Выборы как фактор развития гражданского общества. Избирательная система, ее основные стадии и типы

Конспект открытого урока в рамках аттестации учителя истории и обществознания Чебановой Л.А. по обществознанию в 9 классе на тему:

Цели урока:

1.Добиться усвоения учащимися понятий темы, урока; выяснить, что такое избирательное право, процесс; каковы основные избирательные системы;

2.Развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;

3. Воспитывать активную гражданскую позицию.

План урока:

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;

Оборудование : проектор, Конституция, печатные рабочие тетради по обществознанию, учебник, рабочий лист №1,2.

Тип урока : комбинированный

Используемые методы : словесный, эвристическая беседа.

Технологии : дифференцированные задания, проблемные задания.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении» К. Ясперс

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

2 мин.

Прежде чем мы начнем сегодняшний урок, я хотела бы вам показать несколько кадров……..

В 2006 – 2007 году вы уже приняли участие в выборах, несмотря на то, что вам нет еще и 18 лет, то есть опыт участия в выборах у вас уже есть. Наша сегодняшняя тема - «Голосование, выборы, референдум». Мы узнаем, что такое избирательное право, и каковы его виды, механизмом проведения избирательного процесса и разновидности избирательных систем. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К. Ясперса: «Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении».

Запись темы в тетрадь.

Актуализация знаний.

7

мин

Но, прежде чем начнем рассматривать вопросы урока, мы должны вспомнить предыдущую тему: «Гражданское общество и правовое государство», которая напрямую будет связана с материалом сегодняшнего урока.

Что такое гражданское общество?

Что такое гражданство и как оно выражается на практике?

В чем отличие правового государства от неправового?

Печатная тетрадь стр. 25 задание №3

Ответы учащихся.

Новый материал.

Запишите план нашего урока

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;

Не так давно, 10 октября, во многих субъектах РФ прошли выборы, в том числе и выборы в Чистопольском муниципальном районе.

Вопрос: элементом какого политического режима являются выборы - демократического или тоталитарного? Является ли, на ваш взгляд, Россия правовым государством?

Да, действительно, РФ является правовым государством. И одной из отраслей прав, которыми обладает гражданин РФ – политические права (просмотр диска «Основы правоведения» урок №12, тема 03).

Запись плана в тетради.

Ответ учащихся (демократического гос - ва).

а)

б)

в)

1.Избирательное право.

Словарная работа : учебник стр. 199: избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т. д.

Избирательное право

Активное Пассивное

«право выбирать» «право быть избранным»

В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа: печатная тетрадь стр. 28 задание № 4 (вторая часть задания):

1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);

2. равное избирательное право (один избиратель – один голос);

3. прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);

Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.

2. Избирательный процесс.

Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум.

Словарная работа : избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон «О выборах».

Физминутка.

Этапы избирательного процесса – рабочий лист №1, задание: расставьте в определенном порядке этапы избирательного процесса, чтобы в результате у вас получилось слово, имеющее прямое отношение к выборам.

10 октября в Чистопольском муниципальном районе прошли выборы депутатов в Городской совет. В каждом избирательном участке было представлено около трех кандидатов в депутаты от различных партий.1.Определите, по какой системе проходили выборы?

2.Кто из граждан может стать депутатом и что ему для этого нужно сделать?

Дифференцированное задание в печатной рабочей тетради: I вариант стр. 27 задание №3

II вариант стр. 28 задание №5

3.Референдум.

Третий вопрос плана урока рассмотрите самостоятельно.

Запись в тетрадь определение термина.

Запись схемы в тетрадь.

Учащиеся делают записи в рабочие тетради стр. 28

Запись определения в тетрадь.

Рабочий лист №1

Работа в парах

Запись избирательных систем и их определения.

Ответы учащихся (по мажоритарной системе).

Выполнение заданий по вариантам в рабочих тетрадях.

Закрепление/тест для самоконтроля

7 мин

I вариант - депутат

II вариант – свобода

Итак, сегодня вы узнали механизм проведения политических выборов и правовые возможности граждан государства выбирать и быть избранными.

Ответы учащихся.

Домашнее задание.

Запись задания в дневник.

