее наличии просто фабрикуются, только для того, чтобы провести проверку. Оперативно-розыскная деятельность секретна, так что о том, кто на вас «настучал», вам никто не расскажет, и в суд этот отказ обжаловать бесполезно.

Все дело в том, что Уголовно-процессуальный кодекс не содержит таких строгих требований, как закон «О милиции»: он не требует периодичности проверок, выдачи копий документов при изъятии оригиналов, и всего прочего. В его 84-й статье говорится о том, что копии документов могут быть предоставлены тому лицу, у которого изъяты оригиналы - по его ходатайству. А могут и не быть - на усмотрение следователя. А закон «О защите прав юридических лиц...» на производство предварительного следствия не распространяется вообще.

Так что милиция, скорее всего, будет настаивать на том, что они проводят проверку по «признакам преступления» и действуют только в соответствии с УПК. В этом случае необходимо ссылаться на инструкцию «о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», которая во-первых, регламентирует именно проверку при наличии признаков преступления, а во-вторых, детально определяет порядок проведения проверки и требует руководствоваться при этом также и законом «О милиции».

Эту инструкцию, а также упомянутые законы стоит распечатать и держать под рукой (желательно - по одному экземпляру на кабинет, на тот случай, если сотрудникам запретят выходить из помещений, как часто бывает).

Подготовка

Кроме распечатки подходящих законов и инструкций, стоит заранее провести в организации аудит ПО, и удалить все, что вызывает сомнения в «лицензионной чистоте». Кстати, если вы полностью перевели рабочие места под Linux, не думайте, что этого достаточно для того, чтобы обезопаситься. Стараниями разработчиков Wine под этим «не-эмулятором» беспроблемно работает большое количество программ для Windows, каждая из которых может оказаться «пиратской». Устанавливаются они в каталог пользователя и для их установки знать пароль root’а вовсе не требуется. Так что стоит это учесть при организации аудита.

Если к вам проверка все-таки пришла, не стоит в ходе ее проведения требовать изъятия только жестких дисков, или, наоборот, только системного блока целиком, или расчета контрольной суммы файлов на жестком диске, или еще чего-то подобного. Определенного порядка изъятия компьютеров не существует, поэтому изымают их как угодно. Единственное требование - описание и опечатывание изъятого, но и его порядка закон не установил.

Имеет также смысл определить в организации лиц, уполномоченных быть ее представителем при таких проверках. Сделать это нужно приказом, как и положено, а копию этого приказа - приложить к распечаткам законов, о которых говорилось выше.

Дополнительным сигналом о том, что вас могут проверить, может стать письмо от местного представителя кого-нибудь из производителей «коммерческого» ПО или правоохранительных органов - о том, что у вас, якобы установлен «пиратский» софт. У этого письма есть свое назначение. В самом начале мы говорили о практике привлечения к уголовной ответственности директора или сисадмина, назначенных «крайними». Такое письмо, согласно этой практике, считается «доказательством умысла»: якобы «виновный» директор, зная о том, что у него установлен контрафакт, продолжает его использовать, что «свидетельствует о наличии умысла».

Почему-то при этом упускается из виду то, что письмо не содержит указаний на конкретные компьютеры с «пираткой». С таким же успехом можно считать «доказательством умысла» в любом преступлении просто тот факт, что обвиняемый знал, что «нехорошо так делать». К тому же, неустранение последствий преступления не является соучастием в нем. Тем не менее, такие «доказательства» фигурируют во многих уголовных делах, связанных с контрафактом. Так что после получения такого письма следует приготовиться к грядущей проверке. Ну и, разумеется, следует заранее прочитать все те нормативные документы, ссылки на которые содержатся в этой статье. С изучения своих прав лучше всего начинать их защиту.

Многие предприниматели вообще не знакомы с уголовным кодексом

и считают, что это их никогда не коснется.

