Понятие психики человека.

Понятие о психике

Психика, как и сознание, относится к числу понятий, значимость существования которых никто не отрицает, но и дать которым однозначное толкование очень сложно. По крайней мере, как и в ученой среде, так и на обывательском уровне существуют весьма разные определения того, что есть психика.

В обиходе слово "психика" в основном употребляют при объяснении поведения конкретного человека. То есть психика рассматривается как главный источник поведения, ну и, соответственно, как источник личностного разнообразия. Часто слово "психика" используется для общей характеристики человека или его поведения: "у него неуравновешенная психика", "обладает устойчивой психикой".

В науке под психикой обычно понимают свойство высокоорганизованной живой материи, свойство центральной нервной системы, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Поэтому в каком-то смысле под психикой можно понимать что-то вроде содержательного наполнения деятельности центральной нервной системы. Можно провести довольно грубую аналогию: как у компьютера есть операционная система и программы, так и у нашего организма есть психика.

В психологии обычно считают синонимами слова "душа" и "психика". Само название науки психологии происходит от древнегреческого составного слова, которое можно перевести как "наука о душе". Кстати, "психо" происходит от "псюше" - зеркало. Существует огромное количество житейских, околонаучных и псевдонаучных концепций о человеке, в которых используется слово "душа". Это, в общем-то, единственная причина, по которой в научной психологии утвердилось именно "психика", а не "душа".

Что все же конкретно входит в понятие "психика"? Очевидно, что психика присуща не всякому материальному объекту во вселенной. Нет психики, например, у камня или травинки. Это мы можем утверждать довольно смело, потому что у них нет ни нервной системы, ни чего-то такого, что напоминало бы ее.

Если ли психика у автомобиля? Тут уже так просто не ответишь, потому что у всех автомобилей есть провода и электронные компоненты, такие как транзисторы или микросхемы, по функционалу напоминающие нейроны. К тому же у многих автомобилей имеются компьютеры и управляющие ими программы, что значительно повышает "интеллектуальность" машины и еще приближает ее к человеку.

Обычно в общей психологии, антропологии и других науках этот вопрос решается весьма грубо. Постулируется, что психика это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Другая существенная характеристика психики заключается в способности отражать объективный мир. То есть высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. При этом получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. И важен не столько факт способности получить этот образ, сколько способность выстроить из образов целостную картину мира.

Получаемая психикой информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Это определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Другим признаком психики, который вытекает из способности формировать целостную картину мира, является способность организма к обучению, значимость этого обучения для жизнедеятельности конкретного организма. То есть чем более опытен организм, тем более сложно его поведение.

Есть множество врожденных схем реагирования. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Амеба, например, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой. Однако она удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде.

Сложное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Даже у растений обнаруживаются первичные формы раздражимости - существует тропизм (вынужденное движение).

Элементарные организмы реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, на биотические раздражители. Растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д. Эти организмы реагируют лишь на очевидно значимые для них факторы, и эти реакции происходят лишь в ответ на изменение факторов. Поэтому такие организмы можно назвать "простыми автоматами".

У развитых организмов значительно более сложное строение, и это позволяет их поведению быть более сложным и менее предсказуемым для внешнего наблюдателя. Живые организмы данного уровня развития занимают экологическую нишу, в которой они вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Как считает А. Н. Леонтьев, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

По сравнению с раздражимостью чувствительность подразумевает возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму. Это позволяет формироваться одному из главных свойств психики - способности к опережающему и целостному отражению реального мира.

Эта способность предполагает моделирование окружающей действительности "в режиме реального времени". Например, если одно животное видит двигающееся другое животное, то оно может предположить: где это животное было некоторое время назад, где оно может оказаться, какую пользу или вред оно может нанести. А для этого предположения необходимо "прокрутить в голове" события прошлого и предполагаемые события будущего.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. У собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать осознанное и целенаправленное поведение. Человек, например, может потратить много усилий для достижения цели, не имеющей в данное время актуальной значимости. Скажем, он занялся изучением японского языка, намереваясь лет через десять посетить страну восходящего солнца.

