Учет дорожно транспортных происшествий владельцами транспортных средств. Организация учета дорожно-транспортных происшествий

Для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их устранению организован учет ДТП. В соответствии с действующими правилами ведут учет следующие организации:

территориальные органы внутренних дел (ГИБДД) - проводят учет ДТП на территории обслуживания;

органы управления автомобильными дорогами - учитывают все ДТП, происшедшие на обслуживаемой ими дороге;

владельцы транспортных средств - учитывают все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.

Все ДТП делятся на три группы:

ДТП, в которых погибли или получили ранения люди. Сведения о них заносятся в специальную карточку учета ДТП и включаются в госстатотчетность.

ДТП с материальным ущербом без пострадавших. Сведения о них в госстатотчетность не включаются, а обобщаются и анализируются на уровне районов, городов, областей.

ДТП, которые по формальным признакам могут быть квалифицированны как ДТП, но в госстатотчетность не включаются:

а) происшествия с сельхозмашинами во время выполнения ими основных операций;

б) происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на причинение того или иного ущерба (умышленность действий должна быть признана в судебном порядке);

в) происшествия, возникшие в результате стихийных бедствий (удар молнии, падение деревьев, камней);

г) происшествия в результате нарушения правил техники безопасности, если водитель в это время не находился за рулем;

д) происшествия на охраняемых территориях предприятий;

е) происшествия во время спортивных соревнований.

Из общей группы ДТП следует выделить дорожно-транспортные преступления - это уголовно наказуемые ДТП. К ним относятся ДТП, повлекшие уголовные наказания виновных по последствиям ДТП.

Хотя обстоятельства, при которых возникают дорожно-транспортные происшествия, весьма разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработке мероприятий по предупреждению. Кроме того, классификация происшествий приводит к единообразию учета и возможности проведения анализа на его основе. Различают следующие виды ДТП.

Столкновение - движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

Опрокидывание - механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.

Наезд на препятствие - механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора, мост, столб, дерево, ограждение и т. п.).

Наезд на пешехода - механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.

Наезд на стоящее транспортное средство - механическое транспортное средство наехало или удари­лось о стоящее механическое транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.

Наезд на животных - механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая вьючных, упряжных, верховых).

Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельс (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и др.

Анализ ДТП заключается в определении причин и условий их возникновения, выявлении опасных участков дороги. Различают количественный, качественный и топографический методы анализа,

Количественный анализ ДГЛ дает оценку аварийности по месту (АТП, город, регион, страна, дорога, перекресток) и времени их совершения (день, месяц, год).

Различают абсолютные показатели (общее число ДТП, число убитых или раненых, суммарный ущерб от ДТП, как правило за год) и относительные (число ДТП, приходящихся на 1 тыс. жителей; на 1 тыс. транспортных средств; на 1 тыс. водителей, на 1 км протяженности дороги; на 1 млн. км пробега и пр.).

Абсолютные показатели дают общее представление о масштабах аварийности, показывают тенденции изменения уровня аварийности по времени. Однако более объемными являются относительные показатели, позволяющие проводить сравнительный анализ уровня аварийности различных стран, регионов, городов, магистралей, АТП и пр.

Из перечисленных показателей наиболее распространенным и объективным является показатель К а относительной аварийности, определяемый как отношение числа ДТП за рассматриваемый период к суммарному пробегу транспортных средств
, км) за тот же период:

,

В связи с различной степенью тяжести последствий ДТП для сравнительной оценки и анализа различных ДТП применяют коэффициент тяжести ДТП Т ), определяемый как отношение числа погибших
к числу раненых
за определенный период времени:

.

По данным официальной статистики, показатель тяжести ДТП колеблется в различных странах от 1/5 до 1/40. Следует учитывать, что на Кт оказывает большое влияние полнота охвата ДТП с легкими телесными повреждениями, что, в свою очередь, в значительной степени зависит от правовых положений по страхованию. Тяжесть последствия от ДТП может быть охарактеризована, кроме того, отношением числа погибших
или раненых
к общему числу ДТП.

;

.

Качественный анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов и степени их влияния на возникновение ДТП. Этот анализ позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП по каждому из составляющих системы «Дорожное движение».

В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов организации дорожного движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках участников движения (водителей, пешеходов). Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что 9 из 10 дорожно-транспортных происшествий происходят по вине человека, остальная часть также зависит от него в какой-то степени.

