Декларация соответствия условий труда образец. Декларация рабочих мест: оформление и подача

После проведения специальной оценки труда работодатель должен подать декларацию в трудовую инспекцию, задекларировав тем самым, что рабочие места в организации (ИП) не являются опасными или вредными. Само по себе понятие спецоценки появилось на основании федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 и проведение необходимо для всех работодателей. Отказ в проведении может обернуться как крупными административными наказаниями, так и вплоть до уголовной ответственности.

После выполнения специальной оценки все работодатели, как организации, так и ИП, должны предоставить в трудовую инспекцию декларацию, в которой отражается информация о том, что при проверке не были выявлены опасные или вредные факторы. Даже если при проверке какие-то из мест были определены как вредные и опасные, работодатель все же обязан подать декларацию в отношении тех мест, по которым условия соответствуют требованиям (Согласно Порядка №2 п.1,2, приказа Минтруда РФ №80 от 07.02.2014, далее по тексту просто “Порядка”, закон №426-ФЗ ст.8 от 28.12.2013).

Сроки и периодичность сдачи декларации

Декларацию необходимо сдавать в течение 30 рабочих дней, начиная с момента утверждения отчета по спецоценке (согласно Порядка п.5). Соответственно, если у вас есть действующая спецоценка, начиная с 2014 года или проведенная аттестация рабочих мест, действующая до 2014 года, то декларация не сдается, только если вы проводили внеплановую проверку.

Так как срок действия спецоценки – 5 лет с момента ее окончания, о декларация подается также 1 раз в 5 лет. Однако если с момента проведения даже у одного работника было обнаружено профессиональное заболевание или же на промышленности произошел несчастный случай по причине опасных и (или) вредных факторов, то в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается. И работодатель обязан провести внеплановую спеценку, а по результатам ее проведения сдать декларацию повторно (Согласно закона №426-ФЗ, ст.11 и утвержденного Порядка, п.10).

Состав декларации соответствия условий труда и порядок заполнения

Декларация оформляется по результатам первого этапа спецоценки, которая называется идентификацией. Документ заполняется только в касательстве рабочих мест, в отношении которых на этом первом этапе не были выявление какие-либо опасные и вредные условия труда. Следующие этапы спецоценки по задекларированным рабочим местам проводить уже не требуется (согласно Порядка п.2).

Вверху декларации указывается полное наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), строчкой ниже – адрес, регистрации и места нахождения (для ИП место проживания). Если адреса разнятся, то необходимо указать фактический и юридический адреса.

Ниже подаются сведения по рабочим местам:

  • Указываются присвоенные комиссией по каждому рабочему месту индивидуального номера в ходе определения их перечня. Состоит не более, чем из 8 знаков: 1-99999999. Если присутствуют аналогичные места, то они маркируются путем добавления буквы А, пример, 396-А. В декларацию включаются все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не было выявлено опасных или вредных условий.
  • Должность и наименовании профессии сотрудника, который занят по каждому указанному рабочему месту. Наименование указывается в соответствии с .

В случае отсутствия должности или профессии в классификаторе наименование вносится в соответствии со штатным расписанием.

  • Численность работников, по каждому рабочему месту

  • Ее наименование.
  • регистрационный номер, указанный в реестре организаций, которые занимаются спецоценкой.
  • Укажите сведения по заключению эксперта – дату и номер.

Данные об организации, проводящей оценку, можно узнать у нее самой либо на сайте Минтруда.

Обратная сторона заполняется сотрудниками трудовой инспекции.

Отказ трудовой инспекции в принятии декларации

Если форма передаваемой декларации не соответствует, которая была утверждена на основании приказа Минтруда РФ №80н от 07.02.2014, трудовая инспекция может ее не принять. В таком случае инспекторы отправят ее обратно по почте в течение 10 рабочих дней с момента ее получения. В сопроводительном письме будет указана причина возврата.

Других оснований для отказа в приеме декларации нет. После получения отказа работодатель вправе повторно подать декларацию, предварительно устранив нарушения (согласно Порядка п.7-9).

Способы сдачи декларации соответствия условий труда

Декларацию можно подать тремя способами (согласно Порядка п.3,4):

  • Лично.
  • Отправить по почте с уведомлением и описью вложения.
  • С помощью сети интернет, через официальный сайт Роструда. Документ при этом должен быть заверен электронной подписью.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Приложение N 2. Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Приложение N 3. Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н
"О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"

С изменениями и дополнениями от:

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2 ;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3 .

