Игра посвященная дню конституции с презентацией. Игровая программа ко Дню Конституции РФ

Правовая игра "Конституция - основной закон государства"

Эпиграф: Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон

Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства;

Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

Подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;

Раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)

Оформить помещение: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия:

1) Представление команд и жюри. 4 группы.

2) Вступительное слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 20-тилетие принятия Конституции. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Главные вопросы содержания конституции– это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Сегодня мыв игровой форме повторим некоторые положения Конституции РФ.

3) Конкурсы:

1. Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение, голосование)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет)

2. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

3. Конкурс: "В жизни всё случается"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту) Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

3-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

4-ситуация: Молодой человек снял на камеру праздник и выложил в социальной сети. Не все снимки были удачными. Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

4 конкурс. «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Команда №1.

Команда №2.

Команда №3.

Команда №4.

к о р ё н б е

м я с ь е

а р а н с т

к у н т е м о д

к о н з а

и п о к а л и т

з и н ь ж и

д и л и е т о р

С Т У К О П О П

В Е Н К Я И Ц О Н

Я Д П О Р О К

В О Р А П

Ю З О С

С О Д Р О П К Т О

Л О К А Ш

С Т О Н С И Т О В О Д

Д Е М И Н А Ц И

Д О Р А С Т Ь

Д Ы Х О Т

Р О З А В И Н А Б Е О

Д У Г О С

Л О В Ч Е К Е

В О С О Л

Г Р И Н Н А Д А Ж

Ц Е Т О

Ж Б А Р У Д

Ф О Р Н И Ц И М А Я

К О Л Ь Ш И К Н

Ш Ы Л А М

Ц И К Л А Р А Д Е Я

Е Б Р А Н И С О

Б О С Т В О Щ Е

П Р А П У Г

К Е У Н О П

Н Е М Е Н И

Б О З А Т А

5. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

6. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д. Итак:

1 термин: (конституция)

Русские солдаты считали, что так зовут жену Константина, когда шли на Сенатскую площадь

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

Идёт на содержание госструктур, армию, образование;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

7. Конкурс капитанов «Один за всех»

Распределите права, записанные в Конституции РФ по группам.

Ответы: 1 ИК 2 ЖЗ 3 ДЕ 4 АБ 5 ВГ

8. Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да

9. Конкурс «Отгадай сказку».

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

5. В какой сказке главная героиня,воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

10. Подведение итогов игры.

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

11. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры.

Интеллектуальная игра, посвящённая Конституции РФ, может быть проведена как учебное занятие, завершающее изучение темы “Политическая система РФ” в курсе обществознания, или как внеурочное мероприятие на параллели учащихся старших классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, посвящённая Дню Конституции.

В любом случае проведение данной игры преследует следующие цели:

  1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
  2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
  4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся

Участники: команды 10-11 классов, возможно участие команды учителей.

Требования к командам:

  1. Состав не более 6 человек
  2. Название команды
  3. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема, форма, детали одежды).
  4. Выбор капитана как организатора работы команды. Функции капитана – организация подготовки к игре и принятие решений в спорных ситуациях, когда члены команды не могут придти к единому мнению.

Требования к жюри:

В составе жюри – нечётное количество человек, не менее 3-х. Желательно участие в жюри подготовленного состава - преподавателей общественных наук или представителей органов правопорядка. Жюри оценивает работу коллективно по предложенной схеме (см. приложение 1). С заданиями, правильными ответами и системой оценок жюри должно познакомиться перед игрой (в ходе игры на это не будет времени) (см. приложение 2) .

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки; (см. приложение 4)
  2. Для команд - карточки для занесения ответов (1 комплект на каждую команду) (см. приложение 3)
  3. Листы формата А-3 и маркеры для создания телеграмм,
  4. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок (см. приложение 1).

Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.

Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами. За каждой командой закреплён ассистент (как правило, ученик 8-9 класса), который по истечении отведённого на выполнение задания времени передаёт карточки с ответами членам жюри.

Общее руководство игрой осуществляет ведущий.

Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.

  1. Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
  2. Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
  3. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса. Ассистенты забирают листы с выполненным заданием у команд и передают их жюри.
  4. После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.

Ход игры

1. Вступление ведущего. Представление участников игры, жюри, ассистентов. Объявление порядка игры. Пожелание успехов

2. Презентация команд.

Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.

3. Праздничная телеграмма.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, используя слова, указанные в задании, и выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы не ограничено. Выполнив задания, передают телеграммы ассистентам и присоединяются к своим командам.

4. Язык Закона.

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется:

5. Основы конституционного строя РФ.

Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.

Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.

После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.

Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,

6. Права человека

На экране демонстрируется слайд с текстом, содержащим фрагменты конституционных положений прошлых лет по вопросу о праве на труд. Текст прочитывается ведущим вслух.

Вопрос: назовите основные положения Конституции 1993 года по вопросу о праве на труд.

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.(ст. 37).

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
  2. Принудительный труд запрещён.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

7.“Союз нерушимый…”

Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Вологодской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.

Демонстрация слайда с ответами.

8. Народ выбирает

Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.

Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.

Народ выбирает:

  1. Президент РФ
  2. Депутаты Государственной Думы РФ
  3. Глава исполнительной власти субъекта Федерации (губернатор)
  4. Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
  5. Глава местного самоуправления (мэр)
  6. Депутаты местного органа власти

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.

9. Присяга Президента

При вступлении в должность Президент Российской Федерации произносит присягу: Её текст строго определён Конституцией РФ.

Задание: предлагаем вам по памяти восстановить текст Присяги Президента, вписав недостающие положения.

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

10. Первый день Президента.

У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению

Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:

В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

В 8 - он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11 ратифицирует два международных договора.

В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

С 13 часов обедает и отдыхает.

В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.

11. Вопросы-минутки.

Необходимо ответить на вопрос за 1 минуту.

  1. В США он называется Конгресс, в Швеции – риксдаг, в Германии – рейхстаг, в Польше – сейм. Как, в соответствии с Конституцией, он называется в нашей стране? (Федеральное собрание)
  2. Суд выносит приговор, Президент подписывает Указ, Государственная Дума принимает закон. Как называются решения Правительства?
  3. Чёрный ящик. Конституция 1924 года ст.70 подробно описывала, как должен выглядеть этот важный для государства предмет. Известно, что он должен был содержать 6 изображений - серп, молот, земной шар, лучи солнца, колосья, звезда. Конечно, все поняли, что речь идёт об описании герба СССР.

Вопрос: что говорится в Конституции РФ 1993 года по поводу изображения герба Российской Федерации?

12.Окончание игры.

Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.

Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Общее время игры – 1,5 астрономических часа.

После окончания игры возможно проведение рефлексии, анкетирования участников для выявления достоинств и недостатков проведённого мероприятия.

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.

Интеллектуальная игра,

посвященная Дню Конституции РФ

Цель: формирование гражданской компетентности обучающихся.

Задачи:

1 .Воспитывать уважение к основному закону страны - Конституции РФ, к законам страны, понимание необходимости их соблюдения.

2 .Формировать умение применять на практике знания, полученные на уроках обществознания и права.

3 .Воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за свою страну.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Оборудование: Конституция РФ, карточки с вопросами, секундомер, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Ход занятия: Вступительное слово учителя.

«Конституция – основной закон страны. Важно знать Конституцию и уметь применять её в жизни. Наша игра покажет, насколько хорошо участники игры её знают. Удачи».

Игра «Герб команды»

Необходимые материалы: листы бумаги формата А4, маркеры или фломастеры для каждого скотч.

Ход проведения:

участникам предлагается разделить лист на четыре части, начертив на нем две пересекающиеся диагональные линии. Данный лист будет являться основой для «герба». Чтобы создать свой «герб», каждая команда должна обозначить на листе соответствующие элементы:

- в верхней части указывается название команды;

- в правой части - 3 наиболее сильные стороны команды;

- в нижней части «герба» - 3 качества, которые более всего ценит в людях;

- в левой части необходимо написать ответ на вопрос «Что мы ждём от сегодняшней игры?».

Капитан команды устно описывает свой «герб».

1 конкурс «Разминка»

Задаются вопросы. Капитан команды поднимает карточку, если есть правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Победа в этом конкурсе зависит от быстроты реакции и правильности ответов.

Вопросы:

    Когда принята ныне действующая Конституция РФ? 12 декабря 1993г.

    Что является основной обязанностью нашего го­сударства? ст. 2, гл.1. Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и граждани­на - обязанность государства.

    На какой срок избирается президент РФ? 6 лет

    Какая форма правления в РФ? республика

    Кто является верховным главнокомандующим в РФ? президент

    Какова главная цель Конституции РФ? защита прав и свобод человека

    Назвать одну из обязанностей граждан РФ.

    Есть ли у нашего государства единые партия и ре­лигия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ признаётся полити­ческое многообразие, многопартийность. РФ - с ветское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.)

    С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закреплёнными в Кон­ституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)

    С какого возраста гражданин РФ может самостоя­тельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (ст. 60, гл. 2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет).

    Кто имеет привилегии перед законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).

2. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1 . Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2 . Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд.

Задание 5 . Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

    конкурс «Найди ошибку»

Командам выдаётся текст. В тексте надо найти ошибки. (3 мин.) За каждую найденную и исправленную ошибку в тексте присуждается команде 1 балл.

«Конституция РФ принята 11 декабря 1993 года. Она состоит из краткой вступительной статьи и трёх разделов.

Конституцию принято называть основным законам. Однако это не означает, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в нашем государстве должны ориентироваться на Конституцию.

Конституция базируется на таких ценностях, как нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности социального мира. Конституция провозглашает главной ценностью – международное сотрудничество.

РФ – социальное государство, конфедерация.

В РФ признаётся идеологическое и политическое многообразие. Однако государственной идеологией, по- прежнему остаётся марксизм – ленинизм.

Граждане РФ обладают многочисленными правами и свободами. В то же время у них есть обязанности. Соблюдать законы РФ, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, любить Отечество и другие.

Граждане РФ должны знать и соблюдать Конституцию РФ».

4 конкурс «Кто больше»

Кто больше назовёт слов, связанных с понятием «Выборы»

Команды называют слова по очереди. Ведущий фиксирует слова на доске.

За каждое названное слова команде начисляется 1 балл.

5 конкурс «Наши права»

Задание первой команде.

«В одном из 10 классов произошло неприятное событие.

Олег Смирнов, фактический лидер класса, прыснул газовым баллончиком ученику из параллельного класса и повредил ему глаза.

Директор школы созвал собрание класса.

Пожелавших выступить и осудить одноклассника оказалось не много. Многие предпочли отмолчаться, дабы не вызывать на себя гнев Смирнова. Однако директор стал поочерёдно вызывать учеников, оставшихся в стороне от обсуждения. Один из них заявил: «Но у нас свобода слова!»

«Правильно! – подхватил директор. – Вот и высказывайтесь»

(Действия директора – нарушение свободы слова, которое запрещается Конституцией.

Моральные нормы требуют публичного осуждения Олега Смирнова. Этот случай показывает, что действия морали шире, чем права, и не всякая этическая норма находит защиту в сфере права).

Задание второй команде

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались каждый при своём мнении. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности. «Ты жадина, поэтому и не даёшь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, потому вечно и канючишь!» - ответил другой.

(«Жадина», «ни к чему не способный человек» - это сведения, порочащие честь и достоинство человека. Вопрос о правомерности их распространения зависит от того, соответствует ли он действительности

Выражение «балбес» - оскорбление, так как унижается честь и достоинство человека в неприличной форме. Свобода слова имеет свои ограничения.)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Оценочный лист члена жюри

Название конкурса /максимальный балл

Команда

Команда

«Рзминка» /за каждый правильный ответ 1 балл

«Сказка ложь, да в ней намёк» » /за каждый правильный ответ 1 балл

«Найди ошибку» /за каждую правильно найденную и исправленную ошибку 1 балл

«Кто больше» /за каждое названное слово 1 балл

«Наши права» /максимальная оценка 5 баллов

Главная книга страны
(интерактивная игра, посвященная Дню
к онституции)

Цель: активизировать интерес к изучению Конституции РФ, законов РФ, других законодательных актов.

Участники: 4 команды по 5 человек, учащиеся 9–11 классов, учащиеся-болельщики, классные руководители, учителя истории и обществознания.

Оборудование: кабинет истории, «круглые столы» для участников, бумага, маркеры, памятки цветовых обозначений, таблицы оценок для жюри.

Оформление: название игры, герб, флаг страны, экран, тематическая выставка рисунков.

Ход игры

На этапе подготовки к игре проводятся следующие мероприятия:

– анкетирование старшеклассников (см. Приложение 2);

подготовительный урок с целью предоставления общих знаний о символике и истории герба, флага и гимна. Более подробно даются сведения о составляющих герба в российской и европейской геральдике, поясняются цветовые обозначения (см. Приложение 4);

– учащиеся заранее дают название своей команде, выбирают капитана.

Звучат позывные. Выходят ведущие.

Звучит музыка (фоном).

1-й ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята! Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция России.

2-й ведущий. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра.

1-й ведущий. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, им слово для представления и приветствия.

Проходит представление команд.

2-й ведущий. Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойные соперники, а значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной.

1-й ведущий. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри, или, как мы его сегодня назвали, совет старейшин.

2-й ведущий. И сейчас мы с удовольствием представляем его членов.

Представление жюри.

1-й ведущий. Итак, мы начинаем!

Звучат позывные.

1-й ведущий. Каждая команда уже выбрала себе капитана и сейчас получит задания для первого конкурса под названием «Аргументы и факты».

2-й ведущий. Мы приглашаем капитанов подойти к нам и выбрать конверт с заданием (п риложение 1).

1-й ведущий. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, все равны перед законом. Так ли это, мы узнаем из выступления команд. Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи либо привести факты, свидетельствующие против нее.

2-й ведущий. Время подготовки задания – 5 минут, время основного выступления – 3 минуты. По окончании основного выступления все участники игры могут задавать вопросы выступающей команде.

1-й ведущий. А пока наши команды размышляют, мы предлагаем вам, уважаемые зрители, посмотреть…

Выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время вышло. Слово предоставляется команде _____, выдвигающей аргументы в пользу конституционной статьи.

Выступление команды.

1-й ведущий. Спасибо. Теперь слово их оппонентам.

Выступление команд.

2-й ведущий. Прения закончились. Спасибо всем командам за активную работу. И просим наш уважаемый совет старейшин оценить выступление игроков.

Выступление жюри (критерии оценок см. в Приложении 3).

1-й ведущий. А наша игра продолжается, и мы объявляем второй конкурс…

2-й ведущий. Который называется «Мозговой штурм».

1-й ведущий. Каждой команде предстоит продемонстрировать знание статей Конституции и ответить на 4 вопроса, используя текст главной книги страны. Цена каждого вопроса – 1 балл, вопросы задаются по очереди каждой команде.

2) На сколько глав разделена Конституция РФ? (9 глав.)

3) Возможно ли наше государство назвать унитарным? (Нет. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты. Ст. 1, 5, 65, 68, 69,72.)

4) Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ? (Нет, так как Конституция РФ является основным законом страны.)

5) Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти принадлежать одному лицу? (Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения.)

6) Возможно ли на территории какого-либо субъекта федерации ввести другую денежную единицу? (Ст. 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег не допускается.)

7) Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента страны? (Ст. 81. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)

8) Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание.)

9) На какие части делится парламент Российской Федерации? (Ст. 95. Совет Федерации, Государственная дума.)

10) Какую ветвь власти представляет парламент? (Законодательную.)

11) Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации? (Ст. 110. Правительству Российской Федерации.)

12) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, быть избранным в Государственную думу? (Нет. Ст. 97. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

13) Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие? (Согласно ст. 118 правосудие осуществляется только судом.)

14) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической партии? (Ст. 129. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации.)

15) Какой язык на территории России является государственным? (Ст. 68. Русский язык.)

16) Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике Российской Федерации субъектами РФ? (Ст. 70. Государственные гимн, герб, флаг Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.)

1-й ведущий. Ну, что ж, команды показали блестящие знания конституции, и мы просим наше жюри оценить этот конкурс.

Выступление жюри.

1-й ведущий. Спасибо, а мы объявляем третий конкурс.

2-й ведущий. Давайте с вами вспомним результаты анкеты, которую проводили среди старшеклассников ребята из кружка «Пресс-центр».

На экране диаграммы результатов анкеты.

2-й ведущий. Что же отметило общественное мнение?

1-й ведущий. 100 % респондентов знакомы с официальными символами страны.

2-й ведущий. 98 % хорошо знакомы с символами города и области.

1-й ведущий. 95 % считают, что школе просто необходима собственная символика – для поддержки имиджа.

2-й ведущий. Поэтому мы с вами сегодня создадим проекты герба школы. Основные правила составления гербов вы уже знаете, перед вами на столе лежит памятка по цветовым обозначениям, принятым в геральдике.

Через 10 минут каждая команда представит нам свой проект герба школы и ответит на вопросы, если таковые возникнут со стороны других команд. А жюри, пользуясь критериями оценок, определит победителя как в творческом задании, так и в общем состязании.

1-й ведущий. А пока наши команды работают, на сцене…

Идет выступление творческих коллективов школы.

2-й ведущий. Время на подготовку истекло. Слово защитникам проектов.

Проходит защита проектов.

1-й ведущий. Спасибо командам за представленные проекты. Пришло время подвести итоги. Слово совету старейшин.

Жюри объявляет результаты конкурса.

Звучит музыка.

2-й ведущий. Ну, что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью, предоставленной Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.

1-й ведущий. И для награждения команд мы приглашаем на сцену…

Звучит музыка. Церемония награждения.