Размер обеспечение договора по 223 фз. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется

Банковская гарантия представляет собой способ исполнения обязательств по исполнению условий договора. В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком условий договора финансовые риски берет на себя банк-гарант.

Рассмотрим подробнее банковскую гарантию в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон о закупках, 223-ФЗ).

Закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к заказчику и исполнителю в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе, 44-ФЗ), поскольку он регламентирует лишь основные условия закупок, предоставляя заказчику самостоятельно определять конкретные параметры в соответствии с его положением о закупках. Есть три основных отличия по условиям получения банковской гарантии в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ:

  • По 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий (ЕРБГ). Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. 223-ФЗ позволяет предоставлять банковскую гарантию, не внесенную в реестр.
  • В соответствии с 44-ФЗ банковская гарантия не может быть получена в любом банке. Банк-гарант должен, во-первых, входить в официальный перечень банков Министерства финансов РФ , которые соответствуют требованиям законодательства. Во-вторых, у банка-гаранта должны быть собственные средства в размере не менее 1 млрд рублей, лицензия на соответствующую деятельность и срок деятельности не менее 5 лет. 223-ФЗ не выдвигает требований к банку-гаранту относительно нахождения в реестре банков Минфина. Правда, сами заказчики зачастую требуют (что вполне логично), чтобы банк, в котором будет получена банковская гарантия, находился в этом перечне (топ-10, топ-50).
  • 44-ФЗ обязывает заказчика при стоимости контракта выше 50 млн рублей требовать обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. По 223-ФЗ заказчик не обязан обосновывать НМЦ.

В сфере действия 223-ФЗ банковские гарантии делятся на три вида:

  • Банковская гарантия для обеспечения заявки на участие в закупке - в качестве подтверждения серьезности намерений поставщика, а также как гарантия того, что поставщик не отзовет заявку раньше срока, не изменит цену и т.п.
  • Банковская гарантия для возврата аванса . Банк-гарант обязуется выплатить заказчику денежные средства, выданные исполнителю в качестве аванса, в случае отказа исполнителя от выполнения своих обязательств по договору после получения авансовых средств.
  • Банковская гарантия для обеспечения исполнения договора . Заказчик получает определенную сумму от банка-гаранта, если исполнитель не выполнил или же выполнил ненадлежащим образом свои обязательства по договору.

Несмотря на то, что требования к банковской гарантии по 223-ФЗ достаточно мягкие, все же имеются определенные обязательные пункты :

  • банковская гарантия по 223-ФЗ обязательно должна быть безотзывной;
  • банковская гарантия по 223-ФЗ должна иметь срок действия;
  • заказчику следует в положении о закупке указать, в течение какого срока он должен одобрить или отвергнуть банковскую гарантию;
  • в банковской гарантии должны быть четко прописаны суммы, подлежащие выплате банком-гарантом заказчику в случае невыполнения исполнителем условий договора;
  • в банковской гарантии должны быть прописаны все обязательства участника закупки.

Даже если заказчик не требует в обязательном порядке банковскую гарантию, имеет смысл обеспечить свои обязательства именно таким способом. На это есть ряд причин:

  • получить банковскую гарантию обойдется дешевле, нежели взять кредит на эту же сумму. Плюс к тому возможно получение и кредита, и банковской гарантии, в то время как получить два кредита невозможно;
  • достаточно большое количество банков предоставляет отсрочку платежа, не увеличивая стоимость самой банковской гарантии;
  • получив банковскую гарантию, можно спокойно распоряжаться авансовыми платежами, не опасаясь за последствия;
  • при наличии банковской гарантии риски по сделкам сводятся к минимуму.

Сумма банковской гарантии определяется для каждой компании в индивидуальном порядке и зависит от общей суммы договора. Несмотря на то, что банк-гарант определяет размер банковской гарантии самостоятельно, верхний порог ее по закону не может превышать 10% от объемов капитала банка.

