К правам смежным с авторскими относятся. Гражданское право россии

Понятие и значение смежных прав

При этом развитие воспроизводящей техники привело к широкому распространению пиратства, когда звукозаписывающие студии, затратив огромные средства на первую запись, несли огромные убытки в результате незаконного воспроизведения этих записей. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время технические возможности звуко- и видеозаписывающей техники достаточно велики и не составляет труда делать высококачественные копии с уже имеющихся первых видео и звукозаписей. Техника воспроизведения исполнения усовершенствовалась от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях, а впоследствии к цифровой записи.

Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

Большинство случаев такого рода незаконного использования выходило за рамки национальных границ и поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны. (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации).

В 1971 г. была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к указанной Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Субъектом прав, которые предоставляет Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм является производитель фонограмм - физическое или юридическое лицо , которое первым сделало запись звуков на фонограмме.

Конвенция определяет фонограмму как любую исключительную запись звуков (ст. 1 (а)). Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории данного государства до вступления в силу данной конвенции на территории этого государства.

Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.

Россия является также членом Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. Страны участницы конвенции приняли на себя обязательство принять меры по предотвращению на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него не предназначается. При этом страны участницы сами выбирают способы исполнения указанного обязательства.

Брюссельская конвенция одновременно представляет интересы авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в процессе распространения сигналов через спутники. В конвенции не содержится специальных правил по предупреждению актов интеллектуального пиратства: решение этого вопроса оставлено на усмотрение стран-участниц. Указанная конвенция открыта для всех стран - членов ООН .

Эта конвенция практически не содержит норм материального характера, а только обязывает стран-участниц принять адекватные меры, обеспечивающие как на законодательном, так и правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики. Специфической особенностью Конвенции является отказ от принципа национального режима.

В 1996 г. В Женеве был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Этот договор открыт для присоединения только государствам-членам ВОИС. Он не затрагивает права авторов произведений и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.

В соответствии с указанным договором исполнители наделяются исключительными правами в отношении своих исполнений: запрещать или разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения незаписанных исполнений, запись своих незаписанных исполнений, прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности и др.

Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности , а также по проводам или средствам беспроволочной связи, коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.

Нормы главы 71 ГК РФ закрепляют пять видов смежных:

  • права на результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • права на фонограммы,
  • права на сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • права на содержание баз данных,
  • права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию сами права. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

Смежные права могут переходить другим лицам по договорам, в порядке правопреемства другим лицам.

Смежные права охраняются и защищаются теми же способами, что и авторские права на произведения науки, литературы и искусства.

Права на исполнение

Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танцев в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Личные неимущественные права исполнителя включают в себя:

Право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае совместного исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

Право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Право на неприкосновенность исполнения не означает запрета исполнителем на подражание.

После смерти исполнителя его личные неимущественные права охраняются в соответствии со ст. 1316 ГК РФ, причем так же как и авторские права .

Исключительное право на исполнение

В силу п. 1 ст. 1217 ГК РФ исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), которым он может по своему усмотрению распоряжаться.

Нормы п. 2 ст. 1217 ГК РФ закрепляют способы использования исполнения, которые одновременно являются правомочиями, включенными в содержание данного субъективного права .

1) Сообщение в эфир, под которым понимается сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;

2) Сообщение по кабелю, под которым понимается сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) Запись исполнения, под которой понимается фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) Воспроизведение записи исполнения, под которой понимается изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части.

При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

5) Распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) Доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения), то есть размещение в сети INTERNET;

7) Публичное исполнение записи исполнения, под которым понимается любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи , независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений, при этом права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Ранее данное правило распространялось лишь на производные и составные произведения.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю, при этом, если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя. А если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то этот срок продлевается на четыре года. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

Как и любые исключительные права, исключительные права исполнителей переходят по наследству. В случае обращения взыскания на права исполнителей применяются те же самые правила, что и в отношении авторских исключительных прав.

Одинаковые правила применяются и в тех случаях, когда исполнитель является наемным работником, а само исполнение - результатом «служебного задания».

Право на фонограмму

Термин "фонограмма" используется в нескольких значениях. Во-первых, год фонограммой понимается собственно материальный носитель, который является объектом гражданского права и участвует в имущественном обороте наряду с другими вещами. Во-вторых, под фонограммой понимается совокупность зафиксированных на материальном носителе произведений и исполнений. И в этом случае фонограмма является объектом смежных прав . Особенность фонограммы проявляется в том, что материальный носитель является необходимым компонентом фонограммы.

По истечении срока действия исключительного права фонограмма переходит в общественное достояние.