Наиболее важным в области защиты интеллектуальной собственности является тот факт, что нарушение закона об авторском праве - это случай не частного обвинения, а публичного. Иными словами, правообладатель, к примеру, корпорация Microsoftможет не подавать заявления о нарушении прав. При этом если факт нарушения будет зарегистрирован сотрудниками правоохранения, то дело о незаконном использовании интеллектуальной собственности будет возбуждено без заявления правообладателя. И, кстати, сама возможность без заявления правообладателя начать процесс - это практически чисто российский нонсенс.

В случае нарушения частных интересов законодательство действует иначе. Если у человека ограбили квартиру, он может рассчитывать на помощь правоохранительных органов только при условии подачи официального заявления. В отношении защиты авторского права в России закон позволяет привлечь нарушителя и к административной и к уголовной ответственности без чьего-либо заявления.

Сразу хочу отметить, что список организаций, которые вправе проводить такого рода проверку, весьма широк. В моей практике был случай, когда санкт-петербургскую компанию проверяли сотрудники отделения другого города. Обнаружив факт правонарушения, сотрудники увезли на проверку технику данной компании из Петербурга в другой город.

Помимо того, что такого рода проверку может осуществлять весьма обширный список инспекций, для проведения проверки не требуется никаких документов кроме удостоверения сотрудника конкретной проверяющей инстанции. Следует понимать, что предотвратить появление такого сотрудника в офисе невозможно. Как правило, проверяющие скрывают свои мотивы и в офис компании приходят под видом клиентов. Это очень хорошо подготовленные специалисты, идентифицировать их весьма сложно. На моей практике еще ни один клиент сразу не узнал проверяющих, поэтому логично начать описание типовой проверки с момента, когда сотрудник уже предъявил удостоверение.

Итак, проверка легальности используемого программного обеспечения проводится в несколько этапов. Причем, нарушение, выявленное на любом из этапов, может послужить основанием для изъятия парка персональных компьютеров.

Этап первый. Проверка документов на собственность компьютера.

Многим предпринимателям не известно, что такие документы вообще должны быть. Тем не менее, документы, подтверждающие приобретение данного компьютера, обязательно будут запрошены в ходе проверки. Забегая вперед сразу скажу, что должно быть соответствие между юридическим лицом, которое приобретало компьютеры и юридическим лицом, на которое зарегистрированы лицензии программных продуктов, используемых на данной машине. Это должно быть одно юридическое лицо, либо аффилированные лица.

На моей практике не раз встречались случаи, когда принадлежность компьютеров другому юридическому лицу препятствовала изъятию техники. Но при отсутствии соответствующих документов к уже действующей проверяющей инстанции подключалась налоговая служба, что заканчивалось весьма крупными штрафами.

Как правильно. В качестве документа, подтверждающего собственность компьютерной техники, могут выступать договор приобретения, закрывающие документы, подтверждения оплаты. При несовпадении пользователя и владельца компьютера должен быть документ, подтверждающий их аффилированность.

Этап второй. Проверка легальности операционных систем.

Наклейка на системном блоке. Весьма часто проверка начинается именно с этого этапа. Это довольно частый случай, когда на корпусе нет наклейки, а ее отсутствие это неоспоримое основание для ареста парка ПК компании. Следует также отметить, что наличие наклейки не является гарантией безопасности. Наклейка должна соответствовать установленной на компьютере операционной системе.

Это весьма распространенная ошибка, когда компания закупила лицензии, наклейки на корпуса системный администратор наклеил, а операционную систему не переустановил. Соответственно, компания за программное обеспечение заплатила, а от юридических рисков себя не избавила. Был еще случай, когда компания легализовала весь софт, операционные системы были установлены, а вот сервер системный администратор переустановить поленился, что привело к весьма большим неприятностям.

Как правильно. Все купленные лицензии должны быть установлены. Если нет корпоративного соглашения с правообладателем, между серийным номером, указанным на наклейке, и серийным номером операционной системы, установленной на компьютере, должно быть строгое соответствие.

Этап третий. Проверка легальности активного ПО.

