После армии за границу. Почему военнослужащим рф нельзя выезжать за границу

Напряженная и ответственная служба военнослужащих предполагает качественный отдых. Но не все государства можно посетить, находясь на военной службе. Чтобы в последствии не жалеть о путешествии, следует заранее ознакомиться со писком разрешенных стран для посещения.

Человеку, неосведомленному в этой сфере, весь сегмент военнослужащих представляется единым целым. Но рассматривая возможность выезда за границу, их можно подразделить по уровню секретности.

Самая простая форма допуска (третья) подразумевает, что происходит ознакомление с элементарные секретными документами. Требования к таким военным меньше, потому и значительного ограничения к выезду за границу нет. Единственным запретом является посещение Украины. Такое путешествие должно оговариваться заранее и может быть одобрено в отдельных случаях.

Вторая форма допуска, с которой столкнулись лично мы, предполагает работу с совершенно секретными данными. В этом случае существует перечень стран, которые запрещено посещать, а есть те, в которые не рекомендуется планировать путешествия.

Разрешено посетить такие государства:

  • Абхазия;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Бразилия;
  • Вьетнам;
  • Доминиканская Республика;
  • Индия;
  • Индонезия;
  • Иордания;
  • Камбоджа;
  • Казахстан;
  • Куба;
  • Камерун;
  • Киргизия;
  • Китай;
  • Марокко;
  • Мьянма;
  • Намибия;
  • Никарагуа;
  • Оман;
  • Таиланд;
  • Таджикистан;
  • Тунис;
  • Шри-Ланка;

Запрещено пересекать границу:

  • Андорры;
  • Венгрии;
  • Молдавии;
  • Норвегии;
  • Словении;
  • Украины;
  • Черногории;
  • Хорватии

Также особым вниманием были отмечены Турция и Египет в связи с напряженной ситуацией в этих странах в политической сфере.

Первая форма допуска самая важная и секретная. Военные с такой формой работают с информацией особой важности, потому выезд их за границу оговаривается свыше.

За нарушение правил выезда в страны, которые находятся под запретом, предполагается несколько вариантом наказания:

  • выговор в том случае, если это третья форма допуска;
  • особый контроль, если речь идет о 1 и 2 форме секретности.

Если возникнуть подозрения о разглашении секретной информации за пределами родного государства, то начнется разбирательство. Оно может закончится в самом плохом случае лишением свободы от 7 до 20 лет в зависимости от тяжести преступления- измены Родине.

Розыск граждан, вручение повесток которым невозможно. Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссариата. Данное положение закона детализировано нормами Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 10 сентября 2007 года).

