Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица. Голосование на собрании кредиторов и участников строительства застройщика Проценты голосуют на собрании кредиторов

Добрый день! Помогите разобраться, сталкиваюсь впервые, почитала закон, форум, а определенности нет.

Процедура банкротства застройщика введена в 2016г.
Созываю собрание кредиторов и участников строительства со следующей повесткой:
1. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - передача объекта незавершенного строительства).
2. Вопрос о проведении работ по консервированию объекта незавершенного строительством, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 56, с возложением на кредиторов, проголосовавших за консервацию, расходов по ее оплате, пропорционально.
3. Об определении места проведения последующих собраний кредиторов.
4. Утверждение порядка продажи имущества должника, не являющегося предметом залога.

В реестр кредиторов в 4 очередь включены: основной долг - залоговый кредитор по незавершенному объекту, залоговый кредитор на кв. на данном объекте и конкурсные кредиторы, штрафные санкции - кредиторы и участники строительства.

В реестр требований о передаче ЖД включены участники строительства, где-то как 1 физическое лицо на квартиру, где-то два физических лица на одну квартиру, которые установились одним определением суда.

Вопросы:
1. По каким вопросам будут голосовать только участники строительства , по каким только кредиторы , по каким залоговые кредиторы , а по каким и те и другие?
2. По первому вопросу будут голосовать только участники строительства суммами, включенными только в реестр требований о передаче ЖД? Суммы 4 очереди я не учитываю так как это штрафные санкции, так?
3. Как быть с участником строительства, если в реестр требований о передаче ЖД включены двое на одну квартиру одним определением суда, но на собрание пришел один. Он имеет право голоса? и она равна всей сумме или только половине?
4. Кворум получается определять по каждому вопросу в зависимости от того кто может голосовать?

Помогите разобраться пожалуйста!

Как-то у Вас всё в кучу, коллега...

Зачем проводить совместное собрание кредиторов и участников строительства?
Проведите как предписано, отдельное собрание участников строительства с вопросом повестки (у Вас № 1) с наличием Вашего заключения о возможности/невозможности передачи ОНЗ...
Проведите обычное собрание кредиторов с приглашением, естественно, участников строительства с их голосами на общем собрании, равными оплаченной сумме по договору.
Кроме вопросов перечисленных Вами (№№ 2-4), изберите комитет кредиторов (дабы не мучиться в дальнейшем)!
На общем собрание залоговые кредиторы голосуют по вопросам, указанным в ст. 12 ЗОБ.
Два физика на одно требование имеют общее требование. Обычно один имеет доверенность от второго. Придут оба - пусть голосуют оба, но голосами одного требования.
Определение кворума и порядок решений подробно описан в ст. 15 ЗОБ.

В реестр кредиторов в 4 очередь включены: ..... штрафные санкции... участники строительства.
Штрафные санкции участников строительства, если они физлица - это не 4, но 3 очередь.

События последних десятилетий в истории развития российской экономики показывают, что закономерные процессы, которые затронули деятельность тех или иных предприятий, для многих закончились процедурой банкротства и ликвидации. Такая опасная тенденция есть и сегодня. Поэтому необходимо иметь четкое понимание процедур, сопровождающих этот процесс, а также прав и обязанностей их участников. Опираясь на , кредиторы вправе реализовывать свои права по отношению к должнику как индивидуально, так и коллегиально (в составе объединения). Удовлетворение требований к должнику является их основной целью, для достижения которой законодатель предоставил им особые права.

Существуют два коллегиальных органа, призванные урегулировать взаимоотношения с должником: комитет и собрание кредиторов. Комитет образуется, только если этого захотят все участники, тогда как собрание кредиторов существует в каждом конкурсном процессе, за исключением случаев, когда конкурсный процесс проходит при участии единственного заинтересованного лица.

Процесс подготовки к проведению собрания кредиторов российским законодательством отнесен к праву арбитражного управляющего. Но в некоторых случаях это право становится его обязанностью. Если управляющий не исполнил соответствующую обязанность, то созывать собрание могут лица, требующие его созыва.

