Свежие новости и изменения — детские пособия в России. Что такое детское пособие и как его получить? Свежие новости и изменения - детские пособия в России

Что такое детское пособие? Так называются предусмотренные Российским законодательством выплаты. Их выплачивают беременным женщинам, молодым матерям и другим категориям населения страны. Каким именно, будет сказано позже. Для чего нужны эти выплаты? Чтобы материально поддержать родителей, т.к. у них часто во время беременности и первое время после рождения малыша значительно уменьшается доход. Кроме того, в его функции входит материальная поддержка родителей и тех, кто усыновил новорожденного. В России выплачивается не одно пособие, а проводится целый ряд таких выплат. В 2015 году каждое из них имеет свои особенности и специфику. Они по-разному назначаются и выплачиваются. Размер этих выплат каждый год меняется, т.к. они индексируются. Поменялся в 2015 году и порядок расчета данных выплат. Причем поменялся кардинально. Даже база для их расчета теперь другая. Далее расскажем подробнее про все пособия гражданам, имеющим детей, которые выплачиваются в России в 2015 году. Регламентирует назначение и выплату каждого из них Федеральный закон о детских пособиях.

При постановке на учет на ранних сроках беременности

Эту выплату получают те беременные женщины, которые встали на учет по своему положению не позже чем на 12 неделе беременности. Какой размер этой выплаты? Крайне небольшой. В 2015 году изначально, когда эта выплата только появилась, она и вовсе была размером лишь 300 рублей. Увеличилась она благодаря индексации.

Кто получает эту выплату? Все та же категория населения, то есть будущие матери. Какие документы нужно предъявить, чтобы получить такие виды пособий? Взять справку у той организации, что ставит беременную женщину на учет. И написано там должно быть, что она поставлена на учет по беременности в такое-то время. Поэтому обязательно, чтобы на справке была указана дата.

Назначается эта выплата и выплачивается по тому же месту назначения, что и выплачиваемая по родам и беременности государственная помощь. О нем будет рассказано несколько позже. Если документы на оба этих пособия были представлены одновременно, то они и выплачиваются вместе. Если справка о том, что женщина поставлена на учет на раннем сроке нахождения в положении, будет предоставлена позже, то и выплачивать этот платеж будут по общему принципу. То есть не позже чем через 10 дней с того момента, как была зарегистрирована справка. Это пособие на ребенка в России сможет получить и безработная женщина, уволенная с работы. Только в этом случае ей произведут оплату не позже чем 26 числа в тот месяц, который будет идти после месяца регистрации справки.

Вернуться к оглавлению

Декретные выплаты

Если женщина застрахована по обязательному страхованию, она получит такую помощь государства. В его получении есть свои особенности. Разберемся с ними далее. В отличие от пособия по уходу за маленьким, на которые могут рассчитывать и мужчины, декретные выплаты положены только женщинам. Все категории получателей этой выплаты перечислены в ФЗ №81. Назовем лишь некоторых из них.

  1. Официально трудоустроенные женщины.
  2. Женщины, которые были уволены не более, чем за год до наступления беременности. Важно, что причиной увольнения должно быть сокращение штатов либо полная ликвидация компании.
  3. Женщины, которые обучаются по очной форме.
  4. Женщины, которые находятся на военной службе по контракту.
  5. Женщины, которые усыновили этого малыша и их можно отнести к любой из перечисленных в этом пункте категории.

Если молодая мать имеет право одновременно получить выплату по уходу за младенцем и указанную материальную помощь, ей придется выбрать одно. Оба сразу она не имеет права получать.

Важно также понимать, что данная материальная помощь выплачивается лишь во время декретного отпуска. Если женщина продолжает работать во время беременности (такое бывает нередко), то продолжает получать зарплату. И эта выплата ей перестает полагаться и просто прекращает начисляться. Так было не всегда. Но в 2015 году и после этого года ситуация обстоит и будет обстоять именно так. Во всяком случае, новости соответствующей тематики говорят именно об этом. Где выплачивается эта материальная помощь? По месту работы или службы. Точный ответ зависит от того, чем женщина занимается и за что получает деньги. Интересно, что если она за последние 2 года работала на нескольких работах, данную материальную помощь ей платят все работодатели. За счет каких средств начисляется эта выплата? За счет средств ФСС. Очень важно тем, кто имеет право на такое пособие, не пропустить срок сдачи документов по его поводу. Не позднее окончания шестого месяца после того, как окончится отпуск по беременности и родам.