Основанием для объявления гражданина в розыск является невозможность вручить гражданину повестку военного комиссариата в установленном порядке.
Основанием для проведения розыскных мероприятий является соответствующее обращение военного комиссара13 в орган внутренних дел. Ежегодно, до 15 января, военные комиссары направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта РФ списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке. Не реже двух раз в месяц эти списки уточняются. Списки носят преимущественно информационный характер и ни к чему не обязывают должностных лиц, в адрес которых они направляются. Обязанность по проведению розыскных мероприятий возникает у органа внутренних дел по факту получения не списков, а письменных обращений об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия (далее по тексту – письменные обращения военного комиссариата). Такие обращения направляются в ходе призыва. К письменному обращению военного комиссариата должны быть приложены повестки, подлежащие вручению указанным в обращении гражданам.
Содержание розыскных мероприятий в отношении рассматриваемой категории граждан раскрывается в п. 5 Инструкции от 10 сентября 2007 года. Получение письменного обращения военного комиссариата обязывает сотрудников полиции:
установить фактическое местонахождение гражданина;
вручить ему повестку военного комиссариата;
направить в военный комиссариат корешок повестки с росписью14 гражданина.
Иных полномочий у сотрудников полиции в отношении граждан, включённых в письменное обращение военного комиссариата, нет. В частности, задержание этих граждан, их привод или доставление куда бы то ни было, незаконны. Действия сотрудников полиции, совершённые за рамками полномочий, могут быть оспорены в суде и обжалованы в административном порядке.
Розыск призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата. Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учёта, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов. Заметим, что уклонение от призыва на военную службу как частный случай уклонения от военной службы есть ни что иное, как неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
П. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ наделяет органы внутренних дел полномочиями по приводу в военный комиссариат лиц, не исполняющих воинскую обязанность. Порядок осуществления привода как меры обеспечения по делу об административном правонарушении определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и Инструкцией о порядке осуществления привода, утверждённой Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 (далее по тексту – Инструкция от 21 июня 2003 года).
Согласно ст. 27.15 КоАП, привод осуществляется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется полицией на основании определения органа или лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Определение о приводе выносится в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанных выше лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Таким образом, основанием для вынесения в отношении призывника военным комиссариатом определения о приводе является совокупность обстоятельств:
а) в производстве должностного лица военного комиссариата находится дело об административном правонарушении, отнесённое ст. 23.11 КоАП РФ к компетенции соответствующего должностного лица;
б) призывник проходит по данному делу в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности или свидетеля;
в) призывник вызывался военным комиссариатом для рассмотрения дела об административном правонарушении;
г) рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой призывника.
Определение о приводе, вынесенное при отсутствии указанных оснований, можно оспорить в суде15.
Основанием совершения привода, как сказано выше, является определение должностного лица военного комиссариата. Привод призывника в военкомат, совершённый без вынесенного определения о приводе, незаконен и может быть оспорен в суде.
Определение должно содержать фамилию, имя, отчество, год рождения и место нахождения лица, подлежащего приводу. Определение, не содержащее указанных сведений, исполнению не подлежит.
Целью привода, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении и разрешение его в соответствии с законом. Иных целей привод преследовать не может. Совершение привода в иных целях (медицинское освидетельствование призывника, заседание призывной комиссии и пр.) незаконно. Определение о приводе, вынесенное не для достижения установленных КоАП РФ целей, можно оспорить в суде. Равно незаконно и осуществление по итогам привода каких-либо мероприятий, отличных от рассмотрения дела об административном правонарушении.
Осуществление привода в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) запрещено п. 4 Инструкции от 21 июня 2003 года.
Поступившее в органы внутренних дел определение о приводе рассматривает начальник соответствующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Он обязан организовать проверку указанных в определении сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры к установлению его фактического местонахождения.
В том случае, когда лицо, указанное в определении о приводе, находится на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с военным комиссаром может принять решение:
о направлении для исполнения определения о приводе по территориальности;
об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел, с предварительным его уведомлением.
Непосредственное осуществление привода возлагается начальником соответствующего органа внутренних дел на сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции. Исполняющим определение о приводе сотруднику полиции или старшему группы (наряда) вручается определение о приводе. Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учёбы лица, подлежащего приводу.
По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник полиции либо старший группы (наряда) сотрудников полиции объявляет ему под расписку определение о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции либо старшим группы (наряда) сотрудников полиции, исполняющим привод, в определении о приводе делается соответствующая запись.
Военный комиссар по факту осуществления привода призывника в военный комиссариат обязан вручить сотруднику полиции, осуществившему привод, расписку с указанием времени исполнения определения. О результатах осуществления привода сотрудник полиции, которому поручено исполнение определения о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе.
Подводя итог вышесказанному, резюмируем. Проведение розыска в отношении призывника путём вынесения определения о приводе требует не только неявки гражданина по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, но и неявки по вызовам военного комиссара для рассмотрения дела об административном правонарушении. Привод оформляется определением о приводе и осуществляется сотрудниками полиции в помещение военного комиссариата.

В свете внешнеполитических отношений России с некоторыми западными государствами и на выезд из страны в отношении лиц, проходящих службу в силовых и правоохранительных органах, все чаще звучит вопрос о том, можно ли военным выезжать за границу, в какие страны им можно совершить путешествие, каким образом это сделать. Для того чтобы на службе не возникло проблем, а заграничное путешествие оставило только приятные эмоции и впечатления, необходимо не просто соблюдать установленные запреты, но и грамотно оформить выезд в разрешенные для этого страны.

