Хранение с отсрочкой: как операторы начали выполнять «закон Яровой. Что значит пакет яровой для россиян и чем он грозит

Предложенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым пакет антитеррористических поправок в законы был принят еще летом 2016 года.

"Пакет Яровой"

"Пакет Яровой" - неофициальное название двух законов, направленных на борьбу с терроризмом:

  1. №374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
  2. № 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

Важнейшим нововведением "пакета Яровой" стали обязательства для операторов связи и интернет-компаний хранить на территории России все передаваемые пользователями данные. По запросу операторы связи должны передавать эту информации органам власти.

Операторы связи

Ко второму чтению "пакета Яровой" законодатели исключили из него конкретные требования по срокам хранения. В утвержденном варианте определение сроков стало прерогативой правительства РФ.

Так, в апреле 2018 года кабмин правила хранения данных операторами связи. С 1 октября они должны осуществлять хранение в полном объеме трафика пользователей за последние 30 суток.

В дальнейшем операторы должны увеличивать объем хранения информации на 15% ежегодно в течение 5 лет. Так срок хранения голосовой связи и текстовых сообщений пользователей увеличится до полугода.

По старшего директора, главы отдела корпораций Россия/СНГ Fitch Ratings Николая Лукашевича новые требования приведут к увеличению капитальных затрат для операторов телекоммуникационных сетей на 14-23%.

МТС оценивает расходы на исполнение закона в течение пяти лет в 60 млрд рублей. Материнская компания "Вымпелкома" (бренд "Билайн") - холдинг Veon Ltd. - рассчитывает потратить 45 млрд рублей за пять лет. Гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков говорил о сумме в 35-40 млрд рублей в течение пяти лет. Tele2 рассчитывает, что компании потребуется потратить несколько десятков миллиардов рублей в ближайшие два-три года.

При этом бывший советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко , что "пакет Яровой" не приведет к ощутимому росту цен на связь.

Интернет-компании

Правила хранения данных для организаторов распространения информации в интернете 28 июня. Срок - полгода. Нормы вступили в силу 1 июля 2018 года.

Утвержденные камбином правила касаются всей информации, передаваемой пользователями в интернете: текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных электронных сообщений пользователей.

Кроме того, интернет-компании должны предоставлять правоохранительным органам электронные сообщения пользователей, зарегистрировавшихся или авторизованных с использованием сетевых адресов, определяемых как используемые на территории РФ. Это требование также распространяется на пользователей, указавших при регистрации или использовании функций коммуникационного интернет-сервиса выданный в РФ документ, удостоверяющий личность, а также указавших российский номер телефона.

Действуют эти правила и в отношении пользователей, находящихся на территории России, а также тех, о нахождении которых в стране сообщили силовики.

Повышение цен

Вступление новых требований в силу приведет к временному повышению расходов интернет-провайдеров. И некоторые из них уже заявили о повышении абонентской платы за доступ в интернет.

При этом стоимость интернет-доступа в России - одна из самых низких в мире. В 2016 году, например, "домашний" интернет в Москве пользователям в 10 раз дешевле, чем в Нью-Йорке.

МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

"Президент подписал пакет документов, поправки к закону о мерах по противодействию терроризму. Вместе с этим пакетом подписан перечень поручений правительству, в котором кабмину поручается очень четко мониторить ход имплементации этого закона, чтобы при необходимости минимизировать возможные риски, связанные с расходами, использованием отечественного оборудования для хранения информации и прочее, и при необходимости выступать с должными инициативами по принятию соответствующих актов, которые бы эти риски минимизировали", - сказал Песков.

Резонансные нормы

Многие положения первоначальной редакции пакета законов вызвали оживленную дискуссию как в обществе, так и среди парламентариев. В частности, как ранее заявлял глава комитета по государственному строительству Андрей Клишас, речь шла о лишении гражданства бипатридов, уличенных в террористической деятельности, и запрете на выезд из РФ для экстремистов. Эти нормы, по мнению сенаторов, нарушали бы конституционные права граждан. В окончательной редакции пакет "пришел без (лишения) гражданства, без ограничения въезда-выезда, тогда по части нашей компетенции все в порядке", отметил Клишас.