Вернуться к оглавлению

По уходу за младенцем

Эта выплата положена тем, кто ухаживает за ребенком во время одноименного отпуска. Важно отметить, что предоставляется данный отпуск до того времени, пока ребенку не исполнится 3 года. А пособие выплачивается и вовсе до достижения им полуторагодовалого возраста. Поэтому не стоит рассчитывать на большее. После того как ребенку исполнится полтора года, рассчитывается не пособие, а лишь крайне небольшая денежная компенсация. Это лишь 50 рублей ежемесячно.

Это пособие может получать не только мать, но и другие ее родственники и родственники ребенка. Главное, чтобы они осуществляли фактический уход за малышом. И по этой причине не могли работать. Кто это может быть? Например, отец ребенка, его бабушка и другие. Если за ним фактически ухаживает несколько родственников, пособие получит кто-то один. Таково установленное правило, которое не подлежит никаким изменениям. Кто оплачивает это пособие? Чаще всего работодатель. В некоторых случаях органы соцзащиты. Если получающий пособие человек работает на нескольких работах, ему платит пособие лишь один. Кто? Это решает сам работник.

От чего зависит размер этой выплаты? От средней заработной платы человека, ухаживающего за ребенком. Считается зарплата за последние 2 года. Имеет значение количество отработанных календарных дней и некоторые другие факторы. Следует знать о выплате таких пособий на детей, что это не только пособие гражданам, имеющим детей. Его может получать и не имеющий своих детей человек.


При рождении ребенка с самого первого дня, а чаще ещё с момента планирования беременности в семье появляются некоторые сомнения по поводу, где брать деньги. Ведь молодая мама какое-то время не сможет работать, а затраты с появлением малыша только возрастут. Большинство семей очень надеются на государственную помощь. Многие из них приходят в ужас, узнав, какую сумму составляет ежемесячное пособие на своего ребенка и сколько необходимо собрать и предоставить разных «бумажек».

В РФ выплата детских пособий , ежемесячно выплачивают до того времени, как ему исполнится 16 лет, а в некоторых случаях до 18 Дня Рождения. К примеру, в Краснодарском крае за квартал молодой матери платят пособие в размере 432 рубля, что выходит в месяц — 144 рубля (2,8 евро или 3,7 американских доллара). Чтобы оформить данное пособие, нужно пройти множество этапов.

1) необходимо собрать много документов;

2) принести справку о количестве человек в своей семье;

3) также справку о заработной плате матери и отца за последние три месяца для работающих; аттестаты, дипломы и трудовые книжки — для безработных и справки из местного центра занятости;

4) сберегательную книжку или выписку с номером счета;

5) если отец или мать прописаны в другом районе, необходимо предоставить справку о том, что этот родитель не получает данное пособие в районе своей прописки;

6) справку из школы подтверждающую обучение ребенка;

7) и, конечно же, паспорта обоих родителей.

II этап: отстоять в очень большой очереди для того, чтобы сдать свой пакет документов (часто бывает, что попав в кабинет у вас не хватает того или иного документа либо срок действия уже прошёл). Для назначения детского пособия необходимо обращаться в отдел социальных программ или в отдел занятости по месту вашего жительства.

III этап: нужно подождать пока работник по социальной сфере определит ваш доход и скажет, что ваши доходы на два рубля превысили норму, и детское пособие вам не положено.

Ещё, очень интересно, почему детское пособие имеет различный коэффициент в разных районах. К примеру, в Москве пособие на ребенка в 2012 году было 800 рублей, в Екатеринбурге сумма пособия составляет 372, 54 рубля, а в городе Ростов эта сумма равняется 297 рублям, и только на Кубани она равна 144 рублям в месяц. Почему? На Кубани живут какие-то другие люди? Создаётся впечатление, что тут семьям с детьми деньги не нужны. И так невероятно смешное пособие на детей, здесь очень урезано. 144 рубля — что это, издевательство или помощь матерям? Неужто в правительстве и вправду считают, что такие деньги способны поправить бюджет молодой семьи?..