При поступлении гражданина на военную службу, он предоставляет свое согласие на действие в отношении него некоторых ограничений, связанных с необходимостью охраны государственной тайны и интересов страны. Одним из таких ограничений является особый порядок выезда из страны за рубеж, предполагающий соблюдение определенной процедуры при путешествии в какую-либо страну, а также соблюдение установленного запрета на въезд в недружественные России государства.

Кого касаются ограничения

Ограничения, касающиеся необходимости соблюдения запрета на выезд в ряд зарубежных государств или же особой процедуры выезда, действуют в отношении целого ряда категорий служащих. К их числу относится запрет свободно покидать страну:

  • Военнослужащим, проходящим срочную службу.
  • Военнослужащим-профессионалам, осуществляющим свою службу за плату на основании специального контракта.
  • Служащим органов власти, работа в которых приравнена к воинской службе.

За последние годы в отношении данных категорий служащих существенно ужесточились правила выезда из страны, начиная от получения заграничного паспорта и до непосредственно пересечения российской границы в направлении иностранного государства. Однако, это не означает, что право выезда утрачено ими вовсе, он лишь обременен некоторыми ограничениями.

Причины ограничения

Получив ответ на вопрос, можно ли военным выезжать за границу, часто, особенно рядовые граждане или члены семей военнослужащих, не вполне понимают, с чем связаны какие-либо ограничения на передвижение, ведь это нарушает их право на свободу передвижения.

Прежде всего, гражданин, проходящий воинскую и приравненную к ней службу, дал добровольное согласие на действие такого ограничения в отношении него. К тому же, существуют объективные факторы, являющие основанием действия таких ограничений:

  • Не со всеми странами у нашего государства имеются соответствующие договоры об экстрадиции, так что Россия не может получить преступника (в том числе военного) для назначения ему наказания на родине.
  • Ряд государств осуществляет недружественную, с точки зрения нашего правительства, политику в отношении России, так что нахождение в них является небезопасным для самих военнослужащих.
  • Необходимость соблюдения охраняемой законом и государством тайны, носителями которой (того или иного уровня секретности) являются практически все военные.
  • Зарубежное государство состоит в качестве члена или кандидата в члены недружественного военного блока (в настоящее время таковым признано НАТО).

Так или иначе, государственный запрет устанавливается исключительно в интересах государства и не имеет целью каким-либо образом ущемить интересы указанной категории российских граждан.

Гипотетически военнослужащий, как и всякий гражданин, имеет право беспрепятственно выехать за пределы страны, но за такой поездкой могут последовать довольно неприятные последствия, вплоть до увольнения со службы или даже возбуждения в отношении него уголовного дела.

Для того чтобы не столкнуться с подобными санкциями рекомендуется посещать лишь те страны, которые осуществляют по отношении к нашему государству дружественную политику. Перечень таких страны устанавливается министерством иностранных дел и регулярно видоизменяется . В настоящее время он содержит достаточно внушительный перечень. Из популярных среди туристов направлений можно выделить следующие разрешенные для посещения российскими военными страны:

  • Доминиканская республика.
  • Вьетнам.
  • Тунис.
  • Страны ЕврАзЭС.
  • Таиланд.
  • Арабские Эмираты и др.

Препятствий не возникнет и при посещении Белоруссии, т.к. юридически мы создали с данной страной единое государство.

Нерекомендованные для посещения страны осуществляют санкционную политику в отношении России либо входят в недружественные блоки. К ним относятся практически все страны западной и центральной европы, США, Канада и ряд других.

Как оформить поездку

После того, как военнослужащий выбрал страну для посещения, разрешенную властями, ему необходимо соблюсти процедуру, оформив данную поездку надлежащим образом по месту несения службы.

Для этого ему необходимо в первую очередь составить и подать рапорт на имя командира части или иного подразделения, где гражданин проходит службу. В данном документе необходимо отразить:

  • Наименование государства, в которое планируется совершить поездку.
  • Цель совершения визита (будь то просто туризм, посещение родственников или прохождения лечебных или оздоровительных процедур).
  • Период времени, в течение которого планируется находиться на территории данного зарубежного государства.