Столь сложное поведение возможно благодаря наличию в составе психики человека развитого сознания. Сознание - высший интеграционный психический процесс, объединяющий другие: память, внимание, мышление, речь и пр. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно перемешивающихся между собой и предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание - и соответственно психика - человека позволяет ему выделять себя из окружающей среды и осознавать свою индивидуальность, формировать так называемую "Я-концепцию" (совокупность представлений о себе. Я-концепция позволяет глубже понимать объективную действительность, разделяя собственные мнения и объективные факты. Человек может относиться к объекту несколько предвзято. Например один вид самолета может ассоциироваться с авиакатастрофами, и человек тогда боится летать. Он однако довольно четко понимает природу своего страха, понимает при этом, что реальная вероятность разбиться очень мала, понимает, что лететь все равно необходимо. И приходит к сознательному, аргументированному выводу. Если животное испытывало бы подобный страх перед самолетом, оно вообще наотрез бы отказалось приближаться к самолету.

Психика человека, благодаря наличию развитого сознания, позволяет относиться к получаемой информации критически. Любое знание, любую идею мы можем оспорить, выдвинув альтернативные, пробные точки зрения. Слыша, например, в джунглях крик какой-то птицы, человек может усомниться: а птица ли это? возможно, какой-то другой человек изображает этот крик? С развитием социальных отношений, коммуникаций роль критики только вырастает, потому что люди научились лгать, и делают это весьма охотно.

В общей психологии, таким образом, выделяется четыре основные уровни развития психики живых организмов:

Раздражимость,

Чувствительность,

Поведение высших животных,

Сознательное поведение.

Психика отдельного индивида не находится в стагнации. В процессе онтогенеза она проходит ряд этапов своего формирования. Даже в зрелые годы она развивается, корректируется, и происходит это весьма быстро. На формирование и развитие психики влияет ряд факторов: наследственность, здоровье и физико-физиологические особенности жизнедеятельности, социальное окружение, опыт, случайные и иные факторы.

Один из самых сложных вопросов для науки - каковы функции психики? Ее проявления столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Нельзя, например, ограничиваться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды. Известно, что человек может не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и действовать творчески, новаторски, часто с риском для жизни. Если бы человек только приспосабливался, то не было бы выдающихся ученых и изобретателей, писателей и художников, политиков и революционеров, инженеров и программистов, других активных личностей. Тем не менее, безусловно, адаптация - главнейшая функция психики. Психика обеспечивает тонкое приспособление к окружающей среде.

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то , называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные ( , мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки. Автор: Лена Мелисса

Глава 1. Введение в психологию

2. Понятие психики

Традиционно дают определение понятию психики - как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. понимает смысл действия. смысл , по определению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таблица 2.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и Сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис.1.5).

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека.


Рис.1.5 Структура деятельности

К фактам поведения можно отнести:

  1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),
  2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.),
  3. действия, которые имеют определенный смысл , и, наконец,
  4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл .

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности , мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень - уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис.1.6).


Рис. 1.6 Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

  1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;
  2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
  3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;
  4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение - это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции , воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу : от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) - к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) - и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т.е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности.

Мотив - это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что является предметом психологии как науки?
  2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
  3. Каковы основные функции и проявления психики?
  4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?
  5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?
  6. Какие круги влияния природы на психику существуют?
  7. Какие методы исследования применяются в психологии?
  8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., Мысль, 1977
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. М., Педагогика, 1983
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992
  5. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992
  6. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1990
  7. , М., 1997
  8. Шибутани Т. Социальная психология . Ростов н/Д, 1998
  9. Романов В.В. Юридическая психология . М., 1998
  10. Методы исследования в психоогии: квазиэксперимент. М., 1998
  11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология . М., 1998

Психика

Высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря к-рым возникает внутренний план жизнедеятельности - , а становится личностью . Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности . Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином «», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении дви жущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения . Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба к-рой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Психика

Существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная - качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.

Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1 ) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

2 ) их ориентация в этой среде;

3 ) удовлетворение потребности в контактах с нею.

А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.

У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их «обратное» влияние на образ. Активность психики проявляется:

1 ) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2 ) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

3 ) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: и . При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.

Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

1 ) самость высшая - своего рода «внутренний бог»;

2 ) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;

3 ) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;

4 ) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5 ) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

6 ) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых «малых» личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психика Этимология.

Происходит от греч. psychikos - душевный.

Категория.

Форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности.

Специфика.

Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПСИХИКА

(от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности ) регулятивную функцию .

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н . А . Бернштейна , Л . С . Выготского , А . Н . Леонтьева , А . Р . Лурия , С . Л . Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. , ). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. , , , ). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле» . Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. ).

Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. ). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. ), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, , , , , . Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

Как показали работы Леонтьева, в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств , связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.

В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями , необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. ). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте ) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка ( ) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. , ). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры , как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

П. во всех формах является, по выражению А . А . Ухтомского , своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа - н. с. и .

Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И . М . Сеченова , доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы ». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности , в разработку которого значительный вклад внесли труды И . П . Павлова , В . М . Бехтерева , Н. Е. Введенского (см. ), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.

По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы . В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая . П . К . Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы , ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.

Добавление ред.: П. - предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе , а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим , , , , , , и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни .

Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.

Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П ., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы - работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят (Выготский), , , психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