Размер пособий на ребенка в 2014 году увеличится на 5%. Такой вывод можно сделать из пректа федерального закона о бюджете на 2014 год, статья 9. Также с 2014 года произойдет увеличение максимальной суммы пособия по беременности и родам (декретных выплат) и материнского капитала.

Более подробная информация о повышении размера пособий семьям с детьми:

Виды детских пособий

Размер выплаты

Единовременное пособие будущим мамам, вставшим на учет в женских консультациях на ранних сроках беременности

Пособие по беременности и родам (декретных выплат). оплачивается 100% от среднего заработка за 140 дней при стандартной беременности (156 при осложненных родах, 194 при многоплодной)

Минимум 25564 руб. за 140 дней

максимум 1479.5 руб. за один день отпуска или 207123 руб. за 140 дней

Единовременное пособие при рождении ребенка или

Единовременная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью

13741.99 руб.

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

2576.63 руб. (на первого ребенка)

5153.24 руб. (на второго и последующих детей)

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (40% от среднего заработка)

Максимальный размер лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, включая военнослужащих

17990,11 руб.

9 303, 99 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

9326 руб.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 21761.25 руб.
Материнский капитал (предоставляется при рождении второго и последующих детей) 429408.5 руб.

». В связи с этим произошли изменения в расчете некоторых «детских» пособий. Как считать «детские» пособия с 1 января 2018 года? Какой размер пособий с 1 января 2018 года? Изменился ли минимальный размер пособия по уходу за ребенком? В каких размерах будет возмещать «детские» пособия ФСС? Какие размеры новых детских пособий на первого и второго ребенка в разных регионах России и кому полагаются такие пособия? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с детскими пособиями, а также таблицу с новыми размерами вы найдете в данной статье.

Виды детских пособий в 2018 году

К «детским» пособиям принято относить выплаты, касающиеся рождения детей. Перечень федеральных «детских» пособий приведен в Федеральном законе от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Рассмотрим, как с 1 января 2018 года изменятся (увеличатся) размеры наиболее часто выплачиваемых «детских» пособий, а именно:

  • пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • пособия по беременности и родам.

Эти пособия выплачивает работодатель. Однако, заметим, что в отдельных регионах РФ проводится пилотный эксперимент по выплате пособий напрямую из бюджета ФСС. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам. См. « ».

Если в организации или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать пособия на детей, то работодателю следует знать размеры детских пособий с 1 января 2018 года.

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Он ввел две новые ежемесячные выплаты на детей – на первого и на второго ребенка. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ. Эти выплата многие также называют «пособиями», поэтому им мы также уделили внимание в этой статье.

Индексация пособий с 1 января 2018 года

Индексации «детских» пособий с 1 января 2018 года не произойдет. В 2018 году и в последующие годы детские пособия нужно индексировать ежегодно с 1 февраля. Коэффициент индексации утверждается Правительством РФ (Федеральный закон от 19.12.2016 № 444-ФЗ.) Аналогичный порядок был временно введен для 2016 и 2017 годов, но теперь стал постоянным. Индексация касается следующих выплачиваемых работодателем пособий:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В связи с этим с 1 января по 1 февраля 2018 года «детские» пособия следует выплачивать в тех же размерах, что и в 2017 году. Обобщим размеры «детских» пособий в таблице с января 2018 года. Эти размеры никак не изменились.

Если же средний заработок сотрудника в расчете на каждый полный месяц расчетного периода меньше МРОТ (ч.1.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ), то пособие по уходу за ребенком рассчитывается исходя из МРОТ:

При этом размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году не может быть меньше минимального установленного значения (ст.11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

МРОТ с 1 января 2018 года составляет 9489 рублей. Поэтому минимальный размер пособия с 1 января составляет 3795,60 р. (9489 р. x 40 %). Менее этой суммы в качестве пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивать нельзя. Однако, напомним, что размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет определяют на дату начала отпуска по уходу за ребенком. Соответственно, если отпуск по уходу начался в 2017 году, то минимальное пособие может быть в размере 3120 р. на одного ребенка. Пересматривать эту сумму и что-то доплачивать работнику не нужно.

С 1 января 2018 года размер минимального пособия на одного ребенка увеличился на 675,60 р. = (3795,60 р.- 3120 р.)

Если же отпуск по уходу за ребенком начинается 1 января 2018 года и позднее, то платить на одного ребенка менее 3795,60 р. нельзя.

