Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по химии (3) - Документ.

Класс Москва 2010

ЗАДАНИЯ С РЕШЕНИЯМИ

8-1. Названия веществ, простых или сложных часто употребляются в словосочетаниях. Определите эти вещества и допишите предложенные словосочетания:

_____________ дыра

Активированный _____________

________________ , _______________ , ______________ век

Дистиллированная ____________

_________________ клей

__________________ недостаточность

________________ лампа

________________ _________________ ложка

РЕШЕНИЕ.

Озоновая дыра; железный, медный или бронзовый век; силикатный клей; кислородная недостаточность; неоновая лампа; активированный уголь; дистиллированная вода; серебряная или золотая ложка.

8-2. Восстановите пропуски в уравнениях реакций, не изменяя приведенных коэффициентов:

2Li +…. = 2LiOH + H 2

2C 2 H 2 + 5….= …. + 2H 2 O

…. + 6HCl = 2 FeCl 3 +

CuO + …. = H 2 O +….

KOH +…. = K 2 CO 3 + H 2 O

РЕШЕНИЕ.

2 Li + 2Н 2 О = 2LiOH + H 2

2C 2 H 2 + 5О 2 = 4СО 2 + 2H 2 O

Fe 2 O 3 + 6HCl = 2 FeCl 3 + 3H 2 O

CuO + H 2 = H 2 O + Cu

KOH + CO 2 = KHCO 3

8-3. В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора. Расположите выше названные химические элементы в порядке уменьшения числа их атомов, содержащихся в организме человека.

РЕШЕНИЕ.

1) Расчет количества вещества атомов каждого элемента по формуле

n(Э) = m(Э)/A r (Э)

n(O) = m(O)/A r (O) = 65:16=4,06 моль атомов кислорода

n(C) = m(C)/A r (C) = 18:12= 1,5 моль атомов углерода

n(H) = m(H)/A r (H) = 10:1=10 моль атомов водорода

n(Na)= m(Na)/A r (Na) = 0,15:23=0,065 моль атомов натрия

n(Cl) = m(Cl)/A r (Cl) = 0,15:35,5=0,0042 моль атомов хлора

2) Число атомов элемента связано с количеством вещества элемента прямопропорционально.

Сравнивая величины количества вещества атомов каждого элемента, получаем, что в порядке уменьшения атомы располагаются в следующей последовательности:

водород, кислород, углерод, натрий, хлор.

8-4. В лаборатории приготовили водный раствор этилового спирта (С 2 Н 5 ОН) с массовой долей 10%. Плотность раствора спирта равна 0,98 г/мл. Рассчитайте число молекул спирта в 1 мл такого раствора.

РЕШЕНИЕ.

1) m(раствора) = 1·0,98=0,98 г

2) m(вещества) = 0,98·0,1=0,098 г

3) n(вещества) = 0,098:46=0,002 моль

4) N(молекул) = 6,02·10 23 ·0,02= 1,2· 10 22 молекул

8-5. Ученик 6 класса, который еще не изучает химию и не знаком с правилами поведения в химической лаборатории, случайно уронил несколько 3 банки с веществами: 1) CuSO 4 ∙5H 2 O, 2) CuO, 3) Cu. Банки разбились, вещества перемешались. Предложите способ, позволяющий извлечь из смеси (выделить в чистом виде) максимальное число компонентов.

РЕШЕНИЕ.

1) Обработка водой.

Сульфат меди растворится, оксид меди и медь – не растворяются.

2) Фильтрование. На фильтре останется смесь оксида меди и меди.

3) Раствор медного купороса оставить на несколько суток для кристаллизации. Упаривание хуже – получим большей частью безводный сульфат.

4) Остаток оксида меди и меди обрабатываем раствором соляной кислоты. Медь остается, оксид переходит в раствор в виде хлорида (кислота и, соответственно, соль могут быть другими).

5) Хлорид меди отделяем от меди фильтрованием. Из раствора осаждаем гидроксид.

6) Гидроксид меди прокаливаем.

7*. полученный оксид меди будет содержать немного примеси хлорида (или сульфата) натрия. Промываем водой и сушим.


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Класс Москва 2010

ЗАДАНИЯ С РЕШЕНИЯМИ

9-1. Агроном заказал удобрения. Привезли 5 мешков, наполненных белыми гранулами, но без этикеток. В накладной были указаны следующие удобрения: натриевая селитра, аммиачная селитра, хлорид аммония, сульфат аммония, мочевина. Каким образом агроном может определить содержимое мешков, если в его распоряжении имеются вода и еще 3 необходимых реактива. Опишите его действия и приведите уравнения необходимых реакций.

РЕШЕНИЕ.

1) Приготовить растворы веществ, разделить их на четыре порции.

2) Подействовать на каждый раствор первой порции раствором щелочи.

Аммиачная селитра и сульфат аммония при действии щелочи дают аммиак − газ с характерным запахом.

NH 4 + + OH − = NH 3 + H 2 O

Затем сульфат аммония и аммиачную селитру можно различить по реакции с раствором хлорида бария

SO 4 2− + Ba 2+ = BaSO 4 ↓ - белый осадок

3) Подействовать на оставшиеся растворы раствором нитрата серебра для обнаружения хлорид-иона

Cl − + Ag + = AgCl↓

4) Растворы с натриевой селитрой и мочевиной нагреть до кипения. Мочевина при нагревании разлагается с выделением аммиака, который определяется по характерному запаху.

(NH 4) 2 CO + H 2 O = 2NH 3 + CO 2

5) Раствор с натриевой селитрой определяется по остаточному принципу.

На случай, если агроном не различает запахи, в первом и четвертом опыте необходимо к выделяющимся газам поднести влажную индикаторную бумажку, которая покажет щелочную среду.

9-2. Газ, полученный в результате обжига природного пирита, растворили в 136,4 мл раствора гидроксида натрия с массовой долей щелочи 8% и плотностью 1,1 г/мл. В результате образовался раствор, в котором молярные концентрации кислой и средней соли оказались равны. Определите массу использованного пирита, если он содержал 20% (по массе) не окисляющихся примесей.

РЕШЕНИЕ.

4FeS 2 + 11 O 2 = 2 Fe 2 O 3 + 8 SO 2 (1)

SO 2 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + H 2 O (2)

SO 2 + Na 2 SO 3 + H 2 O = 2NaHSO 3 (3)

1) m(раствора NaOH) = 1,1∙136,4 = 150,04 г

m(NaOH) = 150,04 ∙0,08 = 12,00 г

n(NaOH) = 12,00 / 40 = 0,3 моль

2) Вначале получается средняя соль SO 2 + 2NaOH = Na 2 SO 3 + H 2 O

0,15моль 0,3моль 0,15моль

Затем образуется кислая соль SO 2 + Na 2 SO 3 + H 2 O = 2NaHSO 3

х моль х моль 2х моль

Останется (0,15-х) моль Na 2 SO 3

3) По условию задачи в конечном растворе n(Na 2 SO 3) = n(NaНSO 3) ,

т.е. 0,15-х = 2х; 0,15=3х; х=0,05

Следовательно, n(SO 2) общ. = 0,15 + 0,05 = 0,20 моль

4) 4FeS 2 + 11 O 2 = 2 Fe 2 O 3 + 8 SO 2

0,1 моль 0,2 моль

m(FeS 2) чист. = 120∙0,1 = 12,00 г

Масса образца пирита составит m(FeS 2) = 12,00 / 0,8 = 15,00 г

Ответ: 15 г.

9-3. Определите формулу соли, если известно, что она состоит из трёх элементов: азота, водорода и кислорода. Массовая доля азота в ней составляет 43,75 %. Известно, что при нагревании этой соли не образуется твердого остатка. Напишите уравнение реакции термического разложения этой соли.

РЕШЕНИЕ.

1) Соли состоят из катионов и анионов. Значит, в состав катиона входит азот и в состав аниона также. Вероятнее всего, это: катион аммония и анион, содержащий азот, нитрат или нитрит.

NH 4 + и NO х ¯ , соль имеет формулу NH 4 NO х, это могут быть нитрат или нитрит аммония - NH 4 NO 3 и NH 4 NO 2

2) Вычисление молярной массы предполагаемой соли и нахождение её формулы

М(NH 4 NO 3) = 14+4+14+16∙3 = 80 г/моль

М(NH 4 NO 2) = 14+4+14+16∙2 = 64 г/моль

ω=m(N)/М(NH 4 NO х);

М(NH 4 NO 3) = m(N)/ω; М(NH 4 NO 3) = 28/0,4375 = 64

Искомая соль – нитрит аммония NH 4 NO 2

3) Уравнение реакции

NH 4 NO 2 = N 2 + 2H 2 O

9-4. На схеме приведены превращения вещества Х

Предложите Х и запишите уравнения соответствующих превращений.

РЕШЕНИЕ.

2СО + O 2 =2СО 2

СО + Cl 2 = СОCl 2

5СО+ I 2 O 5 = 5СО 2 + I 2

4СО + Ni = Ni(CO) 4

9-5. Напишите уравнения реакций к схеме превращений

РЕШЕНИЕ.

