Разделение властей в РФ. Горизонтальное и вертикальное разделение властей

- это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной . Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной . Так в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В различных странах функции законодательной власти не одинаковы и по объему и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы Носителем этой ветви власти выступает парламент (2 или 1 палатный).

Исполнительная власть : в США ее главой является президент, одновременно сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства - монарх, а глава исполнительной власти - премьер министр. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.

Судебная власть - стоит на страже законности и порядка. Представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.

Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.

Эффективность и легитимность власти,

(объяснить структуру местного самоуправления в РФ)

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

ПАРАМЕТР (в технике) , величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы, машины, прибора (напр., электрическое сопротивление, теплоемкость, быстродействие, масса, коэффициент трения и др.). Параметры могут быть сосредоточенными (напр., емкость электрического конденсатора, масса подвешенного к балке груза) и распределенными в пространстве (напр., индуктивность линии электропередачи).

УБИХИНОН (кофермент Q) , производное бензохинона. В живых клетках участвует в окислительно-восстановительных реакциях тканевого дыхания.

АБРИС (нем. Abrib), 1) очертание предмета. 2) В геодезии - схематический план, сделанный от руки, с обозначением данных полевых измерений, необходимых для построения точного плана или профиля.

Разделение властей - принцип конституционного строя, согласно которому гос власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий..

В соответствии с КРФ госуд власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Гос власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды - КС, суды общей юрисдикции. Гос власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти,к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнит власти, законодат (представительные) органы и определенные федеральным зак-вом судебные органы. На региональном уровне гос власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

1. Законодательный орган – Федер Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов гос власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. ФС участвует в формировании Правительства и судебных органов РФ.

2. Исполнительный орган – Правительство РФ – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодат органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве.

3. Судебные органы – Конституц, Верховный Суды РФ – обладают правом законодат инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти.

Вертикаль - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти - одному высшему органу или лицу - так устроены сильные президентские республики (Россия, Франция) , абсолютные монархии - эмираты, Сауд. Аравия, или диктатуры- КНДР, Иран, И др.

Горизонталь - это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти- Законодательной - парламент, исполнительной- президент, премьер-министр, судебной- суды всех инстанций.

51. Референдум: понятие, виды. Порядок подготовки и проведения референдума РФ.

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ

Референдум РФ - всенародное голосование ее граждан по наиболее важным вопросам государственного значения - проводится на всей территории федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии.



Виды референдума в зависимости от территории : 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ яв-ся то, что он проводится по особо важн. вопросам для гос-ва (принятие нов. Конституции).

Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после их отмены. Срок, в течение которого не проводится повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, устанавливается законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, но он не может превышать двух лет. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме.



Референдум субъекта РФ, местный референдум назначаются соответственно органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Решение о проведении референдума РФ, референдума субъекта РФ должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней.

На референдум не могут выноситься следующие вопросы:

1) об изменении статуса субъектов РФ; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, СФ и ГД РФ, о проведении досрочных выборов Президента, ГД РФ, досрочном формировании СФ РФ, об отсрочке таких выборов;

3) о принятии и изменении федерального бюджета;4) об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства;5) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, освобождении от их уплаты;6) о принятии амнистии и помилования

Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Проведение региональных и местных референдумов регулируется законами субъектов РФ.

52. Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.

Демократический характер Российского государства находит свое выражение в таких структурных элементах конституц. строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

Конституция закрепляет основы народовластия, которое осуществляется в следующих основных формах:1) непосредственной демократии, т.е. осуществления народом своей власти непосредственно, прежде всего, путем референдума и свободных выборов;

2) представительной демократии, т.е. осуществления народом своей власти через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3) Конституционное закрепление принципа разделения властей -на законодательную, исполнительную и судебную.

В зависимости от того, каким путем выражаются воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на данной территории. (выборные органы гос власти, выборные партии)

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. (форме референдума, собрания)

Идеологич. многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной.

Политическое многообразие означает, 1) Многопартийность, 2) Р авенство общественных объединений перед законом, 3) свободу деятельности общественных объединений, 4) Запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

53. Россия – светское государство. Принципы взаимоотношений религиозных объединений и государства.

Закрепление светского характера РФ (ст. 14) означает 1) отсутствие официальной религии - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) отделение религиозных объединений от государства;

3) равенство всех религиозных объединений перед законом. Эти конституционные положения раскрываются в ФЗ №125«О свободе совести и о религиозных объединениях».

