Альтернативная служба в армии: способ «откосить» или осознанное решение? Как попасть на альтернативную службу в армии РФ.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, которая осуществляется взамен военной службы по призыву.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу (более ста позиций, среди которых значительное количество должностей – медработники), а также перечень организаций, где предусматривается прохождение такой службы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 N 135н.

Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной службой в случаях, если:

Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию

Он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Единый перечень таких народов утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.

Данное право закреплено ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и реализовано Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон).

Граждане, которые проходят альтернативную службу, за свой труд получают зарплату, на них распространяются нормы социального и государственного пенсионного обеспечения. Кроме того, им предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

На альтернативную службу направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые соответствуют следующим требованиям:

Не пребывают в запасе

Имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной службой

Лично подали в военкомат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной службой

В их отношении призывная комиссия приняла соответствующее решение.

Не направляются на альтернативную службу граждане, которые:

Имеют основания для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу

Не подлежат призыву на военную службу.

Более подробно об этом говорится в ст. 23 и 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Заявление о замене военной службы альтернативной и порядок его рассмотрения

Гражданин, желающий пройти альтернативную службу, должен подать заявление в тот военкомат, где он состоит на учете. Сделать это нужно заблаговременно: граждане, подпадающие под призыв в октябре-декабре, должны подать заявление до 1 апреля того же года, а те, кто должен отправиться служить в апреле-июне, заявление подают до 1 октября предыдущего года.

В заявлении гражданин указывает, что служба в армии противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Это утверждение он должен аргументировать, перечислив причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы.


К заявлению нужно приложить автобиографию, характеристику с места работы или учебы и прочие документы – по желанию заявителя. Можно также указать лиц, которые согласны подтвердить, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию заявителя.

Военкомат должен выдать гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. Соответственно, его должны заблаговременно уведомить о времени и месте проведения заседания. Призывная комиссия заслушивает выступления заявителя, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов. Кроме того, она анализирует документы и сведения – как представленные заявителем, так и полученные комиссией самостоятельно.

Рассмотрев заявление, призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной или принимает мотивированное решение об отказе. Сделать это она должна в течение месяца со дня окончания срока подачи заявления в военкомат.

При положительном заключении претендента направят на медицинское освидетельствование. Потом он должен будет явиться еще на одно заседание комиссии, где будет решен вопрос о его направлении на альтернативную службу.

Реферат по предмету ОБЖ, 10 класс

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

В Российской Федерации право на отказ от военной службы по убеждениям и замену ее альтернативной гражданской службой (АГС) гарантировано ныне действующей Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (ст. 59 ч. 3). Перечень оснований замены – убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Порядок направления на АГС и прохождения АГС определяется ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Закон указывает на дополнительное основание замены военной службы альтернативной гражданской – принадлежность призывника к коренному малочисленному народу, ведение традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской:
— призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы (использование оружия, применение насилия);
— призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы (баптизм, адвентизм);
— призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. Согласно статье 1 ФЗ № 82 от 30.04.1999 года «О гарантиях прав малочисленных коренных народов РФ» под такими народами понимаются национальности, проживающие на территориях исторического расселения своих предков, сохранивших до наших дней традиционный образ жизни, промыслы и хозяйствование, насчитывающие на территории Российской Федерации менее пятидесяти тысяч человек и позиционирующие себя, как самостоятельное этническое общество. Представителями таких народов являются: ижорцы, проживающие на территории Ленинградской области, нагайбаки, живущие в Челябинской области, народы сету из Псковской области, абазины из Карачаево-Черкесии и многие другие народности (Указ №255 Правительства России от 24.03.2000 года).

Законом АГС определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. На АГС не могут быть направлены граждане, которые подлежат зачислению в запас: АГС – это деятельность, осуществляемая теми, кто должен быть призван на военную службу, если бы не имел оснований для направления на АГС. Поэтому призывники, признанные ограниченно годными и не годными к военной службе, не направляются на АГС, т.к. подлежат зачислению в запас. Строго по тексту закона (п. 2 ст. 3 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»), на АГС не направляются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
— имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
— не подлежат призыву на военную службу;
— имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Для несения гражданской альтернативной службы юноши, чаще всего, направляются в другие регионы России за пределы местности, в которой они проживают. Если же отъезд невозможен по объективным и уважительным причинам, то молодые люди направляются в организации и учреждения, находящиеся на территории их субъекта РФ, то есть они остаются служить по месту жительства.