I вариант

Г. Конвенция

Д. Конституция

Е. Декларация

Ж. Богослужение;

З. Солидарность;

П. Право избирать

Р. Право быть избранным

С. Право не участвовать в выборах

4. Гражданство - ……

Т. Зависимость лица от государства;

У. Правовая связь государства с лицом, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях;

Ф. Зависимость государства от лица;

5. Что не является избирательной системой:

Р. Мажоритарная;

С. Смешанная;

Т. Республиканская;

6. Кто не является участником политического процесса:

А. Гражданин, признанный судом недееспособным;

Б. Кандидат;

В. Избиратель;

Т. Право быть избранным;

У. Право избирать;

Ф. Право не участвовать в выборах;

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

Г. Избирательная комиссия

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

Рабочий лист №1

«Основные этапы избирательного процесса»

Б . Назначение выборов (как правило, главой государства);

Ь. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования;

Ю . Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

Е. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

Ю . Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

Н . Подведение итогов голосования;

Л. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

Т . Предвыборная борьба (прекращение за день до голосования);

Задание: определите порядок этапов избирательного процесса, выписав буквы этапов в правильном порядке. Прочитайте слово!

Перечислите признаки демократического государства.

Для чего жителю государства необходимо обладать гражданством данного государства?

При каком политическом режиме существует гражданское общество?

Приведите, из истории, пример тоталитарного государства.

Перечислите признаки тоталитарного государства.

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах


Урок по теме «Выборы. Голосование. Референдум»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах.

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования.

2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

3. Способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Оборудование: презентация по теме урока, фрагменты документов, текст задачи, анкета.

Основные понятия: выборы, рефе-рендум, активное избирательное право, пас-сивное избирательное право, избирательные комиссии.

План урока:

1. История выборов.

2. Избирательное право в РФ.

3. Стадии избирательного процесса. Процедура голосования.

4. Референдум.

1. Во вступительном слове учитель рас-крывает цели, знакомит с планом урока. Учитель:

С выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно предста-вить политическую жизнь демократического общества.

А всегда ли выборы проходили так как проходят сегодня? И с кого времени люди начали выбирать?

Учащиеся заслушивают сообщение уча-щегося «Выборы в истории человечества» (опережающее задание):

Человеку и человечеству свойственно выби-рать. Элементы первичного родового народовла-стия принято называть «первобытной демократи-ей». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и фран-ков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в пери-од ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла свое-го апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которо-го состоялось в 1265 г. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече — орган прямой демокра-тии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были харак-терны принципы, выраженные в поговорках: «Мир — великий человек», «Куда мир — туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.

В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Зем-ские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворя-не, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынеш-ней Нижней палаты Федерального Собрания — Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Пер-воначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законода-тельные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как тако-вые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядо-вых граждан не возникало мысли выдвинуть кан-дидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались суще-ственные перемены, направленные на воплоще-ние принципов народоправства.

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы - арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право - это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека 1948г

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»

ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

ФЗ «О выборах президента РФ»

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ответим на следующие вопросы:

Кто имеет право избирать?

кто не имеет права избирать и быть избранным?

Учащиеся обращаются к статье 32 Кон-ституции РФ и работают со слайдом.

Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосред-ственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избран-ными граждане, признанные судом недееспо-собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Избирательное право граждан

Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.

Избирательное право:

Активное

Пассивное

Чтобы выяснить, что такое активное и пассивное избирательное право и чем они отличаются, давайте обратимся к выдержкам из ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

(Учащиеся работают с документом)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Ответы учеников:

Согласно Федеральному закону № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Статья 27 Федерального закона гласит (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

В президенты - с 35 лет

В Гос Думу - с 21года

Учитель:

Ребята, а можете ли вы назвать депутатов Государственной Думы РФ?

(ответы учеников)

Знаете ли вы местных депутатов?

(ответы учащихся)

Сегодня на уроке у нас в гостях депутат нашего посёлка Шуюпова Галина Фёдоровна. Она расскажет нам о своей депутатской деятельности.

(Выступление Шуюповой Г.Ф. о работе депутата).

Вопросы Шуюповой Г.Ф.

