Ученический договор как уход от налогов. Налогообложение доходов учеников и студентов

1 Федеральный закон от 01.06.2011 № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"».

2 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

3 Трудовой кодекс Российской Федерации.

Ученический договор представляет собой соглашение об обучении или переобучении. Компания вправе заключать такой договор со штатными работниками и с лицами, которые только ищут работу (ст. 198 ТК РФ). Если говорить о штатных сотрудниках, то их обучение (или переобучение) может проходить как с отрывом, так и без отрыва от работы.

При любом из вариантов в ученическом договоре должен оговариваться размер стипендии (ч. 1 ст. 199 ТК РФ). Причем стипендия не может быть ниже МРОТ, то есть 4611 руб. (ч. 1 ст. 204 ТК РФ, ст. 1 Закона № 106-ФЗ 1 ), а ее максимальный размер не ограничен.

Виды затрат на обучение

Если компания заключает ученический договор, то она может столкнуться с двумя видами затрат на обучение:

Плата за обучение образовательному учреждению;

Стипендия ученику.

ПОНЯТНО, ЧТО…

… ученический договор с работником оформляется в дополнение к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ).

В зависимости от условий обучения затраты могут уменьшаться или увеличиваться. Предположим, компания планирует обучать штатного работника на своем собственном производстве для получения им более высокого разряда. В таком случае никакой платы образовательному учреждению, естественно, не будет. При этом стипендия при заключенном ученическом договоре должна платиться всегда. Даже если работник обучается без отрыва от производства. Это требование ст. 199 ТК РФ 3 .

Заметим, что стипендия не платится, если работник проходит обучение, но не получает какой-либо специальности или квалификации (к примеру, вечерние курсы иностранного языка). В этом случае и ученический договор, как правило, не заключается.

Экономия на взносах реальна

Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку

Просто ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Чиновники согласны, что стипендия по ученическому договору освобождена от страховых взносов в фонды (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08­13985).

работников, не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ 2 ). Следовательно, плата образовательному учреждению исключается из базы для начисления взносов.

Заметим, что по условиям ученического договора ученик не обязан выполнять трудовые функции или какие-либо работы (оказывать услуги). Следовательно, со стипендии такого работника страховые взносы тоже не платятся (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ 2 ).

Получается, что если часть заработка заменить стипендией, то на страховых взносах, действительно, можно сэкономить. При этом у контролеров из налоговой инспекции или фондов в ходе проверки могут появиться вопросы об обоснованности понижения заработка. Иными словами, существует риск признания полученной выгоды необоснованной. Более того, если зарплата окажется ниже стипендии, то налоговики могут вызвать компанию на зарплатную комиссию.

Мнение эксперта

Ученическими договорами интересуются при проверке

Елена Сорокина ,
методолог аутсорсингового подразделения BDO (Россия)

Чиновники ПФР регламентировали процедуру проведения выездных проверок компаний. Они выпустили внутренний документ - Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р).

В документе сказано, что при проверке контролерам следует анализировать, в том числе, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, приказы, договоры гражданско-правового характера и соглашения, заключенные с физическими лицами. Выходит, что ученические договоры с большой вероятностью привлекут внимание при проверке. И оцениваться ученический договор, конечно же, будет на корректность оформления, поскольку из базы для начисления страховых взносов выводятся стипендии.

Добавлю, что суммы стипендий по ученическим договорам не облагаются страховыми взносами, но только если учреждение вправе предоставлять образовательные услуги, а обучение обусловлено производствен­ной необходимостью. Так что не исключено, что проверяющие попросят обосновать необходимость обучения работников.

НДФЛ придется заплатить. Если компания-работодатель перечисляет образовательному учреждению плату за обучение, у самого ученика никакого дохода не возникает. Поэтому плата за обучение не формирует налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Со стипендией ученику ситуация обратная: сэкономить на НФДЛ не получится. В налоговом законодательстве, в принципе, сказано, что различные стипендии не должны облагаться НДФЛ (п. 11 ст. 217 НК РФ). Вот только стипендии по ученическим договорам исключение. Они не подпадают под эту норму.

Этой позиции твердо придерживаются чиновники Минфина России. Они аргументируют свою точку зрения тем, что стипендии платятся учащимся не учебными учреждениями, а компаниями-работодателями. Более того, освобождать от НДФЛ можно только выплаты в рамках трудовых договоров, но никак не ученических. В связи с этим НДФЛ нужно платить со всей суммы (письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123).

