Объяснительная записка. Как грамотно написать объяснительную: подробная инструкция

18. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? С какой целью? Расскажите.

Прочитайте реплики из диалогов и описание сутации общения. Какая реплика и какая ситуация общения подходят к каждому из рисунков?

Какие иллюстрации можно нарисовать к остальным ситуациям?

19. Обсудите, какие слова надо употребить при обращении к учительнице, маме или бабушке, подруге? Используйте слова для выбора, приведите и свои примеры. Запишите их, подчеркните обращения.

К учительнице: здравствуйте, уважаемая.

К маме или бабушке: здравствуй, привет, дорогая, милая.

К подруге: здравствуй, привет, дорогая, милая.

20. Спишите предложения с обращением, расставьте знаки препинания.

21. Обратитесь к собеседнику с просьбой или вопросом, на которые можно дать такие ответы:

  1. Конечно, помогу, Вася.
  2. Обязательно позвоню. Не беспокойся, мама.
  3. Путешествуем по городам России.
  4. В Суздале, Владимире, Ярославле.

1) - Саша, ты нам поможешь?

2) - Не забудь, Алеша, мне позвонить, когда доедешь.

3) - А чем вы, друзья мои, занимаетесь в каникулы?

4) - Где ты, юный путешественник, уже побывал.

Как правильно ставить ударение в словах звонишь, позвонишь?

А ты посмотри в орфоэпическом словарике "Говори правильно" в конце учебника.

22. Прочиатйте строки из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.Пушкина и отрывок из народной сказки "Лисичка со скалочкой". Выпишите предложения, которые вам понравились. Обращения обведите. Что может рассказть о герое обращение, которое он использует в речи?

Выпишите выделенные слова, обозначьте в них орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова и запишите их.

23. Запишите несколько предложений с обращением к маме, папе, бабушке и дедушке, друзьям. Подчеркните обращения, верно расставьте знаки препинания.

Мама, расскажи сказку.

Бабушка, твои пирожки лучшие в мире!

Помоги мне починить велосипед, папа.

А ты, дедушка, тоже воевал?

Я, ребята, на каток сегодня не пойду.

24. Обсудите, будет ли отличаться деловая речь (например, общение между учителем и учеником, учеником и директором школы) от обычной разговорной речи. Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так, чтобы сначала участником диалога были учитель и ученик, а потом - два одноклассника.

  1. Просьба объяснить непонятное правило по русскому языку.
  2. Рассказ о том, как прошел выходной день.
  3. Описание самого интересного события.

Деловая речь более строгая (официальная). Ее цель - дать информацию. Поэтому в объявлении, инструкции, объяснительнйо записке эту информацию излагают четко, кратко, ясно.

25. Определите, какие их предложений могут быть употреблены в деловой речи, а какие - в речи разговорной.

1. Прошу предоставить мне отпуск с 1 июня 2011 года. 2. Как же я хочу, чтобы поскорее начались каникулы! 3. За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется выговор. 4. Директор интерната приобрел для учащихся восемь портфелей, одиннадцать учебников, двенадцать линеек, шщестнадцать альбомов и двадцать карандашей. 5. Я с удовольствием пришлю тебе все фотографии, которые сделала во время нашего чудесного путешествия. 6. По прогнозам метеобюро, в Подмосковье сохранится солнечная погода. 7. Малыши с наслаждением бегали по осеннему парку, собирали букеты из опавших листьев. 8. Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18:00.

Спишите предложения, которые употребляются в деловой речи.

Подчеркните орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите проверочные слоав, где это возможно.

26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал инфорамцию? Уместно ли использовал слова в обращении?

Объясните написание выделенных букв. Выпишите слова с непроверяемыми написнаиями.

27. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Каминского "Начинаю новую жизнь".

Можно ли план действий отнести к деловой речи? Помогает ли составление планов четко организовать работу? Выпишите выделенные млова. Обозначьте в них орфограммы.

28. Составьте и запишите один из планов: план проведения каникул, план рабочего дня, план проведения дня рождения.

В школе, например на уроках математики или русского языка, вы знакомитесь с терминами и правилами. Знаете ли вы, что для формулировки терминов и правил используется научная речь? Цель научной речи - четко, точно, ясно объяснить факты, сообщить научные сведения.