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2512) по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4342; 2016, N 18, ст. 2512), работодателем подается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по утвержденной настоящим приказом форме с включением в нее данных рабочих мест.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Утверждены форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок ее подачи, а также порядок формирования и ведения реестра таких деклараций.

Декларации оформляются в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса не выявлены.

Они подаются в территориальный орган Роструда по месту нахождения (лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении) либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭП (посредством заполнения формы на сайте Службы).

Это делается не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

Реестр формируется и ведется Службой и ее территориальными органами.

В него вносятся сведения о декларациях, о продлении их действия, прекращении их действия. Последнее касается рабочих мест, на которых с сотрудниками произошли несчастные случаи на производстве (кроме произошедших по вине третьих лиц), случаев выявления заболеваний по причине воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и др.

Это делается в течение 15 рабочих дней.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Регистрационный N 32387

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 1;

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3.

2. Федеральной службе по труду и занятости (В.Л. Вуколову) организовать работу по:

а) приему от работодателей деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, форма которой утверждена настоящим приказом (далее - декларация), в том числе в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) формированию и ведению реестра деклараций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.Ф. Вельмяйкина.

Министр М. Топилин

Приложение N 2

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - работодатель, декларация).

2. Декларация оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены.

3. Декларация подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

4. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

6. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковыми в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

7. Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, установленной приложением N 1 к настоящему приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

8. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

9. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

10. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Приложение N 3

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно - декларация, реестр).

2. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

3. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

4. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, сведения о продлении их действия, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, если у работников выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.

5. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

7. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, явившегося основанием для подачи декларации;

з) срок действия декларации;

и) дата прекращения действия декларации.

8. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Согласно государственным требованиям и специальной оценке нормативов, была введена декларация соответствия условий труда. Это отменило ранее применявшуюся дорогостоящую сертификацию. Теперь каждому работодателю доступно бесплатное декларирование, а это значит, что декларацию соответствия условий труда утвердят, если данное рабочее место соответствует уже установленным государством нормативам.

Сертификация

Раньше обязательной являлась сертификация организации любых работ согласно требований по охране труда (статья 212 ТК). Все рабочие места аттестировались каждым работодателем в обязательном порядке, а далее следовала сертификация. Последняя проводилась специализированными организациями, занимающимися этой областью. Чем отличается от прежней системы декларация соответствия условий труда?

Прежде всего материальной выгодой. Работодателям приходилось нести огромную финансовую нагрузку в связи с этим, поскольку услугами АРМ и последующей сертификацией занимались независимые организации, самостоятельно определяющие собственную ценовую политику. Многие работодатели игнорировали проведение исследований АРМ, а сертификацию вообще проводили единицы, несмотря на то, что это всегда являлось обязательным законодательным требованием.

Конечно же, декларация соответствия условий труда полезна прежде всего тем, что поставила работодателей в равные условия. Сертификация требовалась как таковая только тем компаниям, которые планировали получить определённые виды лицензий и разрешение участвовать в тендерах и конкурсах. И, конечно, в том случае, если уже получили предписание от госинспектора по труду, то есть игнорирование сертификации стало явным для проверяющих органов. А без точных результатов АРМ сертификация невозможна, поскольку именно оттуда приходят сведения, фактически подтверждающие состояние условий на рабочих местах. Если они установленным требованиям противоречили, выдача сертификата состояться не могла. Документ АРМ был свидетельством соблюдения законодательных требований по охране труда (ОТ).

СОУТ

Эта аббревиатура обозначает Нововведённая процедура СОУТ отличается от того, что ранее было в трудовом законодательстве. Она отменяет АРМ мест) и вводит собственные правила и иной порядок: каждому работодателю вменяется заполнение декларации соответствия условий труда. Именно это и является основным правилом нового порядка. Процедуру СОУТ утвердили Федеральным законом №426 в 2013 году. Процесс декларирования начинается с определённых должна быть создана комиссия по СОУТ, определён график всех проводимых работ, далее привлекается организация, которая даст специальную оценку условиям труда.

Далее декларирование переходит к идентификации потенциально вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды (ВОПФ). На этом этапе проводится исследование и глубокий анализ обстановки на производственных местах. даётся экспертом именно той организации, которая должна проводить СОУТ. Он использует ранее проводимые исследования, осматривает оборудование, приспособления, опрашивает работников, и результаты этих действий показывают, соответствуют ли государственным нормам условия на данных рабочих местах.