Однако в документе сохранились положения о хранении в РФ операторами связи информации о фактах соединений абонентов в течение 3 лет, а самого контента, включая видео, до шести месяцев. Сейчас операторы в России в течение трех лет хранят сведения об абонентах (паспортные данные), их абонентских номерах и о расчетах, производимых с использованием этих номеров.

Для владельцев мессенджеров и соцсетей эти нормы были частично смягчены: им нельзя будет удалять сведения о фактах передачи информации и данные о пользователях в течение года, а не трех лет, как было в предыдущей версии текста. Сократить сроки хранения данных потребовало правительство. При использовании дополнительного кодирования электронных сообщений интернет-компании должны предоставлять ФСБ ключи для декодирования этих сообщений. Нераскрытие такой информации грозит штрафом до 1 млн рублей.

Секты вне закона

Отдельный блок поправок, предлагаемых в пакете, определяет, что такое "миссионерская деятельность" и запрещает ее вести от лица религиозных объединений, цели которых противоречат закону. Также в документе содержится запрет на миссионерскую деятельность, направленную на нарушение общественной безопасности и порядка, экстремистские действия, принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан.

Также не допускается миссионерская деятельность, нацеленная на склонение к самоубийству, воспрепятствование к получению обязательного образования, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей.

Миссионерская или проповедническая деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях будет грозить штрафом для граждан от 5 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц - от 100 тыс. до 1 млн рублей. Иностранному гражданину будет грозить выдворение из РФ. По новым нормам распространяемые религиозной организацией литература, печатные, аудио- и видеоматериалы должны иметь маркировку с ее официальным полным наименованием.

Вплоть до пожизненного

В Уголовном кодексе РФ законом предлагается закрепить в числе преступлений против мира и безопасности человечества новый состав - "международный терроризм" и установить ответственность за него вплоть до пожизненного лишения свободы. Нижняя уголовная "планка" по статье "теракт" поднимается с 8 до 10 лет и с 10 до 12 лет (если преступление было совершено группой лиц или если повлекло смерть человека).

Закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе будет пониматься "предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения" террористических преступлений.

Публичные призывы к терроризму или его публичное оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок до 5-7 лет. Под публичным оправданием понимается "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании". Участие в террористической организации предлагается карать тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от 5 до 10 лет).

Несообщение о подготовке или совершении террористических преступлений планируется наказывать штрафом до 100 тыс. рублей либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. При этом гражданин не будет нести ответственность за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Малолетние террористы

В пакете законов также ужесточается и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе за рубежом: верхняя планка наказания по этой статье повышается на 5 лет. УК дополняется новой статьей, вводящей наказание за склонение или вербовку для совершения массовых беспорядков. Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Вводятся нижние планки наказания и по статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), в частности, минимальный срок лишения свободы составит 3 года, максимальный - 6 лет. По аналогичному принципу ужесточается наказание за организацию деятельности экстремистской организации, экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности.

Возрастной порог за умышленный терроризм понижается до 14 лет. К обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий".

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

Что предписывает «закон Яровой»

Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

Дорогая скорость

В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

Законопослушные иностранцы

Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Накануне президентом Владимиром Путиным был подписан закон, который наделал много шума еще в момент его разработки. Этот законодательный акт активно обсуждался в российском обществе. В СМИ он получил название «Пакет Яровой». Суть этого документа заключается во внесении определенных изменений в деятельность провайдеров, а также оператора связи. В качестве одного из требований, которое является обязательным для выполнения всеми компаниями связи, в нем там указана необходимость хранения метаданных. Их компания, которые предоставляют услуги связи, должны хранить в течение 3 лет. Кроме этого провайдеры, предоставляющие для своих клиентов доступ в Интернет, должны хранить на своих серверах трафик.