План проведения дня рождения.

1) Встретить гостей.

2) Пригласить всех в мою комнату.

3) Показать коллекцию марок, аквариум, рассказть о рыбках.

4) Пригласить к столу. Торжественно вынести пирог, который сам испек под руководством мамы.

5) Поблагодарить за подарки.

6) Пойти гулять в парк и на карусели.

29. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, а какой - к художественной речи?

Выпишите выделенные слова. Сделайте их звукобуквенный анализ.

30. Составьте два текста на одну из предложенных ниже тем так, чтобы один текст был научным, а другой - художественным.

"Ель и сосна". "Кошка". "Трактор".

Если вам трудно составить научный текст, обратитесь к энциклопедии.

31. Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них сравнение.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

З. Александрова.

Объясните, как предметы сравниваются друг с другом. ПО каким признакам они сравниваются? Понять это вам помогут рисунки.

Обратите внимание! В строчках "Как розовые яблоки, на ветках снегири" при сравнении используется слово как. Кроме него, при сравнениях используются слова как будто, словно, точно.

Спишите стихотворные строки, подчеркните орфограммы. Найдите имя прилагательное, выпишите его и разберите как часть речи.

32. Прочитайте загадку и попробуйте ее отгадать.

Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Какие слова используются в загадке для названия месяца? Сравните рисунки. Докажите, что сходство формы двух предметов позволяет перенести название одного предмета (краюшки хлеба) на другой предмет (месяц) и использовать одно название вместо другого.

33. Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова. Они называют один их сравниваемых предметов.

1) Чем ярче день, тем сладост ней в бору дышать сухим смолисты м ароматом, и весе ло мне было по утру бро дить по этим солнечны м палатам! 2) Под большим шатром го лубых небес - вижу - даль степей зеле неется. 3) Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней румяны й, светлы й хоровод толпится весе ло за ней.

Запишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

34. Прочитайте. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.

Сравнение : как вышки, что оконца.

Метафоры : блестят желтою резьбой, золотое решето, черных домиков, конь вороной, новая постель.

35. Прочитайте строки из стихотворения "Мужичок с ноготок" Н.Некрасова.

Попробуйте заменить выделенные слова синонимами из слов для выбора. Оюъясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов.

Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенный, солидный, важный.

36. Прочитайте текст К.Чуковского о стихотворении Н.Некрасова "Мужичок с ноготок".

В каком предложении из текста К.Чуковского выражена его главная мысль? Запишите это предложение.

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.

37. Прочитайте текст К.Паустовского. Определите его тему и главную мысль.

Составьте план текста. Перескажите текст по составленное плану. Выделенные предложения спишите и подчеркните в них главные члены предложения.

Тема : как приручали кота-беспризорника.

Главная мысль : чтобы кот не был вором, накормите, приласкайте и приютите его.

План :

1) Кот-ворюга.

2) Несчастный бродяга.

3) Попался!

4) Приручение кота.

К нам повадился какой-то кот.

Звали его за глаза Ворюгой.

Кот ел больше часа.

  • Пример объяснительной записки
  • Образец объяснительной записки кассира

Как правильно написать объяснительную записку?

Объяснительная записка представляет собой деловой документ, который находится во внутреннем обращении организации. Содержание документа предполагает объяснение причинно-следственной связи между событием, поступком или фактом, обычно негативного свойства, который уже произошёл. Объяснительная записка может быть сопровождением основного документа, тогда в её содержании будут даны пояснения отдельных положений этого документа.

Предназначение объяснительной записки – прояснение ситуации человеком, который является главным лицом в произошедших событиях, возможно, их виновником; цель объяснительной записки – провести внутреннее расследование причин происшествия, разобраться в них, сделать правильные выводы.

В ст. 193 ТК РФ говорится о том, что работодатель обязуется истребовать написание объяснительной записки у сотрудника в случае предполагаемого совершения дисциплинарного проступка. Работник вправе отказаться писать объяснительную записку, закон это предусматривает, у работодателя в этом случае возникает право применить дисциплинарное взыскание по отношению к сотруднику, без наличия его объяснительной записки.

