Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу является начальной стадией указанного процесса. Курсовая работа: Стадии административного процесса

Административный процесс, включающий различные виды производств, разворачивается во времени, через определенную процедуру, которая имеет свое начало, продолжение и завершение и складывается из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различают в названной процедуре определенные стадии (а в рамках стадии – этапы), в пределах которых участники административного процесса обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия для достижения промежуточных (в рамках стадии) и конечного результата.

Стадия определяется как часть процесса, в пределах которой участники конкретного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадий конкретного производства.

Итак, административный процесс складывается из нескольких, последовательно сменяющих одна другую, стадий. К ним относятся:

а) возбуждение производства по административному делу;

б) рассмотрение административного дела;

в) принятие решения по административному делу;

г) исполнение решения по административному делу;

д) пересмотр решения по административному делу.

Термин «административное дело» рассматривается в данном случае как синоним индивидуально-конкретной ситуации, сложившейся в сфере государственного управления, которая предусмотрена материальной правовой нормой и для своего юридического разрешения (прежде всего в положительном ключе) требует соответствующей юридической процедуры в виде адекватного административного производства, входящего в административный процесс23. Заметим, что в Конституции РФ (ст.126) термин «административное дело» использован применительно к осуществлению административного судопроизводства.

Рассмотрим кратко основные особенности стадий административного процесса.

1) Возбуждение производства по административному делу. Для всех разновидностей производств в административном процессе - это начальная стадия всей последующей процедуры. Поскольку каждый вид производства - процедура юридическая, имеющая своим назначением достижение в конечном счете предусмотренного правового результата, то начало этой процедуры необходимо нуждается в документальном оформлении. Иначе говоря, для возбуждения того или иного производства в административном процессе требуется составление предусмотренных официальных документов.

На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия, которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры. Так, например, определяется круг процессуальных участников, причастных к предстоящему рассмотрению административного дела, в частности, привлечение специалистов, экспертов, переводчика и т. д.

2) Рассмотрение административного дела - вторая, можно сказать, центральная стадия административной процедуры. Именно для этой стадии характерно наиболее широкое участие лиц, причастных к данному производству. Именно в пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для последующего обоснованного юридического решения, принимаемого полномочным органом или должностным лицом.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями, прежде всего мировыми. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума.

3) Принятие решения по административному делу - процессуальная стадия, характерная тем, что она непосредственно связана с принятием юридического решения, подготовленного процессуальными действиями участников административного производства на его предыдущих стадиях.

При этом следует иметь в виду, что термин «решение» является юридически-обобщенным выражением конкретного правового акта, который обязательно принимается по данному делу. В зависимости от вида административного производства таким «решением» может быть постановление Правительства Российской Федерации или высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (высшего должностного лица субъекта Российской Федерации); нормативный акт федерального министерства24; многообразные по наименованию, но единые по юридическим свойствам акты, принимаемые на упомянутой стадии различных правонаделительных и правоохранительных административных производств, например, акты, связанные с рассмотрением заявлений граждан на решения, принимаемые в итоге лицензионного производства, производства по делам об административных правонарушениях и т. д.

Юридические решения, принимаемые на данной стадии административного процесса, естественно, должны отвечать известным требованиям - соответствовать Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, компетенции органа или должностного лица, правомочным принимать соответствующее решение и т. д.

Применительно к тем или иным административным производствам существуют процессуальные правила, регулирующие принятие юридического решения как такового.

Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом. Ряд процессуальных правил содержат требования, касающиеся реквизитов принимаемого юридического решения - соблюдение установленной формы акта, его целесообразная структура, безукоризненный стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленное толкование или понимание юридического акта; наличие необходимых подписей, регистрационного номера, даты принятия и др25.

4) Исполнение решения по административному делу. Это четвертая обязательная стадия, которая в принципе завершает процедуру того или иного административного производства, входящего в административный процесс.

Как известно, принимаемые решения разнообразны по своим юридическим свойствам. В конечном счете, они образуют две основные группы. Первую группу составляют юридические решения, которые, несмотря на их различное наименование, объединяет общее свойство - это решения нормативные, содержащие общие правила поведения, т. е. правовые нормы.

Началом реализации нормативного акта государственного управления является вступление его в силу, момент которого определяется органом, принявшим нормативный правовой акт.

Вторую группу юридических решений, рождающихся в результате осуществления правонаделительных и правоприменительных производств в административном процессе составляют акты различного наименования (постановления, решения, приказы, распоряжения), но объединенные общим свойством - это индивидуальные правовые акты, адресованные конкретным субъектам. Поэтому в исполнении этого рода актов определяющая роль принадлежит субъектам, которым эти акты адресованы.

В зависимости от характера административного дела и, следовательно, адекватного административного производства, индивидуальные юридические решения могут:

а) юридически оформлять для данного лица его правомочие, предусмотренное соответствующим законом, например, положительное решение по заявлению гражданина, обращению коллективного субъекта;

б) юридически обеспечивать реализацию конкретным органом или должностным лицом определенной обязанности, например, принять решение о лицензировании определенного вида деятельности; совершить действия по восстановлению нарушенного права гражданина и т. д.;

в) признав лицо виновным в совершении административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установить для него меру административного наказания или дисциплинарного взыскания.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс.

5) Пересмотр решения по административному делу. Отличительная особенность данной стадии административного процесса по сравнению с предыдущими заключается в том, что эта стадия является факультативной, поскольку инициируется лицами, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, либо интересы которых затрагивает принятое решение.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так и потерпевший.

Административное решение, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протесту прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федеральное закона от 14 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Для большинства административных производств пересмотр принятого решения не является стадией этих производств. Возможность пересмотра только обозначена нормами, предусматривающими обжалование или оспаривание принятого решения, однако детально порядок пересмотра не урегулирован.

Фактически пересмотр принятого решения осуществляется в рамках самостоятельного производства, к примеру, производства по рассмотрению такого обращения как жалоба, либо в порядке гражданского судопроизводства. Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в гл. 24 закрепил «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части». Этим самым ГПК РФ предусмотрел возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции. Аналогичным образом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра теории и истории права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Административное право

на тему: Стадии административного процесса

ФП, 2-й курс, ДПВ-2 (11.12.09)

Т.Л. Апоревич

Руководитель

Ассистент кафедры (11.12.09)

А.Н. Шкляревский


Курсовая работа: 29 с., 20 источников.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, СТАДИЯ, ЭТАП, ПРОЦЕСС, СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА, ЖАЛОБА (ПРОТЕСТ), АДМИНИСТРАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА, ОБЖАЛОВАНИЕ, ОПРОТЕСТОВАНИЕ

Объект данного исследованияобщественные отношения, связанные с проблемой совершенствования материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях.

Предмет исследования – стадии административного процесса.

Цель работы – анализ законодательства в области административно-процессуальной деятельности с различных точек зрения.

Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона; рассмотрение стадий административного процесса; выявление основных проблем в административном процессе.

В процессе работы проведено следующее исследование: проанализированы существующие стадии административного процесса в соответствии с законодательством.

При выполнении работы были использованы общие методы – диалектический, системный, формально-логический, функциональный;; специальный – сравнительный.

Элементам научной новизны является: необходимость проведения комплексных теоретических исследований в области законодательства об административной ответственности с целью выработки предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях, обоснованию выделения их в самостоятельные отрасли права и новые научные направления.


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

2. СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

2.1 ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

2.2 ПОДГОТОВКА ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ К РАССМОТРЕНИЮ

2.3 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

2.4 ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПО ДЕЛУ

2.5 ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Тема работы: "Стадии административного процесса".

Административный процесс принято понимать как административно-процессуальную деятельность в отличие от административно-процессуального права, представляющего собой систему норм, регулирующих административно-процессуальную деятельность. Анализ сущности и особенностей административного процесса есть предпосылка формирования правильного и всестороннего представления об административно-процессуальном праве.

В общем смысле процесс можно определить как совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс и т.п.).

Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

К этим стадиям относятся: возбуждение дела об административном правонарушении; подготовка дела об административном нарушении к рассмотрению; рассмотрение дела; обжалование и опротестование; исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Задачами данной работы являются: обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечён к административной ответственности, рассмотрение стадий административного процесса; выявление основных проблем в административном процессе.


Важную роль в борьбе с правонарушениями играет административный (административно-деликтный) процесс – производство по делам об административных правонарушениях.

Вопрос о понятии и сущности административного процесса в административно-правовой литературе является одним из самых дискуссионных. Существуют различные точки зрения на границы и объём административного процесса .

Поскольку при реализации исполнительной власти исполнительные органы (должностные лица) совершают различного рода действия (иными словами, осуществляют государственно-управленческую деятельность), то, соответственно, при этом также имеет место процесс.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.

Государственно-управленческая деятельность в основном сориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признаком, а сама она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску .

С юридической точки зрения процесс имеет своим назначением реализацию норм материального права. Тогда деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Таким образом административный процесс обеспечивает применение норм административного права в сфере государственного управления в целях достижения определенных юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Другими словами, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения, т.е. правоприменение, а занимаются этим субъекты исполнительной власти. Но надо помнить, что в равной мере субъекты исполнительной власти реализуют и санкции материальных административно-правовых норм.

Следовательно, осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм .

Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Эти обстоятельства породили двоякий подход к характеристике процессуальной деятельности исполнительных органов (должностных лиц), обозначаемой в качестве административного процесса .

Первый подход возник в 60-е годы прошлого столетия. Сторонниками широкого понимания административного процесса можно назвать В.Н. Протасова и его единомышленников. Суть этого подхода заключается в том, что под административным процессом предлагается понимать только деятельность по применению мер административного принуждения. Исходя из этой позиции даётся следующее определение административного процесса: административный процесс (в узком смысле) – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка. По мнению В. Н. Протасова, административный процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В. Н. Протасова, осуществляется не в форме юридического процесса, а в форме так называемой материально процедуры. При этом автор не формулирует чёткого понятия юридической процедуры, но лишь констатирует её признаки.

Второй подход к определению административного процесса состоит в том, что в административный процесс, помимо отношений по осуществлению принуждения, включаются та к называемые отношения положительного управленческого характера, возникающие при применении регулятивных норм материального права. Следовательно, при втором подходе административный процесс включает в себя всевозможные управленческие действия, реализуемые для осуществления функций и целей управления, решения его задач. Такой процесс иногда называют организационно-процедурным или позитивным административным процессом, т.е. процессом в широком смысле, который охватывает все случаи применения норм материального административного права.

Административный процесс: понятие, признаки, виды

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

Вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

Представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

Обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

Целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

Результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

Регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

Обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка - процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты (оперативности) - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

Являются разновидностью административно-правовых норм;

Выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

Имеют установленную структуру (строение);

Обеспечиваются принудительной силой государства;

Нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования : общие и специальные нормы.

По юридической силе : нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени : срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве : действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц : нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств : нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения - вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

Носят управленческий, организационный характер;

Основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

Регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

Являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Субъекты административного процесса - лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

Физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

Государственные органы, предприятия и учреждения;

Государственные служащие;

Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

Субъекта, возбудившего управленческое дело;

Субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

Стороны административного процесса;

Третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

Уполномоченного представителя;

Лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

Лица, защищающего права и интересы других лиц;

Лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикционный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

Анализ управленческой ситуации;

Рассмотрение дела и принятие решения;

Исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

Регламентируются нормами административно-процессуального права;

Обусловлены логикой всего производства;

Направлены на решение конкретных задач;

Характерен определенный круг участников;

Определенные сроки совершения;

Соответствующее процессуальное оформление.

Подобно другим разновидностям юридического процесса, административный процесс представляет собой определенную процедуру, складывающуюся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различает в названной процедуре определенные этапы (стадии), в пределах которых участники административного процесса обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия. Стадию можно определить как часть процесса, в пределах которой участники данного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадии данного производства. К ним относятся:

а) возбуждение производства по административному делу;

б) рассмотрение административного дела;

в) принятие решения по административному делу;

г) исполнение решения по административному делу;

д) пересмотр решения по административному делу.

Рассмотрим кратко основные особенности стадий административного процесса.

1. Возбуждение производства по административному делу (и проведение административного расследовании - ст. 28.7 КоАП РФ). Для возбуждения того или иного производства в административном процессе требуется составление предусмотренных социальных документов.

Так, для того чтобы было начато производство по рассмотрению заявления гражданина, необходимо, чтобы такое заявление было официально подано в письменной форме в соответствующий орган исполнительной власти, предприятие, учреждение, организацию и т.д. При этом действующее законодательство не исключает рассмотрения заявлений и в устной форме. Но в этом случае устное заявление должно быть официально зарегистрировано.



Для возбуждения, например, производства по делам о поощрениях необходимо официальное ходатайство управомоченных субъектов, направленное соответствующему органу или должностному лицу.

За небольшим исключением, предусмотренным ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, возбуждение производства по делу об административном правонарушении оформляется официальным документом - протоколом, составленным по правилам ст. 28.2 КоАП РФ.

А решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия, которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры. Так, например, определяется круг процессуальных участников, причастных к предстоящему рассмотрению административного дела, в частности привлечение специалистов, экспертов, переводчика и т.д.

2. Рассмотрение административного дела - вторая, наиболее важная стадия административной процедуры. Именно для нее характерно наиболее широкое участие лиц, причастных к данному производству. В пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для последующего обоснованного юридического решения, принимаемого полномочным органом или должностным лицом.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями, прежде всего мировыми. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума. Так, например. Правительство РФ проекты своих постановлений, т.е. нормативных актов, рассматривает на заседании, которое является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства РФ.

3. Принятие решения по административному делу - процессуальная стадия, характерная тем, что она непосредственно связана с принятием юридического решения, подготовленного процессуальными действиями участников административного производства на его предыдущих стадиях.

Применительно к тем или иным административным производствам существуют процессуальные правила, регулирующие принятие юридического решения как такового. Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом. Ряд процессуальных правил содержат требования, касающиеся реквизитов принимаемого юридического решения, - соблюдение установленной формы акта, его целесообразная структура, безукоризненный стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленное толкование или понимание юридического акта; наличие необходимых подписей, регистрационного номера, даты принятия и др.

4. Исполнение "решения по административному делу. Это четвертая обязательная стадия, которая в принципе завершает процедуру того или иного административного производства, входящего в административный процесс.

В зависимости от характера административного дела и, следовательно, адекватного административного производства индивидуальные юридические решения могут:

а) юридически оформлять для данного лица его правомочие, предусмотренное соответствующим законом, например положительное решение по заявлению гражданина;

б) юридически обеспечивать реализацию конкретным органом или должностным лицом определенной обязанности, например принять решение о лицензировании определенного вида деятельности, совершить действия по восстановлению нарушенного права гражданина и т.д.;

в) признав лицо виновным в совершении административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установить для него меру административного наказания или дисциплинарного взыскания.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс.

5. Пересмотр решения по административному делу. Отличие данной стадии административного процесса от предыдущих стадий заключается в том, что она является факультативной и в таком качестве предусмотрена законодательством.

Эта стадия административного процесса становится реальной в тех случаях, когда у субъектов, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, возникает необходимость обжалования этого решения по основаниям материального или процессуального характера. Вместе с тем действующее законодательство знает и исключения из общего правила. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе также потерпевший.

Административное решение, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протест)" прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Следует также иметь в виду, что Гражданский процессуальный кодекс РФ в гл. 24 закрепил "производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части", тем самым предусмотрев возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции.

Аналогично Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Крымский филиал

Краснодарского университета МВД Российской Федерации

Кафедра административного права и административной деятельности ОВД

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Выполнил:

Реблян Т.А.

Симферополь 2014

Введение

2.1 Возбуждение производства по административному правонарушению

2.2 Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению

2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении

2.4 Обжалование и опротестование решения по делу

2.5 Исполнение решения по административному делу

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственные органы, должностные лица, а также органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие в современном правовом государстве несут ответственность за издание незаконных правовых актов управления, за принимаемые такими органами решения и осуществляемые действия или бездействие, за необоснованное привлечение физических или юридических лиц и применение мер административного принуждения к данным лицам. Приоритетным правовым институтом, обеспечивающим защиту от нарушений органами исполнительной власти прав и свобод человека и гражданина, является административное судопроизводство.

Понимание сущности административного процесса особо важно в первую очередь как для юристов, так и для всех субъектов административного процесса, поскольку закон требует соблюдения норм административного права, и соблюдения процедур разрешения административных дел.

Теория административной юстиции отразилась в работах А.Т. Боннера, П.Ф. Елисейкина, Д.М. Чечота, И.А. Жеруолиса и многих других юристов времен СССР. В настоящее время исследованием этого вопроса занимаются следующие ученые-юристы как Салищева Н.Г., Старилов Ю.Н., Веденеев Ю.А., Бахрах Д.Н. и другие.

Актуальность данного исследования не составит сомнения, поскольку в сфере государственного регулирования, управления и контроля учавствуют так или иначе все граждане и юридические лица. В жизни они часто сталкиваются с решениями служащих и должностных лиц, администрации и органов исполнительной власти.

Объект исследования - общественные отношения, связанные с проблемой совершенствования материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях.

Предмет - стадии административного процесса.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение стадий административного процесса.

Для достижения поставленной цели, требуется решить ряд задач: -

Определить сущность административного процесса;

Рассмотреть понятие и признаки административного правонарушения;

Определить участников административного процесса;

Подробно рассмотреть и изучить отдельные стадии административного производства.

Глава 1. Административный процесс

1.1 Понятие и сущность административного процесса

В общем смысле «процесс» можно определяют как совокупность поочерёдных действий, которые совершаются для достижения поставленного результата, а также порядок осуществления какой-либо деятельности (к примеру, законодательный процесс и тому подобное).

Так как при осуществлении исполнительной власти органы и должностные лица совершают разного рода действия (другими словами реализуют государственно-управленческую деятельность), тогда соответственно, при этом имеет место процесс.

Под понятием «процесс» в традиционном юридическом смысле чаще понимают деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению определённых гражданских, уголовных, трудовых, и других дел. Однако если рассматривать подробнее, то понимание процесса сводится только к правоохранительной деятельности, что составляет содержание функции правосудия. Суд, при рассмотрении таких дел, применяет санкции определённых правовых норм, тем самым реагируя на отклонения от материально-правовых требований, так суд выполняет судебную юрисдикцию.

Государственно-управленческая деятельность ориентирована на решение задач только позитивного характера; а юрисдикция не является признаком что определяет ее содержание, но сама государственно-управленческая деятельность не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества делают административный процесс своеобразным.

Назначением процесса с юридической точки зрения является реализация норм материального права. Из этого следует, что деятельность по реализации материальных административно-правовых норм рассматривается в качестве административного процесса. Следовательно, административный процесс представляет обеспечение применения норм административного права в области государственного управления с целью достижения конкретных юридических результатов, т.е. последствий, подразумеваемых диспозицией нормы.

Иными словами, целью административного процесса является обеспечение субъектами исполнительной власти соблюдения соответствующих правил поведения (правоприменения). Однако важно помнить, что субъекты исполнительной власти применяют и санкции материальных административно-правовых норм.

Следовательно, осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм.

Следовательно, исполнительные органы и должностные лица в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности, совершают действия правоприменительного и правоохранительного характера, тем самым реализуя диспозиции и санкции административно-правовых норм.

Таким образом, эти обстоятельства характеризуют процессуальную деятельность исполнительных органов и должностных лиц, в двух направлениях.

Первый заключается в том, что административный процесс в широком понятии это фактически совокупность всех действий, что совершаются специальными субъектами для реализации своей компетенции. Государственно-управленческая деятельность во всех своих разносторонних проявлениях являет собой административный процесс.

Второй в том, что под административным процессом понимается деятельность полномочных органов и должностных лиц исполнительной власти в области реализации санкций материальных норм административного права. это есть узкое понимание административного процесса как правоохранительной (юрисдикционной деятельности), и тем самым сближает его с судебно-процессуальной деятельностью.

«Общие свойства административного процесса:

а) участие одного или нескольких органов исполнительной власти, органов управления;

б) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и должностных лиц;

в) участие граждан и юридических лиц как инициаторов процесса;

г) наличие стадий процесса - подача иска, заявления, жалобы, сбор и оценка документальной информации, заслушивание сторон, принятие решений, обжалование решений, исполнение решений,

д) юридическая формализация процесса и его стадий в специальных правовых актах».

«Возможны разновидности административного процесса, которые различаются по процедуре и характеру рассмотрения административных дел, по кругу процессуальных действий, по субъекту принятия решения, например:

«а) административно-иерархический процесс, когда дела рассматриваются в порядке подчиненности в упрощенном порядке внутри учреждения или системы управления;

б) административный процесс, осуществляемый специально уполномоченными или образованными органами (административными комиссиями и т.д.);

в) смешанный административный процесс, когда его элементы как бы входят в рамки другого процесса (бюджетного, налогового и т.д.);

г) административно-юрисдикционный процесс, когда установленные правила административного судопроизводства применяются специальными органами административной юстиции. Здесь тщательно урегулированы все стадии и процессуальные действия, совершаемые сторонами и участниками процесса, последовательность их совершения и строгая фиксация».

Предмет административного судопроизводства это конфликты, что возникает в сфере государственной и любой другой публичной власти. Большинство этих дел конфликты между гражданином и представителями государственной власти (либо местного самоуправления).

Немаловажным является установление природы соответствующих дел. Это - административные дела, которые возникают в сфере государственного управления и регулирования, а также споры, что возникают из административных правоотношений, и дела по защите прав и свобод граждан в сфере управления

Эти дела делятся на четыре категории, среди них обжалование гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, а также общественных организаций, что нарушили их права преимущественно публичного характера. сюда относиться отказ предоставления публичной информации, проведения регистрации юридических действий, предоставления определенных документов, проведения регистрации юридических действий, связанных с ограничениями и нарушениями в процессе выборов, о препятствовании к занятию должности на государственной службе, о невыполнении служебных функций, к участию в обсуждении проектов актов, и тому подобное. Сюда же относятся составы административных правонарушений, которые совершаются должностными лицами, предусмотренные КоАП.

Правонарушения граждан по составам, содержащимся в КоАП, так же могут быть отнесены к этой группе.

Также споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых вынесенных последними. Среди них, ненормативные акты Правительства, министерств и ведомств, или региональных органов исполнительной власти, нормативные акты, что нарушают права иных органов, организаций и граждан. К примеру, согласно статье 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» «акты Правительства РФ могут быть обжалованы в Конституционный Суд и Высший Арбитражный Суд согласно их юрисдикции и в административные суд».

Третье - это тематические споры. Практика показывает, немалые объёмы правонарушений бюджетного, налогового, санитарно-эпидемиологического, экологического, таможенного законодательства. И здесь административное судопроизводство могло бы существенным образом помочь устойчивости императивных норм.

И четвертое, в сфере административного судопроизводства могут быть споры относительно компетенции в системе органов исполнительной власти. Также в случаях нарушений компетенции, вмешательства, подмены, воспрепятствования и использования полномочий очень много в отношениях между Президентом РФ, Правительством РФ и министерствами, ведомствами. В субъектах Федерации много скрытых и явных конфликтов между губернатором (главой администрации) и его департаментами, управлениями. Сохраняют остроту административные споры «по вертикали» между однородными федеральными и региональными органами. Сейчас они разрешаются или неформальными средствами, либо с помощью согласительных комиссий.

1.2 Понятие и признаки административного правонарушения

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если эти они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

«Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права - административного, земельного, экологического и других. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.

3. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина - это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Административное правонарушение как основание административной ответственности, содержит юридический состав, то есть определенные элементы только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного взыскания. К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за нарушения которых установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, то есть все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.

Объективная сторона, состоит в делении правонарушений на материальные и формальные. Для привлечения к ответственности норм с формальным составом необходимо наличие самого факта нарушения правовой нормы, независимо от наступивших последствий (к примеру, управление транспортными средствами водителями, которые находятся в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, которое находится в состоянии опьянения). Нормы материального состава включают в себя противоправное деяние, наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба).

Важным вопросом является вопрос о субъектах административного правонарушения. Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть и физические, и юридические лица.

«Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения».

Субъективная сторона административного правонарушения состоит из вины правонарушителя, мотива совершения правонарушения и его цели. Вина правонарушителя - основной элемент субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности.

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя Должно было и могло их предвидеть.

В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, то есть общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений.

«1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Глава 5. ст.ст. 5.1-5.44). К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; вмешательство в работу избирательной комиссии; незаконное использование денежных средств кандидатом, и другие.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Глава 6. ст.ст. 6.1-6.14). Они включают, в частности: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; занятие проституцией; незаконное занятие частной медицинской практикой; незаконное приобретение либо хранение, употребление и продажа наркотических и психотропных веществ, их аналогов, и ряд других.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности (Глава 7. ст.ст. 7.1-7.28). Это, в частности: самовольное занятие земельного участка; нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий, и зон их охраны и другие.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (Глава 8. ст.ст. 8.1-8.40) Эти правонарушения, в частности, включают: несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и другие.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (Глава 9. ст.ст. 9.1-9.14) К ним, в частности, относятся: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, и ряд других.

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (Глава 10. ст.ст. 10.1-10.14).Это, в частности: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, и другие.

7. Административные правонарушения на транспорте (Глава 11. ст.ст. 11.1-11.29). Они, в частности, включают такие правонарушения, как: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил использования воздушного пространства; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте, и ряд других.

8. Административные правонарушения в области дорожного движения (Глава 12. ст.ст. 12.1-12.36). К ним относятся, в частности, такие правонарушения, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения и другие правонарушения в данной области.

9. Административные правонарушения в области связи и информации (Глава 13. ст.ст. 13.1-13.24). Это, в частности: самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания; самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования и ряд других.

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (Глава 14. ст.ст. 14.1-14.25). К данному виду относятся, в частности, следующие правонарушения: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей и другие правонарушения.

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (Глава 15. ст.ст. 15.1 - 15.26). Этот вид правонарушений включает в себя, в частности, такие правонарушения как: нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, и ряд других.

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (Глава 16. ст.ст. 16.1-16.22) Это, в частности: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений, и другие правонарушения.

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (Глава 17. ст.ст. 17.1-17.13). К ним, в частности, относятся: невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, а также ряд других правонарушений в данной области.

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (Глава 18. ст.ст. 18.1-18.14). Среди правонарушений данного вида можно назвать в частности, нарушение режима Государственной границы Российской Федерации; нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, а также другие правонарушения в данной области.

15. Административные правонарушения против порядка управления (Глава 19. ст.ст. 19.1-19.25) Это, в частности: самоуправство, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление сведений (информации), а также другие правонарушения.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Глава 20. ст.ст. 20.1-20.27). К ним относятся, в частности: мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; стрельба из оружия в не отведенных для этого местах, а также ряд других.

17. Административные правонарушения в области воинского учета (Глава 21. ст.ст. 21.1-21.7). Это, в частности: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования, а также другие правонарушения.»

1.3 Участники административного процесса

Производство по делам об административных правонарушениях - это один из видов административно-юрисдикционного производства. Задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП.

В соответствии с главой 25 КоАП участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник; представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор».

Так, в соответствии со ст. 25.1 КоАП «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. При этом согласно КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо».

«Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения».

«Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевших, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются соответствующими документами».

«При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица».

«Законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение».

«Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения».

«Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания».

«В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос водится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний».

«Свидетель вправе:

Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки, внуков);

Давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

Пользоваться бесплатной помощью переводчика;

Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол».

«Понятой, то есть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, может быть привлечено должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случаях, предусмотренных КоАП. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице; осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотре транспортного средства; изъятии вещей и документов; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей; задержании транспортного средства; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей».

«В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Специалист обязан:

Участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

Удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты».

«Специалист вправе:

Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

С разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

Делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт обязан:

Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

Дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения».

«Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Однако эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы вы ходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения».

«Эксперт вправе:

Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

С разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

Указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы».

«В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода».

«Прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом».

Глава 2. Стадии административного процесса

КоАП определён порядок поэтапного производства дела об административном правонарушении. Такие этапы называются стадиями производства. Стадии отграничены друг от друга конечным процессуальным решением и отличаются определёнными задачами, процессуальными действиями, а также определённым кругом лиц, участвующих в производстве по делу. Все стадии осуществляются в логической последовательности и образуют систему производства. В главах 28-30 Кодекса об административных правонарушениях выделяются следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

Возбуждение производства по административному правонарушению;

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению;

Рассмотрение дела об административном правонарушении;

Обжалование и опротестование решения по делу;

Исполнение решения по административному делу.

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

Первоначальная стадия - стадия возбуждения дела по административному правонарушению является самостоятельной стадией производства и является совокупностью процессуальных действий, целью которых является определения подведомственности (подсудности) и установление факта административного правонарушения. Данная стадия заключается в процессуальной деятельности по получению информации об административном правонарушении, также ее оформлении и регистрации. В КоАП РФ указан перечень поводов для возбуждения дела по административному правонарушению. "Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения" .

Особое значение на данной стадии имеет составление протокола об административном правонарушении. Под протоколом понимается такой процессуальный документ, который отражает сведения о факте противоправного деяния и о личности нарушителя.

В соответствии с КоАП протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также в рамках упрощенного производства, то есть когда административное наказание назначается без составления протокола.

"В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении" .

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Это решение оформляется в виде определения, а прокурором - в виде постановления. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

В процессе административного расследования осуществляются процессуальные действия, такие, как проведение экспертизы, истребование необходимых предметов и документов, производство ревизий, документальные проверки, инвентаризации и другие.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол является процессуальным документом, завершающим административное расследование. В нем систематизируются доказательства, собранные по делу, формулируются выводы. В описательной части протокола излагается сущность дела: указываются место и время совершения административного правонарушения, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; результаты проведенных процессуальных действий; обстоятельства, смягчающие административное наказание. Если по делу об административном правонарушении проходят несколько лиц, то при изложении сущности дела указывается роль каждого из них. Сведения о лице, в отношении которого проводится административное расследование, должны быть достоверными.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

2.2 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

«При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости могут быть вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, а также о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица» .

Подобные документы

    Понятия, виды (распорядительный, охранительный), стадии (возбуждение, подготовка, рассмотрение, обжалование, опротестование по делу о правонарушении, исполнение постановления о наложении взыскания) и проблемные вопросы административного процесса.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2010

    Обжалование постановлений и решений по делу об административному правонарушению. Опротестование судебных решений, принесение протеста на не вступившее в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и последующие решения.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Понятие, принципы и задачи производства по обращениям граждан. Виды обращений. Стадии административного производства: возбуждение, рассмотрение обращения и принятие решения, исполнение решения, обжалование. Ответственность за нарушение законодательства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Понятие и основные правовые черты административного процесса, его принципы и юридическая структура. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, порядок его обжалования. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Общая характеристика административного производства в Российской Федерации: понятия, задачи и принципы. Стадии и участники этого процесса. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении. Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2009

    Политические права и свободы и их место в системе конституционны прав и свобод граждан Российской Федерации. Эволюция политических прав и свобод в России. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Обзор порядка производства по делам об административных правонарушениях. Стадия обжалования решения по делу об административном правонарушении как механизм реализации субъектом права на защиту своих интересов. Опротестование прокурором решений по делам.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2016

    Административный процесс как правовая форма управленческой деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации, его основные особенности. Стадии административные производства. Система принципов юридического процесса и их классификация.

    реферат , добавлен 24.06.2010

    Характеристика мер административного принуждения. Нормативные основы в сфере применения мер административного пресечения и перспектив усиления охраны прав и свобод граждан и важнейших интересов государства. Виды мер административного принуждения.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Право каждого гражданина на судебную защиту, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Порядок обращения граждан с жалобой в Конституционный Суд РФ, его полномочия. Принципы, особенности и процессуальные стадии конституционного судопроизводства.