Понятие «обращение граждан». Виды обращений

Право граждан на обращения в органы власти и иные инстанции

В обстоятельствах и при конфликтах при использовании земельного участка:

  • когда невозможно зарегистрировать его границы
  • когда не получается офрмить на него правоустанавливающие документы
  • когда происходит нарушение прав собственности

любой человек задумывается:

  1. о том, отчего это произошло
  2. как решить проблему
  3. к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснени
  4. с чего начать
  5. каким должен быть план дальнейших действий

Понятны появляющиеся вопросы:

  • чего я хочу добиться?
  • справедливы ли мои требования и претензии?
  • есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • если я посоветуюсь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • кто из должностных лиц может помочь с решением проблемы?

После размышлений о сложившейся ситуации становится ясно, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти.

Нужно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти установлена законодательно:

  • Конституцией РФ (статья 33)
  • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006)

Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан называются обращениями. Они являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.

В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.

Обратиться:

  • в любой орган власти
  • в государственное или муниципальное учреждение
  • к должностному лицу

имеют право как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие российского гражданства.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.

Право на обращение - свободное и добровольное. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

Терминология и виды обращений

Должностное лицо

Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее:

  1. или обязанности представителя власти
  2. или организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности в государственном органе или органе местного самоуправления

Виды обращений гражданина (граждан)

  1. индивидуальное или коллективное предложение
  2. заявление
  3. жалоба
  4. ходатайство
  5. индивидуальное обращение

Подаются в государственный орган, иную организацию (должностному лицу).

Излагаются в устной, письменной или электронной форме.

Обращения

1. Обращение одного гражданина

2. Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным

это обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным

2. Коллективное обращение

это обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей

Заявление

Это просьба гражданина по вопросам:

  1. содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц (например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении)
  2. нарушения законов и иных нормативных правовых актов,
  3. недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц
  4. критики деятельности органов и должностных лиц

Жалоба

Это обращение с изложением требования о восстановлении:

  • свобод
  • законных интересов

нарушенных действиями (бездействием):

  1. должностных лиц
  2. государственных органов
  3. иных организаций или граждан

Предложение

Это обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:

  1. улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц)
  2. совершенствования правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни
  3. деятельности местного самоуправления
  4. решения проблем местного значения
  5. реализации прав и свобод граждан
  6. совершенствования экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества:
    • например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности
  7. деятельности на территории муниципального образования:
    • предприятий
    • учреждений
    • организаций

Ходатайство

Это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним:

  1. определённого статуса
  2. гарантий
  3. льгот

с предоставлением документов, их подтверждающих

Петиция

Это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства

Виды обращений по способу составления

По способу составления обращения могут быть:

  • письменными
  1. излагаются в письменной форме
  2. содержат:
    • подпись гражданина (граждан)
    • указание:
      • фамилии, имени, отчества
      • данных о месте жительства или работы (учебы)
  • устными:

обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме

  1. должностному лицу государственного органа
  2. иной организации
  • повторными :

обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу

  1. в один и тот же государственный орган
  2. в иную организацию (к должностному лицу)

Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств.

Заявление

Заявление (коллективное или от частного лица) - письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц:

  • к администрации
  • к должностному лицу

по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).

Заявление адресуется конкретному должностному лицу:

  • руководителю администрации, организации
  • заместителю руководителя
  • руководителю структурного подразделения

Текст любого заявления начинается с обращения:

  • прошу разобраться в ситуации
  • прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы
  • прошу проверить состояние
  • прошу обратить внимание на следующую проблему (вопрос)

Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:

Заявление можно отправить одним из следующим способов:

  • по почте заказным письмом
  • при личной передаче в секретариат
  • по электронной почте

На 2 экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.

Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.

Обязательные разделы заявления

В заявлении должны быть:

  • наименование документа (заявление)
  • наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление
  • полное наименование должности лица, к которому обращено заявление
  • фамилия, имя, отчество заявителя
  • сведения о заявителе:
    • адрес
    • паспортные данные
    • контактный номер телефона

В правом верхнем углу нужно указать адресат (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).