Следует отметить, что фонограмма переходит в общественное достояние не только по истечении срока действия исключительного права на нее, но также в случае смерти (прекращения) правообладателя, если отсутствуют наследники как по закону , так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (для юридического лица - при отсутствии правопреемников).

Согласно п. 3 ст. 1282 ГК перешедшая в общественное достояние необнародованная фонограмма может быть обнародована любым лицом, если только ее обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). При этом у гражданина, который правомерно обнародовал фонограмму, возникают права, смежные с авторскими.

Право организаций эфирного и кабельного вещания

Согласно ст. 1329 ГК РФ организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо , осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений), посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц. Это могут быть государственные или частные организации, которые не только используют произведения и исполнения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи.

Организации вещания - это радио-, телестудии и тому подобные организации, которые занимаются распространением звука, изображений, их отображений посредством беспроволочной связи (организации эфирного вещания) или посредством кабеля, провода, оптического волокна, аналогичных средств (организации кабельного вешания).

Вещание - процесс распространения информации средствами радио- или телевизионной техники, передача радио- и телевизионных программ на расстояние (трансляция) посредством средств связи (теле - радиоэфир, кабельные сети). Объектом данных смежных прав , как это следует из смысла ст. 1329 ГК РФ выступает «сообщение».

Нормы ст. 1330 ГК РФ закрепляют исключительное право таких организация на сообщение радио- или телепередач.

В частности п. 1 ст. 1330 ГК РФ оговаривает право организации эфирного или кабельного вещания на распоряжение принадлежащим ей исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), а п. 2 данной статьи перечисляет возможные виды использования сообщения радио- или телепередачи (вещания), к которым относятся:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач. Права таких организаций признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав , прав исполнителей, а также прав на фонограмму. Например, в радио- и телепередачах могут использоваться произведения, которые уже не охраняются авторским правом, поскольку перешли в сферу общественного достояния. Однако это само по себе не препятствует возникновению смежного права организаций эфирного и кабельного вещания.

Срок действия исключительного права на сообщение радио или телепередачи составляет пятидесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю, а по истечении этого срока сообщение переходит в общественное достояние.

Согласно п. 2 ст. 1282 ГК сообщение радио- или телепередачи, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Согласно п. 3 ст. 1282 ГК перешедшее в общественное достояние необнародованное сообщение радио- или телепередачи может быть обнародовано любым лицом, если только ее обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). При этом у гражданина , который правомерно обнародовал сообщение радио- или телепередачи, возникают права, смежные с авторскими.

К правопреемникам организации эфирного или кабельного вещания (например, при реорганизации) исключительное право на сообщение радио- или телепередачи переходит в пределах оставшейся части срока.

Право изготовителя базы данных

Законодательное определение базы данных дается в абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК, согласно которому базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов , судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Согласно ст. 1333 ГК РФ изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

В соответствии с данной нормой в качестве публикатора может выступать только физическое лицо .

во-вторых, лишь в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено либо когда в соответствии Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения (см.: ст. 1245 ГК РФ)

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться исключительно в форме некоммерческих организаций (в виде общественных организаций и некоммерческих партнерств).

4. Организации по управлению правами на коллективной основе действуют исключительно интересах правообладателей и не вправе использовать в свою пользу объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

5. п. 5 ст. 1242 ГК РФ устанавливает возможность организаций по управлению правами на коллективной основе предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав , переданных им в управление на коллективной основе, не только от своего имени, но и от имени правообладателей.

Независимо от того подает организация иск от своего имени или от имени правообладателя истцом будет считаться сам правообладатель Доверенность для предъявления иска в суд и совершение иных процессуальных действий в данном случае не требуется, поскольку полномочия организации основаны на прямом указании закона.

Организация, прошедшая государственную аккредитацию в соответствии со ст. 1244 ГК РФ, также вправе в соответствии со ст. 46 ГПК РФ предъявлять от имени неопределенного круга правообладателей требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

На основе полномочий, полученных в соответствии с договором с правообладателем, организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, предоставляет простые (неисключительные) лицензии (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ) пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав . Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. В лицензионном договоре, заключенном непосредственно правообладателем и пользователем, может быть предусмотрено, что сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав будет осуществлять организация по управлению правами на коллективной основе. Отсутствие такого условия в лицензионном договоре лишает организацию по управлению правами на коллективной основе права собирать вознаграждение по данному договору.

3. В соответствии с п. 3 ст. 1243 ГК РФ пользователи обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре. Такие сведения необходимы для распределения вознаграждения между правообладателями.

4. Организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения. Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, представляемых такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:

1) одновременно с выплатой вознаграждения представлять обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах;

2) использовать собранное вознаграждение исключительно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав. При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав;

3) распределять и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав. Распределение вознаграждения и выплата вознаграждения должны производиться регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации по управлению правами на коллективной основе, и пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, в том числе сведений статистического характера.

