Внеклассное мероприятие «Мои права,мои обязанности. Конвенция о правах ребенка

Сценарий познавательной игры «Права детей» для 5 класса с презентацией

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов


Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: данный материал будет полезен вожатым, классным руководителям школ, педагогам-организаторам для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-х классов. Учащиеся в игровой форме знакомятся с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. В ходе игры активизируется речь детей по теме правового воспитания и на примере сказочных героев показывается, как нарушаются права человека. Методическая разработка сопровождается презентацией.
Цель: формирование правовых знаний учащихся.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Форма: познавательная игра.
Оборудование: реквизит; костюмы для инсценировки; компьютер; мультивидеопроектор; экран; презентация; диски для музыкального оформления; конверты с заданиями; карточки с названием команд.
Предварительная работа:
1)Беседы по правам ребенка.
2)Учащиеся придумывают название своих команд.
3)Команды представляют рисунки на тему «Права детей».
4)Команды готовят защиту рисунков «Право на жизнь».
5)Готовятся 2 инсценировки: выход двух разбойников; отрывок из «Сказки о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина)
Участники: учащиеся 5-х классов (7 команд по 6 человек)
Команды занимают свои места за столами.
Ведущий 1. Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялась разным богам.
Ведущий 2. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Ведущий 1. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины.
Ведущий 2. Часто и с детьми обращаются не справедливо, порой жестоко, поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.
Ведущий 1. Так был составлен документ «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей и каждый человек на земле, в том числе ребенок, должен знать и уважать эти права.


Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. В нашей стране «Конвенция» вступила в силу с 1990 года.


Ведущий 2. Итак, что же такое право? Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями.
Ведущий 1. В Конвенции 41 статья. Сейчас мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, признанными Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.


Ведущий 2. Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Ведущий 1. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.
Ведущий 2. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Ведущий 1. Ребенок имеет право на свободу мыслей, совести и религии.
Ведущий 2. Ребенок имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу,
Ведущий 1. Ребенок имеет право на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.
Ведущий 2. Ребенок имеет право на образование.
Ведущий 1. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.


Ведущий 2. В детстве нет забот, становясь взрослее, вы начинаете чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовьте себя к этому!
Ведущий 1. И сегодня наша игра «Права детей» поможет вам, ребята, пусть в небольшой мере, узнать о своих правах, уметь отстаивать свою позицию, защищать свои интересы, и когда придет время совершеннолетия, вы сможете сделать осознанный правовой выбор.


Ведущий 2. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на ЖИЗНЬ» . Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.


Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (ответы детей)
Ведущий 1. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля - он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.


Ведущий 1. А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.
Инсценировка по «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна все милее, всех румяней и белее.
(Царице вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам!
(девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий 1. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась...
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий 1. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала...
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий 1. Вспомнили название сказки? А кто ее автор?


Чем закончилась сказка? Погибла царевна? (ответы детей)
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, сотрудники полиции и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
Ведущий 1. Каждая команда готовила домашнее задание.
Демонстрация рисунков «Права детей». Защита рисунков на тему «Право на жизнь».


Ведущий 2. А мы сейчас обратимся к статье Конвенции «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации»


Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты».
1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы, и шоколад есть, красота!
2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Ведущий 2. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их, козни! Они хитрые - могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.
Что вам нужно делать, как вы думаете? (ответы детей)
Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются унести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.
Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!
Дети. Нет, все равно не пойдем!
Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!
Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!
Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. (Собираются уходить.)
Ведущий 2. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Ведущий 2. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.
Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? (ответы детей)
Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
Ведущий 1. А сейчас мы обратимся к статье Конвенции «Право на защиту от разлучения с родителями».


Ведущий 1. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.
Дети. «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева».


Ведущий 2. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?
Кто поможет вам, если случится беда? (ответы детей)
Ведущий 1. Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.
Каждая команда получает конверты с 2 заданиями (вопросы к иллюстрациям сказок).
Показ слайдов с иллюстрациями сказок.

Задание №1


- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
- Почему жители двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:
А) Он был самый умный.
Б) Он был совсем не похож на других.
В) Он был самый красивый.
Г) Он был самый вежливый.

- Поступают ли ребята из твоего класса как обитатели двора?
Задание №2


- К какой сказке относится эта иллюстрация?
- Выберите право, которое нарушила волк в этой сказке:
А) Право на жизнь.
Б) Право на получение образования.
В) Право на владение имуществом.