Форма, шаблон объяснительной записки включает в себя обязательные реквизиты:

  • – наименование организации;
  • – указание должностного лица, к которому обращена записка, его ФИО;
  • – наименование документа – «Объяснительная записка»;
  • – дата составления и № регистрации записки;
  • – заголовок к тексту («Касательно…», «О…»);
  • – текст пояснения;
  • – составитель, его подпись.

Пример объяснительной записки

Декану историко – филологическо-го факультета Орловой Н.И.
от студентки 218 группы Ивлевой Г.П.

Объяснительная записка

Касательно пропуска занятий 22 октября 2011 года.
Я, Ивлева Галина Петровна, пропустила 22 октября учебный день (3 пары и 1 практический семинар), в связи с тем, что ко мне в общежитие приехала мама из с. Александровка.
У моей мамы больное сердце, и она вынуждена проходить обследование несколько раз в год в центре функциональной диагностики, именно на такое обследование она прибыла в этот раз. 22 октября 2011 года ей неожиданно стало плохо, она стала задыхаться, я вызвала для мамы «Скорую помощь».
Доктор сделал маме необходимые уколы и сказал, что ей нужно провести в покое целый день. Я решила не ходить на занятия, осталась наблюдать за состоянием мамы. Врач «Скорой помощи» Просянников А.В., по моей просьбе, написал записку о том, что мама нуждается в наблюдении. Записку от врача прилага ю. Прошу Вас учесть уважительную причину пропуска занятий.

Студентка 218 группы Ивлева Ивлева Г.П.

Образец объяснительной записки в школу

Оформление объяснительной записки в школу производится согласно обычным требованиям, писать её может только родитель школьника, либо его официальный опекун, пишется подобная записка на имя директора, обязательно в записке нужно указать класс, в который ходит ваш ребёнок.

Директору Александровской сред-ней школы № 15 Никитину С.А.
от Котова А.А., отца
учащегося 6 «А» класса, Котова Сергея.

Объяснительная записка

О пропуске занятий Котовым Сергеем 2 октября 2012 года.
Я, Котов Алексей Александрович, вместе со своей семьей – женой и сыном Сергеем, учащимся 6 «А» класса, 2 октября 2012 года ехал с дачного участка, где мы убирали урожай. Когда мы находились километров в 5 от города, моя машина заглохла. Завести автомобиль я не смог, пришлось вызывать эвакуатор. В результате этого происшествия, мой сын опоздал на занятия на 3 часа. В этот день у него только 4 урока, смысла идти на занятия уже не было. Я позвонил классному руководителю Анне Петровне Осиповой, объяснил, что сын пропустил уроки по уважительной причине.

Объяснительная записка о невыполнении плана

Образец объяснительной записки в налоговую

Начальнику отдела камеральных проверок ИФНС № 2 г. Артёма
Стафеевой А.О.
от генерального директора ООО «Южное» Александрова И.И.

Объяснительная записка

Касательно претензий налоговой инспекции
Я, Александров Иван Иванович, в ответ на претензии отдела камеральных проверок ИФНС № 2 о несвоевременной сдаче отчётов, поясняю, что по причине тяжёлого заболевания бухгалтера ООО «Южное», в октябре 2010 вынужден был заниматься заполнением и отправкой ежеквартальных отчётов самостоятельно.
Отчёт в налоговую инспекцию был отправлен мной лично заказным письмом, с уведомлением, в почтовом отделении № 3 города Артём 20 октября 2010 года, что не противоречит существующему законодательству, сроки отправки мной отчёта не были нарушены. Возможно, в опоздании отчёта, виноваты работники почты.
К объяснительной записке прилагаю почтовые квитанции, в которых указано время отправления мной заказного письма.

Генеральный
директор ООО «Южное» Александров Александров И.И.

Объяснительная записка об опоздании


подполковнику Павленко С.С.
от служащей МО РФ, делопроизводителя строевого отдела
Зайцевой О.П.