Стоимость банковской гарантии напрямую зависит от размера комиссии банка (в среднем, 2-10% от объема гарантийной суммы). Также определяют наличие или отсутствие ее обеспечения, срок ее действия, предмет. Если оформить залог на имущество организации или открыть счет в банке-гаранте, то стоимость банковской гарантии может быть уменьшена. Залогом может являться, например, депозит.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что банковская гарантия представляет собой надежный способ обеспечения заявки, возврата аванса или исполнения контракта, приемлемый как для исполнителя, так и для заказчика.

Федеральный Закон №223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.06.2011 г.), вступивший в силу с 1 января 2012 года, также регулирует сферу государственных закупок. Однако, в отличие от 44-ФЗ, регулирующего закупку государственных и бюджетных учреждений, 223-ФЗ устанавливает нормы для закупочной деятельности не только государственных компаний, но и монополистов, организаций, которые занимаются регламентированными видами деятельности.

И при организации тендерной закупки, аукциона или конкурса по 223-ФЗ, необходимым условием является обеспечение заявки участия организации-конкурсанта . И в данной статье будут рассматриваться вопросы относительно обеспечения заявок по 223-ФЗ: какие виды их существуют и какие к ним требования.

Переход разных заказчиков под действие ступившего в силу Федерального Закона 223-ФЗ осуществлялся поэтапно. С начала 2012 года под 223-ФЗ перешли государственные корпорации и унитарные предприятия, естественные монополии и другие организации, деятельность которых регулируется государственными законами. Другими словами, это те организации, у которых имеются точно определенные и утвержденные государством тарифы на предоставляемые услуги.

Уже с начала 2014 года, под действие 223-ФЗ попадали остальные заказчики. Указанные в 223-ФЗ унитарные предприятия муниципального типа и автономные учреждения должны были применять нормы этого закона на практике. И если заказчик не производит закупку по 223-ФЗ, то он по умолчанию должен был работать с 44-ФЗ.

С организацией разных тендеров, аукционов и конкурсов в сфере госзаказа у поставщиков и заказчиков появилось больше возможностей. В первую очередь, распределение средств бюджета становится максимально эффективным, множество организаций благодаря обеспечению заявки могут претендовать на участие в госзаказе (и не только).

Помимо этого, становится доступным формирование прозрачного рынка в сфере госзакупок.

Как выше упоминалось, обеспечение заявки (тендерной, аукционной, конкурсной) по 223-ФЗ является основным условием для подачи этой заявки. Размер ее устанавливается в зависимости от способа обеспечения и стоимости самого контракта.


В настоящее время госзаказ может быть размещен одним из способов:

  1. Организация торгов (аукцион или конкурс);
  2. Без организации торгов.

При проведении аукциона победителем является конкурсант, который, в отличие от других участников, предложил меньшую цену. При организации конкурса, госзаказ может быть размещен с сопровождающими его параметрами оценки (размер обеспечения, сроки подачи заявок, возврат обеспечения и т.п.). На основании указанных оценочных параметров заказчик сам выбирает победителя конкурса. Победителем в конкурсе становится участник, предложение которого содержит наиболее выгодные условия.

Относительно тендера, как способа размещения госзаказа, то в России его можно приравнять к торгам (конкурс). Соответственно, способ обеспечения тендерной заявки – это практически то же, что и обеспечение конкурсной заявки (аукционной).

Обеспечение заявки для участия в аукционе

Получение тендерного кредита – это, пожалуй, наиболее популярный и доступный метод обеспечения аукционной заявки по 223-ФЗ. Использование тендерного кредита позволяет организации сохранить значительную сумму денежных средств, не изымая их из оборота под проведение аукциона. При этом, получение тендерного кредита открывает больше возможностей для организаций, так как позволяет принимать участие сразу в нескольких аукционах, в том числе в тех, где обеспечение заявки и стоимость самого контракта довольно высокая. Тем не менее, побеждая в таком аукционе, конкурсант получает гарантированный государственный стабильный источник инвестиций.