- Чьи права нарушены в этой сказке?
Задание №3


- Из каких сказок эти герои?
- Назовите героев сказок, права которых были нарушены?
- Кто и какие права нарушил?
Задание №4


- Узнай героев этой сказки.
- Назовите право, нарушение которого изображено на рисунке:
А) Право на жизнь.
Б) Право на неприкосновенность жилища.
В) Право на труд.

- Кто нарушает это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
Задание №5


- Назовите сказки, и какие права главных героев в них были нарушены:
А) Право на владение личным имуществом.
Б) Право на свободу.

Г) Право на жизнь.

Задание №6


- Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
А) Право на перемещение.
Б) Право на образование.
В) Право на неприкосновенность жилища.
Г) Право на труд.

- Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ:
А) В пределах болота.
Б) В пределах страны.
В) Без ограничений.

Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства, каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.
Задание №7


- Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
- Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?
- Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
- Какое право нарушил Емеля в этом случае?
Задание №8
Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. В той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А папа Карло был беден. И чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
Определите право Буратино.
Каждый человек имеет право на получение образование.


Задание №9
Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит все до крупинки рассортировать. И никогда она не подумала, что Золушка живой человек и ей необходим отдых.
Какое право человека все время нарушала мачеха?
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.


Задание №10
– Волк, ты нарушаешь закон я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
Какое право хотел нарушить волк?
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

Внеклассное мероприятие по правам и обязанностям детей

Игра «Что? Где? Когда?»

Составила

Поздеева Марина Васильевна

г. Кировград

2012 г.

Игра «Что? Где? Когда? »

ЦЕЛЬ: создать условия для обобщения основ правового сознания школьников.
    Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
    Игровое поле, разделенное на секторы, юла со стрелкой. Конверты с заданиями. Набор картинок для Д/И «Разложи правильно». (Приложение) Листы со словами «КОНСТИТУЦИЯ». Жетоны Презентация
ХОД ИГРЫ: 1. Организационный момент.
-Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. -Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) -А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) - Ребята приготовили для вас сценку. Посмотрите её внимательно и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить.
2. Сценка «Игра». (Показывают дети) Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. Коля: Давайте поиграем в войну! Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом. Саша: А я не хочу. Коля: Чего не хочешь? Саша: Играть в войну. Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Саша: Я не хочу. Коля: Захочешь. Саша: Что же вы меня заставите?
Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
Учитель: Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? Может, кто догадался о теме нашего разговора? (слайд)

Учитель: По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают всех на свете.
3. Цель занятия. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их. 4. Игра- Сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу пригласить вас на игру «Что? Где? Когда?». Во время, которой мы с вами можем узнать много интересного и нового. А также обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. -Посмотрите, какие вы все разные непохожие друг на друга. Но есть у вас что-то общее. Что это? -Действительно, это ваши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. - Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права. Назовите их. (конвенция, конституция). - Для участия в игре приглашается команда 1 А класса и команда 1 В класса. Командиров команды прошу объявить название своей команды. -Во время игры подробнее познакомиться с некоторыми вашими правами и обязанностями. В этом нам поможет наша сказочная полянка и стрелочка. (Заводим юлу) «Стрелочка, крутись, крутись, Стрелочка, остановись!» Выбрав задание по стрелке, учитель объясняет правила игры. Задания – секторы: 1 сектор - Конверты с картинками из сказок: (Приложение) Цель: в игровой форме закрепить знания о статьях из декларации прав человека. «Снежная королева» «Три поросёнка» «Золушка» «Золотой ключик» «Колобок» «Айболит» Учитель задаёт вопросы для каждой команды:

    Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева» Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать. СЛАЙД 1
    В какой сказке герои могли остаться без своих домиков? Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
Сказка «Три поросёнка ». Права поросят нарушает волк. Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом. СЛАЙД 2
    В какой сказке мачеха не отпускала свою падчерицу на бал? Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
Право поиграть, отдохнуть и веселиться. СЛАЙД 3
    В какой сказке отец купил сыну «Азбуку», продав свою старую куртку? О каком праве идет речь?
Сказка «Приключения Буратино». Каждый ребенок имеет право получать образование. СЛАЙД 4 5.В какой сказке главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери? Сказка «Колобок» Каждый ребенок имеет право на жизнь. СЛАЙД 5 6.В какой сказке больные животные обращаются за помощью к ветеринару? Какое право выполняет Доктор Айболит? Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. СЛАЙД 6 2 сектор – «Спрятанное слово»: Цель: активизировать словарь детей, упражнение в составлении слов из заданных букв. Составить слова, используя буквы слова КОНСТИТУЦИЯ (на работу отводится 5 минут) ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Хлопалка». Хлопают все зрители. Хлопают те, кто ходит в школу за знаниями? Какое право дало вам государство? Хлопают те, кто любит каникулы. Какое право вам дано? Хлопают те, кто любит вкусно поесть. Какое право дано? Хлопают те, кто ни разу не опоздал в школу. Какую обязанность вы должны выполнять? Хлопают те, кто любит своего домашнего животного и ухаживает за ним? Какая обязанность? Хлопают те, кто кому ставят прививки? Каким правом вы пользуетесь? Проверка – за каждое слово 1 жетон. 3 сектор – игра «Хорошо – плохо»: (Приложение) Цель: учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. - «Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: - Что такое хорошо - Что такое плохо?» Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с правами.

Игра «Разложи правильно» (на работу 2 мин.) разложить карточки с поступками: обидел девочку, не выполнил домашнее задание, взял в библиотеке книгу, помог маме, убрал рабочее место, отобрал у одноклассника игрушку. В это время чтение стихов детьми. Стихотворная пауза. Свои стихи прочитают дети.
Соня: Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днём. Пусть у каждого ребёнка Будет светлый, тёплый дом! Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды.
Учитель : Доверчивы глаза детей, И ангелы хранят их души. Пусть безмятежный тот покой Ничто вовеки не нарушит.
Саша: И пусть не катиться слеза Ни от обид, ни от печали, И, словно солнышко, всегда Улыбка на лице сияет.
Лиза: Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой лихой беды.Проверка.- Вопрос 1команде – назовите среди выбранных карточек только права,- Вопрос 2 команде – назовите среди выбранных карточек только обязанности По окончании игры: - Какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав, друг друга и соблюдая ваши обязанности. 4 сектор – выбери верное суждение (Приложение) Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Определи, что является обязанностью школьника:

Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

Школьник обязан выполнять все требования учителя

Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Правовой цветник»

Ведущий: перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

*Жить с родителями

* Высказывать свои мысли

* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

Проверка.

Рефлексия занятия.
После выполнения всех заданий. Учитель подводит ит оги. О чем мы сегодня говорили? Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? Что понравилось?
Учитель:

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагая все силы,

Ведь именно нам жить в России!

Все дети на Земле имеют право

На чистый воздух и веселый смех.

Арина: Как хорошо, что есть права!

Права останутся на веки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда,

И у младенца есть права,

И у собаки, и у кошки тоже.

Без прав на свете жить не сможем,

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

-Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей. И будете помнить, что помимо прав у вас есть и обязанности.

Приложение №1

    Дети имеют право на общение и свое мнение

Сценарий мероприятия для учащихся 2-4 классов на тему «Мы тоже имеем права»

Интеграция образовательных областей
«Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».- систематизировать и закреплять знания учащихся о документах, гарантирующих права ребенка, формировать представления у детей об их обязанностях.

Образовательные: обогащать, активизировать, расширять словарь, кругозор;
Развивающие: развивать память, мышление, внимание, совершенствовать координацию движений и речи в театрализованных сценках; коммуникативность
Речевые: коррекция речи через высказывания детей, вопросы, ответы, игры
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к другим людям, интерес к законам и их соблюдению.
Оформление:
Выставка книг, законов, кодексов, костюмы для героев из сказок, своих родных, фото с изображением прав детей, игрушка-зайчик, документ Свидетельство о рождении, видеоролик из фильма «Мама», плакат с изображением дерева «Моя семья»
Предварительная работа:
беседы о Правах ребенка; заучивание пословиц, стихов, песен; рисование портретов своих родных; игры «Давай знакомиться», «Что мы делаем - не скажем».
Ход мероприятия:
Звучит спокойная музыка, дети входят в зал, садятся.
Воспитатель: - Добрый вечер друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права и обязанности.
1-ученик читает:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
2-ученик читает:
Рядом мама за руку держала
В путь-дорогу умницу свою сопровождала
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Воспитатель: - Права человека – определены законами, которые никто не вправе нарушать. Но права ребенка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребенка» (показ книги ). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Задачи Конвенции – защита прав ребенка от несправедливости, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании. Сейчас мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа.
–А что такое право? (ответы детей ).
Воспитатель: - Право – это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, иметь, осуществлять. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами. Также соблюдать права других людей. И так в путь.
Ученик читает:
Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.
Воспитатель: - О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, фамилию, отчество)


-Какой документ получает человек при рождении? (показ свидетельства о рождении ).
- Имя каждому дано и у каждого оно одно!
- Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права - это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер

Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (нет )
- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга по имени ).
Поиграем в игру «Давайте знакомиться» - Ведущий подходит к ребенку со словами: « Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…», давая при этом игрушку-зайца. Тот называет свое имя и передает зайчика другому ребенку, при этом произнося слова: «Как зовут тебя скажи?» и т.д. повторить 3-4 раза.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, это право усвоили.
- Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и личную неприкосновенность».
- Назовите, пожалуйста, сказки, стихи, басни и другие произведения, где это право было нарушено? Наглядность - стенд с книгами. («Колобок», «Волк и ягненок», «Муха-Цокотуха», «Красная Шапочка», « Волк и семеро козлят», «Серая шейка» и другие ).
Воспитатель: - Первое право на жизнь дает мама - это главный человек в жизни каждого ребенка.
Включается видеоролик из фильма «Мама», звучит песня о маме (слова Ю.Энтина, музыка Ж.Боржоа).
Дети стоя подпевают. Ученик крепит рисунок портрет мамы на дерево-плакат «Моя семья».
Воспитатель: - Мама это главное слово в каждой судьбе. «Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица. – Скажете, о каком праве пойдет речь? Читаем в Конвенции «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Часто в семьях живут другие родственники, которые любят детей и заботятся о них.
Дети читают стихи и держат рисунки-портреты подготовленные ранее:
1 ученик:
- Хочу похожим быть на папу
Во всем хочу как папа стать,
Быть сильным, умным, не лениться
И делать все как он на пять.
2 ученик:
- Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя всегда равняться!
3 ученик:
- Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую
Ведь бабуленька моя
Очень, очень добрая!
Дети прикрепляют рисунки на плакат.
Воспитатель: - Вот какая большая семья получилась. Каждому ребенку хорошо в семье.
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
В русском языке много пословиц и поговорок о семье. Вспомним их, ребята.
Дети: - Птица рада весне, а дитя матери.
-Кто родителей почитает, тот счастлив бывает
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
-Семья сильна тогда, когда над ней крыша одна.
Воспитатель: - Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? (Да ) – Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем».
Воспитатель: - А что вы умеете делать?
Дети: - Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем. (Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому ).
Воспитатель: - Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых ).
- А вот девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим.
Сценка.
Входит Золушка , поет, имитирует уборку:
- Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж- то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи?!
– Неужели мне не дождаться веселья и радости? Ведь, так и заболеть можно! Хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!
Фея: - Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
Золушка: - Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)
Фея: - Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
Воспитатель: - Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу )
- Как могут отдыхать дети? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать)
– Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции.


-Без отдыха человек может заболеть.
Ученик:
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмания, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только…(врач )
Сценка.
Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита.
Доктор Айболит: - Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!
Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники ) Неужели ваши дети заболели?
- Что ж, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен
Чтоб здоровыми остаться
Нужно спортом заниматься.
На зарядку становись!
Дети встают и выполняют команды доктора :
- Попрошу сидящих, встать
И команды выполнять
Все дышите, не дышите,
Вместе руки поднимите,
Превосходно. Опустите.
Наклонитесь, разогнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь
И исполним мы сейчас
«Танец маленьких утят» (песня слова Ю.Энтина, дети выполняют движения)

Доктор Айболит:
-Каждый весел и здоров
И к занятиям готов. Прощайте, ребята! Уходит.
Воспитатель: - «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон.
- Ребята, Фея оставила волшебный сундучок. Посмотрим что в нем. Показываю (ручка, тетрадь, линейка, книга, карандаш ).
Воспитатель: – О чем говорят эти предметы? (дети должны ходить в школу и учиться ).
– Верно.
-Нужно всем учиться в школе,
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может
Это право отобрать. – Все дети имеют право на получение образования. Так записано на следующей странице Конвенции.


Дети поют 2 куплета песни «Чему учат в школе» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
Воспитатель: - Где можно получить образование? (школа, институт, колледж ) Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать ) - В чем заключается ваша обязанность? (ходить в школу, учиться ).
Поиграем в игру «Продолжи пословицу» .
- Я начну, а вы продолжайте:
- Учись смолоду - … (не помрешь под старость с голоду ),
- Ученье – свет, а… (не ученье – тьма );
- Грамоте учиться - … (всегда пригодится );
- Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться );
- Учиться - …. (всегда пригодится ).
Воспитатель: - Вот эта картинка напоминает нам о праве…? (на жилище ).
- Каждый ребенок имеет право на имущество, оно неприкосновенно. Никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи. Люди обязаны относится к своему дому бережно, содержать в полном порядке.
- Посмотрите, какие вы разные, но у всех одинаковые права. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Помните, взрослые должны знать о правах детей. Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья. До новых встреч! Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л.Ошанина, музыка Ф. Островского) .
Дети уходят. Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения — это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно . При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина — как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети — самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

📕 Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов — вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Читайте еще: Правовая культура и воспитание

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.