Если первые два этапа пройдены, документы на собственность аппаратного обеспечения в порядке, наклейки и операционные системы совпадают, далее сотрудники будут проверять наиболее активное программное обеспечение на данном компьютере. Что это значит? Если речь идет о компьютере, за которым работает дизайнер, будут проверяться продукты Adobe, Autodesk. Если проверяется рабочий компьютер в бухгалтерии, речь пойдет о лицензиях 1:С.

Как показывает практика, уже сформировался список так называемых лидеров предпочтений. Это список формируется из производителей программного обеспечения, которые декларируют свою заботу о легальности программного обеспечения, которое они производят. У этих производителей есть юристы, эти юристы окажут поддержку при передаче дела в суд. Существует и обратный пример. Компания RITLABS S.R.L. (разработчик «TheBat!» и «BatPost») никогда не позиционировала себя как активного борца с пиратством. Установленный нелегальный «TheBat!» может быть просто проигнорирован проверяющим, так как примера успешного ведения дела о нарушении прав RITLABS S.R.L. не было и нет.

Этап четвертый. Проверка контента.

Необязательный, но вполне возможный этап проверки. На моей практике случаев, когда сотрудники правоохранительных органов досконально проверяли контент, не было. MP3 файлы и электронные книги не являются предметом проверки. Почему я все-таки упоминаю о проверке контента? Я сталкивался с ситуацией, когда контент стал основанием для ареста парка ПК. На компьютере моего клиента был обнаружен дистрибутив пиратской программы и серийный номер. Данная программа не была установлена на компьютере, но наличия инсталляционного файла послужило основанием для изъятия машины. Очевидно, что никаких дистрибутивов, вообще никакого нелицензионного программного обеспечения, установленного или нет, на компьютере быть не должно.

Перед руководством организации, которая перевела свои компьютеры под управление «свободных» операционных систем, постоянно маячит угроза «проверки хозяйственной деятельности». Среди прочего, проверять она будет и лицензионность установленного на компьютерах программного обеспечения. И, разумеется, унесет весь компьютерный парк «на экспертизу», не найдя на привычном месте «лицензионной наклейки» от Windows.

О реальности такого исхода и о том, как с такими «проверками» бороться, мы сегодня и поговорим.

Страх перед «проверками» подкрепляется широко распространившейся сейчас незаконной практикой привлекать к ответственности за все пиратское ПО, скопившееся в организации, кого-то одного, или директора, или системного администратора. В качестве обоснования часто говорится о том, что в их должностные обязанности входит «контроль за лицензионной чистотой ПО».

Правда, сторонники такого мнения затрудняются ответить на вопрос о том, почему за нарушение этих «должностных обязанностей» необходимо привлекать к уголовной, а не, скажем, к дисциплинарной ответственности. Непонятно еще и то, как с помощью «должностной инструкции» эту самую уголовную ответственность можно на себя принять.

В случае с ПО наиболее распространенным видом такого использования будет «воспроизведение», то есть, создание экземпляра. Или, проще говоря, установка. И привлекать к ответственности по закону нужно того, кто лично установил на компьютер ПО на сумму более пятидесяти тысяч рублей , а не того, кто подписал какую-то «должностную инструкцию».

Однако, как уже было сказано, практика незаконного привлечения к уголовной ответственности широко распространилась. Выгодна она, прежде всего, «органам». Во-первых, у них всегда есть «крайний», а во-вторых, на этого «крайнего» можно «повесить» весь пиратский софт на предприятии, не разбираясь, кто там из пользователей его притащил и установил. В итоге у них появляется «раскрытое преступление» по статье 146 УК РФ. Вот так все просто.

Поэтому при любой милицейской проверке необходимо держать в уме, что проверяющие будут «копать» именно в направлении статьи 146 УК РФ и уголовного дела. Это, как вы понимаете усугубляет ситуацию. Но могу вас успокоить: в случае со «свободным» софтом привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Уголовное дело предполагает существование потерпевшего, который должен подтвердить факт нарушения авторских прав и стоимость «спираченного» ПО. В случае с бесплатными линуксами их нулевая цена общеизвестна, так что об уголовной ответственности говорить не приходится.