Правовая сторона процедуры банкротства

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» четко определен круг лиц, по инициативе которых созывается собрание кредиторов. Это требование может исходить от следующих субъектов конкурсного процесса:

  • арбитражного управляющего;
  • конкурсных, налоговых и иных уполномоченных органов, претензии к должнику которых составляют не менее 10% от общей суммы требований к должнику, внесенных в соответствующий реестр;
  • одной трети от числа конкурсных и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов по требованию указанных выше субъектов созывается в трехнедельный срок с момента их обращения к нему с соответствующим требованием. Регламент гласит, что все субъекты, участвующие в конкурсном процессе, и уполномоченные органы, с четко определенными к проведению собрания кредиторов требованиями, включенными в соответствующий реестр, получают статус участника, имеющего право голоса.

Собрание кредиторов традиционно проводится по месту нахождения должника или органов его управления. Тем не менее, по его решению, может быть определено иное место, а в случае невозможности проведения его по месту нахождения должника или его органов управления к относится определение места проведения собрания кредиторов.

Определение основных вопросов

Законом о банкротстве обозначен целый ряд вопросов, касающихся судьбы должника, эти вопросы определяет компетенция собрания кредиторов, которая признана исключительной. К таким вопросам относятся:

  • введение финансового оздоровления, и изменение срока их проведения, обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • утверждение и изменение плана внешнего управления;
  • утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • утверждение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, конкурсного управляющего;
  • выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • установление размера и порядка выплаты ;
  • увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об ;
  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета и досрочное прекращение полномочий комитета;
  • отнесение к компетенции комитета вопросов, решения по которым, в соответствии с Законом о банкротстве принимает собрание кредиторов или комитет, за исключением вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
  • избрание представителя собрания кредиторов.

Понятие и компетенция первого собрания

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет понятие первого собрания кредиторов, всех последующих процедур и их периодичность.

Поворотным моментом в деле о банкротстве правомерно является первое собрание, поскольку именно на нем решается судьба должника.

На этом этапе выносится основное требование и решение о дальнейшем ходе процесса. Полномочия кредиторов (представителя собрания кредиторов) состоят в том, что ими может быть избрана либо ликвидационная процедура, т.е. конкурсное производство, либо реабилитационная процедура, т.е. финансовое оздоровление или внешнее управление должника. Помимо этого, они могут остановиться на заключении мирового соглашения.

В том случае когда целью является удовлетворение денежных требований, а судьба предприятия-должника абсолютно неинтересна, то исходом первого собрания кредиторов становится решение о переходе к конкурсному производству, так как применение к должнику процедур внешнего управления или санации (финансового оздоровления) только отсрочит момент удовлетворения требований. Практика также показывает, что процедуры реабилитации, применяемые к предприятию-должнику, весьма редко приводят к восстановлению его финансового благополучия и представляют собой лишь способ оттянуть время до начала участия в конкурсном производстве и ликвидационного процесса, который может начаться сразу после проведения собрания кредиторов.

Если же при помощи определенных полномочий должнику хотят помочь остаться полноценным предприятием и восстановить способность выполнения своих финансовых обязательств, сохранить свои позиции на рынке, то итогом проведения первого собрания кредиторов будет решение о введении в отношении должника процедур финансового оздоровления или внешнего управления. Идеальным выходом из создавшейся ситуации для всех сторон было бы, конечно, заключение мирового соглашения, что на практике почти не встречается.

Подготовка первого собрания

Подготовка и проведение первого собрания кредиторов — полномочия и прямая обязанность временного управляющего. Правила гласят, что именно он определяет дату его проведения и уведомляет о ней всех выявленных заинтересованных лиц. Первое собрание должно пройти не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения, а его протокол, вместе с отчетом временного управляющего, должен быть предоставлен в арбитражный суд не позднее чем за пять дней до даты его заседания, указанной в определении арбитражного суда о .

Субъектов, участвующих в первом собрании кредиторов и имеющих определенные полномочия, можно условно разделить на группы. В одну из них входят лица, наделенные полным объемом прав, в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение собрания. К ним относятся конкурсные и уполномоченные органы.