ФЗ устанавливает, что государство:

1) не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат ФЗ;

4) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В этом же ФЗ закрепляется, что религиозное объединение:

1)создается и осуществляет свою деят-ть в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

2)не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления;

3)не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

4)не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.

54. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ .

Исходные положения статуса парламентария детально регламентируется ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ» .Члены обеих палат ФедСобрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена СФ и депутата ГосДумы различна.

Депутаты ГосДумы обладают свободным мандатом - все они рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. Члены СФ обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов гос. власти субъектов РФ и в любое время м.б. досрочно этими органами отозваны.

Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деят-сти с некоторыми иными видами деятельности. Не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Депутатский иммуните т (неприкосновенность) не является абсолютным – согласие соответствующей палаты необходимо лишь при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, а также при совершении ряда процессуальных действий. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию (переписку). Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутатский индемнитет включает две составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате (и после истечения срока полномочий); 2 ) материальное обеспечение депутатской деятельности (денежное вознаграждение, медицинское, пенсионное обеспечение и т. п.; по объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты ГосуДумы приравниваются к федеральному министру, а председатели палат– соответственно к Председателю Правительства РФ).

Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата ГосДумы являются:

1) участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат;

2) участие в работе комитетов и комиссий палаты, а также межпалатных комиссий;

3) участие в выполнении поручений палат и их органов;

4) участие в парламентских слушаниях;

5) внесение законопроектов в Государственную Думу;

6) Внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса индивидуально);

7) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты (в рамках «правительственного часа»);

8) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

9) работа с избирателями, при этом депутаты Гос. Думы, избранные по партийному списку, «приписываются» соответствующей фракцией к какому-либо субъекту.

ГД состоит из 450 депутатов. Срок полномочий 5 лет. Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) от субъектов РФ - 170. По два представителя от каждого субъекта России.

Деление власти по вертикали и региональная горизонталь власти

Деление власти по вертикали, иными словами, - между Федерацией и субъектами Федерации стало реальным достижением российской демократии, нашим наибольшим демократическим прорывом. В соответствии с Федеративным договором, торжественно подписанным в Москве 31 марта 1992 года и ставшим частью Конституции, усилился процесс на взаимной самокритичной основе делегирования власти в республики, другие автономные образования, края, области России.

Самый существенный вопрос: объем властной самостоятельности основных субъектов современной демократии и рыночной экономики - предприятий, физических и юридических лиц и т.д. Это тот самый объем власти, который позволяет кардинально улучшить жизнь непосредственным производителям материальных благ - населению, каждому человеку, создает условия индивидуальности, самобытности.

На пути таких размышлений плодотворным кажется взгляд на каждый субъект Федерации, снизу, с позиций избирателей. Взгляд от тех, кто делегирует властные полномочия своим депутатам. С таких позиций лучше видны объем и критерий властной самостоятельности каждого региона. Взгляд с колокольни избирателя, гражданина, позволяет лучше видеть характер населения, народа, проживающего здесь: материальную культуру, трудовые традиции, культурные предметы, языки общения, уровень образования, национальную ноосферу, мироощущение и миропонимание, связь старшего поколения с младшим... Словом, все то, что неототалитарный, антидемократический режим просто игнорировал. Ведь перед нами стоит задача яснее понять самостоятельность субъекта Федерации и своеобразие его проявления по Федеративному договору.

Проблема формирования самой Федерации сверху вниз и снизу вверх исторически в разных государствах мира дала неоднозначный результат для живущих поколений. Миротворческая функция парламента в том и состоит, чтобы, используя гуманное содержание Федеративного договора, обеспечить разграничение полномочий делегированием власти субъектами Федерации. Наша Федерация формировалась сверху вниз, и это наложило на нее свой отпечаток. В США федерация формировалась снизу вверх: и своеобразие штатов ярче проявляется через их законы. Распад Союза и создание в Российской Федерации республик с новым статусом, новые отношения с автономными краями и областями означают косвенное изменение России как федеративного государства. Осознаем ли мы это?