Максимальное пособие по уходу за ребенком

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до полутора лет не ограничивается. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие по уходу за ребенком.

Законодательством предусмотрено, что размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:

Следовательно, если отпуск начнется в 2018 году, при расчетах нужно принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2016 и 2017 годы

Они составляют:

  • в 2016 году – 718 000 руб.;
  • в 2017 году – 755 000 руб.

Следовательно, в 2018 году, максимальный средний заработок для расчета отпуска по уходу составит 2017,81 руб. (718 000 руб. + 755 000 руб.) ÷ 730 дней).

Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2018 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 61 341,42 руб. (2017,81 руб. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2018 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 24 536,57 руб. (61 341,42 руб. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.

До 1 января 2018 года максимальное пособие по уходу за ребенком составляло 23 120,66 руб. Следовательно, сумма увеличилась на 14 15,91 р. (24 536,57 р. – 23 120,66 р.).

С 16 января 2018 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2016 и 2017 год. В 2017 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня - в отпуске по беременности и родам.

Зарплата за 2016 год – 422 000 руб., за 2016 год – 390 000 руб. Количество дней в расчетном периоде - 582 дн. (366 + 365 – 25 – 124). Среднедневной заработок - 1395,1890034 руб. ((390 000 руб. + 422 000 руб.) / 582 дн.). Поэтому ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит – 16 965,50 руб. (1395,1890034 руб. × 40% × 30,4 дн.).

Когда пособие по уходу за ребенком в 2018 году нужно пересчитать?

У некоторых бухгалтеров может возникнуть вопрос о том, нужно ли с 1 января 2018 года производить перерасчет уже назначенных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Ответ – нет. Ничего пересматривать не нужно. Дело в том, что, по общему правилу пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет считают один раз - на дату начала отпуска по уходу. Поэтому если пособие назначено в 2017 году, то пересматривать пособие за те месяцы отпуска, которые приходятся на 2018 год, не следует. То есть, в 2018 году ежемесячно нужно выплачивать ту сумму пособия, которая была рассчитана в 2017 году.

Однако имейте в виду, что возможна ситуация, когда может понадобится изменить размер определенного в 2017 году пособия. Это может произойти, если человек прервет отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а в 2018 году вновь возьмет этот же отпуск. И тогда размер пособия по уходу за ребенком нужно будет считать уже исходя из новых значений. Дело в том, что пособие по уходу за ребенком считают и из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому если новый отпуск оформляется в 2018 году, следует принять во внимание новый расчетный период: 2016 и 2017 годы (если работница не воспользуется правом на перенос расчетного периода). В результате сумма пособия может отличаться от того, который выплачивался прежде. Приведем пример.

Сотрудница ушла в отпуск по уходу за первым ребенком с 1 июля 2017 года. Ей рассчитали и назначили пособие в размере 19 460,86 руб.

С 22 января 2018 года работница вышла на полный рабочий день. А 12 февраля 2018 года снова решила уйти в отпуск по уходу за ребенком. Бухгалтер пересчитал ей пособие.

Расчетный период стал: 2016-2017 годы (731 календарный день). В 2016 сотрудница заработала 864 129, 32 руб., что больше лимита за 2016 год 718 000 руб. В 2017 году зарплата составила 332 064,5 руб., это меньше лимита 2017 года в 755 000 руб. Отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком и больничный длились в общей сложности 347 дней.

Средний дневной заработок составит:

(718 000 ₽ + 332 064,5 ₽) : (731 дн. – 347 дн.) = 2734,54 ₽.

Это больше лимита в 2017,81 руб., который действует в 2018 году. Значит, новое пособие по уходу за ребенком за месяц составит:

2017,81 ₽ × 30,4 дн. × 40% = 24 536,57 ₽.

Это на 5075,71 руб. больше, чем в 2017 году (24 536,57 ₽ – 19 460,86 ₽).

Пособие по беременности и родам с 1 января 2018 года

Пособие по беременности и родам, которое выплачивают работодатели, не индексируется ежегодно. Однако максимальный размер пособия станет больше с 1 января 2018 года, поскольку при расчете пособия бухгалтеру потребуется принимать во внимание новое максимальное значение среднего дневного заработка.

Напомним, что пособие по беременности и родам выплачивается единовременно и суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, который составляет (ч. 1 ст. 10 Закона № 255-ФЗ):

Максимальный размер пособия

Для расчета максимальной суммы декретного пособия с января 2018 года нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. Его считают по той же формуле, что и при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть в 2018 году он также составляет 2017,808219 руб. (718 000 р. + 755 000 р.) / 730.

Таким образом, максимальный размер пособия по беременности и родам в 2018 году составит:

  • 282 493,15 руб. – при обычных родах (2017,808219 x 140);
  • 314 778,08 руб. – при осложненных родах (2017,808219 x 156);
  • 391 454,79 руб. – при осложненных многоплодных родах (2017,808219 x 194).

Минимальный размер пособия

С 1 января 2018 года организации и ИП обязаны выплачивать работникам заработную плату не менее 9489 рублей (то есть, не меньше нового МРОТ). См. « »

Пособие по беременности и родам, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работница уходит в декрет в 2018 году, то расчетным периодом станут 2016 и 2017 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Однако меньше определенного размера заработок за расчетный период быть не должен. Государство гарантирует расчет пособия исходя из минимально допустимого заработка. Он определяется так:

Итого, минимальный заработок за расчетный период в 2018 году составляет 227 736 р. (9489 р. x 24)

Другое значение, которое потребуется для расчета пособия по беременности и родам – минимальный среднедневной заработок. Чтобы узнать минимальный среднедневной заработок для расчета пособий, бухгалтеру требуется получившееся значение разделить на 730. Применяется такая формула:

Соответственно, с 1 января 2018 года минимальный среднедневной заработок составляет 311,967123 рублей в день (227 736 р. / 730 дн.). Меньше данной величины с 1 января 2018 года среднедневной заработок для расчета пособий быть не может.

Если отпуск по беременности и родам начался в 2018 году, то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 311, 97 рублей. Если фактический заработок ниже минимального, то нужно было рассчитывать пособие из этого значения. Приведем минимальные размеры пособий по беременности и родам с 1 января 2018 года:

  • 43 675,80 р. (311,967123 × 140 дн.) – в общем случае;
  • 60 521,62 р. (311,967123 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 48 666,87 р. (311,967123 х 156 дн.) – при осложненных родах.

Новые ежемесячные выплата на первого и второго ребенка

Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.

Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах. Эти выплаты не являются пособиями, однако в народе их чаще всего называют «путинские выплаты» или «путинские пособия», поскольку эти выплаты были введены по поручению Президента РФ В.Путина.

Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Размеры пособий с 1 января 2018 года: таблица

В таблице приведем новые размеры пособий с 1 января 2018 года и сравним измененные значения с 2017 годом. Новые значения в таблице выделены.

Вид пособия на конец 2017 года с 1 января 2018 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 613,14 р. 613,14 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 350,33 р. 16 350,33 р.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 ле 3120 р. 3795,60 р.-
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (на одного ребенка) 24 536,57 руб. 23 120,66 р
Минимальный размер пособия по беременности и родам – 34 521,20 руб.- в общем случае;

– 47 835,62 руб. – при многоплодной беременности;

– 38 465,75 руб. – при осложненных родах.

– 43 675,80 р. (311,967123 × 140 дн.) – в общем случае;

– 60 521,62 р. (311,967123 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;

– 48 666,87 р. (311,967123 х 156 дн.) – при осложненных родах.

Максимальный размер пособия по беременности и родам – 266 191,8 руб – в общем случае;

– 368 865,78 руб. – при многоплодной беременности;

296 613,72 руб. – при осложненных родах.

– 282 493,15 руб. – при обычных родах (2017,808219 x 140);

– 314 778,08 руб. – при осложненных родах (2017,808219 x 156);

– 391 454,79 руб. – при осложненных многоплодных родах (2017,808219 x 194).

Новые ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка Не выплачивалось Зависит от субъекта РФ

Обновление: 11:05 23.11.2018

Свежие новости и изменения - детские пособия в России

Минтруд предложил не учитывать государственные детские пособия при расчете среднедушевого дохода семьи для оформления ежемесячных «президентских» выплат, назначаемых при появлении первого или второго ребенка с 1 января 2018 года. Законопроект о внесении соответствующих изменений в ст. 4 закона № 418-ФЗ от 28.12.2017 г. уже разработан и на данный момент проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

После многочисленных обращений граждан Минтруд предложил изменить действующий порядок и не учитывать в качестве доходов федеральные пособия на детей, назначаемые в соответствии с законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. К ним относятся следующие пособия

График доставки пенсии в связи с майскими праздниками в 2018 году в большинстве регионов страны изменится незначительно - все пенсионеры получат деньги своевременно или досрочно.

Выдача пенсий и других социальных выплат Пенсионного фонда через отделения «Почты России» начнется по обычному графику - с 3 мая, с учетом работы отделений почтовой связи. Тем, кто получает пенсию 9 числа каждого месяца, деньги будут выданы раньше - 7 или 8 мая. Конкретные даты доставки с учетом переносов обычно указываются в квитанциях (расчетных листках) за предыдущий месяц. Также эту информацию можно уточнить на официальном сайте Пенсионного фонда или по телефону отделения ПФР по месту жительства. С 10 мая 2018 года пенсии на дом будут доставляться в обычном порядке в соответствии с установленным графиком.

На график перечисления пенсий через кредитные организации (в том числе через Сбербанк) майские праздники вообще практически не повлияют.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, с 1 февраля 2018 года проиндексированы на 2.5% в соответствии с постановлением Правительства от 26 января 2018 года № 74. Это повышение затронет большинство единовременных и ежемесячных социальных выплат, за исключением материнского капитала, который не повышается с 2016 года, а также введенных с 2018 года новых ежемесячных выплат нуждающимся семьям до 1.5 лет при рождении первого или второго ребенка и региональных детских пособий, правила индексации которых устанавливаются в индивидуальном порядке региональными законами.

Коэффициент индексации 1.025 установлен Правительством исходя из определенной Росстатом оценки фактической инфляции за 2017 год - она оказалась рекордно низкой за всю историю наблюдения инфляции в России, поэтому размеры детских выплат в 2018 году тоже изменятся мало. Например, минимальное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет увеличится с 3065.69 до 3142.33 руб. на первого ребенка и с 6131.37 до 6284.65 на второго и последующих.

Проект соответствующего постановления Правительства внесло 11 октября 2017 года Министерство труда и соцзащиты на официальный портал нормативных правовых актов. Напомним, в 2018 году на постоянной основе начнет действовать единый порядок индексации различных социальных выплат, в том числе государственных пособий семьям с детьми: они будут повышаться один раз в год с 1 февраля на подсчитанный Росстатом за прошлый год уровень потребительской инфляции. За 2017 год инфляция в России прогнозируется на рекордно низком уровне - всего 3.2%. В связи с этим Минтруд предлагает установить в 2018 году коэффициент индексации, равный 1.032.

Все больше российских банков и автопроизводителей присоединяются к новым программам льготного автомобильного кредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», которые были запущены этим летом Правительством и Минпромторгом России в рамках Постановления от 7 июля 2017 года № 808. Обе программы будут действовать до 31 декабря 2017 года и предлагают одинаковые льготные условия приобретения автомобиля для двух разных целевых аудиторий - семей, имеющих двух и более несовершеннолетних детей, и начинающих автомобилистов. За первые месяцы по льготным автокредитам в рамках новых программ уже было продано более 16 тыс. автомобилей. Всего до конца года планируется реализовать около 60 тыс. новых машин российского производства.

Соответствующие поправки внесли накануне в Госдуму депутаты от фракции «Единая Россия». Их принятие позволит исключить факты списания приставами выплат социального характера в счет погашения долгов, что также снизит социальную напряженность в обществе на фоне многочисленных арестов пособий, пенсий и алиментов.

Владимиру Путину предложили ввести налог в отношении граждан, не имеющих детей без наличия на то медицинских оснований, а также на малодетные семьи, воспитывающие одного ребенка. Однако в России уже давно существует аналог «налога на бездетность» - граждане, не имеющие детей, уже платят его из своих официальных доходов в размере 182 рубля в месяц!

Изменение размера коснется единовременных и ежемесячных социальных выплат семьям с детьми, выплачиваемых в фиксированных суммах неработающим через Соцзащиту или декретницам по месту работы (только пособия, сумма которых не рассчитывается из величины среднего заработка). При этом размер материнского капитала не изменится и по-прежнему будет составлять 453026 рублей.

Индексация с коэффициентом 1,07 впервые проведена в формате «доиндексации» по фактической инфляции за 2015 год (12,9% по данным Росстата) в соответствии с Постановлением Правительства № 42 от 28.01.2016.

В 2016 году в 53 регионах страны, имеющих средний коэффициент рождаемости ниже среднего по стране, сохранится ежемесячная выплата на третьего и последующего ребенка до 3 лет. Пособие в размере детского регионального прожиточного минимума полагается многодетным семьям, в которых третий или следующие дети были рождены после 01.01.2013 г. С 1 января 2016 года ежемесячная выплата впервые введена также для семей при усыновлении третьего ребенка.

Для большинства из указанных 53 регионов в 2016 году объем софинанирования выплаты от государства составит 40%. Для трех из них к концу выплаты будут полностью прекращены в связи превышением коэффициента рождаемости среднего значения по стране. Помимо этого из-за финансовых сложностей, связанных с кризисом, также сохраняется риск досрочной отмены ежемесячного пособия на третьего ребенка еще в ряде субъектов РФ.

В соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 201-ФЗ в Трудовом кодексе РФ закреплено право беременных женщин на продление срока действия трудового договора непосредственно до момента завершения отпуска по беременности и родам. Для этого работницам будет необходимо подать на имя работодателя соответствующее письменное заявление с приложением медицинской справки, подтверждающей факт и состояние беременности.

Во всех остальных случаях (самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.), не предусматривающих рождение ребенка, срочный договор, как и ранее, может быть продлен работодателем только до момента прекращения беременности сотрудницы - независимо от причин ее завершения.

Ранее статьей 261 ТК РФ предусматривалась возможность продлевать срочный трудовой контракт только на дородовой период, в связи с чем женщины фактически лишались права на полную продолжительность декретного отпуска и выплату декретного пособия в полном объеме - из расчета величины среднего дневного заработка за 70 дней до родов и 70 дней после рождения ребенка.

9 августа 2015 года Президент России по итогам заседания Общественной палаты подписал поручение, предусматривающее установление Правительством РФ до 1 ноября 2015 года права на ежемесячную выплату многодетным семьям на детей до 3 лет, выплачиваемую в настоящее время в 69 регионах страны в соответствии с президентским указом № 606 от 07 мая 2012 года.

Ожидается, что с 2016 года данное пособие будет предоставляться в соответствии с критериями нуждаемости в размере регионального прожиточного минимума не только при рождении, но и при усыновлении третьего или последующего ребенка.

По мнению главы Минтруда Максима Топилина, законопроект поможет перераспределить средства в пользу малообеспеченных граждан, которым действительно нужны предусматриваемые законодательством меры соцзащиты. Кроме того, это позволит также сократить нагрузку на региональные бюджеты в условиях кризиса.

В связи с этим предполагается, что регионы будут устанавливать критерии нуждаемости самостоятельно. Однако это не должно преследовать единственную цель - сократить дефицит бюджета, как будто власти субъектов федерации никакой социальной защитой не хотят заниматься в принципе.

В июле истекает срок, в течение которого Кабинет министров должен рассмотреть и представить на обсуждение в Правительство возможность продления выплат пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет с учетом принципов адресности и нуждаемости. Напомним, в настоящее время родителям детей данной возрастной категории полагается только установленная на федеральном уровне компенсация от работодателя (менее $1 по среднему курсу 2015 года).

Новое пособие предлагается выплачивать с 2016 года только малообеспеченным семьям , среднедушевой доход которых не превышает установленную в регионе величину прожиточного минимума. Однако в Правительстве уже сейчас признают, что с учетом имеющегося дефицита бюджета установление такого пособия является проблематичным.

В частности, еще 8 июня на прошедшем «Круглом столе» партии «Единая Россия» о реализации поручений Дмитрия Медведева по итогам состоявшегося весной Министр труда и соцзащиты Максим Топилин озвучил предварительную оценку необходимого объема ежегодного дополнительного финансирования: «Введение такого пособия может потребовать дополнительные 50 млрд рублей» . В связи с этим в Минтруда считают, что вместо введения дополнительных форм социальной поддержки семей с детьми правильнее было бы направить имеющиеся денежные средства на развитие инфраструктуры, строительство детских садов и открытие ясельных групп.

Прежде всего, это будет относиться к ситуациям, при которых оставшаяся с детьми после развода мать не имеет собственного жилья и вынуждена проживать в съемной квартире. Кроме того, не исключается возможность обязывать второго родителя оплачивать не только часть арендной платы за жилье, в котором проживают его дети, но и в случае приобретения бывшей супругой недвижимости в ипотеку также - погашать совместно ипотечный кредит.

Необходимость данной меры, в первую очередь, вызвана недостаточной защищенностью женщины со стороны закона, связанной с повсеместной практикой «серых зарплат», из-за которых выплачиваемая сумма алиментов зачастую бывает слишком низкой для оплаты аренды жилья. Другой проблемой является сохранение права проживания в квартире супруга после развода - несмотря на законодательное наличие такой возможности, на практике реализовать ее далеко не всегда представляется возможным.

Существующая в настоящий момент система социальной поддержки семей с детьми сложилась в «сытые нулевые» , когда в федеральном бюджете была возможность наращивать объемы и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Ситуация в корне изменилась в 2014-2015 годах на фоне очередного охватившего страну финансового и экономического кризиса.

Сейчас перед руководством страны встает вопрос о «сокращении неэффективных затрат» для уменьшения дефицита бюджета. В 2015 году уже принят ряд мер, с учетом которых становится очевидно - 2016 год станет первым годом реформирования и проведения массовых экспериментов в сфере социальной поддержки населения. Среди принятых и обсуждаемых решений - изменение порядка индексации социальных выплат (в том числе детских пособий), замедление темпов роста материнского капитала, сокращение объемов выплат семьям с детьми в рамках перехода на принципы адресности и нуждаемости.

Какой поддержки от государства можно ожидать родителям в 2016 году?

В последнее время участились обращения родителей к уполномоченному по правам детей и в службу исполнительного производства о том, что судебными приставами был наложен арест на их банковские счета, на которые поступают детские пособия или выплаты по программе материнского капитала (при компенсации понесенных расходов на улучшение жилищных условий или получение образования детьми). Родителей интересует правомерность действий приставов и способы снятия ареста с данных выплат.

А все дело в том, что 20 марта 2015 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 8.03.2015 № 57-ФЗ, в соответствии с которыми теперь граждане должны сами уведомлять приставов о том, что на подлежащие аресту банковские счета поступают детские пособия и иные выплаты, по закону не подлежащие взысканию.

Соответствующий административный регламент устанавливает возможность получения , рассчитываемого в размере 40% от среднего ежемесячного заработка за два полных предыдущих календарных года, напрямую в территориальном органе ФСС в следующих случаях:

  • деятельность работодателя прекращена на день назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ликвидация организации или процедура банкротства);
  • осуществление выплат по месту работы невозможно вследствие недостаточности денежных средств на счетах организации;
  • отсутствует возможность взыскать пособие с работодателя в судебном порядке вследствие невозможности установления его местонахождения.

Заявление на получение прямых выплат из Фонда социального страхования можно подавать в том числе в электронном виде (многофункциональные центры МФЦ «Мои документы», портал госуслуг или официальный сайт Фонда).

С текстом Приказа можно ознакомиться на сайте «Российской газеты» .

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2014 года № 1484 в рамках поэтапного реформирования системы социального страхования в России, начатого 1 июля 2011 года, предусматривается введение пилотного проекта «Прямые выплаты» в шести новых регионах страны в текущем 2015 году. Изменения коснутся порядка получения четырех федеральных детских пособий:

;
  • ежемесячное .
  • Независимо от того, являются ли граждане указанных иностранных государств постоянно проживающими или временно пребывающими на территории РФ, на работодателя возлагается обязанность по перечислению в отношении них обязательных страховых взносов в Фонд социального страхования (ФСС) в том же размере, что предусматривается для россиян (2,9% от фонда оплаты труда работника).

    Кроме того, период трудовой деятельности в России граждан Республики Беларусь, Казахстана и Армении будет засчитываться в общий страховой (трудовой) стаж для целей предоставления всех видов социального обеспечения за исключением пенсионного , которое будет продолжать регулироваться нормами законодательства стран постоянного проживания и отдельными международными договорами в рамках ЕврАзЭС.

    Расходные обязательства по предоставлению социальных выплат возлагаются на государство пребывания без проведения взаимозачета с другими государствами-членами Союза.