Плата за обучение уменьшает налог на прибыль

Компания вправе уменьшать налог на прибыль на сумму платы по ученическим договорам. Выясним, как правильно учитывать стипендию и плату за обучение в расходах.

Стипендия работнику. Специалисты Минфина не возражают против того, чтобы при расчете налога на прибыль вся сумма оплаты по ученическому договору списывалась в расходы на оплату труда (письмо от 08.06.2011 № 03-03-06/1/336). И дают следующие рекомендации:

6ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

    Суммы амортизации основных средств и нематериальных активов (за исключением зданий и сооружений) за период (полные месяцы), в течение которого они использовались исключительно для выполнения работ.

    Наименование сторон.

    Указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником.

    Обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором.

    Обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работо­дателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.

    Срок ученичества.

    Размер оплаты в период ученичества.

Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 199

Просто ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Как правило, без лицензии работают компании, не выдающие документы о присвоении квалификации или про­фессии по окончании обучения. Отсюда сложность с указанием в ученическом договоре конкретной профессии или специальности.

Если сотрудник обучается с отрывом от работы, то учитывать выплаченную ему стипендию можно на основании п. 19 ст. 255 НК РФ. Этот пункт специально предназначен для расходов на повышение квалификации или переподготовку кадров;

Если сотрудник обучается без отрыва от работы, то затраты лучше включать в расходы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (как иные виды расходов в пользу работника, предусмотренные трудовым договором);

Если стипендия платится лицу, которое только ищет работу, то затраты следует списывать на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Напомним, что для учета расходов затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены, как того требует ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297).

Плата образовательному учреждению.

Плата образовательному учреждению может включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, по подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако для этого должны соблюдаться условия, предусмотренные п. 3 ст. 264 НК РФ:

Обучение должно проходить на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учрежде­нием, имеющим соответствующий статус;

Обучение должны проходить работники, заключившие с компанией трудовой договор;

Если обучающийся не состоит в штате компании, то с ним нужно заключить договор, в котором предусмотреть его обязанность не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор и отработать по нему не менее одного года.

Для решительных

Убедитесь, что требование составлено правильно. Если в требовании не указано, какая конкретно проверка проводится, то документы можно не представлять. Сообщите налоговикам об этом письмом. Они, скорее всего, наложат на компанию штраф. Но есть хорошие шансы отменить его в суде. В большинстве случаев судьи на стороне компаний.

Не подменяйте заработную плату стипендией. Если контролеры выявят необоснованную выгоду, то страховые взносы придется доплатить, да еще и со штрафами. Более того, нужно будет обосновывать экономическую необходимость снижения заработка работникам. Если этого не сделать, есть риск признания ученического договора недействительным в судебном порядке.

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на

Ученики и студенты, работающие во время каникул или учебы (но не в ущерб ей), получают доходы от самостоятельной или несамостоятельной трудовой деятельности, которые подлежат налогообложению. Независимо от формы трудовой деятельности - самостоятельная или несамостоятельная, трудовые отношения оформляются договором. Если ученик или студент выступает в качестве наемного работника, то он связан указаниями работодателя относительно места, времени и содержания работы. При самостоятельной или промысловой деятельности работник, получив задание или заказ, самостоятельно определяет место, время и порядок выполнения работы.

Индивидуальное налогообложение

Этот способ взимания подоходного налога с заработка наемного работника применяется при выполнении им достаточно значимой работы в течение продолжительного времени в режиме полного (во время каникул) или неполного (в период учебы) рабочего дня. При отсутствии предпосылок для освобождения заработка от налогообложения ученики и студенты должны к началу работы предъявить работодателю свою налоговую карту. На основании занесенных в нее сведений работодатель должен удержать из зарплаты подоходный налог, «надбавку солидарности», взносы в кассы социального страхования и, при необходимости, церковный налог.

При определении размера подоходного налога с зарплаты за конкретный месяц работы должны учитываться установленные законом паушальные суммы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы. К их числу относятся:

  • доход, не подлежащий налогообложению (Grundfreibetrag);
  • паушальная сумма расходов, связанных с получением трудового дохода (Arbeitnehmer-Pauschbetrag für Werbungskosten);
  •  паушальная сумма особых расходов (Sonderausgaben-Pauschbetrag);
  •   паушальная сумма взносов в кассы социального страхования, рассчитываемая в зависимости от размера заработка (Vorsorgepauschale für Versicherungsbeiträge).

Опыт показывает, что при отдельном налогообложении трудовых доходов студентов и школьников удержанный с них налог часто оказывается завышенным по отношению к налогу, рассчитанному за весь год с учетом реальных жизненных обстоятельств. Поэтому по истечении календарного года студентам и школьникам рекомендуется составлять и подавать налоговую декларацию, чтобы вернуть излишне уплаченные налоги. Покажем это на примере.

Не состоящая в браке 22-летняя Штефани на протяжении всего 2009 г. училась в университете. Во время учебных каникул, в марте, июле и августе, т. е. в течение трех месяцев, она работала подсобницей в фирме «Унгер» в режиме полного рабочего дня, зарабатывая при этом 2700 € в месяц (брутто). Штефани передала в бухгалтерию фирмы свою налоговую карту, в которой был указан I класс налогообложения. На основании данных налоговой карты работодатель каждый месяц удерживал из зарплаты Штефани:

  •  подоходный налог в размере 465,75 € (ставка 17,25%);
  •  «надбавку солидарности» в размере 25,61 € (5,5% от 465,75 €),
  •  церковный налог в размере 36,85 € (7,5% от 491,36 €).

Всего за три месяца из заработка Штефани было удержано 1584,63 € налоговых платежей. В октябре студентка выполняла Mini-Job в кафе за 400 € в месяц. При этом паушальные налоговые платежи взял на себя работодатель. По истечении года Штефани подала налоговую декларацию, из которой следовало, что ее суммарный годовой брутто-доход, подлежащий налогообложению, ниже необлагаемой налогом суммы, которая в 2009 г. составляла 7834 €. Действительно, если из полученных Штефани трудовых доходов в размере 6915,37 € вычесть свободные от налогообложения паушальные суммы (Arbeitnehmer-Pauschbetrag в размере 920 €, Sonderausgaben-Pauschbetrag в размере 36 € и Vorsorgepauschale в размере 1620 €), то подлежащий налогообложению годовой доход окажется равным 4339,37 €. Значит, налоговое ведомство возвратит Штефани удержанную с нее сумму налоговых платежей в полном объеме.

В данном примере мы исходили из того, что у Штефани нет иных доходов, кроме полученных во время каникул. Но даже если это и не так, подача налоговой декларации в большинстве случаев позволяет вернуть часть удержанных налогов.

Паушальное налогообложение

В определенных случаях расчет и удержание подоходного налога может производиться не согласно индивидуальным данным, указанным в налоговой карте, а на основании паушальных ставок налога. Соответственно, учащийся или студент не должны предоставлять свою налоговую карту работодателю. В данном случае работодатель не удерживает подоходный налог и социальные отчисления с зарплаты работника, а принимает эти выплаты на себя.

Так, если наемный работник трудится в режиме неполного рабочего дня на протяжении следующих друг за другом не более чем 18 рабочих дней, а его средняя заработная плата не превышает 62 € в день и 12 € в час, то может применяться паушальная ставка подоходного налога и социальных отчислений в размере 25% заработка. Если при тех же условиях месячный брутто-заработок не превышает 400 €, то паушальная ставка налога составляет 20%.

В случае так называемой Mini-Job или 400-Euro-Job (в смысле § 8 абз. 1, № 1 или § 8a SGB IV) применяется паушальная ставка налога и социальных отчислений в размере 31,08% (при работе в домашних хозяйствах - 14,27%).

В случае краткосрочной работы в режиме неполного рабочего дня (например, в период каникул), продолжительность которой заранее ограничена договором и не превышает двух месяцев или 50 рабочих дней в течение года, паушальная ставка отчислений Minijobzentrale составляет 1,08%.

Во всех вышеназванных случаях превышение указанной продолжительности работы и размера брутто-заработка допускается только тогда, когда содержание выполняемой работы соответствует учебной специальности (например, при прохождении учебно-производственной практики). Даже если вышеназванные условия не выполняются, студенты в определенном случае могут быть освобождены от уплаты взносов в больничные кассы и кассу страхования на случай безработицы (т. н. Werkstudentenprivileg). Это возможно в том случае, если студент работает параллельно с учебой и продолжительность его работы не превышает 20 часов в неделю. В каникулярное время это правило действует и в том случае, когда студент работает более 20 часов в неделю.

Хотя при паушальном налогообложении работодатель, как правило, производит налоговые и социальные платежи за свой счет, встречаются и ситуации, когда стороны договариваются о том, что эти платежи будет производить наемный работник. Если подобная договоренность достигнута и зафиксирована, она является вполне законной.

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы : Основы предпринимательства

Тема : Налогообложение в России

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

  1. Ознакомиться с понятие о налогообложении в России.
  2. Ознакомиться с разновидностями налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

  1. Знать о налогообложении в России.
  2. Знать разновидности налогов и объекты налогообложения.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

  1. Уметь воспроизводить разновидности налогов и объекты налогообложения.
  2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

  1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
  2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I . Организационный этап

Учитель :

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II . Мотивационный этап

Учитель :

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Основы предпринимательства». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель : Что означает слово «налог »?

Ученики : ???

III . Сообщение темы и цели урока

Учитель :

Тогда запишите число и тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV . Изучение нового материала

Учитель :

Налог — один из структурных элементов рыночной экономики. Налог (сбор, пошлина, другие виды платежей) — это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком на условиях, определяемых законодательными органами.

Совокупность налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли и заработков формируют бюджет всего государства. Учитель : А для чего необходим Бюджет государству?

Ученики : ???

Учитель : Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач — систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, то есть фискальных задач — содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.

Учитель : А какая служба следит за этими деньгами?

Ученики : ???

Учитель : Налоговая служба — одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики.

Назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении Федерального собрания России. Общие принципы налоговой системы, права, обязанности и ответственность тех, кто платит налоги (их принято называть налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы РФ».

Учитель : На какие виды разделяются налоги?

Ученики : ???

Учитель : В зависимости от того, каким образом соблюдается или не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги — наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные — наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства. Таким образом, повышая налоги не по силам плательщиков, государственные власти ликвидировали частных собственников, вытесняя из страны НЭП в конце 20-х годов.

Пропорциональные налоги, как подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.

Налоговая система предусматривает, что законы о введении налогов и изменении выплат по ним обратной силы не имеют.

Учитель : С чего облагаются налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогами облагаются доходы или прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, передача имущества, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз.

Различаются прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан и т.п. Косвенный налог обычно включается производителем в стоимость товара, работы, услуги и перекладывается, таким образом, на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные сборы.

Учитель : Кто оплачивают налоги?

Ученики : ???

Учитель : Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Плательщик налога (налогоплательщик) обязан стать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом органе), вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льготы по налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией. За нарушение налогового законодательства плательщик налогов несет административную и уголовную ответственность.

Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги в России такие:

—федеральные налоги;

—налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей и округов;

—местные налоги.

К федеральным налогам относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей России.

К республиканским (областным, краевым) — те, что поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Они устанавливаются законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки — органами власти соответствующего субъекта федерации.

К местным налогам относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов, поселков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.

Рассмотрим наиболее важные из них для предпринимательской деятельности.

Учитель : Что означает налог на прибыль предприятий?

Ученики : ???

Учитель : Налог на прибыль предприятий. Это основной и наиболее крупный налог на предпринимательскую деятельность. Им облагается прибыль предприятия.

Учитель : А откуда берут эту прибыль?

Ученики : ???

Учитель : Предприятие может получать прибыль:

—от реализации продукции, работ и услуг;

—от реализации основных фондов (имущества) предприятия;

—от внереализационных операций.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе и финансируемые из бюджета, которые являются юридическими лицами, а также филиалы предприятий, ведущие собственную бухгалтерию, имеющие самостоятельный баланс и имеющие расчетный счет в банке.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налог выплачивается ежеквартально.

Помимо описанного налога на прибыль, предприятия уплачивают также налоги на прибыль от особых видов деятельности в следующих размерах. Из прибыли, полученной от процентов по акциям (дивидендам) и другим ценным бумагам, и из доходов от долевого участия в других предприятиях на территории России — 15%.

Из прибыли от проведения массовых концертно-зре-лищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях с числом мест более двух тысяч — 50%.

Учитель : А предусматриваются ли льготы на налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогообложение прибыли предприятий предусматривает ряд существенных льгот для определенных плательщиков и объектов, с которых берут налог. Вот главные из них.

Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.п.). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание природоохранных объектов.

Освобождается от обложения та часть прибыли, которую предприятие расходует на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и дошкольных учреждений и т.п.

Не облагаются также средства, выделенные предприятием на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды. Например, не облагаются суммы, выделенные для именных стипендий студентам; на строительство детдома или приюта; ремонт школы; на расчистку озера, реки и на другие природоохранные дела.

Значительные льготы предоставляются малым предприятиям (с численностью до 100 человек). Они освобождаются от налога на прибыль, направляемую на развитие этих предприятий. Малые предприятия, работающие на приоритетных направлениях, освобождаются от налога на прибыль на 2 года полностью и на 3-й и 4-й год частично.

Учитель : Что означает «Налог на доход физических лиц»?

Ученики : ???

Учитель : Этот налог выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России.

Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за ее пределами в денежной либо натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные (свободные) цены на доход.

Если плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско-правовым договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму расходов, связанных с получением данного дохода.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу Центрального банка России. В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

—государственные пособия (но уходу за ребенком, по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.);

—все виды пенсий;

—пособия по безработице;

—выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

—проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

—алименты и др.

Льготы по данному налогу имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны и некоторые другие лица. Кроме того, данный налог не выплачивается с сумм, направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджета.

Учитель : А что означает «Налог на добавленную стоимость»?

Ученики : ???

Учитель : Источники получения данного налога. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента прироста стоимости, который создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно-технического назначения, а также работы и услуги. При этом имеются в виду как товары собственного производства, так и приобретенные на стороне НДС распространяется и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для нужд его работников, на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Налог на добавленную стоимость включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .

Учитель :

Сегодня вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидности налогов и об объектах налогообложения.

VI . Задание домашнего задания

Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать §5 Стр. 28 - 37. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель :

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Любой работодатель вправе с любым своим работником заключить ученический договор на переобучение (ст. 198 Трудового кодекса РФ), который является дополнительным к трудовому. Во время обучения фирма обязана выплачивать работнику стипендию (ст. 204 Трудового кодекса РФ), размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но поскольку верхняя граница стипендии законодательно не ограничена, размер стипендии может быть сколь угодно высок.

В целях снижения платежей по налогу на прибыль и ЕСН может быть применен основанный на указанных выше нормах Трудового кодекса РФ способ, существо которого заключается в том, что с работником заключается ученический договор на переобучение, и он в качестве ученика получает от фирмы большую часть своей зарплаты в виде стипендии, одновременно сохраняя свою должность и оставаясь работником фирмы.

Сумма такой стипендии при расчете налога на прибыль учитывается в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 Налогового кодекса РФ, согласно которой в расходы фирмы на оплату труда включают любые начисления работникам, предусмотренные нормами законодательства РФ. При этом в случае необходимости можно сослаться на пункт 25 статьи 255

Налогового кодекса РФ, которым предоставлено право учесть расходы, предусмотренные в трудовом или коллективном договоре.

Разумеется, упоминание о стипендиях должно присутствовать в одном из этих соглашений. Лучше это делать в трудовом договоре при приеме работника на работу.

Сумма стипендии ЕСН не облагается, поскольку его не надо начислять на любые компенсационные выплаты, которые установлены российским законодательством, к которым, в частности, относится возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

На сумму стипендии не надо начислять ни пенсионные взносы, ни взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из суммы стипендии не надо удерживать НДФЛ, поскольку возмещение расходов на повышение профессионального уровня работника названным налогом не облагается – как компенсационные выплаты, которые установлены законом (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Статьей 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе обучать работников не только непосредственно у себя, но и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Это означает, что фирма может направить работника в любое учебное учреждение. Будет ли при этом фирма оплачивать его учебу, зависит от взаимной договоренности, но в любом случае доходы работника станут вполне легальными, а фирме не придется платить ЕСН и пенсионные взносы. По мнению налоговиков, фирма в этом случае должна удерживать из суммы стипендии работника НДФЛ.

При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 21 закона об образовании, в котором сказано, профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучаемого, а Налоговый кодекс РФ освобождает от НДФЛ только расходы на повышение профессионального уровня работников. На этом основании налоговики заявляют, что расходы фирмы на высшее образование надо включать в доход работника. Однако в НК РФ сказано, что к доходам работника относится оплата фирмой обучения в его интересах (подп. 2 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ). Заключив с работником ученический договор и установив в нем, что сотрудник учится исключительно для дальнейшей работы в фирме, вопрос о его доходе, равно как и о НДФЛ автоматически отпадает (постановления ФАС Уральского округа от 6 октября 2003 г. № Ф09-3270/03-АК и ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2003 г. № А19-18938/02-33-Ф02-1357/03-С1).

В заключение представляется целесообразным отметить, что налоговики не смогут пересчитать налоги, переквалифицировав ученический договор в трудовой, поскольку статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых чиновников на переквалификацию только сделок, а отношения между работодателем и работником регулирует Трудовой кодекс, а не Гражданский кодекс, и договор между ними сделкой не является.