Порядок подачи заявления на АГС

Реализация права на замену военной службы альтернативной гражданской сопряжено с доказыванием оснований наличия у гражданина права на замену. Призывник должен лично подать в военный комиссариат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. К письменному заявлению необходимо приложить автобиографию и характеристику с последнего места работы или учёбы гражданина. Кроме того, гражданин имеет право указать лиц, согласных подтвердить всю достоверность приведённых доводов о том, что прохождение военной службы действительно противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина (п.16 Порядок прохождения гражданской альтернативной службы (одобренный Постановлением Правительства России за № 256 от 28.05.2004 г)). К письменному заявлению граждане, относящиеся к малочисленным народам, прикладывают документы, подтверждающие принадлежность к малочисленному коренному народу, ведение традиционного этнического образа жизни, занятия традиционным промыслом и осуществление традиционного хозяйствования (п.35 Положения). Этими документами могут быть свидетельство о рождении, справка от органов местного самоуправления, подтверждающая данные обстоятельства.

Заявление подаётся: до 1 апреля – гражданином, который должен быть призван на военную службу в октябре – декабре текущего года; до 1 октября – гражданином, который должен быть призван на военную службу в апреле – июне следующего года. Для ряда категорий граждан установлены специальные сроки подачи заявлений. Так, граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Нарушение требований к срокам подачи заявления (т.е. несвоевременная подача заявления) лишает гражданина возможности быть направленным на АГС, даже при наличии оснований замены военной службы альтернативной гражданской. Препятствующее прохождению военной службы убеждение (пацифистское, религиозное, иное) может возникнуть в любое время, в том числе и в период с момента окончания отведённого на подачу заявления срока до момента вынесения призывной комиссией решения в отношении гражданина. Не предоставить гражданину, имеющему препятствующие прохождению военной службы убеждения, возможности быть направленным на АГС – значит, лишить его конституционного права.

После получения заявления военный комиссариат выдаст гражданину справку, подтверждающую регистрацию его заявления.

В течение одного месяца со дня истечения срока подачи заявления гражданин вызывается на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления. Заявление рассматривается в присутствии гражданина, его подавшего. Основываясь на выступлении призывника, иных лиц, анализа представленных призывником документов и иных материалов, призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Основаниями отказа закон называет:
— нарушение срока или порядка подачи заявления;
— несоответствие характеризующих документов и иных данных доводам гражданина о наличии у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы;
— указание в заявлении и прилагаемых к нему документах заведомо ложных сведений;
— двукратная неявка на заседание призывной комиссии без уважительных причин;
— уклонение от прохождения АГС в прошлом.

Окончательное решение комиссии должно выноситься в месячный срок с момента окончания срока предъявления письменного заявления в военкомат.
Гражданину, в отношении которого вынесено заключение о замене военной службы альтернативной гражданской, вручается повестка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении на АГС. Гражданин, которому отказано в замене военной службы, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Заключение и решение призывной комиссии, препятствующие направлению на АГС, могут быть обжалованы как в вышестоящую призывную комиссию, так и в суд.
После гражданин, в отношении которого вынесено заключение о замене военной службы АГС, получает предписание на отбытие (в нём указана организация, в которую он направляется для прохождения альтернативной службы и точный срок его прибытия на место) под расписку, также вручается удостоверение и учётная карта призывника.
По прибытии на место прохождения службы призывник предъявляет следующие документы: предписание, общегражданский паспорт, учётную карту, удостоверение, проездные документы (билеты), трудовую книжку, документ об образовании, страховое свидетельство СНИЛС (если таковое имеется), документы воинского учёта (пункт 39 Положения).
Срок АГС в 1,75 раза превышает срок прохождения военной службы по призыву. Таким образом, он составляет 21 месяц (включая два отпуска), а для проходящих её на гражданских должностях в организациях военной сферы (строительные управления Спецстроя, заводы) - 18 месяцев, также с двумя отпусками.

