Где имеют право останавливать сотрудники гибдд. Памятка водителю: что делать, если вас остановил инспектор гибдд

  • Сотрудник ГИБДД определил визуально или с помощью специальных приборов нарушение ПДД.
  • Имеется информация о причастности водителя либо пассажиров к транспортным происшествиям, административно-правовым нарушениям, либо к преступлению.
  • Автомобиль находится в розыске либо используется в противоправных целях.
  • Для дачи показаний, если вы были очевидцем аварии.
  • При необходимости попросить быть понятым.
  • Выполнение регулировочных действий.
  • При необходимости предоставить машину работникам ГИБДД или медицинским работникам.
  • При необходимости оказания помощи при аварии.
  • При выполнении специальных рейдов, связанных с перевозкой запрещенных грузов, только на основании действующих приказов.

Проверка документов на стационарном посту ДПС

Стационарный пост – не передвигаемый контрольно-пропускной пункт, оборудованный специальными оперативно-техническими средствами, имеющий свои сооружения, к которому прилегает определенный участок местности, где автоинспектор выполняет свои непосредственные должностные обязанности.

Временные постройки, автомобили, придорожные кусты к стационарным постам не относятся.

Главная обязанность сотрудника ГИБДД — обеспечение постоянного, без помех, беспрепятственного и безопасного движения. На стационарном посту инспектор ДПС обладает более широкими полномочиями по отношению к водителям. Причиной остановки на стационарном посту , если вы не нарушили никаких правил дорожного движения, является только проверка документов .

Принудительная остановка автомобиля

Такая остановка осуществляется в тех случаях, когда водитель игнорирует требования сотрудника автоинспекции об остановке. Для принудительной остановки применяются специальные средства.

  • Легче всего остановить движущийся автомобиль - использование заграждений типа барьер. Также очень распространены - бетонные блоки или «ежи». Барьеры расставлены таким образом, что водитель вынужден уменьшить скорость, чтобы их объехать.
  • Используют небольшие столбики «выскочки» — которые спрятаны в земле и поднимают их по мере необходимости.
  • Более существенным вариантом являются усиленные тумбы (называются «выдвигаемые клинья»).
  • Когда требуется обеспечить сохранность автомобиля при принудительной остановке, используют барьеры-сетки - они крепятся на специальных пневматических поршнях, которые смягчают удар. Как и выскочки, сетки поднимаются для задержки авто над поверхностью дороги, когда это необходимо.

И это далеко не полный перечень существующих средств для принудительной остановки автомобиля.

Скрытое патрулирование

МВД РФ были внесены поправки в существующий регламент по работе ДПС, которые максимально уточнили неясности со скрытым патрулированием, в том числе в темное время суток.

Патрулирование должен осуществлять автомобиль со спецокраской, расположенный таким образом, чтоб был виден водителю и последние могли предотвратить нарушение.

После захода солнца и когда видимость на дороге ограничена, сотрудники автоинспекции должны нести службу на хорошо освещенных участках местности и иметь при себе жезл, который светиться, а также светоотражающее обмундирование. Скрытое патрулирование может вестись, только в том случае, если ситуацию на дороге контролируют спецсредства фото- и видеофиксации, при условии, что особенности рельефа не позволяют патрулировать в открытую.

Порядок действий сотрудника ДПС при остановке автомобиля

Полный перечень действий работника ГИБДД приведен в приказе . Рассмотрим самые основные из них.

  • При остановке автомобиля, автоинспектор должен представиться, приложив руку к форменной шапке, сообщить звание, в котором он находится и свою фамилию.
  • Назвать причину вашей остановки. Если инспектор этот пункт упустил обязательно поинтересуйтесь у него есть ли законные причины остановки.
  • Дальнейшие действия зависят от причин необходимой остановки, состояния и поведения лица, управляющего транспортным средством.
  • При разговоре с водителями автоинспекторы должны быть спокойны и выдержаны, терять контроль над своими эмоциями, и ни в коем случае не грубить.

Как показывает опыт и практика, большинство водителей не ознакомлены со своими правами и обязанностями, которые у них есть в случае остановки сотрудниками ДПС без причины. Если вы будете хорошо знать свои права, то общение с последним обещает быть для вас максимально коротким. И помните остановка без причины — признак дурачины

Причин для правомерной остановки автомобиля инспектором ДПС на самом деле всего 14. Причём, не все они дают одинаковые права инспектору. В целом же, только данные основания для остановки транспортного средства могут позволить сотруднику ГИБДД пользоваться своим правом остановки и требовать её. Но ирония в том, что все они настолько размыты, что практически любая остановка по требованию может быть иметь под собой правомерную причину.

Эти 14 причин для остановки транспортного средства регламентированы Административным регламентом МВД 2017 года, введённым знаменитым 664-м Приказом:

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства*(75).

85.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как видим, все эти основания для остановки ТС вполне имеют под собой логику. Но давайте разберём каждый из этих пунктов подробнее!


Причина для остановки - признаки нарушения требований безопасности

Это ситуация, когда инспектор высматривает, стоя на дороге на своём посту нарушение воочию. К таким нарушениям относятся, например, непристёгнутый ремень, пересечение сплошной линии разметки в нарушение ПДД, или превышение скорости (оно должно быть установлено специальным прибором).

В этих случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль, потребовать передать ему для проверки документы и оштрафовать водителя за нарушение... Или убедиться в своей неправоте - и в этом случае остановка становится незаконной.

А вот такие нарушения, как отсутствие аптечки в автомобиле, отсутствие права управления водителем и другие не относятся к числу тех, что можно выявить визуально дистанционно.

Причина для остановки - ориентировка на автомобиль

Наличие ориентировки на транспортное средство, дающее основание полагать, что оно может быть в угоне, розыске или с его помощью некогда было совершено ДТП - это ещё одна причина для остановки транспортного средства. Но здесь есть одно "но" - ориентировка может быть передана устно и убедиться в её наличии Вы можете, только позвонив по номеру дежурной части. Сам инспектор ДПС обязан лишь не препятствовать Вам в таком ознакомлении.

И это как раз тот случай, когда инспектору достаточно лишь проверить документы водителя и на автомобиль, дабы убедиться, что водитель или автомобиль не причастный ни к каким ДТП, и автомобиль не находится в розыске или угоне.

Причина для остановки - необходимость привлечь водителя как свидетеля и понятого

Ещё одна распространённая причина остановки транспортного средства, когда сотруднику ГАИ нужно привлечь понятых или опросить свидетелей ДТП или иных событий, которые могли увидеть водитель или его пассажиры.

Что касается участия в виде понятого, то следует отметить, что инспектор ДПС может предложить, а водитель вправе отказаться.

Причина для остановки - регулирование дорожного движения

Если инспектору дана команда переорганизовать движение на данном участке дороги, то он в этом случае может останавливать транспортные средства целыми направлениями. Самый яркий тому пример, когда проезжают автомобили высокопоставленных лиц, и для их пропуска нужно остановить движение.

Нужно всегда помнить о приоритетах регулирования движения для водителя: сигналы регулировщика находятся в их главе, отменяя сигналы светофора и действия знаков приоритета.


Причина для остановки - использование автомобиля или водителя для помощи

В редких случаях (на практике особенно редких) сотруднику полиции может потребоваться автомобиль для выполнения служебных обязанностей или сам водитель или его пассажиры.

Причина для остановки - специальные мероприятия

Самая интересная и спорная причина для проверки. Помните, выше мы говорили о том, что инспектор визуально не может выявить, например, наличие аптечки в автомобиле или отсутствие прав у водителя, а, значит, и останавливать по этой причине машину не может. Вот для этого есть отдельная законная причина для остановки - спецоперация. Вы наверняка слышали о таких громких названиях спецопераций как "трезвый водитель", "детское кресло " и тому подобных. Это означает, что инспектор может остановить транспортное средство с целью просто проверить "свежесть дыхания" водителя, мотивируя это спецмероприятием.

И самое главное - он не должен предъявлять доказательство в виде письменного подтверждения такого мероприятия. Вы также может позвонить в дежурную часть, где Вам подтвердят наличие таковой.

Причина для остановки - проверка документов на стационарном посту

Данное основание для остановки вызывает больше всего споров. Проверка документов, действительно, может быть основанием для остановки транспортного средства не только на стационарных постах ДПС, но для этого должны быть веские причины, например, ориентировка на авто, спецмероприятия или подозрения в нарушении ПДД. При этом, ни сам Административный регламент, ни иные правовые акты не дают определения стационарным постам. Это могут быть как пункты КПП, так и пункты весового контроля и другие, где дежурство сотрудников ГИБДД организовано стационарно.

Как инспектор должен останавливать транспортное средство?

Вопреки распространённому мнению, остановка автомобиля может быть осуществлена и без жезла, а с помощью руки или громкоговорящего устройства. Об этом нам говорит Административный регламент. Кроме того, могут использоваться дополнительные сигналы: свисток, красный светоотражающий диск и другие световые и звуковые сигналы.

После остановки сотрудник ГИБДД обязан незамедлительно подойти к водителю, представиться, назвать причину остановки и кратко изложить требования по предъявлению документов. И никакой очерёдности - если инспектор остановил Ваш автомобиль и после этого пошёл к другим остановленным водителям, то он действует незаконно. Впрочем, это не значит, что Вы можете уехать.

Что будет, если не остановиться по требованию инспектора?

Вопросу об . Кратко отметим, что невыполнение законного требования об остановке транспортного средства будет стоить водителю штрафа от 500 до 800 рублей по части 2 статьи 12.25 КоАП. Некоторые инспекторы лукавят, пытаясь подвести данное нарушение под часть 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает наказание уже в виде административного ареста за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Однако, следует учитывать, что статья 12.25 в нашем случае - более частная, поэтому наказание следует именно по ней.

Свисток, взмах жезла, суровый инспектор…Только это уже вводит в дрожь, даже если вы уверены, что ничего не нарушали. Рано или поздно встреча с инспектором ДПС на дороге ждет каждого. Не все знают, как правильно вести себя в этой ситуации, особенно сложно начинающему водителю, только закончившему обучение вождению . Что делать, если вас остановил гаишник, мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Правила поведения при остановке инспектором ГИБДД

Инструкторы по вождению напоминают, что сейчас по закону остановка автомобиля вне стационарного пункта ДПС возможно лишь в случае явного нарушения ПДД. И неважно, какова была причина остановки гаишником : проверка документов или нарушение, каждый автомобилист должен знать следующее:

  1. Вам не нужно выходить из машины, если не потребует сотрудник ГИБДД , но для этого должны быть какие-то веские основания.
  2. Представитель власти должен обязательно представиться, четко и ясно произнести фамилию и имя, а также звание. Более того, он обязан показать вам свое удостоверение в развернутом виде.
  3. Далее нужно узнать причину остановки. Пока она не названа, вы имеете право не предъявлять документы , даже водительское удостоверение .
  4. Если у вас возникают сомнения в том, что остановивший вас человек в форме действительно является работником ДПС, то смело набирайте телефон службы доверия ГИБДД, где можно узнать, работает ли в органах человек с такой фамилией и званием, и какой участок дороги он контролирует.
  5. Если вас обвиняют в нарушении ПДД , то должны быть даны необходимые детальные разъяснения. Перечисленные статьи лучше записать, чтобы в последствии проверить правильность заполнения протокола .
  6. Протокол можно обжаловать в течение 10 дней.
  7. Часто бывает, что сотрудники ДПС ведут себя некорректно, разговаривают с вами повышенным голосом, угрожают еще большими обвинениями. Не стоит вдаваться в панику.

Даже если вы действительно что-то нарушили, сохраняйте уверенность в себе и спокойствие.

Обязанности сотрудника ДПС

Зачастую на трассе может случиться так, что вашу машину останавливает гаишник, неожиданно появившийся из кустов. Он проверяет ваши документы и требует «дунуть» в алкотестер . Помните, в 95% это попытка вас обмануть.

В первую очередь, сотрудник ГИБДД не должен прятаться, его служебный автомобиль должен находиться в зоне видимости. Действия гаишников, которые влекут умышленное создание помех в распознавании водителями цветографической схемы, стационарных приборов для подачи световых и звуковых сигналов патрульного авто, не допускаются.

В условиях плохой видимости (например, ночью) работники ГИБДД обязаны находиться только на освещенных участках дорог. Более того, у них должно быть специальное светоотражающее снаряжение (одежда) и светящийся жезл, чтобы водители проезжающих автомобилей могли без труда видеть людей в форме.

Согласно новым правилам, сотрудник ГИБДД не может останавливать ТС без видимых причин. К тому же запрещено проверять документы автолюбителя не на постах ДПС.

Таким образом, если за городом вас остановил внезапно появившийся гаишник и решил проверить ваши документы или провести медосвидетельствование , то это незаконно. Как известно, неподчинение незаконным требованиям никакой ответственности не влечет.

Возможные причины остановки

К самым частым причинам остановки ТС на дороге можно отнести следующие, но именно на них и зарабатывают недобросовестные лица в форме.

Проверка документов, если машина числится в угоне. В этом случае стоит попросить ориентировку, иначе можно звонить в службу доверия.

Вторая причина — это проведение спецопераций, когда необходимо соблюдать все требования полиции. Но перед этим опять же стоит уточнить ситуацию в службе доверия.

И третья, самая популярная причина — это вождение в пьяном виде или в состоянии наркотического опьянения. Если вы знаете, что не пили и не употребляли наркотиков, а алкометр показал выше нормы, лучше сразу требовать медосвидетельствования в специализированном медицинском учреждении.

Если гаишником составляется протокол

Если все же работник ДПС решил составить протокол о нарушении, то внимательно проследите, чтобы документ был заполнен правильно, без каких-либо нарушений. В первую очередь в протоколе должна быть указана причина остановки. В противном случае напишите, что вашу машину остановили не на посту и без причин.

В случае с обвинением, что вы были за рулем в пьяном виде, укажите в бумагах, что вам не было предложено провериться на месте алкотестером (если этого действительно не было сделано).

Или же проверка проводилась, но данные о приборе не были сообщены, несмотря на ваши требования.

Чтобы направить водителя на освидетельствование, сотрудник ГИБДД должен иметь для этого достаточные основания: запах алкоголя, нарушение речи, неустойчивость позы и т.п. Однако чтобы эти признаки обнаружить, нужно остановить ТС, а остановка автомобиля без причин запрещена.

Заключение

Не позволяйте лицам в форме превышать свои обязанности и полномочия. Внимательно следите за всеми действиями сотрудника ГИБДД, и если он что-то нарушает, смело идите в вышестоящие органы, суд, прокуратуру.

Если же вы на самом деле позволили себе сесть за руль пьяным, то лучше принять наказание как заслуженное, ведь в этом случае вы действительно нарушили закон.

Далеко не все гаишники — это оборотни в погонах, многие выполняют свою работу правильно и ведут честную борьбу за безопасность движения.

Согласитесь, как много можно рассказать историй, когда глупая бравада или небрежность водителя стоила человеческих жизней…

Видеоматериал о том, что делать, если вас остановил сотрудник ДПС:

Защищайте свои права и удачи за рулем!

В статье использовано изображение с сайта baktver.ru

Те водители, которые много времени за рулем своего автомобиля, часто сталкиваются с остановками машины в стационарных местах и не только. Иногда подвергнуться проверке можно несколько раз в день, что многих автомобилистов раздражает, и они задаются вопросом – а правомерны ли такие проверки? В данном обзоре мы и попробуем разобраться в данном вопросе. Работа сотрудников госавтоинспекции регламентируется Приказами по МВД России. С двадцатого октября 2017 года это — Приказ №644, на основании которого вводится «Административный регламент». Данный регламент имеет существенно больше пунктов, которые соответственно охватывают больший диапазон спорных моментов.

Почему могут остановить автомобиль сотрудники ДПС.

Где разрешена принудительная остановка транспортных средств

Ранее регламент предписывал производить остановку автомобилей с целью или при проведении проверочных акций из разряда «трезвый водитель», «безопасность пассажиров» и т. д., только в специально отведенных стационарных местах. Новый регламент данную норму полностью устраняет, но прямо указывает, что у инспектора ГБДД должны быть чёткие основания для остановки транспортного средства. Такие причины тоже подробно перечислены в регламентирующем документе. Другими словами, ваше транспортное средство инспектор дорожного движения или представители других подразделений полиции могут остановить в совершенно любом месте и, озвучив причины такого требования и, например, проверить документы. Исключением из данного правила являются только участки дороги, на которых по действующим ПДД остановка запрещена. В этих местах машина может быть остановлена только с целью пресечения преступления. Так же запрещено останавливать машину в плохо освещенных местах и на автомобилях, не оснащённых спец. знаками и сигналами (водитель может усомниться в том, что требование исходит от полицейских, в таком случае следует доехать до ближайшего стационарного поста и сообщить о своих подозрениях.).

Что должен предпринять сотрудник ГБДД после остановки автомобиля

Многих водителей интересует вопрос — обязан ли остановивший машину сотрудник объяснять причину остановки именно вашего автомобиля, ведь за день таких проверок может быть несколько. Все по тому же регламенту, должен объяснить причины происходящего и не может мешать водителю самостоятельно ознакомиться с проводящимися «спецмероприятиями» или ориентировками. Важным нюансом будет являться тот факт, что все подтверждающие документы могут находиться на стационарном посту и для ознакомления с ними водителю придется после проверки, самостоятельно туда добраться и ознакомиться. Сотрудник ГБДД может иметь только устную ориентировку и не обязан предъявлять никаких подтверждающих документов.


Сам процесс остановки происходит следующим образом

Инспектор ДПС рукой при помощи жезла или диска красного цвета указывает сначала на ваше транспортное средство, а затем чётко на место остановки. При плохой видимости сотрудник может использовать так же специальные световые устройства или громкоговорители. После остановки транспортного средства сотрудник ДПС обычно действует по следующей схеме:

  • Инспектор, без излишнего промедления, обязан подойти к автомобилю со стороны водителя и представиться, назвав ФИО, звание и должность (по требованию водителя, он может показать свое удостоверение). В это время он должен приложить руку к головному убору.
  • Сотрудник объясняет причину остановки и просит предъявить документы для проверки или объясняет другие требования, например, в случае привлечения водителя в качестве понятого.
  • Водителю не обязательно покидать салон автомобиля, за исключением ситуаций, когда требуется пройти дополнительные проверки – освидетельствование на алкогольное опьянение, устранение неполадок с машиной или перевозкой грузов, необходимость в проверке багажника, заполнение документов и т. д. Для прохождения ряда процедур в случае необходимости он должен или на стационарный пункт ГБДД.
  • Инспектор может настоятельно потребовать переставить автомобиль в другое место, если он создает помеху для других водителей.


Причины, по которым можно остановить автомобиль

Административный регламент чётко указывает и все причины, по которым можно остановить транспортное средство и не все они имеют своей целью проверку документов:

  • Произошло явное , например, обгон в запрещённом месте, превышение скоростного режима и т. д. Нарушения данного типа инспектор может зафиксировать визуально или же с применением спецсредств.
  • У сотрудника ДПС имеется ориентировка на причастность водителя к совершению аварии или другого рода преступления. Это же может касаться и пассажиров автомобиля.
  • Имеются подкреплённые доказательствами подозрения на то, что авто было угнано или находится в розыске.
  • Необходимо получить показания в качестве свидетеля транспортного происшествия или другого преступления.
  • При необходимости иметь понятого.
  • Возникла необходимость использования автомобиля, например, инструктором ГБДД или врачом.
  • Требуется помощь пострадавшим при нехватке специальных транспортных средств.
  • При проведении ряда мероприятий по выполнению распоряжений таких, как перевозка запрещённых грузов или скрывающихся лиц. В данном случае допускается проверка документов и поверхностный осмотр салона и багажника. Для более тщательного осмотра сотрудник полиции должен показать разрешающий производить такие действия документ.
  • При проведении ряда спецмероприятий – безопасная перевозка детей, трезвый водитель и т. д.
  • Срочная остановка общего движения в результате стихийного бедствия, пожара, техногенной аварии.
  • При временной задержке для пропуска колоны автомобилей велосипедистов или бегунов при проведении различных мероприятий.
  • Проверка документов на управление транспортным средством и т. д.


Основания для проверки документов

В регламенте предусмотрен и ряд причин, по которым возможно остановить автомобиль с целью проверки документов.

  • Имеются явные признаки нарушения правил дорожного движения.
  • Получена ориентировка на данный или имеющий схожие приметы автомобиль.
  • Проведение специальных профилактических мероприятий.

Наказание за невыполнение требований инспектора об остановке

Водителю категорически запрещено игнорировать требование об остановке машины, даже если ему кажется, что сотрудник полиции пытается остановить автомобиль без причины. Если по какой-либо причине машина не остановится по требованию сотрудника полиции, ситуация может развиваться двумя путями. Инспектор тоже просто проигнорирует такое поведение, чаще всего это происходит при попытке проверки мототранспортных средств. Это обусловлено тем, что погоня может иметь крайне плачевные последствия для мотоциклиста. В таких ситуациях инспектора чаще всего передают информацию на все близлежащие посты с ориентировкой на конкретное авто. Если проигнорировать требование остановки и здесь, то погоня будет практически неизбежна. При погоне инспектор вначале через громкоговоритель требует остановки, а в случае неповиновения имеет полное право применить оружие. После задержания автомобилисту чаще всего грозит штраф в 500 – 800 рублей. Но данное правонарушение может быть рассмотрено с точки зрения статьи 19,3 КоАП часть 1 – неповиновение сотрудникам при исполнении, а это уже совсем другое наказание — вплоть до лишения свободы.

Вывод

Ознакомившись со всеми причинами и правилами законодательства, можно сделать один единственный правильный вывод: требование представителя полиции на дороге лучше всего выполнить. Взаимная вежливость поможет сделать поездки на автомобиле более приятными и не приводящими к лишним проблемам.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Последние заявления главы МВД Владимира Колокольцева о недопустимости остановки автомобиля без весомого повода, просто для проверки документов, вселяют надежду на прекращение полицейского произвола на дорогах. Тем не менее, как не печально, закон в России зачастую то же, что дышло - как повернешь, так и вышло. Кроме того, чаще он работают в пользу должностных лиц, а не простых граждан.

Мало кто знает, что даже сегодня если инспектор ГИБДД позволил себе остановить ваше транспортное средство без необходимости, он совершил административное правонарушение, за которое статьей 12.35 КоАП предусмотрен штраф до 20 000 рублей для должностного лица. Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует вам будет крайне нелегко - практически невозможно.

Судите сами - согласно пункту 63 «Административного регламента ДПС» основанием для остановки транспортных средств являются:

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или АПН;

3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административное правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;

6) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 «Административного регламента»);

7) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

8) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

9) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Стоит особо подчеркнуть, сотрудник полиции может останавливать транспортные средства только на стационарных постах ДПС или во время проведения спецмероприятий. Законными основаниями для проверки документов вне стационарного поста согласно пункту 82 «Административного регламента ДПС» являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого. Обратите внимание, самое «лукавое» основание - это подозрение причастности вашей персоны к совершению преступления.

Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки, но предъявлять ее водителю закон не предусматривает. Так что о проведении спецмероприятия обычно можно судить только по его явным признакам: таким как, например, перекрытие проезжей части, обилие полицейских на дорогах, «кордоны» и патрули ОМОНа, наличие на стражах порядка бронежилетов.

Имейте в виду, если дело дойдет до суда, то там вы можете подать письменное ходатайство о предоставлении данных документов, свидетелствующих о спецмероприятии, и правда выплывет наружу.

То есть, в действительности получается, что полицейский может без труда аргументировать факт остановки вашего авто вне стационарного поста неким «спецмероприятием», не предъявляя на месте никаких доказательств, а для факта проверки ваших документов найдется абстрактное: «Я вас подозреваю!». При этом инспектор не обязан вам растолковывать причины и основания своих подозрений.

Еще одна «засада» кроется в понятии «стационарный пост ДПС». Как водится, и здесь с юридической точки зрения все довольно размыто и невнятно. Вроде бы согласно пункту 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка» все предельно понятно: «Стационарный пост ДПС (СПДПС) - наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями».

Но в то же время в пункте 14 «Административного регламента ДПС» есть маленькая хитрая и двусмысленная пометка: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост полиции и контрольно-пропускной пункт». Это ни в коем случае не означает, что контрольным постом полиции может считаться где угодно припаркованная машина ДПС.

Понятно, что на стационарном посту инспектор ДПС обладает более широкими полномочиями по отношению к водителям, поэтому если вас остановили на большом удалении от ближайшего поста ДПС и утверждают, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, у вас есть право ознакомиться со схемой этой самой зоны. Если вам ее не предоставят, следует зафиксировать в протоколе об административном правонарушении расстояние до стационарного поста ДПС.

В праве ли вас остановить сотрудники других структур полиции - не ГИБДД? В этом вопросе «Закон о полиции» и ПДД (пункт 2.1.1) не делает различия между сотрудниками ГИБДД и другими структурами МВД. Однако для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении ими служебных обязанностей (статья 18 «Закона о полиции»).

Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления, для проверки документов и даже предоставляется право производить досмотр транспортных средств... - пункт 25 статья 10 «Закона о полиции».
При этом действия полицейских должны в точности совпадать с действиями сотрудника ГИБДД. Ваши права в разговоре с любым полицейским остаются теми же, что и в разговоре с инспектором ГИБДД.

Вы имейте право потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки транспортного средства. Согласно Приказа МВД №444 от 02 июня 2005, помимо инспекторов ГИБДД составить протоколы по статьям 12.1-12.3, 12.6, 12.7, 12.10-12.20, 12.25, 12.29 КоАП могут другие сотрудники полиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.