Обеспечение заявки для участия в конкурсах

При проведении конкурсов на госзаказ, весомым основанием для отказа в рассмотрении и принятии заявки от организации является необеспеченность данной заявки как по 223-ФЗ, так и по44-ФЗ. Поэтому, чтобы избежать подобного, стоит заблаговременно обратиться в банк и получить банковскую гарантию . Таким образом, гарантом исполнения условий договора конкурсантом в случае его победы будет выступать банк, выдавший гарантию. Порядок получения, размер и условия получения банковской гарантии рассматривается непосредственно банком.

Банковская гарантия, как способ обеспечения

В положениях, которые указаны в 223-ФЗ, относительно банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения, указано следующее:

Если при проведении конкурса заказчик (уполномоченный орган) установил обязательное к исполнению требование обеспечения исполнения контракта, данный контракт может быть заключен с конкурсантом, победившим в торгах, только в том случае, если:

участник предоставляет безотзывную банковскую гарантию (данный документ выдается банком либо кредитной организацией).

участник передает заказчику определенную денежную сумму в залог (депозит), размер которой равен обеспечению исполнения контракта, что должно быть указано в электронном виде с конкурсной документацией.

В приведенных в этих положениях о способах обеспечения заявок по 223-ФЗ конкурсант, претендующий на участие в открытом аукционе, может самостоятельно в электронной форме определить способ обеспечения исполнения условий контракта.

Электронный аукцион

Постановление Правительства РФ №616 от 21.06.2012 года («Об утверждении списка товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме») позволяет проводить закупки в электронной форме. Однако, заказчик не всегда должен производить закупку именно таким методом, исходя из перечня товаров, работ, услуг, указанного в Постановлении №616.

Если заказчик может уложиться в собственный лимит (ценовой порог), при этом сумма закупки небольшая и заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, он может сделать это и не в электронной форме. Если же поставщик выявил желание принимать участие в электронном аукционе, но в предоставленном пакете документов заказчик запрашивает копию поданной заявки (на бумажном носителе), то конкурсант в праве обжаловать действия заказчика. Сделать это он может в антимонопольной службе. Предлогом к рассмотрению жалобы будет «избыточное требование заказчика».

Схема участия в тендерных закупках по 223-ФЗ

Алгоритм участия в тендерных закупках в соответствии с положениями 223-ФЗ выглядит следующим образом:

  • Поиск необходимого тендера в плане закупок – Заказчиком составляется план:

на один год – в случае закупок аптечных препаратов и лекарственных средств;

на три года – если закупается высокотехнологичная/инновационная продукция.

  • Поиск извещения на специальном сайте закупок — zakupki.gov.ru, Если закупка связана с государственными засекреченными проектами или входят в категорию отдельно определенных Правительством РФ, то извещения о них заказчик может не публиковать на этом сайте. Извещение о предстоящей закупке должно быть указано место для подачи заявок на участие. В этом случае поставщику желательно иметь полномочия сразу на нескольких электронных торговых площадках.
  • Подача заявки для участия (непосредственно заказчику либо на электронной площадке).
  • Поиск протоколов на сайте закупок zakupki.gov.ru.

Относительно установления размеров сумм обеспечения

Как правильно установить размер обеспечения, следует знать каждому конкурсанту, ведь обеспечение заявки на участие является главным условием аукционов, конкурсов, тендеров. Так, размер устанавливается от вида размещения госзаказа. Если предстоящим является конкурс, то достаточный размер обеспечения устанавливается в пределах от 1% до 5% от начальной стоимости контракта. Если обеспечением заявки является банковская гарантия, то ее размер не должен быть менее 5% от установленной стоимости контракта.

Обеспечение возвращается?

Возврат обеспечения заявки может быть произведен организации в одном из случаев:

  • возврат денежных средств обеспечения тендерной заявки осуществляется, если заявка конкурсанта отклонена;
  • возврат денежной суммы производится, если тендер был завершен без объявления победителя;
  • возврат обеспечения производится всем участникам конкурса, кроме организации, победившей в тендере.

Возврат денежных средств обеспечения не осуществляется, если обеспечение исполнения контракта не было предоставлено или было предоставлено заказчику, но с нарушением установленных действующим Федеральным Законом условий, до даты заключения контракта.