боксит → А - 2Al 2 O 3 4Al + 3O 2 ; C + O 2 = CO 2

расплав катод анод окисление анода

А → Б - 2Al + 2NaOH конц. + 6H 2 O гор. = 2Na + 3H 2

А → Д - 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2

Д → Б - AlCl 3 + 4NaOH = Na + 3NaCl (возможно Na 3

Б → В - Na + CO 2 = Al(OH) 3 + NaHCO 3

В → Г - Al(OH) 3 + NaOH = NaAlO 2 +2H 2 O


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Класс Москва 2010

ЗАДАНИЯ С РЕШЕНИЯМИ

10-1. Восстановите левую часть приведенных ниже уравнений химических реакций.

………→ Br 2 + MnSO 4 + K 2 SO 4 + 2H 2 O

………→ I 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

………→ t 3Fe + N 2 + 3H 2 O

………→ BaSO 3 ↓ + K 2 SO 3 + 2H 2 O

………→ t K 3 PO 4 + 2NH 3 + 3H 2 O

РЕШЕНИЕ.

2KBr + MnO 2 + 2H 2 SO 4 → Br 2 + MnSO 4 + K 2 SO 4 + 2H 2 O

2HI + 2HNO 3 конц. → I 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

3FeO + 2NH 3 → t 3Fe + N 2 + 3H 2 O

Ba(HSO 3) 2 + 2KOH → BaSO 3 ↓ + K 2 SO 3 + 2H 2 O

(NH 4) 2 HPO 4 + 3KOH → t K 3 PO 4 + 2NH 3 + 3H 2 O

10-2. Вычислите массовую долю азотной кислоты в растворе, в котором число атомов водорода равно числу атомов кислорода.

РЕШЕНИЕ.

Пусть n(HNO 3) = х моль

n(Н 2 О) = у моль

Тогда N(H)=(x+2y)N A

По условию x+2y=3x+y, откуда у=2х

ω(HNO 3) = =0,6364 (63,64 %)

10-3. Напишите уравнения реакций к схеме превращений:

С0 → С-4 → С-4 → С+4 → С0 → С-1 + С+2

РЕШЕНИЕ.

3С + 4Al = t Al 4 C 3

Al 4 C 3 + 12 H 2 O = 4Al (OH) 3 + 3CH 4

CH 4 + 2O 2 = СО 2 + 2H 2 O

СО 2 + 2Mg = 2MgO+C

3C+СаO = t СаС 2 + СО

10-4. Озонолиз и окислительная деструкция используются как аналитический метод, дающий возможность установить положение двойных связей в органических соединениях. Определите строение вещества, брутто-формула которого С 5 Н 8 , если в процессе его озонолиза с последующим гидролизом образуются пропандиаль и формальдегид, а при жестком окислении перманганатом калия в присутствии серной кислоты образуютя углекислый газ и дикарбоновая кислота (пропандиовая). Приведите уравнения соответствующих реакций.

РЕШЕНИЕ.

Для воссоздания строения исходного соединения следует записать формулы веществ, образующихся при озонолизе, в последовательности согласно приведенной информации. В исходном соединении 5 атомов углерода, в одном из продуктов (пропандиаль) – 3 атома, поэтому формальдегид образуется из оставшихся двух атомов углерода в соотношении к пропандиалю 2:1. Таким образом, правильная запись будет выглядеть следующим образом:

Таким образом, неизвестное вещество – пентадиен-1,4.

Уравнения реакций:

Гидролиз озонида проводится в присутствии восстановителя, чтобы восстанавливать образующийся в процессе реакции пероксид водорода и не допускать дальнейшего окисления получающихся альдегидов (для правильного ответа участникам достаточно указать в качестве продукта гидролиза Н 2 О 2).

Для воссоздания строения исходного соединения при использовании окислительной деструкции следует знать, что при окислении соединений с терминальным (концевым) расположением кратных связей образуется углекислый газ, в остальных случаях образуются либо карбоновые кислоты, либо дикарбоновые кислоты, кетокислоты или кетоны.

CH 2 =CH-CH 2 -CH=CH 2 +4KMnO 4 + 6H 2 SO 4 →2CO 2 +HOOC-CH 2 -COOH+2K 2 SO 4 +4MnSO 4 +8H 2 O

Анализ продуктов окислительной деструкции подтверждает строение искомого соединения пентадиен-1,4.

10-5. Три углеводорода А, Б и В имеют одинаковый элементный состав и одинаковое количество вещества. Для полного сжигания 1 моль углеводорода А требуется такой же объем кислорода, что и для сжигания смеси 1 моль углеводорода Б и 1 моль углеводорода В. Углеводороды Б и В изомерны между собой и других изомеров не имеют. Углеводород А при окислении образует соединение с тем же числом углеродных атомов. Его бромирование приводит только к одному монобромпроизводному. Определите возможные структурные формулы этих углеводородов. Напишите уравнения соответствующих реакций, используя структурные формулы, укажите условия их протекания.

РЕШЕНИЕ.

Очевидно, что число углеродных атомов в молекуле углеводорода А равно суммарному числу атомов в углеводородах Б и В.

Элементный состав углеводородов не изменяется в зависимости от числа атомов углерода только в гомологических рядах, отвечающих общей формуле С n H 2 n .

ω(С) = = 0,8571 (85,71 %)

ω(С) = = 0,1429 (14,29 %)

следовательно, поиск углеводородов А, Б, В следует направить на алкены и циклоалканы, отвечающие общей формуле С n H 2 n .

Углеводород А не может быть алкеном, так как при окислении алкенов образуются карбоновые кислоты или карбонильные соединения с меньшим числом углеродных атомов.

С 6 H 12 HOOC-(CH 2)-COOH

(С 6 Н 10 О 4 адипиновая кислота)

Углеводород А не может быть алкеном, так как при галогенировании алкенов образуются дигалогенпроизводные

С 6 H 12 + Br 2 С 6 H 11 Br + HBr

Бромциклогексан (монобромпроизводное)

Углеводороды Б и В изомерны, следовательно отвечают молекулярной формуле С 3 Н 6 .

Этой формуле соответствуют пропен и циклопропан. Они изомерны друг другу и других изомеров не имеют. 2балла

I. (А) С 6 H 12 + 9О 2 = 6СО 2 + 6Н 2 О

II. (Б и В) С 3 Н 6 + 4,5О 2 = 3СО 2 + 3Н 2 О

V(О 2) I = V(О 2) II + V(О 2) III


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Название предмета ХИМИЯ

Класс 10

Время выполнения задания 3 часа

Задания

Задание 1 (8 баллов)

В водно-спиртовом растворе йодида бария бы ло обнаружено 3,005·10 22 иодид-ионов и 13,1 г соли, не распавшейся на ионы. Определите степень диссоциации соли (в %) в этом растворе. Напишите уравнение диссоциации иодида бария.

Задание 2 (6 баллов)

Через конфорку кухонной плиты выходит 10 мл метана в секунду. Условия на кухне: 20 ° С, 750 мм. рт. ст. За какое время полностью выкипит чайник, содержащий 1 литр воды? Теплоты образования (ккал/моль): СО 2 – 94; жидкой воды – 68,3; парообразной воды – 57,8; метана ~0.

Задание 3 (9 баллов)

Определите органические вещества A - J . Дополнительно известно, что вещество A может быть получено из неорганических веществ, вещества B и J обладают резким характерным запахом, вещество H – жгучим вкусом.

Задание 4 (9 баллов)

Масса смеси оксидов натрия и калия равна 6 г. После растворения смеси в 100 г 15% раствора гидроксида калия для нейтрализации полученной смеси потребовалось 72,89 мл 20% соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл). Определите массовые доли оксидов в исходной смеси. Опишите химизм происходящих процессов.

Задание 5 (18 баллов)

Предложите метод получения сложного эфира бензойной кислоты и этанола из ацетата натрия без использования других органических соединений. Назовите промежуточные вещества, укажите условия проведения реакций.

Задание 6 (17 баллов)

Газ A (2,24 л, н.у.) пропущен через раствор соли B , при этом выпал окрашенный осадок C (25,4 г) и выделился газ D . В растворе осталось только вещество Е . Полученный раствор имеет сильнощелочную реакцию. Раствор вещества Е упарили, сухой остаток взвесили. Масса Е 11,2 г. Это количество Е снова растворили в воде. На нейтрализацию полученного раствора потребовалось 2 л 0,1 М соляной кислоты. Осадок C отделили и высушили. Он представляет собой темное твердое вещество, возгоняющееся при нагревании. C образует с крахмалом ярко-окрашенные комплексы. Вещества А и E содержатся в природе, оба они являются сильными окислителями.

1. Определите все вещества, ответ подтвердите расчетами. Напишите уравнения реакций.

2. Где встречаются А и E в природе? Укажите цвета А и E в газообразном и жидком состояниях.

3. Человечество до сих пор в значительных количествах получает вещество С из живой природы (т.е. из растений и организмов). Предположите откуда добывается С ? Какого цвета комплекс С с крахмалом?