Федеративная модель государственности имеет в мире самую устойчивую тенденцию развития. Из 160 современных государств в 58 приняты юридические структуры, основанные на федеративных принципах. Федеративные формы правления просматриваются сегодня в процессах создания Европейского сообщества. Ученым видятся четкие цели нового федерализма:

Примирение единства и разнообразия;

Защита республик, краев, областей от центристских тенденций;

Демократическое участие населения в политической жизни на местном, областном, краевом, республиканском и федеральном уровнях власти;

Усиление контрольных функций представительной власти над деятельностью административного аппарата;

Повышение эффективности власти через региональную конкуренцию;

Стимулирование новаторских идей в региональных органах власти;

Предотвращение формирования местных “вождистских” режимов.

Федерализм базируется на принципах демократического плюрализма, и это обстоятельство сближает на общей основе центральные и региональные органы власти через национальные и региональные формы политической жизни, где принятый Федеративный договор четко определяет функции федеральных органов государственной власти Российской Федерации, те аспекты, которые относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти и региональных органов государственной власти и, наконец, четко определяется власть регионов, территорий. Здесь, в фокусе такого разграничения власти, начинаются процессы принятия новых для Российской Федерации законодательных норм. Особо важно подчеркнуть в этих условиях права граждан, производственных и общественных коллективов.

В Российской Федерации с марта 1992 года началось законодательное формирование федеративной системы - модели конституционнно-демократического государства. Встает вопрос пересмотра критериев по линиям: неототалитаризм - национализм; сепаратизм - регионализм. При этом во главу угла ставится новый порядок критериев, условия демократической жизни народа.

Разделение властей по горизонтали для уровня федерации и регионов представлено законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, а также “четвертой властью” - прессой. Разделение властей по вертикали представлено уровнями власти: село, город, район, край, республика, федерация.

Человек, избирательные права которого позволяют делегировать права власти, передает ее голосами на уровень местной власти на селе, в городе, в районе, в области, крае, республике, наконец, - федерации. На уровнях власти она разделена на законодательную, исполнительную, судебную и прессу.

Возможность реализации концепции разделения властей стала реальностью и для России. Приходится отдавать себе отчет в том, что происходит процесс переосмысливания статусов федеральной законодательной, исполнительной и судебной власти, не менее сложные вопросы переосмысливания процессов законодательной, исполнительной и судебной власти в регионах. Однако самые сложные и конфликтные вопросы возникают на стыках властей. Там, где Федеративный договор обозначил разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также автономных областей и автономных округов в составе Российской Федерации. Это по вертикали. Конфликтные ситуации возникают и при решении вопросов на всех уровнях по горизонтали.

Царский режим и его правопреемник - большевистский режим, и не только они, убедили народы мира, что многонациональные структуры государств всегда ведут к унификации, к уравниловке, где малочисленные народы ассимилируются более многочисленными. Наступает гибель культуры малочисленных народов и их самих. Унифицированная жизнь в империи - путь к застою, от него следующий шаг - к деградации и развалу. Этот путь нами “успешно” пройден. Важно, однако, познать его механизмы.

Все это необходимые исходные мысли о власти и ее структурах. Демократический прорыв вертикального разделения власти сводится сегодня к сохранению условий всех традиционных связей: экономических, политических, культурных, других отношений, исключающих курс на изоляцию, но при этом ведущих к сохранению национально-государственной и территориальной самостоятельности субъектов федерации (официальное название земли Бавария, кстати, “свободное государство Бавария”, но никаких призывов “выйти из состава Германии здесь не услышать).

Нужна иная, новая ступень равноправия народов. Мы больше должны уделять внимания подлинным думам и чаяниям народов.

К сожалению, компас нашей политики показывает лишь на Запад и Америку. Нам не надо придерживаться только такой ориентации. Она психологически носит иждивенческий характер. Нужны иные источники - внутренние, глубинные, российские. Власть и политика - всегда явления смежные. Самое трудное на поворотах истории - уметь предвидеть варианты развития событий и влиять на них принимаемыми решениями.

Чрезмерная надежда на помощь извне всегда чревата тяжелыми последствиями для России. Плюрализм в политике и культуре в своей высшей форме формирует национально-независимое государство с национально-колоритным обществом, где народ выступает самим собой, не приспосабливаясь абсолютно к условиям других наций. На развал Союзной империи, на возможный, увы, развал России Америка и Запад смотрят разными глазами: здесь и страх, и желание обогащения, и сострадание, и слабое желание оказать помощь. Вот почему древний восточный способ перехода горной реки группой людей, когда каждый человек, “ввинчиваясь”, двигается по отношению к другому чуть-чуть против течения, и эта группа людей представляет собой волнолом, где все по-разному помогают, участвуют, но все работают и никто не бездействует, все же более надежен, чем маниловские мечтания, как бы построить мост, а в пруду развести лебедей.