Отличия закупок по 223-ФЗ от норм 44-ФЗ

  • Размер обеспечения договора по 223-ФЗ устанавливается заказчиком в положении о закупках.
  • Заказчиками являются компании с долей государственного участия более 50 %, естественные монополии (РЖД, нефтегазовые компании и т. д.), компании регулируемой сферы деятельности (энергетика, водоснабжение и т. д.) и бюджетные субъекты, использующие внебюджетные средства для закупок.
  • Условия контракта по 223-ФЗ могут быть изменены, если это отражено в тендерной документации или по согласованию с исполнителем.
  • Срок подачи заявок, возможный тип обеспечения и требования к поставщикам регламентируются положением о закупке.

Проведение закупок по 223-ФЗ в значительной степени расширяет возможности заказчиков, но при этом сохраняется открытость процедур (публикация информации на сайте ЕИС) и возможность оспаривания решений заказчика путем подачи жалобы в ФАС.

Компания Gostender Style осуществляет помощь в быстром оформлении банковских гарантий с любым размером обеспечения исполнения по 223-ФЗ.

Правила совершения отдельных видов нотариальных действий», «Статут», 2015) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ: формы обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО). Формы обеспечения исполнения контракта Важно: Способ обеспечения исполнения определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Обеспечение заявки по 223-фз

В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения.


Инфо

Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов.


Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов.
Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый.
Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций.
Это возможно в форме:

  • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года.
    Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
  • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов.

Возврат обеспечения контракта по законам 44-фз и 223-фз

Если проводится важная крупная закупка, то заказчик вправе потребовать обеспечение и в большем размере.
Некоторые контракты могут предусматривать выплату аванса поставщику.


В этом случае сумма обеспечения контракта часто выбирается равной размеру аванса.

Так заказчик может минимизировать свои риски. Правила возврата обеспечения Сроки возврата обеспечения контракта должны быть заранее оговорены в закупочной документации и подтверждены в самом контракте.

Заказчик вправе устанавливать этот срок по своему усмотрению.

Внимание

Возврат обеспечения возможен только после полного исполнения поставщиком своих обязательств.


Подтверждением этому становятся правильно оформленные документы: накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи. Если контракт долгосрочный, то стороны могут предусмотреть возврат обеспечения по частям.

Обеспечение заявок согласно закону 223-фз

Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ Для того чтобы определиться со сроками возврата платежа по ОИК, необходимо уточнить, какой день является точкой отсчета.

Важно: срок возврата считается с момента приема работ/услуг/товаров заказчиком.

То есть объемы работ или поставок исполнителем выполнены в полном объеме, а их качество соответствует заявленному в техническом задании. Гарантийные обязательства при этом не признаются приоритетными и не влияют на сроки возвращения денежных средств или банковской гарантии. Штрафные санкции за неисполнение гарантийных обязательств прописываются отдельным пунктом договора. Возвращается ли обеспечение контракта при расторжении контракта? Невозврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ является неправомерным, если в заключенном между сторонами договоре не прописаны другие условия.

Ipc-zvezda.ru

Возвращается ли обеспечение контракта при расторжении контракта? Невозврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ является неправомерным, если в заключенном между сторонами договоре не прописаны другие условия.

Если расторжение произошло по вине заказчика, то средства ОИК возвращаются в полном объеме.

В какой срок необходимо вернуть исполнителю обеспечение исполнения контракта Здравствуйте.

Подскажите - в какие сроки мы возвращаем обеспечение исполнения? Способ определения поставщика - электронный аукцион.

Июня 2018, 10:11 Елена, г. Севастополь Ответы юристов (1) Добрый день, Елена! Таким образом, заказчик самостоятельно определяет и включает в условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве.

Ищете ответ? Спросить юриста проще! Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

В какой срок необходимо вернуть исполнителю обеспечение исполнения контракта

С начала 2012 года под 223-ФЗ перешли государственные корпорации и унитарные предприятия, естественные монополии и другие организации, деятельность которых регулируется государственными законами.

Другими словами, это те организации, у которых имеются точно определенные и утвержденные государством тарифы на предоставляемые услуги.

