Возмещение ущерба по европротоколу. Европротокол – до какой суммы предусмотрены выплаты? В каких случаях используется европротокол

Европротокол в РФ действует уже несколько лет. Оформить его можно в любом субъекте страны. Европейский протокол предполагает составление бумаг, касающихся ДТП, без участия инспектора ГИБДД. Водители в этом случае самостоятельно фиксируют факт происшествия. Благодаря этому экономится масса времени. Кроме того, оформив документы, водители достаточно быстро освобождают проезжую часть и не создают препятствий для движения других транспортных средств. Законодательством, как и в других "аварийных" случаях, предусматривается . Рассмотрим далее, как оформлять документы, чтобы получить возмещение ущерба.

Когда используется процедура

Самостоятельно зафиксировать факт ДТП можно в установленных законом случаях. При этом в нормах предусмотрены запреты на использование европротокола. Не допускается использование этого метода оформления бумаг, если:

  1. При ДТП есть пострадавшие. Потерпевшими могут являться как пассажиры и водители, так и пешеходы. При этом степень тяжести повреждений не имеет значения.
  2. Столкнулось больше двух автомобилей.
  3. Причинен ущерб другому имуществу (например, столбу, дереву, зданию).
  4. Транспортные средства не застрахованы по ОСАГО или "Зеленой карте".
  5. Есть разногласия между участниками происшествия. Например, водители могут спорить о виновности, характере повреждения и пр.

Во всех указанных случаях необходимо вызвать инспектора.

Действия на дороге

В соответствии с положениями ПДД, водитель должен незамедлительно остановить транспортное средство (если этого не случилось раньше). При наличии пострадавших в аварии или погибших необходимо сразу вызвать экстренные службы. После выставления знаков аварийной остановки можно приступать к оформлению извещения. При его отсутствии выплата ОСАГО по европротоколу не будет осуществлена. Специалисты не рекомендуют вступать в спор с остальными участниками происшествия. Общаться с другими людьми необходимо вежливо. Если же оппоненты проявляют агрессию или создают угрозу, в том числе для окружающих, необходимо вызвать инспектора.

Какие выплаты по европротоколу предусмотрены

До недавнего времени водитель мог получить не больше 25 тыс. руб. Впоследствии была повышена. Она стала составлять 50 тыс. руб. При этом для ее получения необходимо выполнить одно условие - страховка должна быть оформлена после 2 августа 2014 г. Относительно недавно был принят новый нормативный акт, которым внесены изменения в установленные ранее правила. Существовавшие были дополнены. Теперь водитель может получить 400 тыс. руб.

Европротокол: сумма выплат 2016 г.

Получить 400 тыс. руб. можно было при соблюдении ряда обязательных условий. Непосредственное оформление бумаг осуществляется по общим правилам. Но будет осуществлена только при наличии в обоих транспортных средствах, участвовавших в происшествии, систем автоматической фиксации места и факта аварии, работающих на современной спутниковой связи. Список допустимых моделей приводится в регламентах и прочей нормативной документации. Такое требование связано с тем, что файл, полученный при обычной видеосъемке, может быть откорректирован с помощью существующих сегодня компьютерных программ в пользу какого-либо участника происшествия. Соответственно, достоверность таких доказательств ставится под сомнение. Вместе с тем подделать данные, полученные с помощью спутниковой системы, практически невозможно. Это сводит количество случаев мошенничества почти к нулю. Данное требование действовало в течение всего 2016 г. На 2017 г. каких-либо изменений не анонсировалось.

Нюансы

Исходя из сказанного выше, для лиц, которые используют европротокол, размер выплаты при отсутствии спутниковой системы фиксации информации составит не больше 50 тыс. руб. Следует отметить еще один важный момент. Максимальная выплата по европротоколу может быть получена, если авария произошла в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и его окрестностях. В других регионах действует общее правило, по которому граждане могут рассчитывать не больше чем на 50 тыс. руб. Кроме этого, для получения 400 тыс. руб. необходимо, чтобы страховка была оформлена после 1 октября 2014 г.

Оформление: общие правила

Выплата по европротоколу назначается при соблюдении указанных выше условий, а также при правильном заполнении бланков. В первую очередь, следует проверить, является ли бумага пригодной к оформлению. Бланк должен иметь лицевую и оборотную стороны. При заполнении используется обычная ручка (не гелевая и не чернильная). Не допускается запись карандашом. Согласно действующим правилам, оформляется один экземпляр извещения. Не имеет значения, бланк какого именно водителя будет оформляться. Участникам следует выбрать свою колонку в извещении и внести в нее необходимые сведения.