от греч. ??????? – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определ. стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой П., подчиняющейся биологич. законам. Высшая форма П. – сознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-историч. развития и подчиняется социальным законам. Непосредственно для человека, субъективно П. выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения П. обнаруживаются путем наблюдения над др. людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством П. человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность. Идеалистич. психология видит в П. проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить т.н. психофизическую проблему, объяснить связь П. с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизич. материализма, к-рый игнорировал качеств. своеобразие П. Диалектич. материализм рассматривает П. как одну из форм отражения, возникающего в результате специфич. взаимодействия высокоорганизованных живых систем с окружающей их средой. П. является предметом многостороннего науч. изучения. Установление связи между различными аспектами ее анализа представляет собой весьма трудную дискуссионную проблему. В качестве наиболее общего подхода к решению этой проблемы можно предложить различение двух тесно связанных между собой, но существенно различных аспектов – гносеологического и конкретно-научного. В гносеологич. аспекте П. рассматривается с т. зр. ее отношения к отраженной в ней действительности. Если иметь в виду высшую (и вместе с тем наиболее исследованную в науке) – человеч. форму П., то гносеологич. аспект ее анализа непосредственно связан с основным вопросом философии и здесь понятие П. по своему осн. смыслу отождествляется с понятиями сознание, мысль, разум, идея, дух и т.п. С этой т. зр. П. выступает как вторичное, производное от материи. Гносеологич. анализ по самой своей сути требует рассмотрения П. и материи как взаимно противоположных, поскольку предметом этого анализа является именно отношение бытия и сознания. Однако такое противопоставление правомерно лишь в пределах осн. вопроса философии. "За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 233). Т.о., в гносеологич. аспекте П. выступает как нематериальное, как идеальное, образ. В основе идеального лежит взаимодействие материальных предметов, в к-ром один из воздействующих предметов как бы накладывает отпечаток на другой, благодаря чему возникает возможность судить по изменению структуры одного предмета о структуре другого, а само видоизменение структуры может быть рассмотрено как копия, образ предмета, оказавшего воздействие. Условием возникновения образа является не только природа предмета, оказавшего воздействие, но и собств. природа предмета, в к-ром это воздействие запечатлено. Чтобы отпечаток воспринимать как копию, его необходимо "освободить" от его носителя, иначе будет виден не отпечаток одного предмета в другом, а сам предмет – носитель отпечатка. Такое освобождение возможно только в абстракции, доступной лишь человеку, решающему познават. задачу (именно это отделение отличает абстракцию от простого предметного расчленения). Т.о., идеальное есть филос. категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психич. деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологич. анализе. Вне гносеологич. аспекта мышление рассматривается, как это принято говорить, со стороны его материальной основы, как материальный процесс взаимодействия человека с окружающим, в ходе к-рого у человека формируются материальные структуры, представляющие его П., являющиеся продуктом и условием данного процесса. Специфич. органом, воплощающим в себе такие структуры у человека, является головной мозг. Этот аспект рассмотрения П. является уже не гносеологическим, а конкретно-научным. Положения классиков марксизма-ленинизма о том, что признать мысль материальной, отождествить мысль с материей означает сделать уступку идеализму, и о том, что нельзя отделить мышление от материи, к-рая мыслит – есть диалектико-материалистич. характеристика психического, взятого в обоих аспектах его исследования. Классики марксизма-ленинизма исследовали понятие П. прежде всего применительно к теории познания диалектич. материализма, поэтому ими гл. обр. рассматривался гносеологич. аспект П. Конкретно-науч. подход намечался ими лишь принципиально, в плане его общефилос. трактовки, исходя из достигнутых к тому времени науч. знаний. Ленин отмечал, что для конкретного решения вопроса о возникновении способности ощущения собрано еще недостаточно данных: "...остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из таких же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям" (там же, с. 34). Конкретно-науч. анализ П. составляет задачу психологии, физиологии, биофизики, биохимии, а в последние годы в известной мере и кибернетики. Общим для всех этих наук является стремление понять П. как специфич. средство, в к-ром и через к-рое реализуются процессы жизни. К наст. времени относительно более продвинутым оказался физиологич. анализ П. Развитие же психологич. аспекта анализа П. долгое время тормозилось давлением многовековых традиций идеализма, а также влиянием механицизма. Идеализм всецело сводил П. к идеальному и тем самым на деле отрицал ее объективно реальное бытие. В этих условиях конкретно-науч. анализу оставалось лишь исследование физиологич. деятельности мозга, законы к-рой якобы и есть законы формирования образа. Но прямое соотнесение образа как отображения действительности с физиологич. деятельностью мозга, необходимой для возникновения такого образа, неправомерно. Физиологич. анализ, конечно, является