Возможно привлечение к ответственности административной, по статье 7.12 КоАП . В таких делах суды часто смотрят на нарушения закона сквозь пальцы, а никакой минимальной суммы, с которой начинается ответственность, эта статья не предусматривает. Но даже при этом страхи возможных «проверок лицензионности» стоит считать сильно преувеличенными.

Как правило, проверяющие знают о существовании бесплатных операционных систем, и никаких претензий в таких случаях не возникает. Все, что может заинтересовать их - это наличие на компьютере виртуальной машины с установленной копией Windows, а также программы для этой ОС, установленные под Wine.

«Подтверждения легальности»

Страхи проверок активно используются и компаниями, продающими дистрибутивы Linux и прилагающими к ним «лицензии», как раз на такой случай. Иногда к «лицензиям» прилагаются и другие атрибуты лицензионности, например, «лицензионные наклейки». Это - самая настоящая «медвежья услуга» для пользователей: таким образом далекие от компьютеров люди привыкают к тому, что наклейка и другие «атрибуты лицензионности» должны присутствовать непременно.

К тому же, сравнив любой произвольно взятый дистрибутив Linux «с наклейкой » и без , мы сможем прийти к выводу о том, что цена за нее, мягко говоря, великовата.

За рубежом, где подобный этап борьбы полиции с линуксом уже прошли, уже выработались способы противодействия, и основной из них - подтверждение лицензионности с помощью распечатанного и переведенного текста той лицензии, на условиях которой распространяется конкретный дистрибутив или программа. Чаще всего - это GNU GPL. Кстати, в сети можно скачать ее переведенную и заверенную нотариусом копию.

Есть еще один документ, который может служить подспорьем в нелегком деле «подтверждения лицензионности» свободных программ. Это - одна из частей методического пособия по корпоративному лицензированию, составленного Некоммерческим партнерством поставщиков программных продуктов. В ней говорится об особенностях лицензирования программ, распространяемых на условиях «свободных» лицензий.

Что касается советов, содержащихся в этом пособии, то они стандартны: сохранять побольше материальных свидетельств получения программы, распечатывать тексты лицензий и ставить ПО на баланс. Кроме этого, НП ППП выпускает еще одно пособие «Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы», которое предназначено для сотрудников правоохранительных органов. Оно распространяется уже давно, поэтому большинство правоохранителей знают, что это за организация, и к ее мнению прислушаются.

Стоит сохранять все материальные свидетельства приобретения вами программы: чеки, упаковку, договоры, если они есть. Для демонстрации «легальности» можно также продемонстрировать окна программ, содержащие указание на применимую к ним лицензию, а также веб-сайт производителя.

Закон «О милиции» и как с ним бороться

Обычно при описании процедуры проверок принято ссылаться на законы «О милиции » и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля и надзора », которые детально регламентируют порядок проверок организаций и их периодичность. Согласно им, о проверке должно быть вынесено постановление начальника, в котором должны быть перечислены сотрудники милиции, проводящие проверку.

В январе прошлого года в эти законы были внесены изменения , существенно ограничивающие права милиции при проведении таких проверок. Милиция лишилась возможности проверять соблюдение налогового законодательства, в закон «Об оперативно-розыскной деятельности » и КоАП были внесены изменения, обязывающие проверяющих выдавать копии документов тому лицу, у которого они изъяты, а также был более детально регламентировал сам порядок изъятия. Кстати, документ в электронной форме - это тоже документ, и при изъятии компьютера стоит требовать возможности скопировать содержимое жесткого диска.