Уже с начала 2014 года, под действие 223-ФЗ попадали остальные заказчики.

Указанные в 223-ФЗ унитарные предприятия муниципального типа и автономные учреждения должны были применять нормы этого закона на практике.

И если заказчик не производит закупку по 223-ФЗ, то он по умолчанию должен был работать с 44-ФЗ. С организацией разных тендеров, аукционов и конкурсов в сфере госзаказа у поставщиков и заказчиков появилось больше возможностей.
Обеспечение договора – это своеобразная гарантия того, что поставщик исполнит свои обязательства. Действующая редакция 223-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению договора.

Этот вопрос организатор закупки может решать на свое усмотрение.

Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации.

Порядок предоставления обеспечения договора Если заказчик хочет обезопасить себя от действий недобросовестного поставщика, он может предъявить требование о предоставлении обеспечения контракта (контракта).

Сумма и порядок его внесения обязательно прописываются в закупочной документации.

Обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  1. В виде залога денежных средств.

    При этом поставщик, с которым заключается контракт, переводит требуемую сумму на расчетный счет заказчика.

В какой срок по 223фз нужно вернуть обеспечение контракта

Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца.

Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю. Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости.
Относительно тендера, как способа размещения госзаказа, то в России его можно приравнять к торгам (конкурс). Соответственно, способ обеспечения тендерной заявки – это практически то же, что и обеспечение конкурсной заявки (аукционной). Обеспечение заявки для участия в аукционе Получение тендерного кредита – это, пожалуй, наиболее популярный и доступный метод обеспечения аукционной заявки по 223-ФЗ. Использование тендерного кредита позволяет организации сохранить значительную сумму денежных средств, не изымая их из оборота под проведение аукциона. При этом, получение тендерного кредита открывает больше возможностей для организаций, так как позволяет принимать участие сразу в нескольких аукционах, в том числе в тех, где обеспечение заявки и стоимость самого контракта довольно высокая.
Для того чтобы подтвердить внесение обеспечения, необходимо приложить к подписанному договору платежное поручение.

В случае недобросовестного исполнения контракта, заказчик имеет возможность оставить обеспечение себе или удержать его часть, равную сумме штрафов и пеней.

При добросовестном исполнении договора заказчик возвращает поставщику всю сумму обеспечения.

  • В виде банковской гарантии.

    Это документ, который подтверждает, что банк берет на себя риски, связанные с недобросовестным исполнением контракта. Для получения банковской гарантии поставщик должен заключить соответствующий договор с финансовой организацией. Такая услуга является платной. При этом ключевую роль играет правильность оформления документа.

  • Размер обеспечения контракта заказчик определяет самостоятельно. Чаще всего он составляет от 10 до 30% от начальной максимальной цены договора.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление . Действующая редакция Закона не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

Требования об обеспечении, его размер и способы предоставления, а так же сроки и порядок предоставления должны быть закреплены в Положении о закупках. Размер обеспечения устанавливается, как правило, в процентном отношении от общей суммы заказа и закрепляется в извещении о начале выбора поставщика. Обычно заказчиками в Положении о закупках устанавливаются требования об обеспечении сделок, аналогичные требованиям, изложенным в .

Следует отметить, что в отличие от норм Закона 223-ФЗ, положения Закона 44-ФЗ в отдельных случаях напротив - требуют установление обеспечения по контракту.

Требования к обеспечению контракта по 223-ФЗ

Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки. Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.

Таким образом, участникам аукционов в рамках 223-ФЗ необходимо в составе аукционной документации уделить внимание вопросу предоставления соответствующих обеспечений и подготовки всех необходимых документов.

Залог денежных средств мало приветствуется у большинства исполнителей (участников торгов), т.к. это связано с неэффективным отвлечением денежных средств из компании. Поэтому банковская гарантия, посредством которой банк берёт на себя ответственность за выполнение поставщиком условий контракта, представляется более привлекательным инструментом.

Сведения о предоставленных в обеспечение государственных контрактах подлежат обязательной публикации на сайте госзакупок.