Должны ли работники гибдд. Какие права и обязанности имеются у инспектора ДПС на дороге

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор - ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.

Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее - Регламент ГИБДД).

Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:

Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы - недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

Во-вторых, сотрудник обязан строго соблюдать закон (там же в Регламенте ГИБДД). Не должны допускаться нарушения процессуальных норм под видом необходимости привлечения «правонарушителя» к ответственности. Допущенные при получении доказательств нарушения должны приводить к исключению их из доказательной базы (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

Поскольку «остановка автомобиля» - принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

В-четвёртых, если автомобилист попросил автоинспектора предъявить служебное удостоверение, то он должен сделать это незамедлительно (абзац 5 пункта 20 Регламента ГИБДД). Для изучения текста служебного удостоверения автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время. Недопустимым будет быстро взмахнуть удостоверением перед глазами автомобилиста, так чтобы он ничего не успел прочитать. Такое действие не будет считаться «предъявлением удостоверения».

В-пятых, все сигналы со стороны инспектора (например, сигнал об остановке автомобиля) должны быть четкими и понятными. Это требование пункта 22 Регламента ГИБДД. При этом недопустимыми со стороны инспектора будут любые действия, которые ставят под угрозу безопасность участников дорожного движения или провоцируют нарушение ПДД . Ведь сам смысл деятельности автоинспектора - обеспечение безопасности дорожного движения.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД , то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права ( КоАП РФ и Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.

В-седьмых, по требованию автолюбителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. В случае возникновения конфликта или предъявления водителем претензий такие разъяснения должны даваться автоинспектором без каких-либо напоминаний (абзац 2 пункта 23 Регламента ГИБДД). При этом автолюбитель имеет право попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и местонахождение ответственного лица. Инспектор обязан предоставить данные сведения (абзац 4 пункта 23 Регламента ГИБДД).

Пункт 25 Регламента ГИБДД предоставляет водителю право использовать видео- и аудиозапись при общении с инспектором (если таковое не запрещено законодательством). Инспектор не имеет право препятствовать этому.

Все вышеуказанные действия сотрудником ГИБДД должны производиться сразу после возникновения соответствующей обязанности, без напоминания. Сам факт исполнения автоинспектором своей обязанности, но только после неоднократных напоминаний водителя или через продолжительный период времени после наступления соответствующей обязанности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ведь обязанность должна исполняться своевременно, без попыток уклонения.

«К машине подошел инспектор, представился он непонятно, толком не именовал причину остановки, востребовал показать ему документы» Конкретно вот этому фразу мы очень нередко используем в собственных жалобах на неправомерные деяния служащих ГИБДД. У инспектора ГАИ, как и у каждого из нас водителей, есть не только лишь правами, да и обязательствами. В нашей статье мы ознакомим вас c функциями, задачками, правами и обязательствами инспектора ДПС в Рф. Другими словами, что они могут делать, а что категорически запрещено. Начнем.

Если при общении с вами инспектор ведет себя непочтительно и грубо, то данными действиями он нарушает Приказ МВД Русской Федерации от 20.04.1999 № 297 «Об утверждении наставлений по функционированию и работе патрульной службы Госавтоинспекции и дорожной безопасности министерства внутренних дел Рф». А если конкретнее то пункт 18.1: отношения служащих ГИБДД с участником дорожного движения (водителем) должны основываться на строжайшем соблюдении закона, сочетании твердости, точном выполнении собственных обязательств, принципиальности и решительности в предупреждении и пресечении нарушений с внимательным, почтительным и благожелательным отношением к гражданам.

В связи с требованиями установленными законом инспектор дорожно-патрульной службы должен сказать номер нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, свое служебное удостоверение участнику дорожного движения. При проверке, с приобретенными от водителя документами нужно обращаться аккуратненько, не делать на их каких-то отметок. Если в документы по какой-нибудь причине вложены валютные знаки либо ценные бумаги, нужно предложить обладателю забрать их.

Главной обязанностью инспектора ГИБДД на основании упомянутого выше приказа Министерства внутренних дел, это в обеспечение беспрепятственного, бесперебойного и неопасного движения тс.

Право инспектировать документы на автомобиль либо останавливать вашу машину, также инспектировать документы на перевозимый груз, дано сотрудникам только только на стационарных постах ГАИ.