Другие обязательные сведения:

  • конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления
  • в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью
  • после слова «Приложения» и перед подписью заявителя
  • дата составления заявления
  • личная подпись заявителя с расшифровкой

Примечание:

  • заявление подаётся в 2 экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял
  • один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать полностью фамилию, имя, отчество всех заявителей
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются
  • анонимные заявления не рассматриваются

Жалоба

Жалобы - однин из способов борьбы с нарушениями прав граждан и юридических лиц.. Они, вместе с тем, являются средством предупреждения таких правонарушений.

Жалобой будут являться обращения:

  • о восстановлении прав и законных интересов
  • о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения
  • об обжаловании действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства

Содержание жалоб разнообразно. Люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Жалоба может быть подана в устной письменной форме:

  • в суд
  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • должностному лицу

Цель и жалоб одна - добиться восстановления или защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.

Правом подачи жалоб обладают:

  • граждане РФ
  • иностранные граждане
  • лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России

О сроке подачи жалобы

Жалобы подаются в случаях

  • права гражданина или граждан уже нарушены
  • требуется восстановление прав

Жалобу можно подать в течение определённого срока:

  1. не позднее 3 месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав
  2. не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении (к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба)

При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.

Требования к составлению жалобы

В тексте жалобы не должно быть:

  • материалов клеветнического характера
  • выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин

Как оформляется жалоба?

Документ должен содержать:

  • адресат получателя
  • данные отправителя
  • указание заинтересованных сторон (обычно для судебных документов)
  • изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя:
    • со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа)
  • требования:
    • устранить нарушения
    • привлечь к ответственности
    • выполнить конкретные действия:
    • пересмотреть судебное дело
    • отстранить от работы сотрудника
  • подпись под текстом жалобы:
    • без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается
  • дату подачи жалобы
  • дополнительные документы, прилагаемые к жалобе:
    • их перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения»
    • разместить перечень документов под содержанием жалобы перед подписью

Нужно учитывать, что:

  1. просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в который подаётся жалоба
  2. требования, выставленные в жалобе, не должны быть взаимоисключающими

Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.

Не будут рассматриваться жалобы, если невозможно установить автров приложенных к ним документов. Такие документы считаются анонимными.

Ходатайство

Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:

  • в какую-либо общественную организацию
  • в государственный орган
  • в вышестоящую инстанцию

Ходатайство подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:

  • действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику
  • руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия

Ходатайство - один из видов обращений в государственные органы. Подача ходатайства допускается лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ.

Например, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию

  • иностранным лицам
  • лицам без гражданства

получить которое можно на на сайте госуслуг .

В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:

  • выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания
  • обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства
  • значимым для конкретного судебного процесса
  • иметь прямое отношение к делу

Отклонение от рассмотрения ходатайств, поданных по судебным разбирательствам, - нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).

Петиция

Петиция - официальное прошение. Подаётся индивидуально или в коллективном виде:

  • в органы государственной власти
  • органы местного самоуправления

в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.

В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.

Петиции в странах, где разрешено выдвижение петиций, - один из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

Возможность выдвижения петиций в России

Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).

Петиции подаются с помощью ресурса «Российская общественная инициатива».

Этот портал позволяет:

  • охватить немалую аудиторию
  • собрать большое число подписей

Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.

Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность - объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.

Петиция - официальное изложение воли большого числа граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.

Жалоба - это способ борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми те сталкиваются. Жалуются и на чиновников, и на действия лиц, не обладающих властными полномочиями. Отсюда и существенная разница между различными заявлениями.

Законодательное регулирование

В РФ жалоба означает широкий перечень заявлений граждан и всевозможных организаций. Их направляют в административные органы, в полицию, прокуратуру, в суды. Из-за этого правила написания бумаги значительно отличаются.