4. Определите молярную концентрацию соли B в исходном растворе.


Школьников по химии

Название предмета ХИМИЯ

Класс 11

Время выполнения задания 3 часа

Максимальное количество баллов 62 балла

Задание 1 (7 баллов)

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

NaNO 3 + Cu + … = … + Na 2 SO 4 + NO 2 + H 2 O

1. Определите окислитель и восстановитель.

2. Приведите электронные конфигурации атомов азота и меди до и после реакции.

Задание 2 (16 баллов)

После нагревания перманганата калия его масса уменьшилась на 0,96 г. При действии на получившийся остаток 36,5% соляной кислотой (плотность 1,18 г/мл) получено 6,496 л хлора. Определите начальную массу соли и объем израсходованной кислоты. Опишите происходящие химические процессы.

Задание 3 (12 баллов)

Новокаин является лекарственным средством, применяемым для местного обезболивания. Промышленный синтез новокаина исходит из пара -нитробензола:

Расшифруйте структуры промежуточных продуктов A , B , C и новокаина ( D ). Определите продукты взаимодействия новокаина с аналитическими реактивами: бромной водой, концентрированной азотной кислотой, бензальдегидом в присутствии концентрированной серной кислоты, гидроксидом натрия.

Задание 4 (7баллов)

Взаимодействием смеси азота и оксида азота (IV) с раствором едкого натра получено 77 грамм солей. Напишите уравнения соответствующих химических реакций. Рассчитайте число моль каждого газа, если средняя молярная масса их смеси равна 40 г/моль.

Задание 5 (6баллов)

После гидролиза 4,8 г бинарного соединения фосфора ( V ) с одним из элементов VII группы на нейтрализацию полученного раствора ушло 35 мл раствора гидроксида калия (2 моль/л). Определите формулу данного соединения. Ответ подтвердите расчетами и уравнениями реакций.

Задание 6 (14 баллов)

Избыток раствора оксида металла ( II ) взаимодействует с непредельным сопряженным углеводородом А (плотность паров по воздуху 2.69) в водном растворе серной кислоты, при этом известно, что вещество А присоединяет только одну молекулу воды. При действии на А избытком аммиачного раствора оксида металла ( I ) образуется осадок. При пропускании смеси А и водорода над раскаленным оксидом металла ( III ) получен алкан с наименьшим октановым числом.

Приведите возможные структурные формулы углеводорода А, установите искомую структуру вещества А и назовите его. Дайте мотивированное объяснение. Запишите уравнения указанных реакций и условия протекания.


Муниципальный этап все российской олимпиады школьников по химии в Волгоградской области в 2015-2016 учебном году

Название предмета ХИМИЯ

Класс 10

Время выполнения задания 3 часа

Максимальное количество баллов 67 баллов

Решения:

Задание 1

BaI 2 Ba 2+ + 2 I –

( I – в растворе) = 3,005·10 22 / 6·10 23 = 0,05 моль, тогда

(диссоциированного BaI 2 ) = 0,5 ( I – в растворе) = 0,025 моль

n(недиссоциированного BaI 2 ) = 13,1 г / 391 г/моль = 0,0335 моль

Общее содержание в растворе BaI 2 :

( BaI 2 ) = (диссоциированного BaI 2 ) + (недиссоциированного BaI 2 ) = 0,025 моль + 0,0335 моль = 0,0585 моль

Степень диссоциации равна: = 0,025 / 0,585 = 0,427 или 42,7%.

Ответ: 25%.

Итого баллов:

Задание 2

Теплота испарения воды = теплота жидкой воды - теплота парообразной воды= 10,5 ккал/моль.

Теплота сгорания метана=теплота (СО 2)+2 теплота парообразной воды = 209,6.

За секунду из конфорки выходит (согласно уравнению Менделеева-Клапейрона PV = RT ) 4 ,2110 -4 моль метана, что даёт 209,6* 4 ,2110 -4 =0,0883 ккал.

Для испарения литра воды (1000/18=55,6 моль) необходимо 55,6*10,5=583,8 ккал или 6612 сек или 1 час 50 мин.

Итого баллов:

Задание 3

Задание 4

При растворении смеси в растворе гидроксида калия протекают реакции:

Na 2 O + H 2 O = 2NaOH

K 2 O + H 2 O = 2KOH

На нейтрализацию смеси гидроксидов пошло:

( HCl ) = V / M = 0,2 1,1 г/мл 72,89 мл / 36,5 г/моль = 0,44 моль

В растворе уже содержалось гидроксида калия:

( KOH ) = M р-ра / M = 0,15 100 г / 56 г/моль = 0,27 моль

Значит, сумма молей оксида натрия и оксида калия в смеси составляла (0,44 – 0,27)/2 = 0,085 моль. Приняв количество вещества оксида натрия (62 г/моль) за x , а количество вещества оксида калия (94 г/моль) за y , получаем систему уравнений:

x + y = 0,085

62 x + 94 y = 6

Решив ее, получаем ( Na 2 O ) = 0,0625 моль, ( K 2 O ) = 0,0225 моль;

отсюда ( Na 2 O ) = 64,6%, (К 2 O ) = 35,4%.

Итого баллов:

Задание 5

1. CH 3 COONa + NaOH = Na 2 CO 3 + CH 4 ( метан )

2. 2С H 4 (1500 ° С) = 3 H 2 + C 2 H 2 (ацетилен)

3. 3 C 2 H 2 (С, D )= C 6 H 6 (бензол)

4. CH 4 + Cl 2 ( h ) = HCl + CH 3 Cl (хлорметан)

5. С 6 H 6 + CH 3 Cl ( AlCl 3 ) = HCl + C 6 H 5 CH 3 (толуол)

6. C 6 H 5 CH 3 ( KMnO 4 ) = C 6 H 5 COOH (бензойная кислота)

7. С 2 H 2 + H 2 O ( Hg 2+ ) = CH 3 C ( O ) H (уксусный альдегид)

8. CH 3 C ( O ) H + H 2 ( Ni ) = C 2 H 5 OH (этанол)

9. C 2 H 5 OH + C 6 H 5 COOH ( H + , D ) = H 2 O + C 6 H 5 C ( O ) OC 2 H 5 (этилбензоат)

Итого баллов:

Задание 6

Очевидно, С – йод . Его количество (I 2)= 25,4 г / 254 г/моль = 0,1 моль.

Определим Е . Скорее всего, Е – гидроксид щелочного металла (растворимы в воде только щелочи и некоторые гидроксиды щелочноземельных металлов). Если Е – гидроксид одновалентного металла, то М(Е ) = 11,2/0,2 = 56 г/моль. Это гидроксид калия . Если Е – гидроксид двухвалентного металла, то подходящих вариантов нет.

Так как количества I 2 и KOH соотносятся как 1:2 , скорее всего, это иодид калия . Иод образуется в результате окисления окислителем А . Е не может быть солью кислородных кислот иода, т.к. в таком случае, невозможна реакция окисления газом А , в результате которой выделяется элементарный иод. Из газообразных окислителей, содержащихся в природе, подходят только озон и кислород. Известна реакция окисления иодида калия озоном с выделением кислорода .

O 3 + 2 KI + H 2 O = 2 KOH + I 2 + O 2

2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 O

2. Кислород и озон встречаются в атмосфере. Это бесцветные газы, жидкий кислород голубой, а жидкий озон – фиолетовый.

3. Иод добывается из некоторых водорослей. Он образует с крахмалом синий комплекс.

4. Количество иодида калия – 0,1 моль. Объем раствора – 100 мл, значит молярность раствора = 0,1 1000 / 100 = 1 М.

Итого баллов:


Муниципальный этап все российской олимпиады школьников по химии в Волгоградской области в 2015-2016 учебном году

Название предмета ХИМИЯ

Класс 11

Время выполнения задания 3 часа

Максимальное количество баллов 67 баллов

Решения:

Задание 1

2NaNO 3 + Cu + 2H 2 SO 4 = CuSO 4 + Na 2 SO 4 + 2NO 2 + 2H 2 O

N +5 + 1e = N +4

Cu 0 - 2e = Cu +2

1) ок - ль NaNO 3 , вос - ль Cu 0

2) N +5 1s 2

N +4 1s 2 2s 1

Cu 0 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 3d 10

Cu +2 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 9

Итого баллов:

Задание 2

При нагревании перманганат калия разлагается по уравнению:

2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

Следовательно, масса смеси уменьшилась за счет выделения кислорода:

( O 2 ) = m / M = 0,96 г / 32 г/моль = 0,03 моль

Отсюда ( K 2 MnO 4 ) = ( MnO 2 ) = ( O 2 ) = 0,03 моль; ( KMnO 4 ) = 2 ( O 2 ) = 2 0,03 моль = 0,06 моль.