Приостановить автомобиль вне схожих пт можно лишь на таких основаниях как:

  • нужно привлечь водителя тс, чтоб оказать помощь сотрудникам милиции либо другим участникам дорожного движения;
  • выполнение решений должностных лиц о воспрещении либо ограничении движения, которые были выданы уполномоченными на то муниципальными органами;
  • присутствие данных, которые свидетельствуют о причастности пассажиров либо водителя к совершению дорожно-транспортного происшествия, злодеяния, административного правонарушения;
  • тс находится в розыске, либо же у инспектора есть данные, которые докладывают ему, что автомобиль употреблялся в противоправных целях;
  • необходимость опроса пассажиров либо водителя об обстоятельствах совершения деяния, свидетелями которого они являются;
  • нарушение ПДД пассажирами либо водителями.

В тот период, когда проводится особые мероприятия, может быть допущена остановка тс вне стационарных постов с целью проверки регистрационных либо водительских документов либо прав, также документов на груз, который перевозится.

Как вы могли увидеть, в законодательстве предпосылки для остановки вас с целью «проверки документов» не существует.

Если инспектор ДПС приостановил вашу машину не на стационарном посту, при всем этом не было обозначено в качестве предпосылки для остановки тс ни 1-го из выше перечисленных пт, поведение инспектора ДПС можно расценить как нарушение служебной дисциплины. «Противотеррористические мероприятия» - такое разъяснение собственных действий самое стандартное при остановке автомобиля не на посту, которое встречается в практике. В схожем случае нужно знать, что «Закон о терроризме и его противодействии» от 6 марта 2006 г. устанавливает, что список используемых мер и решение о внедрении режима операции контртерроризм подлежат незамедлительному обнародованию согласно ст.12 и ст.11.

Инспектору ДПС запрещено останавливать тс на участках авто дорог, где ограниченная видимость, после и до поворота, после либо конкретно перед верхушкой подъема, перед переходами, перекрестками, в зоне ж/д переездов и в других небезопасных местах. Исключение составляют те случаи, где нужно безотложно их приостановить во избежание пришествия негативных последствий. Когда вы подаете жалобу на действие сотрудника ДПС, вам следует отразить, какие обязанности были упущены инспектором ДПС.

Что мы подразумеваем под стационарным постом?

Охото отметить, что стационарный пост - это совсем не то место, где сотрудники ГАИ припарковали собственный служебный автомобиль либо где он сам встал с жезлом. Стационарный пост ГИБДД - это то место, где несется служба нарядами ДПС, которое оборудовано особыми служебными помещениями, обустроено особыми и оперативно-техническими средствами, инженерными либо какими-либо другими сооружениями, к нему также прилегает участок местности (дороги), в его границах наряд ДПС может делать свои многофункциональные обязанности. Стационарным постом можно считать также и контрольный пост милиции, который заходит в систему розыска автомобилей. Посты, которые не отвечают таким требованиям, не являются стационарными постами.

«Запрещено останавливать тс без какой-нибудь на это необходимости» (выдержка из Наставления по работе ГИБДД), нарушение данного требования может привлечь сотрудника к ответственности по статье КоАП: 12.35, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа 15 000 руб. Останавливать тс необходимо на мало маленький срок (согласно наставлению, пункт 13.8).

В то время, когда вы знакомитесь с протоколом, инспектор должен объяснить вам права, которые предусмотрены статьей 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КРФобАП. Если данное требование нарушить - это тянет за собой признание вербования к ответственности нелегальным, и как следствие - прекращение работы по делу.

Так же в функции, задачки, права и обязанности инспектора ДПС в Рф заходит вербование понятых при применении мер по делу и очевидцев при составлении протокола.

Итогом данной статьи выступает то, что вся деятельность сотрудника ДПС, начиная от остановки тс, заканчивая возбуждением дела об административном правонарушении, должна быть, построена в серьезном согласовании с нормативными актами, которые регламентируют таковую. В неприятном случае вся суета с составлением протокола в отношении вас окажется для него пустой растратой драгоценного времени.

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, - административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС - правда .

Но инспекторы с легкостью могут остановить вас в любом месте! Ушлые пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни полицейские, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку . Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, чтобы инспектор показывал такие приказы водителям. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГАИ.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру - правда.

Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение - специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых - вымысел .

Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.

Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права - вымысел .

Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД, - правда .

Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

После остановки инспектором выходить из машины не нужно - правда .