В свое деятельности российские организации, осуществляющие коллективное управление имущественными правами, руководствуются минимальными ставками авторского вознаграждения, утвержденными Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г." // СЗ РФ. - 1998. - N 22. - Ст. 2476; Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // САПП. - 1994. - N 13. - Ст. 94), что однако не препятствует включению в лицензионные соглашения с пользователями условий о повышенных ставках вознаграждения авторам и правообладателям.

5. Организация по управлению правами на коллективной основе формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав.

По общему правилу такие сведения, содержащиеся в таких реестрах, являются открытыми и предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, в том числе на возмездной основе. Вместе с тем некоторые сведений (например, персональные данные, сведения об имени автора, обнародовавшем произведение под псевдонимом или анонимно и др.) в соответствии с законом могут быть предоставлены только с согласия правообладателя.

В соответствии с п. 5 ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе должна размещать в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя. В качестве общедоступной информационной системы может выступать сайт организации в сети Интернет.

Ни Гражданский кодекс, ни другие нормативные акты не предусматривают каких-либо формальных ограничений на создание организаций по управлению коллективными правами (дополнительная регистрация, получение лицензии и т.п.). Однако вводится новая процедура - аккредитации, которая не является обязательной, но позволяет аккредитованной организации осуществлять управление правами не только лиц, заключивших с ней договоры о передаче полномочий по управлению правами, но и иных правообладателей (п. 3 ст. 1244, п. 3. ст. 1242 ГК РФ).

Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации, на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. В настоящее время такой порядок не установлен.

В соответствии с п. 1 ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной из шести сфер коллективного управления:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ);

2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ);

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293 ГК РФ);

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ);

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326 ГК РФ).

2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в п. 1 ст. 1244 ГК РФ, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе. Однако организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления.

Таким образом, всего государственную аккредитацию могут получить от одной до шести организаций.

В соответствии с п. 2 ст. 1244 ГК РФ к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

3. Независимо от того получила какая-либо организация статус аккредитованной организации, авторы и иные правообладатели могут создавать и другие организации по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 ст. 1244 ГК РФ.

Однако неаккредитованные организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами на основании договора о передаче полномочий по управлению правами.

4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент как полностью, так и частично (в отношении отдельных объектов и (или) в отношении отдельных видов прав) отказаться от управления этой организацией его правами.

Отказ осуществляется путем направления письменного уведомления аккредитованной организации о принятом решении правообладателя, в таком решении может быть приведен перечень прав и (или) объектов, в отношении которых совершается отказ от управления.

По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе (например, на сайте организации в сети Интернет).

Также аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 ГК РФ. Сроки выплаты вознаграждения и представления отчета для таких случаев закон не устанавливает, полагаем, что здесь должны применяться правила п. 4 ст. 1243 ГК РФ.

5. На аккредитованную организацию возлагается обязанность принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

Аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Исключения из этого правила могут быть установлены законом.

6. Учитывая то, что функционирование аккредитованной организации затрагивает права и законные интересы широкого круга лиц, в том числе тех, которые не заключали с ней договоров, со стороны государства должен осуществляться контроль за ее деятельностью. Контрольная функция должна быть возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти . Пока такой орган не определен, скорее всего таковым станет Федеральная служба по интеллектуальной собственности , патентам и товарным знакам.

На аккредитованную организацию возлагается обязанность ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета должна устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти . В настоящее время форма отчета и печатный орган, в котором он должен публиковаться не определены.

7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок не установлен.

Ст. 1245 ГК РФ устанавливает основания и порядок выплаты вознаграждения правообладателям за свободное воспроизведение без их согласия фонограмм и аудиовизуальных произведений, осуществляемое исключительно в личных целях. Положения данной статьи корреспондируют правилам п. 5 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым ГК РФ могут устанавливаться ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, в том числе в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение.

Субъектами, обладающими правом на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, выступают авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

К числу субъектов, на которых данной статьей возложена обязанность предоставлять средства для выплаты вознаграждения за свободно использование фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, относятся изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Сами изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей не совершают никаких действий по использованию фонограмм или аудиовизуальных произведений. Желание законодателя обязать уплачивать средства для выплаты вознаграждения за свободно использование фонограмм и аудиовизуальных произведений именно этих субъектов объясняется тем, что гораздо легче обложить указанным сбором немногочисленных изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, которые в конечном счете включат суммы сборов в себестоимость своей продукции, нежели отслеживать каждый факт воспроизведения фонограммы или аудиовизуального произведения гражданином и взимать вознаграждение в пользу правообладателя с этого гражданина.