1. Трудно ли быть депутатом? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. На заседаниях Государственной Думы РФ практически всегда отсутствует большое количество депутатов, а как с этим обстоят дела у Вас?

3. Перед кем ответственен депутат?

Учитель:

Одной из форм участия граждан в политической жизни страны являются выборы. Путём голосования мы выбираем определённую кандидатуру, т.е. осуществляем активное избирательное право.

Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Давайте проследим за порядком проведения выборов за процедурой голосования на избирательных участках.

Итак, избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

назначение выборов;

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ - Федеральное Собрание, Государственной Думы - Президент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта, высшего должностного лица - представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

составление списков избирателей;

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

3) образование избирательных округов и избирательных участков; Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

4) создание избирательных комиссий;

Для организации выборов формируются избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия

Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии

Территориальные(районные, городские и т.п.)

Участковые избирательные комиссии

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

В нашем посёлке во время проведения выборов работает своя Участковая избирательная комиссия. Сегодня на урок мы пригласили председателя УИК Назарову Татьяну Ивановну. Татьяна Ивановна расскажет нам о работе и полномочиях УИК нашего посёлка.

(Выступление Председателя УИК Приреченского сельского поселения Назаровой Т,И.)

Вопросы Назаровой Т.И.

5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

6) предвыборная агитация;

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0ч.00мин. по местному времени за сутки до дня голосования

Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Как вы думаете, что влияет на активность избирателей? (ответы учащихся и комментарии учителя)

Учитель: Мы убедились, что выборы - это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и материальных затрат. Почему же государство идёт на это? С целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т.д. Т.е. с целью сохранения основных прав граждан страны.

Кроме выборов ещё одним проявлением активного избирательного права является участие граждан в референдуме. В чём заключается суть референдума, и в чём отличия референдума от выборов. В этом нам поможет разобраться Логинова Ю.

Сообщение учащегося о референдуме.

Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Пройдёт несколько лет и вы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации -низкая правовая культура. Что бы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Сегодня я предлагаю вам совершить интересное путешествие в мир избирательного права.

И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования. В следующих выборах и вы сможете принять участие. Поэтому-домашнее задание будет-написать сочинение -размышление: «Я-будущий избиратель»

Вопросы и задания.

1. Чем различается активное и пассивное избирательные права?

Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.

Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.). В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).

Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.

Таим образом, активное избирательное право – право участвовать в выборах через голосование, а активное избирательное право – право быть избранным.

2. Охарактеризуйте поведение различных социальных групп на выборах.

Если избиратели чувствуют, что их партия имеет подавляющее преимущество и при любых раскладах должна победить, их активность снижается. Напротив, активность конкурирующей партии увеличивается.

Голосование зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального происхождения, религии и т. д. Пол и возраст влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодежь участвует в выборах неохотно, зато в организации партий и повседневной работе – активно. Для западных стран отмечены следующие тенденции: женщины участвуют в выборах реже, чем мужчины, черные – реже, чем белые, рабочие – реже, чем средний класс, молодые – реже, чем пожилые.

3. * Подумайте, от каких причин может зависеть разница в поведении различных социальных групп на выборах. Приведите конкретные примеры поведения ваших знакомых.

Степень участия в выборах зависит от социального статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают, что это может способствовать социальным изменениям в обществе. Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать, от пола, возраста, политических убеждений.

В странах, где голосование является обязательным (и за уклонение от него взыскивается штраф), отмечается большое число голосующих, чем там, где людям предоставлена свобода выбора. Кроме того, когда регистрация избирателей осуществляется автоматически под контролем правительства, уровень участия выше, чем в случае, когда каждый гражданин должен самостоятельно зарегистрироваться.

Моя бабушка ходит на каждые выборы, потому что в ее молодость было принято голосовать, даже если в списках был всего один кандидат.

4. Что такое электорат? Как рассчитывается его активность? Какая часть населения является в России самой активной частью электората? За кого она голосует?

Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от их общего числа. Она зависит от разных обстоятельств:

1. Насколько важными считают выборы граждане;

2. Партии, сторонником которой является его избиратель;

3. Личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.

Как правило, самыми активными избирателями являются люди консервативных убеждений, старшего и среднего возраста, тогда как молодежь достаточно пассивна.