После подписания закона участники рынка выступили с заявлениями. Теперь становится понятно о том, что сами граждане нашей страны из своего кармана будут оплачивать всю инфраструктуру, которая будет использоваться для тотальной прослушки. Помимо этого неизбежен и рост тарифов на услуги связи и Интернета. Поэтому с этим жителям нашей страны также придется смириться. Введение этого закона принесло большой урон и самим компаниям - операторам связи, поскольку норма прибыли после вступления его в силу заметно снизится. Пока сложно говорить о том, насколько вырастут расценки на услуги связи. Однако уже сейчас по этому поводу в российском обществе возникло большое количество мнений.

Основное требование к операторам связи, которое содержится в принятом законе, состоит в том, что операторы связи, а также компании, деятельность которых связана с организацией распространения информации в Интернете, должны трафик пользователей хранить до 6 месяцев. В данном случае под трафиком понимаются текстовые сообщения, передаваемые пользователями. Под это же понятие подпадает и голосовая информация. Кроме того, на своих серверах компании должны хранить звуки, а также видео сообщения. Если отталкиваться от законодательства, которое существует в настоящий момент, то к операторам не предъявляются требование по записи трафика и его хранению.

Согласно новому закону, операторам в обязанность вменяется хранение метаданных. Под ними следует понимать информацию о приеме и передаче доставки сообщений, а также звонков. Такая информация должна храниться в течение 12 месяцев на серверах компаний связи. В существующем законодательстве прописано что, что операторы связи должны только 6 месяцев хранить информацию о фактах соединения.

Следует отметить, что важная оговорка присутствует в законе, который недавно был подписан президентом. В нем зафиксировано, что правительством РФ устанавливаются сроки и объем хранения информации.

Таким образом, окончательное решение по поводу того, сколько времени будет храниться весь трафик – полгода или гораздо больше, пока не принят. Срок хранения может быть самым разным. Он может составлять 12 часов, а может и целые сутки. Такое мнение на этот счет высказала Ирина Яровая, которая и является автором этого документа. По её словам, этот момент законом не регулируется. Она сообщила, что законодательным актом устанавливаются только полномочия, которые приобретает правительство. По словам Яровой, именно оно и является последней станции, которая принимает решения относительно того, сколько времени будет храниться информация. При этом какими-то рамками, как рассказала Яровая, волеизъявление правительства не ограничено.

Уже сейчас очевидным является тот факт, что объемом метаданных при расчете совокупного объема информации, которая должна храниться на серверах, компании связи могут пренебречь. Среди этой информации присутствует текстовые записи, содержащие номера и IP-адреса, а также другую техническую информацию. Объем такой информации незначителен в сравнение голосовым трафиком и Интернет-трафиком, поэтому им можно пренебречь.

Компании связи уже посчитали объемы данных, которые им придется хранить.
В МТС провели свои расчеты, в которые включили звонки и SMS, в результате получилось, что для хранения всей информации, этот оператор связи на своих серверах должен выделить свободное пространство в объеме 56 млн. Тб в год.

Компании «Вымпелком» придется выделить на своих серверах пространство для хранения 705,8 млрд. минут. Также придется найти место для хранения 39 млрд. SMS. Немало места потребуется и для хранения 6 млн. Тб данных Интернет-трафика.

«Мегафон» также провел свои расчеты. Специалисты сообщили, что после принятия этого законодательного акта, ему придется найти на своих серверах свободное пространство для размещения 700 млрд. минут звонков, 50 млрд. текстовых сообщений, а также 6 млн. Тб трафика.

Если провести расчеты объема информации, которую на своих серверах должен будет хранить «Билайн», то за полгода объем обязательной для хранения информации составит 10 эксабайт. А у другого оператора «Tele2» на хранение всего объема информации потребуется свободное пространство на серверах в объеме 10 эксабайт.

В настоящий момент разработчиками операторам связи предлагается установка отечественных систем, которые позволяют сжимать голос. Её использование позволяет до 1 Мб сжать голосовую запись продолжительностью 1,5 часа. Использование такой системы приведет к тому, что объем информации, которая должна храниться на серверах компании, уменьшится в девять раз. А это в конечном итоге приводит к сокращению затрат компаний связи.