Объяснительная записка

Касательно опоздания на работу 26 июля 2012 года
Я, Зайцева Ольга Петровна, 26 июля 2012 года опоздала на работу на 2 часа. Дело в том, что сегодня утром, во время моего следования на автобусную остановку, я стала свидетелем и участником неприятного происшествия. На десятилетнюю девочку, идущую впереди меня, внезапно напала бродячая собака, и укусила её. Мне пришлось вмешаться в ситуацию, так как девочка была сильно напугана и плакала, а её рана кровоточила. Я доставила девочку в ближайший травмпункт, позвонила на работу её родителям, после этого отправилась на работу. Прошу учесть уважительную причину опоздания.

Образец объяснительной записки о прогуле

Командиру войсковой части 55555
подполковнику Павленко С.С.
от служащего МО РФ, слесаря отдела МТО
Петрова О.С.

Объяснительная записка

Касательно невыхода на работу 29 июля 2010 года
Я, Петров Олег Семёнович, 29 июля 2010 года не смог выйти на работу. Накануне, в воскресенье вечером в моём доме были гости, закуски было мало, а спиртного много. Я сам не понял, что произошло, только я очнулся поздно вечером с ужасной головной болью, а гостей в доме уже не было. Я решил убрать посуду со стола и ещё немного полежать. Когда я проснулся в следующий раз, было уже позднее утро понедельника. Я понял, что очень сильно опоздал на работу, по-прежнему болела голова и всё тело. На работу я не пошёл. Сознаю, что был не прав. Больше такого не повторится.

Правильно составленный документ, который объясняет причину ошибок в работе или нарушений трудовой дисциплины, позволяет работнику оправдать свои действия, а руководителю — определить степень вины подчиненного.

Как бы ни старались работники различных сфер, на производстве, в офисе, на стройке, в конторе или отделе, рано или поздно у каждого из них возникает ситуация, в которой приходится объяснить свои действия (или бездействие) работодателю, оформив мысли в письменной форме.

Документ, объясняющий причины какого-то происшествия, события или поступка работников, называется «объяснительная записка» (сокращенно – «объяснительная» ).

Наличие объяснительной позволяет выяснить все обстоятельства, при которых были совершены ошибки или проступки, определить виновность сотрудника в происшествии.

Причин, по которым руководитель может потребовать подчиненного описать происшествие в объяснительной, достаточно много. Среди самых распространенных:

  • опоздание
  • неявка
  • отсутствие на работе
  • самовольный уход до окончания рабочего дня (смены)
  • отказ от выполнения обязанностей
  • ошибки в работе
  • невыполнение должностных обязанностей
  • выявление нарушений комиссией, проверкой
  • нарушение трудовой дисциплины

Не стоит сразу воспринимать «в штыки» предложение руководителя написать объяснительную. Написанная объяснительная – изложение работником собственного видения ситуации. Этот документ не позволит начальству трактовать все по-своему и наказать невиновного подчиненного.

ВАЖНО: Уголовный Кодекс России предупреждает, что свидетельствовать против самого себя никто не обязан. Поэтому, если изложенные в объяснительной факты подтвердят виновность работника, писать ее он не обязан.

Если руководитель не получил объяснительную через 48 часов после того, как работника попросили ее предоставить, он имеет право применить дисциплинарное наказание.

ВАЖНО: Все объяснительные «подшиваются» к личному делу работника и хранятся 75 лет.



Узнать, на чье имя следует писать объяснительную записку, может каждый работник. Для этого достаточно заглянуть в «Правила внутреннего трудового распорядка». Там четко обозначены руководители, в чьем непосредственном подчинении находится работник. Объяснительная должна быть написана на имя одного из этих людей.

Если группа рабочих собрана из разных подразделений, то все эти люди на время выполнения трудового задания подчиняются руководителю группы. Следовательно, руководитель может требовать объяснительную записку, которая будет написана на его имя.



Как правильно начать, закончить объяснительную записку, что написать в пояснении: правила написания объяснительных записок, инструкция по написанию

Строгих правил оформления объяснительной не существует, форма документа относительно свободная. Но существует несколько условий, которые нужно соблюсти при написании:

  • Сверху в правом углу обозначают, кому и от кого предназначена записка (с указанием ФИО, должностей и названия предприятия).
  • Посередине строки: «Объяснительная».
  • Далее, с абзаца, сам текст в свободной форме с указанием точного времени, даты и обстоятельств происшествия (от первого лица).
  • После текста объяснительной работник вправе разместить приложения, в которых кратко собраны факты, подтверждающие его невиновность.
  • Ниже, начиная с левого угла: должность работника, далее – подпись и расшифровка.
  • Последней, в левом углу, ставится дата – день, когда составляется объяснительная.

ВАЖНО: Излагая в объяснительной причины происшествия, работнику желательно придерживаться официально-делового стиля, без использования ненормативной лексики. В то же время требовать от подчиненного определенного стиля или краткости текста некорректно.



Как написать объяснительную записку на работе по поводу отсутствия на рабочем месте: образец, шаблон, примеры

Избежать объяснений перед начальством по поводу отсутствия на рабочем месте не удастся. Руководство вполне правомерно потребует написать объяснительную записку, ведь невыход на работу без уважительной причины является нарушением трудовой дисциплины.

В объяснительной записке необходимо указать причину отсутствия. Желательно, если она окажется уважительной, а еще лучше – если работник сможет предоставить документы, подтверждающие отсутствие на рабочем месте. Это могут быть справки, чеки или другие официальные бумаги с датой и временем отсутствия работника, подтвержденные подписью и печатью.

ВАЖНО: Нельзя давать ложную информацию, указывать неверные факты, ведь работодатель может проверить полученные в объяснительной данные.

Наиболее часто причиной отсутствия на работе в объяснительных указывают:

  • болезнь или необходимость срочно посетить врача
  • авария, поломка автомобиля
  • погодные условия
  • необходимость срочно устранить последствия затопления в квартире

Образец объяснительной по поводу отсутствия на рабочем месте:

  1. ФИО руководителя в правом углу сверху (например: «Директору ООО «Южный берег» Самуилову Александру Алексеевичу».
  2. Строчкой ниже – свои данные: «от бухгалтера Силиной Натальи Тимофеевны».
  3. Ниже по центру: «Объяснительная».
  4. С абзаца следующей строки: «28.02.2018 года я отсутствовала на работе в связи с тем, что у соседа сверху прорвало трубу, и моя квартира оказалась затопленной. Обнаружила я это в 8.00. Сразу же вызвала ремонтную бригаду и пыталась спасти от порчи собственное имущество. Бригада рабочих приехала через полтора часа после моего звонка, а к работе по устранению течи они приступили около 10.00. Ремонт был закончен в 13.30. Так как мой рабочий день длится до 14.00, приехать на работу я не успела. К объяснительной прилагаю справку из ЖЭКа, подтверждающую прорыв отопительной трубы и факт проведения ее ремонта».
  5. Последняя строка: «1.03.2018г, подпись, Силина Н.Т.»


Как правильно написать объяснительную, разъяснительную записку, чтобы не наказали: советы

Избежать наказания за нарушение поможет правильно составленная объяснительная.

ВАЖНО: Существует мнение, что работник, который пишет «объяснительную» записку, уже соглашается с тем, что в дальнейшем его обвинят в произошедшем. Но если написать «пояснительную» или «разъяснительную» — он будет признан невиновным. Это заблуждение, поэтому не стоит придумывать новые названия для объяснительной записки, а лучше грамотно составить ее текст.

Успех объяснительной записки зависит от точности соблюдения таких правил:

  • Информация должна четко и кратко объяснять ситуацию.
  • Стиль записки должен быть деловым. Неуместны в тексте объяснительной витиеватые фразы, красноречивые обороты.
  • Ни в коем случае нельзя пытаться переложить свою вину на другого работника или скрыть значимые факты.
  • В конце повествования будут уместны извинения и обещания впредь быть внимательнее.
  • Следует использовать для написания объяснительной чистый лист, писать разборчиво и аккуратно.

ВАЖНО: Составляя текст объяснительной, лучше воздержаться от употребления слов, в правильности написания которых возникают сомнения. Необходимо убедиться, что при написании не допущены ошибки, либо заменить это слово синонимом.



Если работник допустил ошибку, ему придется написать объяснительную, независимо от того, что стало причиной его невнимательности. Большинство ошибок на работе происходят из-за усталости, стресса, невнимательности или нехватки опыта. Любую из этих причин можно указать в объяснительной. Главное, в конце записки пообещать впредь быть внимательнее, а в жизни приложить усилия к тому, чтобы подобное больше не повторилось.