Во вторую можно выделить лиц с ограниченными правами на участие. Основное ограничение прав, по сравнению с предыдущей группой, заключается в отсутствии права голоса на собрании. Сюда относятся: руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Статьей 12 Закона о банкротстве к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий. Основным вопросом, подлежащим разрешению на первом собрании, конечно, является вопрос дальнейшей судьбы должника: здесь принимается решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства.

Основные вопросы первого собрания

Закон о банкротстве четко установил перечень вопросов, входящих в компетенцию первого собрания кредиторов, в отличие от остальных собраний. В соответствии со ст.73 Закона, к компетенции первого собрания кредиторов относится:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения о и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • образование комитета, определение количественного состава и полномочий комитета, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, ;
  • определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

На заседании арбитражного суда решение первого собрания кредиторов является серьезным аргументом для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.

Кроме того, Закон о банкротстве предъявляет определенные требования к решениям первого собрания. Существуют определенные правила и процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Так, согласно статье 74 Закона о банкротстве:

  • решение о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности;
  • решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления;
  • в решении об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый ;
  • решение о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 Закона о банкротстве.

Значение первого собрания кредиторов в делах о банкротстве

Следует признать, что к подготовке и проведению собрания кредиторов следует относиться с должным вниманием, поскольку только при грамотном и ответственном подходе к делу можно предопределить то или иное решение, используя как организационные, так и психологические нюансы.

Проведению собрания кредиторов на практике придают достаточно серьезное значение. Это не просто необходимая, но одна из важнейших процедур в делах, касающихся банкротства. Чтобы осознать ее истинную роль, нужно четко представлять, что арбитражные суды в большинстве случаев предпочитают принимать решения, утвержденные во время первого, а иногда и повторного собрания кредиторов. Поэтому протокол, имеющийся в деле, — это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения. Следовательно, собрание — одна из важнейших процедур в деле о банкротстве, которая существенно влияет на конечный результат этого процесса.

Одной из важных проблем жизни российского государства всегда была проблема правовой грамотности населяющих его людей. Некомпетентность в самых простейших юридических вопросах, неосведомленность общества о своих правах и обязанностях и, как следствие, невозможность полноценно и качественно отстаивать свои интересы — печальная картина современности.

При банкротстве организации-должника ее кредиторы защищают свои права и интересы, как правило, посредством создания собрания кредиторов и комитета кредиторов. В собрании кредиторов участвуют кредиторы и уполномоченные органы, чьи требования на дату проведения собрания включены в реестр требований. Эти участники обладают правом голоса. Исключение составляют , которые не по всем вопросам могут участвовать в голосовании либо должны соблюсти определенные требования, чтобы получить право голоса (п. 1 ст. 12 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

Компетенция собрания кредиторов

Некоторые вопросы в деле о банкротстве вправе решать только собрание кредиторов. А именно принимать решения (п. 2 ст. 12 Закона N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления, внешнего управления, изменении срока проведения этих процедур, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
  • об утверждении и изменении плана внешнего управления в рамках процедуры внешнего управления;
  • об утверждении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности в рамках процедуры финансового оздоровления;
  • об утверждении дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего;
  • о выборе арбитражного управляющего или СРО, из членов которой судом должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • об определении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему помимо фиксированного, размер которого также может быть пересмотрен в сторону увеличения собранием;
  • о выборе реестродержателя;
  • о заключении мирового соглашения;
  • об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об образовании и др.

Проведение собрания кредиторов

Собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 ст. 14 Закона N 127-ФЗ):

  • арбитражного управляющего;
  • комитета кредиторов;
  • конкурсных кредиторов и/или уполномоченных органов, если их права требования составляют 10% или более от всей суммы требований, включенных в реестр;
  • 1/3 от общего числа участников собрания кредиторов.

При этом в требовании о проведении собрания необходимо перечислить вопросы, которые должны быть внесены в повестку (п. 2 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

Проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ). Местом проведения собрания кредиторов в общем случае является место нахождения должника или органов его управления. Если проведение собрания в таком месте невозможно, то другое место определяет арбитражный управляющий (п. 4 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

Уведомление о проведении собрания кредиторов должно быть направлено лицу, имеющему право на участие в нем, не позднее чем за 14 дней до даты проведения по почте или не позднее чем за 5 рабочих дней иным способом (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ). А если число участников собрания превышает 500, то сообщения о проведении собрания должно быть опубликовано (п. 2,4 ст. 13 Закона N 127-ФЗ).

Кроме того, участникам собрания кредиторов должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами к собранию не позднее чем за 5 рабочих дней до его проведения (

Дата публикации: 20.11.2012

Права миноритарных кредиторов, а точнее, нарушение этих прав при проведении процедур банкротства является в настоящее время одной из актуальных проблем, на что указывает пояснительная записка к проекту Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Поэтому именно мелкие кредиторы имеют больше всего причин для беспокойства при возникновении у должника каких-либо проблем.

Определение понятий

Прежде чем перейти к вопросу о правах кредиторов, важно определить, кто такие мажоритарные и миноритарные кредиторы. Эти понятия применительно к кредиторам достаточно условны. Законодательство РФ о банкротстве определений этих понятий не содержит. Можно предположить, что они заимствованы из корпоративного права по аналогии с мажоритарными и миноритарными акционерами.
Обратимся к законодательным актам, которые регулируют отношения, связанные с банкротством. Это в первую очередь Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Постановления Пленума и Президиума ВАС РФ и другие правовые акты.
Согласно ст. 34 Закона N 127-ФЗ в деле о банкротстве участвуют следующие стороны:
- должник;
- арбитражный управляющий;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы;
- федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

С правом голоса

Из вышеперечисленных лиц нас интересуют конкурсные кредиторы.
Кого называют конкурсными кредиторами и чем они отличаются от обычных кредиторов?
Согласно ст. 2 Закона N 127-ФЗ кредиторы - это "лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору". А конкурсные кредиторы - это кредиторы "по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия)".
Таким образом, понятие "конкурсный кредитор" более узкое, чем "кредитор", но при этом конкурсный кредитор обладает более широкими правами в деле о банкротстве по сравнению с обычным кредитором.
Кредиторы должника и уполномоченные органы контролируют деятельность арбитражного управляющего путем принятия решений на собраниях кредиторов. При этом правом голоса на собраниях кредиторов обладают только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания.
Остальные кредиторы могут выступать на собрании, но права голоса не имеют (например, кредиторы по требованиям, вытекающим из трудовых отношений).

Принципу равенства не противоречит

Решение собрания кредиторов имеет силу только в том случае, если в нем участвуют кредиторы и представители уполномоченных органов, обладающие более чем половиной голосов.
Существует два варианта принятия решений собранием кредиторов:
- квалифицированным большинством голосов (большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов), круг вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов, указан в ст. 15 Закона N 127-ФЗ;
- простым большинством голосов (большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов).
Количество голосов, которое имеет конкурсный кредитор, напрямую зависит от размера его денежных требований к должнику. Таким образом, если какой-то кредитор будет обладать абсолютным большинством голосов, все решения собрания кредиторов будут приниматься в его пользу. Такой кредитор условно называется мажоритарным.
Способ голосования и распределение голосов кредиторов согласно объемам их требований не противоречат принципу равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, провозглашенных в п. 1 ст. 1 ГК РФ (как указано в Постановлении КС РФ от 22.07.2002 N 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств")".