В смеси после прокаливания могут содержаться три вещества-окислителя, выделяющие хлор при взаимодействии с соляной кислотой:

2 KMnO 4 + 16 HCl = 5 Cl 2 + 2 KCl + 2 MnCl 2 + 8 H 2 O

K 2 MnO 4 + 8 HCl = 2 Cl 2 + 2 KCl + MnCl 2 + 4 H 2 O

MnO 2 + 4 HCl = Cl 2 + MnCl 2 + 2 H 2 O

Количество хлора, образовавшегося во второй и третьей реакции составит ( Cl 2 ) = 2 ( K 2 MnO 4 ) + ( MnO 2 ) = 2 0,03 моль + 0,03 моль = 0,09 моль.

Общее количество выделившегося хлора равно ( Cl 2 ) = V / V M = 6,496 л / 22,4 л/моль = 0,29 моль.

Следовательно, в смеси содержится неразложившийся перманганат калия в количестве ( KMnO 4 ) = (0,29 моль - 0,09 моль) 2/5 = 0,08 моль.

Отсюда, количество вещества перманганата калия до прокаливания составляет 0,08 моль + 0,06 моль = 0,14 моль, начальная масса соли m ( KMnO 4 ) = M = 0,14 моль 158 г/моль = 22,12 г.

Количество израсходованного хлороводорода составляет: ( HCl ) = 0,08 моль 16/2 + 0,03 моль 8 + 0,03 моль 4 = 1,00 моль, m ( HCl ) = M = 1 моль 36,5 г/моль = 36,5 г.

m (р-ра HCl ) = m / = 36,5 г / 0,365 = 100,0 г

V (р-ра HCl ) = m / = 100 г / 1,18 г/моль = 84,7 мл.

Ответ: m ( KMnO 4 ) = 22,12 г; V (р-ра HCl ) = 84,7 мл.

Итого баллов:

Задание 3

Задание 4

Пусть исходная смесь содержала х моль оксида азота и у моль азота. При взаимодействии оксида азота с раствором гидроксида натрия образуется эквимолярная смесь нитрата натрия и нитрита натрия:

2NO 2 + 2NaOH = NaNO 3 + NaNO 2 + H 2 O

Масса смесей, полученной из х моль оксида азота равна:

0,5х 85 г/моль + 0,5х 69 г/моль = 77 г; х = 1 моль

Средняя молярная масса смеси газов равна 40 г/моль, тогда:

М ср. = 46х +28у/(х+у) = 46х +28у/(1+у) = 40 г/моль; y = 0,5 моль

Ответ: исходная смесь сдержала 1 моль азота и 0,5 моль оксида азота (IV).

Итого баллов:

Задание 5

Галогенид фосфора ( V ) имеет формулу PX 5 . При гидролизе образуется фосфорная кислота:

PX 5 + 4 H 2 O = H 3 PO 4 + 5 HX

Н 3 РО 4 + 3КОН = К 3 РО 4 + 3Н 2 О

Для полной нейтрализации продуктов гидролиза 1 моль PX 5 потребуется 8 моль KOH .

( KOH ) = cV = 2 моль/л 0,035 л = 0,07 моль

Рассмотрим вариант галогенида фосфора ( V ):

( PX 5 ) = ( KOH ) / 3 = 0,023 моль

M ( PX 5 ) = m / = 4,8 г / 0,023 моль = 208,5 г/моль

Отсюда X – хлор, искомый галогенид – PCl 5 .

1

1

1

1

1

1

Итого баллов:

6

Задание 6

М(А) = 2,69 29 78. Следовательно, эмпирическая формула С 6 Н 6 . Возможны следующие структуры сопряженного ненасыщенного углеводорода А:

1). СН 2 =СН–СН=СН–С СН

2). СН 3 –СН 2 –С С–С СН

3). СН 2 =С(–СН=СН 2)–С СН

4). СН 3 –С С–С С–СН 3

5). СН 2 =СН–С С–СН=СН 2

6). бензол

Присоединение молекулы воды по тройной связи в присутствии сульфата ртути (полученного растворением HgO в серной кислоте).

СН 2 =СН–СН=СН–С СН + Н 2 О СН 2 =СН-СН=СН–С(ОН)=СН 2

СН 2 =СН–СН=СН–С(О) –СН 3

Альтернативные структуры (2), (4), не подходят, так как присоединили бы 2 молекулы воды по двум –С С– связям и Бензол (6) не реагирует в данных условиях.

В присутствии оксида серебра идет замещение атома водорода при тройной связи на серебро.

2СН 2 =СН–СН=СН–С СН + Ag 2 О 2СН 2 =СН–СН=СН–С С–Ag + H 2 O

Тот же результат получится и со структурой (3).

При пропускании паров А с избытком водорода можно ожидать гидрирование всех кратных связей. Процесс осуществляется в присутствии Al 2 O 3 как одного из характерных катализаторов.

СН 2 =СН–СН=СН–С СН + 4Н 2 СН 3 СН 2 СН 2 СН 2 СН 2 СН 3

СН 2 =С(–СН=СН 2)–С СН+ 4Н 2 СН 3 –СН(–СН 2 –СН 3)–СН 2 –СН 3

Меньшим октановым числом обладает неразветвленный гексан , следовательно углеводород А – это гексадиен-1,3-ин-5 СН 2 =СН–СН=СН–С СН.

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

Итого баллов:

14

Муниципальный этап все российской олимпиады школьников по химии в Волгоградской области в 2015-2016 учебном году

Название предмета ХИМИЯ

Класс 9

Время выполнения задания 3 часа

Задания

Задание 1 (10 баллов)

Красящий пигмент оранжевой краски – свинцового сурика – имеет состав Pb 3 O 4 .
1.Какова возможная степень окисления свинца в этом соединении?
2.К какому классу химических соединений можно отнести это вещество?
3. При взаимодействии свинцового сурика с углем можно получить металлический свинец. Напишите уравнение реакции.
4. Сколько г свинца можно получить из 6,85 г сурика, если выход реакции от теоретически возможного составляет 97%?

Задание 2 (12 баллов )

Качественный анализ минерала леонита показал присутствие в нем ионов калия, магния и сульфат-ионов. При прокаливании образца минерала массой 7,32 г его масса уменьшается на 1,44 г. Такая же навеска минерала при растворении в воде и последующем прибавлении избытка раствора хлорида бария образует 9,32 г осадка.
Определите формулу леонита.

Задание 3 (12 баллов)

Вещество массой 14,9 г, образованное двумя видами химических частиц с одинаковым электронным строением 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 , полностью прореагировало с 20,0 г 98%-ной серной кислоты.

2. Определите массу образовавшейся соли.
3. Напишите уравнение реакции водного раствора образовавшейся соли с металлическим магнием.

Задание 4 (10 баллов)

В сосуде при 300 К (градусах абсолютной температуры) и давлении 2 атм содержится 1 моль водорода и 1 моль хлора. После освещения смеси ультрафиолетом и окончания реакции температура сосуда составила 600 К.
1. Напишите уравнение реакции.
2. Почему эта реакция может начаться при освещении?
3. Какой процесс является первой стадией реакции при освещении?
4. Какое давление (атм) было в сосуде при измерении температуры после окончания реакции?
5. Сколько г хлороводорода содержится в сосуде после окончания реакции?

Задание 5 (10 баллов)

Какие из перечисленных веществ пригодны для получения из них кислорода в виде простого вещества в одну стадию:

а) H2O ; б) H 2 O 2 ; в) KMnO 4 ; г) KClO 3 ; д) KPO 3

Напишите уравнения соответствующих реакций

Муниципальный этап все российской олимпиады школьников по химии в Волгоградской области в 2015-2016 учебном году

Название предмета ХИМИЯ

Класс 9

Время выполнения задания 3 часа

Максимальное количество баллов 54 балла

РЕШЕНИЯ

Задание 1 10 баллов)

1) Pb 2 PbO 4 - степени окисления +2 и +4 или (не совсем верное, но оценивается) Pb(PbO 2) 2 Степени окисления свинца +2 и +3
2) Это свинцовая соль свинцовой (свинцовистой) кислоты
3) Pb 3 O 4 + 2 C = 3 Pb + 2 CO 2
4) 6,85 г составляет 0,01 моль сурика; из него получится 0,01 моль или 6,21 г свинца. С учетом выхода 6,21 г свинца х 0,97 = 6,02 г

Задание 2 (12 баллов )

При прокаливании образца удаляется кристаллизационная вода.
Определим ее массу: 7,32 - 1,44 = 5,88 г.
При добавлении хлорида бария получается сульфат бария:
М = 233, = 9,32 / 233 = 0,04 моль.
Таким образом, исходная навеска содержит 0,04 моль сульфат-ионов. Масса сульфат-ионов в навеске - 3,84 г, масса суммы металлов - 2,04 г.
Для вычисления формулы минерала составим систему уравнений:
2 (Mg) + (K) = 2 (SO 4 2-) (условие электронейтральности).
24 (Mg) + 39 (K) = 2,04 (масса металлов в навеске минерала).
Решая систему уравнений, получаем (Mg) = 0,02, (K) = 0,04.
Соотношение K: Mg: SO 4 = 2: 1: 2. Таким образом, формула – K 2 Mg(SO 4) 2 . Теперь надо найти количество кристаллизационной воды. 1,44 г воды составляет 0,08 моль - в два раза больше, чем число моль сульфата.
следовательно, формула леонита - K 2 Mg(SO 4) 2 4 H 2 O