Однако, милицией очень быстро было найдено противоядие. Для того, чтобы зайти в любую контору «с проверкой», просто пишется «рапорт» оперуполномоченного, о том, что у него есть «оперативная информация» о том, что по такому-то адресу на компьютерах установлено контрафактное ПО. Руководителем ОВД дается поручение провести проверку по признакам преступления в порядке статей - УПК. Милиция идет и проводит «осмотр места происшествия», а при необходимости - изымает в ходе этого осмотра компьютеры.

Отдельный вопрос - о том, откуда берется такая «оперативная информация»: есть основания полагать, что в большинстве случаев рапорты о ее наличии просто фабрикуются, только для того, чтобы провести проверку. Оперативно-розыскная деятельность секретна, так что о том, кто на вас «настучал», вам никто не расскажет, и в суд этот отказ обжаловать бесполезно.

Все дело в том, что Уголовно-процессуальный кодекс не содержит таких строгих требований, как закон «О милиции»: он не требует периодичности проверок, выдачи копий документов при изъятии оригиналов, и всего прочего. В его 84-й статье говорится о том, что копии документов могут быть предоставлены тому лицу, у которого изъяты оригиналы - по его ходатайству. А могут и не быть - на усмотрение следователя. А закон «О защите прав юридических лиц...» на производство предварительного следствия не распространяется вообще.

Так что милиция, скорее всего, будет настаивать на том, что они проводят проверку по «признакам преступления» и действуют только в соответствии с УПК. В этом случае необходимо ссылаться на инструкцию «о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», которая во-первых, регламентирует именно проверку при наличии признаков преступления, а во-вторых, детально определяет порядок проведения проверки и требует руководствоваться при этом также и законом «О милиции».

Эту инструкцию, а также упомянутые законы стоит распечатать и держать под рукой (желательно - по одному экземпляру на кабинет, на тот случай, если сотрудникам запретят выходить из помещений, как часто бывает).

Подготовка

Кроме распечатки подходящих законов и инструкций, стоит заранее провести в организации аудит ПО, и удалить все, что вызывает сомнения в «лицензионной чистоте». Кстати, если вы полностью перевели рабочие места под Linux, не думайте, что этого достаточно для того, чтобы обезопаситься. Стараниями разработчиков Wine под этим «не-эмулятором» беспроблемно работает большое количество программ для Windows, каждая из которых может оказаться «пиратской». Устанавливаются они в каталог пользователя и для их установки знать пароль root’а вовсе не требуется. Так что стоит это учесть при организации аудита.

Если к вам проверка все-таки пришла, не стоит в ходе ее проведения требовать изъятия только жестких дисков, или, наоборот, только системного блока целиком, или расчета контрольной суммы файлов на жестком диске, или еще чего-то подобного. Определенного порядка изъятия компьютеров не существует, поэтому изымают их как угодно. Единственное требование - описание и опечатывание изъятого, но и его порядка закон не установил.

Имеет также смысл определить в организации лиц, уполномоченных быть ее представителем при таких проверках. Сделать это нужно приказом, как и положено, а копию этого приказа - приложить к распечаткам законов, о которых говорилось выше.

Дополнительным сигналом о том, что вас могут проверить, может стать письмо от местного представителя кого-нибудь из производителей «коммерческого» ПО или правоохранительных органов - о том, что у вас, якобы установлен «пиратский» софт. У этого письма есть свое назначение. В самом начале мы говорили о практике привлечения к уголовной ответственности директора или сисадмина, назначенных «крайними». Такое письмо, согласно этой практике, считается «доказательством умысла»: якобы «виновный» директор, зная о том, что у него установлен контрафакт, продолжает его использовать, что «свидетельствует о наличии умысла».

Почему-то при этом упускается из виду то, что письмо не содержит указаний на конкретные компьютеры с «пираткой». С таким же успехом можно считать «доказательством умысла» в любом преступлении просто тот факт, что обвиняемый знал, что «нехорошо так делать». К тому же, неустранение последствий преступления не является соучастием в нем. Тем не менее, такие «доказательства» фигурируют во многих уголовных делах, связанных с контрафактом. Так что после получения такого письма следует приготовиться к грядущей проверке. Ну и, разумеется, следует заранее прочитать все те нормативные документы, ссылки на которые содержатся в этой статье. С изучения своих прав лучше всего начинать их защиту.

  • Учёт программ и лицензий на ПК в сети
  • Подсчет установок ПО, контроль лицензионных ключей
  • Отслеживание изменений на ПК
  • Выявление проблем с антивирусами и обновлениями
  • Оповещение администратора
  • Учёт лицензий Microsoft Windows
  • Учёт лицензий Microsoft Office

Программа "Учёт Программного Обеспечения" предназначена для инвентаризации ПО и лицензий на компьютерах в сети предприятия, позволяет администраторам сетей вести базу данных аудита программ и лицензий на компьютерах .

Вы сможете по сети просматривать и отслеживать изменения в списках установленного программного обеспечения на удаленных компьютерах. Например, узнать о типах установленных ОС, приложениях, программах в автозагрузке, установленных обновлениях, запущенных службах, антивирусах, актуальности их баз и так далее.

Можно отслеживать число установленных копий программ и правильность использования серийных номеров лицензий. Программа постоянно отслеживает изменения на компьютерах и ведет журнал изменений. О важных изменениях программа оповестит вас по электронной почте.

Поддерживается опрос ПК с Windows, Linux, MacOS и устройств на Android! (по WMI и SSH)

Вы можете скачать бесплатную версию Free без печати отчётов на 10 ПК (подходит для маленьких компаний) или попробовать 30-дневную пробную версию Pro. Программа работает в среде Windows XP/2003/Vista/2008/7/8.1/2012/10/2016.

Программа включена в единый реестр российских программ минкомсвязи.

Образовательным учреждениям предоставляется скидка 30%!

Программа "Учет Программного Обеспечения Pro" является усеченной версией нашей программы инвентаризации компьютеров и содержит такой же интерфейс и все отчеты и функции, за исключением учета аппаратного обеспечения и отчетов по нему. Если вам необходимо учитывать и ПО и "железо" вместе, покупать обе программы не нужно. Достаточно только программы "10-Страйк: Инвентаризация Компьютеров".

Выполняемые задачи

1. Учет установленных программ на компьютерах сети предприятия. Можно создавать отчеты по наличию определенных программ и их количеству на компьютерах. Создайте отчет по версиям операционных систем Microsoft Windows , по установленным обновлениям и заплаткам или по наличию определенных программ в автозагрузке. Поддерживается получение лицензионных ключей Microsoft Office и Windows .

Найдите определенные программы на компьютерах сети (только в Pro):

Или Winrar и Webmoney:

2. Аудит программного обеспечения. Отслеживайте изменения в списках установленных программ на компьютерах сети. Можно обнаружить новые установленные программы , а также новые объекты в автозагрузке. Результаты мониторинга заносятся в журнал для просмотра и создания отчетов. На особо важные изменения можно включить оповещение и администратор будет получать отчеты по электронной почте.

3. Автоматическое фоновое сканирование по расписанию. Постоянный фоновый мониторинг компьютеров в режиме 24/7 вместе с аудитом изменений и оповещением администратора сведут к минимуму ваши усилия по контролю за происходящим на компьютерах предприятия.

4. Контроль и аудит лицензий на ПО. SAM-функционал позволяет контролировать правильность используемых лицензионных ключей, а также соответствие количества установок количеству купленных лицензий. Возможно обнаружение нелицензионного, пиратского программного обеспечения на компьютерах сети предприятия.

5. Экспорт базы данных программы во внешнюю БД для более подробного анализа и контроля. Можно экспортировать информацию о программах в СУБД MS Access, MS SQL, MySQL, Oracle и другие для последующей обработки и анализа. Поддерживаются российские СУБД Linter и Postgre.

Версии программы

Программа учёта ПО существует в двух редакциях Free и Pro:

1) Бесплатная версия Free позволяет просматривать установленное программное обеспечение на 10 компьютерах.

