Что делать, если заказчик не выбирает весь товар. Отказ от приемки некоторой части товара Если заказчик принимает несоответствующий товар 44 фз

Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта. Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Заказчик отказывается принимать товар по контракту, заключённому по 44 фз

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы. Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства.


Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Общая ошибка

Заказчик обязан приложить акт, а также документы, свидетельствующие в пользу того, что товар недоброкачественный.

  • Согласно части 15 статьи 95 заказчик обязан принять решение о расторжении контракта и уведомить об этом поставщика в письменной форме в срок не более трех дней с момента принятия такого решения. В это же время он размещает документ о расторжении договора в ЕИС.
    Решение вступает в законную силу спустя 10 дней.
  • Если в течение этих 10 дней поставщик устраняет все нарушения и компенсирует затраты на проведение экспертизы, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении договора.
  • При расторжении контракта в одностороннем порядке сведения о таком поставщике сразу же попадают в РНП. Это негативно скажется на его репутации и затруднит дальнейшее участие в государственных закупках.

Приемка товара по 44-фз: инструкция к применению

Планируем подать в кассацию, но в связи со сложившимися обстоятельствами решили подготовиться максимально, как это возможно. Есть ли у вас обзор по подобным делам? Может, есть судебные решения? Считаем, что нам нужно как-то доказать, что мы не должны самостоятельно изучать характеристики оборудования, которое указано в техническом задании, если хотим предложить эквивалент, а проводим сравнение только по тем характеристикам, которые указаны в техническом задании.
Ответ: Обзора у меня нет, честно говоря. Я с Вашей позицией согласна, заказчик приглашает Вас поторговаться, условия торга должны быть изложены в документации исчерпывающим образом. Но непонятно, что же в Вашем контракте описано? Ведь в предмете контракта должен быть описан именно тот товар, который Вы предложили (то есть пресловутый эквивалент), а не тот, который был указан в документации об аукционе.

Форум института госзакупок (москва)

  1. Пропишите в контракте штрафные санкции за поставку продукции ненадлежащего качества. Такое право устанавливается частью 8 статьи 34 44-ФЗ.
    Согласно постановлению Правительства РФ за номером 1063 от 25.11.13 размер штрафа определяется в виде фиксированного процента от итоговой цены контракта.
  2. Предусмотреть максимальное обеспечение контакта, что позволит в случае необходимости покрыть понесенные убытки.
  3. Правильно составлять описание объекта закупки. В нем должны быть четко прописаны характеристики, которые соответствуют именно тому товару, который вы хотите получить в итоге.

Такие меры помогут снизить вероятность недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств.

Что делать, если заказчик не выбирает весь товар

Внимание

А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении.


К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе. Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ.

Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика. Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме.

Экспертиза по 44-фз — приемка по госконтракту

ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет. В письме от 12.06.2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров. Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика. У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

Отказ заказчика принимать товар по 44фз

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу. Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным. Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение. Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них - обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом. Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом. По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ.

Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

Нарушения законодательства со стороны заказчиков на любом этапе закупки - явление нередкое. Однако до сих пор многие поставщики не знают, как действовать, если их права нарушены. На самые распространенные вопросы участников закупок отвечает Анна Крайнева, руководитель тендерного отдела ГК BiCo.

Если установлены излишние требования…

Предположим, заказчик выставляет излишние требования: просит предоставить лицензию, которая не нужна для выполнения условий контракта. Что делать в такой ситуации поставщику?

Избыточные требования к участникам противоречат законодательству. Например, заказчик может требовать от участника разрешения, на получение которых придется потратить немало времени и денежных средств. Например, лицензия ФСБ на работу с гостайной оформляется долго и дорого стоит, поэтому не каждый участник может ее своевременно получить. Свидетельство СРО также обходится недешево.

Важно!

Для получения лицензии ФСБ организация должна предоставить подтверждение степени секретности и ходатайство от заказчика, а ее генеральный директор - оформить допуск к гостайне и пройти соответствующее обучение.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании» (далее - Закон № 99-ФЗ) специальные разрешения выдают на те виды деятельности, в результате которых может быть нанесен ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, памятникам истории и культуры, обороне и безопасности государства. Лицензирование в иных целях не допускается.

В России выдают лицензии на 50 видов деятельности. Перечень закреплен в ст. 12 Закона № 99-ФЗ. Этот список часто меняют. Поэтому заказчики иногда допускают ошибки, требуя лицензии на те виды деятельности, которые в него уже не входят. Такие действия ограничивают конкуренцию, препятствуют открытости и прозрачности, нарушая основные принципы законодательства о закупках.

Важно!

Федеральная антимонопольная служба считает, что при проведении закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15).

И все же, оценивая действия заказчика (требования, установленные в документации) с точки зрения их правомерности, не следует забывать о том, что продукция может быть предназначена, к примеру, для нужд обороны и безопасности.

Например, один из заказчиков установил в документации требование о наличии лицензии на производство вооружения и военной техники. Участник обратился в антимонопольную службу с просьбой признать действия учреждения незаконными. Заявитель представил письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласно которому поставляемые детали и агрегаты отнесены к гражданской продукции.

И все-таки жалобу признали необоснованной в связи с тем, что запчасти заказчик приобретал для военной техники. Поэтому комиссия пришла к выводу, что действия заказчика не противоречат законодательству о контрактной системе (решение ФАС России от 29.06.2015 по делу № КГОЗ-310/15).

Если же сомнений в нарушении Закона № 44-ФЗ не возникает, поставщику в таких случаях рекомендуется действовать следующим образом. Во-первых, нужно направить запрос о разъяснении положений документации. Сделать это необходимо до окончания срока подачи заявок.

Например, при проведении аукциона подать запрос надо не менее чем за 3 дня до даты окончания подачи заявок. Заказчик должен рассмотреть обращение в течение 2 дней.

Обратите внимание, что если последний день срока поступления запроса приходится на выходной день, окончание такого срока переносится на следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2016 № Д28и-88).

Во-вторых, не бойтесь отстаивать свои права и обращайтесь в контролирующий орган: в данном случае - это ФАС России. Подавать жалобу на положения документации нужно также до того, как срок подачи заявок закончился.

Если первую часть заявки отклонили…

Как быть, если первую часть заявки на участие в аукционе отклонили неправомерно?

Прежде чем подать жалобу, нужно убедиться в том, что действия заказчика неправомерны. Ведь отклонить заявку без объяснения причин учреждение не вправе. В соответствии с Законом № 44-ФЗ причина отклонения должна быть указана в протоколе. Например, при рассмотрении первых частей заявок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной положениями Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Если в протоколе отсутствует информация о причине отклонения со ссылкой на статью Закона № 44-ФЗ, то отклонение является необоснованным и, соответственно, неправомерным.

В таком случае участнику следует оформить жалобу в ФАС. При ее составлении обратите внимание на следующий момент. Обращение обязательно должно содержать указание, какие конкретно действия (бездействие) заказчика обжалуется, а также документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Учтите, что подать такую жалобу в контрольный орган участник вправе не позднее чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок (ч. 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). Если этот срок пропущен, то можно попытаться отстоять свои права в суде.

Если плата по контракту не поступила…

Что делать поставщику, если заказчик не платит за выполненные работы, отказывается принять работу в срок без объяснения причин?

В таких случаях у поставщика должен быть следующий алгоритм действий. Начните вести претензионную работу с заказчиком в письменном виде, при этом обязательно фиксируйте входящие номера писем и даты, визируйте у ответственных лиц. Дублируйте обращения по электронной почте. При отправке претензии посредством e-mail, обязательно ставьте в копию вышестоящего руководителя.

Если учреждение не отвечает на такое обращение, то обращайтесь в судебные инстанции.

Важно!

Любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены, вправе обратиться и в прокуратуру РФ (письмо Минэкономразвития России от 09.10.2015 № Д28и-2930)..

Чтобы грамотно обжаловать отказ заказчика принять и оплатить товар, надо тщательно изучить условия контракта. Закон может быть на стороне поставщика, если учреждение, к примеру, нарушит порядок приемки товара.

В качестве примера приведу постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2015 № Ф05-12693/2015. Один из пунктов контракта гласил, что товар будет принят заказчиком в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Государственного арбитража СССР от 25.04.1966 № П-7.

Согласно этому документу принимать товар можно только в присутствии поставщика. Таким образом, заказчик нарушил одно из условий контракта, поэтому его односторонний отказ от исполнения обязательств признали неправомерным.

Порядок обжалования действий заказчика в контрольные органы

КТО Любой участник закупки, в том числе общественные объединения и объединения
ЧТО Действия (бездействие) заказчика, нарушившие законные права и интересы участника
КОГДА Протоколы - не позднее 10 дней с момента его размещения протокола в ЕИС. Положения документации - только до истечения срока подачи заявок. Итоги подведения аукциона - не позднее даты заключения контракта . Обжалование действий оператора электронной площадки - в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий
КАК В письменной форме

В государственном контракте обязательно указывается порядок, по которому госзаказчик будет принимать продукцию, результаты работы или услуги, проверяя комплектность, объем и количество (). Там же должны быть установлены и сроки приемки товара по 44-ФЗ. Устанавливает их госзаказчик, каких-либо ограничений в законе нет.

Исполненные обязательства (общие или отдельных этапов) фиксируются в документе, который и называют актом приемки товара по ФЗ-44. Его составляют, чтобы задокументировать факт перехода продукции от поставщика к покупателю.

Принять продукцию может как один сотрудник заказчика, так и специально сформированная для этого минимум из 5 человек. В последнем случае на акте ставит подпись каждый участник.

В итоге товарно-материальные ценности либо принимают, либо составляют мотивированный отказ (пример приведен в конце статьи), в котором указывают все моменты, требующие исправления. При этом учитываются предложения, разработанные ().

При несоответствии поставки покупатель имеет право не составлять отказ, если все недочеты будут устранены, а сам факт нарушений не будет препятствовать закрытию контракта.

Как составить

Госзаказчик может составить и утвердить отдельное Положение, в котором будут прописаны принципы и правила проведения такой процедуры, формы всех необходимых документов, а также порядок создания приемочной комиссии.

Акт обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Список поставленной продукции.
  2. Стоимость товарно-материальных ценностей.
  3. Бумаги, составленные в результате экспертизы.
  4. Решение заказчика с учетом экспертных замечаний.
  5. Обоснование выявленных недочетов (при наличии).
  6. Подписи заказчика или членов комиссии.

Отсутствие акта приемки товара 44-ФЗ КоАП наказывает штрафом в 20 000 рублей для должностных лиц (ч. 9 ст 7.32 КоАП). Такое же взыскание ожидает заказчика, если он не отправит поставщику мотивированный отказ.