Задание 3 (12 баллов )

Электронному строению соответствуют KCl, CaS, ScP и сочетания этих катионов и анионов.
20 г серной кислоты соответствуют 20/98 = 0,204 моль
Тогда 14,9 г соответствует 0,2 или 0,4 моль соли.
Подходит KCl (74,5)
14,9 г CaS соответствуют 0,207 моль соли; из него с серной кислотой образуется только CaSO 4 , почти не растворимый в воде и не реагирующий в растворе с магнием. 14,9 г ScP соответствуют 0,196 моль соли; при этом серная кислота в недостатке. Формально подойдет K 2 S - получится средний и кислый сульфат.
По 0,2 моль KCl и H 2 SO 4
1) KCl + H 2 SO 4 = HCl + KHSO 4
2) Получится 0,2 моль или 27,2 г кислой соли
3) 2 KHSO 4 + Mg = K 2 SO 4 + MgSO 4 + H 2

Задание 4 (10 баллов)

1) H 2 + Cl 2 = 2 HCl
2) Это цепная реакция, которую инициирует свет, вызывающий распад молекулы хлора на атомы: Cl 2 [h] 2 Cl .
3) Затем идет реакция: H 2 + Cl . = HCl + H . Цепь продолжают атомы водорода: H . + Cl 2 = HCl + Cl .
4) В ходе реакции объем газа не меняется, следовательно изменение давления может быть связано только с изменением температуры газа: P 1 /T 1 = P 2 /T 2 ; P 2 = P 1 T 2 /T 1 .
Тогда P 2 = 2*600/300 = 4 (атм)
5) Из 1 моль водорода и 1 моль хлора получится 2 моль HCl: 36,5*2 = 73 г

Задание 5 (10 баллов)

1. . 2 H 2 O = 2 H 2 + O 2 электролиз

2 H 2 O 2 = 2 H 2 O + O 2 каталитическое разложение

2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 термическое разложение

2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 термическое разложение

Только фосфат калия НЕ разлагается с выделением кислорода

Восьмой класс.

Задача 8-1.

Атом элемента А имеет массу в 14 раз большую, чем атом элемента В. В соединении этих элементов на 100 г элемента А приходится 21,4 г элемента В. Определите, сколько атомов элемента В приходится на один атом элемента А в их соединении и напишите простейшую химическую формулу этого соединения.

О каких элементах может идти речь, если известно, что они располагаются в пределах первых трех периодов периодической системы Д.И.Менделеева?

(10 баллов)

Задача 8-2.

Распределите вещества, которые могут встретиться в повседневной жизни на простые и сложные, а сложные отнесите к известным вам классам веществ (оксиды, кислоты, основания, соли): алюминий, углекислый газ, гашеная известь, мрамор, сода, кислород, ржавчина, уксус, железо, мел. Ответ дайте в форме таблицы:

(10 баллов)

Задача 8-3.

Многие химические превращения можно отнести к одному из следующих четырех типов: реакции соединения; реакции разложения; реакции замещения; реакции обмена. Далее приведены уравнения 10 химических реакций. Проанализируйте их и постарайтесь определить, к какому типу относится каждая реакция.

1) MgSO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + MgCl 2 ;

2) 2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 ;

3) CaO + CO 2 = CaCO 3 ;

4) 2KBr + Cl 2 = 2KCl + Br 2

5) 2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O;

6) 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

7) 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ;

8) CuSO 4 + Mg = MgSO 4 + Cu;

9) Na 2 S + 2HCl = H 2 S + 2 NaCl;

10) 2Fe(OH) 3 = 3H 2 O + Fe 2 O 3

Ответ дайте в форме таблицы, указав номера реакций в нужной колонке:

(10 баллов)

Задача 8-4.

У вас есть три баночки, в каждой из которых находится смесь двух веществ. Ваша задача - разделить каждую смесь и поместить чистые вещества в новые баночки. Кратко опишите, как вы это будете делать для следующих смесей:

а) смесь порошка мела и поваренной соли;

б) раствор поваренной соли в воде

в) смесь песка и древесных опилок.

Какие процессы, физические или химические, вы использовали для разделения смесей?

(10 баллов)

Задача 8-5.

Природный минерал, фосфорит, содержит в качестве основного вещества фосфат кальция, химическое соединение, формула которого Ca 3 (PO 4 ) 2 .

а) Сколько атомов каждого элемента в структурной частице этого соединения?

б) Чему равна относительная молекулярная масса этого вещества?

в) Чему равна массовая доля каждого химического элемента в этом веществе?

г) В каком веществе содержание кальция выше, в фосфате кальция или в гидроксиде кальция Ca(OH) 2 ? Для подтверждения ответа рассчитайте, сколько кальция содержится в 5 г фосфата кальция и сколько - в 5 г гидроксида кальция.

(10 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010/2011 г.

Девятый класс.

Задача 9-1.

На растворение смеси, состоящей из железа и оксида железа(III) израсходовано 133 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,096 г/мл). Выделившийся при этом газ образует при сгорании 1,2*10 23 молекул воды. Определите массовую долю железа в смеси.

(10 баллов)

Задача 9-2.

Юный химики Вася и Маша решили вырастить кристалл медного купороса (CuSO 4 *5H 2 O). Быстро рассчитав, сколько нужно взять медного купороса и воды, они приготовили 200 г насыщенного раствора сульфата меди, опустили в него на тонкой ниточке маленький кристаллик-затравку, и поставили все это в теплое место. Время шло, вода из раствора потихоньку испарялась, а кристаллик все рос и рос. Когда через неделю Вася и Маша вытащили из раствора прекрасный голубой кристалл, обсушили и взвесили, то его масса оказалась равной 6,35 г. Вопросы:

а) Сколько медного купороса и воды было использовано для приготовления 200 г насыщенного раствора, если массовая доля сульфата меди в нем равна 17%?

б) Сколько воды испарилось из раствора за время роста кристалла? (массой затравки можно пренебречь)

в) А юный химик Петя решил повторить этот эксперимент, налил такой же раствор в алюминиевую кружку, опустил затравку, поставил в теплое место… Но спустя некоторое время его ожидал неприятный сюрприз. Опишите, что произошло и напишите уравнение реакции.

(10 баллов)

Задача 9-3.

В замкнутом сосуде смешали водород, кислород и хлор. Плотность полученной газовой смеси по азоту составила 0,4625. Известно, что в смеси содержится в 14 раз больше по объему водорода, чем хлора. Смесь газов взорвали и охладили.

Определите состав исходной смеси (объемные доли) и массовую долю кислоты в растворе, который обнаружили в сосуде.

(10 баллов)

Задача 9-4.

В 5 склянках без этикеток находятся растворы следующих веществ: KOH, Na 2 CO 3 , HCl, Al 2 (SO 4 ) 3 , KCl

а) Какие из этих веществ могут взаимодействовать между собой? Напишите молекулярные и краткие ионные уравнения соответствующих реакций.

б) Опишите, как распознать растворы этих веществ, не используя других химических реактивов (последовательность действий, наблюдения, выводы).

в) Один из осадков, получаемых при взаимодействии этих растворов, растворяется в избытке одного из исходных веществ. Что это за осадок и как объяснить растворение осадка (уравнение реакции).

(10 баллов)

Задача 9-5.

На схеме показаны превращения соединений химического элемента X . Известно также, что соединение D , присутствующее на схеме, в природе образует минерал "известняк".

а) Определите элемент X и назовите вещества, обозначенные буквами, напишите уравнения реакций.

б) Есть ли среди этих реакций окислительно-восстановительная? Если да, укажите для нее окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения.

(10 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010/2011 г.

Десятый класс.

Задача 10-1.

При проведении реакции между 100 мл раствора гидроксида натрия и 50 мл соляной кислоты с концентрациями соответственно 1 моль/л и 1,5 моль/л, температура жидкости поднялась на 6,67 o С. Считая, что плотности растворов равны 1, а их удельная теплоемкость 4,18 Дж/г*град, рассчитайте тепловой эффект реакции нейтрализации и напишите термохимическое уравнение реакции. Как изменится тепловой эффект реакции, если соляную кислоту заменить азотной? Уксусной? Объясните, почему.

(10 баллов)

Задача 10-2.

Смесь карбида алюминия и сульфида алюминия обработали избытком раствора гидроксида натрия, при этом смесь полностью растворилась, и выделилось 6,72 л газа (н.у.) Через полученный раствор пропустили углекислый газ до прекращения выпадения осадка, масса которого после прокаливания составила 40,8 г. Напишите уравнения реакций. Определите массовые доли веществ в исходной смеси.

(10 баллов)

Задача 10-3.

Смесь ацетилена и пропана объемом 3,5 л (н.у.) с плотностью по гелию, равной 8,3, сожгли в избытке кислорода. Продукты реакции пропустили через склянку с концентрированной серной кислотой и затем через склянку с 0,5 л водного раствора гидроксида натрия с плотностью 1,066 г/мл и массовой долей щёлочи 3%. Определите массовые доли веществ, находящихся в полученном при этом растворе.