Я помню, как только получил водительское удостоверение (это было в далеком 1994 году), каждый раз, когда машину останавливала ГИБДД, выбегал навстречу инспектору. Я был уверен, что так было нужно.

На самом деле достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД)?
  • необходимость устранения неисправности;
  • наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС - вымысел.

Как я уже отмечал, инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, попросту нет.

В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание - участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине. Подписать нужные бумаги - тоже.

Права и обязанности сотрудников ГИБДД, ДПС, а также полиции четко регламентированы законом о полиции и приказом МВД. Последний документ желательно всегда иметь при себе и выучить основные требования к работе инспекторов ГАИ.

Это довольно большой документ, состоящий из большого количества обязанностей, а также разделов, в которых расписаны все нюансы работы ГИБДД и ДПС:

  • контроль за соблюдением ПДД;
  • взаимоотношения между сотрудниками ГИБДД и участниками движения;
  • причины для остановки, выяснения личности;
  • как инспектор обязан выписывать протокол о нарушении и постановление о штрафе;
  • как проводить освидетельствование на опьянение и так далее.

Рассмотрим основные моменты.

Принят данный закон был в 2009 году, но с тех пор в него было внесено некоторое количество поправок и дополнений в обязанности полицейских. Что должен уяснить для себя водитель в первую очередь?

Осуществление контроля на дорогах

Контролировать движение имеют право как инспекторы ГИБДД, так и представители полиции, в особых случаях допускается и контроль со стороны различных спецслужб и военной администрации - но это уже в самых экстремальных случаях, например, при поимке банды особо опасных преступников, в условиях военных учений на определенной территории, во время вооруженных конфликтов.

Но есть одно общее правило - в случае возникновения таких ситуаций должны быть размещены соответствующие объявления в СМИ, расставлены дорожные знаки, а допущенные к контролю лица обязаны иметь при себе удостоверения, значки с указанием формирования МВД, на них должна быть служебная форма.

При общении с водителями или пешеходами они обязаны четко указывать причину остановки или проверки.

Кроме того, остановка транспорта и контроль за соблюдением ПДД возможны лишь:

  • в зоне размещения стационарных или временных постов;
  • при наличии патрульной машины;
  • контроль может вестись как в скрытой, так и в открытой форме.

Причины для остановки транспортного средства

Установлен единый перечень причин и условий, при возникновении которых сотрудники имеют право останавливать автомобили и пешеходов:

  • при явном нарушении ПДД;
  • несоблюдение правил эксплуатации - несоответствующие световые приборы, загрязненные номера, технические неисправности, неправильная транспортировка грузов и так далее;
  • при опросе свидетелей ДТП, необходимости в понятых, для помощи пострадавшим;
  • при проведении спецопераций.

Общение с водителями

Имеются также прописанные правила общения с участниками движения:

  • Так, прежде всего инспектор должен быть одет по форме, у него должен быть нагрудный значок.
  • При обращении к водителю он должен произносить слова четко, обращаться на «Вы», объяснить причину остановки, по просьбе водителя предъявить удостоверение.

Требовать же от вас предъявить ВУ инспектор имеет право лишь на посту ДПС.

Обратите внимание, что заставить вас выйти из машины инспектор имеет право лишь в следующих случаях:

  • наличие каких-либо несоответствий правилам эксплуатации ТС - поломки, грязные номера, негорящие и т.д., инспектор должен указать на поломку и попросить водителя выйти, чтобы тот лично в этом убедился;
  • если имеется директива по задержанию ТС определенной модели, которое находится в розыске, в таком случае водитель обязан выйти и предоставить доступ к номерам кузова, двигателя, к VIN-коду.

Также инспектор имеет право заставить водителя покинуть машину, если имеется запах алкоголя, имеется подозрение на наркотическое опьянение, в случае если нужно быть понятым или помочь пострадавшим в ДТП.

Выписка штрафов

Еще одно болезненная тема - в приказе регламентируется и данный пункт.

Инспектор должен назвать нарушенные статьи ПДД и соответствующие статьи КоАП, огласить сумму штрафа или вид наказания с учетом смягчающих или отягощающих обстоятельств.

Затем выписывается протокол, который водитель обязан подписать (или не подписать), а также указать какие-либо обстоятельства, неучтенные инспектором.