Заполнение полей

На лицевой части формы есть отдельные графы. В них заносится вся информация о ДТП. В частности, указывается место, время, обстоятельства, дата, имеющиеся повреждения и пр. С особым вниманием следует отнестись к заполнению п. 14. В нем детально отражаются наличие и характер повреждений в транспортном средстве, возникших в связи с аварией. Описание должно быть подробным и при этом лаконичным. Кроме того, стоит внимательно проверить, не добавил ли второй водитель к информации сведения, не относящиеся к ДТП. В описании можно использовать распространенные термины: вмятина, царапина, трещина и пр. При наличии скрытых повреждений их описание осуществляется при экспертном осмотре. В п. 16 указываются обстоятельства аварии. Описывать их необходимо правдиво, четко, по возможности кратко. В этом пункте должны быть отражены ключевые аспекты ДТП.

Важный момент

В 16 пункте, кроме прочего, описываются маневры транспортного средства. При изложении этой информации следует учесть, что:

  1. Не является остановкой стоянка ТС. Не понимая этой разницы, граждане допускают ошибки при оформлении бланка. Некоторые водители, в автомобили которых врезались во время остановки на красный сигнал светофора, указывают, что находились "на стоянке". Это неверная формулировка. Здесь необходимо более точное описание - "остановка на запрещающий сигнал светофора" (позиция 22).
  2. При обгоне одного автомобиля другим либо при перестроении из одной полосы в другую нужно указать "обгонял" или "менял полосу".

Схема происшествия

Она содержится в 17 пункте бланка. Схема включает в себя разметку проезжей части. При этом отображаются улицы и наименования дорог, конечное положение машин, направления движения. Указываются также позиции светофоров, знаков, прочих предметов, которые имеют непосредственное отношение к аварии.

Дополнительно

Если в пункте, описывающем обстоятельства происшествия, какая-то информация не была указана, дополнить сведения можно в поле "Замечания". Здесь можно дать пояснения. Участники происшествия подтверждают достоверность данных, приведенных в извещении, своими подписями. Соответственно, водители выражают согласие с тем, что указано в бланке. После окончания оформления лицевой стороны, отделяются и подписываются части каждого водителя. При этом роспись ставится и на своем, и на чужом экземпляре.

Оборотная сторона

Здесь отражается любая дополнительная информация о событии. На оборотной стороне допускается делать приписки и заметки. Если места на бланке оказалось недостаточно, можно указать информацию на чистом листе бумаги и приложить его к извещению. В основном бланке необходимо поставить соответствующую отметку. Приложение также заверяется подписями обоих водителей.

Важные моменты

Следует отметить еще несколько правил. Выплата по европротоколу назначается при наличии полной и достоверной информации о происшествии. Это означает, что, если в бланке отсутствуют какие-либо данные, то компания, ответственная за может самостоятельно их собрать. В результате, компания вообще может не принять европротокол. Сроки выплаты также зависят от полноты и достоверности информации. Поэтому водителям необходимо со всей ответственностью отнестись к процедуре оформления.

Следующий этап

Оформленный бланк предоставляется в страховую компанию. Это можно сделать по почте либо лично. Специалисты рекомендуют предоставить документацию как можно быстрее. Нормами установлены некоторые ограничения на дальнейшие действия водителей. В частности, не допускается осуществлять ремонтные мероприятия в течение первых 15 суток поле происшествия. Этот период устанавливается для проверки компанией, ответственной за возмещение ущерба, повреждений, полученных ТС. В некоторых случаях может потребоваться визуальный осмотр. Его выполняют в первые пять дней после получения водителем соответствующего запроса. Если виновный в аварии допустит какие-либо нарушения, к нему могут применяться санкции по КоАП. Ответственность участников происшествия устанавливается по информации, приведенной на лицевой стороне формы.

Негласные правила

По установившейся практике, основной лист формы передается потерпевшему, а самокопир - виновному в аварии. В нормах этот порядок не зафиксирован, и, в принципе, значения не имеет, кто какой лист получит. Негласное правило обуславливается тем, что оригинал проще сканировать и отправлять компании, ответственной за компенсацию убытков. В результате может быть рассчитана быстрее.

Оспаривание извещения

Бывают случаи, когда водитель неправильно оценил ситуацию и признал вину за аварию. Спустя время, посоветовавшись с юристом, он пришел к выводу о необходимости отмены процедуры. Как быть в ситуации, когда извещение уже оформлено и отправлено компании, ответственной за возмещение? Как отмечают эксперты, в России в целом осуществляется достаточно редко. Поэтому особой практики по процедуре еще не сложилось. В любом случае специалисты рекомендуют обратиться в страховую компанию с этим вопросом. Из-за недостаточной распространенности таких ситуаций случаи оспаривания рассматриваются индивидуально с учетом всех обстоятельств и новых сведений. Для перестраховки эксперты рекомендуют заручиться поддержкой юриста.

Заключение

Выплата по европротоколу, несмотря на относительно давнее ее введение в нормативную базу, еще не имеет четкого механизма реализации и оспаривания. Общие правила, несомненно, выполняются. И, как показывает практика, водители получают положенные им деньги без каких-либо проблем, если ситуация ничем не осложняется. Стоит отметить, что корректировки в заполненный бланк извещения вносить не допускается. Стороны аварии оборотную часть формы заполняют самостоятельно. Разрешается сделать это в домашней обстановке, чтобы не создавать препятствия для других автомобилей на дороге. Извещение считается оформленным, когда информация присутствует во всех необходимых графах, а экземпляры получил каждый участник происшествия. В некоторых случаях, сведения, которые описаны на обратной стороне, не принимаются специалистами во внимание. Однако это не значит, что их не нужно вносить. Не стоит забывать, что отсутствие информации в обязательных графах выступает как основание для отказа в возмещении ущерба. Бланки извещений, не подписанные участниками ДТП, считаются недействительными.

Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:

Возросшее количество автомобилей на дорогах привело к увеличению ДТП. Часто участники аварий подолгу дожидаются приезда сотрудников автоинспекции. В практике зарубежных автолюбителей появилась удобная система оформления ДТП. Теперь не нужно вызывать дорожный патруль к месту происшествия - достаточно с обоюдного согласия обеих сторон составить Европротокол. Аналогичная система самостоятельного составления документа с места происшествия уже несколько лет действует в РФ. В статье рассматривается, как правильно составить Европротокол в соответствии с образцом 2017 г.

2 клика и вы узнаете

В каких случаях составляют Европротокол?

Европротоколом называют уведомление о транспортном происшествии, оформленное его фигурантами самостоятельно, без привлечения работников автоинспекции. Такой метод позволяет избежать пробок, т.к. после заполнения бланков можно освободить проезжую часть.

Быстро освидетельствовать ДТП без привлечения автоинспекции можно в таких случаях:

  • в ДТП задействовано не больше двух автомобилей;
  • наличие страховок ОСАГО на автомобили у обеих сторон;
  • участники происшествия пришли к взаимному согласию, и не имеют каких-либо разногласий;
  • ДТП обошлось без раненых и погибших, в том числе пешеходов;
  • В ходе инцидента не нанесен урон иному имуществу.

Оформление Евротокола исключено при некоторых обстоятельствах. Сотрудников автоинспекции необходимо привлечь в следующих случаях:

  • имеются пострадавшие или жертвы;
  • фигурантами столкновения стали несколько автомобилей;
  • нанесен урон дополнительному имуществу;
  • один или оба участника инцидента не имеют страховку ОСАГО;
  • участники столкновения разошлись во мнениях относительно инцидента;
  • один из фигурантов скрылся с места.

Наказание за оставление места ДТП

Самовольный уезд с места происшествия его фигурантами влечет за собой административное наказание. Мера наказания не изменялась с 2015 года, т.е. в ч. 2 ст. 12.27 административного закона не были внесены какие-либо поправки. Также не предвидятся изменения закона на 2017-2018 годы.

Согласно этому закону наказание по статье может быть двух видов:

  • конфискация прав водителя до года и шести месяцев;
  • взятие под стражу на 15 суток.

Эта статья не распространяется при оставлении места происшествия после того, как составлен Европротокол.

Ставка по ущербу при ДТП

Если страховой полис гражданской ответственности был составлен в период после 2 августа 2014 г., то все выплаты по порче транспорта не превышает 50 тыс. рублей.

Если при аварии в транспорте была установлена навигационная система, и она произвела фиксацию инцидента, то оплата увеличится до 400 тысяч. Законоположение действует по Москве и области, а также по Санкт-Петербургу и области.

Как действовать при аварии?

Регистрировать дорожно-транспортный инцидент по Европротоколу должно, соблюдая следующие правила:

  • выставить указатель аварийной стоянки;
  • записать контактную информацию очевидцев;
  • оставить следы происшествия;

Отличным дополнением к документу станет фото или видеосъемка:

  • общий вид, отражающий ДТП;
  • след торможения;
  • повреждения транспорта, полученные при столкновении;
  • повреждение отдельных фрагментов, деталей;
  • госномера;

Далее, если условия позволяют, производится оформление Европротокола. Бланк документа имеется у каждого водителя. Достаточно одного формуляра, он не должен быть поврежден, а все сведения хорошо прочитываться. Каждый из фигурантов инцидента заполняет одну из двух колонок формуляра.

Скачать образец заполнения и сам бланк Европротокола , актуальный в 2017-2018 гг вы можете по ссылкам ниже:

Правила по составлению протокола

Существует единое правило заполнения Европротокола на 2017-2018 годы.

  • Записи в бланке выполняются только ручкой шариковой (исключены перьевые, гелиевые, капилярные ручки, а также графитные карандаши).
  • Сначала заполняется основной оборот бланка с двумя колонками, по одной на каждого фигуранта.
  • Затем оформляется обратная сторона извещения, где указываются важные данные для сотрудников ОСАГО.
  • Заполненный экземпляр делится на две части.
  • Каждый фигурант инцидента ставит по две подписи на основном обороте. Первая будет подтверждать правильность информации, другая - согласие.
  • В дальнейшем при внесении изменений, второй фигурант происшествия должен подписаться в знак своего согласия с изменением.

Инструкция как заполнять Европротокол при ДТП

1-8 пункты

Под пунктами 1-8 вносятся общие данные о происшествии:

  1. Место ДТП. Необходимо вписать точный адрес: улица, номер дома, организация и т.д.
  2. Дата ДТП. Число, месяц, год, время вписываются в отведенные окошечки.
  3. Сколько транспортных средств повреждено: два или одно.
  4. Есть ли раненые, сколько их, а также погибших.
  5. Был ли кто-то из фигурантов инцидента в нетрезвом состоянии, был ли он проверен на этот предмет.
  6. Нанесен ли материальный ущерб другим автомобилем (да, нет) и другому автомобилю (да, нет).
  7. Данные об очивидце: ФИО, место жительства.
  8. Было ли ДТП оформлено автоинспекторами: отметить «нет».

9-15 пункты

Особое внимание при составлении Европротокола следует уделить пункту 14. Здесь описывается ущерб, нанесенный при ДТП. Рекомендуется проверить показания второго участника происшествия, т.к. они могут отличаться. Следует пресечь дачу неверных показаний.

16 пункт

Пункт 16 требует корректного подхода со стороны каждого водителя. Здесь в краткой форме описываются обстоятельства, при которых произошла авария. Запись должна содержать правдивые сведения без подтасовок данных. Обнаруженные внутренние повреждения подтверждает специалист.

Четкая терминология поможет избежать недоразумений. Так, понятия «совершать обгон» и «менять полосу» различаются правилами. Отсюда и виновник происшествия будет устанавливаться согласно записи.

17 пункт

Пункт 17 подразумевает составление схемы происшествия. Она должна быть четко начерченной с указанием улицы, номера здания, нахождение светофора и его цвет, наличие пешеходных переходов, схема передвижения автомобилей и другие обстоятельства, влияющие на ситуацию.

Замечания

В графу «Замечания» по желанию вносятся дополнения раннее изложенной информации данными, которые не предусмотрены другими пунктами. Так же в эту графу можно вписать сведения, не поместившиеся в другие графы.

Подпись протокола

Бланк Европротокола заполненный обоими фигурантами дорожного инцидента и устраивающий их закрепляется подписями. Подпись означает согласие с приведенной информацией. Перед тем, как подпись поставить, лучше проверить правильность заполнения документа обоих водителей. Это поможет вовремя обнаружить неточности и избежать последующих недоразумений. После того как подписи поставлены бланк делят на две части. Подписи проставляются обоими фигурантами ДТП на своей половине формуляра и на половине оппонента. Таким образом, подтверждается верность изложенной информации.

Обратная сторона документа заполняется индивидуально после разделения форуляра на две части. Здесь указываются личные замечания и дополнения. При нехватке места запись ведется на отдельном листе и приобщается к основному формуляру Европротокола.

При порче, утере одной половины документа заполняется новый бланк. Также поступают, если один из водителей желает изменить информацию.

Документы при подаче протокола

При оформлении Европротокола в 2017-2018 гг. водители должны знать, что по правилам заявка подается в страховую компанию в короткие сроки, крайний срок 5 дней. При обращении в ОСАГО необходимо иметь ряд документов.

Документы для подачи извещения:

  • бланк Европротокола, заполненный и заверенный участниками;
  • заявление, где должно быть написано, что водитель предоставил достоверную информацию, написанную им лично;
  • заявку на возмещение ущерба;
  • фотографии с места происшествия, отражающие основные моменты ситуации;
  • на записях фотоаппарата и регистратора должны быть указаны время и дата;
  • сторона, являющаяся потерпевшей, должна будет подать требование на возмещение ущерба;
  • сотрудники ОСАГО имеют право освидетельствовать автомобиль потерпевшего, что бы провести независимую экспертизу;
  • в течение 15 дней после аварии водитель по правилам не может ремонтировать автомобиль.

Следует понимать, что процедура возмещения ущерба требует определенного времени. Даже при составлении Европротокола необходимо время на проведение следствия, на основании которого и определяется размер ущерба.

Как получить бланк Европротокола?

Если нет на руках бланка Европротокола, то где его можно приобрести? Дело в том, что при формуляр протокола выдается компанией. Другой вариант: скачать бланк в Интернете. Такой документ будет действенен в 2017 году и в 2018. Кроме того, здесь же можно скачать и образец заполнения.

Введение Европротокола, как альтернативы вызова сотрудников ГИБДД, намного упростило и ускорило процесс оформления ДТП. От водителя при этом требуется знание правильного заполнения документа. Также нужно быстро сориентироваться в последовательности шагов, предпринимаемых при транспортном инциденте: какие действия предпринять, в каком порядке действовать, как учесть все важные моменты.

Страховка по ОСАГО чаще всего привлекает автолюбителей и профессионалов именно возможностью оформить Европротокол при ДТП. В этом случае следует заранее ознакомиться с правилами оформления документа, что значительно упростит процесс заполнения бланка при аварии.

Современные правила дорожного движения не только допускают, но в некоторых случаях даже обязывают водителей не дожидаться в случае ДТП сотрудников полиции, а самостоятельно оформлять происшествие и освобождать проезжую часть от своих автомобилей. В народе это называется европротоколом. Европротокол при ДТП в 2017 году: правила оформления, в каких случаях он может использоваться, на что обращать самое пристальное внимание.

Европротокол при ДТП в 2017 году: в каких случаях применяется

Прежде, чем перейти к правилам оформления европротокола, стоит разобраться с тем, в каких случаях его нужно применять. Для того, чтобы воспользоваться европротоколом при ДТП в 2017 году, должен строго соблюдаться следующий перечень требований:

  • участниками дорожно-транспортного происшествия стало два автомобиля (точнее, два транспортных средства — скажем, автомобиль и мотоцикл),
  • в ДТП пострадали только эти автомобили (имеется в виду не только то, что нет пострадавших среди людей, но и то, что вы, к примеру, не повредили какое-то городское имущество, не снесли дорожный знак, дорожное ограждение и т.п.),
  • оба водители имеют с собой действующий , который даёт им право управлять данным автомобилем или мотоциклом,
  • у водителей одинаковое мнение по поводу того, кто из них виновен в ДТП и какой ущерб причинён обоим автомобилям.

Немаловажно и то, что в 2017 году действует ограничение в выплате, которое подразумевает европротокол — 50 тысяч рублей. Это лучше, чем ещё недавно действовавший лимит в 25 тысяч рублей, но всё-таки водители должны иметь некоторое представление о том, какой именно ущерб может покрыть такая сумма.

С одной стороны, человеку, который никогда не сталкивался с кузовным ремонтом и покраской даже части автомобиля, может показаться, что 50 тысяч — сумма немалая, и с её помощью можно покрыть значительный ущерб. Однако, по факту 50 тысяч гарантированно хватит только если произошло лёгкое столкновение двух не самых дорогих автомашин, и имеются только лёгкие вмятины.

Если вы виновны в ДТП, где второй участник движения — очень дорогая марка автомашины, то даже замена разбитой фары может вылиться в гораздо большую сумму. В таких ситуациях оформление европротокола будет означать, что максимум, что даст вам страховая компания — это те самые 50 тысяч, а всё остальное вам придётся выплачивать из собственного кармана. Поэтому если вы не уверены в сумме ремонта — обязательно оформляйте ДТП с участием полиции.

Итак, если произошло ДТП, которое соответствует всем описанным выше критериям, и ущерб в этом ДТП действительно легко покрывается 50 тысячами рублей, что обязаны сделать водители по правилам:

  1. Обозначить место ДТП, включив аварийную сигнализацию и выставив знаки аварийной остановки на положенном расстоянии (а не пустые канистры рядом с багажником).
  2. Сфотографировать или снять на видео положение автомобилей как друг относительно друга, так и в отношении значимых объектов дорожной инфраструктуры — разметки, знаков и т.д. Не забыть сфотографировать или снять на видео и какие-то следы или предметы, которые имеют отношение к происшествию. Желательно также составить схему ДТП, но приоритет всё же — фото- видеосъёмка.
  3. Составить европротокол (полностью заполнить и проследить за тем, чтобы свои подписи оставили оба участника происшествия).
  4. Освободить проезжую часть.

Новые правила стали реакцией на те проблемы, которые возникли в связи с ростом количества автомобилей на российских дорогах. Инспекторы ДПС физически не успевают оперативно оформить все ДТП, из-за малейших аварий водители надолго перекрывают движение, возникают пробки, всё это затягивается на несколько часов. Поэтому водителям не только разрешают оформить ДТП самостоятельно и освободить проезд — их обязывают это делать. И за нарушение этого правила вполне может ожидать наказание.

Бланк европротокола должен выдаваться страховой компанией совместно с полисом ОСАГО. При покупке бланк прилагается к полису либо скачивается отдельным файлом. К бланку прилагают и инструкцию по заполнению.