(10 баллов)

Задача 10-4.

Неправильное использование минеральных удобрений привело к загрязнению озера: зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) по азоту в 70 раз (ПДК(N ) = 2мг/л). Рассчитайте число атомов азота, содержащихся в 1 литре озерной воды, а также молярную концентрацию аммиачной селитры, которая могла быть источником такого загрязнения. Какие массы азотной кислоты и аммиака были напрасно истрачены для получения удобрения, если объем озера оценивается в 60000 м 3 ?

Чем обусловлено применение удобрений при возделывании сельскохозяйственных культур? Какие три основных вида минеральных удобрений вы знаете? Приведите примеры (названия и формулы) веществ, используемых в качестве удобрений.

(10 баллов)

Задача 10-5.

После занятия химического кружка восьмиклассников в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй - "карбонат калия", на третьей - "соляная кислота", на четвертой - "хлорид меди" и на пятой - "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так - колба с хлоридом меди была подписана неправильно. "Надо проверить и другие растворы" - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее.

Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей - выпал белый осадок. "Этого достаточно" - решила Маша и подошла к Саше.

А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной - зеленоватый, и только в одной - ничего не произошло. "Мне тоже все понятно!" - сказал он. А у восьмиклассников остались вопросы:

а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно?

б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор.

в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций.

г) Есть ли среди проведенных реакций окислительно-восстановительные? Если да, укажите окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения.

(10 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2010/2011 г.

Одиннадцатый класс.

Задача 11-1.

К 5.44%-ному раствору хлорида цинка массой 550г, добавили 250 мл раствора гидроксида натрия, гетерогенную смесь перемешали и отделили осадок. При прокаливании осадка образовалось бинарное соединение массой 8,1 г. Определите молярную концентрацию раствора щелочи, если раствор оставшийся после отделения осадка имел а) кислую среду, б) щелочную среду. Почему раствор мог иметь кислую или щелочную среду? Объясните, написав ионные уравнения соответствующих реакций.

(10 баллов)

Задача 11-2.

Кристаллогидрат щавелевой кислоты H 2 C 2 O 4 *2H 2 O содержащий 1% примесей, решили очистить перекристаллизацией. Для этого из 70 г его приготовили насыщенный при 80 o С раствор щавелевой кислоты, который затем охладили до 0 o С. При этом из раствора выпал очищенный кристаллогидрат, а примеси остались в растворе.

Известно, что растворимость щавелевой кислоты в воде при 80 o С равна 84,5 г, а при 0 o С 3,52 г на 100 г воды. Рассчитайте, сколько воды пришлось взять для приготовления насыщенного раствора? Чему равна масса очищенного кристаллогидрата, выпавшего при охлаждении раствора?

(10 баллов)

Задача 11-3.

Один моль смеси этилена с водородом, имеющий плотность по водороду 9, нагрели в замкнутом сосуде объемом 10 л с платиновым катализатором до установления равновесия, при этом давление в сосуде уменьшилось на 20 %.

а) Определите выход продукта реакции в % от теоретически возможного.

б) Рассчитайте, величину константы равновесия данного процесса.

в) Как изменения произойдут в сосуде, если после достижения равновесия, открыв вентиль, выпустить из него часть газов?

(10 баллов)

Задача 11-4.

Смесь 2,97 г порошка алюминия и 5,6 г порошка серы нагрели до полного протекания реакции. Полученную массу измельчили и обработали 120 мл 15%-ной соляной кислоты (плотность 1,075 г/мл). При этом выделялся дурнопахнущий газ, а часть смеси так и не растворилась. Определите массу нерастворившегося вещества, и массовые доли веществ в полученном растворе (растворимостью газа можно пренебречь).

(10 баллов)

Задача 11-5.

Простое вещество А красного цвета энергично взаимодействует с концентрированным раствором вещества Б . При этом получается бесцветный раствор вещества В , которое, в зависимости от количества добавленной щелочи образует вещества Г, Д, или Е . Газ Ж , полученный в первой реакции тоже дает с раствором щелочи два продукта: З и К .

Определите вещества А-К и назовите их, напишите уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных реакций укажите окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения.

(10 баллов)


9 класс

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии прошел с достаточно большим числом участников - 197 человек. но не порадовал своими результатами. Примерно четверть всех участников (50 человек) получили за свои работы 0 баллов, еще около 100 человек набрали от 1 до 10% баллов и только пятеро преодолели 50%-ный барьер.

Право принять участие в областном этапе Всероссийской олимпиаде предоставлено десяти лучшим участникам. Среди них - два призера прошлогодней олимпиады школьников 8 класса: Зданович Александр и Корякин Федор.

Фамилия Школа Балл Место в рейтинге
Зданович Александр МОУ СОШ №17
г. Тобольск
40 1
Сальников Максим "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
30,5 2
Корякин Федор МОУ Сорокинская СОШ, Сорокинский р-н 28 3
Скакун Святослав МОУ СОШ №9
г. Тобольск
27,5 4
Игнатюк Василина МОУ СОШ №88
г. Тюмень
27 5
Ломакина Ольга МОУ СОШ №70
г. Тюмень
19,5 6
Юров Андрей МОУ Казанская СОШ, Казанский район 18,5 7
Дубонос Арсений МОУ СОШ №70
г. Тюмень
17 8
Чичигина Яна МОУ СОШ №70
г. Тюмень
16 9
Оленьков Дмитрий МОУ Абатская СОШ, Абатский район 15 10

Оказалось, что из двухсот лучших химиков 9 класса четверть не знает и не может

Написать уравнение реакции: серной кислоты со щелочью (задача 1);
- диссоциации хлорида алюминия;
- хлорида алюминия с нитратом серебра;
- хлорида алюминия с раствором щелочи (задача 2);
- карбоната магния с серной кислотой (задача 3);
- образования оксида углерода(IV) из простых веществ - термохимическое;
- образования оксида кальция из простых веществ - термохимическое (задача 4);
Рассчитать
- массу растворенного вещества по массовой доле (задача 1);
- количество вещества по числу частиц (задача 2);
- тепловой эффект реакции по массе вещества и теплоте (задача 4);
- количество вещества по массе вещества (задача 5);

Потому, что если бы они знали и умели выполнить хотя бы один из этих простейших элементов решения задачи - у них бы уже не было 0 баллов. А если бы они смогли сделать это все - таких баллов у них уже было бы как минимум 25%. И список этих простейших элементов можно продолжить.

10 класс

Десятиклассников среди участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии оказалось существенно меньше - 114 человек. Но и здесь треть участников (36 человек) получили нулевые баллы. 50%-ный барьер преодолели всего четверо. Среди них и два участника областной олимпиады прошлого года: Саликов Зуфар и Гаврилова Алиса. Право выступить на областной олимпиаде получили лучшие из учащихся 10 класса:

Фамилия Школа Балл Место в рейтинге
Саликов Зуфар "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
41 1
Шнайдер Валентина "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
30 2
Федорцов Андрей МОУ СОШ №21
г. Тюмень
28,5 3
Гаврилова Алиса "ИГОЛ им.Е.Г.Лукьянец"
г. Ишим
25 4
Кудрова Мария МОУ Ингалинская СОШ, Упоровский район 22 5
Усольцев Андрей МОУ Армизонская СОШ, Армизонский район 20 6
Захарова Марина МОУ лицей №93
г. Тюмень
18 7
Некрасова Елизавета Гимназия ТюмГУ
г. Тюмень
17,5 8
Дорохович Михаил МОУ СОШ №5
г. Тюмень
17,5 8

Чего не смогла сделать треть из 114 лучших химиков 10 класса:

Написать уравнение реакции: получения HCl из хлоридов(задача 1);
- алкена с хлором (в общем виде) (задача 2);
- сульфата аммония и NaOH;
- аммиака с растворами кислот (задача 3);
- разложения нитрата натрия;
- разложения нитрата меди (задача 4);
- горения бензола - термохимическое;
- горения ацетилена - термохимическое;
- образования бензола из ацетилена (задача 5);
Рассчитать массу раствора по объему и плотности;
- массу растворенного вещества по массовой доле;
- количество вещества по массе вещества(задача 1,3);
- количество вещества по объему газа (задача 4);
- тепловой эффект реакции по массе вещества и теплоте (задача 5);
Объяснить образование иона аммония (задача 3);
- назначение ацетиленовой горелки (задача 5);

Любой из этих элементов дал бы участнику 1 балл, а их сочетание принесло бы 15 баллов. 15 и более баллов смогли набрать всего 9 человек.