Влияние на ход процедуры

Часто бывают правовые ситуации, когда в целях устранения миноритариев недобросовестные должники раздувают реестр требований кредиторов за счет аффилированных структур, которые и получают абсолютное большинство голосов на собрании акционеров. К примеру, в деле о банкротстве пищевой компании "Самсон" в реестр требований были включены требования банковской структуры (по договору залога и поручительства) на сумму около 900 млн. руб. при общей балансовой стоимости активов предприятия 300 млн. руб.
Миноритарные кредиторы не могут оказать никакого влияния на результаты голосования собрания кредиторов. А при наличии "недружественного" управляющего и мажоритарного кредитора миноритарным кредиторам на практике защитить собственные интересы бывает особенно трудно. Тем не менее у них есть другие возможности для защиты своих законных интересов, влияния на решения собрания кредиторов, на деятельность конкурсного управляющего и процедуру банкротства в целом. В частности, миноритарные кредиторы имеют право:
- оспаривать решения собрания кредиторов;
- оспаривать действия (бездействие) арбитражного управляющего;
- оспаривать судебные акты, принимаемые в деле о банкротстве;
- возражать на требования иных кредиторов в деле о банкротстве и др.
Таким образом, влияние миноритарного кредитора на ход процедуры по делу о банкротстве сводится к оспариванию нарушающих их права и законные интересы действий арбитражного управляющего, решений собраний и комитетов кредиторов.
В порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ бремя доказывания незаконности и недействительности того или иного решения будет лежать на заявителе - миноритарном кредиторе. Так, Постановлением ФАС ПО от 19.01.2011 по делу N А55-759/2009 было отказано в признании решения собрания кредиторов недействительным, поскольку "заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела".

Заставить с собой считаться

Миноритарные кредиторы могут объединять свои голоса (более 10% голосов от реестра требований кредиторов или 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) для того, чтобы их влияние было более значимым. Также при наличии нескольких крупных кредиторов они могут присоединить свои голоса к одному из них и играть против других.
Следовательно, возможности миноритарных кредиторов отличаются от возможностей кредиторов мажоритарных. Однако влияние могут иметь и те и другие.
Миноритарные кредиторы подают огромное число исков, вынуждая в результате крупных кредиторов выкупить свою задолженность. Чаще всего такой выкуп проводится с дисконтом, иногда существенным. Но если какому-то крупному кредитору не хватает именно такого небольшого числа голосов для получения абсолютного большинства, дисконт будет отсутствовать.
Известны случаи, когда миноритарные кредиторы, обладающие долей процента голосов, могли заставить считаться со своими интересами, проводя активные процессуальные действия.
Например, Постановлением ФАС ПО от 19.01.2011 было установлено, что мировое соглашение, принятое собранием кредиторов ЗАО "Клявлинский нефтеперерабатывающий завод" и устанавливающее трехлетнюю отсрочку погашения долга, нарушает права миноритарных кредиторов, приводит к обесценению долга и убыткам. На основании этого мировое соглашение утверждено не было.
Таким образом, миноритарные кредиторы могут своими действиями создавать проблемы крупным кредиторам и заставить их учитывать свои законные интересы.

Голосование на собраниях организуется следующим образом. Перед собранием управляющий проводит регистрацию кредиторов. При этом на практике необходимо проверить наличие полномочий у них или их представителей - следует отметить, что управляющий нередко совершенно обоснованно не допускает представителей до участия в собраниях либо комитетах по причине неправильного оформления доверенностей, например, представляется доверенность на получение материальных ценностей. Зарегистрированным участникам управляющий выдает бюллетень для голосования, в котором обычно указываются следующие данные: регистрационный номер; наименование (имя) кредитора и сумма его требований; дата, время и место проведения собрания; вопросы, подлежащие рассмотрению, и очередность голосования по каждому из них; разъяснение порядка голосования и указание на необходимость подписания бюллетеня кредитором.

Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований; таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также уполномоченных органов (ФСФО РФ) с требованиями по уплате обязательных платежей; суммы неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в расчет не берутся. Суммы убытков, на мой взгляд, должны включаться в размер суммы требований для определения количества голосов на собрании (расчет убытков - единственная возможность для кредитора с неденежными требованиями участвовать в конкурсном процессе). Закон 1998 г. не отвечает на вопрос о включении убытков в размер требования, а Закон 2002 г. прямо устанавливает, что убытки не учитываются как для определения признаков наличия банкротства, так и для целей определения числа голосов на собрании.

Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов, - в зависимости от способа голосования (точнее, можно сказать о двух способах голосования при принятии определенных решений).

Во-первых, это такие решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Это общее правило, принятое и Законом 1998 г., и Законом 2002 г. Однако Закон 1998 г. устанавливал, что в соответствии с этим правилом принимаются:

Все решения, для которых не установлено исключений;

Решения, для которых установлены исключения, если эти решения принимаются на повторном собрании, при том, что на первом собрании решение принять не удалось.

Закон 2002 г. устанавливает, что названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений; если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием, но не большинством голосов от присутствующих, а если за него проголосовали более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов (подробнее о проблемах, связанных с установлением такого порядка, будет сказано ниже).

Во-вторых, это такие решения, для принятия которых необходимо большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, т.е. решения принимаются квалифицированным голосованием. Это исключение из общего правила; таким образом принимаются решения, прямо названные в законе (их перечень является исчерпывающим). Закон 1998 г. предписывал принимать квалифицированным порядком следующие решения:

О введении внешнего управления;

О продлении внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.

Закон 2002 г. несколько дополнил этот перечень; в настоящее время особым порядком принимаются следующие решения:

Об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;

О досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;

О введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный

Об утверждении графика погашения задолженности;

О введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Об утверждении плана внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

О выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

О включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;

О заключении мирового соглашения.

Как видим, это наиболее важные для должника решения, поэтому для их принятия предъявляются более жесткие требования (заметим, что вопросы исключительной компетенции общего собрания совпадают с вопросами, голосуемыми квалифицированным порядком, не в полной мере).

Кредиторы должны быть уведомлены о том, какие именно вопросы будут рассматриваться на собрании - если заинтересованность в принятии данного решения у кредитора отсутствует, он не приедет на собрание, но в этом случае, возможно, решение не будет принято.

Если такое решение не принято на первом собрании кредиторов, то для его принятия управляющий может созвать повторное собрание, на котором то же решение будет приниматься несколько иным порядком. Управляющий обязан сообщить кредиторам о том, что созывается повторное собрание для принятия решений, не принятых первым собранием. Естественно, как на первом, так и на повторном собрании могут обсуждаться и другие вопросы (обратим внимание на то, что собрание должно быть именно повторным - практике известны случаи, когда управляющий ставил какой-то вопрос на повторное голосование на этом же собрании, что совершенно незаконно). Количество повторных собраний Закон не регламентирует, т.е. они могут проводиться несколько раз, если позволяет время.

Серьезные проблемы связаны с нормой п. 3 ст. 15 Закона, устанавливающей порядок голосования на повторном собрании: оно правомочно принимать решения, если "за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов". Очевидно, это не требование к кворуму - оно установлено п. 4 ст. 12 Закона.

Норма п. 3 ст. 15 Закона является императивной.

Проблема возникнет в ситуации, когда на повторное собрание явились кредиторы с большим количеством голосов (например, с 90%) и большинство проголосовало против решения. Например, из этих 90% требований 35% были отданы за принятие решения, а 55% - против. Считается ли решение принятым? Буквальное толкование п. 3 ст. 15 Закона приведет к положительному ответу на данный вопрос, что совершенно неразумно. Очевидно, что Закон исходил из того, что на повторное собрание не придет намного больше кредиторов, чем на первое.

Представляется необходимым ограничительное толкование п. 3 ст. 15 Закона - эта норма должна применяться только в случаях, когда на повторном собрании за решение отданы 30% голосов, а против - меньшее их количество.

Для сравнения. Так же, как и Законом 1998 г., вопрос голосования решается Законами Узбекистана и Казахстана (последний добавляет к числу решений, принимаемых большинством от общей суммы требований, избрание комитета кредиторов). Закон Эстонии устанавливает противоположный порядок, в соответствии с которым все решения принимаются большинством от общей суммы требований, и только на повторном собрании достаточно большинства от числа требований присутствующих на собрании кредиторов.

Интересен порядок определения количества голосов кредиторов, установленный Законом Латвии. В соответствии с п. 5 ст. 8 этого Закона "количество голосов на собрании кредиторов определяется путем принятия за один голос количества наименьших известных требований; количество голосов остальных кредиторов устанавливается путем деления требований каждого кредитора на наименьшее известное требование. Количество голосов каждого кредитора определяется перед каждым собранием с учетом изменений в составе необеспеченных кредиторов и сумм требований".