Каждому народу России нужен исторически оправданный индивидуальный подход. Нам, политикам, пора научиться использовать лучшие стороны всех народов в их великой дифференциации. Можно перечислить десятки загубленных народов и территорий в Северной и Южной Америке за пять веков их освоения, вспомнить судьбу аборигенов Австралии, Тибет в Китае и поставить в ряд малые народы на севере России. Искать такие условия, которые опорой имели бы активизацию жизненных сил самих народов. Именно для этого разрабатывался и принимался Федеративный договор.

Федерализм - это система отношений внутри единого государства, в котором субъекты федерации имеют правовые условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

Власть как право и возможность активизировать силы в общенациональной и региональной политической жизни берет сегодня на себя функцию выправить бывшие перекосы, иными словами, вернуть людям веру и создать условия для полного самовыражения. И здесь политика как деятельность органов государственной власти и управления начинает искать реальное воплощение Федеративного договора: четко определять функции федерального правительства и регионального “правительства”, администрации в процессе принятия законодательных норм или исполнительных решений. Конституции российских республик, Уставы российских территориальных образований на базе подписанного Федеративного договора дают возможность добиться четкости во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными властями.

России и ее субъектам федерации предстоит процесс постепенного превращения в процветающее федеративное государство. И такого процветания можно достигнуть лишь снизу, из провинции. Не ждать манны небесной в виде западной помощи. Налаживать провинциальную жизнь, добиваться регионального процветания. Для этого от правительства надо требовать поворота на 180 градусов: от “лицом к Европе” к “лицом к провинции”. Федеративный договор нацелен на то, чтобы в субъектах федерации формировалась сильная юридическая, экономическая, финансовая, банковская, административная власть. Россия будет богаче, сильней и уверенней, когда в республиках и краях, областях и открытых зонах будут самостоятельно решаться крупные региональные программы. Федеративный договор призван изменить взгляд на провинцию. Сам документ рожден из позиции: “Возрождение провинции - возрождение России”.

Федеративный договор нацелен на широкое разделение полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации по всем линиям власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он предусматривает возможность договоров между субъектами Федерации, что не менее важно, ибо формирует крепкие связи между ними, а в целом ряде случаев - соглашений во внешнеэкономической области.

Порой складывается впечатление, что труд парламентариев, политиков и юристов не дошел еще до сознания многих людей, местных властей. А ведь он, Договор, пожалуй, первый документ, позволяющий снизу просмотреть законодательную, исполнительную и судебную власть в регионе и заявить о своих полномочиях. Российская Федерация может восстановить свое многоцветье в процессе этой работы, постепенно скидывая с себя панцирь “черемушек” Москвы. Договор призывает к широкому возрождению провинции.

Парламент твердо знает, что в этом процессе столь же важен сильный контроль федеральных властей над местными органами. Процветающая Россия может быть сформирована лишь дружной работой властей всех уровней: по вертикали и по горизонтали.

Важен еще один аспект проблемы. Идея патриотизма. В провинции она чище и сильнее. Здесь в провинции надо за нее бороться. Эту идею нельзя отбрасывать, как это попытались сделать некоторые политические силы, и они теперь терпят поражение. Эта идея сегодня все надежнее овладевает людьми на “малой родине”, в селе, в районе, городе, - там, где человек живет и работает, где его семья.

Отрывки из статьи М. А. Фонвизина «О повиновении вышней власти, и какой власти должно повиноваться» (1823) ВОЦАРЕНИЕ НАПОЛЕОНАСчастливый наследник Французской революции, Наполеон, достигая постепенно вышней власти, переменил скромное звание консула в пышный титул

Вектор власти Если хочешь нажить врагов - попробуй что-нибудь изменить. Вудро Вильсон, президент США Историк Юрий Жуков - один из «ревизионистов» сразу всех общепринятых взглядов на события в СССР. В одном из своих интервью [Сабов А. Жупел Сталина. Интервью с Ю. Жуковым. //

О власти Все заметнее и выше В мире уровень дерьма, В том дерьме уже по крыши Все окрестные дома. А парламент все горланит: Убирать - не убирать! А парламент выбирает: Умирать - не умирать! Дай приказ - спаслись бы сразу: Наш народ не без ума, - Но покамест нет

Миф № 117. Сталину была присуща страсть к власти, он узурпировал власть в партии и государстве и установил в Советском Союзе режим личной власти. Эти мифы бродят с того самого дня, когда по предложению Ленина 3 апреля 1922 года Сталин был избран генеральным секретарем партии.