11 класс

Наиболее определиться в своей любви к химии должны были учащиеся 11-х классов. Их оказалось 109 человек, и нулевых результатов здесь было всего 20. Но 50%-ный барьер смогли преодолеть трое. Тем не менее девяти лучшим участникам предоставлена возможность проявить себя на областной олимпиаде:

Фамилия Школа Балл Место в рейтинге
Бельских Денис "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
45,5 1
Козлова Мария Гимназия ТюмГУ
г. Тюмень
31 2
Русских Наталья МОУ Богандинская СОШ,
Тюменский район
27 3
Котова Ирина МОУ Сорокинская СОШ,
Сорокинский район
20 4
Зайцева Ирина МОУ Новоберезовская СОШ,
Аромашевский район
19 5
Зольников Андрей "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
17 6
Голубева Ольга МОУ лицей №93
г. Тюмень
16 7
Васильева Александра МОУ Пегановская СОШ, Бердюжский район 16 8
Ананина Анастасия МОУ Бердюжская СОШ, Бердюжский район 15 9

Чего нужно было не знать и не уметь, чтобы суметь получить 0 баллов в 11-м классе:

Написать уравнение реакции: горения сахарозы по известной формуле;
- взаимодействия КОН с углекислым газом (задача 1);
- оксида алюминия с содой при сплавлении (задача 2);
- получения бертоллетовой соли (задача 3);
- электролиза сульфата меди (хотя бы катодного процесса) (задача 4);
- диссоциации серной кислоты;
- получения серной кислоты (задача 5);
Рассчитывать количество растворенного вещества по объему и плотности раствора и массовой доле(задача 1,2,4);
- количество вещества по молярной концентрации (задача 5);
- pH по концентрации ионов водорода (задача 5);
Объяснить что такое бертоллетова соль,
- какое вещество входит в намазку спичечного коробка;
- какое устройство защищает легкие от вредного газа (задача 3);
- какая кислота содержится в "кислых дождях";
- что такое рН (задача 5);

Этого хватило бы, чтобы набрать 17 баллов, смогли с этим справиться всего 6 человек из 109.

Итак, известны сроки проведения областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии - 30 января-1 февраля 2010 года. Определен состав ее будущих участников. Пожелаем им плодотворной подготовки и успешного выступления!

Другие материалы по проведению областных олимпиад школьников 2010 года представлены на

Задание 1. (10 баллов) Правые части

По правой части с коэффициентами восстановите формулы веществ и коэффициенты в левой части уравнений реакций:

  1. … + … + … = 2Na 2 CrO 4 + 3NaNO 2 + 2CO 2
  2. … + … = Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaCl + H 2 O
  3. … + … + … = 2Na 3 + 3S + 4NaOH
  4. … + … = 2CrBr 3 + 3Br 2 + 7H 2 O + 2NaBr
  5. … + … = K 3 + 2K 2 SO 4
  6. + = 2Cr(OH) 3 + H 2 CrO 4 + 12HF
  7. + = Cr 2 (SO 4) 3 + SO 2 + 2H 2 O + 4HCl
  8. + = 2Na 3 + 3Na 2 S
  9. + = 2CrCl 3 + 12CO
  10. + = 2Na 2 CrO 4 + H 2 O

Решение .

  1. Cr 2 O 3 + 3NaNO 3 + 2Na 2 CO 3 = 2Na 2 CrO 4 + 3NaNO 2 + 2CO 2
  2. 2Na 2 CrO 4 + 2HCl = Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaCl + H 2 O
  3. 2Na 2 CrO 4 + 8H 2 O + 3Na 2 S = 2Na 3 + 3S + 4NaOH
  4. Na 2 Cr 2 O 7 + 14HBr = 2CrBr 3 + 3Br 2 + 7H 2 O + 2NaBr
  5. KCr(SO 4) 2 + 6KOH = K 3 + 2K 2 SO 4
  6. 3CrF 4 + 10H 2 O = 2Cr(OH) 3 + H 2 CrO 4 + 12HF
  7. 2CrCl 2 + 4H 2 SO 4 (конц.) = Cr 2 (SO 4) 3 + SO 2 + 2H 2 O + 4HCl
  8. Cr 2 S 3 + 12NaOH(конц.) = 2Na 3 + 3Na 2 S
  9. 2Cr(CO) 6 + 3Cl 2 = 2CrCl 3 + 12CO
  10. Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaOH = 2Na 2 CrO 4 + H 2 O

Критерии оценивания:

Каждое уравнение – 1 балл (если верные вещества, но не уравнено – 0,5 балла).

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 2. (10 баллов) «Активное ароматическое соединение»

Ароматическое соединение А состава С 7 H 8 O взаимодействует со щелочами, растворяясь в них, даёт окрашивание с хлоридом железа(III), реагирует с ацетилхлоридом и, при осторожном окислении, даёт продукт состава С 7 H 6 O 3 .

Продукт окисления соединения А при нитровании образует, преимуществен но, один изомер.

  1. Приведите структурные формулы всех ароматических соединений состава С 7 H 8
  2. Определите, какая из приведённых структур соответствует соединению А ? Обоснуйте свой выбор.
  3. Напишите уравнения реакций взаимодействия соединения А с гидроксидом натрия, ацетилхлоридом, с подкисленным раствором перманганата калия, а также уравнение реакции нитрования продукта окисления соединения А.

Решение

  1. Молекулярной формуле С 7 H 8 O соответствуют пять ароматических соединений: о -, м — и п -крезолы (метилфенолы), бензиловый спирт и метилфениловый эфир.

бензиловый
спирт

метилфениловый
эфир

2. Из этих пяти изомеров со щёлочами взаимодействуют только крезолы. Они же дают качественную реакцию с хлоридом железа(III). Все три крезола взаимодействуют с ацетилхлоридом и окисляются до гидроксибензойных кислот состава С 7 H 6 O 3 . В гидроксибензойных кислотах имеются активирующая (–OH) и дезактивирующая (–COOH) группы. В этом случае ориентация замещения определяется, главным образом, активирующей группой. При нитровании о — и м -крезолов образуются два и три изомерных мононитро-соединения, соответственно, и только п -гидроксибензойная кислота даёт преимущественно одно нитропроизводное. Следовательно, соединению А соответствует п -крезол (п -метилфенол).

3. Уравнения реакций:




Критерии оценивания.

  1. Структурные формулы ароматических соединений, соответствующихмолекулярной формуле С 7 H 8 O, – 3 балла (по 0,5 балла за каждый из крезолов и бензиловый спирт, 1 балл – за простой эфир).
  2. Выбор соединения А из межклассовых изомеров С 7 H 8 O и его обоснование – 3 балла (из них – 1 балл за выбор крезола, 2 балла – за обоснование пара -изомера).
  3. Уравнения реакций – по 1 баллу, всего – 4 балла .

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 3. (10 баллов) «Расчёт состава газовой смеси»

Смесь ацетилена, этилена и водорода, имеющая относительную плотность по водороду 4,4, содержит 25 % водорода как элемента (по массе).

  1. Определите объёмные доли газов в исходной смеси.
  2. Напишите уравнения реакций гидрирования углеводородов, составляющих исходную газовую смесь.
  3. Определите объёмные доли газов в смеси, полученной после пропускания исходной газовой смеси над никелевым катализатором. (Считайте выход реакций гидрирования равным 100 %.)

Решение

1. Пусть количество вещества исходной смеси газов равно 1 моль, n(С 2 Н 2) = x моль; n(С 2 Н 4) = y моль, тогда n(Н 2) = (1 – x –y) моль. Средняя молярная масса исходной газовой смеси равна:

М ср (исх.) = 4,4·2 = 8,8 г/моль.

8,8 = 26x + 28y +2(1 – x –y) = 24x + 26y +2

24x + 26y = 6,8 (1-е уравнение)

Упрощая, получаем 2-е уравнение:

Решая систему уравнений, находим x = 0,175; y = 0,10.

  • φ(С 2 Н 2) = 0,175 = 17,5%;
  • φ(С 2 Н 4) = 0,10 = 10%;
  • φ(Н 2) = 1 – 0,175 – 0,10 = 0,725 = 72,5%.

2. Уравнения реакций гидрирования ацетилена и этилена:

3. Газовая смесь после пропускания исходной смеси над никелевым катализатором состоит из этана и остаточного водорода.

  • n(Н 2)прореаг = n(С 2 Н 2)·2 + n(С 2 Н 4) = 0,45 моль;
  • n(Н 2)ост = 0,725 – 0,45 = 0,275 моль;
  • n(С 2 Н 6) = n(С 2 Н 2) + n(С 2 Н 4) = 0,275 моль.

Количества вещества этана и остаточного водорода равны, следовательно, равны и их объёмные доли:

φ(С 2 Н 6) = φ(Н 2) = 50%.

Критерии оценивания

  1. Расчёт мольной доли ацетилена, этилена и водорода в исходной газовой смеси – 4 баллов (из них – по 1 баллу за составление уравнений для средней молярной массы и массовой доли водорода).
  2. Уравнения реакций гидрирования ацетилена и этилена – 2 балла .
  3. Определение состава конечной газовой смеси и объёмных долей газов – 4 балла (по 1,5 балла – за количества веществ и 1 балл за объёмные доли).