К ним относятся, в частности, аудио и видеомагнитофоны, звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски.

В соответствии с п. 2. ст. 1245 ГК РФ полномочия по сбору средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях предоставлены получившей аккредитацию организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами.

Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции:

  • сорок процентов - авторам,
  • тридцать процентов - исполнителям,
  • тридцать процентов - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Авторское право и смежные права образуют тесную группу и различаются между собой лишь объектами и, соответственно, нюансами применения. И те, и другие делятся на исключительные, личные неимущественные и иные для отдельных случаев.

Авторские права даются автору с момента создания произведения. Исключительное право переходит к лицу, которое приобрело его от автора; право на использование произведения переходит по лицензии – доход от этого позволяет автору творить дальше.

Смежные права – права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам, сообщениям вещания, базам данных, а также публикациям произведений, ставших общественным достоянием. По разным этим интеллектуальным объектам смежные права различаются. Например, узаконены разные сроки действия исключительных прав: исполнения – … 50 лет …; публикации – … 25 лет…; базы данных – … 15 лет …

Письменной (рукопись, перевод, сценарий, …);

Аудиозаписи, видеозаписи, компьютерной цифровой …;

Изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, фотография...);

Объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение...);

Выступления (лекция, пение, музыка, танец, пантомима, цирк и др.);

В других формах (которые вы создадите своим творчеством).

Наставление: Авторское право на произведение возникает с момента его создания, и никаких действий или формальностей не требует. Предоставление авторско-правовой охраны государством не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан никому доказывать «качество» произведения – художественную или практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т.д. То есть, если какой-нибудь чиновник или инспектор-налоговик или бухгалтер заявит, что сомневается в том, что ваш рисунок (эскиз, чертеж) это «произведение дизайна», то он сам и должен доказать тому, кому это зачем-то нужно, что это не произведение дизайна. А от автора никаких доказательств не требуется по Закону. Но автор может зарегистрировать своё произведение у нотариуса, в общественной организации, в некоторых случаях – и в государственных учреждениях. Или, лучше, в Российском авторском обществе (РАО), но там за регистрацию придется заплатить. Регистрация упростит подтверждение авторских прав на произведение, если это потребуется.

Знак © (произносится «знак копирайт») – знак охраны авторских прав – оповещает об исключительных авторских правах указанного далее обладателя на все данное произведение или указанную часть. Он помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно имеет три текстовых элемента: ©, имя или наименование обладателя, указание части произведения, на которое обладатель имеет право (если не на все произведение), год первого опубликования произведения. Юридического значения знак «копирайт» не имеет, но утверждение иного по закону требует доказательства.

Смысл знака © в следующем: «указанное здесь лицо считает себя обладателем исключительных прав на данное произведение или указанную часть с указанного года».

Наставление: Если на вашей учебной работе по рисунку или живописи, взятой в фонд кафедры, нет вашего копирайта (хотя бы ясной подписи фамилии), то при удалении ее из фонда она не сможет быть возвращена вам! Если какой-нибудь шутник или негодяй подпишет ваше произведение своим копирайтом, то это не означает никаких его действительных прав, но доставит вам огорчение. Цените свои произведения! Или займитесь в жизни чем-то более легкомысленным, чем создание произведений.

Знак охраны смежных прав отличается от знака «копирайт» только буквой Р вместо буквы С (Р происходит от английского Phonogramm – фонограмма), а статус его такой же – указательный, не более.

Субъектами авторского права являются автор или соавторы произведения, их наследники, владелец произведения, заказчик произведения, работодатель и работник-автор. Сложный вопрос разделения исключительного права между соавторами решается ими самими и оформляется договором между ними.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается (по ГК РФ) гражданин, творческим трудом которого оно создано. К автору приравнены соавторы. (В других странах автором может быть юридическое лицо).

Повторенье – мать ученья:

2) исключительное право на произведение (по сути – «имущественное», «материальное», «экономическое»);

3) специальные права (право на вознаграждение в случаях «служебного произведения» и других, право на отзыв, право следования при перепродаже произведения изобразительного искусства, право доступа к своему произведению изобразительного искусства, другие – см. ниже и в Законе).

- право на обнародование произведения лишь с момента его завершения, по мнению автора;

- право на отзыв ранее обнародованного произведения, но при условии возмещения убытков лиц, причастных к этому; право на отзыв не подлежит применению в отношении программ для ЭВМ, служебных произведений (см. ниже) и так называемых сложных объектов (см. ниже).

- право на неприкосновенность произведения – без согласия автора не допускается внесение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями, ссылками, сносками.

Наставление: Не используйте чьё-либо произведение в качестве материала для своего творения. Среди художников, дизайнеров и архитекторов бытует поверье о мести высших сил тем художникам, которые используют произведения предшественников в качестве материала для своего творения. Например, – о причине неудачи карьеры талантливейшего архитектора Баженова после разборки деревянного Летнего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском для стройки Большого Кремлевского дворца.

2.3. Исключительное право на произведение – единое и неделимое. Оно является имущественным, экономическим правом, то есть произведением можно распорядиться как неким необычным, но ценным имуществом, что обеспечит доход создателю и его наследникам.

Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни, а после кончины автора – его наследникам еще 70 лет; оно может быть отчуждено (передано – продано или подарено) им другому лицу по договору. Исключительное право переходит по наследству.

Исключительное право позволяет его обладателю:

а) использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

б) распорядиться исключительным правом на произведение, а именно:

Передать его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права;

Предоставить другому лицу право использовать произведение по лицензионному договору (лицензии исключительной или простой).

1) Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме; государственная регистрация не требуется. Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Наставление: Как и в любом другом договоре, надо постараться продумать и прописать в нем все существенное для вашего будущего. Пример: .

2) Лицензионный договор должен заключаться в письменной форме, он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Он продолжает действовать даже тогда, когда исключительное право на произведение перешло от прежнего обладателя к другому лицу (поэтому приобретатель исключительного права должен хорошо разузнать, что именно он покупает).

О чем должно быть сказано в лицензионном договоре:

1) произведение;

2) характер лицензии (исключительная или простая);

3) способы использования произведения (из числа законных);

5) территория;

6) возможность сублицензирования (дальнейшего предоставления лицензиатом прав использования другим лицам);

7) вознаграждение либо указание на безвозмездность.

Пример лицензионного договора см. Учебник Близнеца стр. 134.

По договору авторского заказа (ДАЗ) одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. ДАЗ является специально предусмотренным ГК РФ видом договоров. В ДАЗ должны быть определены основные признаки (критерии, характеристики) создаваемого произведения – чем подробнее, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем споров относительно выполнения сторонами их обязанностей по договору. Об отчуждении исключительного права или о лицензировании прав использования должно быть сказано конкретно в ДАЗ либо в отдельном прилагаемом договоре. ДАЗ предполагается возмездным, если им не предусмотрено иное. Срок исполнения ДАЗ автором должен быть ясно указан в договоре. Законом предусмотрена возможность автора воспользоваться дополнительным льготным сроком (1/4 договорного или, по соглашению сторон, больше) при необходимости и наличии уважительных причин. Но законом предусмотрены и случаи, когда из-за срыва срока заказчик вообще теряет интерес к произведению (например, сценарий новогоднего представления в январе не нужен).

2.4. Законные способы использования произведений таковы (здесь они приведены смысловыми группами для удобства запоминания, тогда как в ГК РФ порядок другой):

1) создание копий произведения на каких-либо материальных носителях и их:

Воспроизведение, в т.ч. в электронной форме;

Распространение (продажа, любое отчуждение) оригинала или экземпляра произведения на каком-либо материальном носителе;

Прокат оригинала или экземпляра;

Импорт в Россию оригиналов или экземпляров.

2) демонстрация произведения в местах, открытых для публики:

Публичный показ;

Публичное исполнение, в том числе показ аудиовизуального произведения в кинозале.

3) сообщение (передача) произведений посредством технических средств (радио, телевидения, кабельных и цифровых сетей).

4) «дополнительные» виды действий:

Перевод или иная переработка произведения;

Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как самостоятельное произведение – даже на фрагмент изображения, оригинальную фразу или слово, не говоря уже о названии произведения и персонаже.

2.5. Служебное произведение – особый случай

Если произведение создано наемным работником, то:

а) при наличии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежат работодателю;

б) при отсутствии служебного задания (документа) на его создание исключительное право на него принадлежит работнику;

в) все личные неимущественные права принадлежат работнику как автору.

Наставление: Четыре обязательных атрибута любого документа: само содержание (текст, изображение, ...); заголовок (только письмо обходится без заголовка «письмо»); подпись создавшего документ; дата создания. Без всех них документ – не очень документ.

Наставление: Если произведение создано студентом в рамках учебного процесса, то, хотя законом такие случаи не предусмотрены и под положения закона о служебных произведениях они не подпадают, на такое произведение распространяются общие требования закона, причем с учетом творческого вклада педагога-руководителя. Но никак не может оно принадлежать учебному заведению, поскольку не было служебного задания, и это произведение не было предварительно оплачено ни студенту, ни преподавателю-соавтору. Для того чтобы произведение учащегося можно было оставить в учебном заведении в дидактических целях, необходимо перед началом учебы заключить договор об учебных произведениях. В нем должно быть соглашение, что любое произведение, созданное студентом и преподавателем в рамках учебного задания, может быть по решению заведения взято на хранение и использование только в дидактических целях на необходимый срок, после которого оно будет возвращено соавторам . Иная практика основывается не на законах, а на понятиях.

Где права, там и обязанности. Обязанностями обладателя исключительного права на произведение являются:

Использовать произведение только законным способом;

Вовремя расплатиться с продавцом своего приобретенного права;

Запрещать использование произведения, на которое предоставлена лицензия, всем третьим лицам.

2.6. Специальные права

Надо также представлять, что законом предусмотрены еще разные права (которые здесь не рассматриваются) для разнообразных жизненных ситуаций с произведениями:

Производные произведения, в т.ч. переводы;

Программы для ЭВМ во всем мире пока условно приравниваются к литературным произведениям, хотя литературные произведения никогда не предназначались для управления машиной или переработки информации. Исключительное право на создаваемую по заказу программу для ЭВМ и базу данных принадлежит заказчику.

Сложные произведения, например, кинофильм – единый результат интеллектуальной деятельности разных авторов и исполнителей. В соответствии с ГК РФ (ст. 1263) авторами аудиовизуального произведения признаются:

в) композитор музыки, написанной специально для этого сложного произведения; он наделен правом на получение особого дополнительного вознаграждения.

а) практическую реализацию проекта, в том числе путем разработки документации для строительства;

в) участие в реализации своего проекта.

Для повторной реализации проекта по закону требуется получение согласия от автора, если договором не предусмотрено иное.

Составные произведения, в т.ч. базы данных. (Подробности см. ___ Учеб. Близнеца, стр. 143).

В случае нарушения кем-то чьих-то прав становится необходимой их защита. Способы защиты предусмотрены законами и осуществляются с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права:

Путем выставления требований к нарушителю;

Возбуждением судебного иска;

Административным наказанием;

Уголовным наказанием (штрафы до 500.000 рублей, лишение свободы до 6 лет, ликвидация юридического лица-нарушителя);

Использованием все новых технических средств контроля доступа к произведению (материальному ли, цифровому ли) и предотвращения запрещенных действий по отношению к нему.

Примечание: Другие способы защиты незаконны.

1) смежных прав;

2) патентного права;

3) средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг).

Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности.

Совокупность исключительных прав на объекты, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности, принято называть интеллектуальной собственностью.

Авторское право в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования произведений трех видов: науки, литературы и искусства.

Смежные права - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием четырех объектов:

Фонограмм;

Исполнений;

Постановок;

Передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Смежные права регулируются тем же законом, что и авторское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произведений науки, литературы и искусства, в один институт - «авторское право».

Стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства;

Свобода творчества;

Неотчуждаемость личных неимущественных прав;

1. Законы:

а) Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. (далее - Закон об авторском праве) (ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866). Этот закон изменил важные положения правового регулирования по сравнению с ранее действовавшим законодательством: он расширил возможности участников авторских и смежных с ним отношений и имеет рыночную направленность. Он содержит ссылки на гражданско-процессуальное законодательство (ст. 50) и на административное законодательство (ст. 48);

б) Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г. (ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325). Программы для ЭВМ и баз данных относятся к объектам авторского права (ст. 2 Закона);

в) Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Этот закон определяет понятие выхода в свет продукции средств массовой информации (ст. 2728), порядок распространения такой информации (ст. 25), условия использования авторских произведений (ст. 42) и др.;

г) Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., в котором авторские права на произведения архитектуры изложены в отдельной главе (ст. 16- 19), а также в других статьях этого закона (например, ст. 2, 12, 14, 15, 21). Отдельные статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146) и Гражданского процессуального кодекса РСФСР о порядке взыскания на авторское вознаграждение (ст. 385). Правила ГК РФ общего характера: о сделках, праводееспособных субъектах, средствах защиты нарушенных прав, о наследовании, о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства;

2. Подзаконные акты:

а) постановления Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 215 (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 994) и от 17 мая 1996 г. «Основы вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановка)» (СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529);

б) положения, принятые Правительством РФ, например Положение о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Положение о регистрации кино- и видеофильмов от 28 апреля 1993 г. и др.;

в) нормативные акты, издаваемые Министерством культуры, Государственным комитетом РФ по печати. Например, Приказ Министерства печати и информации РФ «Об утверждении перечня выходных сведений, размещенных в непериодических изданиях» от 28 июля 1998 г. № 27 (БНА. 1998. №11. Ст. 58);

3. Локальные акты:

а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (они касаются организации выставок, вернисажей, реализации произведений искусства);

б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

в) постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов. Таких постановлений пока что вынесено мало. Этот и ид источников в настоящее время представлен постановлением Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникших с рассмотрением авторских правомочий» от 18 апреля 1986 г. (Пленум Верховного Суда СССР. 1986. № 3. С. 19) и информационным письмом Президиума ВАС РФ «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 28 сентября 1999 г. № 4 // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11. Правомерность отнесения названных документов к источникам авторского права является дискуссионным вопросом авторского права. ■

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть фактически с момента создания произведения в каком-либо виде.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве).

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности они действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторском праве). Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и.наследниками авторских договоров.

Согласно ст. 6 Закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

Произведение - это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

Творчество определяется как деятельность человека, порождающего нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основании самого факта создания произведения.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит in трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

В результате создания произведения в области науки, литературы или искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными авторскими правами.

Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные.

Личные неимущественные права.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешить использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являются права на публичный показ и на публичное исполнение; права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю; право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение; право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов и др.

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 августа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., общие нормы которого получили развитие в Законе об авторском праве, посвятившем смежным правам специальный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве):

Исполнитель является гражданином Российской Федерации;

Исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

Исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом;

Исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной формах. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяется общий и специальный порядок защиты. По общему правилу защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает судебный иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношений - с другой.

Неюрисдикционная форма зашиты охватывает действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Способы защиты авторских и смежных прав - закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме;

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли - охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе "Смежные права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической .

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия "смежные права". С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights » и «related rights ». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими » можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения - . Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение - объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение - объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.



Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и . Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны ). Объективная форма - это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

5. Субъекты смежных прав

Теме « » посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .


Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с . Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему ""

1) Исключительное право - право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .


В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

1. Российское авторское общество - http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности - http://rosvois.ru

3. о правах, смежных с патентными

Смежные права (статья 1303 ГК РФ) – совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране результатов исполнительской деятельности (исполнений), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радиопередач и телепередач, содержание баз данных, а также произведений. Впервые обнародованных после их перехода в общественное достояние (объекты смежных прав).

Установление режима использования, наделение соответствующих субъектов интеллектуальными правами, защита этих прав. Смежные права производны и зависимы от авторских прав. Применительно к отдельным видам объектов смежных прав предусмотрены соответствующие права, в соответствии со ст. 1323 ГК РФ не допускается нарушение при использовании смежных прав авторских прав.

Объекты смежных прав:

1. Исполнение артистов-исполнителей, дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

2. Фонограммы (статья 1324 ГК РФ) – любые, но исключительно звуковые записи исполнения или иных звуков кроме звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение, т.к. данная звукозапись является составной частью всего аудиовизуального произведения.

3. Сообщение передач организацией эфирного или кабельного вещания (вещательных организаций) – не имеет значение, самой ли этой организацией создана передача или сделана она по заказу данной вещательной организации (§4 главы 71 ГК РФ).

4. Содержание баз данных касается в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов (§5 главы 71 ГК РФ). При этом законодатель охраняет не любую базу данных, а в соответствии с п. 1 ст. 1334 ГК РФ только такую, для создания которой требуются существенные затраты (имеются в виду только такие базы, которые содержат не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов).

5. Произведения науки и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние либо находящееся в общественном достоянии в силу того, что они не охранялись авторским правом (§6 главы 71 ГК РФ).

К субъектам смежных прав в соответствии со статьей 1304 ГК РФ относятся:

1. Исполнители – граждане, творческим трудом которых создано исполнение. К ним приравнивается режиссер-постановщик спектакля и самостоятельным исполнителем также является дирижер (ст. 1313 ГК РФ). Особенностями обладают смежные права на так называемое «совместное исполнение». Эти права принадлежат совместно принимавшим в его создании членам коллектива исполнителей (актеры, оркестранты, дирижер и т.д.). Данные права осуществляются руководителем коллектива исполнителей. Если руководителя коллектива исполнителей нет, данные смежные права осуществляются совместно членами коллектива исполнителей, однако члены данного коллектива вправе заключить между собой соглашение, в силу которого права будут реализовываться только одним лицом. Если какой-либо из элементов исполнения имеет самостоятельное значение, его исполнитель вправе использовать его отдельно, если в соглашении между участниками коллектива исполнителей не предусмотрено иное. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе применять средства защиты своего исполнения. Прибыль от использования такого объекта – по общим положениямравных долях) или по соглашению.

2. Изготовитель фонограммы (статья 1322 ГК РФ) – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения. При этом изготовителем может быть как ФЛ, так и ЮЛ. Изготовителем считается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы или его упаковке.

3. Организация эфирного или кабельного вещания (статья 1324 ГК РФ) – только ЮЛ, которые осуществляют сообщение по кабелю или в эфир.

4. Изготовитель баз данных - лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Также как и применительно к изготовителю фонограммы, изготовителем базы данных считается лицо, чье имя или наименования указано на упаковке или копии базы данных.

5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование ранее необнародованное произведение, перешедшее в общественное достояние. Данные права распространяются на любые произведения, которые не были обнародованы до этого момента и перешли в общественное достояние.

В соответствии со ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация объекта или соблюдение каких-либо формальностей (п. 2 ст. 1304 ГК РФ).

Применительно к отдельным видам объектов смежных прав действуют специальные правила:

В соответствии со ст. 1321 ГК РФ исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:

исполнитель является гражданином Российской Федерации;

исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;

исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК РФ;

исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Знак правовой охраны смежных прав в соответствии со ст. 1305 ГК РФ . Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности (), имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.


Вопрос 15. Личные неимущественные права обладателей смежных прав. Исключительное право на объекты смежных прав. Понятие, сроки и сфера действия, ограничения смежных прав. Защита смежных прав.

Права исполнителей предусмотрены статьями 1315 – 1317 ГК РФ.

Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 ГК РФ (права на совместное исполнение), право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения , то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Данные права охраняются бессрочно, они не передаются и не отчуждаются, а после смерти исполнителя охрана осуществляется наследниками или специально указанным в завещании лицом.

Исполнителю также принадлежит исключительное право на исполнение – право использовать исполнение любым не запрещенным в законе способом. Также есть право распоряжения исключительным правом на исполнение .

Способы использования исполнения сформулированы в статье 1317 ГК РФ не исчерпывающим способом:

1) сообщение в эфир (в том числе путем ретрансляции), кроме кабельного телевидения.

2) сообщение по кабелю;

3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части при возможности ее распространения.

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения) – интерактивное использование;

8) публичное исполнение записи исполнения;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Если запись исполнения была произведена с согласия исполнителя, то ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю, либо публичное исполнение возможно без согласия исполнителя, но только в целях, для которых было получено согласие.

Если с исполнителем заключается договор о создании аудиовизуального произведения, то согласие исполнителя на использование исполнения в составе произведения предполагается.

Изготовителю фонограммы принадлежит ряд личных неимущественных прав (статья 1323 ГК РФ):

1) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

2) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

3) право на обнародование фонограммы.

Изготовителю также принадлежит исключительное право на фонограмму (ст. 1323 ГК РФ) – добавляется два способа применительно к использованию фонограммы – переработка фонограммы; импорт оригинала или экземпляра фонограммы. Также допускается прокат оригинала или экземпляра фонограммы. Если лицо правомерно осуществит переработку фонограммы, оно приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Принцип исчерпания прав на фонограмму (ст. 1325 ГК РФ) – если оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, то их дальнейшее распространение допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Публичное исполнение фонограммы , опубликованной в коммерческих целях, а также при сообщении ее в эфир или по кабелю разрешение правообладателя не требуется, а также не требуется разрешение исполнителя, но им должно быть выплачено соответствующее вознаграждение . Сбор с пользователей (непонятно, кто является пользователем) вознаграждения и распределение этого вознаграждения осуществляется специальными организациями по управлению правами на коллективной основе (ОКУ), имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Создание таких организаций предусмотрено ст. 1244 ГК РФ. Вознаграждение распределяется в пропорции 50/50 – половина исполнителю, а другая половина – изготовителю фонограммы.

Порядок сбора вознаграждения определяется Постановлением Правительства РФ № 988 от 29.12.2007 г., утвердившим «Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях». Пользователи фонограмм должны представлять в ОКУ отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора сведений и вознаграждений.

Права организации эфирного или кабельного вещания (статья 1330 ГК РФ): использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.

Права реализуются посредством ретрансляции или через спутник. Права таких организаций признаются и действуют вне зависимости от наличия авторских прав на передачу, прав на исполнение, прав изготовителя и т.д.

Права изготовителя баз данных в соответствии со ст. 1333 ГК РФ:

· исключительное право изготовителя базы данных;

· право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

Исключительное право изготовителя базы данных - право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом, а также право распоряжения этим исключительным правом.

Помимо правообладателя никто не вправе извлекать из баз данных материалов (извлечение понимается в широком смысле).

Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 ГК РФ.

Права публикатора в соответствии со статьей 1338 ГК РФ:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (пункт 1 статьи 1339);

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Сроки действия смежных прав.

1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

2. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

3. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю – статья 1331 ГК РФ.

4. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания, а если база была обнародована, то в течение 15 лет с момента обнародования (также с 1.01. следующего года. При каждом обновлении базы данных эти сроки возобновляются.

5. Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования – ст. 1340 ГК РФ.