Миф № 118. Сталин умышленно выстраивал режим единоличной власти. Миф № 119. Ради установления режима единоличной власти Сталин уничтожил "ленинскую гвардию". Если честно, то для этого мифа наиболее правильным было бы следующее название - "Почему нельзя путать Бебеля с

Грязь власти Если то, как умирает человек, позволяет судить о его жизни, осуждению подлежит все поведение Александра. За то, что он был не в состоянии владеть собой, он умер, как жил, - от невоздержанности, забыв азы греческой мудрости, которые можно прочесть в Дельфах:

НА ВЕРШИНЕ ВЛАСТИ Наведение порядка в столице еще не означало завершения политического кризиса. После ухода министров-кадетов и отставки Переверзева правительство фактически перестало существовать. На повестку дня встал неотложный вопрос о реформировании кабинета. На

Ростовские власти По своим традициям и обычаям Ростов во всех отношениях был городом весьма оригинальным. Несмотря на свое демократическое происхождение, в нем образовался привилегированный класс, состоящий из богатых людей, которые еще совсем недавно были

ЗАВОЕВАНИЕ ВЛАСТИ Мы все уничтожим и на уничтоженном воздвигнем наш храм! И это будет храм всеобщего счастья! В. И. Ленин. Из беседы с Георгием

Эйфория власти В те ранние дни советской власти, когда Ленин был еще новичком в управлении государством, он производил впечатление человека, превратившего импровизацию в науку. Не было проблемы, какую он не сумел бы решить - декретом, жестом, брошенной фразой; к любому

Загнивание власти Ленин переезжал в Москву в обстановке исключительной секретности. При нем была усиленная охрана. Ленин покинул Смольный в темноте. Машина ехала окольными путями. Приготовления к отъезду были задолго до этого возложены на Бонч-Бруевича. Тот целыми днями

4. На вершине власти После Ленина. Смерть Ленина поставила в повестку дня вопрос о том, кто будет следующим руководителем партии и страны. Смертельная драка за власть, из которой Сталин выйдет победителем, будет продолжаться почти десять лет. За это время состоятся 4

2. «Святые» у власти «Поскольку после роспуска последнего парламента необходимо позаботиться о мерах к обеспечению мира, безопасности и хорошего управления республикой, для этого мною с ведома моего совета офицеров назначены различные лица, известные страхом божьим,

I. О Власти В данной работе изложено, возможно, несколько субъективное представление о власти и ее воздействии на жизнь в современном российском обществе на крутом изгибе ее истории. Такое понимание связано не только с основными теоретическими проблемами: власть как

Отношения с регионами. Реформа вертикали власти Еще 4 сентября в обращении к нации по поводу трагедии в Беслане Владимир Путин сказал, что в ближайшее время будет разработан комплекс мер по укреплению единства страны и народа и по созданию более эффективного контроля за

Вертикальная организация власти предполагает распределение властных полномочий по уровням, в основе которого лежит административно - территориальное устройство страны. Каждый из выделенных уровней наделяется:компетенцией, правами и имуществом для решения определенных в его ведение опросов. Объем этих полномочий зависит от характера государственного устройства, исторических традиций и других факторов.

Исторически проблема вертикальной организации власти была вызвана необходимостью повышения эффективности управления государством, (характерной чертой вертикальной организации власти является ее разделение по уровням:

уровень населенных мест (города, села, коммуны, «муниципалитеты);

уровни территориальных мест: средний (район, округ, графство), высший (департамент, область, штат, земля);

государственный уровень (уровень центра).

Такое единство обусловлено необходимостью «охватить» управляющим (властным) воздействием наиболее существенные процессы жизнедеятельности людей. Необходимость координации деятельности мест и согласования их интересов влечет формирование следующего уровня иерархии власти: районы - в США, России или Беларуси; графства - в Великобритании, (координация и согласование интересов мест и государства обусловливает появление следующего уровня власти: в России и Беларуси - области, в США штаты, в Германии - земли.

Каждый из властных уровней характеризуется тремя составляющими: границами; компетенцией, правами и обязанностями; аппаратом власти данного уровня.

Разделение власти на уровни определяет положение (иерархию) каждой власти по отношению к другим. Наиболее общие требования к разделению власти то вертикали изложены в Европейской Хартии (принцип субсидиарное™). В соответствии с принципом субсидиарности «осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии»

Горизонтальная организация (разделение) власти предполагает организацию власти на каждом конкретном уровне. Например, если на каком-то из уровней организации общества ряд вопросов отнесен к ведению центральной власти, то для их исполнения будет создан орган центральной (государственной) власти. В условиях многоукладной экономики, большую часть вопросов относят к компетенции местной власти (самоуправления) и создают условия для решения их на местном уровне, формируя помимо органов государственной власти и органы самоуправления.

Центральным вопросом горизонтального разделения власти является формирование реального самоуправления на местах, т.е. передача органам местного самоуправления компетенции, прав, имущества и средств для самостоятельного решения местных проблем. Тем самым вертикальное и горизонтальное разделение властей способствуют равномерному распределению объема власти по уровням общественной организации, или, говоря по-иному, равномерно распределяют «нагрузку» на органы власти и обеспечивают нормальную работу ее звеньев.

Горизонтальная организация власти представляет собой ее разделение на государственное управление (осуществляется центральными государственным аппаратом и его местными подразделениями) и местное самоуправление (осуществляется территориальным сообществом и органами местного самоуправления). Появление самоуправления означает признание государством права местных сообществ устраивать свою жизнь самостоятельно и за свой счет.\

План:
1. Определение понятия государственной власти.
2. Теоретические подходы к принципу разделения властей.
3. Характеристика исполнительной, судебной и законодательной власти.
4. Разделение государственной власти в РФ
5. Особенности разделения государственной власти на Юге России

1. Разделение ветвей государственной власти - принцип и механизм реализации государственной власти, при котором
законодательная, исполнительная и судебные власти предоставляются различным органам соглас-но конституции; и характеризуется следующими признаками:
власти все равны и автономны
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния.

2. Основные теории разделения властей (по Монтескье):
Существуют 3 рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами.
должна действовать система сдержек и противовесов (дабы власти контролировать действия друг друга).Определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной груп-пы.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, стоит упомянуть труды Ж.. Руссо, который считал, что «законодательная, исполни-тельная и судебная власти - особые проявления единой власти народа»
В связи с информатизацией общества в 20 веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» - средства массовой информации. Теория разделения властей явилась одним из основных гарантом прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли широкое применение.

3. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
По вертикали: представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государ-ственного управления различного уровня (центральные, региональные и местные органы власти).
По горизонтали: реализуется на практике как разделение власти между 3 властными органами (ветвями) – законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть – это делегированная народом, своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой среде.
Функции:
законодательная
финансовая (утверждает госбюджет).
распределительная (связанная с формированием высших исполнительных и судебных ор-ганов)
функция контроля (за деятельностью исполнительной власти).
Исполнительная власть – один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реа-лизацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Особенностью исполнительной власти является то, сто она не только органи-зует выполнение решений законодательной, но и сама может издавать нормативные акты или вы-ступать с законодательной инициативой.
Судебная власть – это один из видов власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляющаяся путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Судебная ветвь власти реализуется специальными государственными органами – судами.

4. Высшим органом законодательной власти РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней – Совета Федерации. Для осущест-вления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания обра-зуют Счетную палату.
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 год и не более двух сроков подряд.
Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные орга-ны исполнительной власти. Высший из них – Правительство РФ и его институты.
Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбит-ражный Суд, Верховный Суд.

5. В настоящее время система органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пре-делах ЮФО функционирует с учетом единых принципов, устанавливаемых федеральным законо-дательством. В то же время обеспечивается возможность учета местных исторических, этнополи-тических и лингвистических особенностей, что позволяет выстраивать взаимоотношения между органами различных ветвей государственной власти наиболее эффективным образом. Существен-ное влияние на конструирование региональной властной системы оказывает сложный внутрипо-литический процесс, борьба местных элит за возможность принимать общественно важные реше-ния, доступ к властным ресурсам.