  • данные инспектора;
  • дата;
  • сумма с указанием статей КоАП;
  • реквизиты для оплаты, номер постановления.

У водителя есть 10 дней для обжалования либо 60 дней для оплаты.

Преследование

Особое внимание в обязанностях уделяется нарушителям, не остановившимся по требованию. В данном случае инспектор имеет право инициировать преследование лично или передать информацию на другие посты. В особых случаях, если нарушитель представляет опасность, дается право на применение огнестрельного оружия.

Современная практика насчитывает массу примеров того, как грубость и не профессионализм становятся причиной для подачи претензии их руководству. Преобладающее большинство нарушений связаны с необоснованной остановкой, отказом от объяснения причин задержания, попыткой выписать несуществующий штраф и нежеланием называть своё звание и фамилию.

Если рассмотреть ситуацию более детально, то становится понятно, что такое поведение работников ГИБДД обусловлено их статусом, позволяющим осуществлять контроль и принимать активное участие в некоторых сферах повседневной жизни россиян. Одновременно с этим, необходимо помнить, что права и обязанности сотрудников ГИБДД подразумевают не только необходимость предотвращать ДТП, устранять их результаты и следить за исполнением всеми участниками движения соответствующих правил. Чаще всего автоинспектора прекрасно знают о своих правах, но совершенно «случайно» забывают об обязанностях.

В соответствии с действующим законодательством грубость и хамство, исходящее от дорожного инспектора, является грубым нарушением. При общении с водителями, работники ГИБДД обязаны неукоснительно соблюдать закон, полноценно исполнять свои обязанности, делать всё возможное для предотвращения нарушений, разговаривать с гражданами вежливо и доброжелательно.

Обращаясь к любому из водителей, полицейский обязан поднести руку к фуражке, представиться, чётко и разборчиво проговорив свои данные, и озвучить основание для остановки. Если общение инициировано самим водителем, пассажиром или пешеходом, правоохранителю следует выполнить вышеуказанные действия и оказать требуемую поддержку, либо предоставить консультацию.

Нагрудный значок должен располагаться таким образом, чтобы можно было легко увидеть его. Номер значка инспектор сообщает в том случае, если собеседник выдвинет соответствующее требование. Что касается удостоверения, то оно показывается в открытом виде, но из рук не выпускается.

С особой осторожностью инспектор должен обращаться с документами. Категорически запрещается ставить в них отметки. Если при получении документов в них обнаружатся деньги или иные ценности, нужно попросить водителя самостоятельно забрать их. Если говорить о ключевой обязанности любого инспектора, то она заключается в обеспечении максимально безопасного передвижения на дорогах. Разумеется, тематика является сегодня актуальной и больной, поэтому обсуждать её, рассматривая права и обязанности сотрудников ГИБДД, нет смысла.

Если сконцентрировать внимание на том, кто именно может произвести остановку авто, то первоначально, следует учитывать назначение транспорта. В частности, если речь идёт о легковых машинах, то их остановка входит в компетенцию регулировщиков. Что касается пассажирского и грузового транспорта, то их остановка должна производиться в специальных местах, обозначенных соответствующим знаком.

Сотрудники службы по надзору в транспортной сфере также могут остановить грузовик или автобус, однако их внешний вид и действия должны отвечать ряду требований. Представители Федеральной структуры обязаны быть одеты в форму и применять для выполнения всех действий специальный диск, оснащённый световозвращателем или индикатором красного цвета.

Чтобы автовладелец гарантированно обратил внимание на указанные действия, правоохранителем может применяться сигнальный свисток.

Беспрепятственно тормозить движение определённых авто и осуществлять проверку бумаг, полицейские могут лишь на стационарных постах. Произведение таких действий вне указанного места является допустимой только при наступлении определённых обстоятельств, к которым относятся:

  • Несоблюдение ПДД любым из участников движения;
  • У сотрудника ГИБДД есть информация, свидетельствующая о причастии автовладельца или одного из пассажиров к выявленному ранее правонарушению;
  • Автомобиль числится в розыске, либо у полицейского есть информация, что он применялся в противозаконных целях;
  • Возникла необходимость получить показания автовладельца или пассажиров о каком-либо происшествии, свидетелями которого они были;
  • Исполнение решений о запрещении или частичном ограничении проезда, принятых уполномоченными инстанциями;
  • Другому водителю или самому полицейскому требуется помощь.