Заключение эксперта

Если эксперт определяет отсутствие опасности на обследованных рабочих местах, тогда останется лишь заполнение декларации соответствия условий труда, которую он должен предоставить в свой территориальный орган Министерства труда РФ. И, конечно, он обязан и впредь поддерживать на производстве соответствующее состояние. Образец декларации соответствия условий труда представлен в иллюстрациях к данной статье.

Нужно помнить, что заключение, подтверждающее соответствие требованиям, работодатель может получить только от эксперта СОУТ. После получения этого документа и на основании изложенных в нём исследований относительно специальной оценки производства, где ВОПР не идентифицированы, созданная ранее комиссия должна составить отчёт, приложить к нему заключение эксперта с перечнем рабочих мест и сведениями об организации, которая СОУТ проводила. Специальная оценка условий труда завершена.

Собственно декларация

Подача декларации соответствия условий труда - свидетельство того, что на означенных рабочих местах все статьи трудового права в полной мере соблюдены. Форма её утверждена Министерством труда, определён и порядок подачи. Образец декларации соответствия условий труда и примеры его заполнения можно посмотреть на сайте Министерства. Если к специальной оценке были привлечены профсоюзные деятели, обязательно нужно приложить к документам копию коллективного договора. Можно заполнить декларацию и подать весь пакет в электронной форме, но можно и почтой отправить.

Если форма декларации соответствия условий труда соблюдена и заполнена правильно, её не возвратят для исправления. В принципе, там всё просто. Сведения, которые содержит оценка условий труда, уже дают возможность целых пять лет работать спокойно до подачи очередной декларации. В ней содержатся самые простые сведения: название и адрес организации, которую проверяли на соответствие, сведения о руководителе (с фамилией, именем, отчеством и должностью), перечень всех имеющихся на производстве рабочих мест, которые были оценены как соответствующие требованиям ОТ, сведения о проводившей спецоценку организации, сведения об эксперте по СОУТ, который проводил идентификацию, дата принятия и срок окончания данной декларации (пять лет от этого момента). Заполнение декларации соответствия условий труда много времени не займёт, гораздо больше - предварительная работа.

Продление декларации и прекращение её действия

Если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного несчастного случая, если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований СОУТ, и аттестация условий труда нужна не будет.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Решение этого вопроса берёт на себя федеральный орган исполнительной власти. Проводится внеплановая проверка и внеочередная спецоценка. После чего представители исполнительной власти, которые уполномочены проводить государственный надзор в отношении соблюдения трудового законодательства, в течение 10 дней делают в реестре деклараций пометку о несоответствии условий труда. Таким образом, прекращается её действие. Бланк декларации соответствия условий труда тоже можно изучить в иллюстрациях к данной статье или на сайте Министерства.

Цели СОУТ

Мероприятия СОУТ выполняются последовательно и направлены на идентификацию негативных факторов в процессе работы. Они во всём комплексе оценивают уровень воздействия производственных условий на работающих. Как уже было упомянуто, эта новая процедура разработана с учётом унификации трёх идентичных процедур, которые существуют в законодательстве. Это АРМ, специальная оценка и государственная экспертиза, то есть всё, что касается условий труда.

Целью СОУТ является уменьшение нагрузки работодателям и совершенствование всей системы ОТ. Эксперты соответствующего Министерства уверены, что такой порядок гораздо более действенный. С одной стороны, работодатели стимулируются на улучшение предоставляемых работникам условий труда, а с другой - вопросы назначения компенсаций и льгот для них решаются объективно.

Сравнительная характеристика

Конечно, в новом порядке - декларировании - осталось много от АРМ, поскольку Министерство и не должно выстраивать что-то на пустом месте из ничего. Использовались и опыт прежних лет, и методы, которыми привыкли пользоваться, и потому подход к оценке в принципе не изменился. Кардинальные перемены коснулись только требований к участникам данного процесса, поскольку фигуры здесь далеко не новые - работодатель и эксперты.

Работодатели с введением новых правил почувствовали более жёсткую административную ответственность. Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты должны получать обязательное разрешение на оказание таких услуг и для них тоже введена административная ответственность. Когда они были АРМ - аттестующими организациями, а работающие в аттестующих организациях - специалистами по АРМ, им было проще. Сейчас организации по СОУТ работают в новой области аккредитации. Специалисты проходят обязательную аттестацию, чтобы получить право проводить работы по СОУТ и получить в Министерстве труда статус эксперта.

Эксперты

Экспертом по СОУТ может стать не каждый. Кандидата на эту должность рассматривает аттестационная комиссия Министерства труда, а не просто учебные центры, как это было раньше со специалистами по АРМ.

Для эксперта необходимо наличие высшего образования, не менее трёх лет стажа профильной работы и дополнительное обучение - как минимум 72 часа, которые посвящены единственно спецоценке. Практический стаж - работа в лаборатории.

Важность изменения требований

Эти изменения требований по отношению к экспертам вполне закономерны. Таким образом исключаются формальности в обучении и как следствие - последующие ошибки. Это очень большая ответственность, ведь некомпетентность эксперта - будущие несчастные случаи, профессиональные заболевания, травмы среди людей, рабочие места которых признаны соответствующими.

Именно поэтому введена не только аттестация, но и административная ответственность для экспертов, которые вынесли неправильную спецоценку. Подача декларации соответствия условий труда не должна быть следствием формального отношения или некомпетентности.

Административная ответственность

Если эксперт нарушает установленный порядок, на него могут быть наложены довольно крупные штрафы - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей - или его ждёт дисквалификация от одного до трёх лет.

Какие нарушения повлекут за собой наказания? Нарушением установленного порядка считаются: несоответствующая идентификация применительно к факторам производственной среды, формально выведенные результаты, противоречащие реальности.

Профессионализм

Сообщество экспертов довольно долго находилось в непонимании такого фактора, как профессионализм. Они пытались выяснить в соответствующих инстанциях, насколько точно можно оценивать условия труда без проведения подробных экспертиз, исследований и измерений, и возможна ли объективная оценка без проведения всех этих процедур.

Однако им доказали, что настоящий профессионал сумеет и на глаз оценить обстановку благодаря долгой работе в области специальных оценок. Практический стаж в данном случае решает всё. На то он и эксперт. И далеко не каждый специалист может так называться.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда – документ, который подается после утверждения отчёта о проведении спецоценки. Срок действия декларации – 5 лет, с момента утверждения отчёта о проведении СОУТ.

Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, где идентифицированы опасные или вредные факторы. Декларация подается на рабочие места, где такие факторы не выявлены и на рабочие места с 1 или 2 классом условий труда (оптимальные или допустимые). Это позволяет снизить размеры страховых взносов в Пенсионный фонд и обосновать отсутствие компенсаций за невредные условия труда.

Практика проведения специальной оценки условий труда говорит о крайне редком выявлении РМ без наличия вредных и опасных производственных факторов. На всех РМ с компьютерами необходимо проводить оценку освещенности. На РМ без компьютеров как правило присутствует вредный фактор «фиксированная рабочая поза» или выполнение работы стоя, что также исключает декларирование.

Стоимость процедуры в результате которой будет оформлена декларация такая же как цена за рабочие места на которых проводится спецоценка.

Как оформить декларацию рабочих мест по условиям труда?

Сведения, которые необходимо указать в декларации:

  1. Данные об организации (название, юридический адрес, ИНН, ОГРН), а также о ее руководителе;
  2. Информация о рабочих местах, в отношении которых проводится декларирование (должность или специальность, ее код);
  3. Результаты, которые были получены в ходе спецоценки;
  4. Данные компании, которая взяла на себя специальную оценку условий труда.

Декларирование рабочих мест по результатам спецоценки проводится только после ее завершения. Документ оформляется в печатном и электронном виде. Его подают в государственную инспекцию труда, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда

Условия декларирования рабочих мест по результатам спецоценки

Трудовая инспекция проверяет декларацию в течение десяти рабочих дней. Если бланк заполнен неправильно или не содержит каких-либо важных сведений, документ вернут. Вам придется его переоформить и подать на проверку снова. Если все оформлено правильно, вы имеете право не проводить спецоценку на рабочих местах, вошедших в декларацию, в течение пяти лет .

Если рабочее место действительно соответствует государственным нормативным требованиям, и на нем не происходило несчастных случаев, а сотрудник не заработал профессиональных заболеваний, срок действия декларации можно продлить еще на 5 лет.

В случае, если на декларированном рабочем месте произойдет несчастный случай или на медкомиссии у сотрудника выявят профессиональное заболевание, документ будет аннулирован. На таком рабочем месте проведут внеплановую спецоценку условий труда.

Правильно заполнить форму декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда – еще не все. Примеров заполнения много, сориентироваться сможет даже молодой специалист по охране труда. Иное дело – сама спецоценка. Если ее проводит ЦЭУТ или иная компания с хорошей репутацией, в декларацию войдут только по-настоящему безопасные рабочие места, и впоследствии не придется тратить время на дополнительную специальную оценку условий труда.