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 4. (10 баллов) «Органическое основание»

Органическое соединение X , содержащее 11,57% азота (по массе), часто применяется в органическом синтезе в качестве основания. О реакционной способности соединения Х известно следующее: при взаимодействии соединения Х с хлором на свету образуется смесь двух монохлорпроизводных, при реакции с бромом в присутствии бромида железа(III) образуется единственное монобромпроизводное, а окисление Х горячим подкисленным раствором перманганата калия происходит без выделения газа.

  1. Установите структуру соединения Х и приведите его систематическое название.
  2. Напишите уравнения всех описанных реакций.
  3. Приведите уравнение реакции соединения Х с соляной кислотой.

Решение

1. Из описанных свойств вещества Х можно предположить, что оно имеет ароматический характер. Рассчитаем молярную массу вещества Х в предпо- ложении, что в молекуле – один атом азота:

M(X ) = 14 / 0,1157 = 121 г/моль.

Вычитая молярную массу азота, получаем 107 г/моль, что соответствует остатку С8Н11. Таким образом, брутто-формула вещества Х – С 8 H 11 N. Тот факт, что соединение Х реагирует с хлором на свету, говорит о наличии боковых алкильных групп, присоединенных к ароматической системе (причём, как минимум, двух, так как происходит образование двух монохлорпроизводных). Поскольку при окислении подкисленным раствором перманганата калия не происходит выделения газа, можно сделать вывод о том, что алкильные группы представляют собой либо метильные группы, либо радикалы нормального строения длиной от трёх атомов углерода (окисляются в карбоновые кислоты). Наличие в молекуле этильных или изопропильных групп, соединённых с арома- тическим ядром, будет приводить к выделению углекислого газа. Так как бромирование на бромиде железа приводит к единственному монобромпроизводному, можно сделать вывод, что все свободные положения в ароматической системе Х , доступные для реакций замещения, эквивалентны. Анализ брутто-формулы говорит о том, что соединение Х – либо замещенный анилин, либо замещенный пиридин. Однако ни одно производное анилина не удовлетворяет условиям задачи. Из производных пиридина условиям удовлетворяют 2,4,6-триметилпиридин (известный как симм- коллидин) и 3,4,5-триметилпиридин. Последний плохо бромируется в орто- положение, но формально подходит.

(допускается вариант с HBr и свободным пиридином)

Критерии оценивания

  1. Расчёт брутто-формулы вещества Х 2 балла .
  2. Структурная формула вещества Х 3 балла.
  3. Название вещества Х 1 балл.
  4. Уравнения реакций – по 1 баллу (всего 4 балла) (0,5 балла за неуравненную реакцию).

Верно написанные уравнения реакций с изомерными анилинами или пиридинами оценивать полным баллом в случае, если количества образующихся продуктов удовлетворяют условию задачи.

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 5. (10 баллов) «Превращения азотсодержащих соединений»

Взаимодействие вещества K , содержащего 15,38% азота (по массе), с водо родом на палладиевом катализаторе приводит к образованию вещества L , активно применяемого в производстве красителей. Кипячение вещества L в безводной уксусной кислоте приводит к образованию белого кристаллического вещества M . Взаимодействие вещества M со смесью концентрированных азотной и серной кислот при нагревании даёт вещество N , при кипячении которого в водном растворе гидроксида натрия образуется продукт O , содержащий 20,29% азота (по массе).

  1. Укажите структуры веществ K–O и приведите уравнения всех упомянутых реакций.
  2. Приведите промышленный способ получения вещества L .
  3. Почему вещество O нельзя получить напрямую из вещества L ?

Решение

  1. Описанные в задаче превращения говорят о наличии в веществах K–O ароматического кольца. Найдём молярную массу вещества K , предположив, что в молекуле K один атом азота: 14/0,1538 = 91 г/моль. Вычитая молярные массы азота и шести атомов углерода (бензольное кольцо), получаем 91 – 14 – 72 = 5 г/моль, что соответствует пяти атомам водорода. Однако для брутто-формулы C 6 H 5 N не удаётся подобрать адекватную структуру. Предположим, что в молекуле K два атома азота. Тогда М(K ) = 28/0,1538 = 182 г/моль.

Удвоение брутто-формулы даёт C 12 H 10 N 2 , которое можно рассматривать как два бензольных кольца (С 6 H 5) присоединённых к фрагменту N 2 , что соответствует структуре:

Гидрирование азобензола приводит к образованию анилина (L).

Уравнения реакций:

Финальным соединением в цепочке является пара -нитроанилин, содержащий 20,29% азота.

2. В промышленности анилин получают восстановлением нитробензола водородом:

3. Прямое нитрование анилина невозможно, так как аминогруппа неустойчива к действию кислот и окислителей.

Критерии оценивания

  1. Структура вещества K 2 балла
  2. Структуры веществ L–O по 1 баллу (всего 4 балла)
  3. Уравнения реакций – по 0,5 балла (всего 2 балла)
  4. Верно указан промышленный способ получения анилина (засчитывать любые разумные восстановители) – 1 балл
  5. Верно указаны причины невозможности прямого нитрования анилина – 1 балл

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 6. (10 баллов) «Органический эксперимент»

Органическое вещество А можно получить в лаборатории несколькими способами, два из которых рассмотрены ниже.

Способ 1

В пробирку 1 (см. рис. 6.1) наливают небольшое количество жидкости X , над которой закрепляют раскалённую медную спираль 2. По тонкой трубочке в пробирку вдувают воздух. По газоотводной трубке в пробирку 3 с холодной водой проходят пары, содержащие вещество А .

Способ 2

В колбу Вюрца 1 (см. рис. 6.2) помещают кусочки твёрдого вещества Y 1 . Из капельной воронки добавляют воду. Как только вода приходит в соприкосновение с поверхностью Y 1 , тотчас начинает выделяться бесцветный газ Y 2 , который пропускают через раствор сульфата меди в банке 2 для очистки от примесей. В банку 3 предварительно наливают раствор серной кислоты и добавляют оксид ртути(II). При взаимодействии этих веществ образуется катализатор для реакции синтеза A . В присутствии данного катализатора газ Y 2 в банке 3 превращается в вещество А .

  1. О получении какого вещества А идёт речь в условии задачи?
  2. Из какого вещества X получают А в приборе, показанном на рис. 6.1? Приведите соответствующее уравнение реакции.
  3. Определите вещества Y 1 и Y 2 , о которых идёт речь при описании второго способа получения вещества А . Составьте соответствующие уравнения реакций. Кто открыл реакцию получения А из Y 2 ?
  4. С помощью каких качественных реакций можно доказать образование вещества А в ходе описанных опытов? Приведите два примера.
  5. По мере пропускания газа в банке 2 образуется осадок чёрного цвета. Предположите, какая реакция протекает в этом промывном сосуде, если известно, что сырьё, используемое в промышленности для получения Y 1 , может содержать примесь сульфатов.
  6. Часто для получения газа Y 2 на вещество Y 1 действуют не водой, а крепким раствором поваренной соли. Почему?

Решение и критерии оценивания

1. Вещество А – уксусный альдегид (ацетальдегид, этаналь) CH3CHO.

1 балл

2. Способ 1 – получение ацетальдегида из этанола, т.е. вещества X .

1 балл

Допускается несколько вариантов уравнений:

1 балл за одно верное уравнение (любое)

3. Y1 – карбид кальция; Y2 – ацетилен

1 балл

По 1 баллу за каждое уравнение.

Реакцию гидратации ацетилена (и его гомологов) в присутствии солей ртути открыл российский учёный М.Г. Кучеров (1881 г.).

1 балл

4. Образование ацетальдегида можно доказать с помощью качественных реакций на альдегиды, например, с фуксинсернистой кислотой или с аммиачным раствором оксида серебра (реактивом Толленса).

1 балл (по 0,5 балла за каждый пример)

5. Технический карбид кальция (Y 1 ) - продукт прокаливания смеси оксида кальция с коксом. Оксид кальция получают из природных известняков, содержащих примеси фосфата и сульфата кальция. В результате их восстановления коксом в конечном продукте оказываются фосфид и сульфид.

При действии воды на карбид кальция, загрязнённый данными соединениями, протекает реакция их гидролиза и в образующийся ацетилен попадают примеси фосфина и сероводорода. В банке 2 выделяющийся ацетилен очищается от этих примесей. Сероводород с растворимой солью меди образует осадок чёрного цвета:

H 2 S + CuSO 4 = CuS↓ + H 2 SO 4

1 балл

Фосфин в этих же условиях тоже даёт осадок чёрного цвета: 3PH 3 + 6CuSO 4 + 3H 2 O = 2Cu 3 P↓ + 6H 2 SO 4 + H 3 PO 3

6. При приливании воды к карбиду кальция реакция идёт всегда очень бурно.

Для получения более спокойного и равномерного тока ацетилена часто к карбиду кальция добавляют крепкий раствор поваренной соли.

1 балл

Всего за задачу – 10 баллов.

Максимальное количество баллов за работу – 50.

Общие указания : если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть приведены в решении. Ответ, приведённый без расчётов или иного обоснования, не засчитывается .

В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений , за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается .