Можно ли приватизировать нежилое помещения. Условия приватизаиции нежилых помещений


Предприниматели и акционерные общества часто задаются вопросом, как приватизировать арендуемое под бизнес помещение в доме: склад, торговый павильон или офис? На первый взгляд кажется, что все просто. Но на самом деле приватизация нежилых частей многоквартирного дома – процедура не из легких. Власти часто затягивают процедуру, поэтому каждый уважающий себя ИП должен знать, из каких шагов состоит приватизация?

Бизнесменам предстоит решить, каким образом они переведут объект в свою собственность. Закон допускает несколько способов – обо всех о них мы и расскажем в нашем материале.

Можно ли приватизировать нежилое помещение?

Всем известное определение понятия «приватизация» – перевод недвижимости из муниципальной в частную собственность. Обычно в долевую собственность на нескольких жильцов. Приватизация может быть как бесплатной, так и платной.

Документы

Юристы советуют заниматься сбором документов заблаговременно. Понадобятся два пакета: один – для местной администрации, второй – для Росреестра:

  • копия + оригинал паспорта физического лица (бизнесмена) либо документы юр лица (учредительные);
  • копия договора аренды нежилого помещения;
  • техпаспорт или кадастровая выписка из ЕГРН;
  • письменное заявление от соискателя.

Обязательный пакет может быть и расширен. Об этом лучше всего узнавать в регистрирующих органах.

Сроки

Средний период приватизации нежилого помещения – от 3 месяцев . Срок делится на несколько взаимосвязанных периодов:

  1. Около 60 дней – рассмотрение заявления властями и вынесение решения о приватизации объекта.
  2. 30 рабочих дней – регистрация права собственности в ЕГРН.

Сюда не входит срок на подготовку документов. Обычно на это уходит от одной недели до месяца. Некоторые справки имеют ограниченный срок действия.

Приватизация в судебном порядке автоматически растянет срок до 6 месяцев.

Стоимость, расходы

Определение расходов зависит от кадастровой цены нежилого объекта. Дополнительных расходов не предусмотрено. Физическое лицо имеет право оформить рассрочку.

Что касается регистрации права собственности в Росреестре, то придется заплатить госпошлину за выдачу выписки из ЕГРН. Физическим лицам – 2 000 рублей, юридическим лицам – 22 000 рублей .

Плюсы и минусы

Сложности

Перевод нежилых помещений в частную собственность не является столь гладким, каким выглядит на бумаге. Несмотря на стандартную процедуру соискатели могут получить отказ.

Основные сложности:

  1. Если жильцы дома против, предприниматель не сможет открыть торговую точку или развлекательное заведение (ночной клуб, бар, круглосуточный магазин).
  2. Отдельные нежилые помещения в жилом доме не могут стать собственностью бизнесменов или юридических лиц.
  3. Выкупная стоимость объекта бывает слишком завышенной.
  4. Собственник помещения в лице администрации может не разрешить приватизировать объект.
  5. Нежилая площадь уже приватизирована владельцами квартир в доме (например, используется для хозяйственных нужд или сдается в коммерческую аренду).

Так или иначе, если вам отказали в приватизации, остается идти в суд или участвовать в аукционе на нежилые помещения.

Если отказали (аукцион)

Развитие бизнеса в прибыльном месте открывает широкие перспективы для предпринимателя. Поэтому многие бизнесмены не спешат арендовать нежилые помещения. Некоторые сразу выкупают торговую точку. Такой подход принято считать аукционом: обычным и электронным. Порядок и основные нюансы процедуры регламентируются Федеральным законом № 44 от 5 апреля 2013 года.

Аукцион – это торги, которые организует муниципалитет в специально отведенном для этого месте (например, на сайте). Цена на объекты недвижимости определяется заранее, после чего желающие приобрести помещения предлагают свою цену. Кто предложит больше, тот и станет новым собственником объекта.

Основное правило: внесение залога в размере 10% от стоимости нежилого помещения. Победитель аукциона доплачивает оставшуюся сумму, причем без всяких рассрочек – только сразу, наличным или безналичным способом. Остальным залог возвращается обратно.

Порядок действий

Предпринимателям, которые ни разу не участвовали в аукционе, нужно знать, как проходят торги и каков алгоритм действий. Кстати, помимо обычных торгов допускается электронный аукцион (ФЗ № 223 от 18.07.2011).

Вкратце, аукцион выглядит следующим образом:

  1. Изучите предложения по объекту недвижимости.
  2. Подайте заявку на участие в торгах (на сайте).
  3. Оплатите 10% залог.
  4. Получите право на приобретение нежилого помещения.
  5. Оплатите оставшуюся сумму.
  6. Получите постановление местной администрации.
  7. Зарегистрируйте право собственности в отделении Росреестра.

Основное отличие аукциона от обычного выкупа – цена объекта. На торгах продают за более высокую рыночную стоимость, тогда как арендаторы помещений имеют право на приватизацию по кадастровой цене.

Кстати, если вы хотите — мы подготовили для вас примерные расходы.

Процедура

Организатором аукциона выступает муниципальное объединение, реже – иной собственник нежилых объектов. Информация о предстоящих торгах публикуется в СМИ и на электронном ресурсе администрации. Участие в аукционе – добровольное, а главным критерием выступает платёжеспособность.

Как уже было отмечено, участники должны иметь при себе полную сумму для выкупа объекта. Продажа нежилого помещения через рассрочку не допускается. Финансовая гарантия выражается и в первоначальном взносе – 10% от рыночной стоимости недвижимости. Сумма фиксируется на счету муниципалитета.

Документы

Участники аукциона (предприниматели, бизнесмены, юридические лица) готовят пакет документов для участия в публичных торгах.

Список документов:

  • официальная заявка в 2-х экземплярах;
  • письменное заявление на приватизацию нежилого объекта;
  • банковская квитанция о внесении 10% задатка;
  • копия паспорта с предъявлением оригинала (заверяется у нотариуса);
  • копия ИНН (заверяется нотариусом);
  • иные документы.

Предприниматели могут доверить сбор и подачу документов своим представителям. Делегирование полномочий заверяется у нотариуса в виде простой, а чаще генеральной доверенности.

Сроки

Согласно положениям ФЗ № 44, электронный аукцион проходит на сайте муниципального объединения и длится около часа . Время на обработку предложений от участников – от 10 минут. Итоговый срок проведения аукциона зависит от его характера, а также от числа участников и количества выставленного на торги имущества.

Срок дальнейшей приватизации нежилого объекта совпадает с обычными рамками. Рассмотрение заявки в администрации – от 30 дней. Регистрация права в Росреестре – от 15 рабочих дней.

Расходы

Затраты на приватизацию нежилых помещения связаны с покупкой объектов. Участие в аукционе всегда дороже, нежели приватизация помещения на основании договора аренды (выкуп).

Предприниматель оплачивает стоимость недвижимости + несет расходы по уплате госпошлины (2 000 рублей – физ лицам; 22 000 рублей – юр лицам ).

Судебная практика

Физические лица и организации заинтересованы в приватизации нежилых помещений для ведения предпринимательской деятельности. Если им отказывают в процедуре, они вынуждены обращаться в суд.

Основные разновидности споров:

  1. Оспаривание завышенной стоимости объекта.
  2. Нежелание передавать нежилое помещение в собственность.
  3. Отказ в приватизации ввиду статуса заявителя (см. « «).

Если отказ выглядит необоснованным и помещение не находится в частной собственности, суд принимает сторону истца. Подобные разбирательства совсем не редкость. Однако, чтобы выиграть дело нужно заручиться поддержкой квалифицированного юриста.

Пример:

Индивидуальный предприниматель А.А. Карапетян хотел приватизировать арендуемое нежилое помещение в многоквартирном доме. Объект находился в распоряжении собственников квартир на праве долевой собственности. ИП оплачивал аренду и занимался продажей цветов на первом этаже. Арендная плата выросла, и Карапетян задумался о приватизации нежилого помещения в доме. Не желая проводить собрание жильцов, ИП обратился в администрацию с просьбой предоставить ему арендуемую недвижимость в частную собственность – фактически за кадастровую цену объекта. Однако власти вынесли отказ в приватизации. Нежилое помещение в жилом доме принадлежало не администрации, а жильцам. Следовательно, уже находилось в долевой собственности. ФЗ «О приватизации…» запрещает приватизировать недвижимость, которая уже переоформлена на физических лиц.

Подводя итог, можно сделать вывод: нежилые помещения в жилом доме могут быть приватизированы только на платной основе. Допускается выкуп объекта на основании договора аренды. Если аренды не было, ИП или юр лица могут приватизировать помещение после аукциона.

В советское время каждый человек имел право получить имущество от государства. В полученной недвижимости он проживал, арендовал по договору социально найма.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это все позволяло ему минимизировать затраты на жилье. В 1991 году произошел переворот, после которого возникла возможность приватизировать недвижимость в собственность частного лица.

Что это такое?

Приватизацией считается отчуждение собственности государства в пользу частного или юридического лица. Ежегодно данный закон пролонгируется для возможности приватизации недвижимости гражданами, кто еще не успел этого сделать.

Сейчас действующий закон продлился до 1 марта 2019 года, и все граждане вправе воспользоваться предложением пока .

Условия оформления собственности

В соответствии с Федеральным законом приватизировать можно любую собственность как муниципального масштаба, так и федерального. Главное чтобы имущество не было передано по договору безвозмездного пользования и ограниченного социального найма.

Возможно приватизировать даже , если на нем находится . Земельный кодекс позволяет это сделать до 2020 года.

Кто имеет право?

Все физические лица, которые получили недвижимость не в безвозмездное пользование. Дополнительное условие – отсутствие собственности.

Также вправе получить приватизацию юридические лица или индивидуальные предприниматели, уставной капитал которых менее 25%.

Законодательная база

По приватизации таких объектов недвижимости, а также оговаривает порядок действия принятый 21 декабря 2001 года.

Дополнительно стоит отметить Указ президента №2284 принятый 24 декабря 1993 года. Здесь прослеживаются все программы по городам.

Приватизация нежилых помещений

Приватизация нежилого помещения – сложный процесс. Регулирует такое действие Федеральный закон №159 от 22 июля 2008 года, а также аналогичный правовой акт, принятый 21 декабря 2001 года.

Вышеперечисленные законодательные акты говорят о том, что нежилые помещения также могут передаваться в собственность физическим лицам только на платной основе.

Исходя из этого, частное лицо обязуется направить письменное заявление с указанием желания приобретения нежилого помещения в орган местного управления. Для оформления также потребуется предоставить полный пакет документов.

Бесплатные приватизационные действия на данный объект недвижимости не распространяется.

Для физических лиц

Физ. лица вправе приватизировать квартиру или часть нежилого помещения в соответствии с действующими правовыми актами. Полностью приватизировать нежилое помещение не получится.

Если приватизацию оформляют ч, то необходимо получить письменное согласие всех собственников многоэтажки.

Дополнительно желающий вправе заключать договор купли–продажи между физ.лицами.

В многоквартирном доме

Все нежилые помещения относятся к общей собственности всех владельцев квартир . Поэтому для оформления приватизационных действий потребуется собрать письменное согласие всех жильцов.

Дополнительно придется предоставить солидный пакет документов.

В общежитии

Действующее законодательство в большей мере регулирует вопрос приватизации нежилого помещения именно для предпринимателей, где имеется арендный договор.

Приватизационные действия позволяют сэкономить на выплате арендной платы. Часто можно заметить продуктовые магазины в общежитиях, многоквартирных домах.

Действующее законодательство позволяет индивидуальным предпринимателям приватизировать имущество, где происходит предпринимательская их деятельность.

Последовательность действий

Для оформления придется пройти несколько шагов:

  • заявитель создает письменное заявление о передачи собственности в частное владение;
  • предоставляет полный пакет документов;
  • ожидает решения в течение месяца.

Куда обратиться?

Приватизация нежилых помещений в 2019 году оформляется через администрацию города. Решение принимается коллегиально в комиссии. И оно может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае, решение предоставляется в письменном виде, что позволяет оспорить документ в судебном порядке.

Если недвижимость передается в частное владение, то здесь можно заметить стоимость. При аренде свыше 3–ех лет можно получить преимущество перед остальными желающими приобрести помещение.

Цена, как правило, совпадает с кадастровой стоимостью. Стоимость покупки можно выплатить сразу.

Возможна покупка и в рассрочку, срок которой составляет три года:

  • при оплате полной стоимости предприниматель получает квитанцию, которую необходимо предоставить в местный орган власти для оформления процедуры приватизации;
  • при невозможности выплаты всей суммы, можно обратиться к кредитору или заключить соглашение о получении рассрочки.

Городская администрация может затянуть время для рассмотрения до двух месяцев. После этого необходимо посетить Регпалату, за зарегистрировать свои права.

Список необходимых документов

Что такое приватизация нежилых помещений уже понятно из вышеупомянутой терминологии. Но как обстоит дело с подачей заявления?

Здесь нужно предоставить полный пакет документов для ознакомления. В частности:

  • паспортные данные заявителя;
  • договор аренды на недвижимость;
  • заявление установленного образца;
  • кадастровая справка.

Заявление

Заявление пишут от руки. Здесь указываются следующие реквизиты:

  • наименование органа;
  • наименование сторон сделки;
  • стоимость при необходимости;
  • тип владения;
  • контактная информация;
  • сведения об объекте;
  • дата и подпись.

Заключение договора

Договор оформляется в письменной форме. Подлежит составлению сторонами, где они свое согласие подтвердят подписью. Если документ составлен некорректно, то он недействителен. Содержание его становится предметом договора. Необходимо внести туда все условия.

В качестве предмета указываются данные для идентификации объекта недвижимости для приватизации. В том числе это наименование, площадь, номер и адрес расположения.

Если объект имеет некие ограничения, то это также фиксируется в договоре – арест, обеспечение.

Стоимость и сроки

Стоимость зависит от оценки имущества. В среднем приватизация, если не занимает выкуп, стоит 15 000 рублей.

О малых сих замолвлено слово Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) был принят в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Закону N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - арендаторы) при соответствии определенным условиям имеют преимущественное право на приватизацию арендуемого ими помещения (далее - преимущественное право). Но на практике даже при соблюдении этих условий реализация преимущественного права может быть затруднена. Нередко из соображений хозяйственной экономии органы государственной власти сдают в аренду части помещений. Арендатор формально лишается возможности реализовать преимущественное право в связи с тем, что арендованное имущество не является самостоятельной недвижимой вещью и не имеет кадастрового номера, в отличие от помещения, частью которого оно является. Толкование Закона N 159-ФЗ дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в информационном письме N 13 4 , пункт 8 которого, в частности, гласит: "Реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект" (выделено нами. - Ю.Х., Ю.Н.). Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, ВАС РФ допускает реализацию преимущественного права применительно к частям помещений при условии, что такие части можно обособить. Одно это толкование тем не менее не дает ответов на многие вопросы, возникающие на практике.

Слово и дело

Во-первых, неясно, каким именно способом должна подтверждаться возможность обособления помещения. Возникает несколько вариантов: получение справок в соответствующих органах (например, проектно-инвентаризационные бюро) либо проведение экспертизы. Второй вариант, безусловно, надежнее, но является гораздо более дорогостоящим. Во-вторых, отсутствует регламентированный механизм взаимодействия сторон при обособлении помещения. Так, невозможно определить, на кого возлагается обязанность или право установить возможность обособления части помещения и непосредственно произвести обособление части помещения (включая затраты - материальные, финансовые, организационные). Даже в случае обращения арендатора за обособлением имущества нет гарантий содействия со стороны органа власти, так как отсутствует четко закрепленная обязанность. Более того, шансы на оказание содействия со стороны государственного органа обычно очень малы, поскольку он, как правило, больше заинтересован в продаже помещения с торгов. В отсутствие регламентированного законодательством порядка подачи и рассмотрения заявления арендатора о реализации преимущественного права в отношении части помещения, в том числе сроков, в ходе производства экспертизы, сбора доказательств (а занимает это, как правило, немалое время) помещение уже может быть выставлено на торги целиком. Это усложнит осуществление преимущественного права и даже может послужить основанием для отказа в его реализации. Обособление части помещения зависит от воли арендодателя (органа власти, реализующего права собственника), что, с учетом существующего в данной области правового вакуума, является серьезным коррупциогенным фактором. Безусловно, в случае неправомерного отказа государственного органа у арендатора есть право на судебную защиту, но в силу отсутствия законодательной регламентации рассматриваемых отношений перспективы подобных споров неоднозначны. Данная проблема усугубляется еще и тем, что практически единственный источник правового поля в такой ситуации - информационное письмо N 134.

Практическая сторона

В отсутствие особых правил реализации преимущественного права в отношении части помещения суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 209 ГК РФ , часто указывают, что "собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом", в силу чего его отказ разделить помещение не может быть признан незаконным. Так, в решении по делу N А79-2127/2010 отмечено, что в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения и распоряжения своим имуществом, в связи с чем необходимо его волеизъявление на создание из одного объекта путем его разделения нескольких самостоятельных объектов, и при отсутствии такого волеизъявления упомянутая часть указанного нежилого помещения, не выделенная в порядке кадастрового учета в самостоятельный объект, на которую право муниципальной собственности не зарегистрировано, не может являться объектом купли-продажи. Такой же аргумент приводится судом в решении по делу N А33-5998/2010. Оба решения оспаривались в апелляционной инстанции, однако отменены не были. В Северо-Западном округе аналогичная позиция нашла отражение в немногих постановлениях (например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 11.05.2012 по делу N А56-22715/2011). При этом суд сослался на то, что в силу пункта 9 информационного письма N 134 соарендаторы вправе выкупить не каждый свою часть единого помещения, а все помещение в общую долевую собственность. Аналогичная позиция высказана в Определении ВАС РФ от 21.01.2010 N ВАС-17757/09.

Точка бифуркации

Следует отметить, что выработанная судами позиция правомерна, если правильно назвать все ее составляющие. Действительно, продажа арендованной части помещения возможна лишь после ее обособления. Обособление возможно по воле (с согласия) собственника. При этом в ситуации, когда все помещение сдано в аренду нескольким субъектам преимущественного права, может быть произведен не раздел помещения, а выкуп его в общую собственность. Иное толкование не позволило бы примирить позиции, сформулированные в пунктах 8 и 9 информационного письма N 134. Однако такая позиция не является исчерпывающей и универсальной. К примеру, она не охватывает ситуации, в которых в аренду сдана только часть помещения, а другие части не являются объектами аренды или арендованы субъектами, не подпадающими под действие Закона N 159-ФЗ. Механическое применение сформулированного выше подхода в такой ситуации привело бы к нарушению прав арендатора. Представляется, что в подобной ситуации - отсутствия возможности долевого выкупа арендуемого помещения - для реализации смысла Закона N 159-ФЗ и рекомендаций пункта 8 информационного письма N 134 необходимо выработать новую правовую позицию. Ее зачатки видны в практике ФАС СЗО. В Постановлении ФАС СЗО от 05.07.2011 по делу N А42-5124/2010 говорится, что арендатор просил признать незаконным отказ в реализации преимущественного права и обязать администрацию принять решение и совершить действия по реализации этого права. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали, сославшись на то, что арендуется часть помещения и не сформирован самостоятельный объект. Суд кассационной инстанции отменил акты и направил дело на новое рассмотрение, указав при этом, что судам надлежит оценить возможность формирования самостоятельного объекта. Как следует из Постановления ФАС СЗО от 10.03.2011 по делу N А56-95597/2009, арендатор обратился с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) в реализации преимущественного права и понуждении заключить договор купли-продажи. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования полностью. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы КУГИ и поддержал требования общества, указав, что:
  • а) по делу установлена возможность формирования отдельного объекта;
  • б) Законом N 159-ФЗ не установлено каких-либо ограничений преимущественного права покупки помещения субъектами малого или среднего предпринимательства в зависимости от того, поставлен или нет на кадастровый учет арендуемый этими субъектами объект недвижимости;
  • в) доказательств невозможности формирования спорной площади в качестве обособленного объекта в материалы дела не представлено.
Как видно, суд кассационной инстанции указал, что именно на КУГИ лежало бремя доказывания невозможности формирования отдельного объекта и что для реализации преимущественного права не имеет значения отсутствие кадастрового учета арендуемой части. Однако как примирить свободу волеизъявления собственника и реализацию преимущественного права арендатора на часть помещения, если долевой выкуп всего неразделенного помещения невозможен? Очевидно, можно опереться на то, что одним из участников рассматриваемых имущественных отношений, в том числе по разделу помещения, является публичный субъект. Во-первых, деятельность публичных образований в качестве субъектов гражданских правоотношений хотя и осуществляется на равных началах и они руководствуются правилами для юридических лиц, но все же "если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (). Выступающие от имени публичных субъектов органы действуют "в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов" (). Как известно, основной задачей органов власти является реализация законодательства, исполнение государственных функций. Поэтому публичные образования хотя и участвуют в частных отношениях на равных началах, но с учетом особого содержания деятельности публичных субъектов. Это мнение косвенно подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации о специфике участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 297-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации". Во-вторых, в подпункте 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации устанавливается в качестве основной цели. Одной из форм поддержки является предоставление преимущественного права в соответствии с Законом N 159-ФЗ - при этом перечень оснований для отказа в реализации преимущественного права Законом N 159-ФЗ ограничен и не содержит такого основания, как нежелание собственника обособлять в принципе обособляемую арендуемую часть помещения. В-третьих, упомянутое в пункте 8 вышеназванного информационного письма N 134 условие о наличии возможности формирования обособленного помещения явно подразумевает техническую возможность обособления (что отражено и в названных постановлениях ФАС СЗО), а не возможность получения согласия собственника. В противном случае ВАС РФ привязал бы возможность реализации преимущественного права непосредственно к усмотрению органа власти. Наконец, коль скоро публичные субъекты участвуют в гражданских отношениях по общему правилу на равных основаниях, к соответствующим отношениям с их участием применим и институт злоупотребления правом (). Если реализация права собственности публичного субъекта путем усмотрения в вопросе раздела помещения направлена на лишение арендатора преимущественного права, такое право собственника не подлежит защите. Аналогичная позиция - отказ в защите прав публичного образования как собственника в связи со злоупотреблением правом ввиду неучета социальной значимости отношений - была уже сформулирована ВАС РФ, что дополнительно подтверждает наличие актуальных, значимых для правоприменения особенностей участия публичных субъектов в имущественных отношениях. См.: пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации". Пока в арбитражной практике мало примеров воплощения подобного подхода. Например, в решении по делу N А56-33851/2012 суд указал, что ввиду отсутствия возможности выкупа помещения в долевую собственность (поскольку в аренду сдана лишь часть помещения) и вследствие отказа комитета в обособлении части помещения и в реализации преимущественного права общества на приобретение части помещения общество было лишено предусмотренного Законом N 159-ФЗ права по основаниям, которые данный Закон не содержит. Таким образом, имеются необходимые предпосылки для дальнейшего развития практики применения Закона N 159-ФЗ в ситуациях, когда имеется фактическая возможность обособления арендуемой малым или средним предприятием части помещения и отсутствует возможность выкупа всего такого помещения соарендаторами в долевую собственность. Необходимо найти баланс между соблюдением преимущественного права и прав публичного субъекта как собственника. Простое применение выводимого из статей 209 и 214 ГК РФ правила о невозможности раздела помещения вопреки желанию собственника означает фактическое освобождение публичного субъекта от обязанностей, возложенных на него специальным законодательством, регулирующим особые имущественные отношения по поддержке малого и среднего предпринимательства в России.

Халимовский Ю.А., кандидат юридических наук, доцент юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".
Нечаева Ю.В., студентка 4-го курса юридического отделения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет".

Преимущественное осуществление приватизации распространяется на жилые объекты. Однако нередки случаи, когда граждане желают приватизировать нежилые строения. Ответить на вопросы: как правильно оформить приватизацию, какие документы необходимы и какой порядок оформления, поможет настоящая публикация.

Можно ли приватизировать нежилое помещение?

Объекты, которые не предназначены для проживания, как правило, являются частью жилой собственности. Несмотря на их непригодность для жизни, гражданину удобно приватизировать такую недвижимость. За счет того, что нежилые объекты служат объектами для реализации трудовой и творческой деятельности.

Согласно Федеральному Закону заинтересованное лицо располагает правом осуществить приватизацию нежилого помещения. Стоит отметить, что физическое лицо может приватизировать любой объект, который находится в собственности правительства.

Как приватизировать нежилое помещение?

Порядок приватизации нежилых помещений:

  • До начала процедуры гражданин оформляет заявление с уточнением желания оформить приватизацию объекта непригодного для проживания. Документ подается в местную администрацию;
  • На основании обращения заинтересованный гражданин предоставляет список документов для дальнейшей приватизации недвижимости непригодной для жизни;
  • Срок рассмотрения заявления и документов составляет 30 дней;
  • По истечении периода заявитель обращается в местные органы для получения ответа на запрос. Решение может быть положительным и отрицательным. Оформление ответа производится в письменном виде;
  • Если ответ на желание приватизировать помещение положительный, предприниматель должен оплатить стоимость жилья. Стоит отметить, что при арендных отношениях свыше трех лет стоимость назначается та, которая прописана в кадастровом паспорте;
  • В обязательном порядке сохраняется квитанция об оплате налога;
  • Финальным этапом передачи государственной собственности в руки частного лица является оформление регистрации в государственном реестре. Продолжительность процедуры составляет два месяца.

Преимущественное право приватизировать помещение, которое используется для работы и других целей, предоставляется не только арендатору. Желание оформить в частную собственность объект может любой гражданин. Для этого он подает заявку на участие в аукционе и платит 10% от стоимости помещения. При выигранном аукционе процедура передачи недвижимости осуществляется на общих основаниях.

В многоквартирном доме

Приватизация нежилых помещений в многоквартирном доме, опираясь на материалы осуществляется только по согласию всех жильцов дома на собрании. Оно может происходить как при очной, так и заочной форме голосования. Письменное согласие соседей прикрепляется к заявлению, которое предоставляется в местную администрацию. В список нежилых помещений многоквартирного дома входят: лестничные площадки, чердаки, лифты, коридоры и подвалы.

В общежитии

Приватизация нежилого помещения в общежитии имеет нюансы передачи собственности. Перед тем как оформлять передачу объекта, необходимо узнать куда входит общежитие: в жилищный фонд или в собственность муниципалитета. Если вариант второй, приватизировать комнату в общежитие можно. Гражданин обращается в местную администрацию и заключает договор соц найма, после получает выписку о статусе дома.

Зачастую процесс приватизации нежилого строения в здании общежития делается предпринимателем для дальнейшего перепланирования комнаты под офис или магазин. Если не получится заключить договор и взять выписку, оптимальный вариант — оформить в собственность комнату в общежитии через судебную инстанцию.

Необходимые документы

Чтобы реализовать оформление приватизации недвижимости, нужно предоставить документы :

  • Паспорт заявителя;
  • Кадастровую выписку;
  • Договор аренды;
  • Заявление.

Только после предоставления документов осуществляется порядок передачи собственности в руки частного лица.

Образец заявления

Подача заявки на приватизацию нежилого помещения осуществляется в местную администрацию. Документ оформляется в соответствии с установленными правилами.

В тексте отражается информация:

  • Личная и контактная информация заявителя;
  • Сведения о строении, которое желает оформить в собственность: адрес, общая площадь;
  • Желание реализовать процесс;
  • В завершении ставится дата и подпись.

Срок оформления

Продолжительность процедуры составляет 2 месяца. Не всегда порядок соблюдения приватизационного процесса приводит к успешности сделки. Гражданин, чьи права в период оформления передачи собственности нарушены, располагает правом подать исковое заявление в суд. Срок исковой давности по приватизации нежилого помещения истекает через три года с момента заключения договора.

Срок исковой давности необходим для возможности стабилизировать положение и подать требование о защите прав потерпевшей стороны.