Бесплатная программа позволяет добавить в список не более десяти компьютеров и не создает отчетов.

2) Платная версия Pro требует покупки лицензии на необходимое количество компьютеров, содержит мощный генератор отчетов, и позволяет контролировать изменения в программном обеспечении при последующих проверках компьютеров сети. Демо-версия позволяет проверить работу в течение 30 дней с неограниченным количеством компьютеров, затем позволяет работать только с тремя компьютерами. Чтобы иметь возможность создавать отчеты и снять ограничения по количеству компьютеров, необходимо купить лицензию программу в версии Pro .

Внимание! Программа "Учет Программного Обеспечения Pro " является усеченной версией нашей программы для инвентаризации компьютеров в сети и содержит такой же интерфейс, отчеты и функции за исключением опроса и учета аппаратного обеспечения и создания отчетов по нему.

Если вы хотите учитывать еще и "железо" ПК, достаточно одной программы инвентаризации. Нет необходимости покупать обе программы сразу.

Таблица отличий между версиями:

Функции \ Программа Учет ПО Free Учет ПО Pro 10-Страйк: Инвентаризация Компьютеров
Максимальное число ПК

25 и более

25 и более

Сбор информации об установленном ПО
Мониторинг изменений в ПО
Оповещения
Контроль лицензий и ключей
Печать отчетов
Сбор информации об аппаратном обеспечении
Мониторинг изменений в аппаратном обеспечении
Мониторинг состояния жестких дисков S.M.A.R.T.
Библиотека ПО на 100+ тысяч наименований

В Pro-версии

Расширенный SAM-функционал и отчеты по ПО

В Pro-версии

Цена лицензий, руб.

Достоинства программы

1. Программа собирает данные с помощью технологии WMI (прочитать о настройке WMI). Таким образом, не требуется обязательно устанавливать еще какие-то дополнительные компоненты на компьютеры пользователей сети.

Если применение WMI в сети по какой-либо причине невозможно (политика безопасности или Windows Home-версий), наша программа поддерживает еще два альтернативных способа сбора информации с компьютеров: с помощью агентов и клиентов. Клиенты позволяют опрашивать даже компьютеры без сети , а также командировочные ноутбуки.

Таким образом, программу можно настроить на сбор информации наиболее гибким способом, включая работу в распределенных и больших корпоративных сетях, для снижения нагрузки на компьютер/сервер с программой. Поддерживается автоматических опрос компьютеров по расписанию (во всех 3 способах).

2. Программа осуществляет контроль и учет лицензий и серийных номеров . Вы можете ввести число имеющихся лицензий, а также правильные лицензионные ключи в программу, а затем отслеживать превышение числа копий установленных программ и обнаруживать неправильные ("пиратские") ключи.

3. Только Pro: Программа осуществляет контроль изменения программного обеспечения, обновлений, данных в автозагрузке и записывает изменения в журнал для последующего анализа и просмотра. Вы можете настроить автоматический мониторинг компьютеров сети по расписанию , а также оповещение администратора об изменениях по электронной почте.

4. Только Pro: Мастер отчетов позволит вам быстро создать отчеты с любыми нужными данными (шаблоны сохраняются для дальнейшего использования). Отчеты по компьютерам можно сохранить как в один общий файл, так и в отдельные файлы в заданной папке.

5. Только Pro: Программа в версии Pro обнаруживает изменения в программном обеспечении компьютеров и записывает их в журнал. Список контролируемых параметров настраивается. Можно настроить оповещение по email.

При покупке лицензии вы получаете подписку на тех. поддержку и обновления программы в течение 1 года.

Вы можете скачать бесплатную версию Free на 10 ПК (без необходимости оплаты и отчетов) или попробовать 30-дневную пробную версию редакции Pro бесплатно. Программа работает в среде Windows XP/2003/Vista/2008/7/8.1/2012/10/2016.

Наши клиенты