Мы описали формальную процедуру того, как действует европротокол при ДТП в 2017 году и правила его оформления. Понятно, что ДТП, особенно первое — это всегда стресс, в результате которого можно наделать много ошибок. Поэтому в любом случае мы советуем вам сначала обозначить место ДТП, а потом звонить в полицию и действовать по их указанию. Какие могут быть варианты, предложенные полицией:

  1. Составить европротокол и отправиться в страховую компанию.
  2. Составить схему ДТП, сделать фото- и видеосъёмку и отправиться на ближайший пост ДПС или подразделение полиции для оформления ДТП.
  3. Дожидаться приезда сотрудников ДПС.

Формально первые два пункта вы можете сделать и без звонка в полицию, но всё же, лучше подстраховаться.

Помните также о том, что нельзя разъезжаться без подписи второго участника аварии, поскольку иначе вас могут обвинить в оставлении места ДТП с соответствующими последствиями.

И ещё. Никогда не связывайтесь с аварийными комиссарами, которые предлагают вам свою помощь прямо на дороге. Очень часто это бывают мошенники, которые пользуются вашим стрессовым состоянием, а схемы их могут быть какими угодно. Помните, что услуги аварийного комиссара своей страховой компании вы уже оплатили при покупке полиса ОСАГО, звонить нужно именно этим комиссарам, номер телефона указывается на самом полисе.

Если у вас со вторым участником возникли разногласия по поводу того, кто виноват в ДТП, то обязательно привлеките на свою сторону по меньшей мере двоих свидетелей аварии, хотя бы взяв их фамилии и номера телефонов.

Если во время аварии пострадали люди, какое-то другое имущество, кроме автомобилей или ущерб откровенно выше действующего лимита, то вам нужно всегда звонить в полицию и дожидаться инспекторов ДПС, которые оформят происшествие.

Система самостоятельного оформления документации по транспортному происшествию для страховой компании без привлечения сотрудников дорожной полиции именуется европротоколом.

Так же называется и стандартная форма, необходимая для заполнения непосредственно на месте ДТП.

Упрощённая схема документирования инцидента возможна при соблюдении определённых условий только в том случае, если водители транспортных средств могут договориться без вмешательства автоинспектора.

Участники ДТП должны знать и учитывать, оформляя и подписывая европротокол, до какой суммы возможно возмещение и в каких случаях такая схема не будет считаться действительной. Даже незначительное несоответствие ситуации требованиям европротокола является основанием для вызова на место происшествия ГИБДД.

ФЗ №40 об ОСАГО 2002/25/04 редакция 2016/03/07 ст.11.1 от 2014/21/07 ФЗ №223

ПП №1002 2014/01/10 редакции 2016/25/04 и 2016/31/12

Главным преимуществом европротокола является быстрое разрешение сложившейся ситуации собственными силами и оперативное заполнение документов, что позволяет в сжатые сроки покинуть место столкновения, не провоцируя пробку.

Зафиксировать самостоятельно обстоятельства дорожного инцидента и передать документ страховщику для получения возмещения по факту транспортного происшествия возможно при наличии ряда условий:

  1. В происшествие вовлечены всего два автомобиля. Большее или меньшее количество участников аварии не позволяет технически оформить бланк европротокола (не соответствует требованиям).
  2. Отсутствуют человеческие жертвы и пострадавшие. В аварию не вовлечены пешеходы. Визуальные повреждения получили только ТС автомобилистов-участников дтп.
  3. Оба водителя застрахованы (или имя человека за рулём фигурирует в действующем полисе). Осаго обоих водителей датированы 2.08.2014 или позже (ФЗ №223 2014/21/07 редакция 2016/23/06 ст.5 п.8). Последнее обстоятельство – лишь требование закона, не актуальное в настоящее время, так как осаго заключается на год (максимум).
  4. Повреждения получили исключительно транспортные средства. Иному имуществу (городскому или частному), людям и сторонним объектам не нанесено вреда.
  5. Картина происшествия в глазах участников не разнится, нанесённый ущерб согласован, характер повреждений на машинах не вызывает споров и сомнений, в т.ч. относительно их происхождения.

Европротокол оформляется при наличии всех названных обстоятельств. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, обойтись без вызова автоинспекции не получится.

Присутствие представителей дорожной полиции потребуется и в том случае, если поведение хотя бы одного из участников аварии агрессивно и провокационно, что является препятствием для объективной оценки происшествия и достижения консенсуса.

Алкогольное опьянение и демонстративное нежелание подписывать европротокол также потребуют вызова автоинспекторов.

Съёмка места происшествия (видео и фото), показания регистраторов и данные навигаторов приветствуются и учитываются при подписании европротокола и расследовании обстоятельств аварии страховыми компаниями.

Обязательность использования техсредств и представления подобной информации страховщикам для объективной оценки происшествия и определения виновника вводится с октября 2019 (Закон об осаго ст.11.1 пп.6 и 7; ФЗ №223 2014/21/07 ст.5 п.7).

Европротокол при ДТП 2017 – какая сумма выплат предусмотрена?

ФЗ №40 об ОСАГО 2014/21/07 ст.11.1 пп.2-5

При заполнении европротокола существуют ограничения по выплатам в зависимости от региона, где совершено ДТП.

По Осаго закон предусматривает два лимита возмещений при ДТП:

  1. Для всех российских регионов, кроме Москвы (+ область) и Санкт-Петербурга (+ область) , верхняя граница причинённого ущерба, которая может покрываться по европротоколу, очерчивается 50 тысячами. Если дтп, соответствующее требованиям европротокола, визуально оценивается в большую сумму, это не означает, что страховщик вправе отказаться от возмещения ущерба. Следует учитывать, что водителям «навскидку» точно оценить повреждения практически нереально и ошибки +/- вполне естественны. Согласно закону, СК покрывает не более 50 тысяч убытков по европротоколу, а превышающая сумма после оценки подлежит взысканию непосредственно с виновного в инциденте.
  2. Для ДТП, имевших место в Москве, Санкт-Петербурге и их областях , верхняя граница возмещения по европротоколу определена в 400 тысяч (Закон об осаго №40 стт.5, 7б). Если обстоятельства дорожного инцидента позволяют претендовать на страховку, превышающую среднероссийский лимит (50 тысяч), то представление страховщику фото- и видеосведений, а также технических данных системы ГЛОНАСС является обязательным условием. Иными словами, с 01.2017 авто, втянутые в дтп в границах Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, для возмещения ущерба в полном объёме должны быть оборудованы видеорегистраторами и навигационными приборами с использованием данных системы Глонасс. Требования к техсредствам, которыми должны быть оборудованы авто, и к необходимой для выплаты по европротоколу страховки информации описаны в ПП №1002 2014/01/10 редакция 2016/25/04.

Оформленный бланк европротокола подлежит передаче в 5-дневный срок в СК, оформившую Осаго. При этом каждая из сторон дорожного инцидента передаёт свой экземпляр извещения в свою компанию (1й экземпляр основной, 2й экземпляр самокопир).

Закон обязует автовладельцев, оформивших и подписавших европротокол, представить ТС, причастные к аварии, для осмотра и независимой экспертной оценки ущерба по требованию СК. Ремонт или утилизация колёсного транспорта, причастного к аварии и отмеченного в европротоколе, допускается только по истечении 15 дней, отсчитываемых со дня инцидента.

Типовой бланк европротокола (Приказ МВД №155 2011/01/04 регистрация в МЮ №20670 2011/05/05) должен быть выдан страховщиком вместе с полисом Осаго (2 штуки). Ограничений в выдаче бланков европротокола не установлено.

Заполнение полей

Типовой бланк европротокола заполняется шариковой ручкой, гелевая ручка и карандаш не допускаются.

Лицевая сторона (совместное заполнение)

Основная сторона бланка заполняется обоими участниками происшествия (каждый заполняет свою колонку) и содержит детальную информацию о ДТП и участниках, свидетелях, страховщиках.

Перечисление и характер видимых повреждений (п.14) описывают доступными и понятными терминами.

Краткость и точность формулировок важны.

Необходимо избегать неточности при описании обстоятельств (п.16): стоянка и остановка отличны друг от друга, а обгон и смена полосы обычно идут вместе.

Схема (п.17) должна содержать границы проезжей части, расположение машин, знаки, названия улиц, светофоры, нумерацию домов, разметку и направление движения. Любые предметы, имеющие отношение к инциденту, указывают на рисунке.

Пустые графы прочёркивают. Лицевая сторона заверяется подписями двух сторон.

Инструкция по заполнению

Оборотная сторона

Заполняется индивидуально после разъединения бланка европротокола. Рекомендуется разборчивым почерком (лучше печатными или полупечатными буквами) внести в текст сообщения максимум подробностей происшествия, чтобы сократить сроки выплат.

При нехватке места допускается использование чистого листа, который прикрепляется к основному документу.

Оборотная сторона протокола

Любые исправления и дополнения вносят с согласия второй стороны. Они заверяются двумя подписями. Отказ одной из сторон подписать заполненный европротокол требует немедленного вызова на место аварии дорожной инспекции, так как в этом случае упрощенный вариант документирования дтп не применим.

Подписи обоих участников происшествия должны быть проставлены на двух экземплярах. Перед подписанием европротокола следует перечитать текст и убедиться, что в документ не внесены сведения, не имеющие отношения к конкретному ДТП.

Европротокол считают оформленным после заполнения титула, его подписания обеими сторонами и разъединения. Оборот может быть заполнен позже.

Практика оформления ДТП без участия ГИБДД пришла в РФ из Европы. Для фиксации основных моментов происшествия страховые компании заранее выдают водителям специальные бланки - европротоколы. При совершении аварии европротокол заполняется самими участниками ДТП без привлечения сторонних лиц. Когда можно использовать европротокол? Какова максимальная величина страхового возмещения и как она зависит от региона?

Когда можно получить выплаты?

Возможность использования европротокола указана в Федеральном законе № 40 «Об ОСАГО». В частности, статья 11.1, указанного закона, определила правила и порядок получения страхового возмещения по европротоколу. Так, согласно пункту 1 данной статьи, оформлять дорожно-транспортное происшествие без привлечения ГИБДД можно при одновременном соблюдении следующих факторов:

  • В результате ДТП пострадали только транспортные средства, ущерб иному имуществу, а также ущерб жизни и здоровью граждан не был нанесен;
  • В результате ДТП столкнулось только 2 транспортных средства (не более);
  • Оба водителя застрахованы по договору ОСАГО;
  • Между обоими участниками аварии нет расхождений по характеру повреждений транспортного средства и определению виновника ДТП.

Если хотя бы один из указанных пунктов не соблюден, участники ДТП должны вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Для заполнения европротокола используется оба бланка (виновника и пострадавшего). В них вносится абсолютно идентичная информация, для чего можно использовать копировальную бумагу. Информация в европротокол должна быть внесена обычной ручкой синего или фиолетового цвета. Не допускается использовать для заполнения документа гелевые ручки и карандаши.

Сумма компенсации

Пункт 4 статьи 11.1 ФЗ № 40 определил, что максимальная сумма страховки при самостоятельном оформлении ДТП составляет 50 000 рублей. При этом с 1 июня 2018 года Федеральным законом № 448-ФЗ от 29.12.2017 «О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 закона ОСАГО» лимит возмещения увеличится до 100 000 рублей. Следующий, 5 пункт статьи 11.1, внес некоторые дополнения к этому пункту. Так, при совершении аварии в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) или их областях, водители смогут претендовать на максимальную сумму страхового возмещения, равную 400 000 рублям (определено статьей 7 указанного закона).

Также на максимальную сумму страхового возмещения могут претендовать водители, которые вместе с европротоколом предоставили страховщику фото и видеоматериалы с места ДТП, зафиксированные с помощью технических средств «обеспечивающих некорректируемую регистрацию». В данном случае имеется в виду использование систем автоматической фиксации, работающих на спутниковой связи. Такие ограничения вызваны тем, что обычный видеофайл с видеорегистратора запросто можно подправить с помощью компьютерных программ.

Как получить страховку?

В течение 5 дней с момента совершения ДТП пострадавшая сторона должна уведомить об этом своего страховщика. Сделать это можно передав документы в страховую компанию лично или послав их заказным письмом. Если водитель отправляет письмо, не имеет значения, когда его получит страховщик, главное, чтобы оно было отправлено в течение 5 суток с момента аварии. Полный список документов, который необходим для предоставления в страховую компанию, выглядит так:

  • Заявление на получение выплат;
  • Европротокол, составленный и подписанный двумя водителями;
  • Гражданский паспорт или заверенная нотариусом его копия;
  • Паспорт ТС или свидетельство о регистрации ТС;
  • Доверенность на право управления ТС, если страховку будет получать не владелец автомобиля;
  • Результаты независимой экспертизы, если предварительно была проведена оценка нанесенного автомобилю ущерба;
  • Банковские реквизиты, на которые следует перечислять страховое возмещение, если страховщик предусматривает именно этот способ оплаты.

Если каких-либо документов не хватает, страховщик обязан сообщить об этом страхователю в течение 3 дней, если документы были получены почтой, и в тот же день, если документы были принесены водителем лично. Далее страховая компания вправе потребовать от страхователя предоставить транспортное средство к осмотру и тот должен течение 5 дней с момента такого требования привезти свое авто (приехать на нем) к страховщику. В соответствии с этим, пункт 3 статьи 11.1 ФЗ № 40 запрещает владельцу ТС ремонтировать или утилизировать свое авто в течение 15 рабочих дней с момента аварии.

Страховое возмещение должно быть выплачено страхователю в течение 20 рабочих дней с момента принятия страховой компанией соответствующего заявления. Если водитель не составил на месте ДТП европротокол, если он не предоставил свой автомобиль к осмотру по требованию страховой компании или предоставил его уже после произведения ремонта - в страховом возмещении ему будет отказано.

Заключение

Оформление ДТП без привлечения ГИБДД позволяет обоим водителям быстрее уладить бумажные вопросы и освободить проезжую часть. Получить полную сумму страховки водитель сможет при предоставлении некорректируемых видеофайлов с места аварии или в том случае, если авария была совершена в Москве или Санкт-Петербурге и их областях. Последнее связано с большой загруженностью местных дорог, а использование европротокола подразумевает быстрое оформление и быстрое освобождение дороги, что позволит не создавать лишних заторов.