Как написать объяснительную записку на работе по поводу жалобы: образец, шаблон, примеры



Объяснительная записка

Жалобу на работника могут оставить клиенты, недовольные уровнем обслуживания или качеством предоставляемых услуг. Объяснительную по поводу жалобы писать сложнее, чем объяснительную по любому другому поводу.

Текст записки должен раскрывать проблему, правдиво описывать сложившуюся ситуацию и оправдывать работника. С другой стороны, в объяснительных подобного рода обязательно должны присутствовать слова раскаяния и обещание впредь не допускать подобных ситуаций.

Но что писать, если инициатором конфликта стал именно клиент, а своей вины в случившемся работник не видит?

  • Следует хорошо обдумать свое объяснение либо посоветоваться с юристом.
  • Не нужно признаваться в том, что невозможно проверить и доказать.
  • В тексте можно упомянуть о добропорядочности и исполнительности работника, отсутствии у него дисциплинарных наказаний в прошлом.
  • Обратить внимание работодателя на имеющиеся смягчающие обстоятельства.
  • Сделать себе ксерокопию объяснительной.

ВАЖНО: Если в объяснительной будут описаны объективные обстоятельства, оправдывающие сотрудника в сложившейся ситуации, с большой вероятностью ему удастся избежать наказания.

Дисциплинарный проступок – неисполнение или недостаточное (ненадлежащее) исполнение трудовых обязанностей без уважительных на это причин. Наказание за совершение проступка предусмотрено в статье 192 ТК РФ:

  • замечание
  • выговор
  • увольнение

Для работников прокуратуры, таможни и госслужащих закон предусматривает более строгие наказания, среди которых лишение званий, понижение в чине, предупреждение о несоответствии и другие.

Но чтобы наказать работника за проступок, работодателю придется доказать:

  • неправомерность действий работника
  • сам факт совершения работником проступка
  • вину работника

Поэтому, при написании объяснительной, работнику нужно обдумать каждое свое слово. В противном случае, работодатель сможет использовать даже самую маленькую «зацепку», чтобы наказать подчиненного за проступок.

ВАЖНО: Нельзя привлечь работника к ответственности за проступок, если в документе ознакомления с положением, которое он нарушил, нет его подписи.



Происшествие на рабочем месте – непреднамеренная, внезапная остановка процесса, которая может повлечь за собой травму, смерть, потерю материальных средств или иной ущерб.

В зависимости от вида происшествия и вины в нем работника, последует наказание. В лучшем случае это будет выговор и лишение премии, а в худшем – увольнение.

В объяснительной следует правдиво описать происшествие, отметив свою в нем роль. При этом важно точно указывать время. В некоторых случаях текст лучше составлять вместе с юристом.



Если проверка на работе выявила нарушения, избежать объяснений в письменном виде не удастся. А вот остаться безнаказанным можно, только в том случае, если такие нарушения были обнаружены впервые, а сам работник пользуется доверием и уважением.

В любом случае, в объяснительной нужно покаяться и пообещать, что в будущем нарушения будут исправлены и больше никогда не повторятся.

Однако если нарушения были выявлены не впервые, надеяться не на что – заслуженное наказание не заставит себя долго ждать, независимо от того, что написано в записке.



Написать объяснительную записку совсем не сложно, тем более, что какая-то особая форма для нее не требуется. Но достоверность и краткость текста, искренность, аккуратность письма и отсутствие грамматических ошибок могут помочь избежать наказания либо смягчить его.

Видео: Как правильно и грамотно написать объяснительную записку на работе?