Чтобы сделать все правильно, следует обратить внимание на ряд нормативных актов, это:

  • Закон об обращениях граждан.
  • Закон о прокуратуре.
  • Положения, инструкции, постановления, акты, принятые иными органами.

Вдобавок налажена практика принятия административных регламентов. Они объединяют в себе положения разных актов, содержат образцы документов и описывают порядок действий чиновников.

Все перечисленные нормативные акты являются, по сути, основой, которая дает ориентиры для правильного составления документов.

Общие правила написания

Жалоба - это официальная бумага и должна соответствующе выглядеть. Текст пишут на альбомных листах. При составлении активно пользуются компьютерами. Тем не менее закон не ограничивает заявителей в праве воспользоваться ручкой. Цвет пасты также не имеет значения.

Нежелательно допускать исправления и зачеркивания, но чиновник не имеет права отказаться рассматривать заявление по этой причине. Иное дело, если невозможно разобрать написанное. Не менее важно соблюдение правил орфографии и пунктуации, чтобы текст не утратил смысл, вложенный автором.

Жалобу, не рассмотренную из-за невозможности прочтения, разрешается направить снова. С судом все иначе. В определении указывается, что в заявлении не так, дается время на исправление недостатков. Не вовремя поданные исправления приведут к возвращению материалов отправителю.

Автору следует подойти взвешенно к объему информации. Избыток сведений или недосказанность делают документ бессмысленным. Нельзя забывать, что жалоба - это средство донести до власти свое видение проблемы и способы её решения. Изложение сухих фактов и ссылки на закон - значительная часть успеха. В то же время не стоит насыщать текст эмоциями.

Как правильно оформить

Жалоба - это документ, состоящий из следующих пунктов:

  • адресат;
  • отправитель;
  • заинтересованные стороны (чаще указываются в судебных документах);
  • изложение обстоятельств, фактов, свидетельствующих о нарушении прав заявителя;
  • ссылки на законодательство (название, номера, пункты законов или нормативных актов, относящихся к проблеме);
  • требования (привлечь к ответственности, устранить нарушения, совершить конкретные действия);

Просьбы формулируются с учетом полномочий чиновников. Конечные требования не должны быть взаимоисключающими.

Так, например, полицейский не вмешивается в действия органов жилищного надзора, и наоборот. Заявителю разъясняется, куда ему обращаться в его случае.

Если прилагаются дополнительные документы, под текстом излагается их перечень.

Подача жалобы через представителя обязывает его предъявить доверенность и приложить её копию.

Как направлять бумаги адресату

Предусмотрено три способа:

  • почтой;
  • лично;
  • через представителя.

На практике имеет место передача документов через курьера или нарочного, но такое разрешается не везде.

Письма через почту желательно направлять с уведомлением. Так именуется карточка, возвращаемая отправителю. Она подтверждает получение адресатом письма. Принимающее лицо ставит свою подпись.

Опись с вложением кажется более надежным вариантом, но так лучше не делать. Адресату из ближайшего отделения почты направляется извещение, само письмо остается на почте, пока за ним не явятся. Часто письма так никто не забирает, и они возвращаются отправителю. Неважно, это жалоба на решение суда или бумага иного рода.

Почтовые отправления с уведомлением же непосредственно доставляются в организацию-адресат.

Личная передача организована в канцелярии согласно расписанию. Если ведется личный прием, нередко заявление передается чиновнику напрямую. На копии принявшее лицо ставит свою подпись и дату, подтверждающие принятие заявления.

Представитель действует по доверенности. Она оформляется или по месту жительства в управляющей компании, или нотариусом.

Электронные жалобы

В последние годы предоставляется возможность подать жалобу через Интернет. Правда, требуется в ряде случаев наличие цифровой подписи, подтверждающей подлинность электронных заявлений. Так, например, подаются иски через Интернет.

На сайт главы государства материалы отправляются без дополнительных требований, подобным образом дело организовано на сайте МВД, ФССП, прокуратуры и некоторых других служб.

Особенности обращений в прокуратуру

Если заявления от граждан носят общий характер, на них распространяется Закон «Об обращениях граждан».

Прокуратура занимается проверкой решений чиновников, она не подменяет собой иные органы. Если проблемой еще никто не занимался, документы передаются по принадлежности. О чем непосредственно прокуроры сообщают на приеме.

В рамках уголовного дела подать жалобу разрешается или прокурору, или начальнику следственного отдела или на выбор. Порядок действий, требования к жалобе предусмотрены УПК. Минуя перечисленные инстанции, заявитель имеет право обращаться в суд напрямую.

Как обратиться в полицию, СК и ФСБ

Полиция принимает жалобы в форме обычных заявлений и о преступлении. Первая категория касается административных правонарушений. Заявления о преступлениях фиксируются в специальном журнале. Автор предупреждается об ответственности за о чем в заявлении пишет своей рукой. Выдается талон о принятии заявления. При приеме в полиции его, кстати, пишут от руки на бланке, так полиция себя защищает от обвинений в фальсификациях.

Жалобу или заявление не запрещено отправить и по почте или через представителя, если нет возможности явиться лично.

Желательно сообщить о преступлении в орган, который его будет расследовать. Если сведения о преступлении попадают не по адресу, материалы передаются для проверки надлежащему лицу.

Жалоба на постановление инспектора ГИБДД или другой службы подается также в системе органов МВД.

Действия сотрудников комитета и органов безопасности по приему жалоб идентичны алгоритму действий полицейских. Эти вопросы регулируются одним законом, могут отличаться ведомственные акты. Разница между ними не существенна.

Особенности обращений в суд

Судьи, в отличие от административных органов, полиции и прокуратуры, работают исключительно на основе заявлений. Они оформляются в виде жалоб, исков, представлений (так именуются жалобы, поданные прокурорами).

Оформление зависит от формы производства (уголовное, гражданское, административное, арбитражное, материалы по КоАП).

Время, отведенное на обращение с жалобой, разнится - от нескольких дней до лет.

Процессуальные кодексы содержат четкие требования к содержанию заявлений. В уголовном процессе жалоба в суд подается в одном экземпляре, без приобщения документов. Конечно, лучше их приобщить. Это пойдет на пользу и суду, и заявителю.

Особенности обращения в суд по гражданским и административным делам:

  • количество копий жалобы и приобщенных документов согласно числу сторон;
  • изложение обстоятельств;
  • нарушения закона;
  • оплата госпошлины (размер предусмотрен Налоговым кодексом).

Последнюю не платят при подаче жалоб по административным материалам (КоАП) и уголовным делам. Льготы предусмотрены заявителям по некоторым категориям гражданских и административных дел.

Насколько жалоба в суд более эффективна, определяется конкретной ситуацией. Тем более что в РФ решение первой инстанции обжалуется через ряд вышестоящих уровней системы.

Помощь юриста

Она заключается в ряде моментов:

  • выбор актов, которыми следует руководствоваться;
  • факты, имеющие значение;
  • доказательства, которые уже есть у человека и которые надо истребовать.

Юрист может разъяснить, как написать жалобу, или сделать это вместо обратившегося лица.

Распространен смешанный подход - люди стараются делать все сами, прибегая к консультациям, где без этого не обойтись. Тем более что интернет предлагает широкий выбор ресурсов, на которых юристы предлагают свою помощь в разъяснении законов бесплатно.

Как написать жалобу, разъясняется на сайтах государственных организаций, в частности судов. Там прямо предлагается скачивать бланки жалоб и заявлений. Так легче и гражданам, и чиновникам.

В целом написать заявление по поводу нарушения своих прав несложно, информации предостаточно. Если же в чем-то не удается разобраться, можно обратиться к специалистам.

согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАЛОБА

обращение лица о нарушении решениями и действиями (бездействием) органа или должностного лица прав, свобод или законных интересов гражданина. В результате таких решений или действий (бездействия): нарушаются права, свободы или законные интересы гражданина; создаются препятствия к осуществлению его прав, свобод или законных интересов; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность; гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Законодатель допускает, что Ж. могут быть как индивидуальными, так и коллективными. При этом, жалобы должны быть собственноручно подписаны лицами, их подающими. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ. В целях своевременного рассмотрения Ж. граждан установлены следующие правила: Ж. подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия (бездействие) которых обжалуются; государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и др. должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в Ж., направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Запрещается направлять Ж. граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Ж. граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Право гражданина СССР подать Ж. на незаконные действия должностного лица или государственного учреждения, как и обязанность соответствующего органа рассмотреть эту Ж. по существу и принять надлежащие меры, является одной из важнейших гарантий законности в управлении.

В СССР на подачу Ж. имеют право все граждане без исключения. Она может быть подана и по поводу действий должностного лица, не имеющего непосредственного отношения к личным интересам самого жалобщика. В Советском государстве нет каких-либо ограничений для круга должностных лиц и учреждений, на действия которых приносятся Ж. Не ограничен и круг действий, которые могут быть обжалованы. Таким образом, право Ж. в Советском государстве имеет ту принципиальную особенность, что, с одной стороны, Ж. является средством защиты прав и законных интересов граждан в случае их нарушения, а с другой, – правомерная Ж. способствует улучшению работы советского государственного аппарата.

Заявления и письма помогают вскрывать и устранять многие непорядки и неправильные действия, разоблачать нечестных людей, допускающих злоупотребления, расхитителей государственной и общественной собственности. Отсюда следует, что правильная организация дела приема и рассмотрения Ж. и принятия по ним необходимых мер имеет важное значение для укрепления социалистической законности и охраны прав и законных интересов граждан СССР, государственных и общественных учреждений и организаций.

В советском социалистическом государстве установлены организационно-политические и правовые гарантии, обеспечивающие своевременное рассмотрение Ж. и принятие по ним необходимых мер: ответственность за организацию приема и своевременное разрешение Ж. возложена лично на руководителя учреждения; установлены часы приема посетителей ответственными работниками учреждения; введен точный учет поступления и движения Ж.; установлена дисциплинарная и уголовная ответственность работников учреждений, виновных в утере Ж. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешенная Ж. они должны рассматриваться в тех органах, к компетенции которых относится вопрос, затронутый в Ж. Жалобы должны разрешаться в установленные сроки: в республиканских, краевых (областных) органах – до 1 месяца, в районных и городских органах – до 20 дней, а Ж. военнослужащих соответственно – до 15 и 7 дней со дня подачи Ж. Вопрос о Ж. считается разрешенным лишь после принятия всех мер, указанных в постановлении органа, разрешающего Ж.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.

Конфликтные ситуации в процессе общения и взаимодействия между субъектами возникают всегда и письменный обмен жалобами и заявлениями считается цивилизованным способом их решения. Разница между этими двумя документами существенна.

Что такое жалоба

Жалоба является требованием в письменном виде при обращении к госоргану уполномоченному к устранению определенного вида ущемленных прав и законных интересов граждан. Жалобы подаются в результате возникновения административно-правовых отношений.

Право любого гражданина на защиту заключается в праве ни обжалование всех незаконных действий и решений.

Жалобы квалифицируются в два варианта по сути возникающих отношений:

  1. Административная жалоба подаётся в органы ПА, как жалоба на действия и решения представителей ПА.
  2. Судебные жалобы, подаваемые в суды верхней инстанции.

Административная жалоба в свою очередь подразделяются на:

  • Общие административные жалобы, урегулирование вопросов производится на основании ФЗ о порядке.
  • Специальные, которые требуют урегулирования иными НПА.

Судебные жалобы имеют ряд специфических особенностей.

  1. Жалобу в инстанцию суда возможно подать после административной, в качестве обжалования решения, бездействия или незаконного действия.
  2. Возможно сразу подать жалобу в суд.
  3. Подача жалоб обоих вариантов одновременно: административной и судебной.

Характеристика жалоб

Для подачи жалобы необходимо достижение возраста административно-правовой дееспособности согласно законам РФ и конституционных прав по достижении шестнадцати лет .

Специфическая черта жалобы, что подается она либо должностному лицу высокого ранга, либо в вышестоящий орган по отношению к тому на чьи действия данная жалоба распространяется.

Сроки реализации подачи общей жалобы не регламентируются законом.

Жалобы затрагивающие вопросы подсудности подаются:

  • В арбитражные суды, решение вопросов связанных с решением экономических вопросов в результате коммерческой деятельности.
  • Военные суды, вопросы возникающие в ходе несения воинской службы на органы военного управления или командующего состава.
  • Суды решающие вопросы общей юриспруденции.

Что такое заявление

Официальное обращение одного или нескольких гражданских лиц, в органы управления государственной власти или местного самоуправления, администрацию юридического лица называется заявлением.

Характерные черты заявления

  1. Заявление не связывается с каким-либо нарушением прав, либо ущемлением каких-либо законных интересов.
  2. В содержании отсутствует просьба действий по отношению к устранению нарушений любого характера.
  3. Заявление целенаправленно имеет в своем основании цель реализации законных прав и интересов заявителя.
  4. Устранение недостатков в деятельности организаций и предприятий.
  5. Подаются в письменной и устной форме.
  6. Порядок рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения административных жалоб.

Сроки рассмотрения и права лиц, подающих жалобу или заявление

Зачастую жалобы и заявления в настоящие время остаются без ответа. Тем не менее существует строгий регламент данной процедуры. Знание установленных законом РФ временных границ дает право требования соблюдения этих норм и при бездействии даёт право на обращение в прокуратуру.

  • Срок рассмотрения письменной жалобы или заявления не может превышать тридцати суток . Днем начала этого временного промежутка является день регистрации жалобы или заявления в канцелярии.
  • Для соблюдения данного регламента, желательно иметь копию, с отметкой о принятии или второй экземпляр с аналогичной отметкой на руках.
  • Необходимо знать должность, ФИО принявшего жалобу или заявление.
  • Исключением являются жалобы и заявления, несущие в себе информацию о нарушении миграционного законодательства срок их рассмотрения, ограничивается двадцатью днями.
  • Срок продления для рассмотрения заявлений или жалоб граждан обязывает от госорганов или иных ответчиков отправление извещения заявителю, о наличии необходимости получения дополнительной информации по интересующему вопросу, которая требует дополнительных запросов в другие организации. Запросы и извещения отсылаются одновременно. Информация может быть отправлена заявителю по почте или в электронном виде на адрес электронного почтового ящика.

Права заявителя:

  1. В течении всего срока рассмотрения предоставлять документы и информацию в орган, который занимается рассмотрением жалобы или заявления.
  2. Имеет право ознакомления с документами по решаемому вопросу, если это не противоречит нормативным актам.
  3. Возможность получить помощь в случаях невозможности получить какие-либо документы без официальных запросов.
  4. Требовать соблюдение тридцатидневного срока.
  5. В случае подачи заявления или жалобы не в уполномоченный орган по решению вопроса, данный орган должен уведомить об ошибке заявителя и переслать жалобу в орган, в чьем ведении находится решение вопроса.
  6. При бездействии заявитель вправе подать жалобу в вышестоящие инстанции.
  7. Имеет право написать заявление о прекращении рассмотрения.

Отличия жалобы и заявления.

  1. Различия положения субъектов права процессуального вида.
  2. Исковая жалоба подается исключительно в письменном виде установленной формы, заявление возможно подать в устной форме или свободной письменном варианте.
  3. Судебные жалобы рассматриваются с соблюдением строгих сроков регламента, установленного ГПК РФ.
  4. Судебный иск должен подаваться только в случаях возникновения споров о правах, то есть лицо его подающее уверено, что его права и интересы защищены законом\, Ст.134 дает право отказа в принятии иска. Заявление принимается в любом случае, поскольку не несет в себе требований, а содержит просьбу реализовать свои права и интересы.

Право на обращение в вышестоящие органы, органы госвласти и самоуправления закреплено для гражданина Конституцией РФ, документом, подтверждающим действенные формы защиты личных прав. Форма обращение может быть индивидуальной или коллективной.