На основании данного рапорта министерством обороны предоставляется разрешение на совершение поездки либо о запрете таковой. Помимо прочего свое согласование на зарубежную поездку военнослужащему должна предоставить и служба безопасности лишь после того, как будет уверена в безопасности такой поездки, как для военного, так и для интересов государства.

Процедура выезда за последние годы все более усложняется. В то же время, как показывает практика, в дружественные государства российские военные выезжают без проблем, довольно спокойно, без каких-либо проволочек. При этом практически все наиболее популярные страны с точки зрения пляжного отдыха у российских туристов в данный перечень дружественных стран входят, что позволяет военнослужащим не отказываться от зарубежного отдыха и приятного сервиса и обслуживания.

Дополню предыдущий ответ.

Весенний призыв начинается в апреле и заканчивается в середине июля. Соответственно, списки потенциальных призывников формируют заранее. Бумажной работы там хватает, и никто посреди призыва скорее всего про вас не вспомнит. Идеальный вариант, если НЕ заканчивать высшее. Но, так как мы говорим об отъезде после окончания университета, ваше имя там практически 100% появится, если вы годны и стоите на учёте.

Есть два возможных варианта:

1) Уехать за границу и, в идеале, получить там вид на жительство.

Работать, учиться или жениться - решайте сами. Плюсы - ВНЖ решает проблему сроков: даже в самой дружелюбной к РФ стране более 90 дней находится запрещено (исключение - Беларусь). Можно, конечно, и нелегалом, но хлопот будет значно больше. Главный плюс - скан такого документа с переводом можно попробовать отнести в военкомат, желательно кому-то из ваших родственников. Есть такая вещь как снятие с воинского учёта в связи с выездом из РФ на срок более 6 месяцев. По правилам, снимают только при личном присутствии призывника, но по факту всё зависит только от вашего красноречия. Меня сняли, без каких-либо взяток.

Закон этот, как и любой другой, максимально размыт, и каждая ситуация будет уникально зависить от кровожадности военкома.

2) Второй вариант - заранее перевестись за границу и окончить университет там.

В таком случае можете и сами прийти в военкомат, объяснить ситуацию и сняться с учёта. По идее должны снять, если до конца более шести месяцев. Военкомат, кстати, будет пытаться всячески это дело затянуть, например сошлются на призыв, и скажут приходить после него. А там глядишь окажется, что учиться вам осталось 4 месяца, и уже поздно. Если же вас всё-таки сняли - см. сценарий один. Только тут будет проще, так как ваше приписное уже на хранении.

Вообще, выезд за границу не лучший способ избежать службы в армии - слишком много нюансов. Во первых надо много денег. Во вторых, если делать это легально, желательно иметь продленный в 20 лет внутренний паспорт и загран, годный аж до вашего 27-летия. Но в целом да - возможно, и мой случай тому подтверждение. Главное отнестись к этому со всей серьёзностью, быть готовым к трудностям жизни, и что самое печальное - к возможному провалу всей этой затеи.

Можно. Единственный вариант, при котором вас могут ограничить в случае с военкоматом, это подписанная вами повестка, неявка и, как следствие, уголовное дело. Пока повестка не подписана - вы не считаетесь уклонистом или нарушителем закона, а следовательно вас никто в выезде ограничить не может. Еще одна история - это получение загран.паспорта. По закону вы не обязаны приносить какие-либо справки из военкомата, выдающие органы сами должны запрашивать информацию (хотя часто, до упоминания о законе, принимающие документы требуют эти справки). Таким образом, у вас есть только один риск: при получении нового загран.паспорта получить еще и повестку (причем, надо понимать, что повестку может вручить только сотрудник военкомата, а значит не надо ничего подписывать, если этого сотрудника нет). Данная проблема устраняется получением загранника в другом городе. Занимает времени чуть больше, но никто не поедет вручать вам повестку.