Список видов работ, должностей, профессий, на которых предусматривается прохождение гражданской альтернативной службы, утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 15.02.2011 за № 135-н.
Вакансии для выбравших АГС распределяются в соответствии с образованием, квалификацией, опытом предыдущей работы, состоянием здоровья, потребностью организаций в трудовых ресурсах и предоставляются Рострудом. Количество свободных мест в 2005 году составляло 3.136, в 2008 году - 9.209. В 2010 году в организации АГС принимали участие 7 федеральных органов исполнительной власти и 67 органов исполнительной власти субъектов РФ. Роструд получил заявки на более чем 5 700 вакансий по 121 профессии от 563 организаций.

Виды работ на АГС

Представители коренных малочисленных народов направляются в оленеводческие бригады и предприятия, занимающиеся традиционными промыслами. Остальные направляемые на АГС служат, в основном, санитарами и почтальонами. Юноша может быть направлен на альтернативную службу по рабочим профессиям, например: дворник, сторож, грузчик, парикмахер, каменщик, сантехник; на должности служащих – прораб на стройку, врач, инженер, техник, учитель, водитель и другим профессиям согласно диплому об образовании. Также наиболее востребованными являются специальности строительной отрасли (каменщик, дорожный рабочий, электрогазосварщик). Разброс зарплат: от 3 800 руб до 20 000 руб. К сожалению, из числа граждан, направляемых на АГС, 58 % вообще не имеют специальности, а 15 % имеют специальности, которые работодателями не востребованы. Более 70 % «альтернативщиков» оставлены нести службу в субъектах России, из которых они призывались, так как всего около 10 % вакансий включают предоставление общежития, поэтому принцип экстерриториальности АГС практически не соблюдается.
Ещё одной проблемой является направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия, что оказывается несовместимым с его убеждениями.

Цифры и факты

В 2010 году большая часть выбрала АГС из-за принадлежности к различным религиозным конфессиям - 324 человека, остальные 59 - из пацифистских убеждений. Заявлений от представителей малых народов не поступало. Из 383 призывников 295 направлены в организации, подведомственные 52 исполнительным органам государственной власти субъектов России. 243 будут проходить АГС в учреждениях социальной сферы, 29 пройдут службу в образовательных учреждениях, а 23 человека - в сельскохозяйственных учреждениях. Остальные 88 граждан направлены в 5 федеральных органов исполнительной власти, из них в Федеральное агентство связи направлены 77 человек; в Роскосмос - 4; в Федеральное медико-биологическое агентство - 3; в Спецстрой - 2; в Федеральную службу исполнения наказаний - 2.
Всего за период с 2004 по 2010 годы было подано 5 388 заявлений. В отношении 4 072 (80,5 %) граждан вынесены заключения о замене военной службы альтернативной гражданской. На АГС направлено 2 174 гражданина, из них 1 411 граждан уволены с АГС по истечению срока службы, по семейным обстоятельствам и по заключениям военно-врачебных комиссий. На конец 2010 года АГС проходили 968 граждан.
В ходе весеннего призыва 2011 года на АГС направлено 294 человека. Граждане могут проходить АГС по 125 профессиям в 633 организациях; имеется более 4 870 рабочих мест. По состоянию на 12 июля 2011 года АГС проходят 979 граждан. В том числе: в федеральных органах исполнительной власти - 254 чел. (Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство связи); в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 725 чел.
В период с 2007 по 2009 годы количество граждан, желающих пройти АГС, колебалось около показателя 450 человек в год, а в 2010 и 2011 годах их количество увеличилось в 1,7 раза. Наибольшее количество граждан проходит АГС на территории Краснодарского края, Ставропольского края, Московской и Смоленской областей.

Мифы об АГС

Недостоверные сведения о праве на АГС распространяются на всех уровнях, вплоть до региональных военкомов и федеральных телеканалов. Ниже приведены основные примеры такой дезинформации:

Право на АГС имеют только верующие определённых конфессий (Свидетели Иеговы и другие).
o На самом деле: Выбрать АГС вместо военной службы вправе не только верующий, но и каждый гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).

На АГС вправе претендовать лишь тот, кому религиозные или пацифистские убеждения не позволяют брать в руки оружие.
o На самом деле: Никакой связи права на АГС с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.

Необходимо представить «справки» о принадлежности к определённой религиозной или пацифистской организации.
o На самом деле: К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учёбы. Иных документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС).

Утверждения гражданина о невозможности прохождения военной службы по убеждениям или вероисповеданию должны подтвердить свидетели.
o На самом деле: В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).

Гражданин должен доказать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если придет к выводу об отсутствии у него соответствующих убеждений.
o На самом деле: Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).

Заявление не может быть принято без санкции областного (краевого, республиканского) военкома.
o На самом деле: Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).

Право на альтернативную гражданскую службу имеют лица, чьи убеждения или вероисповедание противоречит пребыванию в рядах армии. Данная возможность установлена в ст. 59, ч. 3 Конституции. Перечень оснований, по которым осуществляется замена военной службы альтернативной гражданской, не считается исчерпывающим. Этот список оставлен открытым с указанием на возможность существования и других причин, предусмотренных нормами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет альтернативная гражданская служба РФ.

Юридический аспект

Порядок, в соответствии с которым осуществляется направление лиц на АГС, устанавливает Закон "Об альтернативной гражданской службе", а также принятые на его основе нормативные акты. В положениях ФЗ предусмотрено дополнительное основание – принадлежность к малочисленному коренному народу. При этом принимается во внимание ведение призывником традиционного хозяйства и занятие промыслами.

Характеристика

Альтернативная гражданская служба представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемый в государственных и общественных интересах. На АГС не направляются лица, которые должны быть зачислены в запас. Альтернативная гражданская служба – деятельность, которая осуществляется теми, кто был бы зачислен в ряды армии, если бы не имел оснований для отправки на АГС. В связи с этим призывники, которые признаны не годными или имеют ограничения по здоровью, зачисляются в запас. В Законе по этому поводу приведен перечень лиц, которые не направляются на АГС. К ним относят граждан, которые:


Обращение в комиссариат

Для реализации своего права на альтернативную службу призывнику необходимо лично подать заявление. Бумагу следует принести:

  • До 1 апреля тем, кто должен призываться в октябре-декабре в текущем году.
  • До 1 октября тем, кто подлежит отправке на службу в апреле-июне будущего года.

Для некоторых категорий устанавливаются иные сроки подачи заявлений. В частности, данное положение касается тех, кто пользуется отсрочками. Если их сроки истекают после завершения очередного призыва, в случае преждевременного прекращения оснований, граждане могут подать заявление, отражающее просьбу о замене военной службы альтернативной, после 1 апреля либо 1 октября на протяжении 10-ти дней с момента устранения причин для отсрочки. При нарушении данного порядка (несвоевременном обращении в комиссариат) лицо лишается указанной возможности. Данное предписание действует также в случае, если у гражданина имеются основания для зачисления его на альтернативную гражданскую службу.

Важный момент

Основание (религиозное, пацифистское и иное, предусмотренное в законе), которое может препятствовать прохождению службы по призыву, может возникнуть в любое время и в течение периода, начавшегося с момента завершения срока, отведенного на обращение в комиссариат до момента принятия комиссией решения относительно гражданина, в том числе. Непредоставление возможности лицу, имеющему убеждения, не позволяющие ему находиться в рядах армии, быть направленным на АГС означает ущемление его конституционных интересов и свобод.

Принятие решение комиссией

На протяжении месяца с даты истечения срока, в который можно подать заявление, гражданина вызывают на заседание. Призывная комиссия рассматривает обращение в присутствии лица, желающего отправиться на АГС. Выслушав выступление призывника, других лиц, исследовав документы и прочие материалы, предоставленные заявителем, должностные лица выносят решение. В нем может содержаться заключение о замене военной альтернативной службой или мотивированный отказ об удовлетворении обращения.

Отклонение прошения

В ФЗ установлены основания, в соответствии с которыми комиссия может отказать заявителю, желающему заменить военную службу альтернативной гражданской. К ним, в частности, относят:


Если заявление было удовлетворено, призывнику вручается направление на медицинское освидетельствование и повестка на заседание для решения вопроса о непосредственной отправке на АГС. Если гражданину было отказано, то он отправляется на военную службу в соответствии с общими основаниями. Заключения и решения призывной комиссии, которые препятствуют направлению на АГС, призывник может опротестовать как в суд, так и в вышестоящую комиссию.

Сроки

Призывник, в отношении которого было принято решение о зачислении его на АГС, направляется к месту ее несения комиссаром. Продолжительность альтернативной службы превышает срок военной по призыву в 1.75 раза. Она составляет:

  • Для призывников, направленных на АГС после 1.01.2008-го – 18 мес.
  • Для лиц, закончивших муниципальные, государственные учебные заведения или получившие госаккредитацию по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) негосударственных образовательных учреждений в/о и зачисленных на альтернативную службу до 1.01.2008-го, – 18 мес.
  • Для других граждан, направленных до 1 янв. 2007-го года, – 36 мес.
  • Для лиц, зачисленных на АГС с 1 янв. по 31 дек. 2007-го г. включительно, - 27 мес.

Прохождение гражданской альтернативной службы

Призывники могут нести АГС индивидуально либо в составе формирований и групп в организациях:

Мнение мировой общественности

В Резолюции, принятой Комиссией ООН подчеркивается, что альтернативная гражданская служба должны иметь нестроевой характер. Форма ее несения должна служить общественным интересам и быть адекватной, "некарательной" продолжительности. Данные определения сходны с приведенными в Рекомендации указаниями Комитета Министров СЕ о том, что длительность альтернативной службы в сравнении с воинской должна находиться в разумных пределах. Вместе с введением АГС, государством может быть установлен порядок организации невооруженных формирований. В них могут проходить службу граждане, чьи основания отказа касались личного пользования оружием. Эта Рекомендация содержит также дополнительное замечание. Его суть состоит в том, что лица на АГС не должны быть ущемлены ни в социальном, ни в финансовом плане. Юридические положения и нормы, в соответствии с которыми осуществляется включение военной службы в стаж, определение пенсий и повышений должности, необходимо также относить и к альтернативной.
В Резолюции Европарламента указано также, что продолжительность АГС не должна превышать длительность пребывания в рядах армии более чем на 50%. Большая продолжительность необходима только лишь как компенсация времени проведения резервных учений. В Резолюции также содержится призыв к тому, чтобы граждане, которые проходят альтернативную службу, были обеспечены защитой от эксплуатации их труда и оплата их деятельности была равна той, что получают лица, призванные в вооруженные силы. Вместе с этим, в документе содержится рекомендация о том, что призывники, которые несут альтернативную службу, должны обладать возможностью проходить обучение и последующую отпускную учебу, аналогично тому, что предусматривается во время пребывания в рядах войск.

В России был принят закон о воинской повинности, который касается каждого мужчины, достигшего призывного возраста. Но для отдельной категории граждан предусмотрена альтернативная служба в армии. Что это такое и в чем ее особенность – знают не все молодые люди. В этих вопросах следует разобраться мужчинам, которым предстоит пройти службу в гражданском варианте.

Альтернативной гражданской службой называется один из видов трудовой деятельности, которая идет на благо обществу. Она выбирается мужчиной вместо военной службы по призыву. На протяжении установленного срока его основной работой становится определенная разновидность специальности (варианты альтернативной службы в армии могут быть разными), установленная законодательством страны.

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»


Молодой человек, обладающий пацифистскими религиозными убеждениями, может рассчитывать на службу в альтернативной армии

Конституция Российской Федерации включает в себя закон «О прохождении альтернативной гражданской службы». 25 июля 2002 года был принят нормативный акт №113, который дает право мужчинам по определенным причинам избежать традиционной военной службы и вместо этого заниматься полезной для общества деятельностью.

Попасть на АГС могут следующие лица:

  • Молодые мужчины призывного возраста, которые не могут служить в армии по причине религиозных убеждений или собственных моральных принципов.
  • Мужчины, имеющие отношение к коренному населению, которое отличается небольшим количеством представителей. Они ведут традиционную для своего народа деятельность.

Особые условия службы предлагаются молодым людям, которые по личным причинам не могут пойти в армию. Это касается лиц, которые не приветствуют военное дело на протяжении всей своей сознательной жизни или только определенный период до наступления конкретной даты.

Особенности альтернативной гражданской службы

Перед выяснением вопроса о том, как можно попасть на альтернативную службу в армии, стоит разобраться в ее особенностях.

Призывники и их родители видят немало сходств между АГС и традиционной работой, поэтому многие из них предпочитают выбирать второй вариант, так как он кажется им более простым и безопасным.

После попадания на альтернативную службу молодого мужчину ожидает следующее:

  1. Получение официальной заработной платы. Все труды работника, который таким способом проходит армию, в обязательном порядке оплачиваются. Он получает оклад в том размере, который полагается для занимаемой им должности. Поэтому зарплата призывника напрямую зависит от того, куда именно его направят работать. В большинстве случаев новобранцам предлагаются вакансии, на которые сложно найти человека ввиду низкой оплаты труда. Поэтому на высокий заработок рассчитывать могут лишь единицы.
  2. Заключение трудового договора. Это значит, что призывника официально устраивают. Он должен подписать срочный трудовой договор. Данный документ подтверждает то, что молодой человек не просто временно устраивается на работу, а за счет нее лишается необходимости отбывать положенный срок в армии.
  3. Получение больничного, выходных и отпуска. Все эти моменты в обязательном порядке обговариваются с работником, которому была предложена АГС. Каждый год призывнику будет предоставляться законный отпуск. Он обязательно оплачивается. Чтобы получить его, достаточно написать соответствующее заявление на имя своего руководства.

Иногда у работника, который проходит альтернативную службу в армии, случаются прогулы. Их принято воспринимать в качестве нарушения трудовой дисциплины, что может караться штрафами или понижением заработной платы.

В законе об альтернативной службе указано, что прогулы мужчины, находящегося на такой службе, не включаются в ее сроки.

Основной перечень профессий, подлежащих АГС


Охранная сфера – одно из направлений альтернативной службы

Военный срок, который мужчина может пройти за счет альтернативной службы, будет засчитан только при условии выполнения им своих рабочих обязанностей на конкретной должности.

Все основные профессии, предусмотренные АГС, указаны в специальном перечне. С ним может ознакомиться каждый желающий, которого интересует альтернативная служба.

Призывнику предлагается профессия, которая соответствует одному из следующих направлений:

  1. Социальная сфера.
  2. Работа в учреждениях здравоохранения и диспансерах.
  3. Образовательная, культурная и строительная деятельность.
  4. Охранная сфера.
  5. Военные учреждения, в которых предлагается служба для гражданских лиц.

Полный список направлений и должностей присутствует в Приказе Министерства труда Российской Федерации, который был установлен от 13 февраля 2015 года. Он числится под №85Н.

На получение должности из основного перечня профессий могут рассчитывать:

  • Мужчины, которые имеют определенную квалификацию;
  • Начинающие специалисты, которые имеют законченное высшее образование по конкретной специальности;
  • Новобранцы, которые хорошо разбираются в торговле;
  • Лица с техническим образованием;
  • Мужчины, которые ознакомлены с процессом выполнения сельскохозяйственных задач.

Каждый из них может быть заинтересован в прохождении альтернативной службы в армии. Чтобы получить такое право и пройти АГС, необходимо соответствовать определенным требованиям, которые указаны законодательством.

Срок


Срок прохождения альтернативной службы превышает срок срочной военной службы

АГС в вооруженных силах отличается определенными условиями от традиционной военной службы в армии. В данном случае речь идет не только о виде деятельности, которой будет заниматься призывник в течение отведенного для этого промежутка времени. Еще одно важное отличие заключается в сроках прохождения альтернативной службы.

Мужчины призывного возраста, которым предложена АГС, вынуждены проходить службу более долгий период, чем обычные военнослужащие. Это обусловлено предоставлением им особых условий, которые как бы оплачиваются увеличенным сроком.

Мужчина, который призывается по закону РФ (Российской Федерации) на альтернативную службу, должен быть ознакомлен со сроками ее прохождения, установленными в России на текущий момент времени.

Существует несколько вариантов, которые касаются сроков АГС:

С целью напоминания стоит уточнить, что классическая служба в армии занимает у военнослужащих ровно 12 месяцев. Поэтому отличие ее срока от длительности прохождения АГС достаточно значительное.

Место прохождения


Призывник может быть направлен на выполнение общественно важных работ самого разного типа

К числу самых популярных относится вопрос призывников, который касается места прохождения ими альтернативной службы. Среди людей, не знакомых с особенностями подобной трудовой деятельности, ходят слухи, что после призыва новобранцам приходится постоянно ухаживать за больными. По их мнению, это единственный вариант, который предлагается мужчинам. На самом деле все обстоит по-другому.

Чтобы понять, где именно новобранец должен проходить альтернативную службу и есть ли смысл соглашаться на нее, следует обратиться к нормативному акту №113, о котором выше шла речь.

Правительство Российской Федерации установило особый порядок, который требует, чтобы бюджетные и муниципальные организации заранее подавали заявки в органы о необходимости набора сотрудников на определенные рабочие должности. Все они в дальнейшем предлагаются мужчинам, за которыми была закреплена альтернативная гражданская служба.

Список свободных рабочих должностей формируется перед каждым запланированным призывом в армию. Ежегодно в нем могут происходить значительные изменения. Выбор должности для новобранца осуществляется на основе имеющегося у него образования. Также могут учитываться профессиональные навыки и возможные рекомендации.

Приблизительно в 98% случаев призывников, проходящих альтернативную гражданскую службу, оставляют в пределах города. Поэтому молодому человеку, который проходит АГС, крайне редко приходится покидать свой населенный пункт.

Не исключается, что новобранец, который выбрал АГС, будет вынужден отправиться для прохождения гражданской службы в армии в другой город. В этом случае мужчине предоставляется бесплатное место в общежитии.

Льготы

Молодые люди, которые решают проходить альтернативную гражданскую службу, могут рассчитывать на получение определенных привилегий. Им обеспечивается:

  1. Бесплатный проезд в общественном транспорте к месту, где проходит гражданская служба. На такси эта привилегия не распространяется.
  2. Возможность каждый год использовать месяц законного отпуска.
  3. Получение бесплатного жилья, которое дается мужчине на время прохождения им альтернативной службы в армии.

На этом преимущества АГС для новобранцев не заканчиваются. Молодой мужчина в обязательном порядке получает определенные трудовые и социальные гарантии. Они распространяются на все должности, которые присутствуют в списке вакансий для призывников АГС.

Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы


Только предоставление соответствующих документов поможет призывнику попасть на службу в альтернативную армию

Мужчинам следует знать не только, как получить возможность проходить альтернативную службу в армии, но и иметь представление об ответственности за уклонение от своих рабочих обязанностей.

Отказ проходить альтернативную гражданскую службу может обернуться для молодого человека следующими проблемами:

  1. Получение штрафа, размер которого достигает 80 тысяч рублей. Также рассматривается вариант взыскания с мужчины суммы, которая равняется его заработной плате. Оно может распространяться на любые другие доходы новобранца, полученные за последние 6 месяцев.
  2. Необходимость провести на работах время, которое ограничивается 480 часами.
  3. Арест призывника, срок которого может достигать 6 месяцев.

Стоит заметить, что в России крайне редко встречаются приговоры для мужчин, которые умышленно избегают прохождения альтернативной гражданской службы. С 2009 года по закону были осуждены 11 человек. Большинству из них удалось отделаться выплаченным штрафом. Остальным присудили посещение обязательных работ.

Рассчитывать на разрешение пройти АГС в армии могут лишь лица, которые имеют возможность предоставить руководству документы, подтверждающие их неспособность прохождения традиционной службы. Заявление со всей документацией рассматривается в особом порядке, после чего мужчина может услышать конечный вердикт по поводу его дела. Одного лишь нежелания находиться в классической армии для получения АГС недостаточно.