При анализе ДТП наиболее просто отнести его причину к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы ВАДС необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако такая постановка вопроса недостаточно обоснованна. Многие ДТП происходят из-за недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц, например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, неудовлетворительных дорожных условий, некачественной организации управления дорожным движением и т. п.

В отличие от систем автоматического регулирования водитель не имеет запрограммированной системы ответов на бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допустить ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как невнимательность, превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода, неисправность транспортных средств (ТС) и пр., во многих случаях обнаруживается, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся дорожно-транспортной ситуации, чтобы возникла опасность ДТП.

Анализ большого числа дорожно-транспортных происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих им факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинако­во. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортных происшествий необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае установить первопричины происшествий затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

из-за неправильных действий водителя 60.. .70%;

из-за неудовлетворительного состояния дороги или несоответствия дорожных условий характеру движения 20...30%;

из-за технических неисправностей автомобиля 10-20%.

Топографический анализ ДТП предназначен для выявления мест их концентрации в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на который условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости от цели проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде «проявляются» очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.

Линейный график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изоб­ражения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных обозначений на график. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.

Масштабная схема дорожно-транспортных происшествий представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП. Кроме того, могут быть нанесены даты, время суток, номер учетной карточки. Схема позволяет при­нимать решения о необходимости совершенствования организации движения на конкретном участке дорожно-уличной сети.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

5. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

6. В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

IV. Учет дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог

19. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

20. Форма учета дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог определяется Российским дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В данной статье рассмотрим учет дорожно-транспортных происшествий в процедуру проведения служебного расследования.

В соответсвии со Статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в соответствии с пунктом 1.2. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» и в соответствии с пунктом 2 «Постановлениея Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»:

  • дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Исходя из данной формулировки определяем что основными признаками ДТП являются:

  • участником является транспортное средство ;
  • событие произошло в процессе движения по дороге ;
  • причинен ущерб .

То есть для того чтобы признать что действительно произошло ДТП, и его необходимо учесть и провести расследование, должны совпасть следующие факторы: одним из участников происшествия должен быть автомобиль, один из участников ДТП должен двигаться по дороге, и в результате ДТП должен быть причинен ущерб. Если какой либо из этих факторов отсутствует то событие не является дорожно-транспортным происшествием и не возникает обязанность владельца транспортного средства учитывать ДТП.

Учет ДТП

Если всё таки происшествие признано как ДТП то в первую очередь его необходимо учесть. Пункт 3 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий» № 647 гласит:

  • Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

То есть дорожные происшествия учитываются вне зависимости от вины водителя, места совершения аварии и её последствий. Пункт 4 Правил перечисляет кем должен осуществляться учет ДТП:

  • Органами внутренних дел;
  • Владельцами транспортных средств ;
  • Государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог;
  • Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в ДТП.

Теперь рассмотрим правила учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств. Это описано в пунктах с 15 по 18 главы 3 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий»:

  • Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения .
  • Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
  • Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.
  • Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Форма учета ДТП разъяснена в отдельном Приказе Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22, который так и называется «Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств». Форма может быть выполнена в виде журнала, где должны быть указаны сведения о владельце транспортного средства и его адрес, и форма должна содержать 2 раздела:

  • Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел.
  • Раздел 2. Сведения внутреннего характера , подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования.

Как видно из названий разделов, именно раздел № 1 подлежит сверке в органах ГИБДД, и как мы уже знаем, сверка должна проводится ежемесячно. В разделе № 1 фиксируется только факт ДТП с минимально-необходимыми статистическими сведениями:

  • Владелец транспортных средств.
  • Адрес владельца транспортных средств.
  • Учетный номер карточки (МВД).
  • Дата дорожно-транспортного происшествия.
  • Время дорожно-транспортного происшествия.
  • Место дорожно-транспортного происшествия.
  • Вид дорожно-транспортного происшествия.
  • Модель, номерной знак транспортного средства.
  • Фамилия, имя, отчество водителя.
  • Условия и обстоятельства, способствовавшие возникнонию ДТП (погодные, дорожные условия, состав и действия участников ДТП).
  • Выявленные причины дорожно-транспортного происшествия.
  • Последствия дорожно-транспортного происшествия: погибло человек, ранено человек.

Именно эти сведения должны ежемесячно сверяться в территориальных органах ГИБДД. Сверку можно проводить как личным посещением так и отправкой этих сведений по почте, главное чтобы об этом было какое либо письменное подтверждение от органов ГИБДД.

В раздел № 2 вносится более детальная информация о ДТП. Для ГИБДД эта информация не нужна, но эти сведения необходимы для проведения внутреннего служебного расследования в организации, и это мы рассмотрим более подробно.

Служебное расследование

Необходимость проведения служебного расследования ДТП вытекает из обязанности учета ДТП. Прямого указания о необходимости проведении служебных расследований ДТП в законодательстве нет. Но пункт 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гласит:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: …анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств…

Это же есть в пункте 3 Правил учета дорожно-транспортных происшествий:

  • Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Согласно пункта 1.2. Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 года № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»:

  • Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

То есть проведение расследования ДТП необходимо для понимания его причин и устранения причин его возникновения в дальнейшем, путем проведения каких либо мероприятий, например, изменением маршрута движения ТС, проведением занятий с водителями, инструктажами и т.д… Анализ и изучение причин ДТП проводится посредством проведения служебного расследования.

При проведении служебного расследования, согласно Приказа Минтранса № 22, необходимо собрать и внести в Раздел 2 Формы учета дорожно-транспортных происшествий следующие сведения:

  • Данные о водителе: а) фамилия, имя, отчество; б) квалификация, стаж работы (всего лет, в т.ч. в организации на данном автомобиле); в) на каком часу работы произошло ДТП; г) состояние здоровья.
  • Данные о транспортном средстве: срок эксплуатации, пробег, время проведения последних «ТО-1» и «ТО-2».
  • Условия организации и осуществления перевозок, приведших к ДТП: а) вид груза, вес груза, правильность загрузки транспортного средства, число пассажиров, маршрут, отклонение от маршрута, вид перевозки; б) нарушение правил: перевозки, эксплуатации, ремонта, режима труда и отдыха водителя и др.
  • Сведения о пострадавших в ДТП по вине работников организации: а) категория (пассажир, водитель, пешеход, иное лицо); б) тяжесть последствий (погиб, ранен); в) фамилия, имя, отчество, возраст.
  • Материальный ущерб от повреждения (млн. руб): транспортных средств, груза, дорог, иных сооружений.
  • Принятые меры.

Эти, вносимые в журнал сведения должны быть подкреплены документами. Например данные о водителе должны быть подкреплены копией его паспорта и водительского удостоверения, приказом о назначении на должности, объяснительная об обстоятельствах ДТП, копия журнала предрейсового медосмотра и копия путевого листа. И так должны быть собраны сведения по каждому пункту Раздела 2 Формы учета ДТП. Непосредственно сбором данных и проведением служебного расследования должна заниматься комиссия из нескольких человек. Состав комиссии назначается приказом по организации. Результатом расследования должен быть документ, на основании которого должны приниматься дальнейшие действия по устранению причин ДТП. Этим документом является Акт служебного расследования ДТП. Форма акта также утверждается приказом по организации.

Итог

Любое ДТП должно быть учтено в журнале учета ДТП. О всех ДТП необходимо сообщать в ГИБДД и ежемесячно проводить с ними сверку, о чем должна быть отметка в журнале учета ДТП. Обязательно по всем ДТП необходимо проводить внутренние служебные расследования.

Для организации учета ДТП и проведения служебного расследования необходимо иметь следующие документы:

  • Журнал учета ДТП;
  • Приказ о создании постоянной комиссии по расследованию ДТП;
  • Приказ об утверждении формы акта о служебном расследовании.

Последовательность действий при ДТП:

  • Незамедлительно сообщить в органы ГИБДД;
  • Внести данные о ДТП в Журнал учета;
  • Назначенная приказом комиссия проводит служебное расследование;
  • По итогам расследования составляется Акт о служебном расследовании;
  • Наказание водителя в случае его вины и решение вопроса о возмещении материального ущерба;
  • Проводится внеплановый инструктаж водителей;
  • Проводится ежемесячная сверка Раздела 1 Журнала учета ДТП с органами ГИБДД.

При учёте ДТП и проведении служебного расследования необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Статьи 2 и 20.
  • Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». Пункт 2, 3, 4, 15, 16, 17, 18.
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22 «Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств».
  • Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 года № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий». Пункт 1.2.
  • Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты» , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УЧЕТА
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ




Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила учета дорожно-транспортных происшествий и ввести их в действие с 1 января 1996 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести ведомственные нормативные акты по вопросам учета дорожно-транспортных происшествий в соответствие с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными настоящим Постановлением.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации разработать и до 1 марта 1996 г. утвердить Положение о порядке предоставления информации о дорожно-транспортных происшествиях юридическим и физическим лицам, в том числе на договорной основе.

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по статистике изучить в течение 1996 года возможность применения в государственной статистической отчетности порядка отнесения лиц к числу пострадавших, используемого в статистике Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 1995 г. N 647

ПРАВИЛА
УЧЕТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.1997 N 1513,
от 31.07.1998 N 866, от 02.02.2000 N 100, от 01.02.2005 N 49,
от 19.11.2008 N 859, от 14.02.2009 N 106)


I. Общие положения

1. Правила учета дорожно-транспортных происшествий обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах:

"дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

"дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

"транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);

"владельцы транспортных средств" - юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;

"погибший" - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;

"раненый" - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3. Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

4. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

  • органами внутренних дел;
  • владельцами транспортных средств;
  • государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

5. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

6. В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

  • во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
  • при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
  • в результате стихийных бедствий;
  • вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке - расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
  • в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;
  • в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

7. Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

8. Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

9. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

II. Учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел

10. Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

11. На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

12. Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

13. Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

14. Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, организуют сверку с медицинскими организациями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.07.1998 N 866, от 19.11.2008 N 859, от 14.02.2009 N 106)

III. Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

15. Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

16. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

17. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

18. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

IV. Учет дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог

19. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

20. Форма учета дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог определяется Российским дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.1997 N 1513, от 02.02.2000 N 100)

21. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в управление (отдел) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 106)

22. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных на дорогах, находящихся в их ведении.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 106)

V. Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских организациях
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

23. Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

24. Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 19.11.2008 N 859)

25. Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

  • о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
  • о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

26. Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия.
(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

27. Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

28. Медицинские организации обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

Эффективность деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения во многом зависит от полноты и достоверности информации о дорожно-транспортных происшествиях. Это обеспечивается наличием системы учета ДТП и выполнением Правил учета ДТП всеми организациями, осуществляющими транспортную деятельность.

В соответствии с Законом о безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей оценки безопасности дорожного движения. К таким показателям относят количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей, число нарушителей Правил дорожного движения, количество административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения.

Учету подлежат ДТП с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель, телесные повреждения людей либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибли или получили ранения люди, включаются в государственную статистическую отчетность. К числу погибших относятся лица, скончавшиеся на месте ДТП или в течение 7 суток с момента происшествия. Лица, получившие при происшествии телесные повреждения, включаются в число раненых в тех случаях, когда наступила потеря трудоспособности, существует необходимость госпитализации на срок не менее одного дня либо назначено амбулаторное лечение после оказания первой медицинской помощи.

Не учитываются следующие происшествия:

С тракторами, другими сельскохозяйственными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены;

Возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу, а также явившиеся следствием попытки покончить жизнь самоубийством;

Возникшие в результате стихийных бедствий;

Возникшие в результате нарушения техники безопасности или правил эксплуатации транспортных средств в отсутствие водителя;

Возникшие в результате пожаров на движущихся транспортных средствах, не связанных с их технической неисправностью.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются: Госавтоинспекцией; предприятиями, организациями, министерствами и ведомствами, имеющими транспортные средства; дорожными и коммунальными организациями.

В Госавтоинспекции на каждое ДТП оформляется учетная карточка, в которую включается всесторонняя информация об обстоятельствах ДТП и влиянии каждого из элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - среда» на возникновение ДТП. В карточку учета ДТП включаются следующие данные: вид ДТП, время совершения ДТП, место совершения ДТП, дорожные условия, сведения о виновных водителях, сведения о транспортных средствах и их принадлежности, сведения о пострадавших, описание и схема дорожно-транспортного происшествия, принятые меры.

Российская транспортная инспекция осуществляет контроль за дорожно-транспортными происшествиями, совершенными на лицензируемом транспорте.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортную деятельность, обязаны учитывать, анализировать и устранять причины ДТП, совершенных с участием принадлежащих им транспортных средств.

Дорожно-эксплуатационные организации должны учитывать дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорожной сети, обслуживаемой данной организацией.