2013-06-21 16:08:53 - Лариса Алексеевна Тюлина
вот моя служебная записка по итогам прошлого года. Имена не указываю.
Директору гимназии имени А.С. Пушкина
Т.В. Калмыковой
учителя истории, обществознания и географии
Л.А. Тюлиной
служебная записка.
28 мая 2012 года состоялся ЕГЭ по истории. Из 20 учащихся, сдававших ЕГЭ не перешли минимальный порог 5 человек. Честно говоря, я ожидала, что не перейдут порог гораздо больше ребят, так как выбрали для сдачи ЕГЭ по истории очень слабые ученики. Подготовка к экзамену началась еще в 10 классе, по окончании изучения каждой темы проводилось тестирование в формате ЕГЭ, проводились работы над ошибками, на уроках давался структурированный материал. Учебная программа была выполнена в полном объеме, после изучения нового материала было организовано итоговое повторение. В зимнюю сессию в этом учебном году проводился репетиционный экзамен. Помимо классных руководителей курирующие завучи отслеживали посещаемость уроков учениками 11 классов, в том числе и уроков истории.
Однако с подготовкой в этом году возникли и объективные трудности. Был изменен формат многих заданий, однако демоверсия была вывешена на сайт ФИПИ только в конце декабря (фактически за полгода до ЕГЭ, а не за год, как по другим предметам!), более того разработчики КИМов не стали себя утруждать подготовкой нового сборника заданий для подготовки к ЕГЭ, в продаже были материалы, которые лишь частично могли помочь учителю и ученикам. Не были подготовлены и методические рекомендации по новым заданиям, а это примерно 1/4 работы! Кроме того, учителям истории не сообщается ни список дат, которые будут в КИМах, ни количество персоналий, ни список произведений авторов культуры. Поэтому, даже те ученики, которые ответственно готовились к ЕГЭ, не всегда могли ответить на вопросы. Примеры:
В каком году был первый советско чехословацкий полет? (это не предусмотрено не в одной программе по истории!)
Соотнести произведение и автора, где правильный ответ: А.Пушкин стихотворение Утопленник (насколько я знаю, даже при углубленном изучении литературы в нашей гимназии это стихотворение не изучается!)
Кроме того, не все ученики относились к подготовке ответственно и серьезно. Так ученица №1 решила сдавать историю только в феврале 2012 года. По состоянию здоровья она пропустила большое количество уроков в 10 классе, даже приняв решение о сдаче истории, на уроках она появлялась редко, проверочные работы игнорировала, на консультации так же не приходила. Я выходила на родительские собрания в 11 А класс, но с ее родителями встретиться не удалось.
Так же несерьезно отнеслась к подготовке и ученица №2. В гимназию она поступила в этом учебном году, несмотря на обещание сдать материал за 10 класс, этого сделано не было. Еще на собеседовании при поступлении в гимназию она сказала, что будет сдавать ЕГЭ по обществознанию, а не по истории. Передумала она так же во втором полугодии, при этом перестав посещать уроки истории. На педсовете по допуску я предлагала не допустить ее до экзамена, но было принято решение дать девочке шанс Увы, она им не воспользовалась!
Ожидаемые результаты показала и ученица №3. Из всех не сдавших ЕГЭ, она единственная попробовала свои силы на репетиционном ЕГЭ зимой. Сделала очень много ошибок, минимальный порог не перешла, более того не сдала репетиционный ЕГЭ и со второй попытки, еле-еле набрала минимальное количество баллов только с третьей попытки. Мы с ученицей и с ее папой обсуждали результаты этого ЕГЭ, однако, ситуация кардинально не изменилась. Первые уроки по понедельникам с завидной постоянностью она фактически не посещала, приходила за 10-15 минут до конца урока. Дополнительно не занималась.
Неприятный сюрприз преподнесла ученица №4. Она всегда показывала хорошие результаты по истории, регулярно посещала уроки, выполняла домашние задания, участвовала в школьном этапе Всероссийской олимпиады по истории, разных конкурсах по истории. Это была одна из немногих участниц ЕГЭ, за которую я была спокойна! И, увы, одна из немногих, которые не приступили к решению части С на экзамене. Даже, выйдя с экзамена, мне не сказала, что ничего писать не стала, наоборот, рассказала, как она ответила на вопросы этой части. Обман раскрылся только тогда, когда пришли результаты. Почему она не стала решать все задания, ученица объяснить не может. Такое ощущение, что не на экзамене была, а на репетиции к нему.
Ученица №5 единственная из всех несдавших, на экзамене находилась все положенное время, прорешала все задания. К экзамену она старательно готовилась, посещала все уроки и консультации, выполняла все домашние задания. Но девочка не смогла запомнить всю необходимую информацию. Очень обидно, что она не добрала два балла до минимального порога. Если бы она показала такой результат в прошлом учебном году, то она бы порог перешла!
К служебной записке прилагаю карты индивидуальной подготовки к ЕГЭ на тех учащихся, которые не перешли минимальный порог.
14.05.2012 .
Учитель истории, обществознания и географии /Л.А. Тюлина/

Ситуации, когда приходится писать объяснительную записку, возникают достаточно часто. Поэтому стоит знать, как правильно составляется данный документ. В нашей статье мы расскажем обо всех особенностях оформления объяснительной записки, в зависимости от того, куда она предоставляется.

○ Что такое объяснительная записка?

Объяснительная записка – документ, объясняющий какие-либо причины (отсутствие на рабочем месте, опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.). Следует учитывать, что в законодательстве не предусмотрено данное понятие, но установлена обязанность работодателя требовать объяснения от сотрудника, прежде чем применять к нему дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
(ст. 19 Трудового кодекса РФ).

○ Правила составления объяснительной.

Закон не регламентирует обязательную форму составления документа. Существует унифицированная форма представленного документа, которая утверждена 14 мая 2007 года под номером 25, но она носит рекомендательный характер. Поэтому организации могут использовать собственную структуру, предварительно издав приказ, регламентирующий его.

Структура текста.

Независимо от используемой формы в документ должны быть включены следующие части:

  • Фактическая, где указываются факты, послужившие поводом для создания документа.
  • Причинная, объясняющая проступок.

Также нужно указать следующие факты:

  • Название организации, где трудится лицо.
  • Место составления документа.
  • Сведения о составителе (ФИО и должность).
  • Наименование документа («Объяснительная записка»).
  • Указание объяснений причин проступка.
  • Дата написания.
  • Зарегистрированный номер.
  • Подпись.

Как сформулировать причины?

Форма составления документа свободная. Это значит, что вы можете излагать свои мысли произвольно. Однако следует учитывать стиль написания – необходимо следование деловой этике и соблюдение норм русского языка.

Главное в данном документе ­– правильно сформулировать причину своего проступка, чтобы у руководства не возникло сомнений в отсутствии преднамеренности и честности сотрудника. Правила, которые следует учитывать при объяснении причин:

  • Лаконичность – пишите кратко и по смыслу.
  • Обоснованность – укажите причины проступка.
  • Осознанность – покажите, что поняли свою ошибку.

Использование указанных правил позволит составить документ, который поможет избежать дисциплинарного взыскания.

○ Где может пригодиться?

Несмотря на то, что чаще всего объяснительная используется в трудовых отношениях, она может понадобиться и в других ситуациях. Рассмотрим подробно каждый вариант.

Объяснительная в школу.

Подобный документ может понадобиться в школе по причине отсутствия ребенка на занятиях без предварительного уведомления или в случае, если родители не посетили собрание. Документ составляется от руки, в ней указываются стандартные данные: адресат обращения, дата и место написания, данные составителя, приводимые объяснения и подпись.

Отличительным признаком данного вида объяснительной является то, то она составляется не прогулявшим ребенком, а его родителями.

Пример подобного документа приведен здесь:

Объяснительная в институт.

Данный вид документа составляется студентом на имя декана факультета, на котором он обучается. В документе помимо стандартных сведений нужно дополнительно прописать число пропущенных учебных дней, указать даты и причину отсутствия. Если имеется подтверждающий документ (например, медицинская справка), его нужно приложить к объяснению.

Объяснительная на работу.

Данный вид объяснительной является самым распространенным и составляется перед принятием руководством решения о дисциплинарном взыскании.

Может оформляться в качестве объяснения своего отсутствия или невыполнения служебных обязанностей. Во втором случае объяснительная является частью основного документа.

Объяснительная в полицию.

Бывают ситуации, когда объяснения приходится писать и в полицию. Подобная необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  • Вызов наряда, которому приходится давать письменное заверение, что реакция на звонок была.
  • Совершение противоправных действий против заявителя, который объясняет, что именно произошло.
  • Оформление документа со стороны нарушителя, который поясняет, где находился и чем занимался в определенный момент времени.

В документе указывается стандартная информация о получателе объяснительной, составителе, сути документа, даты оформления и подписи. Образец можно посмотреть здесь.