необходимой составной частью конкретно-науч. анализа П., без него не могут быть поняты механизмы процесса отражения. Но физиологич. анализ не охватывает всех самых существ. сторон П. Между гносеологич. и физиологич. анализом П. лежит пропущенное звено – собственно психологич. анализ. Психологич. анализ П. направлен на выявление строения и функций П. как специфического для высокоразвитой живой системы продукта и условия ее взаимодействия с окружающим миром. Особенности такого взаимодействия выступают в общем виде прежде всего как особенности способа ориентирования живой системы относительно окружающего. Во всех допсихич. формах взаимодействия ориентирование одного тела относительно другого осуществляется либо как непосредств. контакт тел – компонентов системы взаимодействия, либо через силовые поля, образуемые во взаимодействии или свойственные одному из тел. Ориентирование же высокоразвитых живых систем относительно окружающего выступает как качественно своеобразная, особая форма опосредствованного отношения. Для этой формы характерно использование носителей информации, построение динамич. моделей действительности (окружающей среды и внутр. состояний живой системы) на основе переработки этой информации. Подобные модели, опосредствующие отношение живой системы к окружающему, являются для нее осн. средством, обеспечивающим ориентацию в среде. Именно на этой основе осуществляется специфическое для живого сближение с благоприятствующим и удаление от разрушающего, отсутствующее в неживой природе. Такая форма ориентации и есть психич. форма. Возникновение П. находит выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны, и объекта – с другой, а систему взаимодействия этих образований характеризует качественно новый тип связи – с и г н а л ь н ы е связи (следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о собственно сигналах как таковых, к-рые, конечно, могут быть и нетождественны психич. моделям, а именно об особом типе связи). Они требуют наличия у субъекта чувствительности – особой формы раздражимости, способности к ощущению. Конкретно эта способность возникает тогда, когда для индивида становятся значимыми не только те связи, к-рые обеспечивают непосредств. удовлетворение потребности в обмене веществ, но и те, посредством к-рых он соотносится с другими, на первый взгляд нейтральными воздействиями; именно на основе связей второго типа индивид ориентируется в среде. Т.о., субъект в психологич. смысле – это индивид, способный к сигнальному взаимодействию со своим окружением. В той же мере, в какой субъект не тождествен организму, объект не тождествен среде. Объектами являются предметы или явления, выраженные в тех их св-вах, с к-рыми индивид – как субъект – вступает в сигнальное взаимодействие. Человек под полным наркозом остается организмом, но перестает быть субъектом: он продолжает взаимодействовать со средой лишь как организм, на основе соответствующих связей; объекты же для него в этой ситуации не существуют, взаимодействие субъекта с объектом "выключается". Сигнальное взаимодействие со средой осуществляет не только человек, но и любое животное; намеки на такое взаимодействие имеются даже у растений, особенно у т.н. растений-хищников. Поэтому понятие "субъект" является более широким, чем понятие "человек". Человека же отличает от др. представителей животного мира то, что он является не просто субъектом, но познающим субъектом. В ходе эволюции живых существ, на основе постоянной дифференциации и интеграции организма, неразрывно связанной с особенностями развития способов взаимодействия субъекта с объектом, формировался спец. орган П. У высших животных и человека таким органом является кора больших полушарий головного мозга (подробнее об эволюции П. на основе общей биологич. эволюции см. статьи Жизнь, Антропогенез, Зоопсихология). Индивид, выступая как субъект, является компонентом системы субъект – объект. В то же время он остается и организмом, т. е. системой, физиологически взаимодействующей со средой. Но физиологич. законы не могут быть распространены на процессы взаимодействия субъекта с объектом, и, следовательно, структура П. не может быть отнесена к физиологич. явлениям. Психическое в его отношении к физиологическому выступает как структурная совокупность относительно простых физиологич. реакций, протекающих в закономерной последовательности. Каждая отд. физиологич. реакция строится по законам физиологии, но комплекс этих реакций, в его структурности, строится по законам психологии. Психическое складывается в недрах физиологич. явлений как производное от них. Однако первичность физиологического по отношению к психическому не абсолютна; по мере своего развития взаимодействие субъекта с объектом оказывает на физиологическое существенное обратное влияние: П. человека – высшая форма развития П. Она возникла в связи с появлением особой формы управления, характерной для социального взаимодействия. Решающая роль в развитии П. человека принадлежит наиболее специфическому для человека способу взаимодействия с окружающим – труду. Реальными условиями развития человеч. П. явились различные формы социального общения, осн. средством осуществления к-рых выступает речь. Т.