Право на благоприятную окружающую. Экологическое право

Человек имеет право на благоприятную среду . Что такое благоприятная среда, как законы РФ защищают права граждан на данное право, каковы способы его защиты? Об этом материал данной статьи.

Благоприятная окружающая природная среда — это такое состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

В РФ есть отрасль права, которая регулирует отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Это экологическое право.

Источники экологического права:

  • Конституция РФ
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Водный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ
  • Лесной кодекс РФ
  • законы РФ «О животном мире», «О мелиорации земель», «О недрах РФ», «Об охране окружающей природной среды» и др.

Основные экологические права человека и гражданина в РФ:

(Из Конституции РФ, статья 42)

Права тесно связаны с обязанностями.

В статье 58 Конституции РФ отмечается, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Правонарушение в области природы называют экологическим правонарушением.

Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее законы по охране природы, и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Способы защиты гражданами права на благоприятную окружающую среду

  • Несудебные способы:

участие в общественных организациях, цель которых — защита окружающей среды;

обращения граждан в органы государственной и местной власти при обнаружении фактов загрязнения природы, а также с целью получения необходимой информации о состоянии окружающей среды.

участие в митингах в защиту природы

личное участие в сохранении чистоты природы, например, в субботниках.

  • Судебные способы:

обращение в суд при получении вреда здоровью из-за загрязнения природы

для получения необходимой информации от соответствующих органов, если запрос на неё остался без ответа

при отказе на проведение экспертизы среды органами власти и др.

Мероприятия государства по защите окружающей среды:

  • Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
  • Проведение экологической экспертизы деятельности предприятий и организаций
  • Систематическая проверка состояния окружающей среды — воздуха, воды и пр.
  • Создание заповедников, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных
  • Проведение санкций к нарушителям законодательства оп охране окружающей среды и др.

Организации по охране природы:

Международный уровень:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП (англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN ) .основан в 1948 г. При ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
  • Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
  • ЮНЕСКО — организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
  • Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г. Цель — обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
  • Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
  • Гринпис (англ..green peace - «зелёный мир») - международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы: глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
  • Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.

Российский уровень:

  • Государственные органы : Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
  • Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы .
  • Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
  • Всероссийское общество охраны природы.
  • Сибирский экологический центр
  • Союз охраны птиц России
  • «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
  • «Зелёный патруль»- общественная организация
  • Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В

(в каждом субъекте РФ).

Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».

(Ф.Бэкон)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Арсаева Шовдан

Обращение ко всему МИРУ.

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Грозного

Чеченской Республики

Директор МБОУ «СОШ№10» г. Грозного

Астамиров Тамерлан Хасамбекович

Эссе на тему:

«Право человека на благоприятную окружающую среду»

Арсаева Шовдан (11класс)

Чеченская Республика город Грозный Старопромысловский район

Индекс: 364001 городок Маяковского дом №76 кв. 8

Телефон: (моб 89280872658), электронный адрес:[email protected]

Руководитель: Джамилханова Джамиля Алиевна тьютор школы и классный руководитель 11 класса

Телефон: (моб 89289434677)

Грозный, 2017 год.

Право человека на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России) Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 году. Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды - землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Право человека на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную гражданско-правовую ответственность.

Право человека на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

Мир от преступлений изнемог. Так что же мы натворили с природой? С нашей Землей? Ведь как сказал известный французский писатель, «…все мы, живущие на нашей планете, всего лишь пассажиры одного космического корабля, плывущего по безбрежному океану – Вселенной». И Земля не так велика, как нам кажется. Но она прекрасна с ее прозрачными ручейками и мощными потоками океанов и морей, с ее зелеными лесами и птицами в поднебесье. Те, кому удалось увидеть нашу планету с высот космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это невоздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней. Сможет ли человек безгранично долго пользоваться «завоёванными» правами? (Человек в ближайшем будущем не сможет воспользоваться завоёванными правами, т. к. само развитие человеческого общества ставит выживание человека под реальную серьёзную угрозу.) Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – международного экологического права?

Экологические проблемы человечества:

- усиление парникового эффекта;

Разрушение озонового слоя;

Загрязнение Мирового океана;

Сокращение площади тропических лесов;

Опустынивание плодородных земель;

Загрязнение пресных вод, рост радиоактивных отходов ;

Экозависимые заболевания:

- новообразования,

Заболевания эндокринной системы,

Органов пищеварения,

Дыхания.

Способы защиты экологических прав:

  • Создавать общественные объединения для охраны окружающей среды
  • Обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями
  • Принимать участие в собраниях, митингах, акциях
  • Предъявлять иски о возмещении вреда
  • Обращаться в Европейский суд по правам человека

Виды экологических правонарушений:

  • Несанкционированные свалки
  • Истощение
  • Порча
  • Браконьерство
  • Лесные пожары
  • Загрязнение
  • Незаконная порубка леса
  • Строительство объектов в природоохранной зоне

Признаки правонарушения:

  • Нарушение норм законодательства
  • Виновное действие или бездействие
  • Причинение вреда окружающей среде или здоровью
  • Общественная опасность

Забота о поддержании стабильности экосистем составляет круг жизненных интересов человека. С этим правом связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие. К таковым относится право на жизнь и охрану здоровья. Под влиянием права на благоприятную окружающую среду обновляется содержание других прав. Так, равноправие достигнет максимального воплощения только в экологически ориентированном обществе, обеспечивая равный вклад граждан в дело охраны природы и одновременно равные права на окружающую среду.

В области семейного права предполагается регулирование демографической проблемы. Расширяется право, на труд, так как без здоровой окружающей среды невозможно улучшение условий труда, развитие творческих видов деятельности. Рассматриваемое право связано с правом на развитие, которое должно охватывать не только материальный аспект, но и управление ресурсами личности и природы. Право человека на благоприятную окружающую среду имеет непосредственную связь с политическими правами. Право на достоверную информацию о состоянии окружающее среды соотносится с правом на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека, и право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, сопряжено с правом на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности при экологически обусловленных заболеваниях. Право человека на благоприятную окружающую среду означает, что качество природной среды должно способствовать нормальному развитию человека, нации, народа, общества. Это право означает право людей на здоровую, деятельную жизнь и развитие в гармонии с природой.

Обращение ко всему МИРУ.

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Я, обращаясь ко всему МИРУ:

1.Я хочу сделать все, чтобы не загрязнять воздух, ведь без чистого воздуха человек не сможет выжить.

2.Я хочу сделать все, чтобы вода оставалась чистой, ведь вода – это источник жизни.

5. Я хочу сделать все, чтобы защищать животных, ведь они наши меньшие братья.

6. Я хочу сделать все, чтобы поддерживать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания, ведь мы за здоровую нацию.

7. Я хочу сделать все, чтобы было как меньше отходов, ведь они загрязняют нашу планету.

8. Я хочу сделать все, чтобы стать потребителями с разумным отношением к окружающей среде, так как мы хотим оставить эту красоту последующим поколениям.

Люди, берегите Землю!

Понятие “окружающая среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окру­жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую ин­формацию, право на возмещение ущерба.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, сани­тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государст­венных органов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Фе­деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, кото­рые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с пись­мами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс­плуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должност­ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 10.07.2001 г.) государ­ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие обществен­ным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, прини­мать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, пре­пятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен­ности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объедине­ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в не­своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикрат­ного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного раз­мера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятель­ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или ар­битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здо­ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банков­скими учреждениями.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.



Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

10. Право на достоверную информацию о состоянии окружаю­щей среды. Источники экологической информации.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью) и в силу стихийных природных катаклизмов (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

В узком смысле данное право может рассматриваться как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, чьи родственники проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и др.

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" сказано, что сведения, касающиеся чрезвычайных происшествий и катастроф, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствий; стихийных бедствий, их официальных прогнозов и последствий, а также состояния экологии, здравоохранения, санитарии и демографии не могут быть засекречены*(206). Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческую тайну на предприятиях не могут составлять "сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом"*(207). Здесь же следует сказать, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды*(208).

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды.

Однако здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" под государственной тайной понимаются "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В этом Перечне есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства.

11. Права общественных формирований в области охраны окру­жающей среды.

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 13 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;

д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.



Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

10. Право на достоверную информацию о состоянии окружаю­щей среды. Источники экологической информации.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью) и в силу стихийных природных катаклизмов (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

В узком смысле данное право может рассматриваться как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, чьи родственники проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и др.

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" сказано, что сведения, касающиеся чрезвычайных происшествий и катастроф, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствий; стихийных бедствий, их официальных прогнозов и последствий, а также состояния экологии, здравоохранения, санитарии и демографии не могут быть засекречены*(206). Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческую тайну на предприятиях не могут составлять "сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом"*(207). Здесь же следует сказать, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды*(208).

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды.

Однако здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" под государственной тайной понимаются "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В этом Перечне есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства.

11. Права общественных формирований в области охраны окру­жающей среды.

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 13 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;

д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.