Остановка вне стационарных постов также возможна во время реализации специальных мероприятий. В этот период машину могут тормознуть, проверить документы лица, находящегося за рулём, и бумаги на транспортируемый груз.

Что касается «любимой» фразы многих правоохранителей о том, что остановка произведена для «обычной проверки», то это является незаконным, свидетельствует о прямом несоблюдении служебной дисциплины и предусматривает наказание.

Нередки ситуации, когда при остановке автомашины полицейский заявляет, что в городе проводятся антитеррористические мероприятия, поэтому он обязан произвести проверку. На самом деле, такие слова крайне редко являются правдой. Дело в том, что закон предписывает официально обнародовать любые подобные мероприятия.

Если говорить о штрафных санкциях, предусмотренных за необоснованную остановку, то их размер составляет 20 тыс. руб., что на сегодняшний день является достаточно существенной суммой.

Помимо всего прочего, в законе также обозначены участки, на которых остановка автомобиля автоинспектором категорически запрещена.

В частности, речь идёт о следующих областях:

  • Трассы, где видимость имеет значительные ограничения;
  • Непосредственно перед выполнением манёвра;
  • После завершения разворота или другого манёвра;
  • Перед началом подъёма в гору;
  • После спуска с вершины;
  • В непосредственной близости от дорожных пересечений, пешеходных дорожек, ж/д путей и иных участков, являющихся опасными.

Исключением являются лишь ситуации, когда немедленная остановка является действительно необходимой. Когда права и обязанности сотрудников ГИБДД нарушаются самим правоохранителем и гражданин составляет претензионное письмо на их действия, в тексте документа следует перечислить все нарушения, допущенные инспектором, включая несоблюдение требований безопасности и необоснованного торможения машины в опасном месте.

Практика наглядно демонстрирует факт банального незнания россиянами стандартной терминологии. Понятию «стационарный пост» зачастую присваивается совершенно иное значение. Нередко автоинспектора пытаются убедить граждан в том, что под этим термином подразумевается место парковки служебного автомобиля в данный момент времени. Подобное утверждение далеко от истины.

Стационарным постом именуется место, оснащённое помещениями, специальным оборудованием, коммуникациями, а также близлежащий участок дороги, обустроенный для безопасной остановки автомобилей. Аналогичное название имеет контрольный полицейский пост, являющийся частью системы по поиску автомашин. При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий пост не может считаться стационарным.

Кто такой регулировщик?

Наряду с термином «стационарный пост», у россиян нередко возникают вопросы, касающиеся такого определения как «регулировщик». Если отталкиваться от определения, обозначенного в законодательстве, то можно трактовать его следующим образом: регулировщиком выступает должностное лицо, обладающее полномочиями осуществлять контролирование дорожной ситуации, используя специальные сигналы и непосредственное регулирование движения.

Одежда указанного лица обязана быть форменной и дополняться специальным значком и экипировкой. Полезно знать, что регулировщиками являются не только полицейские, но и работники других служб, выполняющие свои непосредственные обязанности.

Рассматривая права и обязанности сотрудников ГИБДД необходимо уделить внимание ситуации, когда полицейский просит водителя покинуть свой автомобиль. Если эта просьба не подкрепляется законодательным обоснованием, то действия инспектора являются прямым нарушением . В законе предусмотрено лишь несколько обстоятельств, позволяющих автоинспектору потребовать от автовладельца выйти из машины.

К ним относятся:

  • Несоблюдение правил транспортировки грузов или необходимость произвести мелкий ремонт автомобиля;
  • Наличие веских оснований предполагать, что человек, управляющий автомашиной, находится в опьянённом состоянии;
  • С целью проведения процедуры сверки и внесения соответствующих сведений в регистрационные бумаги;
  • С целью проведения процедуры досмотра авто и содержащегося в нём груза;
  • Автовладелец или пассажиры являются подозреваемыми в совершении неправомерных действий;
  • Иные ситуации, требующие непосредственного участия водителя (оказание помощи другому автовладельцу, заполнение бумаг и прочее).

Говоря иначе, если сотрудник ГАИ остановил автомашину и просит водителя покинуть своё транспортное средство, то решение об исполнении данной просьбы принимает исключительно автовладелец, за исключением ситуаций, перечисленных выше.

В соответствии с действующим законодательством остановка автомобиля должна производиться на минимальный промежуток времени. Одновременно с этим следует учесть тот факт, на заявление водителя о том, что время остановки превышает допустимый максимум и инспектору следует предъявить имеющиеся претензии или позволить продолжить поездку, сотрудник ГИБДД может открыто заявить, что в его полномочия входит право осуществить задержание продолжительностью до 3 часов.

Если вы услышали подобное заявление, не нужно сразу впадать в истерику, так как обычная проверка бумаг или оформление протокола не становятся основанием для задержания. Столь длительная задержка вероятна только в том случае, когда это необходимо для реализации исполнительного документа или изучения дела.

Многих россиян интересует вопрос: Каковы права и обязанности сотрудников ГИБДД при заполнении протокола? Отвечая на него, необходимо помнить, что в тот момент, пока водитель будет читать протокол, правоохранитель обязан рассказать ему о правах. Если данное требование не будет соблюдено, автовладелец вправе написать жалобу вышестоящему руководству. Помимо всего прочего, указанное нарушение свидетельствует о том, что водитель был привлечён к ответственности со значительными нарушениями, а значит, производство по делу должно быть прекращено.

Полезно знать, что бланки протоколов, используемые в разных регионах, могут существенно отличаться друг от друга. Независимо от причин, побудивших инспектора оформить данный документ, прежде чем ставить под ним свою подпись, водитель должен внимательно изучить текст и внести необходимые коррективы (при их наличии). Если автовладелец не получил разъяснений касательно своих прав, то этот факт тоже следует отметить в протоколе.

Копия документа вручается автовладельцу лично в руки. Подпись в оригинале следует ставить только после получения своего экземпляра.

Участие свидетелей и понятых

Если автоинспектор составляет протокол, то он обязан привлечь к участию в данной процедуре свидетелей, которые не только предоставят информацию по делу, но и подтвердят её достоверность, поставив подпись в документе. Что касается реализации исполнительных мер, то она требует обязательного участия понятых.

В соответствии с действующим законодательством, чтобы предотвратить нарушение, узнать личность виновного, заполнить протокол, когда данную процедуру нельзя произвести на месте, гарантировать оперативное и корректное изучение дела, выявить сам факт нарушения или реализовать исполнительные меры, сотрудник ГИБДД вправе применить ряд соответствующих мер.

К ним относятся:

  • Транспортировка подозреваемого или виновного в отделение;
  • Задержание;
  • Произведение процедуры досмотра (личные вещи, груз, автомашина, помещения);
  • Лишение права управления транспортом данной категории;
  • Изъятие или арест груза, личных вещей или документов;
  • Привод;
  • Отправка автомобиля на штрафстоянку;
  • Направление водителя для прохождения медицинского освидетельствования.

Если говорить о случаях, когда права и обязанности сотрудников ГИБДД предусматривают обязательное привлечение понятых, то к ним относятся следующие обстоятельства:

  • Процедура досмотра, проводимая в отношении подозреваемого или виновного лица;
  • Осмотр документации и вещей, находящихся на территории, собственник или владелец которой юридическое лицо;
  • Проведение осмотра автомобиля;
  • Конфискация бумаг или личных вещей;
  • Принудительная транспортировка автомашины, мешающей проезду или припаркованной в запрещённом месте, если собственник транспорта отсутствует;
  • Изъятие машины, товаров и других вещей.

Если имеются веские основания предполагать, что водитель находится под воздействием наркотических средств или алкоголя, и его отправляют его для прохождения медицинского освидетельствования, то обязательным условием для реализации меры является привлечение двух понятых. Если это условие будет соблюдено только частично или не будет исполнено вовсе, то применение меры и оформление протокола подлежат обжалованию по причине несоответствия закону.

Обобщение изложенного выше, позволяет установить, что работа автоинспектора, начиная с момента остановки и завершая открытием делопроизводства, должна полностью соответствовать требованиям нормативной документации. В противном случае, действия правоохранителя будут считаться незаконными и могут быть обжалованы путём подачи заявления вышестоящему руководству или в судебные инстанции.

Граждане также должны понимать, что если инспектор не выполняет свои обязанности, нарушая тем самым закон, то не нужно впадать в панику. Если вы не знаете, как правильно отстаивать свои интересы, вы всегда можете связаться с нашими юристами, обладающими обширными теоретическими познаниями и многолетним практическим опытом, и получить развёрнутую консультацию по данному вопросу.

Обязанности инспектора ГИБДД