о., переход к П. человека связан с возникновением особой – социальной формы взаимодействия. Психич. системы субъект – объект на уровне животного мира были компонентами лишь биологич. взаимодействия, к-рое посредством механизма естеств. отбора и направляло "сверху" психич. развитие животных, определяя особенности их способа связи с окружающим. Животное не преобразует среду целенаправленно, оно лишь приспосабливается к ней. Изменения, вносимые животным в среду, выступают для него как рядоположные со всеми прочими изменениями, возникающими в среде независимо от его деятельности. Результат действия в отношении факторов среды не приобретает при этом того специфич. значения, к-рое обнаруживается у человека: животное не вычленяет среди воздействий среды того, что является продуктом его собств. действия. Становление социального взаимодействия принципиально меняет пути развития П. Это прежде всего сказывается в преобразовании способа связи субъекта с окружающей действительностью: и человек, подобно животным, приспосабливается к среде, но для него характерно иное – подчинение природы себе, т.е. целенаправленное, сознат. преобразование среды. С психологич. стороны такое преобразование оказывается возможным благодаря тому, что среди воздействий, оказываемых на человека средой, он выделяет такие, к-рые являются результатом его собств. деятельности: продукт действия человека приобретает для него особое значение. Это обусловливает гл. особенность П. человека – возможность намеренного предвидения событий и планирования своих действий. Переход к П. человека связан с перестройкой органа П. – мозга и прежде всего с появлением второй сигнальной системы – сигнализации действительности словом (И. П. Павлов). Ведущей формой психич. взаимодействия является мышление (понимаемое здесь в конкретно-науч. аспекте). Оно проявляет себя в ситуациях, где для решения задачи необходимо нахождение нового, не известного до этого субъекту способа изменения окружающих условий для удовлетворения потребностей. Элементарные формы мышления свойственны и животным; однако у них мышление протекает лишь во внешнем плане и всецело зависит от непосредств. условий данной ситуации, ход решения задачи лишен замысла, программы действий. Динамич. модели этого уровня фиксируют взаимодействие субъекта и объекта в слитном виде: действия не отчленены от предметов, то и другое дано недифференцированно. Подобные модели имеют место и у человека при неосознаваемом приспособлении к среде; это первичные динамич. модели, с т. зр. гносеологической выступающие как собственно изображения. Однако специфич. особенностью человека является способность строить вторичные, знаковые модели действительности. Они основаны на специфически человеч. речевом мышлении, к-рое выделяется из практики как теоретич. деятельность. Благодаря развитию второй сигнальной системы мышление переносится во внутр. план действий, ход решения задачи направляется замыслом, строится программа действий. Объектом при этом могут быть не только реальные предметы, но и сами психич. модели. Первичные модели дифференцируются и на их основе формируются вторичные, знаковые, уже расчленение представляющие взаимодействие субъекта с объектом, т. е. отделяющие отношения субъекта к объекту от отношений самих объектов. Сама деятельность субъекта становится одним из объектов познания. В гносеологич. аспекте эти модели выступают как понятия, суждения, умозаключения, отражающие закономерности движения объектов; их отд. стороны, св-ва (нередко недоступные непосредств. восприятию), существ. связи и зависимости. Будучи объективированными (напр., в языке), продукты мышления перестают быть результатом деятельности лишь отд. индивида, становятся и предметами действий др. людей, образуя обществ. познание, обществ.-историч. опыт. В индивидуальном развитии совр. человека П. формируется в процессе овладения этим опытом, овладения исторически сложившимися формами и способами деятельности. При господстве биологич. законов достижения филогенетич. развития животных закрепляются в форме изменений самой их биологич. организации. Антропогенез расчленяется на ряд стадий, в к-рых биологич. закономерности все больше уступали место социальным. Появление человека в собств. смысле связано с установлением полного господства социальных законов. Совр. человек обладает уже всеми морфологич. и физиологич. св-вами, необходимыми для его безграничного обществ.-историч. развития, в к-ром биологич. организация человека не подвергается существ. изменениям, а результаты развития фиксируются уже не биологич. аппаратом, а специфически социальными средствами. Центр. процесс, характеризующий психич. развитие ребенка, – это процесс усвоения им достижений развития предшествующих поколений людей. Биологически наследуемые особенности составляют лишь необходимое условие этого усвоения. Такой процесс протекает во взаимодействии ребенка с созданными обществом предметами и явлениями, в предметном и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. В этом процессе и формируются собственно человеч. способности, формы поведения, качества личности. Существ. сдвиги в понимании конкретно-науч. аспекта П. произошли в связи с развитием кибернетики. Конструирование совр. технич. систем, все более широко моделирующих специфич. функции человека, выдвинуло задачу более широкого и всестороннего исследования психич. процессов. При этом, с одной стороны, данные, полученные в исследовании П., используются для нужд кибернетики, с другой – средства и методы кибернетики применяются для исследования психич. процессов. Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Введение (Из экономии, рукописей 1857–1858 годов), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; ?убинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 1946; его же, Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития П., 2 изд., М., 1965; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Пономарев Я. ?., Психология творческого мышления, M., 1960. См. также лит. при ст. Психология. Я. Пономарев. Москва.