5. Как вы поняли выражение «политические предпочтения»?

Политические предпочтения – одобрение, схожесть взглядов, которое показывает человек по отношению к политической партии, политическому лидеру. Данное предпочтение выражается через членство в партии и голосование на выборах за определенного кандидата.

6. * Есть ли политические предпочтения у вас? У ваших родителей? Каковы они?

Политические предпочтения:

1. Индифферентные, т. е вам неважно, что происходит в политической жизни страны.

2. Коммунистические - Общественная собственность на средства производства, соответствующая высокоразвитым общественным производительным силам

3. Социалистические - общественная собственности или общественный контроль над собственностью и природными ресурсами

4. Умеренные – отсутствие каких-либо конкретных политических предпочтений.

5. Либеральные - основа - общества и экономики - права и свободы человека.

6. Консервативные - приверженность ценностям и порядкам, уже сложившимся в обществе. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

7. Монархические – власть должна принадлежать одному человек (роду) и передаваться по наследству.

8. Ультраконсервативные – основывается на крайне консервативных взглядах, т. е. все должно оставаться как есть, никаких изменений.

9. Либертарианские – право на личную свободу, налогообложение заменить добровольными методами финансирования услуг, против установления законом минимального размера оплаты труда, против законов об обязательном школьном образовании, против запрета на владение оружием и т.д.

7. Какую роль в политической жизни играют референдумы?

Референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Референдум предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинства демократических государств мира. Однако, в большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как регулярно референдумы проводятся не на государственном, а на местном уровне. Так, в США он используется лишь штатами и более мелкими административно-территориальными единицами.

С помощью референдум народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом закона.

8. * Может быть, референдумы не так уж важны, как это считается? Можно ли обойтись без них или существуют ситуации, когда референдум необходим? Выскажите свои соображения.

Да, действительно, в некоторых странах референдумы занимают второстепенное значение в политической жизни. Например в США, где референдум проводится лишь субъектами федерации. И в масштабах страны к нему прибегают очень редко, когда президент хочет заручиться поддержкой народа. Во Франции они обязательны для принятия конституционных поправок. Представьте, что будет, если конституцию менять будут только те люди, которые находятся у власти. А конституция определяет политическое устройство государства, прописывает права и обязанности государства и человека, а также закрепляет государственный строй, обладает высшей юридической силой. Конституция РФ также была принятии путем референдума в 1993 году.

?Проблема. Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи.

Для того, чтобы повысить избирательную активность молодежи, надо повысить ее политическую культуру. Также сюда следует отнести повышение уровня личной ответственности молодежи за будущее страны, повышение уровня патриотизма. И самым важным будет являться программы партий, которые будут не только обещать молодежи хорошее будущее, но и в случае победы будут исполнять эти обещания.

Практикум. Почему?

1. Согласно опросам, основным фактором, повлиявшим на выбор той или иной партии, являются выступления лидеров партии по телевидению (40%), предвыборные ролики (13%) и только на третьем месте – советы близких и родных (10%). Телевидение, на сегодняшний день, основной способ распространения информации среди людей у нас в стране (не многие пенсионеры пользуются интернетом). А довольно часто на выборах голосуют не за программу партии и исходя из личных качеств лидера партии.

2. Если президент избирается прямым голосование всего народа, то он должен заручится поддержкой большинства электората. Это делается для того, чтобы получить как можно больше голосов на выборах, чтобы получить одобрение на законную власть большинством людей

3. Если президента избирает парламент, то он должен получить поддержку большинства партий или партии, представляющей парламентское большинство. Как и в предыдущем случае, чем больше поддержка, тем больше шансов быть избранным.

Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему:

Цели урока:

1.Добиться усвоения учащимися понятий темы, урока; выяснить, что такое избирательное право, процесс; каковы основные избирательные системы;

2.Развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;

3. Воспитывать активную гражданскую позицию.

План урока:

    Избирательное право;

    Избирательный процесс;

    Референдум;

Оборудование : проектор, Конституция, печатные рабочие тетради по обществознанию, учебник, рабочий лист №1,2.

Тип урока : комбинированный

Используемые методы : словесный, эвристическая беседа.

Технологии : дифференцированные задания, проблемные задания.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении» К. Ясперс

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Прежде чем мы начнем сегодняшний урок, я хотела бы вам показать несколько кадров……..

Наша сегодняшняя тема - «Голосование, выборы, референдум». Мы узнаем, что такое избирательное право, и каковы его виды, механизмом проведения избирательного процесса и разновидности избирательных систем. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К. Ясперса: «Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении». В кабинете на 4 углах развешаны таблички – утверждения: «Я пойду на выборы», «Я не пойду, потому что результаты все равно подтасуют и от меня ничего не зависит», «Я не пойду, я не умею голосовать», «Я не пойду, потому что не за кого голосовать».

Вопрос: Тебе 18 лет. Сегодня проходят выборы президента страны, пойдешь ли ты на выборы?

Варианты ответов даны – выбери свой угол. Поднятием руки встреться с соседом по своему выбору и аргументируй свой выбор. Начинает тот кто выше ростом.

Запись темы в тетрадь.

Актуализация знаний.

Но, прежде чем начнем рассматривать вопросы урока, мы должны вспомнить предыдущую тему: «Гражданское общество и правовое государство», которая напрямую будет связана с материалом сегодняшнего урока.

Что такое гражданское общество?

Что такое гражданство и как оно выражается на практике?

В чем отличие правового государства от неправового?

Ответы учащихся.

Новый материал.

Запишите план нашего урока

    Избирательное право;

    Избирательный процесс;

    Референдум;

Не так давно во многих субъектах РФ прошли выборы, в том числе и выборы в Спасском муниципальном районе.

Вопрос: элементом какого политического режима являются выборы - демократического или тоталитарного? Является ли, на ваш взгляд, Россия правовым государством?

Да, действительно, РФ является правовым государством. И одной из отраслей прав, которыми обладает гражданин РФ – политические права

Запись плана в тетради.

Ответ учащихся (демократического гос - ва).

1.Избирательное право.

Словарная работа : учебник стр. 199: избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т. д.

Избирательное право

Активное Пассивное

«право выбирать» «право быть избранным»

В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа:

1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);

2.равное избирательное право (один избиратель – один голос);

3.прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);

Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.

2. Избирательный процесс.

Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум.

Словарная работа : избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон «О выборах».

Физминутка.

Этапы избирательного процесса – рабочий лист №1, задание: расставьте в определенном порядке этапы избирательного процесса, чтобы в результате у вас получилось слово, имеющее прямое отношение к выборам.

Недавно в Спасском муниципальном районе прошли выборы депутатов в Городской совет. В каждом избирательном участке было представлено около трех кандидатов в депутаты от различных партий.1.Определите, по какой системе проходили выборы?

2.Кто из граждан может стать депутатом и что ему для этого нужно сделать?

Дифференцированное задание в печатной рабочей тетради: I вариант стр. 27 задание №3

II вариант стр. 28 задание №5

3.Референдум.

Третий вопрос плана урока рассмотрите самостоятельно.

Запись в тетрадь определение термина.

Запись схемы в тетрадь.

презентация

Спросить у детей

Запись определения в тетрадь.

Рабочий лист №1

Работа в парах

Запись избирательных систем и их определения.

Ответы учащихся (по мажоритарной системе).

Выполнение заданий по вариантам в рабочих тетрадях.

Закрепление/тест для самоконтроля

I вариант - депутат

II вариант – свобода

Итак, сегодня вы узнали механизм проведения политических выборов и правовые возможности граждан государства выбирать и быть избранными.

Ответы учащихся.

Домашнее задание.

Запись задания в дневник.

I вариант

Г. Конвенция

Д. Конституция

Е. Декларация

Ж. Богослужение;

З. Солидарность;

П. Право избирать

Р. Право быть избранным

С. Право не участвовать в выборах

4. Гражданство - ……

Т. Зависимость лица от государства;

У. Правовая связь государства с лицом, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях;

Ф. Зависимость государства от лица;

5. Что не является избирательной системой:

Р. Мажоритарная;

С. Смешанная;

Т. Республиканская;

6. Кто не является участником политического процесса:

А. Гражданин, признанный судом недееспособным;

Б. Кандидат;

В. Избиратель;

Т. Право быть избранным;

У. Право избирать;

Ф. Право не участвовать в выборах;

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

Г. Избирательная комиссия

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

Рабочий лист №1

«Основные этапы избирательного процесса»

Б . Назначение выборов (как правило, главой государства);

Ь. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования;

Ю . Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

Е. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

Ю . Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

Л. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

Т . Предвыборная борьба (прекращение за день до голосования);

Задание: определите порядок этапов избирательного процесса, выписав буквы этапов в правильном порядке. Прочитайте слово!

Перечислите признаки демократического государства.

Для чего жителю государства необходимо обладать гражданством данного государства?

При каком политическом режиме существует гражданское общество?

Приведите, из истории, пример тоталитарного государства.

Перечислите признаки тоталитарного государства.

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

А. Солидарность

Б. Богослужение

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

Федеральное Агентство

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра политических наук

Учебная дисциплина

«Политический анализ и прогнозирование»

Выборы как фактор развития гражданского общества

(Курсовая работа)

Выполнила:

Научный руководитель:

Кандидат политических наук

Саратов 2007

Введение. 3

Глава I. Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества.. 6

1.1. Функции и принципы свободных демократических выборов 6

1.2. Выборы - инструмент перехода к демократии.. 9

1.3. Избирательная система, ее основные стадии и типы.. 12

Глава II. История и значение выборного процесса пути становления и развития гражданского общества в России 18

2.1. Краткие исторические данные. 18

2.2. Нормативные источники, регулирующие выборы в представительные органы государственной власти Российской Федерации.. 21

2.3. Проблемы современного избирательного процесса.. 23

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым регулируют свое право на участие в управлении государственными делами.

В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти будут образованны на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны. Получается, что выборы это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства, один из факторов развития гражданского общества.

Несколько слов хочется сказать о самом понятии «гражданское общество». Понятие это многозначно. В науке выделяют два главных значения - гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг, или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность не политических отношений, то есть все, что неподконтрольно государству. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены, взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некотором идеале. И как идеал гражданское общество, олицетворяет собой идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал одной многообразии форм собственности, свободный рынок предпринимательство, а в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания, идеал демократического общества.

В условиях современной демократии выборы – их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политические роли, как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп.

Цель курсовой - показать влияние выборов на жизнь современного граждан6ского общества, а именно, попытаться рассмотреть этот процесс в качестве одного из факторов его развития.

Ознакомившись с изученным материалом по вопросу, выборов как фактора развития гражданского общества, что эта тема актуальна и востребована, исходя из реалий сегодняшнего дня. Она является одновременно социокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания и общественного восприятия публичной власти как политического инструмента и ценности гражданского общества. Говоря о влиянии выборов на жизнь гражданского общества, прежде всего, на мой взгляд, мы должны рассмотреть их важнейшие функции. Именно в них проявляется влияние избирательного процесса на окружающий нас социум.

Глава I. Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества

1.1. Функции и принципы свободных демократических выборов

В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включение их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массовую поддержку, депутаты особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агрегируются от крайностей и устремляются, приобретая пригодную для реализации форму, и хотя после выборов победившие депутаты забывают о своих обещаниях депутатский корпус в целом, заботясь о престиже партии, ориентируются на свои обязательства и запросы электората;

Контроль за институтами власти. В результат выборов создается важнейший институт контроля за правительство – парламент, а также оформляется аппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Опасаясь поражения на ближайших выборах, правительство обычно вынужденно прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс.

Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм совершенного общества имеет свои границы. Что бы не привести анархии, хаосу, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан. С помощью выборов обеспечиваются объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность.

Легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства и его политики не приводит к отражению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и других структур власти.

Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнение и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы. Выборы – важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы.

Канализация, перевод политических конфликтов в русло их институализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют, открыто и публично представить, противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение, как правило, побуждает их к отказу от крайностей, поиску приемлемых для большинства решений.

Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия.

Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса гражданам особенно интенсивно усваивают политические нормы и ценности. В это время резко расширяется поток политической информации, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения. Активисты непосредственно включаются в пропагандистско-организационную работу партий и отдельных депутатов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность.