Регламент взаимодействия с юридическим управлением. Регламент взаимодействия структурных подразделений Службы по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и контрактного управляющего при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для госу

Когда «бои местного значения» происходят внутри одной службы, вопрос распределения ответственности решает непосредственный руководитель. Но как быть, если споры разгораются между подразделениями? Найти выход из этой ситуации может специалист по персоналу.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое регламент взаимодействия структурных подразделений
  • наиболее удобная форма регламента
  • какие нюансы следует учесть при подготовке регламента взаимодействия структурных подразделений
  • как внедрить регламент взаимодействия структурных подразделений

Чтобы определить все взаимодействия в компании и тем самым повысить эффективность персонала, HR-спе-циалисты «СпецПолимер» разработали и ввели Регламент взаимодействия и документооборота. Это помогло организации избавиться от многих проблем. Конечно, такой документ - не панацея от всех бед, но он вносит ясность и определенность в деятельность предприятия, существенно облегчает труд не только менеджеров по персоналу, но и руководства.

Компания «СпецПолимер» создана в 2003 г. Разрабатывает и производит защитные полимерные покрытия на основе полимочевины и полиуретанов в России, оказывает услуги по нанесению покрытий на любые виды поверхностей. Имеет 6 филиалов. Количество персонала управляющей компании - около 50 человек.

Регламент обычно создается, если в компании:
много бизнес-процессов;
в них задействованы более двух звеньев (несколько работников или структурных подразделений).

Цели создания регламента взаимодействия структурных подразделений

Цели создания регламента взаимодействия и документооборота:

1. Наведение и поддержание порядка в оформлении документов, соблюдение правильного взаимодействия бизнес-единиц.

2. Избегание конфликтов в коллективе: они просто не возникнут, если заранее определить ответственных, исполнителей, сроки и зафиксировать их в общем документе.

3. Определение трудовых функций работников: в регламенте указывается, кто с кем контактирует по работе, какова доля участия каждого сотрудника в том или ином процессе.

4. Облегчение вхождения в компанию новичков: регламент помогает понять структуру бизнес-коммуникаций, указывает, с какими документами и службами человеку предстоит работать, каковы сроки исполнения заданий.

5. Контроль процессов и исполнительской дисциплины.

6. Облегчение передачи дел от одного сотрудника другому, например, в ситуации ухода в отпуск или увольнения.

7. Исключение ситуаций, связанных с организацией труда, способных привести к потерям финансовых, временных и человеческих ресурсов.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Структура регламента взаимодействия структурных подразделений

С регламентом удобнее всего работать, когда он выполнен в виде таблицы (см. таблицу). Обратим внимание на некоторые ее столбцы:
«№ формы» - могут быть указаны как стандартные, так и принятые в компании формы документов;
«Исполнитель» - сотрудник, который выполняет действие или готовит и сопровождает документ;
«Дата/время» - точный срок подготовки документа;
«Ответственный» - сотрудник, контролирующий подготовку документа, ответственный за полноту и точность представленных в нем сведений, а также за соблюдение сроков (обычно исполнитель или его руководитель).

Если какое-то звено не предусматривается в конкретном документе, ставится прочерк. Например, секретарь-делопроизводитель ежемесячно готовит и отдает на согласование начальнику службы управления персоналом список дней рождения сотрудников в следующем месяце, однако утверждения данного документа не предусмотрено, и в этом случае в колонке «Подпись, утверждение» будет стоять прочерк. Действия по конкретным документам описываются в регламенте построчно.

Документы можно объединить в группы либо по признаку сходства процессов, либо по службам, к которым они относятся. Поэтому имеет смысл в регламенте выделить соответствующие блоки: по процессам (например: поступление / отгрузка товара и т.п.) или по службам (коммерческий отдел, производственная служба и т.д.). Если крупная компания имеет сложные процессы взаимодействия, то, возможно, помимо общего для всех регламента, придется разработать таковые для каждого из подразделений.

Нюансы создания регламента взаимодействия структурных подразделений

Нюансы создания регламента зависят от особенностей компании и типа ее корпоративной культуры . В любом случае необходимо заручиться поддержкой руководства и вызвать интерес у начальников структурных подразделений. Работу по созданию общекорпоративного документа можно начать с создания Регламента для службы управления персоналом. Для HR-а это достаточно просто: все процессы ему хорошо известны, и мотивировать подчиненных к выполнению Регламента не составляет труда. После такой апробации становится легче «на живом примере» показывать руководителям других служб, как Регламент помогает в работе, что необходимо для его создания и эффективного действия.

Итак, получив одобрение и поддержку руководства, менеджер по персоналу должен собрать всю информацию о внутрифирменных процессах и документах. Для этого лучше всего определить ответственных по каждому блоку процессов (обычно это начальники служб и отделов). Способы сбора данных зависят от особенностей компании: можно сделать рассылку по внутренней сети с формой регламента и примером заполнения либо выяснить необходимые сведения в личной беседе с каждым.

Полученная информация по всем процессам и документам в компании фиксируется на бумаге.

Внедрение регламента взаимодействия структурных подразделений

Важно согласовать созданный документ со всеми работниками. Желательно сделать массовую рассылку нового регламента по внутренней интернет-сети с призывом вносить предложения и замечания (должен быть указан срок рассмотрения присланных комментариев). Если электронная рассылка невозможна либо не все сотрудники имеют доступ к компьютеру - нужно обеспечить каждое структурное подразделение бумажным экземпляром документа. После всех согласований можно издавать приказ об утверждении Регламента и его обязательном исполнении всеми работниками.

Чтобы регламент работал, нужно время от времени оценивать его исполнение и своевременно вносить изменения и дополнения. Если в зарплате сотрудников есть переменная часть, можно сделать одним из критериев ее выплаты исполнение регламента.

№ п/п Документ/информация № формы Исполнитель Согласование Подпись, утверждение Кому передаётся Дата/время* Ответственный
1. Служба управления персоналом
1.1. Кадровый учёт
1.1.1. Штатное расписание/изменения в штатном расписании Униф. форма Т-3/Приказ по основной деятельности Финансовый директор Утверждение приказом, подписание - начальник службы управления персоналом, главный бухгалтер Начальник службы управления персоналом Не позднее 2 дней после утверждения орг. структуры / принятия решения о внесении изменений Начальник службы управления персоналом
1.1.2. Заявления Работник Генеральный директор Инспектор по кадрам До кадрового действия (увольнение, отпуск и т. д.) Работник
1.1.3. Трудовой договор УП-1 Инспектор по кадрам До начала работы Начальник службы управления персоналом
1.1.4. Соглашения, дополнения к трудовым договорам УП-2 Инспектор по кадрам Начальник службы управления персоналом, юрисконсульт Генеральный директор, работник 1 экз. - инспектор по кадрам, 1 экз. - работник За 2 месяца до изменений Начальник службы управления персоналом
1.1.5. Трудовые функции работника УП-3 Напосредственный руководитель работника Начальник службы управления персоналом, юрисконсульт Генеральный директор, ознакомление - работник 1 экз. - инспектор по кадрам, 1 экз. - работник, 1 экз. - непосредственный руководитель работника За 5 рабочих дней до подписания трудового договора/доп. соглашения с работником Непосредственный руководитель работника
1.1.6. ...
1.2. Управление персоналом
1.2.1. Орг. структура УП-11 Начальник службы управления персоналом Директор по корпоративной политике Генеральный директор Начальник службы управления персоналом, в эл. виже - на корпоративный сервер В течение 1 дня с момента принятия решения о внесении изменений Начальник службы управления персоналом
1.2.2. Бюджет расходов службы УП на год (с приложениями) ОФ-7 Начальник службы управления персоналом Директор по корпоративной политике, финансовый директор Генеральный директор 1 экз. - начальник службы управления персоналом, 1 экз. - финансовый директор До 15 декабря предыдущего календарного года Начальник службы управления персоналом
1.2.3. ...

* Если срок выполнения выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то переносится на следующий за этой датой рабочий день

На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами.

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок. Образец регламента взаимодействия между отделами, в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого. В этой связи, формируя образец регламента взаимодействия между отделами, следует принимать во внимание три ключевых принципа:

Цели

Образец регламента взаимодействия между отделами обеспечивает:

Структура

Какой регламент взаимодействия между отделами можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:

Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления. При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами. Образец для ЛПУ, в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.

Приложение

В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст. На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ. В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты. Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.

Инструкция

На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности. Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников. Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками. Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого регламент взаимодействия между отделами компании передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющему регламент взаимодействия между отделами. Пример основных стадий:

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример: «Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет».

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в составлении документа отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов. Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа. В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Особенности внедрения

Для введения нового регламента необходимо:

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной. Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна. Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей. Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации. К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества. В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству. Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии. Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Типовой образец

В Общих положениях указываются:

В разделе «Термины, сокращения, определения» приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова «это», через тире. В разделе «Описание процесса» дается пошаговая характеристика. Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.

Ответственность и контроль

В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.

На определенной стадии своего развития организации приходится регламентировать основные бизнес-процессы, т.е. описывать ход их выполнения в локальных нормативных актах. В таком документе, как регламент, поэтапно освещается ход процесса, над которым работают сразу в нескольких подразделениях. Вряд ли секретарю поручат разработку регламента сложного производственного процесса, а вот делопроизводственного - вполне вероятно.

В этой статье рассматривается регламент как вид документа, его структура и основные реквизиты, а также приводится пример регламента одного из важнейших процессов в ДОУ - контроля исполнения задач по документам.

РЕГЛАМЕНТ КАК ДОКУМЕНТ

Наш словарик

Регламент в коммерческой организации - это организационно-распорядительный документ, в котором пошагово описывается определенный бизнес-процесс с момента его начала до завершения.

Регламенты строго индивидуальны и могут действовать только в той организации, которая утвердила их для себя. Так, при составлении инструкции по делопроизводству обычно используют ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 . На основе этих документов создаются внутренние инструкции и в небольшом магазине, и в ОАО федерального уровня. А вот, например, порядок прохождения внутренних документов, установленный в одной организации, может совершенно не подходить для другой.

Ознакомившись с регламентом, новый сотрудник подразделения должен понять, в чем состоят его задачи, и оперативно включиться в процесс.

Обычно регламенты бизнес-процессов разрабатывают приглашенные в организацию представители консалтинговой компании. Но им не обойтись без помощи работников, которые ежедневно выполняют эти процессы.

Когда в бизнес-процесс вовлечены несколько структурных подразделений (такой процесс называется сквозным), один регламент способен заменить длительную внутреннюю переписку. Ведь работник одного отдела не может подчиняться начальнику другого, так почему же он должен принимать эстафету и выполнять какие-то действия без распоряжения своего непосредственного руководителя? В обычных условиях руководителям отделов приходится вступать в переписку. Если же имеется регламент, то работники разных подразделений включаются в выполнение процесса, не дожидаясь указания «сверху».

Какие процессы подлежат регламентации?

Иметь отдельные регламенты на все рабочие процессы, несомненно, очень удобно. Однако у этой медали есть и оборотная сторона, а именно:

  • регламентирование требует серьезных денежных вложений: хорошие консультанты стоят дорого, как и рабочее время собственных сотрудников;
  • любой процесс постоянно развивается: появляются новые технические условия работы, к его выполнению приходят новые, по-другому обученные люди, и схема процесса, составленная сегодня, может до неузнаваемости измениться через год. За этим тоже нужно следить, что означает новые затраты;
  • подход к выполнению процесса, когда «шаг в сторону равносилен побегу», не способствует проявлению работниками инициативы, а ведь никто, в конечном счете, не сумеет оптимизировать процесс лучше тех, кто непосредственно работает над ним;
  • внедрение регламента практически гарантированно влечет за собой сопротивление работников, причем как непосредственных участников процесса, так и многочисленных «сочувствующих». Преодоление сопротивления - целый этап внедрения регламента, требующий и временных, и материальных ресурсов.

Таким образом, регламентированию подлежат в первую очередь типовые процессы. Они будут выполняться в организации всегда, независимо от внешней ситуации. Перечень процессов, подлежащих регламентированию в конкретной организации, составляется строго индивидуально, исходя из множества факторов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТА

Как правило, регламент состоит из следующих основных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Термины, определения, сокращения.
  3. Описание процесса.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Раздел

Общие положения

  • Назначение регламента (Настоящий регламент определяет порядок… );
  • область применения: объекты или работники организации, которых касается регламент;
  • нормативные документы, на основании которых разработан регламент (если они есть);
  • порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента

Термины, определения, сокращения

Определение терминов и разъяснение сокращений, используемых в тексте регламента.

Термины приводятся в алфавитном порядке. Каждый из них пишется с новой строки в единственном числе, а его определение указывается через тире без слова «это». В качестве источника определений желательно использовать законодательные акты, государственные стандарты и другие нормативные документы

Описание процесса

Пошаговое описание процесса. Для удобства этот раздел делится на подпункты, каждый из которых соответствует очередному этапу процесса. В разделе указываются работники, задействованные в выполнении, описываются действие и результат

Ответственность

Ответственность участников процесса за неисполнение регламента (дисциплинарная, административная, уголовная). Последняя касается обычно сложных производственных процессов, связанных с риском для здоровья и жизни работников

Контроль

Указание Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента, а также, при необходимости, средства контроля

ОСНОВНЫЕ РЕКВИЗИТЫ РЕГЛАМЕНТА

К числу основных реквизитов документа относят:

  • наименование организации;
  • дату и номер документа, место его составления;
  • гриф утверждения;
  • наименование документа;
  • текст документа;
  • приложение (если есть);
  • визы согласования.

Кстати

Требования к оформлению перечисленных реквизитов установлены ГОСТ Р 6.30-2003. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 разъясняют и конкретизируют порядок внедрения и применения данного стандарта.

МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

В качестве приложения к регламенту может выступать модель бизнес-процесса. Ее принято изображать графически (см. схему), но допустимо также составить таблицу и даже описать процесс вербально. Графические модели бизнес-процессов создаются с помощью специального программного обеспечения.

То, что на первый взгляд кажется хитросплетением линий и геометрических фигур, на самом деле представляет собой строгий порядок действий при выполнении того или иного процесса, в нашем случае - процесса делопроизводства. Схема бизнес-процесса гораздо удобнее для восприятия, чем текст того же регламента. На ней четко видно, кто и с чего начинает каждый этап, чем его заканчивает и кому передает эстафету в работе над процессом.

На графической модели бизнес-процесса «Согласование проекта документа» представлены такие ключевые параметры бизнес-процесса, как входы и выходы, клиенты и участники. Каждый новый работник, глядя на модель, оперативно включится в выполнение своего процесса на определенном этапе и будет знать, как вести себя в любой рабочей ситуации, связанной с ним.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД РЕГЛАМЕНТОМ

Работа над регламентом ничем не отличается от работы над любым другим организационно-распорядительным документом: сначала составляют проект документа, который согласовывают с заинтересованными должностными лицами, затем его утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицом. Наконец, участники процесса знакомятся с регламентом под роспись и получают на руки его копии.

Утверждение регламента может производиться несколькими способами:

  1. напрямую (руководитель собственноручно расписывается на документе);
  2. косвенно (путем издания приказа) (см. Пример 1). В данном случае в гриф утверждения будут внесены регистрационные данные приказа.

Пример 1

Приказ об утверждении и введении в действие
регламентов бизнес-процессов


(ООО «Перспектива»)

ПРИКАЗ

23.07.2014 № 456-Пр

г. Москва

Об утверждении и введении в действие регламентов бизнес-процессов

В целях совершенствования процедур делопроизводства ООО «Перспектива»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.2014 регламенты следующих бизнес-процессов:

1.1. Регистрация и учет документов.

1.2. Контроль исполнения документов.

1.3. Хранение и поиск документов.

2. Назначить ответственным за выполнение требований, указанных в п. 1 данного приказа, административного директора Легостаева А.В.

3. Начальнику канцелярии Паршиной В.К. обеспечить ознакомление работников ООО «Перспектива» с настоящим приказом под роспись и передать копии утвержденных регламентов в структурные подразделения ООО «Перспектива» до 30.07.2014.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Максимов Д.А. Максимов

С приказом ознакомлены:

Легостаев А.В. Легостаев 24.07.2014

Паршина В.К. Паршина 24.07.2014

П.А. Карпенко

23-78

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» приведен в Примере 2.

Пример 2

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива»
(ООО «Перспектива»)

РЕГЛАМЕНТ №7
бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

1. Общие положения

1.1. Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» (далее - Регламент) определяет порядок контроля исполнения заданий по документам в ООО «Перспектива» (далее - Организация).

1.2. Требования и правила Регламента распространяются на все структурные подразделения Организации.

1.3. Утверждение Регламента, внесение в него изменений и отмена производятся приказом генерального директора Организации.

1.4. Работники Организации обязаны знать и выполнять требования Регламента. Все вновь принятые на работу сотрудники Организации должны быть ознакомлены руководителями структурных подразделений с установленным порядком контроля исполнения документов в Организации.

2. Термины, определения, сокращения

2.1. В Регламенте используются следующие термины и определения:

Документ - зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Задание - поручение руководителя.

Задача - см. задание.

Исполнитель - работник Организации, которому поручено исполнение задачи.

Контроль - совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документа.

Ответственный исполнитель - работник из числа исполнителей, обладающий правом координации работы других исполнителей. В резолюции указывается первым.

Резолюция - реквизит, содержащий указания должностного лица по исполнению документа. Включает в себя фамилии, инициалы исполнителей, содержание поручения (при необходимости), срок исполнения, подпись и дату.

Руководитель - должностное лицо, выносящее резолюцию.

Срок исполнения - календарная дата исполнения задачи. Срок исполнения документа начинается со дня его регистрации в канцелярии Организации и исчисляется в календарных днях. Документы подлежат исполнению в следующие типовые сроки:

С конкретной даты исполнения - в указанный срок, если документ поступил в Организацию не позже чем за три дня до истечения указанного срока;

Без указания конкретной даты исполнения и специальных пометок - в течение 30 дней;

Без указания конкретной даты, с пометкой «Срочно» или «Немедленно» - в течение трех дней;

Без указания конкретной даты, с пометкой «Оперативно» - в течение 10 дней.

3. Описание процесса

3.1. Постановка документа на контроль.

3.1.1. Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения.

3.1.2. Основанием для постановки документа на контроль является резолюция генерального директора Организации или его заместителя.

В резолюции указываются:

Исполнитель документа;

Срок исполнения задачи;

При необходимости - содержание задачи.

3.1.3. Получив документ с резолюцией, секретарь генерального директора или секретарь заместителя генерального директора (далее - Секретари) готовят скан-копию документа с резолюцией. Отсканированный документ помещается в папку «На контроле».

3.1.4. Файл копии документа вкладывается в электронное сообщение, направляемое исполнителю.

3.1.5. В параметрах электронного сообщения устанавливается срок исполнения задачи и включается опция уведомления автора задачи о ее получении.

3.1.6. После получения электронного сообщения с задачей исполнитель направляет автору задачи уведомление о ее получении.

3.1.7. В случае если исполнитель получает задание, содержание которого находится за пределами его компетенции, он обязан уведомить об этом автора задачи в течение одного рабочего дня с момента получения задания. Автор задачи, получив подобное уведомление, представляет руководителю документ для повторной резолюции.

3.2. Выполнение задания.

3.2.1. Исполнитель выполняет поставленную перед ним задачу в установленный в резолюции срок.

3.2.2. Если последний день исполнения задачи приходится на нерабочий день, документ подлежит исполнению на следующий рабочий день.

3.2.3. Если выполнить задание в установленный в резолюции срок не представляется возможным, исполнитель обязан доложить об этом руководителю до истечения срока выполнения и объяснить причину задержки. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.2.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок ее выполнения в электронной карточке документа.

3.3. Отчет о выполнении задания.

3.3.1. Выполнив задание, исполнитель формирует отчет о выполнении, который направляется автору задачи в виде электронного сообщения. Отчет о выполнении задания должен быть информативным и содержать конкретное описание действий и принятых мер. В случае если для выполнения задачи потребовалось составить документ, его регистрационные данные указываются в отчете о выполнении задачи.

3.3.2. Получив отчет о выполнении задачи, автор задачи ставит статус «Выполнено» в электронной карточке документа. Документ изымается из папки «На контроле» и помещается в дело.

3.3.3. В случае если автор задачи не получил отчет о выполнении задачи в срок, указанный в резолюции, он направляет исполнителю электронное сообщение-запрос с требованием указать причину невыполнения задачи. О невыполнении задания автор задачи докладывает руководителю с приложением объяснений исполнителя. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.3.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок выполнения в электронной карточке документа.

3.4. Формирование отчета о выполнении задач.

3.4.1. Секретари ежемесячно формируют отчет о выполнении задач по документам, который представляют руководителю.

В отчете указывается:

Общее количество поставленных задач за отчетный период;

Количество выполненных задач;

Количество задач с продленным сроком исполнения;

Количество задач, не выполненных в срок.

При наличии задач, не выполненных в срок, указываются также фамилии исполнителей данных задач.

4. Ответственность

Работники Организации, независимо от занимаемых должностей, несут дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение требований настоящего Регламента.

5. Контроль

Контроль исполнения Регламента осуществляет административный директор Организации.

На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами .

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок. Образец регламента взаимодействия между отделами , в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого. В этой связи, формируя , следует принимать во внимание три ключевых принципа:

  1. Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
  2. Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
  3. Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.

Цели

Образец регламента взаимодействия между отделами обеспечивает:

Структура

Какой регламент взаимодействия между отделами можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Определения, термины и сокращения.
  3. Описания процессов.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления. При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами. Образец для ЛПУ , в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.

Приложение

В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст. На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ . В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты. Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.

Инструкция

На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности. Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников. Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками. Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющемуосновных стадий:

  1. Определение процессов.
  2. Выстраивание диаграммы.
  3. Детальное описание.
  4. Составление текста.

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример : "Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет".

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов. Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа. В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Особенности внедрения

Для введения нового регламента необходимо:

  1. Признать предыдущие документы утратившими силу.
  2. Внести новые локальные акты для активации регламента.
  3. Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
  4. Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
  5. Изготовить бланки неунифицированных документов.
  6. Изменить или дополнить штатное расписание.
  7. Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
  8. Обучить исполнителей новым правилам.
  9. Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
  10. Осуществить пробное внедрение регламента.
  11. Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
  12. Ввести в действе окончательный вариант документа.
  13. Определить процедуры по контролю качества регламента.

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной. Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна. Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей. Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации. К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества. В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству. Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии. Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Типовой образец

В Общих положениях указываются:

  1. Назначение документа. Как правило, присутствует такая фраза: "Настоящим регламентом определяется порядок…".
  2. Сфера действия. Регламент может распространяться на работников или объекты.
  3. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан акт.
  4. Правила утверждения, корректировки, отмены регламента.

В разделе "Термины, сокращения, определения" приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова "это", через тире. В разделе "Описание процесса" дается пошаговая характеристика. Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.

Ответственность и контроль

В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.

1. Общие положения

1.1. Настоящий регламент определяет принципы взаимодействия структурных подразделений Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД" (ЦМ) со структурными подразделениями Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (ЦФТО) и Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (ЦД) при оформлении работ и услуг, выполняемых, оказываемых структурными подразделениями ЦМ, в рамках комплексных услуг, связанных и не связанных с услугой перевозки, а также при оформлении взимания платежей за оказанные услуги, оплата которых производится с использованием единого лицевого счета плательщика.

1.2. Настоящий регламент направлен на обеспечение эффективного взаимодействия между структурными подразделениями ЦМ, ЦФТО, ЦД при оказании транспортно-логистических услуг в режиме "одного окна", на повышение качества оказания услуг, связанных с перевозкой грузов, на обеспечение единства требований при оформлении начисления сборов и плат по грузовым перевозкам ОАО "РЖД" и на расширение области применения технологии электронного документооборота.

1.3. Настоящий регламент основывается на положениях Концепции системы управления бизнес-блоком "Грузовые перевозки", Типовом положении о дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурном подразделении Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО "РЖД", утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 04.10.2010 г. № 2064р, Типовом положении о территориальном центре фирменного транспортного обслуживания - структурном подразделении Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД", утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 21.08.2009 г. № 1752р, Типовом положении о дирекции управления движением - структурном подразделении Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", утвержденном 30.06.2010 г. № ЦД-49, других нормативных документах, приведенных в приложении к настоящему регламенту.

Положения настоящего регламента применяются до реализации положений Концепции системы управления бизнес-блоком "Грузовые перевозки". После реализации основных принципов указанной Концепции данный регламент должен быть пересмотрен в целях приведения его в соответствие.

1.4. Настоящий регламент является типовым, на основании которого вносятся соответствующие положения в действующие регламенты взаимодействия структурных подразделений ЦМ, ЦФТО и ЦД.

1.5. Настоящий регламент не распространяется на случаи, когда по соглашению между ЦФТО (ТЦФТО) и ЦМ (ДМ), исходя из местных условий работы, функции агентов ЦФТО по оформлению перевозок и взиманию платежей выполняют товарные кассиры (агенты коммерческие) ДМ. В таких случаях товарные кассиры (агенты коммерческие) ДМ руководствуются в своей работе положениями Типового технологического процесса работы агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО), утвержденного ОАО "РЖД" 31.12.2004 г.

1.6. Взаимодействие структурных подразделений ДМ со структурными подразделениями Д при оформлении грузовых и коммерческих операций, выполняемых МЧ (ДМ) в местах общего пользования станций, осуществляется в порядке, установленном в Регламенте взаимодействия Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом с Центральной дирекцией управления движением.

1.7. В настоящем регламенте применяются следующие сокращения:

Автоматизированное рабочее место подготовки перевозочных документов системы ЭТРАН

АС ТЕСКАД

Автоматизированная система управления терминально-складской деятельностью

Агентство фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение ТЦФТО

Дирекция управления движением - территориальное структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД"

Дирекция по управлению терминально-складским комплексом - структурное подразделение ЦМ

Зона таможенного контроля

Единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок

Единый лицевой счет плательщика

Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов

Линейное агентство фирменного транспортного обслуживания

Механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурное подразделение ДМ

Склад временного хранения

Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении

Станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов

Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение ЦФТО

Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД"

Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом - филиал ОАО "РЖД"

Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД"

Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов

Распоряжение

Об утверждении регламента взаимодействия структурных подразделений центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом со структурными подразделениями центра фирменного транспортного обслуживания, центральной дирекции управления движением при оформлении работ и услуг

Для обеспечения эффективного взаимодействия между структурными подразделениями Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом со структурными подразделениями Центра фирменного транспортного обслуживания, Центральной дирекции управления движением при выполнении работ и оказании услуг, связанных с перевозкой грузов, и единства требований при оформлении выполненных работ, оказанных услуг:

1. Утвердить прилагаемый регламент взаимодействия структурных подразделений Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом со структурными подразделениями Центра фирменного транспортного обслуживания, Центральной дирекции управления движением при оформлении работ и услуг.

2. Начальникам Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом Хронопуло С.М., Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Б.А., Центральной дирекции управления движением Иванову П.А. обеспечить внесение соответствующих положений в действующие регламенты взаимодействия, указанных структурных подразделений и технологические процессы работы.

Вице-президент ОАО "РЖД"

С.М. Бабаев

2. Порядок взаимодействия структурных подразделений ЦМ со структурными подразделениями ЦФТО при оформлении работ, услуг и взимании по ним платежей

2.1. Функциональные области взаимодействия

При оформлении работ, услуг из ЕПУ 1 , выполненных подразделениями ДМ (МЧ), и взимании по ним платежей взаимодействие ДМ (МЧ) с ТЦФТО (ЛАФТО) осуществляется в следующих функциональных областях:

1 Утвержден распоряжением ОАО "РЖД" № 119р от 31.01.2005 г. (в редакции распоряжений ОАО "РЖД" от 05.10.2006 г. № 2012р, от 26.12.2008 г. № 2828р, от 09.07.2009 г. № 1440р).

1) Заключение договоров с клиентами на оказание услуг в местах общего пользования станций.

2) Согласование заявок на предмет технологических возможностей мест общего пользования станций.

3) Оформление приема контейнера (груза) к перевозке в местах общего пользования станций.

4) Оформление первичных документов на работы, услуги и оформление взимания по ним платежей по накопительной ведомости формы ФДУ-92 2 .

2 В соответствии с приложением № 1 к распоряжению ОАО "РЖД" от 19.08.2011 г. № 1828р "О внесении изменений в Инструкцию по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" и изменении формы ФДУ-92 "Накопительная ведомость".

5) Оформление завоза грузов, контейнеров автомобильным транспортом в места общего пользования станций.

6) Оформление вывоза грузов, контейнеров автомобильным транспортом с мест общего пользования станций.

2.2. Взаимодействие при заключении договоров с клиентами на работы, услуги, выполняемые ДМ (МЧ) в местах общего пользования станций

2.2.1. При заключении договоров с клиентами на работы, услуги, выполняемые ДМ (МЧ) в местах общего пользования станций, взаимодействие осуществляется между ДМ и ТЦФТО на железной дороге по месту заключения договора на выполнение работ, оказание услуг (далее - договор).

2.2.2. Порядок взаимодействия между работниками ДМ и ТЦФТО определяется перечнем запрашиваемых по договору работ, услуг и местом обращения клиента по вопросам его заключения.

2.2.3. При обращении клиента в ТЦФТО по вопросу заключения договора, относящегося к компетенции ТЦФТО 3 , ТЦФТО готовит проект договора. При наличии в договоре работ, услуг, оказываемых подразделениями ДМ (МЧ), ТЦФТО направляет проект договора на согласование в ДМ.

3 Договор на выполнение работ, услуг из ЕПУ, оплата которых производится с использованием ЕЛС.

ДМ рассматривает договор в течение двух рабочих дней с даты получения и передает согласованный проект договора или мотивированный отказ в части выполнения работ, услуг подразделениями ДМ (МЧ).

Порядок передачи проектов договоров определяется совместно начальником ТЦФТО и начальником ДМ в соответствии с местным регламентом.

Заключение договора с клиентом осуществляет ТЦФТО.

Размеры договорных сборов за работы и услуги, выполняемые, оказываемые по договору подразделениями ДМ (МЧ), определяются в соответствии с "Временным порядком разработки и утверждения в ОАО "РЖД" договорных сборов за работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", утвержденным протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 09.04.2010 г. № 11.

По согласованию ТЦФТО и ДМ работы, услуги, выполняемые подразделениями ДМ (МЧ), могут быть выделены в отдельный договор, который заключает ДМ 4 .

4 Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, в соответствии с которым полный комплекс работ, услуг (кроме перевозки грузов) оказывают подразделения ДМ (МЧ).

2.2.4. При обращении клиента в ДМ по вопросу заключения договора, относящегося к компетенции ТЦФТО, ДМ уведомляет ТЦФТО об обращении клиента, получает от ТЦФТО в электронном виде форму типового договора, распечатывает и выдает ее клиенту, а также сообщает сведения о контактном лице в ТЦФТО, к которому клиент может обратиться по вопросам заключения договора.

При необходимости выполнения работ, услуг по договору подразделениями ДМ (МЧ), подготовка проекта договора, его согласование и заключение осуществляются в порядке, аналогичном указанному в пункте 2.2.3 настоящего регламента.

2.2.5. При обращении клиента в ТЦФТО по вопросу заключения договора, относящегося к компетенции ДМ 5 , ТЦФТО уведомляет ДМ об обращении клиента, получает от ДМ в электронном виде форму типового договора, распечатывает и выдает ее клиенту, а также сообщает сведения о контактном лице в ДМ, к которому клиент может обратиться по вопросам заключения договора.

5 Договор на выполнение работ, услуг, в том числе не включенных в ЕПУ, оплата которых производится на расчетный счет ДМ или с использованием ЕЛС.

Заключение договора с клиентом осуществляет ДМ.

2.2.6. При обращении клиента в ДМ по вопросу заключения договора, относящегося к компетенции ДМ, заключение договора с клиентом осуществляет ДМ.

2.2.7. В соответствии с местным регламентом взаимодействия ТЦФТО и ДМ допускается устанавливать иной порядок заключения договоров подразделениями ДМ (МЧ).

2.3. Взаимодействие при согласовании заявок на предмет технологических возможностей мест общего пользования станций

Для обеспечения согласования заявок на перевозку грузов с учетом технологических возможностей мест общего пользования станций ДМ за 5 суток до начала календарного месяца направляет в ТЦФТО информацию о перерабатывающих способностях мест общего пользования. ТЦФТО обеспечивает ввод данных в АС ЭТРАН для их учета при согласовании заявок на перевозку грузов.

При возникновении обстоятельств, требующих принятия оперативных мер по временному ограничению или запрещению погрузки в местах общего пользования станций, ДМ в течение суток после возникновения таких обстоятельств информирует ТЦФТО.

2.4. Взаимодействие при оформлении приема контейнера (груза) к перевозке в местах общего пользования станций

2.4.1. Прием контейнеров (грузов) к перевозке в местах общего пользования станции оформляется приемосдатчиком груза и багажа на грузовом фронте (далее - приемосдатчик на грузовом фронте) 6 приемосдаточным актом формы КЭУ-16, КЭУ-16 ВЦ (КЭУ-4, КЭУ-4 ВЦ) в соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (7) и Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС России от 17.11.2003 г. № 72.

6 В зависимости от местных условий работы в местах общего пользования станции приемосдатчик может являться как работником ДМ, так и работником Д.

(7) Утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 28, зарегистрирован в Минюсте России 19.06.2003г. № 4775, с изменениями, внесенными Приказами Минтранса России от 25.12.2007 г. № 196, от 25.11.2008 г. № 195, от 03.10.2011 № 258.

2.4.2. Один экземпляр приемо-сдаточного акта, подписанный приемосдатчиком на грузовом фронте и грузоотправителем, вместе с накладной передается приемосдатчиком на грузовом фронте в ЛАФТО или, при отсутствии ЛАФТО на станции, работнику Д, ДМ, уполномоченному на оформление перевозочных документов, для завершения оформления накладной. Передача документов оформляется приемосдатчиком на грузовом фронте в Книге сдачи грузовых документов формы ГУ-48.

2.4.3. После завершения оформления накладной агент ЦФТО или, при отсутствии ЛАФТО на станции, работник Д, ДМ, уполномоченный на оформление перевозочных документов, передает накладную приемосдатчику на грузовом фронте для организации погрузки контейнера (груза) в вагон.

2.4.4. После погрузки контейнеров (грузов) в вагон приемосдатчик на грузовом фронте оформляет вагонный лист соответствующей формы, прикладывает к вагонному листу накладные на отправки, погруженные в вагон, и передает вагонный лист с приложенными накладными в СТЦ. Передача документов оформляется приемосдатчиком на грузовом фронте в Книге сдачи грузовых документов формы ГУ-48.

2.5. Взаимодействие при оформлении первичных документов на работы, услуги и оформлении взимания по ним платежей

2.5.1. При оформлении работ, услуг на основании сведений в накладной на перевозку грузов

В соответствии с Порядком оформления и учета работ и услуг ОАО "РЖД" при перевозках грузов в условиях ведения единого лицевого счета, утвержденным ОАО "РЖД" 18.12.2009 г. № ИСХ-21852, на основании сведений в накладной оформляются работы, услуги, оказываемые подразделениями ДМ (МЧ), приведенные в таблице 2.1.

"Хранение грузов на железнодорожной станции назначения сверх срока бесплатного хранения".

Услуга оказывается в местах общего пользования станции назначения подразделениями ДМ (МЧ). Услуга предусматривает хранение груза от окончания срока бесплатного хранения после выгрузки груза из вагона до выдачи грузополучателю (раскредитования накладной) 9 .

9 Услуги, связанные с хранением грузов в местах общего пользования станций, не включенные в ЕПУ, оказываются ДМ (МЧ) по договорам с оплатой на расчетный счет ДМ.

При раскредитовании накладной в ЛАФТО (ТЦФТО) в накладной в графе "Отметки о выдаче груза" проставляется отметка "Сбор за хранение груза по "___ " г. взыскан". Отметка заверяется подписью агента ЦФТО (работника ТЦФТО) и строчным штемпелем станции назначения. В накладной СМГС (в листе выдачи груза) отметка о взыскании сбора за хранение проставляется в графе 98 "Выдача груза получателю". Без соответствующей отметки в накладной выдача груза грузополучателю приемосдатчиком грузового фронта, на котором хранится груз, не производится.

Сбор за оказание услуги начисляется в порядке, установленном в Тарифном руководстве № 3. Сбор взимается с грузополучателя на основании отметки в накладной по накопительной ведомости формы ФДУ-92. Оформление накопительной ведомости формы ФДУ-92 производит агент ЦФТО (работник ТЦФТО) 10 .

10 При хранении грузов в местах общего пользования станций после прекращения действия договора перевозки, а также грузов, хранение которых не связано с их перевозкой железнодорожным транспортом, учет времени хранения и плата за хранение грузов начисляется и взыскивается по ставкам и на условиях договоров, заключенных структурными подразделениями ДМ с грузовладельцами.

"Промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов, контейнеров".

Работы по промывке вагонов выполняются работниками ДМ на пунктах подготовки вагонов, находящихся в ведении ДМ 11 . Работы по ветеринарно-санитарной обработке вагонов выполняются работниками ДМ на дезпромпунктах и дезпромстанциях, находящихся в ведении ДМ.

11 Настоящий порядок не распространяется на случаи выполнения работ сторонними организациями на пунктах подготовки вагонов, находящихся в ведении ДМ.

Оформление взимания сбора за работы осуществляется агентом ЦФТО (работником ТЦФТО) при отправлении вагона со станции выгрузки на станцию промывки или ветеринарно-санитарной обработки на основании сведений, заполненных отправителем вагона в накладной в графе "Наименование груза" в соответствии с пунктом 10.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом 12 .

12 Утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 39, зарегистрирован в Минюсте России 23.06.2003г. № 4819, с изменениями, внесенными Приказами Минтранса России от 25.12.2007 г. № 196, от 03.10.2011 № 258.

Сбор начисляется в соответствии с договором на выполнение работ и взимается с отправителя вагона при расчетах с использованием ЕЛС по накопительной ведомости формы ФДУ-92.

Оформление выполненных работ актом общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) осуществляется освобожденным бригадиром пункта подготовки вагонов, дезпромпункта, дезпромстанции или иным уполномоченным работником ДМ. Акт оформляется в трех экземплярах и подписывается приемосдатчиком станции и освобожденным бригадиром или иным уполномоченным работником ДМ. При этом для ведения раздельного управленческого учета доходов от выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных ЕПУ, в разрезе ЦМ в правом верхнем углу акта общей формы проставляется условный код "ЦДТСК".

Два экземпляра акта вместе с памяткой приемосдатчика на уборку вагонов передаются в АФТО (ТЦФТО) станции расположения пункта промывки, третий экземпляр акта остается на хранении в пункте промывки.

По поступлению актов общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) в АФТО (ТЦФТО):

для вагонов в составе рефрижераторной секции - один экземпляр акта в установленном порядке выдается механику рефрижераторной секции, второй направляется в АФТО на станции выгрузки вагона (вагонов) (ТЦФТО);

для остальных вагонов - два экземпляра акта направляются в установленном порядке в АФТО на станции выгрузки вагона (вагонов) (ТЦФТО).

Поступившие в АФТО станции выгрузки (ТЦФТО) экземпляры акта общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) на выполнение работ по промывке вагона (вагонов), включая экземпляр грузополучателя (до его затребования), хранятся в делах АФТО, (ТЦФТО) приложенными к накопительной ведомости формы ФДУ-92.

2.5.2. При оформлении работ, услуг актом общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ)

В соответствии с Порядком оформления и учета работ и услуг ОАО "РЖД" при перевозках грузов в условиях ведения единого лицевого счета выполнение работ, услуг подразделениями ДМ (МЧ), приведенных в таблице 2.2, оформляется актом общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ).

Оформление выполненных работ, оказанных услуг актом общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) производится уполномоченным работником ДМ (МЧ) по месту выполнения работы, оказания, услуги. При этом для ведения раздельного управленческого учета доходов от выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных ЕПУ, в разрезе ЦМ в правом верхнем углу акта проставляется условный код "ЦДТСК".

Акт оформляется в трех экземплярах, подписывается уполномоченным работником ДМ (МЧ) и заказчиком работы, услуги. Один экземпляр акта хранится по месту выполнения работы, оказания услуги, второй экземпляр акта выдается заказчику работы, услуги, третий экземпляр акта передается в АФТО (ТЦФТО), в порядке, установленном в регламенте взаимодействия ТЦФТО и ДМ, для оформления взимания платежей за выполненные работы, оказанные услуги.

Платежи за выполненные работы, услуги взимаются с заказчика работ, услуг по накопительной ведомости формы ФДУ-92. Оформление накопительной ведомости формы ФДУ-92 производит уполномоченный на проведение расчетов агент ЦФТО (работник ТЦФТО).

2.5.3. При оформлении работ, услуг актом сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ)

1) Работы и услуги из ЕПУ

В соответствии с Порядком оформления и учета работ и услуг ОАО "РЖД" при перевозках грузов в условиях ведения единого лицевого счета выполнение работ, услуг подразделениями ДМ (МЧ), приведенных в таблице 2.3, оформляется актом сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ).

Оформление выполненных работ, оказанных услуг актом сдачи-приемки производится уполномоченным работником ДМ (МЧ) по месту выполнения работы, оказания услуги. При этом для ведения раздельного управленческого учета доходов от выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных ЕПУ, в разрезе ЦМ в правом верхнем углу акта сдачи- приемки проставляется условный код "ЦДТСК".

Акт сдачи-приемки оформляется в трех экземплярах, подписывается уполномоченным работником ДМ (МЧ) и передается в АФТО (ТЦФТО), в порядке, установленном в регламенте взаимодействия ТЦФТО и ДМ, для подписания акта сдачи-приемки у заказчика услуги, а также оформления взимания платежей.

Платежи взимаются с заказчика работ, услуг по накопительной ведомости формы ФДУ-92. Оформление накопительной ведомости формы ФДУ-92 производит уполномоченный на проведение расчетов агент ЦФТО (работник ТЦФТО). После подписания акта сдачи-приемки у заказчика услуги один экземпляр акта передается из АФТО (ТЦФТО) в МЧ (ДМ) в порядке, установленном в регламенте взаимодействия ТЦФТО и ДМ.

2) Работы и услуги, не включенные в ЕПУ

Работы и услуги, не включенные в ЕПУ, выполняются на основании договоров на оказание услуг (выполнение работ) или договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенных подразделениями ДМ с заказчиками услуг (работ). Работы и услуги оформляются уполномоченными работниками ДМ (МЧ) актом сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) в порядке, определенном в договоре.

Платежи за выполненные работы, услуги начисляются по ставкам и взимаются ДМ (МЧ) с заказчика работ, услуг на условиях договора путем перечисления денежных средств на расчетный счет ДМ или с использованием ЕЛС.

2.5.4. При оформлении работ приемо-сдаточным актом

В соответствии с Порядком оформления и учета работ и услуг ОАО "РЖД" при перевозках грузов в условиях ведения единого лицевого счета выполнение подразделениями ДМ (МЧ) работ по проверке состояния грузов, их массы, количества мест в случаях своевременной доставки грузов без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения в соответствии со статьей 41 Устава (номер в ЕПУ № 32) оформляется приемо-сдаточным актом формы КЭУ-4 ВЦ. При этом в разделе 2 акта "Результаты проверки при выдаче груза" уполномоченным работником ДМ (МЧ) проставляется отметка о номере и дате заключения договора на выполнение работ.

Плата за выполнение работ взимается с грузополучателя по накопительной ведомости формы ФДУ-92. Оформление накопительной ведомости формы ФДУ-92 производит уполномоченный на проведение расчетов агент ЦФТО (работник ТЦФТО).

При этом для ведения раздельного управленческого учета доходов от выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных ЕПУ, в разрезе ЦМ при оформлении накопительной ведомости формы ФДУ-92 агентом ЦФТО (работником ТЦФТО) в графе ведомости "Подразделение ОАО "РЖД", оказавшее услугу; наименование/код" проставляется код "ЦДТСК".

2.6. Взаимодействие при оформлении завоза грузов, контейнеров автомобильным транспортом в места общего пользования станций

При завозе груза в места общего пользования станции для последующей перевозки железнодорожным транспортом пропуск формы ГУ-43 14 оформляется на основании предъявленной грузоотправителем накладной.

При завозе в места общего пользования станции порожнего контейнера после выгрузки из него груза пропуск формы ГУ-43 оформляется на основании приемосдаточного акта формы КЭУ-16 (КЭУ-16 ВЦ), оформленного при вывозе груженого контейнера приемосдатчиком контейнерной площадки.

При завозе груза в места общего пользования станции для оказания ДМ (МЧ) услуг и выполнения работ по договорам, предусматривающим оплату на расчетный счет ДМ, оформление пропуска формы ГУ-43 производится по обращению уполномоченного работника ДМ (МЧ) по месту оформления пропуска в соответствии с местным регламентом.

2.7. Взаимодействие при оформлении вывоза автомобильным транспортом грузов, прибывших в места общего пользования станций

При вывозе груза с мест общего пользования станции после перевозки железнодорожным транспортом пропуск формы ГУ-43 оформляется при раскредитовании накладной

При вывозе порожнего контейнера с мест общего пользования станции пропуск формы ГУ-43 оформляется на основании приемосдаточного акта формы КЭУ-16 (КЭУ-16 ВЦ).

Пропуск формы ГУ-43 оформляется агентом ЦФТО или работником станции, ответственным за оформление перевозочных документов (при отсутствии АФТО на станции).

При вывозе груза с мест общего пользования станции после оказания ДМ (МЧ) услуг и выполнения работ по договорам, предусматривающим оплату на расчетный счет ДМ, оформление пропуска формы ГУ-43 производится по обращению уполномоченного работника ДМ (МЧ) по месту оформления пропуска в соответствии с местным регламентом.

3. Порядок взаимодействия структурных подразделений ЦМ со структурными подразделениями ЦД при обнаружении и оформлении технических и коммерческих неисправностей вагонов и контейнеров

3.1. При обнаружении неисправного в техническом или коммерческом отношении поданного под выгрузку вагона или выгруженного из вагона на контейнерную площадку ДМ груженого или порожнего контейнера, а также в случае повреждения такого контейнера при выполнении работниками ДМ (МЧ) погрузочно-разгрузочных работ, приемосдатчик на грузовом фронте оформляет в системе ЕАСАПР М (в подсистеме актово-розыскной работы на линейном уровне (АРЛ) акт общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) с описанием неисправностей. Акт подписывается приемосдатчиком на грузовом фронте и уполномоченным работником МЧ (ДМ), принимавшем участие в выгрузке.

На основании акта общей формы, составленного по причине обнаружения при выгрузке неисправного в техническом или коммерческом отношении вагона или контейнера, приемосдатчик на грузовом фронте готовит за подписью начальника станции или его заместителя оперативное донесение, которое передается установленным порядком 15 .

15 Порядок и адреса передачи оперативных донесений установлены в "Инструкции по подаче оперативных донесений при перевозках грузов", утвержденной ОАО "РЖД" 21.08.2007 г. № BM-9261.

Если в соответствии с технологическим процессом работы контейнерной площадки ДМ на приемосдатчика возложены функции по оформлению уведомления на ремонт контейнера формы ВУ-23к, то уведомление оформляется:

на порожний контейнер - после его выгрузки из вагона на площадку;

на груженый контейнер, если доставка грузов в нем грузополучателю невозможна - после выполнения работниками МЧ (ДМ) операции разгрузки контейнера;

на груженый контейнер, если доставка груза грузополучателю в таком контейнере возможна - после его завоза в порожнем состоянии на основании отметки "контейнер не годен под сдвоенную операцию", проставленной приемосдатчиком контейнерной площадки при оформлении вывоза в приемо-сдаточном акте формы КЭУ-16 (КЭУ-16 ВЦ).

3.2. При обнаружении технической или коммерческой неисправности груженого или порожнего контейнера при его завозе на контейнерную площадку ДМ приемосдатчик контейнерной площадки (на грузовом фронте) оформляет акт общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ) с указанием причин неприема контейнера. Акт подписывается приемосдатчиком контейнерной площадки (на грузовом фронте) и грузоотправителем. Отметка об акте с указанием его номера, даты и времени составления проставляется в приемосдаточном акте формы КЭУ-16 (КЭУ-16 ВЦ).

Если в соответствии с технологическим процессом работы контейнерной площадки ДМ на приемосдатчика возложены функции по оформлению акта о повреждении контейнера формы ВУ-25к, то он составляет такой акт и проставляет отметку с указанием номера акта, даты и времени составления в приемо-сдаточном акте формы КЭУ-16 (КЭУ-16 ВЦ).

3.3. В случае необходимости ремонта контейнеров, принадлежащих ОАО "ТрансКонтейнер", передачу в филиал ОАО "ТрансКонтейнер" актов общей формы ГУ-23 (ГУ-23 ВЦ), уведомлений на ремонт контейнера формы ВУ-23к, актов о повреждении контейнера формы ВУ-25к обеспечивает:

начальник участка производства МЧ (ДМ), если приемосдатчик контейнерной площадки является работником ДМ;

начальник станции, если приемосдатчик контейнерной площадки является работником Д.