Фиктивная прописка иностранных граждан. Фиктивная регистрация по месту проживания: что говорит закон

Фиктивная регистрация представляет собой правовое нарушение, в отношении которого в России предусмотрены конкретные законодательные и нормативные акты. В них определены категории деяний, классифицируемых соответствующим образом, и оговорена ответственность за них. О них необходимо знать, чтобы не оказаться в роли нарушителя закона и не подвергнуться предусмотренному в нем наказанию, поскольку незнание норм и правил миграционного законодательства не избавляет от ответственности при нарушениях, следствием которых оказывается фиктивная регистрация иностранных граждан.

Первое и главное правило регистрации (или постановки на учет) заключается в необходимости для каждого гражданина другой страны, планирующего пребывание в России в течение некоторого времени, обязательно встать на учет по месту проживания либо временного пребывания. Иногда регистрацию называют пропиской, что не полностью верно с точки зрения юридической трактовки, но соответствует ей в основных аспектах содержания.

Постановка на учет означает легальные основания для пребывания гражданина другой страны в РФ на основании ФЗ, регулирующего эти вопросы . Сроки регистрации зависят от наличия или отсутствия визы и составляют 90 дней для граждан стран, с которыми у РФ действует безвизовый режим, либо совпадают со сроком действия визы (для граждан прочих государств, с которыми у России предусмотрен особый порядок пересечения государственной границы).

Вопросами учета перемещения граждан внутри Российской Федерации занимается миграционная служба. В ее зоне ответственности находятся и такие вопросы, как постановка на учет лиц, которые прибыли из-за рубежа, а также временная и постоянная прописка жителей с российской принадлежностью. Согласно закону, все пребывающие на территории РФ должны числиться по тому или иному адресу. Но, как показывает практика, далеко не у всех есть возможность предоставить необходимые координаты, что послужило поводом для возникновения такой современной реалии как «резиновые квартиры». Итак, разберемся детально, что такое фиктивная регистрация по месту жительства и что грозит нарушителям.

Коротко о регистрации по месту проживания

Российское законодательство обязывает всех жителей РФ состоять на регистрационном учете в ГУВМ МВД или, иными словами, иметь прописку: она может быть постоянной или на определенный период, то есть временной.

Регистрация по месту жительства указывает на жилое помещение, в котором заявитель проживает на постоянной основе или преимущественно, и выступает в качестве:

  • собственника жилья;
  • арендатора по договору о найме;
  • арендатора на основании договора найма специализированного жилья;
  • ином, предусмотренном российским законом.

При этом важно отметить, что под жилым помещением понимается квартира, комната, частный дом, служебное помещение, комната в общежитии, помещение в домах системы социального обслуживания граждан (например, в доме престарелых).

Прописка такого рода не ограничена сроками и оформляется обычно в течение одного дня. Ее необходимость обусловлена получением российским гражданином возможности для реализации своих прав и свобод, а также выполнения обязательств перед другими жителями страны и самим государством.

Чтобы правильно пройти процедуру, изучите более детально, .

Что собой представляет фиктивная прописка

О том, что скрывает под собой такое понятие, как фиктивная регистрация по месту жительства, говорится в статье 2 закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1, в котором идет речь о правах российских граждан на свободу перемещения внутри своего государства, а также на выбор места жительства и пребывания.

Согласно закону, фиктивная регистрация – это постановка на учет по указанному адресу на основании предъявления фальсифицированных документов или недостоверной информации в них.

Сюда же можно отнести и регистрацию в жилом помещении, где заявитель заведомо не имеет намерения проживать, а также случаи, когда собственник жилья не собирается предоставлять свои квадратные метры для проживания на них обозначенного лица.

Все эти ситуации являются нарушением законодательства, а, значит, влекут штрафные санкции. Осуществляется такое правонарушение с целью получения регистрации, которая требуется для законного проживания на российской территории. Ведь, как известно, далеко не у всех есть возможность найти жилье и прописаться в нем. В таких ситуациях как раз и оказываются полезными люди, готовые прописать на своей жилплощади за определенное вознаграждение.

Можно ли проверить подлинность регистрации

Вполне актуально в такой ситуации будет звучать вопрос, существует ли вероятность как-то определить, является ли штамп в паспорте о прописке законным? Лучшим вариантом станет избегать обращения во всевозможные конторы, которые предлагают услуги по постановке граждан на учет.

Обратите внимание, что прописать вас может не только владелец жилой квартиры или дома, но и работодатель, который вас нанимает, а также администрация гостиницы или санатория, где вы останавливаетесь. Для того чтобы осуществить процедуру, понадобится ваш паспорт и непосредственное участие, а от владельца – документы на собственность.

Чтобы выяснить, является ли прописка законной, можно обратиться в миграционное подразделение, в котором происходила регистрация. Для нужно явиться в отделение ГУВМ МВД лично. Информацию по телефону вряд ли предоставят, поскольку это будет считаться разглашением персональных сведений.

Кроме того, можно попросить справку о том, кто прописан по указанному адресу. В этом документе обычно отображается информация:

  • адрес, о котором идет речь;
  • число жильцов, которые по нему прописаны;
  • прописаны они там временно или постоянно;
  • задолженность по коммунальным услугам;
  • контакты собственника.

Но выдается такая справка строго ограниченному кругу лиц:

  • прописанным в указанной помещении;
  • доверенному лицу прописанного (при наличии заверенной нотариусом доверенности);
  • уполномоченному законом представителю.

Во всех других случаях выдача подобной справки также будет считаться разглашением персональных данных.

Чем грозит фиктивная регистрация

Прописка того или иного гражданина по определенному адресу может быть признана незаконной. Такие полномочия, однако, возложены исключительно на судебную инстанцию. Инициируется процедура на основании заявления представителя миграционной службы (после проведения соответствующей проверки), участкового или любого другого заинтересованного гражданина. Законным такое решение можно будет считать только в случае, если будет доказано, что заявленный гражданин не проживает по указанному адресу или процедура регистрации была проведена в обход требований законодательства.

Кроме того, что прописку отменят, на нарушителей еще наложат штраф. Данная мера пресечения прописана в статье 322.2 Уголовного кодекса РФ (закона № 63 от 13.06.1998). В нем говорится, что за фиктивную постановку на учет нарушителю грозит одна из следующих мер:

  • штраф, размер которого может составить от 100 до 500 тысяч рублей, или в размере оклада или другого дохода за период в 3 года;
  • принудительный труд на срок до трех лет. При этом нарушитель лишается права на это время занимать некоторые должности и заниматься определенными видами деятельности;
  • лишение свободы – также на 3 года.

При этом важно отметить, что нарушивший закон гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности, если он своими действиями способствовал раскрытию преступления и если в его поступках не был обнаружен иной состав преступления.

Можно ли проживать по адресу, по которому нет прописки

Многих интересует, можно ли жить не там, где человек зарегистрирован. Откровенно говоря, такую возможность закон не допускает: он требует, чтобы лицо, прибывшее по новому адресу на постоянное проживание, встало на учет в течение 7 дней. Если же новые координаты планируется сделать временным местом жительства, тогда находиться по ним без прописки можно только в течение 90 дней. По истечении данного срока нужно временно прописаться по новому адресу.

Очень многие при этом стараются скрыть факт выезда за пределы своего региона. И данное обстоятельство может даже длительное время вообще не бросаться в глаза и не вызывать никакого дискомфорта в обычном течении жизни. Но чаще всего это длится до поры до времени, пока вы своими действиями не вызовете подозрений у участкового или чем-то не насолите доброжелательным соседям.

Кроме того, отсутствие прописки может сказаться на таких процедурах, как:

  • оформление всевозможных льгот и субсидий;
  • устройство на новое место работы;
  • получение ИНН и СНИЛС;
  • запись ребенка в учебное заведение;
  • регистрация своих детей.

Нарушение предписаний закона в данном случае также влечет штрафные санкции. От них могут быть освобождены только граждане, которые:

  • прописаны в другом жилом помещении, но в этом же населенном пункте или субъекте РФ;
  • переезжают на другое место в Московской или Ленинградской области, но при этом прописаны на территории данных регионов;
  • являются детьми, супругами, супругами детей, родителями и их супругами, дедушками и бабушками гражданина, который на постоянной основе прописан по данному адресу.

При этом перечисленные лица не освобождаются от обязанности становиться на регистрационный учет. С них всего лишь не взимается штраф за нарушение сроков прописки.

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).


Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.

"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается ", – отмечает Антон Матюшенко .

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России , т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 и абз. 11 ; п. 6 и п. 4 ).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к .)

Главные нововведения, которые несет в себе – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ) в порядке, предусмотренном ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют" , – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству .

Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была . Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Уголовная ответственность
Норма Преступление Наказание
Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.
  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к и ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ).

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административная ответственность
Норма Правонарушение Ответственность
Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.


на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление , поскольку, в частности, действующие , уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения .

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной , без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации .


Новости

Иностранцы, приехавшие в Россию больше, чем на неделю, обязаны встать на учет в ГУВМ. Данная процедура является обязательной, поэтому нужно успеть прописаться по месту пребывания. Каждый арендодатель должен знать результаты и ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан. Жителям РФ не стоит соглашаться на постановку на учет без фактического проживания. Потому как ответить за обман придется не только иностранцу, но и владельцу квартиры.

Основные правила пребывания и проживания

Регистрация по месту пребывания является обязательной для всех иностранных граждан. Ее нужно оформить в течение недели с момента пересечения границы. Не нужно вставать на учет только тем людям, которые собираются покинуть страну раньше, чем через 7 дней. Всем остальным следует оформить временную прописку, если не хочется проблем с законом.

Важно! Потребуется заранее найти место жительства, где иностранец будет на время нахождения в России. Также нужно будет договориться с арендодателем, чтобы он согласился прописать.

С этим могут возникнуть сложности, потому как не все владельцы квартир охотно регистрируют зарубежных гостей. Важно объяснить, что постановка на учет имеет только уведомительный характер. Никаких прав на имущество она не дает.

К слову, если гость останавливается в гостинице, тогда данную процедуру на себя берет администрация учреждения. Поэтому мигранту ничего не потребуется делать. Достаточно будет представить документы, необходимые для постановки на учет. Все остальное сделает персонал гостиницы.

Регистрацию можно оформить на тот срок, на который гостю разрешено оставаться в стране. Однако владелец квартиры может раньше отменить прописку, если возникнет необходимость. Также может потребоваться заново вставать на учет при переезде на другое место проживание, даже если им окажется отель.

Страна ведет тщательный учет иностранных граждан, пребывающих в страну. Они обязаны получить миграционную карту на границе, чтобы была возможность въехать в Россию. После этого понадобится вселиться в съемную квартиру или отель. Также можно остановиться у родственников или в собственном доме, если зарубежный гость обладает недвижимостью в РФ.

Главное правило – прописка должна быть настоящей. Поэтому важно, чтобы человек был зарегистрирован именно там, где он на самом деле проживает. Не допускается даже обитать по соседнему адресу, а тем более в другом городе. Потому как может нагрянуть миграционная проверка, и у людей с зарубежным гражданством возникнут проблемы.

Поддельная постановка на учет иностранцев – не такая уж и редкость. Особенно часто ее предлагают в крупных городах, где не всегда удается зарегистрироваться по настоящему месту пребывания. Однако каким бы заманчивым не казалось предложение, не надо соглашаться. Ведь, как результат, при обнаружении факта лжи гость отправится на родину. И это не единственная мера наказания, которая предусмотрена законодательством.

Для некоторых граждан Российской Федерации оформление фиктивной прописки является доходом. Потому как люди берут деньги с иностранцев за регистрацию, и при этом даже нет нужды предоставлять жилплощадь. Однако не все так хорошо, как может сначала показаться. Ведь проводятся миграционные проверки, по итогам которых начинают наказывать нечестных граждан.

Некоторые люди считают, что им достаточно будет заплатить административный штраф, если они у себя кого-то прописали фиктивно. Но на самом деле наказание более строгое, и не важно, из Украины гость или из любой другой страны. Уголовная ответственность коснется как мигранта, так и владельца недвижимости. Потому как в сложившейся ситуации виноваты обе стороны.

Наказание по статье 322 УК РФ бывает следующих видов:

  1. Штраф в размере от 100 000 рублей до трех миллионов либо в размере зарплаты за трехлетний период.
  2. Привлечение к принудительным работам.
  3. Заключение под стражу.
  4. Запрещается занимать конкретные должности.

Учитывая наличие штрафа и привлечение к уголовной ответственности, люди уже не так охотно соглашаются на незаконные действия. Потому как государство не дает поблажек нарушителям, и по статье УК РФ идут как собственники квартир, так и зарубежные гости. Причем повезет, если за фиктивность решат только штрафовать. Ведь могут лишить и свободы, если судебный орган сочтет это нужным.

Нередко владельцы недвижимости пытаются избежать наказания в очередной раз, предоставляя ложную информацию. Они могут говорить, будто изначально не знали, что иностранец не станет у них проживать. Ведь даже если предположить, что мигрант без предупреждения куда-то надолго уедет, то арендодателю ничего не мешает сообщить об этом в миграционный орган. Поэтому подобное оправдание сразу вызывает сомнения.

Отметим, что иностранные граждане не могут быть арестованы на территории России. Однако их могут обязать выплатить штраф. Но хуже то, что их имеют право депортировать из страны и запретить въезжать на конкретный срок. Поэтому значительно проще не соглашаться на обман и потратить силы на поиск квартиры, где действительно можно прописаться и в дальнейшем жить.